Научная статья на тему 'Мобильный путеводитель по кавминводам как инструмент интеграции курортов в онлайн-пространство туристического бизнеса'

Мобильный путеводитель по кавминводам как инструмент интеграции курортов в онлайн-пространство туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
257
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КАРТА / ПРИКЛАДНАЯ ПРОГРАММА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТУРИЗМ / КАВМИНВОДЫ / MOBILE GUIDE / MEDIA CARD / APPLICATION SOFTWARE / INFORMATION TECHNOLOGY / TOURISM / CAUCASIAN MINERAL WATERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Писаренко Елена Анатольевна

В статье описана разработка мобильного путеводителя (мультимедийной карты) по туристическим объектам КМВ, и дано ее сравнение с подобным программным обеспечением зарубежных разработчиков. Система позволяет получать краткую информацию о выбранных объектах, формировать маршрут экскурсии, просматривать фотографии. Такая система может повысить заинтересованность туристов и отдыхающих со всего мира в путешествиях на Кавказские Минеральные Воды, что благотворно скажется на экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Писаренко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOBILE GUIDE ON THE CAUCASIAN MINERAL WATERS AS A TOOL FOR THE INTEGRATION OF THE RESORTS INTO THE ONLINE SPACE OF TOURIST BUSINESS

The paper describes the development of a mobile guide (multimedia map) for tourist objects of the Caucasian Mineral Waters, and compares it with similar software of foreign developers. This system allows to get a brief information about the selected objects, to create an excursion route, to view photos. Such a system can increase the interest of tourists and vacationers from all over the world to visit the Caucasian Mineral Waters that will be beneficial to the economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Мобильный путеводитель по кавминводам как инструмент интеграции курортов в онлайн-пространство туристического бизнеса»

УДК 004.9

Писаренко Е.А.1

мобильный путеводитель по кавминводам как инструмент интеграции курортов в онлайн-пространство

туристического бизнеса

Аннотация. В статье описана разработка мобильного путеводителя (мультимедийной карты) по туристическим объектам КМВ, и дано ее сравнение с подобным программным обеспечением зарубежных разработчиков. Система позволяет получать краткую информацию о выбранных объектах, формировать маршрут экскурсии, просматривать фотографии. Такая система может повысить заинтересованность туристов и отдыхающих со всего мира в путешествиях на Кавказские Минеральные Воды, что благотворно скажется на экономическом развитии региона.

Ключевые слова: мобильный путеводитель, мультимедийная карта, прикладная программа, информационная технология, туризм, Кавминводы.

Pisarenko E.

the mobile guide on the caucasian mineral waters as a tool for the integration of the resorts into the online space of tourist business

Abstract. The paper describes the development of a mobile guide (multimedia map) for tourist objects of the Caucasian Mineral Waters, and compares it with similar software of foreign developers. This system allows to get a brief information about the selected objects, to create an excursion route, to view photos. Such a system can increase the interest of tourists and vacationers from all over the world to visit the Caucasian Mineral Waters that will be beneficial to the economic development of the region.

Keywords: mobile guide, media card, application software, information technology, tourism, Caucasian Mineral Waters.

Северо-Кавказский Федеральный Округ имеет огромный потенциал - курортный, туристический, сельскохозяйственный, промышленный. Но распределение этого потенциала весьма неравномерно. Особое место в структуре СКФО занимает район Кавказских Минеральных Вод. В него входят курортные города Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Минеральные Воды. Основные направления развития Кавминвод - курортная сфера и туризм, причем туризм имеет значительные возможности, которые очень слабо используются.

Для реализации и продвижения туристических услуг на рынке большое значение имеют технологии подачи и представления информации, связанной с отдыхом и путешествиями. Сегодняшний вектор развития технических средств смещает потоки такой информации в область информационно-коммуникационных технологий, в частности, Web-технологий. Возникновение новых информационных технологий расширило список средств массовой информации, добавив к прессе, телевидению и радиоэлектронные СМИ. Сегодня многие

1 Писаренко Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, e-mail: gmu41@yandex.ru, т. (8793) 400-000

Elena Pisarenko, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Information and Communication Technologies, Mathematics, Information Security, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, e-mail: gmu41@yandex.ru, tel. (8793) 400-000

люди узнают новости и получают информацию не из газет и телепередач, а из Интернета. Поэтому и зона формирования имиджа регионов сместилась в сторону интернет-изданий, тематических сайтов, форумов, блогов. Использование возможностей сети Интернет позволяет сформировать положительный имидж страны, региона или города, возбудить интерес к нему и желание отправиться в путешествие, посмотреть достопримечательности и пройти маршруты уже в реале.

Но этим возможности новых технологий в туристическом бизнесе не ограничиваются. Человек, приезжающий на Кавминводы как путешественник или курортник, должен получить информационную поддержку, причем доступную и качественную. В качестве такой поддержки во многих городах мира предлагаются мобильные путеводители, которые позволяют туристу самостоятельно пройти по интересным маршрутам, обратить внимание на все достопримечательности, которые встречаются по пути, получить полную и достоверную информацию о них.

Рассмотрим методы создания и возможности использования Web-инструментов для предоставления информации о туристических объектах Кавминвод и составления экскурсионных маршрутов. Такая информация должна быть доступна пользователю, как на месте прохождения маршрута, так и в он-лайн

режиме в любой точке нахождения, причем система должна обеспечивать возможность хотя бы минимального выбора языка подачи материала по желанию пользователя. Подходы к геопространственной информации и ее представлению рассматривались многими исследователями, в частности, Zentai [1], Булгаковым С.В. [2].

Традиционно информацию о расположении и особенностях туристических объектов желающие получали из путеводителей, туристических схем и карт, от экскурсоводов. Современный уровень развития и использования персональных компьютеров и электронных гаджетов (смартфонов, планшетов и т.п.) дает возможность получать такую информацию в гораздо более полном объеме, быстрее, в более доступной форме и очень дешево, если не учитывать стоимость самих гаджетов и подключения к сети [3]. Одним из современных технологичных способов получения информации в сфере туризма является использование возможностей мультимедийной картографии [4, 5]. Мультимедийные web-карты разрабатываются на основе статической геоинформационной системы [6].

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее популярных платформ - Т^е1гу (http://mytravelry.com/). Эта платформа имеет версии для компьютера и для айфона (Рисунок 1).

Рим за один

а б

Рисунок 1. Туристический Интернет-ресурс Travelry [7]: основная версия (а) и мобильная (б)

На сайте сервиса Т^е1гу можно предва- самостоятельно, пользуясь данной на ресур-

рительно выбрать город для путешествия (в се Т^е1гу картой, а можно воспользоваться

данный момент доступны Рим, Париж, Прага, аудиогидом, причем аудиогиды есть как плат-

Венеция, Вена, Будапешт, Москва), а также ные, так и бесплатные. Например, по Москве

конкретные экскурсии в выбранном городе. предлагается 6 тематических маршрутов с ау-

Экскурсионные маршруты можно проходить диорассказами (Рисунок 2).

Рисунок 2. Выбор маршрутов по Москве на сайте Travelry [7]

Здесь стоит добавить, что ресурс Travelry является разработкой компании Apple, поэтому может использоваться в качестве образца при разработке подобных ресурсов регионального или местного значения.

Безусловно, курорты Кавказских Минеральных Вод нуждаются в разработке подобного сервиса. Такой сайт в сочетании с мобильным приложением должен привлечь туристов, желающих провести отпуск в активном путешествии по красивейшим местам КМВ, что будет способствовать раз-

витию туристического сектора экономики региона. А перевод материалов на иностранные языки позволил бы иностранным туристам чувствовать себя на Кавминводах более комфортно.

Туристическая мультимедийная карта региона Кавказских Минеральных Вод создана в Пятигорском государственном университете силами коллектива студентов и преподавателей. В зависимости от выбора пользователя она может представлять информацию на разных языках (Рисунок 3).

Рисунок 3. Представление страницы Железноводска на русском, английском и французском языках

При переходе по ссылке на карту города отображается схема с нанесенными на нее обозначениями туристических объектов. Для обозначения объектов используются интуитивно понятные иконки (Рисунок 4): - памятник архитектуры;

- историко-религиозный памятник;

- источник минеральной воды;

- историческая лестница;

- природный объект;

- скульптурный памятник.

Рисунок 4. Вид мультимедийной карты Железноводска

Все значки туристических объектов клика- смотреть снимки выбранного объекта и про-бельны, при нажатии на иконку можно про- честь короткий текст о нем (Рисунок 5).

Рисунок 5. Просмотр фотографий туристического объекта «Дворец Эмира бухарского»

При создании подобной системы возникает проблема хранения данных и обмена данными по клиент-серверной технологии [8]. В этой связи для хранения структурированной информации о туристических объектах создана база данных, обеспечивающая возможность работы с данными практически из любой точки, где есть доступ к сети Интернет.

Она позволяет хранить данные о классификационной группе, к которой относится тот или иной объект, его местоположении, короткие пояснительные тексты, переведенные в формат QR-кодов, а также другую необходимую информацию. Кроме функции учета, такая база данных может использоваться для разработки новых туристических маршрутов.

QR-код представляет собой двумерную матрицу с нанесенным на него текстом, закодированным в виде черно-белых квадратиков. В таком коде может быть закодировано небольшое сообщение, текст или электронный адрес. Информация о туристических объектах, зашифрованная в виде QR-кодов, может располагаться либо на табличках непосредственно возле самих объектов (зданий, скульптур, картин и т.п.), либо на специально изданных бумажных носителях - картах, схемах, туристических и информационных буклетах. Кроме основной информации о туристических объектах QR-код содержит ссылку на сайт, где пользователь увидит карту с обозначенными

на ней туристическими объектами и сможет посмотреть более полную информацию или прослушать подробный рассказ экскурсовода

В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД MySQL. Эта система является свободной, имеет открытый программный код и распространяется бесплатно. Использование MySQL в коммерческих целях возможно только при покупке коммерческой лицензионной версии у компании MySQL. Для создания пользовательского интерфейса базы данных был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Использование HTML дает возможность в связанных таблицах хранить данные о маршрутах, типах туристических объектов, их характеристики и другие параметры.

Хранение созданной базы данных реализовано на сервере Hostinger, благодаря чему связь с базой может осуществляться из любой точки мира через сеть Интернет. В соответствии с требованиями системы Hostinger для связи с базой данных и работы с контентом использован язык PHP.

В созданной базе данных в таблице «Туристи-ческие_объекты» содержатся следующие данные:

- название объекта;

- краткое описание;

- туристическая схема с указанием местоположения объекта;

- QR-код;

- фотография объекта. Кроме того, отдельным параметром в таблице указаны категории маршрутов, к которым этот объект относится.

Кликабельность карт, QR-кодов и картинок в таблице дает возможность увеличить любой объект и ознакомиться с ним подробнее (Рисунок 6).

Рисунок 6. Фотография Грота Дианы в базе данных

На основе данных из таблицы «Туристи- нии нового маршрута все входящие в него ческие_объекты» возможно формирование объекты отражаются в таблице маршрутов туристических маршрутов. При формирова- (Рисунок 7).

Рисунок 7. Таблица туристических маршрутов

База туристических объектов позволяет доставить туристам доступ к полным и досто-

быстро формировать туристические маршру- верным сведениям о достопримечательностях

ты, а использование QR-кодов даст возмож- курортов, позволят им сконструировать собс-

ность сделать эти маршруты доступными для твенные туристические маршруты без особых

большого числа людей. усилий и материальных затрат. Это, несомненно,

Описанные web-инструменты могут пре- повысит туристическую аттрактивность региона

Кавказских Минеральных Вод и, следовательно, повлечет за собой его экономический подъем.

Разработанные web-ресурсы могут быть использованы как непосредственно на местах следования по туристическим маршрутам, так и в качестве предварительной онлайн-эк-скурсии при выборе мест для путешествия по курортам КМВ. Таким образом, созданная система может стать инструментом интегри-

рования региона Кавказских Минеральных Вод в онлайн-пространство межкультурных (международных) рекреативных коммуникаций, что послужит популяризации его туристических маршрутов на мировом туристическом рынке. Это может привести к повышению посещаемости Кавминвод российскими и зарубежными туристами и способствовать экономическому росту региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Zentai Laszlo Geospatial information access and representation: the ICA's view on today's cartography // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014 . - № S. - С. 72-82.

2. Булгаков С.В. Особенности геоинформационного моделирования // Известия высших учеб-

ных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 3. - С. 77-80.

3. Долбнева Ж. А. Геоинформационные системы на Интернет-платформах // Научный вестник

Московского государственного горного университета. Текущее название: Горные науки и технологии. - 2011. - № 4. - С. 19-22.

4. Lisitsky D.V., Komissarova E.V., Kolesnikov A.A. Теоретические основы и особенности муль-

тимедийной картографии // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Том 22, № 3. - С. 72-87.

5. Onneling Ferjan. Map Concepts in Multimedia Products // W. Cartwright et al. (eds.), Multimedia

Cartography. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1999. - pp. 65-74.

6. Миронова Ю.Н. Классификация геоинформационных систем // Международный журнал

прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 8-2. - С. 155-156; URL: http:// www.applied-research.ru/ru/article/view?id=5604 (дата обращения: 18.10.2018 г.)

7. Travelry - сайт «Путеводители для счастливых путешествий» URL: http://mytravelry.com/ru/

(дата обращения: 18.10.2018 г.)

8. Кручинин С.В., Шиков О.Ю. Хранение данных и обмен между клиентом и сервером в реали-

зации CMS с поддержкой визуального редактирования HTML // Научно-исследовательские публикации. - 2017. - № 2. - С. 47-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.