УДК 377.354
ВЫБОР МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
А.В. Николаенко
Аннотация. В статье на основе анализа существующих в педагогике подходов представлен к обсуждению термин «метод профессионального обучения». Автор на примере подготовки персонала опасных производственных объектов демонстрирует технологию выбора методов обучения в зависимости от решаемых производственных задач. В основе рассуждений лежат положения системного классификатора моделей образования и матрицы деятельности человека. Удачный выбор метода обучения предопределяет успех в предстоящей деятельности уже на этапе подготовительных работ по её осуществлению.
Ключевые слова: метод профессионального обучения, классификатор методов образования, модель деятельности человека, подготовка, персонал опасных производственных объектов, выбор методов обучения.
THE CHOICE OF VOCATIONAL TRAINING METHODS FOR
PERSONNEL TRAINING ON HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES
A. Nikolaenko
Abstract. Based on the analysis of existing approaches in education the article presents the "vocational training method" term. The teaching methods selection process depending on production targets to be achieved is demonstrated on the example of personnel training on hazardous production facilities. The discussion is based on the provisions of the system classifier of education models and the human activity matrix. Choice of the training method predetermines the success in future activities at the preliminary stage.
Keywords: vocational training method, classifier of education methods, model of human activities, training, hazardous production facilities personnel, choice of teaching methods.
Цель исследования - выявить методы профессионального обучения персонала опасных производственных объектов (ОПО) и обосновать выбор в контексте формируемой деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть существующие подходы в современной методологии к трактовке термина «метод обучения»;
- сформулировать определение термина «метод профессионального обучения»;
- выявить методы обучения персонала ОПО, эффективно работающие на разных этапах подготовки;
- раскрыть содержание методов обучения.
За последние пятьдесят лет современная
дидактика пережила целый бум в методологии обучения. Это объясняется стремительным развитием экономик развитых стран в послевоенный период прошлого столетия. Давно уже не секрет, что при смене социального строя и экономических устоев государства в первую очередь происходят изменения в их образовательной среде.
Эти неизбежные процессы привели к активизации педагогической мысли в системе образования. Поиск новых методов обучения привёл к тому, что на сегодняшний день их
существует огромное множество. Одних только трактовок термина «метод обучения» - порядка трёх десятков. Как правильно отмечает В.А. Сластенин: «В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения» [10, с.328].
В разные периоды отмечались разные подходы к самому понятию «метод обучения». И здесь мы соглашаемся с позицией И.П. Подласого [9, с.201]. Если речь идёт о деятельности педагога, то имеют место методы преподавания. Если о деятельности учащихся -методы учения. В нашем же случае методы обучения подразумевают, несомненно, совместную деятельность, как
преподавательского состава, так и субъекта обучения. C этих позиций можно привести формулировку Ю.К. Бабанского: «Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [2, с.23]. Способ, конечно, соотносится с методом достижения какой-либо цели, но с позиции совокупности действий преподавателя и учащегося логичнее было бы говорить о процессе.
Для оперирования в системе профессионального обучения мы предлагаем ввести своё определение. Метод профессионального обучения - совокупность приёмов практического и теоретического познания человеческой деятельности в процессе передачи профессионального опыта.
Отсутствие определённости в терминологии отразилось и на классификации методов обучения. Насчитывается более пятидесяти авторских точек зрения по этому вопросу: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский, Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, И.Т. Огородников, Л.П. Михалева, М.И. Махмутов и т.д.
Наиболее приемлемым для нашего исследования в системе профессионального обучения мы считаем «Полный системный классификатор методов образования» [1, с.8]. В основе классификатора лежит упрощённая модель процесса образования [1, с.10]. В зависимости от открытости или закрытости одного из четырёх элементов - начальные условия, пути решения, предполагаемый результат, промежуточные задачи -осуществляется подбор методов образования. Для облегчения нашей задачи в дальнейшем исследовании остановимся на первых трёх компонентах и введём соответствующую кодировку. Так, при открытии всех трёх компонентов получим УУУ. При закрытых начальных условиях получим, соответственно, 0УУ. Открытие или закрытие промежуточных задач не ограничивают наш выбор.
От выбора того или иного метода обучения определяется успех во всей образовательной деятельности и вольный подход в этом вопросе никак не допустим. Существенный вклад в решение этой задачи внёс И.П. Подласый. Он систематизировал критерии, определяющие выбор методов обучения и представил их согласно иерархии [8, с.508], где главенствующие позиции заняли цель обучения, уровень обучения, уровень мотивации.
Однако практика показывает, что выбор методов обучения на сегодняшний день продолжает оставаться камнем преткновения для широкого круга преподавательских кадров. Как показывают исследования доктора педагогических наук О.М. Железняковой и Л.И. Петриевой, 97% учителей продолжают работать по старинке, им банально не хватает квалификации чтобы разобраться в методологии [3]. Ещё более удручающее состояние дел в системе профессионального обучения, где преподавательский состав
зачастую не имеет педагогического образования, а уровень педагогического минимума желает лучшего.
Для выбора методов обучения при подготовке персонала опасных
производственных объектов (ОПО) обратимся к предложенной нами «матрице моделей деятельности человека» [6, с. 112]. С позиции продуктивности действий персонала на производственных объектах целесообразно рассматривать следующие модели
деятельности:
- рассудочная деятельность;
- привычно-автоматизированная деятельность - автоматизмы;
- эмоциональная деятельность;
- рефлекторная деятельность;
- сверхсознательная деятельность-интуиция.
Такой выбор объясняется тем, что в выбранных моделях поведенческая
деятельность персонала зависит от уровня его подготовленности.
При рассмотрении моделей деятельности человека [6, с.111] мы исходили с позиции трёх компонентов: образ восприятия, образ действия, образ цель. Наличие всех трёх компонентов в модели соответствует кодировке XXX. Отсутствие, например, образа действия -Х0Х.
Анализ подготовки персонала ОПО указывает на необходимость внесения изменений в содержание образовательной деятельности. В зависимости от решаемых производственных задач персонал выполняет свои обязанности в условиях, определяемых наличием и силой опасных производственных факторов. При эксплуатации ОПО нами были описаны три сценария, характеризующие условия деятельности персонала [4, с.294]:
1. Обычные условия - простой оборудования ОПО.
2. Особые условия. Персонал располагается в охранных зонах ОПО и решает задачи по сохранности этих зон от третьих лиц и поддержания технологического процесса.
3. Экстремальные условия. Кратковременное нахождение персонала в опасных зонах возможно в аварийных ситуациях и при ликвидации последствий аварий.
Исходя из условий деятельности, модели деятельности и положений «внешнего классификатора методов образования» [1, с.17], мы сформулировали методы обучения приемлемые в подготовке персонала ОПО, см. табл. 1.
Таблица 1. - Методы обучения при подготовке персонала ОПО
№ Условия деятельности персонала ОПО Модель деятельности персонала Метод обучения
1 Обычные условия -простой оборудования ОПО Рассудочная деятельность, X0X Эвристический метод обучения, ЭВР -(Y0Y)
Проблемный метод обучения, ПРБ - (Y0Y)
Привычно-автоматизированная деятельность -автоматизмы, XXX Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения, РПР - (YYY)
Программированный метод обучения, ПРГ-(YYY)
2 Особые условия -деятельность работников ОПО в охранных зонах Рассудочная деятельность, X0X Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения, РПР - (УУУ)
Привычно-автоматизированная деятельность -автоматизмы, XXX Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения, РПР - (УУУ)
Эмоциональная деятельность, XX0 Репродуктивно-игровой метод обучения, РПР-ИГР - (УУ0)
Программированно-игровой метод обучения, ПРГ-ИГР - (УУ0)
3 Экстремальные условия -деятельность работников ОПО в опасных зонах Рассудочная деятельность, X0X Объяснительно-иллюстративный метод обучения - (YYY)
Привычно-автоматизированная деятельность -автоматизмы, XXX Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения, РПР - (УУУ)
Эмоциональная деятельность, XX0 Репродуктивно-игровой метод обучения, РПР-ИГР - (УУ0)
Программированно-игровой метод обучения, ПРГ-ИГР - (УУ0)
Рефлекторная деятельность, 0X0 Контекстно-репродуктивный метод обучения, КНТ-РПР - ^0)
Контекстно-программированный метод обучения, КНТ-ПРГ - ^0)
Сверхсознательная деятельность — интуиция, 0XX Модельно-репродуктивный метод обучения, МОД-РПР - (0УУ)
Модельно-программированный метод обучения, МОД-ПРГ - (0YY)
Рассмотрим содержание приведённых методов обучения.
1. Обычные условия - простой оборудования ОПО.
Персонал ОПО занимается подготовкой оборудования к эксплуатации. В условиях отсутствия опасных производственных факторов можно рассматривать две модели поведения персонала.
1.1. Рассудочная деятельность.
Согласно модели деятельности X0X начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата закрыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют эвристический и проблемный методы.
1.1.1. Эвристический метод обучения (Y0Y), промежуточные задачи открыты.
Эвристический метод обучения может использоваться при прохождении курса общей подготовки с изучением конструктивных элементов оборудования. По ходу изложения материала преподаватель просит слушателей сформулировать своё видение рассматриваемого вопроса, полагаясь на имеющиеся знания и практический опыт. Закрытые пути достижения промежуточных задач дают возможность выбора в изложении своей позиции, создавая тем самым множество эвристик. Формируемый
образовательный продукт слушателей сравнивается с существующей в практике концепцией, что позволяет в ходе последующего обсуждения сформировать необходимые знания по рассматриваемому вопросу. Подобный диалог носит образовательный характер, как для преподавателя, так и для его подопечных.
Эвристическое обучение - «обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» [11].
1.1.2. Проблемный метод обучения (У0У), промежуточные задачи закрыты.
Проблемный метод обучения сводится к постановке в начале занятия проблемной задачи, например до начала просмотра фото-, видеоматериалов по конструктивным элементам оборудования. В результате активизации познавательной деятельности слушатели заняты поиском фактически новых для себя сведений, что благотворно сказывается на их подготовке в части поиска решений в условиях неопределённости - дефиците начальных знаний по рассматриваемому вопросу.
1.2. Привычно-автоматизированная
деятельность - автоматизмы.
Согласно модели деятельности XXX начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим критериям соответствуют два метода обучения.
1.2.1. Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения (УУУ), промежуточные задачи открыты.
Для формирования умений и навыков у слушателей групп в ходе практики мастерами производственного обучения организуются занятия на полигонах, мастерских или же назначенными по приказу инструкторами производственного обучения непосредственно на производстве. Слушателям даются знания в готовом виде, демонстрируются различные способы деятельности и разъясняется алгоритм
действий. Применение полученных знаний в сходных ситуациях с многократным воспроизведением способов деятельности соответствует признакам репродуктивного метода обучения. Преподавательский состав должен внимательно отслеживать порядок и правильность выполнения действий, выявлять ошибки слушателей на этапе формирования навыка.
1.2.2. Программированный метод обучения (УУУ), промежуточные задачи закрыты.
Слушатель группы, зная с чего начать и как действовать, пооперационно осваивает подготовку оборудования к эксплуатации.
Этот метод позволяет увеличить долю самостоятельной работы слушателя и повысить уровень контроля за процессом обучения со стороны преподавательского состава с помощью программных средств.
При программированном методе обучения материал доводится до слушателя с помощью различных электронных средств: компьютерных обучающих систем, электронных учебников, презентаций и т.д. Электронные продукты позволяют проводить обучение в индивидуальной форме, подстраиваясь под каждого слушателя. Материал подаётся последовательно небольшими порциями с отслеживанием усвоения через процедуру тематических контрольных вопросов. Такой подход в группах с разным уровнем подготовки слушателей позволяет последним адаптировать скорость подачи материала под себя, что существенно мотивирует процесс
образовательной деятельности. Если какая-то часть информации выпала из поля зрения слушателя, то к ней можно снова вернуться и проработать уже в новом формате с привязкой к следующему материалу.
2. Особые условия - деятельность работников ОПО в охранных зонах.
В таблице 1 рассмотрим две модели поведения персонала ОПО.
2.1. Рассудочная деятельность.
Согласно модели деятельности X0X начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата закрыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют эвристический и проблемный методы обучения (У0У).
Этот выбор был бы справедлив для ремонтного персонала и специалистов, занимающихся наладочными работами. Однако обслуживание ОПО в виду высокого риска ошибочных действий основывается на
инструктивных материалах, исключающих инакомыслие. Порядок работ в особых условиях деятельности прописан и регламентирован. Действия персонала заранее предопределены, хотя и не соответствует реальной факторной ситуации. Изначальная задача персонала ОПО локализовать развитие инцидента и аварийной ситуации. Это даёт нам право выбрать репродуктивный и программированный методы обучения (УУУ), где присутствует деятельностный компонент - пути достижения промежуточных задач.
2.1.1. Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения (YYY), промежуточные задачи открыты.
В рамках системы профессионального обучения мы считаем необходимым отдельно рассматривать объяснительно-иллюстративный и непосредственно репродуктивный методы образования.
В связи с тем, что подготовка персонала ОПО осуществляется по ускоренной форме, в основном в образовательных филиалах при предприятиях, то в специальном курсе подготовки превалирует объяснительно-иллюстративный метод, направленный на формирование знаний.
Преподаватель доносит до слушателей готовые знания в форме алгоритмов - различных инструктивных материалов, где прописан порядок проведения технического обслуживания и подготовки оборудования к эксплуатации при ремонте и в период сезонного простоя. Для эффективного восприятия и осмысления информация представляется устно (лекция, беседа, рассказ), в печатном виде (учебные пособия, книги, методические разработки), в виде наглядных материалов (видеоролики, презентации, фотоматериалы, фолио и т.д.), с помощью практической демонстрации каких-либо действий (макеты оборудования, образцы материалов). Слушатели групп активно включаются в изучение нового материала, читают и наблюдают за действиями преподавателя, сопоставляют преподносимый материал с имеющимися практическими знаниями.
Репродуктивный метод в чистом виде используется на полигонах для опробования каких-либо действий по обслуживанию оборудования ОПО под руководством мастеров производственного обучения и закрепления пройденного материала.
2.1.2. Программированный метод обучения (УУY).
Как мы уже отмечали, в основе подготовки персонала ОПО к особым условиям
деятельности лежат производственные инструкции, инструкционно-технологические карты, проекты производства работ, а для ремонтного персонала — регламенты.
Перечисленные инструкционные материалы подлежат периодической корректировке, пересмотру и целенаправленно разрабатываются для каждого структурного подразделения предприятия. Такое положение дел не позволяет использовать программированный метод образования в подготовке персонала ОПО к особым условиям деятельности, так как централизованно разработанные
информационные средства не соответствуют специфике деятельности на местах.
2.2. Привычно-автоматизированная деятельность - автоматизмы.
Согласно модели деятельности XXX начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют один базовый метод обучения.
2.2.1. Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения (УУУ), промежуточные задачи открыты.
Для подготовки персонала ОПО к особым условиям деятельности в рамках реализации репродуктивного метода используются полномасштабные тренажёры и симуляторы, создающие реалистичность производственных ситуаций.
2.3. Эмоциональная деятельность.
Согласно модели деятельности XX0
начальные условия открыты, предполагаемые результаты закрыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют два игровых метода обучения.
Игра - «создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая игра — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений» [7, с.235].
2.3.1. Репродуктивно-игровой метод обучения (УУ0), промежуточные задачи открыты.
На действующем оборудовании ОПО мастером производственного обучения рассматриваются вопросы, связанные с отклонением параметров технологического процесса. Например, на основе режимной карты проигрываются действия по внесению коррективов в работу водогрейного или
парового котла в зависимости от его загрузки — рабочего режима.
2.3.2. Программированно-игровой метод обучения (УУ0), промежуточные задачи закрыты.
На автоматизированных макетах оборудования отрабатываются действия персонала ОПО по пуску и останову технологического оборудования. Алгоритм действий прописан в производственных инструкциях. Ответственность слушателей групп за выполняемые действия вносит элемент напряжённости в их деятельность. Возможность многократного проигрывания одних и тех же сценариев позволяет избавиться от ошибок при возникновении каких-либо отвлекающих факторов, стабилизируя эмоциональный фон.
3. Экстремальные условия - деятельность работников ОПО в опасных зонах.
3.1. Рассудочная деятельность.
Согласно модели деятельности X0X начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата закрыты.
Как и в особых условиях деятельности действия персонала ОПО строго регламентированы. По внешнему
классификатору методов образования этим условиям соответствует репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод
обучения, в основном вторая его составляющая.
3.1.1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (УУУ), промежуточные задачи открыты.
Подготовка персонала ведётся на основе материалов плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, разрабатываемого для каждой структурной единицы предприятия, содержащей опасный производственный объект. В документе рассматриваются все предполагаемые на данный момент сценарии аварий и возможные исходы. Согласно этому перечню разъясняется порядок и последовательность действий обслуживающего персонала и аварийных бригад и служб.
3.2. Привычно-автоматизированная деятельность - автоматизмы.
Согласно модели деятельности XXX начальные условия открыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствует один базовый метод обучения.
3.2.1. Репродуктивный (или объяснительно-иллюстративный) метод обучения (УУУ), промежуточные задачи открыты.
Формирование навыков и умений осуществляется на полигонах и реальных производственных объектах в ходе проведения противоаварийных и противопожарных тренировок. В связи с тем, что останов отдельных ОПО ограничен требованиями непрерывности технологического процесса, формирование навыков и умений сводится к имитации деятельности на работающем оборудовании при наличии только тактильных ощущений. Реализация перцептивных действий для подготовки к экстремальным условиям деятельности возможна только на простаивающем оборудовании.
3.3. Эмоциональная деятельность.
Согласно модели деятельности XX0
начальные условия открыты, предполагаемые результаты закрыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют репродуктивно-игровой и программированно-игровой методы обучения.
3.3.1. Репродуктивно-игровой метод обучения (УУ0), промежуточные задачи открыты.
С помощью игровых приёмов отрабатываются сценарии противоаварийных и противопожарных тренировок. Слушатели репродуцируют деятельность по заранее сформулированным правилам, прописанным в плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
3.3.2. Программированно-игровой метод обучения (УУ0), промежуточные задачи закрыты.
Например, при отработке процедуры оказания первой помощи пострадавшим в аварийных ситуациях на опасных ОПО используется прописанный инструкционными материалами сценарий - алгоритм реализуемой деятельности. При этом по ходу отработки реанимационных действий персонала на полуавтоматизированных манекенах возможны варианты исхода, заложенные программным обеспечением, вносящие коррективы в игровой сценарий.
3.4. Рефлекторная деятельность.
Согласно модели деятельности 0X0
начальные условия закрыты, предполагаемые результаты закрыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют два контекстных метода обучения.
3.4.1. Контекстно-репродуктивный метод обучения (0У0), промежуточные задачи открыты.
Слушателям группы демонстрируются сводные отраслевые видеоматериалы развития аварийных ситуаций за отчётный период времени. Просмотр носит ознакомительный характер, без комментариев преподавательского состава, без акцентирования внимания на какие-либо аспекты.
3.4.2. Контекстно-программированный метод обучения (0У0), промежуточные задачи закрыты.
При просмотре видеоматериалов преподаватель акцентирует внимание слушателей на ход развития аварийной ситуации при эксплуатации однотипного оборудования и ошибочные действия персонала ОПО. При этом имеется возможность повторного просмотра отдельных фрагментов.
Инстинктивные реакции лежат в основе поведенческой деятельности животных, что позволяет им адаптироваться и выживать в условиях изменчивой внешней среды. «Чем выше организовано животное, тем в большей степени у него инстинктивные реакции дополняются и совершенствуются за счёт приобретения индивидуального опыта путём выработки условных рефлексов» [12, с. 117]. В деятельности человека инстинктивные реакции так же немаловажны. «Но в формировании его поведения обучение играет несопоставимо большую роль, чем в поведении любого животного. Инстинктивные реакции человека находятся под контролем его сознания» [12, с.118]. Несмотря на то, что они фигурируют на бессознательном уровне, мы считаем необходимым введение курса выживания для формирования адекватных действий в пограничных условиях адаптивных процессов в организме человека. «Психические процессы, которые обычно сознательно контролируются, могут стать инстинктивными в том случае, когда они оказываются пропитанными
бессознательной энергией. Это непременно возникает, когда уровень сознания низок вследствие усталости, интоксикации, депрессии и т.д.» [4, с.96].
3.5. Сверхсознательная деятельность-интуиция.
Согласно модели деятельности 0XX начальные условия закрыты, предполагаемые результаты открыты, пути достижения результата открыты.
По внешнему классификатору методов образования этим условиям соответствуют два модельных метода обучения.
3.5.1. Модельно-репродуктивный метод обучения (0YY), промежуточные задачи открыты.
Преподаватель излагает обстановку на производственном объекте, отвечает на дополнительные вопросы. Слушатели группы самостоятельно вычленяют начальные условия из имеющейся информации и за счёт репродуцирования отработанной модели производственной деятельности пытаются достичь конечного результата - предотвратить развитие инцидента или аварийной ситуации. При неудачном исходе осуществляется возврат к начальным условиям, происходит их корректировка и процедура моделирования повторяется.
3.5.2. Модельно-программированный метод обучения (0YY), промежуточные задачи закрыты.
Модельно-программированный метод
позволяет отрабатывать умение слушателей действовать самостоятельно при моделировании производственной деятельности за счёт использования программных информационных средств.
Наиболее продуктивным является использование полномасштабных тренажёров, имитирующих производственные процессы в нефтяной и газовой промышленности. К реальному оборудованию «привязываются» компьютерные технологии. Подготовка слушателей на тренажёре позволяет вносить элементы неожиданности в контролируемые параметры, имитируя развитие аварийной ситуации. Задача обучаемого выявить эти тенденции, принять меры по их локализации и стабилизировать технологический процесс.
Мы не исключаем использование иных методов обучения из приведённого классификатора В.В. Гузеева и А.А. Остапенко. Наш выбор строился в контексте деятельностного компонента, так как краеугольным камнем подготовки персонала ОПО является готовность к деятельности: готовность к обслуживанию опасных производственных объектов, готовность к эксплуатации опасных производственных объектов и готовность к экстремальным условиям деятельности по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
В ходе исследования нами были рассмотрены отдельные подходы к определению термина «метод обучения» и предложена для обсуждения в рамках подготовки персонала ОПО формулировка термина - «метод профессионального обучения».
Практическая значимость исследования -основываясь на положениях «полного системного классификатора методов образования» В.В. Гузеева и А.А. Остапенко, представленной ранее в публикациях «матрице деятельности человека», а также предложениях по многоуровневой подготовке персонала ОПО
мы продемонстрировали технологию выбора методов обучения. По каждой позиции нами дана краткая сопроводительная аргументация. Апробация отдельных положений исследования прошла в ходе подготовки персонала ОПО в филиале Центр подготовки кадров ООО «Газпром трансгаз Краснодар».
Литература:
1. Гузеев В.В. Полный системный классификатор методов образования / В.В. Гузеев, А.А. Остапенко // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 2(33). - С.8-24.
2. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 288 с.
3. Железнякова О.М. Тринитарный подход к выбору методов обучения / О.М. Железнякова, Л.И. Петриева // Мир образования — образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 146-153.
4. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами) / В.В. Зеленский. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Когито-Центр», 2008. - 336 с.
5. Николаенко А.В. Зоны деятельности работников опасных производственных объектов как предмет психолого-педагогического исследования / А.В. Николаенко // Общество и право. - 2015. - № 1(51). - С. 291-294.
6. Николаенко А.В. Модель деятельности персонала производственных объектов как формирующий фактор системы профессионального обучения / А.В. Николаенко // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6(55). - С. 110115.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -365 с.
9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. -365 с.
10. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
11. Хуторской А.В. Эвристическое обучение [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Научная школа А.В. Хуторского. - Режим доступа: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_tr aining.htm
12. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с.
Сведения об авторе:
Николаенко Александр Викторович (г. Краснодар, Россия), соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»; преподаватель филиала Центр подготовки кадров ООО «Газпром трансгаз Краснодар», e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Nikolaenko (Krasnodar, Russia), PhD candidate of the Department of Social Work, Psychology and Higher Education Pedagogics, Kuban State University; instructor, LLC "Gazprom Transgaz Krasnodar" Training Center branch, e-mail: [email protected]