УДК 658.382.3 В. В. Кирсанов
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СПОСОБОМ
СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФРОНТАЦИИ РАБОТНИКА
ОПАСНОГО ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА
Ключевые слова: промышленная безопасность, опасный химико-технологический объект, уровень конфронтации, коэффициент психологической напряженности.
Анализ состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах показывает, что основная часть (около 80%) инцидентов, аварий, травм происходит по организационным причинам («человеческий фактор»). В статье предлагается для повышения уровня промышленной безопасности на опасных объектах акцентировать усиление тревожности (конфронтации) производственников способом двухэтапной проверки знаний (аттестации).
Keywords: industrial safety, hazardous chemical and technological object, the level ofconfrontation, the coefficient of psychological
tension.
Analysis of industrial safety at hazardous production facilities shows that the majority (80%) of incidents, accidents and injuries occur due to organizational reasons (the "human factor"). The article proposes to increase the level of industrial safety at hazardous focusincreased anxiety (confrontation), manufacturers of two-stage method of testing the knowledge (attestatsii).
Существуют две формы реакции работника опасного объекта на возникшую опасность- бегство и агрессия. Агрессия - уничтожение источника опасности, бегство - устранение возможности столкновения с угрожающим объектом.
Обе формы реакции на опасность - бегство (пассивно - оборонительная) и агрессия (активно -оборонительная) направлены на адаптацию человека, отвечают его индивидуальным потребностям и соответствуют «принципу сообразности».
Но существует и третья форма реакции на опасность, которую можно назвать актом конфронтации с потенциальной опасностью [3].
При активном противостоянии опасности (агрессии) работник может выходить вне предела (за рамки) потенциальной опасности с целью ее преодоления (но не через бегство и агрессию).
Смысл конфронтации заключается в том, что работник сам выходит за рамки возникающей опасности для того, чтобы определить масштабы, уровень угрозы.
Определение опасности (безопасности) объекта с точки зрения инцидента, аварии, травмирования, необходимо производить по степени совместимости объекта с работником. Конфронтация в том и заключается, что работник активно сближается с объектом для идентификации его опасности для себя. Конфронтация - распознающая активность человека, данная ему в форме чувственного сигнала. Опасность воспринимается человеком в виде сигнала и может быть установлена только в процессе работы на технологической установке (объекте). Конфронтация -сближение работника с объектом с целью опровержения или подтверждения сигнала о первоначально ожидаемых опасных свойствах объекта. Если сигнал не подтверждается, то переживание опасности утрачивает свое значение, сигнальная связь разрушается и происходит психологическое устранение опасности.
Конфронтация необходима человеку, как оценивающая уровень опасности объекта и воспринимаемая в форме чувственного сигнала, трансформируемого мышлением. Эта «незримая» связь позволяет человеку постоянно поддерживать свое психическое состояние в дежурном, воспринимающем угрозу, режиме. Сигнал, передаваемый человеку от объекта о возможной (потенциальной) угрозе позволяет человеку:
1) актуализировать потенциально существующую опасность и возможность её реализации в фактическую;
2)подтвердить или опровергнуть информацию об опасности фактом произошедшей (или не произошедшей) аварии, инцидента, травмы;
3) мобилизовать психические и физиологические свойства и процессы организма на компенсацию предаварийной опасности и ликвидацию аварийной ситуации;
4)усилить мотивацию к деятельности по совершенствованию и углублению психических генетически обусловленных свойств, определяющих готовность к встрече с опасностью и компенсации воздействующих на субъект негативных проявлений аварий, инцидентов, травм.
Следует подчеркнуть, что «активнооборонительная» (агрессия) и «пассивно -
оборонительная» (бегство) формы реакции на угрожающую опасность возникают и реализуются только на стадии возникновения и развития опасности.
Конфронтация, как распознающая активность субъекта, может проявляться как на стадии сближения субъекта с опасностью, так и в процессе непосредственного проявления опасности.
Конфронтация - тревожность, как распознающая активность субъекта позволяет оценить готовность к встрече с опасностью и реализации субъектом эффективных действий по локализации опасно-
сти для минимизации последствия воздействий опасности на субъект (травма) или объект деятельности (авария, инцидент).
Таким образом, конфронтация, как активность навстречу опасности, является третьим способом борьбы с опасностью после агрессии и бегства.
Агрессия и бегство характерна для ранней ступени организации жизнедеятельности, и чем примитивнее форма жизнедеятельности, тем более выражены эти способы борьбы с опасностью. Усложнение технологических процессов и технических устройств, развитие деятельности в более социальном направлении, приводит к необходимости использования третьего пути борьбы с опасностью - конфронтации.
В условиях эксплуатации опасных объектов с их специфичностью и сложностью аппаратурного оформления, автономностью контрольных и управляющих функций, высокими скоростями и экстремальными параметрами процессов, конфронтация наиболее эффективный и оптимальный способ борьбы с опасностью.
Но конфронтация имеет и не менее значимый отрицательный эффект при определенных условиях деятельности человека.
Суть этого «минуса» в том, что в начальный период трудового стажа на опасном объекте, работник настороженно относится к технологической установке, зная о таящейся опасности в ней. На данном этапе сигнальная связь между работником и объектом опасности прочная, конфронтация также значительная, позволяющая тревожности, как распознающей активности работника, поддерживать его в стабильно напряженном состоянии, обеспечивающем требуемый уровень промышленной безопасности (ПБ). Но по мере увеличения трудового стажа работника и приобретения опыта работы, при условии отсутствия актуализации опасности объекта объективными (аварии, инциденты, травмы) или субъективными, искусственно поддерживаемыми психологическую напряженность (назовем условно коэффициент «п») факторами, у работника сигнальная связь между ним и опасным объектом ослабевает. Со временем, как показывают статистические данные по инцидентам, аварийности, травматизму и многолетний стаж работы автора в области обеспечения ПБ опасного объекта, конфронтация, как психологический способ борьбы с опасностью, начинает ослабевать (примерно через год работы на объекте), сигнальная связь практически исчезает и происходит аккомодация (приспособление) работника к опасности объекта.
Уровень конфронтации определяет степень тревожности, как распознающей активности работника и эти два критерия психологического состояния работника, характеризующее его взаимоотношения с опасными свойствами объекта, находятся в пропорциональной зависимости и в обратно пропорциональной - от времени:
Кур. = (Рт.тр/ Т)' п , (1)
где Кур- уровень конфронтации (или степень тревожности); Рштр - распознающая активность работника; п
- коэффициент психологической напряженности; т -время работы человека в штатных режимах эксплуа-
тации установки (в условиях отсутствия инцидентов, аварий, травм)
Для поддержания «Кур». на необходимом уровне, обеспечивающем сигнальную связь между работником и опасным объектом, необходимо «п» увеличивать (так как «т», непрерывно и не зависимо от человека, увеличивается).
Поддержание психической напряженности («п») должно дополнительно инициироваться для соответствующей актуализации поведения работника в опасных условиях, как фактора определяющего жизнедеятельность субъекта (травма) и объекта (аварии, инциденты).
Уровень конфронтации непосредственно связан с уровнем стресса.
Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сильным воздействием, адекватная реакция на которое не была ранее сформирована, но должна быть найдена. Стресс - мобилизация организма на поиск выхода из трудной ситуации
В процессе эксплуатации опасного объекта, стрессовое состояние работника не может быть «снято» «бегством» или «агрессией», так как данными видами реакции на опасность устранить или ее избежать не представляется возможным. В этом случае стрессовое состояние обусловлено опасностью более неестественного, техногенного происхождения, от которого невозможно «убежать» или устранить сигнальную связь между объектом и работником агрессией. Эта обусловленность с развитием и усложнением технологических процессов и возрастанием фактора опасности технологических блоков, все более усиливается.
Стрессовое состояние помогает мобилизовать конфронтацию, как распознающую активность работника и трансформировать ее из менее активного («дремлющего») состояния, в более активное. В свою очередь, более активное состояние работника ускоряет распознавание опасных свойств, их дифференциацию по категориям опасности и компенсирующим действиям, снижающих опасность и, соответственно, «гасит» стрессовое состояние.
Уровень или величина стресса (назовем ее Нст) находится в функциональной зависимости от уровня конфронтации (Кур).
Действительно, чем больше у человека уровень конфронтации (чем более человек находится в состоянии тревожности), тем меньшей величины по глубине и продолжительности возникнет стресс при инциденте, аварии и, наоборот. То есть, величина стресса (Нст) и уровень конфронтации (Кур) связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью и формулу (1) можно записать с учетом значения уровня стресса в следующем виде:
Кур. = (Рт.тр/Т ) (П/НСт), (2)
При возникновении экстремальных ситуаций
- аварии, инцидента, опасности для здоровья или жизни в виде травмирующего фактора, происходит или дезорганизация психической деятельности человека вследствие «сужения (сосредоточенности) сознания», или мобилизация для достижения адаптивного результата. Тот или иной исход зависит от подготов-
ленности работника к встрече с аномальной ситуацией и уровня (масштабов) аварии.
В экстремальной ситуации психическое состояние человека определяется тем, какое значение и возможные последствия этой ситуации ему предвидится. Одинаковые обстоятельства могут вызвать у различных людей различные психические состояния.
У многих людей опасные ситуации вызывают психическую деформацию, снижают критичность и логичность представления и мышления.
Неадекватное распознание предаварийных, аварийных ситуаций, отклонений от регламентных значений ведения технологического процесса, особенно, выходящих за критические значения - причина аварий, инцидентов, травм.
Известные формы реакции на опасность, угрожающую субъекту, и «пассивно-оборонительная» (бегство) и «активно-оборонительная» (агрессия)
предполагают лежащую в основе реакцию субъекта на опасность - стремление к безопасности. Эти формы исходят из естественного принципа сообразности.
Пассивно - оборонительная реакция субъекта на опасность является наиболее ранней в онтогенезе формой избегания встречи субъекта с объектом.
Агрессия - реакция субъекта на внезапно возникшую опасность; относится к экстремальным психическим состояниям. Агрессивность может быть фрустрационной (агрессивность против деятельности препятствующей цели), импульсивной. Агрессивность индивида зависит от дефектов социализации (чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессии).
Стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние - дистресс (от англ. distress - горе, истощение). Австресс мобилизует жизненные силы организма на преодоление трудностей.
Бегство наблюдается, если интенсивность угрозы велика и проявляется через устранение возможности столкновения с объектом опасности..
В соответствии с предлагаемой эмпирической формулой (1) можно проиллюстрировать корреляцию значений уровня конфронтации (Кур) от факторов актуализации (n) и времени между повторными актуализациями (т) на примере химического предприятия «Казаньоргсинтез».
Как было сказано выше, сигнальная связь об опасности объекта, предупреждающая работника о необходимости соблюдения действующих правил и норм по ПБ для обеспечения безопасности своей и безопасности технологической установки, со временем ослабевает, уровень конфронтации, и степень тревожности уменьшается (значение «т» в форм. 1 и 2 увеличивается).
Анализ травматизма и инцидентов в «Казаньоргсинтез», показывает, что наибольшее их количество происходит с работниками опасного химикотехнологического объекта со стажем работы от 1 года до 5 лет (коэффициент частоты Кч для работников с указанным стажем равен 1,37; до 1 года-1,24), что является подтверждением уменьшения со временем уровня конфронтации (степени тревожности), как
распознающей активности субъекта. Значение уровня конфронтации (Кур) можно увеличить или за счет уменьшения времени между очередными актуализациями опасностей (т), или за счет увеличения коэффициента психологической напряженности (п).
Коэффициент психологической напряженности (п), как показатель, характеризующий психические свойства можно, в свою очередь, увеличить за счет двух основных параметров:
а) актуализацией происходящими в производственной деятельности аномальными ситуациями -травмами, инцидентами, авариями. Такой вариант актуализации степени тревожности работника, основанной на дорогостоящих и зачастую, - непоправимых ошибках, безусловно неприемлем;
б) актуализациуй тревожности (конфронтации) искусственно привнесенными в деятельность факторами, позволяющими не ослабевать с течением времени сигнальной связи об опасности между работником и опасным объектом.
Методологическое обеспечение минимизации уровня ПБ опасного объекта, основанное на анализе и последующем практическом применении психических свойств личности и психических процессов с целью профилактики нештатных ситуаций предполагает ряд организационно-технических аспектов в деятельности работника.
К некоторым из них можно отнести следующее:
1) Актуализация конфронтации технологического персонала химико-технологического объекта на 1-м уровне техническо-профилактической работы по ПБ (имеется в виду 3-х уровневая система техникопрофилактической работы по ПБ, проводимая на опасных объектах);
Субъект восприятия конфронтации - работник (аппаратчик, машинист, слесарь, лаборант и т.д.). Воздействующий (управляющий 1-м уровнем работы) на работника - руководитель низшего звена (начальника смены, мастер, старший мастер, сменный химик и т.д.).
Коэффициент психологической напряженности (п), с помощью которого актуализируется конфронтация работника, в данном конкретном случае равен на 1-м уровне шести (п = 6) (следует обратить внимание, что п может меняться в количественном и качественном значении в зависимости от; категорий технологических блоков по пожаро-взывоопасности; токсичности и вредности применяемых веществ; произошедших инцидентах, авариях, травмах; квалификации работников; модернизации и реконструкции процессов, оборудования и т.д.). Направленность коэффициента психологической напряженности следующая:
а) соблюдение норм технологического режима; б) работа локальных очистных установок; в) соблюдение работающими требований действующих правил, норм и инструкций по ПБ;
г) герметичность оборудования; д) техническое состояние оборудования, сооружений; е) состояние средств автоматики, сигнализации и блокировок.
Актуализации конфронтации у рабочих «Казаньоргсинтеза» осуществляется ежесменно (т = 1 сут).
Коэффициент психологической напряженности, актуализирующий конфронтацию руководителей среднего звена на 2-м уровне равен 10 (п = 10). Субъект восприятия тревожности - руководитель среднего звена (начальника цеха, лаборатории). Воздействующий субъект - директор завода. Периодичность актуализации у руководителей среднего звена 1 раз в месяц (т = 30 сут.).
2) К следующему методу увеличению уровня конфронтации технологического персонала опасного химико-технологического объекта можно отнести систему организации проверки знаний требований в области ПБ, разработанную автором и внедренную на «Казаньоргсинтез».
Указанная система предполагает двухэтапную организацию по следующей схеме:
1-И _
этап состоит из:
а) проверки состояния промышленной безопасности в подразделении, руководимом аттестуемым, последующего расчета усредненного показателя по соответствующей разработанной методике;
б) проверки теоретических знаний требований в области ПБ по конкретному рабочему месту.
1-й ^
этап проводится комиссией в составе: руководителя подразделения, специалиста по ПБ, инспекторов газоспасательной и противопожарной служб.
2-й этап - заключается в проверке (аттестации) знаний требований основных нормативноправовых актов и нормативно-технических документов в области ПБ в аттестационной комиссиии предприятия. К аттестации на 2-м этапе допускаются работники с положительной оценкой по 1-му этапу.
Предлагаемый метод увеличения конфронта-
2-й ^
этапной проверки знаний в области ПБ отличается от существующей в практике деятельности опасных объектов следующим:
- этапность организации проверки знаний позволяет работнику дифференцировать многочисленные требования нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, конкретизировать практически необходимые требования для обеспечения ПБ на конкретной технологической установке. Критичность мышления сформирует узконаправлен-
ную степень тревожности, как распознающую активность работника (Рт. тр), и соответственно - более эффективную конфронтацию;
- систематически активизируемые психологические процессы интериоризации - перехода воздействующих на работника элементов обучения во внутренние процессы и экстериоризации - перехода психических процессов, обусловленных научением, во внешние действия, направлены на повышение уровня ПБ;
- включение в 2-х этапную организацию системы проверки знаний подэтапа, оценивающего практическое состояние ПБ на объекте, позволяет акцентировать формирование психических процессов работника на прагматических аспектах, детерминирующих потенциальную опасность объекта;
- интериоризация рассматривается не только как психический процесс работника, предопределяющий уровень знаний об объекте, позволяющий работнику реализовать их в процессе деятельности. Для обеспечения деятельности субъекта без аварий, инцидентов, травм необходим высший уровень интериори-зации, который характеризуется тем, что у рабоника на основе знаний об объекте формируется «высочайшая» тревожность или уровень конфронтации (Кур), позволяющая работнику сознательно соблюдать требования ПБ в процессе эксплуатации химикотехнологической установки.
Литература
1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды.- М: Наука, 1979.- 454 с.
2. Бард В.Л., Кузин А.В. Предупреждение аварий в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.- М: Химия, 1984- 315 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. т. 1: Пер. с франц.- М: Мир, 1992.- 496с.
4. Кирсанов В.В. Парадигма психологии промышленной безопасности: Монография. Казань: Изд-во «Экоцентр», 2007.-172 с.
5. Кирсанов В.В. Основы промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов: Монография. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2011. -480 с.
6. Кирсанов В.В. Обеззараживание воды микрофлорой активного ила, как альтернатива реагентным способам обеззараживания // Вестник Казан. технол. ун-та. 2012. Т. 14, № 4, С.78-82.
© В. В. Кирсанов - д-р. техн. наук, проф. каф. общей химии и экологии КНИТУ - КАИ им. А.Н. Туполева, [email protected].
195