Научная статья на тему 'Мобильное приложение "WatsApp" на уроке русского языка'

Мобильное приложение "WatsApp" на уроке русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WATSAPP / РУССКИЙ ЯЗЫК / УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ГАДЖЕТ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN LANGUAGE LESSONS / GADGET / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзаева А.К., Воробьев А.Е.

Настоящая статья представляет собой вывод о проделанной работе с применением мобильного приложения «WatsApp» на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзаева А.К., Воробьев А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is a conclusion about the work done using the mobile application "WatsApp" in Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «Мобильное приложение "WatsApp" на уроке русского языка»

ОБРАЗОВАНИЕ Мурзаева А.К., Воробьев А.Е.

МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «WATSAPP» НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Баткенский государственный университет,

Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса г. Москвы

Ключевые слова: WatsApp, русский язык, уроки русского языка, гаджет, инновационное образование.

Аннотация: Настоящая статья представляет собой вывод о проделанной работе с применением мобильного приложения «WatsApp» на уроках русского языка.

Keywords: WatsApp, Russian language, Russian language lessons, gadget, innovative education.

Abstract: This article is a conclusion about the work done using the mobile application "WatsApp" in Russian language lessons.

Без стремления к новому - нет жизни, нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

Бурное развитие средств информатизации (компьютеров, компьютерных коммуникаций, любых электронных устройств), а следовательно, появление новых технологий обработки, передачи, получения и хранения информации открывает новые возможности для применения компьютеров в учебном процессе [2; 6].

Современному преподавателю литературы уже недостаточно просто иметь глубокие предметные знания, владеть практическими умениями и навыками. Ему необходимо творчески использовать приобретенные знания в нестандартной меняющейся ситуации, проявлять конструктивность в организации и планировании педагогического процесса.

Информатизация образовательного процесса является одним из важных путей познания мира и науки и занимает ведущее место в реформе образования. В педагогике понятие «информационные обучающие технологии» - не новое. Все педагогические технологии относятся к информационным, ибо любой учебный процесс - это передача информации о некоторой предметной области знаний. На

данном этапе развития общества в понятие «информационные учебные технологии» вкладывается новый смысл, который принесло использование технических средств информатизации учебного процесса (компьютеров, компьютерных коммуникаций, различных электронных устройств).

За все время своей работы в вузе учителем я всегда хотела сделать уроки более интересными, запоминающимися для обучающихся. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.

Давно известно, что школа и вузы должны ориентироваться на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей.

Я уверена, что целенаправленное применение информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе на уроках позволяет ускорить формирование учебно-познавательной компетенции учащихся, стимулирует мотивацию и добиться повышения качества обучения. В связи с этим на своих уроках применила мобильное приложение <^а1БАрр», придуманный 2009 году Яном Кумом. Необходимость использования этого приложения в образовательном процессе продиктована самой жизнью: все мы живем в технологическом пространстве и дома, и на работе, и на учёбе и даже во время отдыха.

Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями [1].

В наше быстротечное время, без процесса информации образования невозможно представить современную школу, современные вузы, колледжи и лицеи. Компьютерные технологии применяются практически во всех областях образования, в т.ч. и в преподавании гуманитарных дисциплин. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие занятия оказываются очень интересными и для учащихся, и для учителя. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, художественным словом, с книгой. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ - информационные компьютерные технологии. Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать

практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения. Обучение больше не сконцентрировано в рамках аудиторной комнаты, наоборот, обучающиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам, возможность работать совместно над интересующей их проблемой. При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии. Создание проектов, презентаций, работа в различных программах требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями

[3].

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным [4].

Опыт убеждает, что компьютер способствует не только развитию самостоятельности, творческих способностей учащихся, его применение позволяет изменить саму технологию предоставления образовательных услуг, сделать урок более наглядным и интересным. Компьютер обеспечивает активизацию деятельности преподавателей и учащихся на уроке, способствует осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения, развития специальной или общей одаренности, формированию знаний, усиливает межпредметные связи. Все это дает возможность улучшить качество обучения.

Учитывая запрос времени актуальна проблема освоения компьютера учениками и внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.

Вместе с тем, проведение уроков с привлечением информационных технологий требует серьезной подготовки.

Конструирования такого урока происходит в несколько этапов. Это концептуальный (определение дидактической цели, целесообразности использования информационных технологий для достижения конечных результатов), технологический (определение формы урока, отбор электронных средств учебного назначения), операциональный (выделение основных элементов урока, определения электронных средств учебного назначения в структуре урока, выбор способов взаимодействия фигурантов урока с учебными средствами) и этап педагогической реализации (перевод педагогических принципов в конкретный учебный воздействие).

Наблюдая за детьми, можно заметить, что работу с информационными технологиями лучше планировать во второй половине урока, поскольку во время общения с компьютером происходит чрезмерная активизация психических структур, дети перевозбуждаются, и это мешает дальнейшему эффективному усвоению материала. Безусловно, время, отведенное на непрерывную работу с компьютером, должно отвечать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

Использование творческих компьютерных задач требует предварительного ознакомления учащихся с тематикой и сути проблемы, определение сроков выполнения, помощи ученику в поиске необходимых материалов, оценке их и систематизации, созданные условий для оформления и представления подготовленных задач в компьютерном варианте [5].

В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Несмотря на это учителя-словесники продолжают ограничиваться ПК и интерактивной доской. Хочу поделиться своим опытом из своей практики. Во время лекции, когда читаешь лекцию, студенты-билингвы стараются законспектировать лекцию не удается, студенты стараются записать все слова подряд. На лекциях мне приходилось диктовать лекцию. Да и при диктовке запись лекции была не грамотной, т.е. записывали без запятой и точки. В итоге терялась мысль. На практических занятиях студенты не могли передать основную мысль лекции. После такой работы мне лекцию приходилось диктовать со знаками препинания. Это для педагога была

двойной работой, и в итоге я не успевали до конца дочитать лекцию. В целях, чтоб студент получал знания, стала приносить лекцию в распечатанном виде. Так, в группе мы работали над каждым абзацем. Да и это было трудной работой для всех. Почему? Потому что, во-первых, многие затруднялись в непонимании слов, а для этого нужно было объяснять значение слов. Во-вторых, на распечатку лекции нужно время и средства, а наше быстротечное время не хватает времени. При таких затруднениях нашла выход. В настоящее время у каждого человека, от школьника до пенсионера, есть мобильные телефоны и все пользуются приложениями <^а!8Арр», «1МО» и т.п. приложения.

В группах, где провожу уроки, старостам было предложено создать группу в приложении <^а!8Арр». Три группы ФР-16, ФР-15, ФР-14 гуманитарного факультета БатГУ КПИ создали группы, и в каждую группу предстоящие лекции, теоретическую часть по русскому языку и упражнения практического занятия русского языка и по фонетике отправляла заранее. Студент, получив лекцию или теорию, дома читая каждый абзац лекции, конспектировал в лекционную тетрадь. На уроке-лекции вместе работали, обсуждая каждый абзац лекции. По русскому языку во время занятия объяснением новой темы не занималась, так как студент, заранее получив в группу на <^а!8Арр», теорию готовит самостоятельно. На уроке мы выполняли задания и упражнения. На практических занятиях по фонетике и графике, в группу на <^а!8Арр», заранее отправляла задания с ключом. Студент, опираясь на ключ, выполнял дома несколько упражнений кроме домашнего задания. На занятие приносила новые упражнения, натренированный студент, с лёгкостью выполнял задания.

Такая работа через <^а!8Арр», понравилась всем, так как студент, получив задание, самостоятельно работал, конспектировал. Во время работы над лекцией каждый мог спокойно остановиться и посмотреть значение непонятного слова, также приостановить работу, т.е. отдохнуть, помочь по дому и заново возвратиться и продолжить работу. Во время лекции в вузе студент старался записать и не упускать предложение или мысль. По практическим занятиям на уроке мы с трудом успевали один или два упражнения, а с применением <^а!8Арр» мы выполняли несколько упражнений. Самое главное, если возникали вопросы они писали в группу и этот вопрос был доступен всем. Естественно на заданный вопрос я отвечала, т.е. обсуждение темы и задания у нас продолжалось и в свободное время от занятии.

Такой проделанной работой были довольна и я, как педагог и мои студенты. Результат был на ура. На занятиях слабые студенты старались отвечать, так как, опираясь на ключи, они с удовольствием выполняли задания. Когда, проверяла домашнее задание, все сидели с высоко поднятой головой, никто не прятался как раньше. Естественно студент был доволен такой работой, так как это, заработанный «балл» на модуль. Мне и моим студентам «WatsApp» стал необходимой частью на уроках, так как повысился темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся. Хочу сказать, что современные информационные технологии давно внедрились в нашу жизнь, и стали необходимой частью современной культуры.

Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников и формирования базовых компетенций учащихся.

Список литературы

1. Аркадьева Т.Г., Аладьина О.И., Бойцова Е.О., Васильева М.И., Веракша Т.В. Изучаем русское слово. - Санкт-Петербург, 2000. - 113 с.

2. Десяева Н.Д. Учебно-научная речь на уроках русского языка. теория и практика речевого поведения учителя. - Саранск, 1997. - 144 с.

3. Довбыш С.Е. Событийный подход в работе преподавателя: открытая образовательная технология "событийно-ресурсное картирование" // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 54-66.

4. Матющенко И.А. Сетевые телекоммуникации в образовании // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы материалы VI международной научно-практической конференции. 2017. С. 207-210.

5. Мещеряков А.В., Новоселов М.А., Скаржинская Е.Н. Активность регуляторных систем в компьютерных играх // Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (в формате интернет-конференции). РГУФКСМиТ. 2014. С. 37-44.

6. Хамраева Е.А. Детский модуль РКИ. Особенности организации русской школы за рубежом и методики преподавания русского языка // Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246). С. 44-54.

Синеок Н.П.

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Республиканский многопрофильный лицей-интернат «Григорьевская школа»

Ключевые слова: химия, мировоззрение, практика, обучающийся, эксперимент.

Аннотация: Показано значение формирования научного мировоззрения в преподавании химии. Особое внимание уделяется практики при формировании научного мировоззрения учащихся в преподавании химии.

Key words: chemistry, worldview, practice, student, experiment.

Abstract: the importance of the formation of the scientific worldview in the teaching of chemistry is Shown. Particular attention is paid to practice in the formation of scientific Outlook of students in the teaching of chemistry.

Современное воспитание определяется как «планомерное, целеустремленное и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения современного государства». Процесс учебы идет рука об руку с процессом воспитания. На практике эти два процесса должны сливаться воедино.

Под мировоззрением понимается целостная система взглядов, убеждений и идеалов, раскрывающая отношение человека к природной и социальной среде, понимание им своего места и роли в окружающем мире и соответственно этому определяющая направление его деятельности.

Содержанием мировоззрения считают отражение в научных понятиях всеобщих принципов и законов развития природы, общества и мышления, проявляющихся и действующих в отдельных явлениях. Каждая наука, в том числе, и химия, располагая определенной суммой фактов и теорий, обобщающих эти факты и предвосхищающих их открытие, создает свою научную картину природы. Через теорию познания часть этих представлений включается в философскую картину мира, находящуюся на более высоком уровне обобщения по сравнению с конкретно-научной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.