ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
чимы, с той лишь оговоркой, что подготовленные мистики говорят о своих переживаниях, ближе согласовывая их со специфической религиозной космологией, к которой они принадлежат [6].
Рассмотрение и разведение понятий «мистика», «мистицизм», и «мистический опыт» позволило провести четкую границу между этими понятиями и по-новому взглянуть на проблему мистических переживаний.
Библиографический список
1. Торчинов, Е. А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www. jnana.ru/workbook/torchin_mist.html (дата обращения:
13.06.2011).
2. Андерхилл, Э. Мистицизм [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://psylib.Ыеу.иа/ (дата обращения: 05.17.2008).
3. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПБ. : Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный
ресурс]. — URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 05.06.2011)
4. Неронова, М. Ю. Типология мистического опыта : матер. науч. конф. Сер «Symposium». — СПб., 2001. — Вып. 7. [ Электронный ресурс]. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/nero-nova/modern_32.html (дата обращения: 05.06.2011).
5. Успенский, П. Д. Новая модель Вселенной [Электронный ресурс]. — URL: http://psylib.kiev.ua (дата обращения:
17.04.2010).
6. Тарт, Ч. Изменённые состояния сознания [Электронный ресурс]. — URL: http://vispir.narod.ru/tart1.htm (дата обращения:
05.06.2011).
СУРКОВ Денис Владимирович, аспирант кафедры философии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.12.2011 г.
© Д. В. Сурков
УДК 1111 Н. А. ТРУБИНА
Омский государственный педагогический университет
МОДАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ
Статья посвящена модальной методологии исследования бытия. В статье представлена модальная типология бытия, где каждый тип взаимосвязан с другим и порождает определенную реальность, и вместе с тем дает представление о бытии как о многоуровневом целом. Данная статья предлагает метод, который позволит пересмотреть традиционную онтологическую проблематику.
Ключевые слова: бытие, модальность, методология, онтология, актуальное, потенциальное.
Бытие — одна из ключевых тем философии. В традиции философских мыслей сложилось представление о том, что бытие охватывает собой всеобщее, выражает взаимосвязь разных форм мироздания, а также в нем выражено человеческое существование. Бытие можно определить как общность между всеми объектами реальности. В бытии все существующее представлено на уровне единства, в бытии зафиксирован объединяющий существующее онтологический предикат «быть». Это бытие общее, которое можно назвать основанием всего существующего.
В философии существует и другое понимание бытия, представленное Аристотелем. Он впервые вводит понятие «субстанция», под которым понимает бытие. Бытие, по Аристотелю, самобытное, пребывает только в себе и ни в чем другом. Обращаясь к проблеме общего, Стагирит приходит к следующему выводу: общее является общим для множества других предметов, а следовательно, бытием самобытным оно быть не может. Следовательно, субстанцией может быть только единичное бытие. Именно единичное бытие является единственным по Аристотелю. Определяющим единичное бытие также является предикат «быть».
В истории философии сформировался единый подход рассмотрения бытия как единичного, так и бытия общего через предикат «быть». Бытие понимается через то, что «есть», существует в действитель-
ном. Такое бытие — актуальное. Данный подход может выступать как методология в онтологических воззрениях философов, начиная с античных времен. Еще Парменид указывал на то, что бытие всегда есть, оно едино и вечно. Бытие безначально, то есть никогда не возникает, а также неуничтожимо — никогда не гибнет. Бытие бесконечно, цельно, однородно. «Для него нет ни прошедшего, ни будущего, ибо оно во всей своей полноте живет в настоящем, единое, неразделимое» [1]. Средневековый схоласт Фома Аквинский в работе «Сумма теологии» пишет, что полнота бытия присуща лишь Богу. Бог — это подлинное, истинное бытие. Бог, в его понимании, является абсолютно необходимым бытием, такое бытие, безусловно, существует, есть. Подтверждением этого тезиса являются доказательства бытия Бога, выдвинутые Аквинатом. В эпоху Нового времени Рене Декарт доказывает нахождение бытия в действительном, обращаясь к акту самосознания — «тод^», в котором мышление — это не только субъективность и не просто имеет в качестве своего предмета бытие, а само является бытием, через самосознание можно обнаружить абсолютное бытие. Г. В. Ф. Гегель представляет бытие как «естение»: он вводит понятие «наличное бытие», которое является «определенностью» и характеризует реальность. В ХХ веке, обращаясь к проблеме человеческого бытия, М. Хайдеггер вводит ключевую категорию «Dasein», дослов-
ный перевод которой «вот-бытие», «здесь-бытие». «Сущность Ба8ет лежит в его экзистенции» [2, с. 42]. Именно в экзистенции скрывается сущность Ба8ет.
Эти примеры из истории философии отображают содержательный каркас всей на сегодняшний день онтологии, которая сводится к пониманию сущности и существования. Таким образом, онтология сводится к двум основным направлениям в философии: эссенциализму и экзистенциализму. Бытие в этих направлениях представлено через онтологический предикат «быть», бытие в действительном. В эссенциализме бытие рассматривается как бытие самостоятельных сущностей. Бытие отождествляется с сущностью — «эссенцией», под которой подразумевается источник или основание существования. Бытие рассматривается как вечностный и устойчивый способ существования. Ярким примером, подтверждающим эссенцию в модусе «быть», является концепция Б. Спинозы. Согласно нему, бытие во всей своей полноте присутствует в любой точке универсума, так как Бог — субстанция, творящая сила, которая тождественна себе во всех своих творениях. В экзистенциализме в основе всего сущность самого бытия, чистое существование или его отрицание «ничто». Проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования, таким образом ставится акцент на конкретные переживания, которые направляют бытие к ничто. Экзистенциалистские идеи, подтверждающие статус «быть» вне отрыва от бытия — экзистенции, обращают нас снова к М. Хайдеггеру: «...фундаментальную онтологию, из которой могут возникать все другие, надо искать в экзистенциальной аналитике присутствия» [2, с. 13]. Так как «понятность бытия сама есть бытийная определённость присутствия. Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией» [2, с. 12].
Идеи эссенциализма и экзистенциализма дают представление о бытии в действительном, то есть, каковым оно является. Бытие понимается через то, что «есть» в действительном и, таким образом, отражается через эмпирически данное, а само постижение бытия осуществляется с помощью метода, данного нам эмпирией — созерцанием. Актуальное бытие конкретно, устойчиво, представляет собой ставшее бытие, которое представлено наличествующей реальностью. Такого рода бытие претерпевает акт реализации в плоскости материального, чувственного. Формой актуального бытия является качественность, пространственность и временность.
История онтологии даёт нам примеры исследования бытия, которые позволяют сделать вывод, что бытие единичное, о котором заявил впервые Аристотель, и бытие общее, являющееся основанием всего, представлены как актуальное бытие. Между тем бытие, соединяющее вся и все, бытие в широком смысле слова, всегда потенциально. Изучение бытия не должно ограничиваться действительным, так как актуальное бытие не единственное в своем роде. Рассмотрение бытия может быть представлено также и через возможное, через то, что только еще станет действительностью. Это означает, что бытие имеет модальную природу.
«Модальность — это совокупность отношений и действий, описание которых необходимо включает предикат “ мочь"» [3]. С позиции онтологии, модальность представляет вид и способ бытия или события. Модальный характер бытию придается значимым
присутствием или отсутствием в нем признака «мочь». Модальность не является свойством бытия, это его изначальная сущностная вариативность. Проявление бытия обусловлено обстоятельствами, а разные градации «мочь» соотносятся с бытием. Предикат «мочь» является общим элементом основополагающих модальностей возможного, действительного, необходимого, случайного и обуславливает соотношение бытия с той или иной модальностью.
В онтологии назрела необходимость постановки проблемы исследования бытия через иной подход методологии — модальный, который позволит вскрыть модальную сущность бытия. Задачей исследования данной проблемы является изучение бытия как единичного — актуального, так и бытия общего — потенциального во взаимосвязи и взаимообусловленности. Необходимо соединение исследования бытия на уровне единства всего и бытия единичного. Бытие в самом широком смысле всегда потенциально.
Потенциальное бытие (от лат. ро1епИа — сила, мощь) — бытие в модусе возможного. Потенциальное бытие есть не просто мыслимая конструкция, а реальность в ином измерении, определяемом категорией «мочь». Потенциальное бытие является невоплощенным бытием, возможным бытием, оно изменчиво и только становящееся. Формой такого бытия является бескачественность, внепространст-венность и вневременность.
То, что является общим для всего на свете — бытие, такое бытие потенциально. Но доказать бытие, которое является общим, универсальным, можно лишь в отношении актуального наличного бытия, то есть на уровне отдельной вещи. Вещь — это единство актуального и потенциального. По отношению к отдельным вещам — бытию единичного — бытие универсальное является контекстом, реальностью, условием, фоном, системой и даже Метасистемой. Именно в таком контексте перед нами предстает потенциальное бытие, которое проявляется как актуальное только на уровне отдельной вещи.
В понимании бытия должно быть единство актуального и потенциального. Рассмотрение одного из видов бытия в отрыве от другого приводит к пониманию бытия лишь в плоскости одной модальности, и таким образом сущностная вариативность бытия остается непознанной.
Постижение модальной природы бытия, то есть нахождение бытия в том или другом модусе, возможно при обращении к реальности, так как «реальность есть форма заданности бытия, ее необходимое проявление» [4, с. 48]. «Реальность — это своего рода общее, заключающие в себе виды, модусы, способы, состояния и т.д. сущего» [5, с. 7 — 8]. Многообразие, сложность бытия представлено множеством реальностей. Обнаружение той или иной реальности приводит к пониманию модальной основы бытия. Существование конкретного вида реальности напрямую зависит от взаимосвязи модусов, которые и образуют различные реальности, выстроенные в иерархию и существующие одновременно.
Взаимосвязь и взаимообусловленность актуального и потенциального бытия обнаруживается в уровневой системе бытия. «Уровень» в данном контексте является «стертой метафорой», выполняющая функцию гносеологического конструкта. Под уровнем подразумевается некие пласты, которые находятся друг под другом. Одним из пластов является потенциальное бытие, которое имеет в себе вкрапления актуального бытия и наоборот, пласт актуального бытия содержит в себе зерно, проростки
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
будущего или потенциального бытия. Таким образом, разъединяя единое (универсальное бытие) на пласты, происходит соединение бытия в одну уров-невую систему, которая объясняет взаимосвязь актуального и потенциального бытия.
На первом уровне актуальное бытие является производящим потенциального бытия. Это можно объяснить тем, что всякая возможность есть возможность, принадлежащая какой-либо актуальной вещи. Потенциальное бытие делает измененным актуальное бытие, и поэтому все действительное подвержено переменам. Потенция внутри действительного: в актуальном бытии слагаются условия для новой возможности, которая непосредственно необходима для реализации нового действительного и этот процесс направлен на развитие действительной, эмпирической реальности и такая реальность постигается человеком посредством опыта. Сам переход от потенциального к актуальному уже требует существования некой актуальной вещи, которая является непосредственной причиной актуализации. В качестве объясняющего примера можно привести следующее: для того чтобы разжечь огонь, то есть высвободить из топлива потенциальное тепло — необходима некая актуальная вещь — спички и т.п. Таким образом, производящее актуальное бытие делает потенциальное бытие «инструментарием» в создании эмпирической реальности.
На втором уровне потенциальное бытие является производящим актуального бытия. Так как любая актуальная вещь изначально является потенцией вещи. Все существующее, имеющее возможность быть, как и возможность быть тем или этим, предполагает сначала саму по себе возможность. Следовательно, в таком соотношении актуальное бытие является потенциальным бытием и перед человеком на данном уровне предстает потенциальная реальность, постижение которой возможно на уровне интуиции. Подтверждение данного тезиса хорошо объясняется искусством: для того, чтобы художнику написать картину, то есть создать некую актуальную вещь, — необходимо воплотить в жизнь чистую возможность — идею картины актуализировать на холст. Следовательно, актуальная картина изначально являлась чистой возможностью — её идеей. На данном уровне актуальное бытие становится инструментарием потенциального. Вскрыть истинный смысл актуального можно, лишь постигнув его потенциальную сущность на интуитивном уровне. И первый, и второй уровень взаимосвязи актуального и потенциального бытия подчеркивают невозможность актуального бытия без потенциального.
Но, объяснение бытия через уровни характерно лишь для бытия единичной вещи, то есть актуального бытия и его потенций — в прошлом или будущих, то есть потенциального бытия.
Потенциальное же бытие может существовать без актуального бытия. Это даже не фундамент в уровневой системе, являющийся основанием для всех пластов, так как несет в себе черты всего. Потенциальное бытие является самодостаточным и заключает в себе вечное. Потенциальное бытие — это сверхреальность, Метасистема, которая не ниже и не выше всего, Метасистема это всеобъемлющее и всепроникающее, наподобие Брахмана в индусской религиозно-философской традиции. Это Потенция
потенции, которая делает возможным все другие роды бытия. Такого рода бытие заключает в себе незримые и неосязаемые сущности в актуальном бытии. Единичное бытие или бытие отдельной вещи кроме взаимообусловленности актуального и потенциального встраивается и вписывается в Метасистему. Если не вписывается, то это либо небытие или ничто. Актуализация Потенциальной реальности, которую можно назвать чисто Потенциальной не нуждается ни в потенциальном, ни в актуальном. Вопрос о Потенциальной реальности остается открытым, так как это наивысшее бытие, иномерность которого затрудняет вскрытие его смысла для субъекта познания, находящегося в актуальном бытии. Потенциальная реальность определяет неисчерпаемость познания: субъект в процессе постижения бытия становится потенциально неисчерпаемым субъектом.
Таким образом, модальное понимание бытия выводит бытие на иной уровень, где качественные характеристики бытия определяются его модальным положением, в соответствии с которым конструируются различные типы реальности, а также меняются представления о бытии на гносеологическом уровне — постижение смысла бытия человеком зависит от пребывания самого бытия в той или иной модальности.
В целом, можно сделать вывод о том, что понимание бытия в контексте актуального модуса, является традиционным в философии, дает линейное, плоскостное знание о бытии, что объясняется пониманием бытия через то, что «есть» в действительном, но этого знания недостаточно, оно одномерно и не раскрывает сущности самого бытия. Модальный методологический подход дает целостное, объемное представление о бытии, вне отрыва от его модальной сущности в контексте Потенциального бытия, являющегося высшей и полной формой бытия.
Библиографический список
1. Гайденко, П. П. История греческой философии в ее связи с наукой [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко // Элейская школа и первая постановка проблемы бесконечности. — иИЬ : http://www.philosophy.rU/library/gaid/3.html (дата обращения: 03.10.2011).
2. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. В. В. Би-бихина. — СПб. : Наука, 2002. — 452 с.
3. Эпштейн, М. Н. Философия возможного. [Электронный ресурс] / М. Н. Эпштейн // Специфическое определение. — иИЬ: http://society.polbu.ru/epstein_possiblephilo/ch47_i.html (дата обращения: 12.12.2011).
4. Орехов, С. И. Трансформация бытия: от реальности субстанциональной к реальности репрезентативно положенной / С. И. Орехов // В поисках новой онтологии : сб. ст. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. — С. 41—60.
5. Лобанов, С. Д. Бытие и реальность / С. Д. Лобанов. — М. : Наука, 1999. — 153 с.
ТРУБИНА Наталья Алексеевна, аспирантка кафедры философии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.
© Н. А. Трубина