Научная статья на тему 'Анализ опытно-экспериментальной работы по структурированию подготовки работников опасных производственных объектов к деятельности в экстремальных условиях'

Анализ опытно-экспериментальной работы по структурированию подготовки работников опасных производственных объектов к деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DANGEROUS INDUSTRIAL OBJECT / HAZARDOUS ENVIRONMENT / STRUCTURIZATION / STUFF TRAINING / ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалин Виктор Викторович, Николаенко Александр Викторович

В статье рассматривается вопрос структурирования подготовки работников опасных производственных объектов в системе профессионального обучения. Предлагается вести образовательную деятельность по нескольким модулям в зависимости от стоящих перед персоналом задач. Для подтверждения эффективности разработанной технологии имитируются несколько аварийных ситуаций. Проводится сравнительный анализ результатов двух групп обучения, подтверждающий правильность выдвинутых положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалин Виктор Викторович, Николаенко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of model-experimental work on structurization of preparation of workers of dangerous industrial objects to activity in hazardous environment

The article discusses the question of structurization of preparation of workers of dangerous industrial objects in the system of vocational training. The authors offer to lead an educational activity on a few modules depending on tasks facing by the personnel. For acknowledgement of efficiency of offered technology emergency situations are simulated. Comparative analysis of the results of two training groups confirming the correctness of the proposed provisions.

Текст научной работы на тему «Анализ опытно-экспериментальной работы по структурированию подготовки работников опасных производственных объектов к деятельности в экстремальных условиях»

Шалин Виктор Викторович

доктор философских наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (e-mail: viktor_filosof@mail.ru)

Николаенко Александр Викторович

Кубанский государственный университет (e-mail: avnikolaenko@mail.ru)

Анализ опытно-экспериментальной работы по структурированию подготовки работников опасных производственных объектов к деятельности в экстремальных условиях

В статье рассматривается вопрос структурирования подготовки работников опасных производственных объектов в системе профессионального обучения. Предлагается вести образовательную деятельность по нескольким модулям в зависимости от стоящих перед персоналом задач. Для подтверждения эффективности разработанной технологии имитируются несколько аварийных ситуаций. Проводится сравнительный анализ результатов двух групп обучения, подтверждающий правильность выдвинутых положений.

Ключевые слова: опасный производственный объект, экстремальные условия, структурирование, подготовка персонала, анализ образовательной деятельности.

V.V. Shalin, Doctor of Philosophy, Professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: viktor_filosof@mail.ru; A.V. Nikolaenko, Kuban State University; e-mail: avnikolaenko@mail.ru

Analysis of model-experimental work on structurization of preparation of workers of dangerous industrial objects to activity in hazardous environment

The article discusses the question of structurization of preparation of workers of dangerous industrial objects in the system of vocational training. The authors offer to lead an educational activity on a few modules depending on tasks facing by the personnel. For acknowledgement of efficiency of offered technology emergency situations are simulated. Comparative analysis of the results of two training groups confirming the correctness of the proposed provisions.

Key words: dangerous industrial object, hazardous environment, structurization, stuff training, analysis of educational activity.

Реализация любой новаторской деятельности в образовании требует анализа качественных показателей. Оценку эффективности профессионального обучения можно рассматривать с трех позиций.

Во-первых, это преподаватели и мастера производственного обучения. Уровень знаний, умений и навыков слушателей оценивается ими в процессе учебных занятий в аудиториях и мастерских путем опроса, зачетов. По окончании обучения слушатели сдают итоговый экзамен.

Во-вторых, это заказчики - руководители предприятий, заинтересованные в повышении

образовательного уровня их подопечных для безопасного и полноценного выполнения стоящих задач. Оценка качества подготовки осуществляется по окончании учебного периода и в основном через результаты производственной деятельности.

В-третьих, это сами слушатели групп. От качества образовательной деятельности зависит их интерес к занятиям. Термин «слушатели групп» как нельзя лучше демонстрирует состояние системы профессионального обучения: в основном происходит «начитка» лекционного материала. Соответственно, интерес к тексту может определяться не уровнем преподава-

166

ния, а и успешностью декламирования материала.

В настоящее время в системе профессионального обучения существует серьезный дисбаланс между требованиями производства и образовательным продуктом в виде выпускников учебных центров. Сегодня на рынке труда востребованы «результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник колледжа, вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни» [1, с. 148]. Речь идет не столько о знаниях, умениях, навыках подготовленных «специалистов», сколько об их компетентности в узкоспециализированных вопросах производственной деятельности. Это общие и специальные профессиональные компетенции по видам деятельности. Бесспорно, следует согласиться, что «без знаний нет компетенций, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция» [1, с. 149].

Для организации опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий совершенствования подготовки работников опасных производственных объектов (далее -ОПО) к деятельности в экстремальных условиях нами была разработана программа эксперимента, состоящая из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель исследования - апробация модели обучения, основанной на структурировании подготовки работников ОПО к экстремальным условиям деятельности.

Задачи исследования:

определить состояние уровня сформиро-ванности компетенций персонала ОПО при построении деятельности в экстремальных условиях;

выявить влияние структурированного подхода в подготовке операторов газораспределительных станций (далее - ГРС) на формирование деятельности в опасной зоне;

провести итоговую диагностику уровня сфор-мированности специальных профессиональных компетенций и коэффициента усвоения у слушателей экспериментальной и контрольной групп по результатам контрольного этапа;

выполнить анализ результатов обученности персонала по итогам эксперимента.

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:

работа с нормативными документами, изучение статистических отчетов Федеральной службы по экологическому, технологическому

и атомному надзору (Ростехнадзора), типовых программ профессионального обучения, производственных инструкций, инструкций по охране труда, планов ликвидации аварий и т.д.;

индивидуальные и групповые беседы со слушателями групп, преподавателями, мастерами производственного обучения, руководителями и специалистами отделов и служб по профилю деятельности;

педагогические наблюдения за аудиторной деятельностью слушателей;

анкетирование персонала и специалистов; экспертная оценка уровня сформированно-сти специальных профессиональных компетенций с использованием расчетов;

методы статистической обработки полученных результатов.

Для проверки компетентности персонала ОПО мы исследовали алгоритмы действий операторов ГРС в ходе выполнения переключений по типовой технологической схеме. В состав исследования входили пять заданий. Необходимо было описать действия персонала по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ГРС согласно сценарию:

разгерметизация газопровода и технических устройств на линиях редуцирования ГРС;

разгерметизация участка газопровода и технических устройств от крана ГРС № 1 до узла очистки газа на ГРС;

разгерметизация газопровода и технических устройств узла переключений на ГРС;

понижение давления газа в линии подачи газа потребителю;

повышение давления газа в линии подачи газа потребителю (при отказе регулятора рабочей нитки).

Время выполнения - 5 мин на каждое задание согласно требованиям практического регламента выполнения работ. По истечении контрольного времени все работы приостанавливаются. Представленные сценарии входят в состав планов ликвидации аварийных ситуаций на ГРС и подлежат обязательному изучению всеми операторами.

Для создания эффекта реальности происходящего в ходе выполнения задания запускался звуковой файл с уровнем 90...95 дБА, содержащий запись работы метронома с частотой 50 ударов в мин и шума струи газа при порыве на трубопроводе. Введением внешних стимулов мы пытались отвлечь внимание слушателей групп от выполнения поставленной задачи, тем самым проверяя устойчивость сформированных алгоритмов действий. Помимо этого, звук метронома должен оказывать психоло-

167

гическое давление на обследуемых, ставя их действия во временные рамки.

Влияние шума на организм человека весьма неоднозначно. Имеет место смещение акцентов внимания в сторону более значимых стимулов. При этом «субъективные оценки при громком шуме становятся более крайними, выражается больше уверенности в правильности принятого решения, даже если реальные факты не гарантируют его безошибочности» [2, с. 48]. Наиболее подвержены воздействию шума виды деятельности, связанные с осмыслением информации и построением каких-либо логических цепочек, что в конечном счете и находится в зоне интересов настоящего исследования. По нашим прогнозам, крайне неуверенно в условиях шума будет чувствовать себя персонал с неустойчивой психикой [2, с. 49].

В исследовании участвовали две группы операторов ГРС: экспериментальная - 30 человек и контрольная - 25 человек.

По результатам выполнения констатирующего эксперимента выделяется сценарий № 3 «Разгерметизация газопровода и технических устройств узла переключений на ГРС». Рубеж успешности прошли только 25% обучаемых. Анализ ответов указывает на низкий уровень отработки плана ликвидации аварийных ситуаций и слабое владение технологической схемой. Это единственный сценарий, который предполагает полную остановку оборудования. Именно этот факт оказывал решающее воздействие и провоцировал проявление ригидности в деятельности персонала.

Наиболее успешно решался сценарий № 5 «Повышение давления газа в линии подачи газа потребителю». Уровень формирования специальных профессиональных компетенций составил 0,73 (доля слушателей, успешно прошедших тестирование). Это наиболее прорабатываемый вопрос на этапе технической учебы операторов ГРС.

Остальные три вопроса (№ 1, 2, 4) показали компетентность персонала примерно одного уровня (0,49-0,60). Основные проблемные точки: неотработанные алгоритмы и несоблюдение порядка действий при переключениях.

Выявленные проблемные зоны в подготовке персонала ОПО послужили основанием для разработки формирующего этапа эксперимента.

Предложенная нами модель подготовки персонала ОПО состоит из четырех структурированных модулей:

«общетехнический (базовый) курс;

курс общей подготовки по ремонту оборудования;

курс специальной подготовки (охранная зона);

курс экстремальной подготовки (опасная зона)» [3, с. 55].

На этапе апробации представляли интерес два последних этапа. Деление на зоны основано на наличии определенной концентрации опасных производственных факторов [4].

Экстремальный курс подготовки завершает теоретическое обучение операторов ГРС. В содержание занятий экспериментальной группы, в отличие от контрольной, внесены типовые сценарии аварийных ситуаций, небольшая часть которых вошла в состав тестирования.

На первом этапе использовался объяснительно-иллюстративный метод обучения [5, с. 76]. Форма организации учебных занятий -беседа [6, с. 60], форма организации процесса обучения - групповая. В качестве средств обучения были представлены учебная доска, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (типовые схемы). Для большей наглядности использовался «полномасштабный тренажер ГРС».

Введение шумовой помехи по формированию эмоциональной устойчивости позволило реализовать в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, программированно-игровой метод обучения.

По результатам формирующего этапа уровень формирования профессиональных компетенций в экспериментальной группе превышает параметры контрольной. Для первого сценария отрыв составил 28%, а для третьего - 69%! Однако на формирующем этапе в обеих группах отметилось существенное отставание уровня формирования профессиональных компетенций по аварийной ситуации № 4. Мы считаем, что на результаты повлияла однотипность формулировок заданий. Введенная внешняя помеха и лимит времени сбивали обучаемых. Основная причина ошибочных действий - попытка вручную отрегулировать параметры технологического процесса, что может привести к серьезным последствиям в аварийных ситуациях. Требовалось всего-навсего выполнить элементарный переход на рабочую нитку ГРС.

Для устранения выявленных недочетов в формировании алгоритмов действий операторов ГРС в экспериментальной группе была проведена дополнительная работа на втором (заключительном) этапе формирующего эксперимента перед выходом на практику. В качестве метода обучения был выбран репродуктивно-игровой с возможностью внесения корректив в

168

работу оборудования [5, с. 76]. Форма организации учебных занятий - беседа [6, с. 60], форма организации процесса обучения - групповая. Использование малых групп мы считаем недопустимым ввиду возможности формирования ошибочных действий персонала.

После прохождения практики (производственного обучения) на рабочих местах слушатели двух групп по прибытии в учебный центр прошли контрольное тестирование.

Проверка уровня сформированности специальных профессиональных компетенций персонала в экстремальных условиях деятельности осуществлялась по тем же вопросам, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного этапа оказались более чем убедительными. По первому, третьему и четвертому сценариям уровень профессиональных компетенций в экспериментальной группе превысил итоги контрольной на 32-37,3%! По второму и пятому сценариям - на 7,3-11,3%.

Качество образовательной деятельности определяется уровнем сформированных компетенций по истечении определенного периода времени. В нашем случае это период практики (производственного обучения), где устраняются возникшие на теоретическом этапе вопросы и сомнения. Допускается утрата уровня компетенций по причине слабой связи знаний с формируемыми действиями - естественный процесс по освобождению от некачественного продукта. Именно уровень компетенций по окончании полного курса подготовки свидетельствует об эффективности используемых технологий.

Для оценки качества формирования специальных профессиональных компетенций использовался коэффициент усвоения по В.П. Беспалько [7, с. 101], который равен отношению правильно выполненных заданий теста к общему числу заданий в тесте.

Тестирование предусматривало пять сценариев, в связи с этим на основыве рассуждений Ю.Ю. Гавронской [8, с. 181] критерии соответствия уровня овладения специальными профессиональными компетенциями операторов ГРС примут следующий вид: неудовлетворительно - 0,4; удовлетворительно - 0,6; хорошо - 0,8; отлично - 1,0.

За порог успешности формирования специальных профессиональных компетенций В.П. Беспалько предлагает принять 0,7. При коэффициенте усвоения меньше 0,7 «из-за не-

способности учащегося видеть и исправлять свои ошибки совершенствования деятельности не происходит, и учащийся работает с систематическими и неистребимыми ошибками» [7, с. 101]. Однако в более ранней своей работе автор отмечает, что в случаях когда ошибка персонала является последним звеном в управлении технологическим процессом и «может быть социально опасной» [9, с. 59], коэффициент усвоения должен быть не менее 0,9. Деятельность операторов ГРС контролируется приборами безопасности и в конечном счете диспетчерской службой. Основываясь на этих рассуждениях, в рамках нашего исследования принимаем за порог успешности 0,8.

Проанализируем данные исследования. При входном контроле порог успешности в экспериментальной группе прошли 9 человек, что составило 30% слушателей группы. Успешной оказалась подготовка 27 человек (90%). Только 3 человека (10%) не смогли достигнуть порогового уровня.

Результаты контрольной группы существенно хуже. При тех же входных параметрах порог успешности преодолели 7 человек (28%). Уровень формирования профессиональных компетенций по результатам контрольного этапа освоили 11 слушателей (44%).

Рассматривая показатели подготовки операторов ГРС в динамике, мы пришли к выводу, что уровень качества формирования специальных профессиональных компетенций контрольной группы соответствует коэффициенту усвоения 04-0,8 - низкий уровень подготовки (для основного состава обследуемого контингента), недостаточная продуктивность. В экспериментальной группе зафиксирован коэффициент усвоения 0,8-1,0, что отвечает профессиональным требованиям, предъявляемым к этой категории работников, и указывает на эффективность используемой нами технологии.

Анализ опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий, направленных на структурирование подготовки работников ОПО к деятельности в экстремальных условиях, позволяет сделать ряд выводов.

1. Динамика результатов формирования специальных профессиональных компетенций в экстремальных условиях деятельности характеризуется устойчивым ростом показателей в экспериментальной группе, в подготовке которой фигурировал подход по структурированию образовательной деятельности. Существующая система подготовки, реализованная в контрольной группе, демонстрирует серьез-

169

ное отставание уровня подготовки после прохождения практики, что предполагает дальнейшее сохранение этой тенденции и в следующий период до уровня входного контроля.

2. Подготовка персонала ОПО по формированию специальных профессиональных компетенций в рамках учебного центра должна проходить как минимум в два этапа с проработкой ошибочных действий и использованием полномасштабных тренажеров.

3. Оценка успешности формирования специальных профессиональных компетенций в экспериментальной группе демонстрирует двукратное улучшение уровня подготовки по сравнению с контрольной.

4. Анализ результатов экспериментальной части исследования указывают на эффективность подхода по структурированию подготовки персонала ОПО в системе профессионального обучения.

1. Кошкалда С.А. Компетентность оценки обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4, ч. 1. С. 148-151.

2. Человеческий фактор: в 6 т. / под ред. Г. Салвенди; пер. с англ, под общ. ред. и с пре-дисл. В. П. Зинченко, В.М. Мунипова. М., 1991. Т. 2.

3. Николаенко А. В. Структурирование деятельности персонала, обслуживающего опасные производственные объекты, через проектирование содержания образования // Перспективы науки. 2016. № 4(79). С. 53-60.

4. Николаенко А. В. Зоны деятельности работников опасных производственных объектов как предмет психолого-педагогического исследования // Общество и право. 2015. № 1(51). С. 291-295.

5. Николаенко А. В. Выбор методов профессионального обучения при подготовке персонала опасных производственных объектов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2(115), ч. 1. С. 74-81.

6. Николаенко А. В. Типология форм обучения персонала опасных производственных объектов // Альманах современной науки и образования. 2016. № 8(110). С. 59-62.

7. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. М., 2008.

8. Гавронская Ю.Ю. Оценивание специальных компетенций при обучении химии // Изв. Рос. гос. ун-та им. Герцена. 2008. № 64. С.171-182.

9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

1. Koshkalda S.A. Competence of the evaluation of trained // International journal of experimental education. 2013. № 4, pt.1. P. 148-151.

2. Human factor: in 6 vol. / ed. by G. Salvendy; transl. from English, gen. ed. and forew. by V.P. Zinchenko, V.M. Mynipova. Moscow, 1991. Vol. 2.

3. Nikolaenko A.V. Structurization of activity of personnel servicing dangerous industrial objects, through designing of the content of formation // Science perspectives. 2016. № 4(79). P. 53-60.

4. Nikolaenko A.V. The zones of activity of workers of dangerous industrial objects as the subjectofpsychological and pedagogical research// Society and law. 2015. № 1(51). P. 291-295.

5. Nikolaenko A. V. Choice of methods of vocational training at preparation of the personnel of dangerous industrial objects // Kazan pedagogical journal. 2016. № 2(115), pt. 1. P. 74-81.

6. Nikolaenko A.V. The typology of the forms of training of the personnel of dangerous industrial objects // The almanac of modern science and formation. 2016. № 8(110). P. 59-62.

7. Bespalko V.P. Nature corresponding pedagogics. Moscow, 2008.

8. Gavronskaia Yu.Yu. Evaluating of special competence at training of chemistry // News of Russian state university of the name after Gertsen. 2008. № 64 P. 171-182.

9. Bespalko V.P. The components of pedagogical technology. Moscow, 1989.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.