Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
детский оздоровительный лагерь / адаптивная воспитательная система / педагогические условия / camp / adaptive educational system / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуша Е.Н.

В статье раскрывается понятие адаптивной воспитательной системы по отношению к детскому оздоровительному лагерю, определяются организационно-педагогические условия формирования такой системы, описывается авторская структурно-содержательная модель адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE CAMP

The article reveals the concept of adaptive educational system in camp, defines the organizational and pedagogical conditions of the formation of adaptive educational system, describes the model of adaptive educational system of camp.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

внутренние - количество демократических институтов (даже если они имитационные).

Использованные источники:

1. Ровдо В. Сравнительная политология: Ч.1. Вильнюс: ЕГУ, 2007. 589 с.

2. Шульман Е. Гибка, как гусеница, гибридная Россия // Росбалт [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/russia/2017/01/02/1579820.html Дата доступа: 12.09.18.

3. Шульман Е. Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью. М: АСТ, 2018. 320 с.

УДК 379.8

Папуша Е.Н. аспирант

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова Россия, г. Ульяновск

МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация: в статье раскрывается понятие адаптивной воспитательной системы по отношению к детскому оздоровительному лагерю, определяются организационно-педагогические условия формирования такой системы, описывается авторская структурно-содержательная модель адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивная воспитательная система, педагогические условия.

Papusha E.N., postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Russia, Ulyanovsk A MODEL OF ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE

CAMP

Abstract: the article reveals the concept of adaptive educational system in camp, defines the organizational and pedagogical conditions of the formation of adaptive educational system, describes the model of adaptive educational system of camp.

Key words: camp, adaptive educational system, pedagogical conditions.

Детский оздоровительный лагерь в России - педагогический феномен, который должен достичь медицинской цели (оздоровление) педагогическими средствами. Традиционно детский оздоровительный лагерь (далее - ДОЛ) в образовательной парадигме противопоставляется общеобразовательной школе, поэтому в противовес основной школьной деятельности - обучению - ведущей педагогической деятельностью ДОЛ

является воспитание.

В воспитательной деятельности ДОЛ отсутствуют государственные стандарты, единые требования, нормы и правила. Каждый педагогический коллектив ДОЛ самостоятельно определяет цели и задачи деятельности, выбирает методы и формы работы. С учётом того, что в большинстве ДОЛ педагогический коллектив является сменным (значительная часть воспитателей и вожатых может меняться не только раз в сезон, но и каждую смену) и низкоквалифицированным (чаще всего 50-75 % педагогического коллектива составляют вожатые, которые, являясь студентами вузов, не имеют педагогической квалификации), вопрос качества организации воспитательной работы в ДОЛ является серьёзной научной проблемой.

Решение проблемы требует пересмотра основной составляющей деятельности ДОЛ, подлежащей развитию. Нам в качестве такой составляющей видится педагогическая деятельность по формированию адаптивных воспитательных систем.

Под адаптивной воспитательной системой ДОЛ мы понимаем сложную открытую педагогическую систему, функционирующую автономно в социальной и природной среде, освоенной субъектами деятельности, включающую в себя совокупность целей, функций и гуманистических идей воспитательной деятельности; способную к изменению в течение короткого времени с целью создания комфортного воспитательного пространства для каждого из её субъектов.

Формирование адаптивной воспитательной системы ДОЛ, на наш взгляд, будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: внедрение структурно-содержательной модели адаптивной воспитательной системы ДОЛ, организация педагогического мониторинга деятельности ДОЛ и введение педагогического управления в ДОЛ.

Структурно-содержательная модель адаптивной воспитательной системы ДОЛ включает шесть компонентов.

1. Целевой компонент. Смыслообразующим структурным компонентом модели является цель - формирование адаптивной воспитательной системы ДОЛ. Достижение цели осуществляется через задачи:

- создание и развитие материально-технической базы ДОЛ, достаточной для ведения успешной воспитательной деятельности;

- создание единого воспитательного пространства, включающего в себя события, отношения и другие элементы рекреационного, социального, информационного, культурного подпространств;

- организация методического и кадрового сопровождения воспитательной деятельности ДОЛ;

- формирование идеального образа отдыхающего ребенка как личности, обладающей нравственно-ценностными характеристиками, необходимыми для дальнейшего взаимодействия в социуме.

В модели определены функции адаптивной воспитательной системы

ДОЛ:

Рекреационная. Обеспечивает условия для отдыха и оздоровления детей.

Социальная. Способствует усвоению детьми норм, правил жизнедеятельности, одобряемых социумом.

Прогностическая. Определяет условия для полноценной максимальной реализации социально-значимых качеств детей.

Преобразовательная. Расширяет сферы деятельности детей и взрослых, увеличивает состав участников позитивной деятельности.

Коммуникативная. Обеспечивает коммуникацию в пространстве ДОЛ между субъектами воспитательной деятельности.

2. Методологический компонент. В воспитательной деятельности ДОЛ необходимо использовать следующие педагогические подходы:

системный подход, предполагающий, что адаптивная воспитательная система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, от совокупности которых зависит продуктивность осуществляемой деятельности;

личностно-ориентированный подход, подразумевающий саморазвитие, самовоспитание, самоопределение ребёнка через развитие личностных качеств, необходимых для успешной самореализации;

деятельностный подход, предполагающий познание и развитие через деятельность;

аксиологический подход, предполагающий, что в основе нормативно-поведенческой составляющей личности лежит система ценностей, присущих окружаемому коллективу и социально одобряемых обществом;

иннновационно-рефлексивный подход, предполагающий ориентацию на развитие личности посредством осмысления собственного опыта и созидания нового опыта.

Процесс формирования адаптивной воспитательной системы ДОЛ должен строится на основных принципах: системности, природосообразности, гуманизации, культуросообразности, вариативности , диалогичности, центрации воспитания на развитии личности, и др.

3. Содержательный компонент. Содержание деятельности должно предполагать: развитие ребенка в соответствии с его запросами и способностями; совместную деятельность; добровольность деятельности; сочетание коллективности и индивидуальности в деятельности; инициативность и самоопределение; осознанное индивидуально-личностное отношение к окружающей действительности, социуму и себе самому; достижение личностного физического, социального и психологического комфорта и благополучия; формирование интеллектуальной, нравственной культуры и культуры общения; экологическое, художественное и физическое воспитание; формирование культуры здорового образа жизни.

4. Деятельностный компонент. Включает организационные формы

воспитания и средства формирования адаптивной воспитательной системы ДОЛ. В качестве форм используются КТД, игра, соревнование, конкурс, беседа, дискуссия, «огонёк», шефские поручения и др.; к средствам относят: методические средства (легенда, песни, ритуалы, традиции и др.); материально-технические средства (отрядные места, клубы, досуговые и спортивные площадки и др.); средства поощрения (звания, дипломы, грамоты, кубки, знамя и др.)

5. Компонент контроля. Осуществляется при помощи педагогического мониторинга, для которого выделяются показатели социально-бытового критерия (организация социально-бытовых условий; обеспечение безопасности пребывания в ДОЛ; материально-техническая база). показатели средового критерия (организация рекреационного, социального, информационного, культурного подпространств), показатели инструментально-деятельностного критерия (методическое сопровождение воспитательной деятельности; кадровое сопровождение воспитательной деятельности; развитие временных детских коллективов, детского самоуправление). По степени выполнения критериев определяется уровень сформированности адаптивной воспитательной системы ДОЛ: высокий, удовлетворительный, неудовлетворительный.

6. Результативный компонент. Предполагает достижение результата, заявленного в цели, - формирования адаптивной воспитательной системы ДОЛ.

Использованные источники:

1. Папуша Е.Н. Педагогическое управление организациями отдыха и оздоровления детей / Е.Н.Папуша // Исследование различных направлений психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 июня 2015 г., г.Уфа). - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 209-212.

2. Поволяева, Н. М. Детские лагеря как институт воспитания / Н. М. Поволяева // Народное образование. - 2012. - №3. - С.30-37.

3. Третьяков, П. И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / П. И. Третьяков, Н. А. Шарай // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 4. - С. 295-301

4. Фришман, И. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система / И. Фришман // Народное образование. - 2006. - №3. - С.77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.