Научная статья на тему 'Анализ когнитивной и эмоциональной составляющей представлений участников конфликта о третьей стороне'

Анализ когнитивной и эмоциональной составляющей представлений участников конфликта о третьей стороне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА / ФОРМЫ УЧАСТИЯ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурмистрова Н.Н.

в статье представлены и проинтерпретированы результаты, доказывающие ведущее значение не только когнитивного фактора при формировании представлений участников конфликта о третьей стороне, но и значение эмоционального фактора. При изменении знаний об особенностях деятельности третьей стороны представления о третьей стороне, а значит и оценки эффективности разрешения конфликта, меняются не в полной мере. Соотношение оценок эффективности разных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта остается прежним, так как обусловлено эмоциональной составляющей представлений о третьей стороне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ когнитивной и эмоциональной составляющей представлений участников конфликта о третьей стороне»

Результативность программы акмеологического сопровождения выражается в формировании метапредметных компетенций (расширение объема знаний не только в психологии и педагогике, но и акмеологии; владение технологиями построения будущей педагогической деятельности, а также своей личности, владение умениями научно-исследовательской деятельности); мотивационной сферы (высокая значимость выбранной профессиональной деятельности, стремление к достижению высокого результата в процессе подготовки, направленность на профессиональное развитие); личностного развития (умение видеть и разрешать противоречия и проблемы личностно-профессионального развития, определение собственных возможностей в личностно-профессиональном развитии, переход от внешнего управления к внутреннему - самодвижение).

Литература

1. Анисимов О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Минск, 2002. - 249-432 с.

2. Деркач А. А. Педагогическая акмеология. - М.: 2007. -159 с.

3. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. - М., 2004. - 112с.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности и мастера производственного обучения. - М., 1990. --119 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. -М., 2004. - с. 59-62.

7. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4, с. 4-9.

8. Сучкова Н. И. Развитие личностно-профессиональных качеств руководителей высших учебных заведений в современных условиях. - Н. Новгород, 2004. - с. 27.

Н.Н. Бурмистрова

АНАЛИЗ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА О ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЕ

ANALYSIS OF COGNITIVE AND EMOTIONAL COMPONENT REPRESENTATIONS OF THE PARTIES TO THE CONFLICT

TO A THIRD PARTY

Аннотация: в статье представлены и проинтерпретированы результаты, доказывающие ведущее значение не только когнитивного фактора при формировании представлений участников конфликта о третьей стороне, но и значение эмоционального фактора. При изменении знаний об особенностях деятельности третьей стороны представления о третьей стороне, а значит и оценки эффективности разрешения конфликта, меняются не в полной мере. Соотношение оценок эффективности разных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта остается прежним, так как обусловлено эмоциональной составляющей представлений о третьей стороне.

Ключевые слова: представления о третьей стороне, эффективность разрешения конфликта, формы участия третьей стороны в разрешении конфликта.

© Н.Н. Бурмистрова, 2012

Abstract: this article presents the results and interpretation that demonstrate not only the leading role of cognitive factor in the formation of representations of the parties to the conflict to a third party, but also the role of emotional factor. If you change the knowledge about the features of the third party's activities, representations of a third party and the effectiveness of conflict resolution change is not in full measure. The balance of efficiency's assessments of different forms of a third party's involvement in conflict resolution remains the same, because it's due to the emotional component of representations about third party.

Keywords: representations of a third party, the effectiveness of conflict resolution, forms of a third party's participation in conflict resolution.

При проведении нашего исследования, посвященного изучению представлений участников организационного конфликта о третьей стороне как фактора оценки эффективности разрешения конфликта, мы исходили из того, что максимальные оценки эффективности будут получены для тех форм вмешательства третьей стороны в разрешение конфликта, которые соответствуют представлениям участников организационного конфликта о третьей стороне. Как показал проведенный нами пилотажный этап исследования, в наибольшей степени представлениям участников конфликта о третьей стороне соответствует модель консультационного посредничества. Исходя из этого, мы сформулировали одну из основных гипотез исследования: в контрольной группе, где представления о третьей стороне не изменялись, максимальная оценка эффективности разрешения конфликта будет получена для консультационного посредничества. Доказательству этой гипотезы и рассмотрению сопутствующих данных, которые позволяют сделать важные выводы, посвящена данная статья.

В контрольной группе, как показал подсчет критерия Манна-Уитней, оценки эффективности консультационного посредничества значимо выше оценок эффективности остальных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта (при уровне значимости не превышающем 0,05). Эти данные полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что в контрольной группе, где представления о третьей стороне не изменялись, максимальная оценка эффективности разрешения конфликта будет получена для консультационного посредничества.

В этом же контексте нами были рассмотрены оценки эффективности, полученные в двух экспериментальных группах, где представления участников конфликта о третьей стороне подвергались изменениям в рамках лекции или групповой дискуссии, направленных на анализ деятельности третьей стороны. И мы заметили, что и в экспериментальных группах оценки эффективности разрешения конфликта при помощи консультационного посредничества значимо выше (уровень значимости не превышает 0,05). Кроме того, мы обратили внимание на то, что, если построить график средних оценок эффективности каждой модели участия третьей стороны в разрешении конфликта для каждой из трех групп участниц исследования, то эти графики будут иметь похожие формы.

Рассмотрим рисунок. Итак, мы видим, что полученные графики сходны по форме: пик - максимальное значение эффективности - приходится на такую форму участия третьей стороны в разрешении конфликта как консультационное посредничество. Далее вспомним классификацию форм участия третьей стороны в разрешении конфликта, критерием которой была степень контроля третьей стороны над принятием решения [1]. Эта классификация представляет собой шкалу порядка, где модели участия третьей стороны в разрешении конфликта располагаются, начиная с модели с наименьшей степенью контроля третьей стороны над принятием решения, заканчивая моделями с наибольшей степенью контроля над принятием решения.

Рис. Средние значения оценок эффективности разных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта для трех групп респондентов

Модели на шкале располагаются так: модель, в которой третья сторона выступает как неформальный посланник, модель фасилитации, модель консультационного посредничества, модель посредничества с элементами арбитража, модель арбитраж. Это знание помогает нам более основательно проанализировать рисунок. Отметим, что посредничество, получившее максимальную оценку эффективности в каждой из трех групп респондентов, имеет среднюю степень контроля третьей стороны над принятием решения. Арбитраж и модель, где третья сторона выступает в качестве неформального посланника, своего рода «крайние» значения нашей шкалы форм участия третьей стороны в разрешении конфликта, оценены как наименее эффективные модели вмешательства третьей стороны в разрешение конфликта. Фасилитация и посредничество с элементами арбитража оценены чуть выше, и на нашей шкале моделей участия третьей стороны в разрешении конфликта находятся чуть дальше от «крайних» значений. Таким образом, получается, что наиболее высоко оценена эффективность модели вмешательства в конфликт со средней степенью контроля третьей стороны над принятием решения, а низкая и высокая степени контроля над принятием решения приводят к низким оценкам эффективности таких моделей разрешения конфликта. При этом, чем ниже или выше степень контроля за принятием решения, чем в большей степени она отклоняется от средней степени контроля над принятием решения (консультационное посредничество), тем ниже оценивается эффективность такой формы участия третьей стороны в разрешении конфликта.

Таким образом, мы видим, что в экспериментальных группах, где представления участников конфликта о третьей стороне стали более дифференцированными, оценки эффективности разрешения конфликта стали, действительно, выше. Но соотношение оценок эффективности разрешения конфликта для различных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта осталось прежним: наиболее высоко оценено консультационное посредничество. Поэтому мы можем говорить о том, что доказанная выше гипотеза нашего исследования верна, но верна она не только для контрольной группы, где представления о третьей стороне не подвергались изменениям. Выявленная закономерность - наиболее высоко оценивать эффективность консультационного посредничества - характерна и для экспериментальных групп: лекционной и дискуссионной. Остальные же формы участия третьей стороны в разрешении конфликта, чем дальше располагаются от формы участия третьей стороны в разрешении конфликта со средней степенью контроля над принятием решения, тем ниже оценивается участниками конфликта их эффективность.

Объяснение данного положения уже не сводимо к одним только теоретическим конструктам о том, что наиболее высоко оценивается форма участия третьей стороны в разрешении конфликта, соответствующая нашим представлениям. Это положение, конечно, остается верным. Достаточно обратиться к результатам контент-анализа свободных описаний, и мы увидим имеющееся соответствие между представлениями участников конфликта о третьей стороне и их оценками эффективности разных форм участия третьей стороны в конфликте. Так, например, в свободных описаниях в дискуссионной группе очень мало упоминался арбитраж, и оценки эффективности арбитража у участников конфликта в дискуссионной группе значимо ниже оценок эффективности других форм участия третьей стороны в разрешении конфликта (уровень значимости не превышает 0,05). Эти данные, несомненно, служат подтверждению описанных выше концептуальных положений. Однако нам хотелось бы дать альтернативное объяснение наблюдаемому феномену: сохранению соотношения между оценками эффективности разных форм участия третьей стороны в разрешении конфликта.

Почему даже при изменении представлений о третьей стороне, при повышении их дифференцированности, соотношение оценок эффективности различных форм участия третьей стороны сохраняется? Это можно было бы объяснить тем, что для основательного, всестороннего и устойчивого изменения представлений однократного проведения лекции или групповой дискуссии недостаточно. Однако мы решили сделать и другое предположение. Дело в том, что глядя на рисунок, нам показалось интересным провести аналогию с законом Йеркса-Додсона об оптимальной активации [4]. В этом законе имеет место зависимость в форме перевернутой Ц-образной кривой. При очень высоком и очень низком уровнях активации, эффективность решения задачи субъектом будет низкой. И только при среднем - оптимальном - уровне активации эффективность достигнет высоких отметок. В нашем исследовании получена похожая тенденция: при очень высокой и очень низкой степенях контроля третьей стороной над принятием решения, оценка эффективности разрешения конфликта будет низкой. В то время как при средней степени контроля над принятием решения, которая характерна консультационному посредничеству, показатели эффективности высоки. Возможно, по аналогии с законом Йеркса-Додсона, мы можем говорить, что консультационное посредничество - это форма участия третьей стороны в разрешении конфликта с оптимальной степенью контроля третьей стороной над принятием решения. Остается открытым вопрос о том, почему такая зависимость проявляется. Для закона Йеркса-Додсона об оптимальной степени активации объяснение сводится к тому, что недостаточная активация делает выполнение задачи невозможным, так как человеку просто не хватает ресурсов, а чрезмерная активация приводит к таким разрушающим деятельность феноменам как стресс, волнение и напряжение. В нашем случае

объяснение также лежит в сфере анализа эмоций. При низкой степени контроля над принятием решения, у сторон-участниц конфликта может сложиться впечатление, что третья сторона недостаточно внимательна и компетентна, что она не участвует в процессе, и стороны все делают сами. При высокой степени контроля над принятием решения может сложиться впечатление, что решение навязано. Получается, что чисто на эмоциональном уровне идет непринятие таких способов разрешения конфликта третьей стороной.

Здесь просматривается аналогия со стилями руководства и их эффективностью. Так, например, авторитарный стиль, который можно было бы сравнить в нашем случае с формами участия третьей стороны в разрешении конфликта с большой степенью контроля над принятием решения, как правило, оценивается, как наименее эффективный [3]. Он приводит к недовольству сотрудников, напряженности. И в нашем исследовании можно говорить о том, что формы участия третьей стороны в разрешении конфликта оцениваются низко, так как поведение третьей стороны в этих ситуациях напоминает поведение авторитарного руководителя и производит неблагоприятное впечатление. Что касается форм участия третьей стороны в разрешении конфликта с минимальной степенью контроля над принятием решения, то они сродни попустительскому стилю руководства, который также оценивался негативно. Сейчас, конечно, приходит понимание того, что каждый стиль может быть эффективен в определенных обстоятельствах [3], однако эмоциональное восприятие их сотрудниками остается и его важно учитывать. Так же и в нашем исследовании: каждая из форм участия третьей стороны в разрешении конфликта, действительно, может быть эффективной при различных обстоятельствах и особенностях участников конфликта, однако одного понимания этого обстоятельства недостаточно для того, чтобы высоко оценить эффективность этих действий. Остается эмоциональное отношение субъектов конфликта к тому или иному поведению третьей стороны. Именно оно и объясняет то, что даже при дифференцированных представлениях о третьей стороне участники конфликта выше оценивают формы участия третьей стороны в конфликте со средней степенью контроля над принятием решения, и ниже - с низкой и высокой степенью контроля.

На основании этих результатов мы делаем вывод о том, в основе формирования представлений о третьей стороне наряду с когнитивной составляющей - знаниями об особенностях деятельности третьей стороны - лежит и эмоциональная составляющая -отношение к степени контроля третьей стороны над принятием решения. И без изменения эмоциональной составляющей представления участников конфликта о третьей стороне, а значит, и оценки эффективности разрешения конфликта изменяются не в полной мере. Однако, не смотря на то, что в нашем исследовании изменялась только когнитивная составляющая представлений о третьей стороне, нам удалось доказать [2], что представлении участников организационного конфликта о третьей стороне являются фактором оценки эффективности разрешения конфликта. Изменение же оценок эффективности при изменении эмоциональной составляющей представлений о третьей стороне нуждается в дополнительной разработке.

Литература

1. Бурмистрова Н.Н. Выделение критерия классификации моделей вмешательства третьей стороны в разрешение конфликта // Социальная психология малых групп: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского / Отв. ред. М.Ю. Кондратьев. - М., 2011. С 356-359.

2. Бурмистрова Н.Н. Изменение представлений о третьей стороне у участников организационного конфликта в условиях коммуникативного процесса // Образование

для ХХ1 века: VIII международная научная конференция: Доклады и материалы / отв. ред. А.Л.Журавлев. - М., 2011. С.19-23.

3. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Из материалов сайта «Корпоративный менеджемент», 2004 http://www.cfin.ru/management/people/style and effect.shtml

4. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. - М, 2003.

Е.В. Васильева В.Ю. Линник

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА

THE CONCEPT OF MODERNIZATION OF THE INFRASTRUCTURE OF THE REPRODUCTION OF THE TEACHING STAFF OF HIGH SCHOOL

Аннотация: качество высшего прфессионального образования должна поддерживаться регулярной контролем квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава, адекватности образовательных программ и технологий, научно-исследовательской и учебно-методической базы подготовки. Внутренний аудит организации ВПО должен быть реализуем на базе компьютерной системы моделирования и посредством веб-технологии, обеспечивающей он-лайн поддержку сбора и обработки статистики мониторинговых исследований.

Ключевые слова: кадровые ресурсы вуза, воспроизводство кадров, обновление кадрового состава, внутренний мониторинг организации, Web-портал.

Abstract: quality of higher education must be supported by regular control of the qualification level of the teaching staff, the adequacy of educational programs and technologies, research and educational base for training. The internal audit organization should implement the HPE-based computer modeling system, and through web-based technologies, providing on-line support for data collection and processing statistics monitoring studies.

Keywords: university, human resources, personnel, personnel recovery, update its internal control, Web portal.

Для осуществления оперативного контроля за своевременной подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава вузов необходимо регулярное проведение внутреннего мониторинга организации высшего профессионального образования и оценки обеспеченности образовательного процесса кадровыми ресурсами необходимого квалификационного уровня. В Концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. от 7 февраля 2011 г., в которой подчеркивается важность «создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров», в качестве одной из основных задач выделена необходимость «приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» [1].

Для поддержания исследовательского статуса, конкурентоспособности образовательного процесса и привлекательности на рынке высшего профессионального образования кадровая политика вуза должна быть нацелена на высокий уровень профессорско-преподавательского состава, на наличие преобладающего числа

© Е.В. Васильева, В.Ю. Линник, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.