3. Добаев К., Молдоев А., Дербишева Г. Окутуу орусча жургузулген башталгыч мектептерде кыргыз тилин окутуунун методикасынын теориялык жана практикалык маселелери-Каракол, 1994. 40-41 стр.
4. Жолдошбаев К. «Элдик дарылоонун ыкмалары» «Бийиктик» Бишкек-2011. 181 стр.
5. Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира. - М.: Просвещение, 1975. - 176 стр.
6. Кулибина Н. В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1985.
7. «Манас» энциклопедиясы (Башкы ред. А. Карыпкулов, Башкы ред. мучелеру: И. Айтматов ж.б.; Ил. ред. совет: Э. Абдылдаев ж.б. - Б.: Кыргыз энциклопедиясынын Башкы редакциясы, 1995. 2т: - 432 стр.
8. Раимбердиева З. С. Кыргызча-орусча-езбекче этномаданий тушундурме сездук-Ош, 2014, 152 стр.
9. Рысбаев С. Кыргыз тилин экинчи тил катары окутуунун теориялык жана практикалык маселелери. 3-китеп Б., 2014. - 312 стр.
10. Чыманов Ж. Кыргыз тилин окутуунун теориясы жана практикасы. 85 стр.
11. Юдахин К. К. Орусча-кыргызча сездук. - Б.: Шам, 2000. - 992 стр.
Methods as а basic element of the process of training
1 2 3
Abilkasova S. , Beskempirova G. , Eltayeva Zh. , Rsymbetova N.4, Alimkulov A.5 Методы как основной элемент процесса обучения Абилкасова С. Т.1, Бескемпирова Г. К.2, Елтаева Ж. К.3, Рсымбетова Н. А.4, Алимкулов А.5
'Абилкасова Салтанат Толегеновна /Abilkasova Saltanat - старший преподаватель; 2Бескемпирова Гулжан Кенесовна /Beskempirova Gulzhan - старший преподаватель; 3Елтаева Жанар Куандыковна /Eltayeva Zhanar - магистр, старший преподаватель; 4Рсымбетова Нагима Абдуахаповна /Rsymbetova Nagima - старший преподаватель; 5Алимкулов Абилда /Alimkulov Abilda - старший преподаватель, кафедра казахского языка и литературы, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: в статье проанализированы особенности современных методов обучения.
Abstract: in article features of modern methods of training are analysed.
Ключевые слова: образовательный процесс, метод, обучение. Keywords: educational process, method, training.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в профессиональной школе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность [1].
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». В философском словаре сказано: «метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно -познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т. д.).
Методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала [2].
Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки: источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения); тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения); уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения); уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения); дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля); вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций. Функции методов обучения обеспечивают обучающевоспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключаются в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических новообразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда - фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях научно-технической революции. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях познавательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того,
насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности [3].
Рассмотрим классификацию методов активного обучения для профессиональной школы, предложенную Смолкиным А. М. Он различает имитационные методы активного обучения, т. е. формы проведения занятий, в которых учебно -познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным, это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.
Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, в которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
Таким образом, метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, их активном движении к моменту педагогической истины - уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками.
Литература
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001. - С. 120.
2. Голуб Б. Основы общей дидактики / Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 402 с.
3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001. - 209 с.