Научная статья на тему 'Методы как основной элемент процесса обучения'

Методы как основной элемент процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МЕТОД / METHOD / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абилкасова Салтанат Толегеновна, Бескемпирова Гулжан Кенесовна, Елтаева Жанар Куандыковна, Рсымбетова Нагима Абдуахаповна, Алимкулов Абилда

В статье проанализированы особенности современных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абилкасова Салтанат Толегеновна, Бескемпирова Гулжан Кенесовна, Елтаева Жанар Куандыковна, Рсымбетова Нагима Абдуахаповна, Алимкулов Абилда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы как основной элемент процесса обучения»

3. Добаев К., Молдоев А., Дербишева Г. Окутуу орусча жургузулген башталгыч мектептерде кыргыз тилин окутуунун методикасынын теориялык жана практикалык маселелери-Каракол, 1994. 40-41 стр.

4. Жолдошбаев К. «Элдик дарылоонун ыкмалары» «Бийиктик» Бишкек-2011. 181 стр.

5. Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира. - М.: Просвещение, 1975. - 176 стр.

6. Кулибина Н. В. Методика работы над художественным текстом в аспекте лингвострановедения. Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1985.

7. «Манас» энциклопедиясы (Башкы ред. А. Карыпкулов, Башкы ред. мучелеру: И. Айтматов ж.б.; Ил. ред. совет: Э. Абдылдаев ж.б. - Б.: Кыргыз энциклопедиясынын Башкы редакциясы, 1995. 2т: - 432 стр.

8. Раимбердиева З. С. Кыргызча-орусча-езбекче этномаданий тушундурме сездук-Ош, 2014, 152 стр.

9. Рысбаев С. Кыргыз тилин экинчи тил катары окутуунун теориялык жана практикалык маселелери. 3-китеп Б., 2014. - 312 стр.

10. Чыманов Ж. Кыргыз тилин окутуунун теориясы жана практикасы. 85 стр.

11. Юдахин К. К. Орусча-кыргызча сездук. - Б.: Шам, 2000. - 992 стр.

Methods as а basic element of the process of training

1 2 3

Abilkasova S. , Beskempirova G. , Eltayeva Zh. , Rsymbetova N.4, Alimkulov A.5 Методы как основной элемент процесса обучения Абилкасова С. Т.1, Бескемпирова Г. К.2, Елтаева Ж. К.3, Рсымбетова Н. А.4, Алимкулов А.5

'Абилкасова Салтанат Толегеновна /Abilkasova Saltanat - старший преподаватель; 2Бескемпирова Гулжан Кенесовна /Beskempirova Gulzhan - старший преподаватель; 3Елтаева Жанар Куандыковна /Eltayeva Zhanar - магистр, старший преподаватель; 4Рсымбетова Нагима Абдуахаповна /Rsymbetova Nagima - старший преподаватель; 5Алимкулов Абилда /Alimkulov Abilda - старший преподаватель, кафедра казахского языка и литературы, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: в статье проанализированы особенности современных методов обучения.

Abstract: in article features of modern methods of training are analysed.

Ключевые слова: образовательный процесс, метод, обучение. Keywords: educational process, method, training.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в профессиональной школе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность [1].

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». В философском словаре сказано: «метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно -познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т. д.).

Методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала [2].

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки: источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения); тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения); уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения); уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения); дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля); вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций. Функции методов обучения обеспечивают обучающевоспитательное взаимодействие учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие заключаются в следующем. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических новообразований. Такая прямая функция методов обучения состоит в обеспечении развития у ребенка человеческих сил: интеллектуальных способностей, одаренности, голоса, зрения, обоняния, слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной, духовно-потребностной, волевой сфер. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое развитие ребенка. Опосредованные функции обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда - фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях научно-технической революции. Воспитательная функция методов обучения направлена на развитие в детях познавательно-творческой активности. Эффективность процесса обучения и воспитания во многом зависит от того,

насколько быстро и успешно ребенок превращается из объекта дидактических воздействий в субъект познавательной деятельности [3].

Рассмотрим классификацию методов активного обучения для профессиональной школы, предложенную Смолкиным А. М. Он различает имитационные методы активного обучения, т. е. формы проведения занятий, в которых учебно -познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным, это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, в которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Таким образом, метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, их активном движении к моменту педагогической истины - уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками.

Литература

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001. - С. 120.

2. Голуб Б. Основы общей дидактики / Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 402 с.

3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001. - 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.