Осепян А.К.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ
Статья знакомит с конфликтологией как учебной дисциплиной. В ней представлены основы изучения различных концепций и теоретических подходов к пониманию анализа социального конфликта и методов его разрешения. Автор рассматривает основные структурные элементы и понятия этой относительно новой дисциплины. В этой статье говорится также о проблеме метода анализа и разрешения конфликтов, методов альтернативного урегулирования споров.
Ключевые слова: социология конфликта, конфликт, анализ и разрешение конфликта, спор, основные человеческие потребности, управление и урегулирование конфликта, диалоговое разрешение конфликта, альтернативное разрешение споров, арбитраж, посредничество.
Конфликтология, или «разрешение конфликта», как многие европейские ученые называют ее, является относительно новой академической дисциплиной. В отечественной литературе в рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Конфликтология мультидисциплинарная наука. В ней нет единой теории или подхода, но есть объединяющий остов: конфликт, его анализ и способы разрешения. Конфликтология вбирает в себя широкую область знаний и ею занимаются специалисты различного профиля, существует некоторая неопределенность в том, кого можно считать конфликтологом. Эта неопределенность усугубляется еще и тем, что термин «разрешение конфликта» используется не всегда в его конфликтологическом смысле, зачастую профессионалами, не имеющими специализации, но обладающими некоторым опытом в работе с конфликтными ситуациями. Как любая развивающаяся наука, конфликтология сегодня приобретает внушительную свиту, в которую входят теории, доктрины, категории и понятийный словарь, которые должны быть проанализированы и приняты специалистами, считающими себя конфликтологами [5, с. 3-7]. В этой статье затрагивается ряд основополагающих аспектов науки конфликтология.
Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов). Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, по-
зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.
Анализ конфликта идет рука об руку с его разрешением, они взаимосвязаны. Разумеется, разрешение конфликта в рациональном русле требует, прежде всего, основательного анализа и внимания причин конфликта. И только теоретическое понимание сущности конфликта позволяет добраться до глубинных явлений или проблем. Для практического разрешения конфликтной ситуации необходимо показать сторонам, вовлеченным в нее, фактические корни кризиса или первопричину конфликта. Так как стороны конфликта, как правило, бывают эмоционально настолько вовлечены в процесс, что у них не остается ни времени, ни возможности воспринять происходящее вне субъективных оценок и заключений. Как только первопричина конфликта определена, начинается процесс подробного анализа характерных особенностей данного конфликта и разрабатывается уникальный путь его разрешения. Для успешного выхода из конфликта большое значение имеет вовлечение в этот процесс сторон как основных разработчиков возможных вариантов его разрешения. Очевидно, что неспециалисты, занимающиеся разрешением кризисных ситуаций могут пропустить сущность конфликта, усугубив его. Неправильное понимание причин конфликта может породить «конфликты-спутники» [3]. В таких случаях все усилия достичь реального мира приводят к нулевому результату.
В конфликтологии принято делать различие между конфликтами и спорами. Последние представляют собой ситуации, в которых компромисс не влечет за собой изменения социальных институтов и структур и является сравнительно легко достижимым. Основа разрешения спора — договор. Споры — «нормальные» конфронтации и разногласия, которыми характеризуется многое из повседневной жизни «конкурентного» общества. Любой социальный процесс противоречив, ибо означает движение, изменение, имеющие источником противоречия, столкновения противоположных сторон. Высшей формой противоречий в социальных процессах является социальный конфликт [4]. Конфликт же порождает те конфронтации и разногласия, которое выходит за рамки нормальных, общественно принятых образцов поведения и обладает разрушительным потенциалом, как для отдельных людей, так и общественных структур. Термин «конфликт» охватывает как психологически, так и физически подкрепленное противостояние. Ситуация может быть определена как конфликтная, если в ней по меньшей мере участвуют две стороны, которые считают, что существует значимое расхождение их интересов, не допускающее одновременного достижения их целей. Напряженность конфликта возрастает в тех случаях, когда стороны активно препятствуют друг другу в достижении этих целей. Высокая напряженность конфликта приводит к тому, что стороны начинают повреждать или уничтожать значимые символы друг друга, доходя даже до причинения физического вреда противнику или его насильственного устранения. Проблемы, создающие и эскалирующие конфликт, а иногда и провоцирующие насилие в массовом масштабе, отнюдь не являются обычными идеями, выборами, предпочтениями и интересами, укладывающимися в рамки нормального социального поведения. Конфликт зачастую включает в себя глубоко укорененные проблемы, которые нелегко обойти и в которых трудно найти компромиссное решение, устраивающее все стороны. Во многих случаях конфликт требует, как отмечалось выше, серьезных структурных и системных изменений. И, так как конфликт может заключать в себе не только саму ситуацию, но и культурные императивы, ценности и ресурсы, его разрешение обязательно включает в себя взаимодействие между заинтересованными сторонами.
Эскалация конфликта, по сути, происходит одинаково в случае конфронтации, как людей, так и стран. Различие лишь в том, что страны могут, производит большие разрушения, имея большую мощь и ресурсы. Межгосударственный конфликт может проецироваться в более широком масштабе, втягивая в процесс потенциально большую периферию. Однако вред, который наносится конфликтом независимо от его «размеров» — будь это развод или война, может быть весьма ощутимым.
Любой конфликт, так или иначе, связан с разной возможностью удовлетворения тех или иных основных человеческих потребностей (ОЧП). Все живые существа имеют потребность в питании, самозащите, дыхании и т. д. Люди же, в дополнение к пище, крову, защите, имеют уникальные потребности, без удовлетворения которых они могут претерпеть тяжелые физические или психологические травмы. Как правило, выделяют три основные человеческие потребности: потребность в персональной и групповой безопасности, признании и идентификации [1]. Теоретики ОЧП, или как их еще называют, «гуманисты», перевели фокус ковфликтологии -изъяв понятие «злой» или «жадный» человек из списка основных причин возникновения конфликтов [3, 4]. Они акцентируют такие причины конфликта, как отсутствие легитимности государственных и политических структур, институтов и стратегий. Конфликтологи оспаривают идею о том, что люди являются покорными инструментами в руках формирующих их государственных структур. Они отрицают философию, по которой интересы государства должны защищаться любой ценой, даже если при этом необходимо принести в жертву интересы граждан, которым, как предполагается, это государство должно служить. До недавнего времени исследовательский интерес был сфокусирован на процессе социализации человека в контексте его адаптации к социальной среде. Гуманистический подход переместил акцент на то, что социальный процесс должен быть отрегулирован таким способом, чтобы позволить человеку удовлетворить свои основные потребности. Процесс разрешения конфликта не должен ставить под угрозу человеческие потребности. К примеру, невозможно и нелогично требовать у человека, чтобы он был удовлетворен неполной мерой безопасности или неполной идентификацией. Однако этот
подход позволяет для реализации интересов сторон конфликта определенным образом реструктурировать и переформулировать задачу. Исходя из вышесказанного, необходимо различать понятия «управление», «урегулирование» и «разрешение» конфликта.
Сущность управления конфликтом состоит в том, чтобы направить энергию конфликта в более конструктивное русло [1]. Менеджеры (управленцы) конфликта рассматривают конфликт как более или менее нормальное явление, которое тем не менее может иметь разрушительные последствия; поэтому конфликт должен урегулироваться в пределах определенных границ, приемлемых для обеих сторон. Управление конфликтом исходит из предпосылки, что конфликт не разрешается, а в той или иной степени нейтрализуется. То есть управление конфликтом должно в первую очередь означать управление его разрушительными последствиями и компонентами. Здесь не делается попытки выделить и проанализировать глубинные причины конфликта. Цель состоит в том, чтобы гармонизировать и сохранить статус-кво. Управление конфликтом является лишь временной мерой и прелюдией к заключительному разрешению проблемы. Оно дает сторонам необходимую передышку, позволяющую более спокойно изучить причины конфликта. Естественно, оно не устраняет конфликта, а лишь вводит его в более приемлемое русло. Было бы большой ошибкой воспринимать управление конфликтом как окончательную меру, устраняющую противостояние, так как укорененные нерешенные противоречия не перестают быть взрывоопасными.
Урегулирование конфликта подразумевает присутствие третьего лица — судьи, арбитра или посредника, обладающего большей властью или влиянием, нежели конфликтующие стороны [1]. Урегулирование конфликта не может привести к достижению всех целей участников конфликта, хотя каждая сторона должна получить некоторое их удовлетворение. Процедуры урегулирования концентрируются на подавлении конфликта непосредственно, без подчеркивания его первопричин. Поэтому урегулирование конфликта имеет те же недостатки, что и управление конфликтом. Урегулирование конфликта может происходить с присутствием сил по поддержанию мира. Урегулирование конфликта может также подразумевать применение силы и дру-
гих средств принуждения со стороны арбитра. В сущности же, урегулирование конфликта также является временным решением на пути к окончательному решению проблемы, должно являться стадией по поддержанию мира и стимулировать атмосферу отказа от насилия.
Разрешение конфликта — это более сложный и долговременный процесс согласования интересов сторон, в котором все основные разногласия должны быть либо устранены, либо приведены к определенному оптимальному уровню, приемлемому для сторон конфликта [5, с.5]. При этом, если проблемы не решены, то, по крайней мере, они подлежат рассмотрению. По отношению к ним предпринимаются шаги, помогающие предотвратить их нарастание и возможное насилие. Встреча сторон лицом к лицу подразумевает решение целого ряда коммуникационных проблем. В процесс обычно вовлекаются третьи лица — «помощники», которые содействуют созданию атмосферы сотрудничества и конструктивного поиска разрешения конфликта. Посредники помогают также создать процедуру диалога, которая удовлетворяет обе стороны. При этом процесс разрешения конфликта может включать в себя консультации, обучение и другие коммуникативные связи, которые продвигают вперед совместный анализ конфликта и способов разрешения проблемы. Одним из наиболее важных индикаторов прогресса в разрешении конфликта является признание того, что конфликт обоюдоострый и требует взаимоприемлемого завершения.
Традиционный подход к разрешению конфликта состоял в сохранении силового паритета, не позволяющего ни одной стороне нарушать существующее равновесие. Однако даже при очень большом желании нельзя было гарантировать, что взрыва не произойдет, так как иногда небольшое и, казалось бы, незначительное столкновение могло привести к серьезной эскалации конфликта. В современном понимании разрешение конфликта полагается на установление мира через сотрудничество, уменьшение напряженности и создание атмосферы доверия.
В целом же важнейшим условием реального устранения конфликта является добровольное взаимодействие между сторонами, которые сами должны решать какой выход является наилучшим для них. Мир можно считать установленным только тогда, когда стороны без при-
нуждения со стороны посредников и миротворческих сил отказываются от насилия. Разрешение конфликта должно быть ненасильственным процессом, который и на стратегическом и на тактическом уровне подтверждает желание участников конфликта прийти к согласию. Такой подход к разрешению конфликта открывает большие возможности. Опыт показывает, что именно диалог представляет собой наиболее эффективную модель разрешения конфликта, которая позволят сторонам выработать устойчивый подход к проблеме на основе взаимоприемлемых уступок в рамках международного права. Таковы основные подходы к устранению конфликта на сегодняшний день, однако следует отметить, что зачастую конфликт оказывается в центре внимания только тогда, когда он уже глубоко укоренен и его разрешение требует значительных усилий.
В зарубежных научных концепциях широко используется выражение альтернативное разрешение споров и конфликтов (АРСК) для обозначения всех технологий, альтернативных судебному урегулированию социального конфликта. АРСК построено на принципе параллельности по отношению к государственной системе правосудия и выполняет ряд специфических функций: обеспечивает более гибкое отношение к ситуации и, следовательно, более эффективное решение вопроса; облегчает доступ к правосудию; уменьшает загруженность судов. Этот метод в основном используется при решении: семейных споров; проблем, возникающих в соседских общинах; разногласий между владельцами и арендаторами собственности; проблем, возникающими между потребителями и продавцами и т. п. Все формы АРСК направлены на то, чтобы добиться двух целей: сохранить время и деньги сторон конфликта и сгладить острые углы судебной системы. За счет использования АРСК в большинстве случаев участники конфликта разрешают разногласия быстро и к взаимному удовлетворению обеих сторон.
Основными методами АРСК являются арбитраж, посредничество, обращение к общественному судье (минисудья) и организация процессов в общественных судах (минисуд).
Арбитраж - один из институтов индустриальных отношений, учрежденный для урегулирования тупиковых ситуаций в переговорах между предпринимателями и профсоюзами об усло-
виях труда посредством вмешательства третьей стороны Обязательный арбитраж является одним из наиболее распространенных средств разрешения споров на рабочем месте, между индивидами, индивидом и организацией или между организациями. Арбитрами могут являться как отдельные люди, так и группы. Решение арбитра обязательно и имеет юридическую силу, однако стороны заранее могут договориться о том, чтобы арбитр участвовал в споре с правом консультационного голоса. Цель арбитра — помочь сторонам принять собственное решение путем организации совместной встречи и побуждения к соблюдению согласованных процедур, где рекомендации вырабатываются посредником, однако стороны не берут на себя заранее обязательство подчиниться решению арбитра. В социологии отсутствует единство взглядов по вопросу критерия успеха посредничества, поскольку оно воспринимается независимой величиной относительно результатов конфликтного менеджмента. Здесь решение спора происходит при вмешательстве посредника, который является беспристрастным третьим лицом, одобренным спорящими сторонами. Посредник не имеет никаких полномочий в принятии решения и лишь помогает достичь взаимоприемлемого урегулирования проблемы. Альтернативное разрешение споров имеет несомненные достоинства, которые делают его весьма перспективным методом разрешения споров.
Из изложенного следует, что наличие в обществе конфликтов и споров — реальность, не зависящая от степени экономического развития или уровня демократичности общества. Проблема, как уже отмечалось, заключается в том, чтобы иметь компетентных экспертов и специалистов, способных создать эффективные программы по предотвращению и разрешению конфликтов. Также в качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. С другой стороны, при наличии в обществе ресурсов и знаний для устранения разрушительных последствий конфликтов, конфликты могут стать двигателем общественного прогресса и усовершенствования. Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных
условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей. В этом плане развитие конфликтологии является важней-
шим фактором благополучия любого общества, ибо, как показали войны и столкновения в ХХ веке, существующие традиционные формы разрешения конфликта не всегда эффективны.
25.02.2011
Список литературы:
1. Алексеев О.А. Методологическое введение в основы управления конфликтами // Ядкяр. - 2001. - N 3. - С.76-81.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 591 с.
3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2001. - 526 стр.
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 317 с.
5. Мурадян М. Области урегулирования конфликтов // Изменяющееся общество: теория и практика. - 1999. - N1-2. -С. 3-7
Сведения об авторе:
Осепян Анна Карленовна, преподаватель кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]
UDC 316.48
Osepyan A.K.
E-mail: [email protected]
CONFLICT AS A SUBJECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS: THE STRUCTURE AND NATURE
Article introduces conflictology as an academic discipline. The author views the main structural elements and concepts of this relatively new discipline. It presents the basic study of various concepts and theoretical approaches to understanding the analysis of social conflict and the methods to resolve them. This article also described the problem of method of analysis and conflict resolution, methods of alternative dispute resolution. The article refers also to the problems and methods of conflict analysis and resolution, methods of alternative dispute.
Key words: conflict analysis and conflict resolution, dispute, basic human needs, managing and resolving conflict, a dialog conflict resolution, alternative dispute resolution, arbitration, mediation.
Bibliography:
1. Alexeyev OA Methodological introduction to the basics of conflict management / Yadkyar. - 2001. - N 3. - p.76-81.
2. Ancupovs AJ, Shipilov AI Conflict: A Textbook for universities. - 2 ed., revised., ext. - Moscow: UNITY, 2002. - 591 sec.
3. Dmitriev AV Social conflict: the general and special. - M.: Gardariki, 2001. - 526 p.
4. Zdravomyslov AG Sociology of Conflict: Russia on how to overcome crisis: A guide for students of higher educational institutions. - Moscow: AO «Aspekt Press, 1994. - 317 sec.
5. Mouradian M. The field of conflict resolution/ / Changing Society: The Theory and Practice. - 1999. - N 1-2. - p.3-7