Учадзе Л. Г.
Влияние мотивации достижения успеха на эффективность деятельности
менеджера
Для выявления особенностей влияния мотивации достижения на эффективность профессиональной деятельности, выполняемой специалистами различного плана, мы считаем целесообразным определить и проанализировать, какие моменты данной деятельности человека можно относить к ситуациям достижения, какие критерии позволяют судить об успешности и эффективности деятельности отдельной личности.
Достижение - это категория, которая рассматривается современной наукой в рамках многих сфер деятельности. Эта категория является значимой всегда, когда мы имеем дело с достижением цели. Но при этом необходимо обращать внимание: рассматривается ли достижение как процесс добиться, достичь чего-либо; или как результат - ценность и значимость достижения как такового.
Для ситуации деятельности достижения относительно самой деятельности были выдвинуты пять условий, при одновременном присутствии которых действия переживаются субъектом или воспринимаются наблюдателем как относящиеся к деятельности достижения. Речь идет о следующих критериях.
1) Деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат.
2) Данный результат должен оцениваться качественно или количественно.
3) Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти; по меньшей мере, деятельность не может осуществляться без определенных затрат сил и времени.
4) Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным.
5) Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [4].
Необходимо отметить, что существуют сферы жизни, в которых преобладают ситуации, связанные с деятельностью достижения, например, сфера образования и профессиональная деятельность в современном индустриальном обществе. Остальные ситуации, связанные с деятельностью достижения, их социальный контекст, значимость по отношению к ситуациям деятельностей другого рода, конкретное содержание, несомненно, во многом связаны с культурой и эпохой.
Следует отметить, что во многих исследованиях категория «достижения» всегда рассматривается в связке с категориями «успех» и «успешность». Акцент часто делается на социальные особенности успеха. В то время как особого внимания заслуживают личностные и внутренние детерминанты успеха и успешности деятельности. Еще А.Н. Леонтьев, описывая феномен сдвига мотива на цель, отмечал, что достижение цели успешнее в том случае, когда она личностно и жизненно важна для человека. Некоторые цели способны приобрести значение мотива. Сначала человек осуществляет действие ради чего-то, ради какого-то мотива, затем эти цели или эта генеральная, генерализованная, обобщенная цель превращается в мотив действия. Происходит
приобретение целью сознательной побуждающей и смыслообразующей функции [2]. С.Л. Рубинштейн писал: «Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, чем об успехе» [3, с. 468]. По его мнению, успешность или неуспешность выполняемой деятельности всегда обуславливается ее значимостью и одновременно, так или иначе, может изменять психологические условия ее протекания. Влияние как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности, от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним.
Необходимо отметить, что понятие «эффективность» деятельности следует отличать от понятия «результативность». Если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены (например, по количеству произведенной продукции или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и т. п.), то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие «результативность» не может применяться как синоним понятия «эффективность». Особый интерес представляет собой измерение эффективности учебной деятельности. В данном случае, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т. е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т. е. количества усвоенной информации). В исследованиях отмечаются такие психологические критерии эффективности деятельности: отношение к выполняемой деятельности, интеллектуальные и специальные способности индивидов, уровень мотивации деятельности. Сделаем больший акцент на анализе мотивации как значимом критерии эффективности деятельности.
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т.е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Исследователи многих стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на эффективности деятельности человека, точнее говоря, на адаптации к задачам, которые непрерывно ставит перед ним среда.
В работах Д. Линдслея показано, что когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Е. Даффи установила, что результаты детей, которые были чрезмерно напряжены, оказались хуже. Она высказала мысль о существовании оптимума напряжения, зависящего от задачи и индивидов. Г. Фримен в результате своего эксперимента смог вывести кривую оптимума активации, свидетельствующую о том, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. В более поздних экспериментах он связал ухудшение эффективности с эмоциональной реакцией.
Особо следует выделить эксперименты Р. Иеркса и Дж. Додсона, которые не только продемонстрировали оптимум мотивации, но и показали его зависимость от трудности задачи. Закон Иеркса-Додсона сформулирован следующим образом: с увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную
скорость научения, приближается к пороговой величине. Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушения поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах. Таким образом, вследствие увеличения интенсивности мотивации, качество деятельности сначала увеличивается, но после прохождения точки наиболее высоких показателей успешности деятельности (оптимума мотивации) постепенно уменьшается.
В исследованиях мотивации достижения ученые также приводили подобные результаты (Дж. Аткинсон и др.). В своих последних работах Дж. Аткинсон, ссылаясь на закон Йеркса-Додсона, приходит к выводу о том, что связь результативности деятельности с мотивацией достижения имеет нелинейную, образную форму, причем оптимум соответствует средней мотивированности, а низкая и высокая мотивация соответствуют двум пессимумам. С ростом мотивации (соответственно, активности и усилий) эффективность деятельности постепенно увеличивается до определенного уровня, а, начиная с некоторого показателя мотивации (оптимума), - уменьшается. При очень высокой мотивации достижения растут напряжение, тревожность, стресс, которые приводят к дезорганизации деятельности. Когда человек ощущает большую ответственность или слишком боится наказания, то возможно снижение уровня достижений. А если чувство ответственности или страх наказания выражены умеренно, то это является позитивным побуждающим фактором и увеличивает эффективность деятельности. В свою очередь, низкая мотивация достижения не оказывает должного мобилизирующего действия.
Таким образом, с увеличением мотивации достижения качество выполнения деятельности и уровень достижений увеличиваются, но если уровень мотивации переходит границы, эффективность деятельности ухудшается. При избыточной мотивации достижения следует ожидать снижения производительности деятельности и уровня достижений.
Исследование, проведенное отечественными психологами, показывает, что детерминация результативности деятельности в зависимости от мотивации достижения является достаточно сложной. В.И. Степанский описывает исследования, свидетельствующие о том, что при хорошей регуляции деятельности ее итоговая результативность действительно зависит от соотношения мотиваций достижения и избегания [1]. В то время как при сниженном уровне регуляции деятельности характер мотивации испытуемых практически не оказывает влияния на их результативность - она низкая как при сильной мотивации достижения, так и при преобладании мотивации избегания.
Мотивация может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильная - слабая»), но и качественно. Под качественными характеристиками мотивации мы, прежде всего, имеем в виду соотношение внутреннего и внешнего в мотивах поведения и деятельности человека. Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна, так как именно эти особенности могут способствовать улучшению эффективности выполняемой деятельности, даже, несмотря на ее спад, описываемый законом Йеркса-Додсона. Личностно-значимая деятельность с осмысленной мотивацией имеет больше шансов завершиться успешно и результативно, чем деятельность, побуждаемая исключительно внешними мотивационными отношениями. Необходимо отметить, что каждый вид деятельности отдельного человека может активироваться благодаря нескольким видам мотивации, или успешно сочетающимся, или компенсирующими друг друга. В связи с этим обстоятельством необходимо отметить, что мотивация, имеющая
компенсаторный характер, оказывает скорее негативное, чем позитивное влияние на выполняемую деятельность, так как она чаще всего может сопровождаться неадаптивным эмоциональным поведением личности. Следовательно, при исследовании особенностей влияния мотивации на деятельность необходимо анализировать характер ее модальности. Очевидно, что положительные мотивы более эффективны, чем отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны.
Анализируя особенности мотивации достижения, можно отметить, что по критерию обусловленности внешними и внутренними факторами мотивы, сопутствующие ситуации достижения успеха, часть исследователей относят к социально обусловленным, то есть внешним (П.М. Якобсон, Ш.Н. Чхартишвили, И.В. Имедадзе и др.), а это позволяет рассматривать мотивацию достижения как внешнеорганизованную. В современных исследованиях мотивация достижения выступает как внутренний мотивационный фактор регуляции принятия решения человеком. Следовательно, мотивы достижения могут выводиться на личностно значимый уровень. Если рассматривать модальность, то мотивацию достижения можно расчленить на следующие составляющие: мотив достижения успеха как положительная составляющая, соответственно, способствующая эффективной деятельности; и мотив избегания неудачи как отрицательная составляющая, обуславливающая снижение эффективности выполняемой деятельности.
Следовательно, при анализе процессов профессиональной подготовки будущих специалистов требуется определить, к какому уровню сложности относятся задачи, выполняемые человеком в рамках учебной и будущей профессиональной деятельности, как сорганизуются эти виды деятельности в общей иерархии взаимодействия субъекта с окружающим миром. Какие типы психической регуляции (индивидный или личностный) опосредствуют это взаимодействие. Какой оптимум мотивации достижения характерен для учебной деятельности студентов, а также для их будущей профессиональной деятельности. Исходя из полученных данных, строить процесс профессионального образования.
Необходимо отметить, что важнейшим аспектом профессионального развития человека, а также общей проблемы развития личности, является проблема успешности личности, отношения к собственному успеху. На данный момент существует много исследований, свидетельствующих о возрастании у студентов мотивов, связанных с карьерой, желанием достигнуть успеха.
Профессиональная деятельность менеджера, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за функционирование коллектива и организации в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает менеджер в процессе сложного взаимодействия с клиентами, постоянное проникновение в суть проблем коллектива, клиентов, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психическое и физическое здоровье менеджеров.
Следовательно, для планирования и прогнозирования успешной и эффективной деятельности менеджеров, а также для гармоничности их психического здоровья необходимо определение такого уровня мотивации достижения, при котором наблюдалось бы наиболее оптимальное сочетание таких параметров как личностная интернальность, адекватность самооценки и уровня притязаний личности, удовлетворенность выполняемой работой, и, конечно же, адекватный уровень выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи.
Анализ особенностей влияния мотивации достижения на эффективность деятельности менеджера, позволил сделать следующие выводы.
Максимальной эффективности деятельности, выполняемой индивидом, соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации достижения. Для каждого вида деятельности существует свой уровень мотивации. Очень важно установить данный уровень мотивации именно для учебной и будущей профессиональной деятельности. Достаточный уровень исполнения деятельности наблюдается при сочетании хорошей регуляции и мотивационном соотношении в пользу мотива достижения успеха.
Профессиональная деятельность менеджеров относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью. При этом эффективность профессиональной деятельности зависит как от внутренних (личностных, мотивационных) факторов, так и от внешних (нормативных требований, операциональных особенностей деятельности достижения и т. д.).
В современных исследованиях мотивации профессиональной деятельности менеджеров акцент делается, прежде всего, на аспектах работы с людьми. В то время как большое значение не только для эффективности и успешности выполняемой деятельности, но и для личной гармоничности и эмоциональной адекватности имеют особенности личностной мотивации менеджеров. Немалую роль при этом играют особенности мотивации достижения, самооценки и уровня притязаний личности.
Литература
1. Конопкин О. А., Степанский В.И. Обратная связь и критерий успеха как факторы саморегуляции скорости реагирования. // Сборник «Всесоюзная научная сессия НТОРЭС им. АС. Попова». - М.: МТУСИ, 1973. - С. 12 - 13.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 303 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
4. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau-Setzung. Psychologishe Forschung, 1955, pp. 118 - 154.