Научная статья на тему 'Модальный анализ бытия: уровневый подход'

Модальный анализ бытия: уровневый подход Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
590
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / МОДАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / МОДАЛЬНОСТЬ / МОДУС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трубина Наталья Алексеевна

В статье представлен комплексный подход модального анализа бытия. Новизна исследования в рассмотрении взаимодействия модусов в контексте проблемы бытия, а также в выявлении модальной природы бытия. Научная значимость заключается в перспективе развития модальной методологии исследования традиционных тем философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модальный анализ бытия: уровневый подход»

УДК 111.1

Н.А. Трубина

Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения МОДАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЫТИЯ: УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД

В статье представлен комплексный подход модального анализа бытия. Новизна исследования в рассмотрении взаимодействия модусов в контексте проблемы бытия, а также в выявлении модальной природы бытия. Научная значимость заключается в перспективе развития модальной методологии исследования традиционных тем философии.

Ключевые слова: бытие, модальный анализ, уровневый подход, модальность, модус.

Бытие - одна из ключевых тем философии. В традиции философских мыслей сложилось представление о том, что бытие охватывает собой всеобщее, выражает взаимосвязь разных форм мироздания, а также человеческое существование. На основании существующих онтологических концепций бытие можно определить как общность между всеми объектами реальности. В бытии все существующее представлено на уровне единства, в нем зафиксирован объединяющий все существующее онтологический предикат «быть». История онтологии дает примеры исследования бытия, которые позволяют сделать вывод о том, что бытие - то, что есть в действительном, - актуальное бытие. Еще Парменид указывал на то, что бытие всегда есть, оно едино и вечно. Бытие безначально, то есть никогда не возникает, а также неуничтожимо - никогда не гибнет. Бытие бесконечно, цельно, однородно. «Для него нет ни прошедшего, ни будущего, ибо оно во всей своей полноте живет в настоящем, единое, неразделимое» [1]. Средневековый схоласт Фома Аквинский в работе «Сумма теологии» пишет, что полнота бытия присуща лишь Богу. Бог - это подлинное, истинное бытие. Бог, в его понимании, является абсолютно необходимым бытием, такое бытие безусловно существует, есть. Подтверждением этого тезиса являются доказательства бытия Бога, выдвинутые Аквинатом. В эпоху Нового времени Рене Декарт доказывает нахождение бытия в действительном, обращаясь к акту самосознания - «cogito», в котором мышление - это не только субъективность и не просто имеет в качестве своего предмета бытие, а само является бытием. Через самосознание можно обнаружить абсолютное бытие. Г.В.Ф. Гегель представляет бытие как «естение»: он вводит понятие «наличное бытие», которое является «определенностью» и характеризует реальность. В ХХ в., обращаясь к проблеме человеческого бытия, М. Хайдеггер вводит ключевую категорию «Dasein», дословный перевод которой «вот-бытие», «здесь-бытие». «Сущность Dasein лежит в его экзистенции» [2, с. 42]. Между тем изучение бытия не должно ограничиваться действительным, так как актуальное бытие не единственный модус бытия. Рассмотрение бытия может быть представлено также и через модус возможного, через то, что только еще станет действительностью. Это означает, что бытие имеет модальную природу, которая нуждается в исследовании.

Обращаясь к понятию «модальность», необходимо заметить, что четкого определения данного понятия как в западной, так и в отечественной науке до сих пор не существует. Это связано с тем, что понятие «модальность» употребляется как в системе гуманитарного, так и в системе технического знания, которые обусловили возникновение различных значений данного понятия. Но при этом нет универсального содержания определения модальности. Данная проблема существует и в философии, где понятие «модальность» не является самостоятельным, а находится в тесной взаимосвязи с ключевыми проблемами философии. Модальность определяется в контексте той или иной проблемы. Следующие определения модальности подтверждают ее обусловленность и взаимосвязь с проблематикой логики, а также онтологии. Понятие модальности в логике понимается как «альтернативный выбор классифицирующих суждений в соответствии с их отношением к существованию» [3]. В онтологии понятие «модальность» приобретает широкое значение, которое в рамках данной статьи представлено не-

которыми определениями. «Модальность (лат. modus - вид, способ) - вид или способ бытия или события» [4, с. 273]. Другое определение, ставшее классическим: «модальность - способ существования какого-либо явления или же способ понимания суждения об объекте, явлении или событии» [5, с. 373]. Руководствуясь многообразием определений модальности в онтологии, следует придать универсальность значению модальности в контексте проблемы бытия. Итак, под модальностью нужно понимать сущностную вариативность бытия и егопроявлений. В данном контексте вариативность предполагает изменчивость и внутренние динамические переходы из одного модуса в другой. Вслед за определениями модальности зачастую следуют «категории», раскрывающие ее суть: возможность, невозможность, действительность, необходимость и случайность. Общим для данных «категорий», как отмечает М. Эпштейн, является предикат «мочь», реализация форм и градаций которого совместно с предикатом «быть» и частицей «не» обусловливает существование той или иной «категории», которые целесообразнее в контексте проблематики модальности определять как «модусы». В данном контексте «категория» не раскрывает модальный смысл, так как под категориями понимаются «наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности» [4, с. 204]. Как уже указывалось, действительность не единственное проявление модальности, это противоречит природе самой модальности, соответственно категория не в полной мере является объединяющим звеном модальных понятий. Необходимо дифференцировать понятие «модус» от производных понятий, таких как «вид» и «способ», так как понятие «модус» происходит от латинского modus - вид, способ. Понятие «вид» направлено на «выделение общих признаков в индивидуальных понятиях, которое имеет общие признаки с другими видовыми понятиями» [4, с. 66]. Общим признаком для всех модальных понятий является предикат «мочь», лежащий в основании каждого модуса. Но, несмотря на это, понятие «вид» не является определяющим специфики модальной природы, ее возможностного характера. Понятием «способ» также невозможно объединить вышеуказанные модусы, так как способ, прежде всего, выражает такие значения, как «образ», а также «порядок», сущность же модальности, ее проявлений выражена в динамике, основа которой обусловлена какими-либо обстоятельствами. Переход из одного модуса в другой является спонтанным. Порядок несообразен для модальности. Другое значение способа - «возможность, средство, реальные условия для осуществления чего-либо» [6] - является актуальным в контексте проблематики модальности, в нем поставлен акцент на возможности. Возможность является одним из модусов и выражает суть модальной специфики бытия. Необходимо отметить: несмотря на то, что в понятии «способ» заключается возможностный смысл, в данном понятии не делается акцент на то, что его содержание относится к онтологической проблематике. Именно «модус» наиболее полно раскрывает суть модальных проявлений на онтологическом уровне. Содержание понятий вида и способа как этимологических дефиниций модуса отражено в содержании понятия модуса в возможностном аспекте в качестве общего признака для модусов. Но помимо этого, в понятии «модус» выражен отологический смысл возможностного проявления. Модус - «способ существования, вид и характер бытия или события» [4, с. 273]. В контексте данного исследования модус - проявление модальности.

Функциональная особенность взаимосвязи модальности с ключевыми проблемами философии выражена в понятии «модальный анализ». Зачастую модальный анализ применим относительно проблематики логики суждений. В философских статьях понятие «модальность» трактуется двузначно: прежде всего, как «анализ чего-либо с точки зрения модальных доминант возможности, действительности и необходимости» [4, с. 273], а также в качестве «исследования существа модальности» [7, с. 23]. Отметим, что исследование специфики модальности в онтологическом аспекте не требует детального анализа, так как в рамках данной статьи модальность определена. Необходимо провести модальный анализ относительно проблемы бытия в соответствии с уровневым подходом.

Современный исследователь З.С. Лысова выделяет два уровня модального анализа. Она утверждает, что модальный анализ может проводиться как на общетеоретическом уровне (аналитическом), так и на частно-практическом (внутрисистемном) [7, с. 24]. Общетеорети-

ческий уровень предполагает применение модального анализа к системе философского знания в целом, смысл которого в том, что доминирующая модальность (З. Лысова так определяет модус) предопределяет решение философской проблематики в целом. Примером применения такого уровня модального анализа служит учение Г.В.Ф. Гегеля о трех отношениях мысли к объективности, где три отношения являются тремя модальностями, доминирующая модальность определяет саму объективность. Другой уровень модального анализа З. Лысова определяет как частно-практический (внутрисистемный), для которого характерно использование доминант непосредственно внутри философских систем - это некие взаимоотношения между необходимостью, возможностью, действительностью и случайностью в ракурсе той или иной проблемы. Применение аналитического уровня модального анализа относительно как философских проблем в целом, так и проблемы бытия позволяет понять специфику бытия с точки зрения одного модуса. Примером этого и является понимание бытия в действительном, столь актуальное для истории философии. Внутрисистемный уровень предполагает исследование взаимодействий модусов в рамках философских проблем, которое позволяет понять специфику философского явления в модальных переходах, но не позволяет понять модальную специфику самого явления. Для того чтобы вскрыть модальную сущность философской проблемы, в частности проблемы бытия, необходимо выделить третий уровень модального анализа, который заключается в синтезе аналитического и частно-практичексого уровней, который определим как комплексный. Комплексный уровень модального анализа является наиболее полным в исследовании бытия. Особенность данного уровня заключается в том, что внутреннее взаимодействие модусов относительно проблематики бытия предполагает выявление его модальной природы в переходе из модуса в модус, доказывая вариативность бытия, его модальность, при этом модус возможного в рамках данного исследования является доминирующим, благодаря которому бытие приобретает модальное значение.

В рамках комплексного подхода модального анализа бытия следует рассмотреть особенность модусов, представленную во взаимосвязи онтологического и потенциального предикатов, а также выявить специфику проявления бытия в модусах. Комбинаторное взаимодействие предикатов «мочь» и «быть», а также отрицательной частицы «не» является определяющим тот или иной модус. Прежде всего, рассмотрим модус, который в истории онтологии приобрел широкое значение, - действительность. В основании этого модуса предикат «быть», который в данном модусе не взаимодействует с предикатом «мочь». Это чисто онтический или бытийст-венный модус. Предикат «быть» непосредственно относится к онтологии. Такие проблемы, как бытие и небытие, понимаются посредством модуса действительного: бытие - это то, что есть; небытие - то, чего нет. Сущность бытия в традиционном понимании выражена в модусе действительного, актуализирована в действительном. Исследование бытия через модус действительного дает представление о сущности бытия как устойчивой и не предполагает ее вариативности, в этом заключен односторонний взгляд на проблему бытия. Так как бытие не рассматривается посредством других модусов, а также не предполагается модальный переход в другой модус, следовательно, модальный анализ бытия является неполным и модальная сущность бытия не раскрыта. Бытие в модусе действительного, иными словами, есть актуальное бытие, это бытие, которое осуществлено, «ставшее» бытие. Понимание такого бытия происходит на уровне того, что «есть» в действительном, постигнуть суть актуального бытия можно с помощью методов, данных эмпирией. Актуальное бытие конкретно, устойчиво, представляет собой ставшее бытие - наличествующую реальность. Такого рода бытие претерпевает акт реализации в плоскости материального, чувственного. Формой актуального бытия является качественность, пространственность и временность. Изучение бытия, а также любой другой проблемы в модусе действительного заключается в исследовании проблемы на уровне явления, того, что явлено, актуально в действительном, но не сущности. Чтобы вскрыть сущность бытия либо другой философской проблемы, необходимо применить модальный анализ, учитывая все онтологические модусы, прежде всего на уровне модуса возможного. Н. Гартман писал: «если вместо потенции и акта подставить просто сформулированные модусы возможности и

действительности, то невозможно понять, почему одна только действительность должна означать бытие» [8].

Модус возможного в своем основании заключает предикат «мочь», который находится во взаимосвязи с предикатом «быть». Модус возможного - это взаимодействие онтологического и потенциального предикатов в комбинации «может быть». То есть возможное - это то, чего нет в действительном, но может быть. Но, несмотря на наличие предиката «быть», модус возможного является «чисто» потенционным модусом, в нем заложена лишь перспектива перехода потенциального в актуальное бытие. Модус возможного заключает в себе потенцию, которая является внутренней стороной возможности, изначально предполагающей внутреннее изменение сущности бытия или его проявлений. В модусе возможного модальная сущность бытия раскрывается в чисто потенционном виде, так как в данном модусе заключаются варианты внутренней динамики бытия. Модус возможного является, таким образом, доминирующим в системе других модусов, так как, во-первых, в нем проявляется модальная сущность бытия, а во-вторых, модус возможного находится во взаимосвязи со всеми другими модусами, предопределяет их актуализацию. Бытие в модусе возможного - потенциальное бытие. Потенциальное бытие является невоплощенным бытием, возможным бытием, оно изменчиво и предполагает переход в модус действительного. Формой такого бытия является бескачественность, внепространственность и вневременность. Как отмечал Н. Кузанский, ничего не может существовать, «не имея возможности быть». Возможность быть абсолютно первична по отношению ко всякому определенному существованию. Все действительное есть ставшее из возможного. Любая актуальная вещь изначально является потенцией вещи, таким образом, онтологически модус возможного является первичным в отношении модуса действительного. Актуальное и потенциальное бытие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Степень реализации потенции в актуальном бытии зависит от внешних условий, которые являются вероятностью. Вероятность - это внешняя сторона модуса возможного, представленная совокупностью внешних объективных условий, влияющих на становление потенции в действительном. Модус возможного выступает как в потенциальном, через которое раскрывает внутреннюю динамику сущности бытия, так и в вероятном - которое определяет степень реализации потенциального в актуальном бытии. Следует обратить внимание на то, что модус возможного в перспективе становления является частью сущего, онтологически сближается с модусом действительного. Бытие имеет перспективу перехода из модуса возможного в модус действительного, и этим он отличается от модуса невозможного.

Модус невозможного определен предикативной комбинацией «не может быть», в данном случае отрицается онтологический предикат «быть», который указывает на отрицание актуализации в действительном, то есть принадлежности к модусу действительного. Бытие в модусе невозможного является тем, что в истории онтологии называется небытием. Модус невозможного можно отнести к модусу возможного, он представляет собой одну из градаций модуса возможного, следовательно, модус невозможного является вариацией модуса возможного. В онтологическом смысле данные модусы есть отрицание существования. В актуальном бытии нет реализации возможного, сопряженного с невозможностью, в актуальном бытии реализуется лишь возможность, сопряженная с необходимостью.

В модусе необходимого заключено двойное отрицание предикатов - «не может не быть», двойное отрицание усиливает онтологическую актуализацию. В актуальном бытии наиболее проявлен модус необходимого, все существующие явления действительности есть становление необходимого. Модус необходимого изначально заключен в потенциальном бытии и требует обязательного становления в актуальном бытии. Таким образом, модус необходимого приближен к бытию в его актуализированной форме и является онтическим модусом. Онтологически противоположен модусу необходимого модус случайного.

Модус случайного изначально заключен в актуальном бытии. Случайное - это то, что есть, но комбинаторная предикативность «может не быть» указывает на переход в модус по-

тенциального бытия, таким образом, модус случайного в этом переходе демонстрирует модальную природу бытия.

В понимании бытия должно быть единство актуального и потенциального, а также необходимо учитывать межмодусную связь, которая дает представление о бытии в разных его вариациях проявления. Рассмотрение бытия в одном модусе приводит к неполному пониманию бытия, таким образом, сущностная вариативность бытия остается непознанной. Комплексный подход модального анализа дает целостное, объемное представление о бытии, вне отрыва от его модальной сущности.

Библиографический список

1. Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой [Электронный ресурс] / П.П. Гайденко. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/gaid/3.html.

2. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб. : Наука, 2002. - 452 с.

3. Эпштейн, М. Философия возможного : модальности в мышлении и культуре [Электронный ресурс] / М. Эпштейн. - Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/fv0.html.

4. Философский энциклопедический словарь / ред. Е.Ф. Губский [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

5. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 840 с.

6. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т.Ф. Ефремова. - Режим доступа: http://wwwjiport.com/?sname=efr.

7. Лысова, З.С. Модальный анализ: онтология, логика и лингвистика / З.С. Лысова // Вестник СамГУ. -2007. - № 5/2 (55). - С. 23-29.

8. Гартман, Н. К основоположению онтологии [Электронный ресурс] / Н. Гартман. - Режим доступа: http://log-in.rU/books/k-osnovopolozheniyu-ontologii-gartman-nikolaiy-filosofiya/#read.

N.A. Trubina, post-graduate student Omsk Department of Military Academy of Material and Technical Security THE MODAL ANALYSIS OF BEING: LAYERED APPROACH

An integrated approach of modal analysis of existence presents in the paper. The novelty of the research is considering the interaction of the modes in the context of the problem of a being as well as for identify of the modal nature of a being. The scientific importance lies in the perspective of development of modal research methodology of traditional themes of philosophy.

Keywords: being, modal analysis, layered approach, modality, mode.

© Трубина Н.А., 2013

Автор статьи - Наталья Алексеевна Трубина, аспирант, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected].

Рецензент - Л.В. Денисова, доктор философских наук, профессор, Омская академия МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.