Научная статья на тему 'Реализация теории адаптивных процессов в системе профессионального обучения'

Реализация теории адаптивных процессов в системе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / УСТАНОВОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSONNEL / DANGEROUS INDUSTRIAL OBJECT / STRESS / ADAPTATION / PERCEPTION / SETTING ACTIONS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаенко Александр Викторович

В статье представлен сравнительный анализ адаптивных процессов в организме человека в условиях физиологического и психологического стрессов. Результаты исследования указывают на снижение уровня восприятия у персонала, обслуживающего опасные производственные объекты в нештатных ситуациях. Это оказывает влияние на их поведение. Автор предлагает ряд шагов в образовательной деятельности персонала по расширению образа восприятия и формированию алгоритмов установочных действий на этапе профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаенко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the adaptive processes theory in the vocational training system

Comparative analysis of adaptive processes in the organism of the person in the conditions of physiological and psychological stress is presented. Results of research point to decrease of the level of perception at personnel servicing dangerous industrial objects in emergency situations. It has influence to their behaviour. The author offers a series of the steps in educational activity of the personnel on expansion of perception image and formation of algorithms of setting actions at stage vocational training.

Текст научной работы на тему «Реализация теории адаптивных процессов в системе профессионального обучения»

УДК 373.7:612.84 ББК 74.4:28.992.4

А.В. Николаенко

реализация теории адаптивных процессов в системе профессионального обучения

В статье представлен сравнительный анализ адаптивных процессов в организме человека в условиях физиологического и психологического стрессов. Результаты исследования указывают на снижение уровня восприятия у персонала, обслуживающего опасные производственные объекты в нештатных ситуациях. Это оказывает влияние на их поведение. Автор предлагает ряд шагов в образовательной деятельности персонала по расширению образа восприятия и формированию алгоритмов установочных действий на этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: персонал, опасный производственный объект, стресс, адаптация, восприятие, установочные действия, профессиональное обучение.

A.V. Nikolaenko

IMPLEMENTATION OF THE ADAPTIVE PROCESSES THEORY in the VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Comparative analysis of adaptive processes in the organism of the person in the conditions of physiological and psychological stress is presented. Results of research point to decrease of the level of perception at personnel servicing dangerous industrial objects in emergency situations. It has influence to their behaviour. The author offers a series of the steps in educational activity of the personnel on expansion of perception image and formation of algorithms of setting actions at stage vocational training.

Key words: personnel, dangerous industrial object, stress, adaptation, perception, setting actions, vocational training.

о

X

Ф

ro ^

0

S

1

ad <

Развитие современной производственной деятельности сопровождается попытками минимизировать риски обслуживающего персонала в плане безопасности производства работ. В связи с этим вопросы профессиональной подготовки к действиям в критичных условиях жизнедеятельности продолжают занимать ведущие позиции в системе профессионального обучения, а рассматриваемая в статье проблематика имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель исследования - сформулировать ключевые положения в подготовке персонала опасных производственных объектов (ОПО), основываясь на отдельных подходах в теории адаптивных процессов.

Задачи исследования: 1) провести аналогию между протеканием физиологического и психологического стрессов в организме человека;

2) сформулировать сценарии деятельности персонала ОПО в нештатных ситуациях;

3) определить приоритетные направления в системе профессионального обучения, способствующие росту продуктивности деятельности персонала ОПО.

Сфера решения обсуждаемых вопросов не имеет одностороннего подхода, а лежит на стыке целого ряда наук. Так, вопросам болезни и прогнозирования состояний в патофизиологии были посвящены труды целого ряда советских и российских учёных, начиная от основателя этого направления В.В. Пошутина и продолженные Р.М. Баевским, Т.М. Давыдовским. Изучению гомеостаза и изменчивости внутренней среды организма человека посвящены работы Г.Н. Кассиля, А.А. Логинова. Исследования психологии внимания нашли отражение в публикациях М.В. Фаликмана, Ю.Б. Дор-машева. Большой интерес представля-

ют суждения Ф.Б. Березина по проблемам психофизиологической адаптации.

На основе проведённых теоретических исследований мы выносим на обсуждение своё видение вопроса деятельности персонала ОПО в нештатных ситуациях (инцидентах) с момента превышения рабочих параметров технологического процесса до момента развития аварийной ситуации - разгерметизации оборудования, разрушения конструкций и выхода опасных производственных факторов в границы охранных зон. Период предаварийной ситуации отличается ростом уровня напряженности, а в отдельных случаях и чередой ошибочных действий. Возможность оказывать в подобных ситуациях регулирующее воздействие на формирование деятельности в рамках профессионального обучения и представляет для нас интерес.

Любая деятельность всегда рассматривалась как элемент системных изменений. Среда обитания человека крайне подвижна, претерпевая суточные, сезонные, территориальные изменения, постоянно оказывая давление на него как внешними, так и внутренними факторами. Выживать в подобных условиях нашему организму позволяет наличие такого важного свойства, как гомеостаз - состояние «устойчивости основных физиологических функций организма» [2, с. 320].

При относительном постоянстве внешних параметров изменения в организме человека незначительны. Однако при нарушении комфортных условий существования, когда возникает угроза непосредственно жизнедеятельности или встаёт вопрос о возможной утрате контроля над окружающей действительностью, запускается механизм по установлению динамического равновесия внутренней системы организма человека с внешней средой. Это становится возможным благодаря компенсационным процессам, ответственным за адаптацию к новым условиям.

В медицине значительное внимание вопросу болезни как проявлению адаптации организма человека к изменяющимся параметрам внешней среды и возможности дальнейшего существо-

вания в новых условиях было уделено И.М. Давыдовским в его работе «Общая патология человека». Где он отмечает, что характерная особенность любого организма - «способность восстанавливать утраченное равновесие» [3, с. 301]. Так, ежегодно в начале сезона холодов человек вынужден приспосабливаться к низким температурам и противостоять вирусным заболеваниям, которые сопровождают этот период времени. Процесс болезни протекает с понижением общего уровня работоспособности, вялостью, слабой восприимчивостью происходящего. Разрешать возникающие противоречия между внутренним состоянием организма и внешней средой призваны адаптационные процессы. При этом происходит расплата за приспособление к новым условиям, расплата за здоровье в борьбе с недугом - это часть наших жизненных ресурсов. Любой процесс адаптации имеет цену, выраженную в функциональных и морфологических преобразованиях.

Процесс интеграции («состояние упорядоченного функционирования» [9, с. 210]) человека с внешней средой находится в постоянном движении. Чем моложе организм, тем больше у него функциональный резерв и, соответственно, выше уровень функционирования систем. Падение уровня происходит в результате перенесённых невзгод и болезней, когда резервные возможности исчерпываются. Ряд суждений о протекании адаптационных процессов в организме человека мы находим в работах Ц.П. Короленко. Он отмечает характерную особенность патологии - это способность организма не только растрачивать силу функциональных возможностей, но и приносить в жертву какие-то менее жизненно важные функции во имя сохранения жизнедеятельности организма в целом. В истории патологии мы находим этому многочисленные подтверждения. Так, гибель тканей кожи, повреждение слизистых оболочек компенсируется за счёт регенерации соответствующих клеток, однако потеря зрения или слуха зачастую безвозвратны. Тем не менее организм продолжает существовать и развиваться с данным уровнем функцио-

X

ф

т

ю о

о

X -О

га

X

о ^

о

о ф

-&

о ^

с

ф

I-

о ^

о

СО

ей о о

о ф

^

о ^

с

.а X

ей

с

го ч го

а

о ф

I-

го

со ^

с;

го ф

о.

о

X

Ф

ГО ^

0

1

od <

нальных возможностей. При тяжёлом протекании заболевания организм исчерпывает лимит адаптационных возможностей. Ц.П. Короленко предполагает ряд сформировавшихся состояний:

а) «сохранение высокого уровня интеграции при одновременной утрате каких-либо функций, обычно менее важных для сохранения жизнеспособности организма;

б) нарушение присущего организму высокого уровня интеграции, переход на более низкий уровень интеграции функций;

в) сочетание первого и второго вариантов» [3, с. 93].

Представленные положения ассоциируются с управлением автомобилем. Если вышла из строя какая-то деталь и вы продолжаете двигаться в сторону ближайшей станции техобслуживания, то скорость перемещения и усилия, прикладываемые к управлению машиной, теперь будут определяться тяжестью неисправности.

Персонал ОПО в ходе выполнения своих производственных обязанностей, периодически в результате разного рода инцидентов, подвергается воздействию опасных производственных факторов: загазованность внешней среды, повышенная температура, выход токсичных веществ и т.д. Действие этих факторов ввиду их агрессивности и тяжести последствий «столкновения» с организмом человека можно отнести к экстремальным факторам. Параметры физических, химических и вредных опасных производственных факторов не позволяют нашему организму физиологически противостоять их разрушительной силе. Адаптационные возможности персонала ОПО в борьбе с ними оказываются бессильны, тем самым в первый период наблюдаются сенсорные расстройства, функциональные нарушения, а в финальной фазе организм человека претерпевает патологические изменения - утрата функций отдельных органов в результате приобретённой интоксикации, что является критичным для жизнедеятельности.

Рассмотренные нами изменения в организме человека относятся к про-

явлениям физиологического стресса. Однако приспособительные реакции в результате воздействия опасных производственных факторов - это только одна сторона вопроса, направленная на сохранение жизнедеятельности в условиях, граничащих с патологическими изменениями. Нахождение персонала в условиях инцидента и само изначальное его предназначение на ОПО предполагает принятие мер по устранению возникших нарушений технологического процесса, а следовательно, возвращению критичных параметров внешней среды в обслуживаемых (охранных) зонах объектов к норме. В рассматриваемом случае уместно воспользоваться не традиционной формулировкой инцидента [8, ст. 1], а заимствованной из атомной энергетики - «нарушение пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию» [7].

Деятельность персонала при инцидентах характеризуется психической напряжённостью, вызванной эмоциональным переживанием дефицита информации, возможной опасности при потере контроля над технологическим процессом и последствий ошибочных действий.

Любая процедура построения деятельности человеком имеет предварительную эмоциональную оценку. «Опережающее значение психического отражения мобилизует организм и его системы, осуществляя таким образом высшую приспособительную функцию» [5, с. 9]. Психическая адаптация - один из значимых приспособительных процессов, обеспечивающих защиту организма в нештатных ситуациях.

Трактовка гомеостаза в психологической литературе неоднозначна. Интерес представляют работы А.А. Логинова, в которых рассматриваются уровни и виды гомеостаза: «пищеварительный, выделительный, двигательный, психологический, информационный» [6, с. 59]. Это позволяет вычленить целый ряд факторов, определяющих возникновение стрессовых ситуаций. То обстоятельство, что человек способен прогнозировать возможное проявление различных

стрессогенных стимулов, угрожающих его жизнедеятельности, позволяет рассматривать любой стресс с позиции чрезмерного психического напряжения. В таком случае можно провести аналогию между физиологическим и психологическим стрессами в части формирования уровней интеграции функций организма в результате адаптационных процессов, применив в подходе положения закона подобия. То есть выкладки Ц.П. Короленко [5, с. 93] могут быть сопоставимы в обоих случаях, как при физиологическом стрессе, так и при психологическом.

Психологический стресс проявляется тогда, когда реализация адаптационных процессов организма человека не достаточна. Характерной особенностью стресса является состояние угрозы, которое влечёт за собой дополнительную активацию организма. По мнению Ф.Б. Березина, «возникновение психического стресса в определенной ситуации может отмечаться не в силу ее объективных характеристик, а в связи с субъективными особенностями восприятия» [1, с. 10].

Организм человека пытается «нащупать» уровень консолидации с внешней средой путём интеграции функций восприятия. При этом происходит «утрата» отдельных стимулов. Активация зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных, обонятельных рецепторов не реализуется. Психическое состояние человека, по всей видимости, будет отражать общую активность мозговой деятельности, объём восприятия, скорость обработки информации. В нештатных ситуациях в поле внимания человека попадают отдельные картины происходящего. В приоритете остаются стимулы, которые будут ассоциироваться с сохранением жизнедеятельности, и стимулы с резко меняющимися параметрами. Отсутствие полноты восприятия относит деятельность персонала при инцидентах к условиям неопределённости.

Приведённые нами рассуждения находят подтверждение в теории ограничения использования сигналов _}. Easterbrook [10]. Отправной точкой является то, что с ростом возбуждения сокращается поле внимания. Количе-

ство сигналов, используемых организмом, снижается и определяется их значимостью. Открытым остаётся вопрос о приоритетности стимулов. Чем выше эмоциональное напряжение и чем дольше организм находится в изменившихся условиях, тем больше параметров оказываются за чертой внимания персонала. Устанавливается приоритет утраты стимулов с сохранением более значимых. Порождается дальнейший дефицит информации. Уровень интеграции функций организма продолжает снижаться. Эффективность деятельности резко падает. Персонал утрачивает контроль над происходящей обстановкой. На вопрос, а помнит ли он, как развивались события? Обычно звучит ответ - только то, что находилось в поле решаемой проблемы или способствовало сохранению жизнедеятельности.

В когнитивной психологии рассматривается ряд концепций, объясняющих и описывающих внимание. «Модели ранней и поздней селекции» Д. Бродбента, А. Дейч и Д. Дейч, Д. Норманна, А. Трейс-ман соотносятся с нашими рассуждениями в плане «утраты» отдельных стимулов в стрессовых ситуациях, попадая под действие фильтров и предполагая тем самым избирательность восприятия.

Рассматривая плывущие по небу облака, каждый человек строит свою картину восприятия, ассоциирующуюся с прошлым опытом. Это порождает и разные образы восприятия. В условиях деятельности персонала опасных производственных объектов откладывается отпечаток системы непрерывного фирменного профессионального образования этой категории работников, череды инструктажей, технической учебы и т.д. Формируется предварительная установка на прогнозируемое развитие событий и ожидаемое проявление стимулов. Значимость стимулов, вероятно, определяется на уровне предвнимания, что приводит к их предварительной фильтрации. Активизируются только те стимулы, которые востребованы для построения когнитивных карт, сформированных в результате противоава-рийных тренировок на ОПО, согласно

X

ф

т

ю о

о

X -О

га

X

о ^

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

-&

о ^

с

ф

I-

о ^

о

СО

ей о о

о ф

^

о ^

с

.а X

ей

с

го ч го

а

о ф

I-

го

со ^

с;

го ф

о.

о

X

ф

го ^

0

1

т

<

плану ликвидации аварийных ситуаций и инцидентов.

В нештатных ситуациях при решении сложных задач по локализации и ликвидации возможных причин инцидентов на производственных объектах изначально используется ограниченный ресурс информации. Он соотносится с периодом максимального возбуждения, когда превалируют элементы тревожности и страха, сопровождаемые дефицитом времени. Это подтверждается многочисленными ошибками. Специфика ОПО сводится к тому, что возможность на исправление ошибочных действий зачастую отсутствует. Спад эмоционального возбуждения по истечении времени, обычно пять-семь минут, сопровождается нахождением путей решения трудных задач за счёт включения дополнительных стимулов восприятия, переводя ситуацию из проблемной в простую.

При рассмотрении деятельность персонала ОПО интерес представляет ресурсная модель внутреннего, умственного усилия Д. Канемана [4, с. 113]. В её основе лежит наличие общих ограничений на возможность осуществления умственной деятельности.

При обращении к модели Д. Кане-мана мы видим, что уровень доступной мощности внимания определяется величиной физиологической активации организма. Последняя связана как с физиологическими факторами, так и с психологическими. То есть под влиянием изменяющихся параметров внешней среды персонал ОПО, выполняющий свои обязанности в условиях действия опасных производственных факторов, находится в состоянии эмоциональной психической деятельности. Наличие целого ряда детерминантов активации приводит к сокращению величины доступной мощности внимания для выполнения поставленной перед персоналом задачи и выживания в условиях патологических изменений. Согласно модели Д. Канемана, объём внимания находится в постоянной подвижности и распределяется на постоянные диспозиции и текущие намерения. Первые - это объём внимания на подвижные стимулы

внешней среды для позиционирования персонала в окружающем пространстве и обеспечения его безопасности. Вторые - текущие намерения - будут определяться объёмом внимания, необходимым для реализации установочных действий по локализации и ликвидации возможных причин инцидентов на объекте.

«Блок оценки необходимой мощности» [4, с. 113] контролирует предпринимаемые усилия, отслеживая тем самым успешность решения возникающих задач, и регулирует активацию организма с помощью обратной связи.

Проведённые нами теоретические исследования позволяют сделать ряд заключений. В условиях изменении амплитуды опасных производственных факторов на ОПО отмечается рост психической напряжённости. Организм человека, находящийся на грани патологических изменений, пытается консолидировать с параметрами внешней среды, что описывается тремя сценариями.

1. Утрачивается восприятие части стимулов (менее важных для субъекта деятельности). Обеднённый образ восприятия не позволяет персоналу быстро и адекватно формировать ответный образ действия, что приводит к потере контроля над текущей обстановкой. Персонал испытывает дефицит ключевой информации.

2. При сохранении объёма восприятия происходит распад отдельных слабо сформированных действий, отражаясь в дезорганизованном поведении персонала на производственной площадке.

3. Происходит одновременное снижение активности стимулов и уровня реализации установок. Алгоритмы операций, предписываемые производственными инструкциями, здесь не будут работать в виду дефицита мощностей на построение умственной деятельности. Адекватность принятия решений в условиях неопределённости весьма сомнительна.

Сформулированные нами положения требуют внесение соответствующих коррективов в содержание системы профессионального обучения.

Во-первых, мы считаем необходимым расширить перечень признаков, характеризующих проявление предаварийной ситуации на производственном объекте. Помимо визуального восприятия показаний приборов персонал должен в ходе подготовки учиться апеллировать неинструментальными методами контроля: вибрация элементов и конструкций оборудования, изменение температуры внешней среды и состояние влажности на производственном объекте и т.д.

Например, при эксплуатации аварийной дизельной электростанции машинист инструментальными методами контролирует обороты дизеля, температуру масла и охлаждающей жидкости, давление в системе смазки, уровень топлива, показания амперметров, вольтметров и т.д. Однако существуют и иные, крайне информативные методы: контроль температуры (на ощупь по температуре подшипниковых крышек) и шума подшипников, величины вибрации (на ощупь), прослушивание генератора и дизеля на отсутствие посторонних стуков, наблюдение за расцветкой выхлопных газов, контроль запаха обдуваемого воздуха с генератора и работы щёток возбудителя (искрение) и т.д.

Формирование многогранного образа восприятия при эксплуатации ОПО может стабилизировать деятельность персонала в условиях изменяющихся параметров внешней среды.

Во-вторых, в связи с нестабильностью образа восприятия и дефицитом ресурсов в обработке информации деятельность персонала ОПО в условиях развития инцидента должна основываться прежде всего на формировании в рамках профессионального обучения установок, ориентированных на реализацию определённой процедуры действий.

В качестве сигнала, свидетельствующего о критичном превышении параметров технологического процесса, наиболее оптимально подходит слуховой канал, задача которого немедленно запустить соответствующий алгоритм ответных действий персонала по локализации деструктивных процессов на производственной площадке. Использо-

вание зрительного канала обременяется необходимостью постоянного визуального контакта оператора с приборами контроля.

Продуктивность деятельности персонала ОПО в условиях развития инцидента будет определяться не только эффективностью протекающих адаптивных процессов в организме человека, определяемых сугубо индивидуальными физиологическими параметрами, но и готовностью воспринимать изменения в работе оборудования.

В-третьих, процедура ответных действий при срабатывании установок должна прорабатываться ещё на этапе профессионального обучения.

Анализ деятельности операторов газораспределительных стаций ряда крупных компаний показал, что 48 % опрошенных затрудняются с порядком действий в нештатных ситуациях. Ещё более худшая ситуация у операторов котельной - почти 60%. Алгоритмизация отрабатываемых действий должна быть направлена на решение узкого круга вопросов: остановить критичное отклонение параметров технологического процесса вплоть до остановки оборудования. Тем самым решаются основные задачи - сохранение жизни и здоровья обслуживающего персонала и целостности зданий и конструктивных элементов оборудования.

В ходе исследования мы сопоставили адаптивные процессы, протекающие в организме человека при физиологическом и психологическом стрессах, и пришли к выводу, что в деятельности персонала ОПО существенную роль играет уровень восприятия внешних стимулов. Нештатные ситуации губительны для обслуживающего персонала, не допускают каких-либо рассудочных решений, а требуют выполнения исключительно установочных действий.

Реализация предложенных нами положений должна лежать в поле деятельности системы профессионального обучения, так как производственные службы в настоящее время не готовы самостоятельно решать вопросы по алгоритмизации действий персонала, обслуживаю-

X

ф

т

ю о

о

X -О

га

X

о ^

о

о ф

-&

о ^

с

ф

I-

о ^

о

СО

ей о о

о ф

^

о ^

с

.а X

ей

с

го ч го

а

о ф

I-

го

со ^

с;

го ф

о.

щего оборудование ОПО. На их долю выпадает автоматизация установочных действий по результатам предварительной подготовки.

Подобный подход призван принципиально изменить положение дел на производственных площадках в условиях развития инцидента.

Библиографический список

1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Бере-зин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея», 1993. - 1632 с.

3. Давыдовский, И.В. Общая патология человека [Текст] / И.В. Давыдовский. - М.: Медицина, 1969. - 612 с.

4. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания [Текст] / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.: Триво-ла, 1995. - 347 с.

5. Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях [Текст] / Ц.П. Короленко. - Л.: Медицина, 1978. - 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Логинов, А.А. Очерки по общей физиологии. Основные свойства и закономерности живых систем [Текст] / А.А. Логинов. - Минск: Вышэйш. школа, 1976. - 240 с.

7. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (НП-001-15): Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2015 г. № 522. [Текст].

8. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Текст].

9. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

10. Easterbrook J.A. The effects of emotion on cue utilization and the organization of behavior. Psychological Review, 1959. № 66. P. 183-201.

Referencеs

1. Berezin F.B. The psychic and psychophysiological human adaptation. L.: Nauka, 1988. P. 270. [in Russian].

2. Big encyclopedic dictionary. Ed. А.М. Prokhorov. M.: Sovietskaia encyclopedia, Fond «Leningradskaia gallereia», 1993. P. 1632. [in Russian].

3. Davydovsky I.V. Common pathology of the person. М.: Meditsina, 1969. P. 612. [in Russian].

4. Dormashev Y.B., Romanov V.Y. Psychology of attention. М.: Trivola, 1995. P. 347. [in Russian].

5. Korolenko Ts.P. Person's psychophysiology in hazardous environment. L.: Meditsina, 1978. P. 272. [in Russian].

6. Loginov А.А. Sketches on the common physiology. The main properties and laws of living systems. Minsk: «Vy-sheysha Shkola», 1976. P. 240. [in Russian].

7. General provisions of safety assurance of nuclear plants (NP-001-15): Federal norms and corrects in the area of use of atomic energy. Order of the Federal Service of Ecological, Technological and Nuclear Supervision, 17 December, 2015. № 522. [in Russian].

8. Of industrial safety of dangerous industrial objects: Federal law of 21 July 1997. № 116-FZ (with i changes and additions). [in Russian].

g 9. Philosophical encyclopedic dictionary. Comp. L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseyev, S.M. Kovalyov, V.G. Panov. M.:

g Sovietskaia encyclopedia, 1983. P. 840. [in Russian].

1 10. Easterbrook J.A. The effects of emotion on cue utilization and the organization of behavior. Psycho-

^ logical Review, 1959. № 66. P. 183-201.

Сведения об авторах: Николаенко Александр Викторович,

соискатель,

кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. &maik avnikolaenko@mail.ru

Information about the authors: Nikolaenko Alexandr Viktorovich,

Applicant for Degree,

Department of Social Work,

Psychology and Pedagogy of Higher Education,

Kuban State University,

Krasnodar, Russia.

E-mail: avnikolaenko@mail.ru

УДК 378.681.14

ББК 74.480:32.973.26-018.2

А.В. Падерин

использование образовательного веб-ресурса

В УЧЕБНОМ процессе ВУЗА

В работе рассматриваются факторы, влияющие на эффективность функционирования образовательного веб-ресурса. Показываются возможности образовательного веб-ресурса, направления его использования преподавателями и студентами. Кроме того, предлагается конфигурация образовательного веб-ресурса, основанная на перечисленных факторах. Делается вывод о перспективности использования образовательного веб-ресурса в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: электронный, информационный, образовательный, интернет, веб, комплекс, средство, ресурс.

A.V. Paderin

THE USE OF EDUCATIONAL wEB-RESOURCE in the UNIVERSITY LEARNING PROCESS

The factors, influencing the efficiency of educational web resource functioning are discussed. The possibilities of educational web resource, the direction of its use by teachers and students are shown. In addition, the configuration of educational web resource, based on the listed factors, is proposed. The conclusion about perspective use of an educational web resource in the university learning process is made.

Key words, electronic, informational, educational, Internet, web, complex, tool, resource.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании на современном этапе невозможно без активного использования интернета. В свою очередь использование интернета расширяет границы образовательной среды, приводит к формированию нового типа образовательного пространства. Такое пространство состоит из большого количества разнообразных информационных образовательных ресурсов.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите ин-

формации» [5] применяется понятие «информационная система» - совокупность информации, хранящейся в базах данных вместе с технологиями и средствами для ее обработки.

В соответствии с ГОСТ [1] электронный образовательный ресурс - совокупность данных, представленных в электронно-цифровой форме.

Э.А. Первезенцева понимает под электронными образовательными ресурсами совокупность данных, имеющих научно-педагогическую и учебно-

го

со >.

CQ ф

О

О ф

О С

о

X

ю ф

т ^

CQ

ГО о

г? ф

Cl

ю ф

о

X .0

I-

го

о

со

го

ю о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.