Научная статья на тему 'Мобильное обучение русскому языку как иностранному: обзор научных публикаций'

Мобильное обучение русскому языку как иностранному: обзор научных публикаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильное обучение / русский язык как иностранный / мобильные приложения / статистический метод / библиометрический анализ / информатизация образования / mobile learning / Russian as a foreign language / mobile applications / a statistical method / a bibliometric analysis / informatization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябоконева Оксана Владимировна, Стрельчук Елена Николаевна

В языковом образовании широкое распространение получают информационно-коммуникационные технологии. Одним из наиболее перспективных направлений в обучении иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному (РКИ), является применение мобильных устройств. Настоящее исследование преследовало цель – проанализировать публикации отечественных ученых по проблеме мобильного обучения РКИ за последние пять лет и выявить актуальные направления этих исследований с помощью статистического метода, в основе которого находился библиометрический анализ, а также теоретических методов анализа, синтеза и обобщения. Источниками информации послужили заголовки, ключевые слова и аннотации научных работ, представленные на платформе eLibrary.Ru. Посредством веб-сервиса Voyant Tools было составлено облако слов. Проведенный библиометрический анализ позволил выявить значительное увеличение количества публикаций по проблеме мобильного обучения РКИ, однако большая часть из них не отличается глубиной исследования и имеет поверхностный характер. Определено, что наиболее актуальным направлением в методике преподавания РКИ является использование мобильных приложений в учебном процессе. Доказано, что термин «мобильное обучение» не является устоявшимся и общеупотребительным понятием, в названиях статей используются синонимы. На сегодняшний день направление, связанное с мобильным обучением русскому языку как иностранному, остается открытым полем деятельности как в практическом, так и теоретическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile learning of Russian as a foreign language: a review of scientific publications

In language education, information and communication technologies are widely used. One of the most promising areas in teaching foreign languages, including Russian as a foreign language (RFL), is the use of mobile devices. The present study aimed to analyze the publications by Russian scientists on the problem of mobile learning of Russian as a foreign language over the past five years and to identify the current directions of these studies using a statistical method based on a bibliometric analysis, as well as theoretical methods of analysis, synthesis and generalization. The sources of information were the titles, keywords and abstracts of scientific papers presented on the eLibrary.Ru platform. A word cloud was compiled with the use of the Voyant Tools web service. The conducted bibliometric analysis revealed a significant increase in the number of publications on the problem of mobile learning of Russian as a foreign language, however, most of them do not show depth of research and are superficial. It has been determined that the most relevant direction in the methodology of teaching Russian as a foreign language is the use of mobile applications in the educational process. It is proved that the term “mobile learning” is not a well-established and commonly used concept, synonyms are used in the titles of the articles. To date, the direction associated with the mobile learning of Russian as a foreign language remains an open field of activity both in practical and theoretical aspects.

Текст научной работы на тему «Мобильное обучение русскому языку как иностранному: обзор научных публикаций»

УДК 37.012.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-215-225

ББК 74.48

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ИНОСТРАННОМУ:

ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

MOBILE LEARNING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: A REVIEW OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS

Рябоконева Оксана Владимировна

Преподаватель русского языка как иностранного, Центр русского языка «Русмер», г. Анкара (Турецкая Республика); аспирант, кафедра русского языка и методики его преподавания, филологический факультет, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы E-mail: ryabokoneva@mail.ru

Ryabokoneva Oxana V.

Russian Language teacher at the Russian Language center "Rusmer" (Ankara, Republic of Turkiye); PhD Postgraduate student at the Department of Russian Language and Teaching Methods, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba E-mail: ryakokoneva@maiL.ru

Стрельчук Елена Николаевна

Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, филологический факультет, Российский университет дружбы народов (РУДН), доктор педагогических наук E-mail: strelchukl@mail.ru

Strelchuk Elena N.

Assistant Professor at the Department of Russian Language and Teaching Methods, FacuLty of PhiLoLogy, the PeopLes' Friendship University of Russia (RUDN), ScD in Education E-mail: streLchukL@maiL.ru

Аннотация. В языковом образовании широкое распространение получают информационно-коммуникационные технологии. Одним из наиболее перспективных направлений в обучении иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному (РКИ), является применение мобильных устройств.

Abstract. In Language education, information and communication technologies are widely used. One of the most promising areas in teaching foreign Languages, including Russian as a foreign Language (RFL), is the use of mobile devices. The present study aimed to analyze the publications by Russian

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Рябоконева О. В., Стрельчук Е. Н., 2023

Настоящее исследование преследовало цель -проанализировать публикации отечественных ученых по проблеме мобильного обучения РКИ за последние пять лет и выявить актуальные направления этих исследований с помощью статистического метода, в основе которого находился библиометрический анализ, а также теоретических методов анализа, синтеза и обобщения. Источниками информации послужили заголовки, ключевые слова и аннотации научных работ, представленные на платформе eLibrary.Ru. Посредством веб-сервиса Voyant Tools было составлено облако слов. Проведенный библиометрический анализ позволил выявить значительное увеличение количества публикаций по проблеме мобильного обучения РКИ, однако большая часть из них не отличается глубиной исследования и имеет поверхностный характер. Определено, что наиболее актуальным направлением в методике преподавания РКИ является использование мобильных приложений в учебном процессе. Доказано, что термин «мобильное обучение» не является устоявшимся и общеупотребительным понятием, в названиях статей используются синонимы. На сегодняшний день направление, связанное с мобильным обучением русскому языку как иностранному, остается открытым полем деятельности как в практическом, так и теоретическом аспектах.

Ключевые слова: мобильное обучение, русский язык как иностранный, мобильные приложения, статистический метод, библиометрический анализ, информатизация образования.

Для цитирования: Рябоконева О. В., Стрельчук Е. Н. Мобильное обучение русскому языку как иностранному: обзор научных публикаций // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 215-225. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-215-225.

scientists on the problem of mobile Learning of Russian as a foreign Language over the past five years and to identify the current directions of these studies using a statistical method based on a bibliometric analysis, as well as theoretical methods of analysis, synthesis and generalization. The sources of information were the titles, keywords and abstracts of scientific papers presented on the eLibrary.Ru platform. A word cloud was compiled with the use of the Voyant Tools web service. The conducted bibliometric analysis revealed a significant increase in the number of publications on the problem of mobile learning of Russian as a foreign language, however, most of them do not show depth of research and are superficial. It has been determined that the most relevant direction in the methodology of teaching Russian as a foreign language is the use of mobile applications in the educational process. It is proved that the term "mobile learning" is not a well-established and commonly used concept, synonyms are used in the titles of the articles. To date, the direction associated with the mobile learning of Russian as a foreign language remains an open field of activity both in practical and theoretical aspects.

Keywords: mobile learning, Russian as a foreign language, mobile applications, a statistical method, a bibliometric analysis, informatization of education.

Cite as: Ryabokoneva O. V., Strelchuk E. N. Mobile learning of Russian as a foreign language: a review of scientific publications. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 4, pp. 215-225. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-4-215-225.

Введение

В настоящее время традиционная система образования находится на этапе трансформации: широкое распространение получают цифровые формы, инновационные свойства которых позволяют решить сложные методические вопросы организации процесса обучения современного общества.

Одним из наиболее перспективных направлений информатизации образования являются цифровые технологии. Их популярность в образовательном процессе среди молодежи и возможность использовать на занятиях вызвали значительный интерес к такой проблеме, как мобильное обучение.

За короткий период привлекательность идеи мобильного обучения привела к осознанию того, что различные портативные устройства могут представлять эффективный ресурс для изучения иностранных языков. В западной научной литературе возник термин "Mobile Assisted Language Learning" (MALL) - мобильное обучение иностранному языку, получивший впоследствии широкое распространение. Впервые его применил Чиннери в 2006 г., утверждая, что мобильные устройства можно использовать в качестве педагогических инструментов для изучения иностранного языка [1, с. 9].

Технологический прогресс последних лет в области беспроводной связи, непрерывный рост функциональности мобильных устройств и разработка обучающих мобильных приложений не только создают широкий спектр возможностей для изучения иностранного языка, в том числе русского как иностранного, но и влияют на динамику развития современной науки: с каждым годом число исследований, посвященных мобильному обучению, стремительно увеличивается.

Учитывая скорость и объем новых публикаций, возникает потребность в «осмыслении» потока научной информации: изучении текущего положения, уточнении терминологии, определении тенденций и перспектив этого научного направления.

В нашей работе акцент делается на научных исследованиях, посвященных методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Ее поддержка и развитие представляется особенно важными в настоящее время, когда в мире происходят значительные политические, экономические и культурные события.

В этой связи наиболее актуальными являются проблемы модернизации системы преподавания РКИ посредством внедрения цифровых технологий в учебный процесс. Современный период развития методики преподавания РКИ характеризуется появлением новых научных направлений: электронного обучения, дистанционного обучения, смешанного обучения.

В рамках проблемы использования цифровых технологий в обучении РКИ наблюдается особый интерес исследователей к мобильному обучению. Различные вопросы дидактического и методического характера в области применения мобильных технологий нашли отражение в работах С. Я. Евтушенко [2], И. В. Нефедова [3], Т. В. Самосен-ковой, И. В. Савочкиной, А. В. Гончаровой [4].

По причине отсутствия на сегодняшний день обзора научных статей по проблеме мобильного обучения РКИ выполненное исследование призвано восполнить этот пробел.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования использовался комплекс методов. Для того, чтобы выявить закономерности развития исследуемой проблемы, применялся статистический метод, в основе которого находился библиометрический анализ. Источниками информации послужили заголовки статей, ключевые слова и аннотации научных работ.

Отбор исследований проходил на платформе eLibrary.Ru в соответствии со следующими условиями: 1) наличие индексации в наукометрической базе данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования); 2) дата публикации в период с 2018 по 2022 г. (за последние 5 лет); 3) наличие в названии, и/или ключевых словах, и/или аннотации терминов, относящихся к мобильному обучению РКИ.

На первом этапе отбора был сформирован список по поисковым запросам: «русский язык как иностранный», «методика преподавания РКИ», «преподавание РКИ». В получившемся списке дальнейший поиск публикаций осуществлялся с помощью ключевых слов, выбранных из предложенного перечня: «мобильное обучение», «мобильное приложение / мобильные приложения», «мобильные технологии», «мобильные устройства», «мобильное образование».

На следующем этапе названия публикаций были извлечены из поисковой системы, объединены в текстовый корпус и проанализированы с помощью веб-сервиса Voyant Tools (http://voyant-tools.org). В итоге автоматической обработки было составлено облако слов.

В целях представления результатов исследования научных публикаций по заданной проблеме использовались также теоретические методы анализа, синтеза и обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. Количество публикаций по проблеме мобильного обучения РКИ значительно увеличилось за последние годы. Так, в 2019 г. оно стало больше на 60% по сравнению с 2018 г. В 2020-2022 гг. наблюдалась устойчивость интереса исследователей к данной теме, что свидетельствует об ее актуальности. Однако подавляющее большинство исследований не отличается глубоким погружением в сущность проблемы мобильного обучения и носит поверхностный характер.

Результаты исследования подкрепляем полученными данными.

Всего было найдено 149 публикаций. Из них: статьи в журналах - 61; статьи в сборниках материалов конференций - 85; патенты (на мобильные приложения) - 2; монографии (1 глава) - 1. Следует отметить, что большинство авторов статей для публикации своих научных трудов выбирают нерецензируемые журналы и сборники материалов конференций, в которых, как известно, невысокие требования к качеству работ.

Распределение научных работ по годам их публикации показано на рис. 1 и свидетельствуют о росте интереса исследователей к проблеме мобильного обучения в последние годы.

Рис. 1. Распределение публикаций по годам (elibrary.ru: снимок экрана монитора компьютера)

В соответствии с количественными данными, продемонстрированными на рис. 2, авторами 149 публикаций являются 232 исследователя: из них 217 написали всего 1 статью, и только двое - больше 3 статей.

■ 1 статья ■ 2 статьи ■ 3 статьи ■ больше 3 статей

Рис. 2. Распределение подборки публикаций по количеству авторов

На основе приведенных данных можно сделать вывод, что более 90% авторов не обращались к проблеме мобильного обучения РКИ чаще 1 раза за рассматриваемый период. Авторский интерес не отличается устойчивостью, поддерживающей систематические исследования в данной области.

Следующий важный для анализа наукометрический показатель - количество цитирований. Статистические данные по этому параметру представлены на рис. 3.

Число цитирований

Статей

0 102

1 18

2 10 ■

3 ^ 1

4 4

5 з

6 ^

8 1

9 1

15 1

19 1

Рис. 3. Распределение подборки публикаций по числу цитирований (elibrary.ru: снимок экрана монитора компьютера)

Полученные данные позволяют сделать вывод о значительном дисбалансе в распределении цитирований публикаций: 102 работы из 149 не имеют ни одного цитирования, при этом всего три статьи обеспечивают более трети от общего числа цитирований (43 из 150).

Полагаем, что подобная ситуация не способствует развитию полноценной научной коммуникации по проблеме мобильного обучения РКИ, поскольку для решения теоретических и экспериментальных задач необходима как минимум осведомленность о выполненных ранее работах коллег, результатах их исследований.

2. Наиболее актуальным направлением мобильного обучения РКИ является рассмотрение возможностей применения в учебном процессе существующих мобильных приложений.

Данное положение иллюстрирует график коллокаций на рис. 4, то есть график слов, которые появляются поблизости с более высокой частотой, сгенерированный веб-сервисом для анализа текстов Voyant Tools. Наиболее часто встречающейся коллокацией в названиях публикаций в подборке, за исключением фразообразующих: «русского языка как иностранного», «в обучении русскому языку как иностранному», является «использование мобильных приложений».

Рис. 4. График слов, появляющихся поблизости с более высокой частотой в текстовом корпусе из названий публикаций 2018-2022 гг., посвященных мобильному обучению РКИ (voyant-tools.org)

Сведения о наиболее часто встречающихся словах в заголовках статей отражены на рис. 5. Размер шрифта соответствует частоте упоминаемости слова.

потенциал

я

£ (Ь Я я> Я ¡2 л> £

О

о\

ГО

о

СП "О

рз и>

о №

Й

я

|

Л «

43 и

<ъ ой

^ я

^ ^ ' о

Я4 ! №

обучающих §

курсе

"Я ^

О ст4

Я Я

а> о

X Я<

о я русской Я

я

¡5-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

%

ч

£

^ о ГО

¡1а обучении

, п> русскии НЧ I

мобильных й

в*

образовательный инновационные средство обучение

з мобильного

студентов Я

обзор у

онлайн

деятельности

сети

работы

§ ркий

как »»

иностранных

иностранного

интернет

использование ^

о

43

ч Си Я Я ы ги Л Я Я

ч

X

д

о

^

О

М

О

Д

Ой н

г-5

го о X 2х К §

С) №

Й ° О

я

о гв

я о

я

л> 43 п Я

к

ч 2

-е-

о

Я ~ Сг<

2 §

3

Д Яг §

развитш

преподавании

приложений

проблемы

языковой

5 я

: з

< О ^ мч

§ ет я

6 Я I а

использования

* создание метода

о С5\ 43

ы О га я» ч го

¡ы

Сг4 Я

¡а

Рис. 5. Облако слов из названий публикаций 2018-2022 гг., посвященных мобильному обучению РКИ (voyant-tools.org)

В публикациях, заголовок которых содержит коллокацию «использование мобильных/мобильного приложений/приложения», авторами преимущественно предлагаются рекомендации по их использованию в обучении РКИ и отмечается высокий потенциал данных ресурсов. Например, таких, как: Pinterest [2], MedEdTech [5], WhatsApp [6], Kahoot, Plickers, Learn&Go, Talk2Russia [7], Wechat [8].

При этом число публикаций, представляющих авторские мобильные приложения, ориентированные на определенный контингент обучающихся РКИ, крайне невысоко. На сегодняшний день можно отметить следующие: мобильное приложение, созданное для детей и подростков на основе мультсериала «Фиксики» [9]; мобильное приложение «Phrasebook» для организации самостоятельной работы студентов [10]; мобильное приложение «Лингвотур» для изучающих русский язык в туристических целях [11]; учебно-справочное мобильное приложение «Глаголы движения» [12]; мобильное приложение «Толмач в XXI веке» для будущих переводчиков [13].

3. В научных работах наблюдается неоднородная терминологическая картина: при описании сходных понятий авторами используются различные термины. Термин «мобильное обучение» не является общепринятым и устоявшимся.

Так, результаты, представленные на графике коллокаций (см. рис. 4) и облаке слов (см. рис. 5), не позволяют нам говорить о термине «мобильное обучение» как об устоявшейся единице терминологической системы.

Кроме того, в названиях и списке ключевых слов самых цитируемых статей [3; 4; 14] употребляется различная терминология при характеристике общего способа организации учебного процесса: «применение мобильных технологий», «мобильное обучение», «использование мобильных приложений». Можно предположить, что подобное разнообразие и является причиной неоднородности терминологической картины во всей подборке статей. Между тем в терминологических словарях с 2017 г. зафиксирован термин «мобильное обучение».

Так, в «Кратком словаре IT-терминов для специалистов по языковому образованию» «мобильное обучение» (англ. mobile learning, m-learning) определяется как «использование портативных и мобильных устройств в преподавании и обучении» [15, с. 39], а в словаре ключевых понятий и определений «Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения» - как «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося» [16, с. 59].

Отсутствие единообразия в вопросе терминологии в настоящее время затрудняет поиск работ по проблеме мобильного обучения, не способствует установлению научной коммуникации и преемственности выполненных исследований.

Заключение

Таким образом, несмотря на значительный интерес отечественных ученых к проблемам мобильного обучения РКИ, на сегодняшний день это направление остается открытым полем деятельности как для практиков, так и теоретиков. Полагаем,

что в ближайшей перспективе акцент будет сделан на мобильном обучении, которое

позволит обучать русскому языку с учетом основных аспектов языка, видов речевой деятельности, сфер и ситуаций общения, актуальных для иностранных студентов.

Список литературы

1. Chinnery George Going to the MALL: Mobile Assisted Language Learning // Language Learning & Technology. 2006. Vol. 10, No. 1. P. 9-16.

2. Евтушенко С.Я. Использование мобильных приложений на занятиях по русскому языку как иностранному // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 6. С. 149-152.

3. Нефедов И. В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ // Изв. Южного федерального ун-та. Филологические науки. 2018. № 2. С. 168-179.

4. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В., Гончарова А. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 307-319.

5. Шехватова А. Н. Использование мобильного приложения mededtech на подготовительном курсе РКИ в процессе подготовки иностранных врачей к поступлению в ординатуру российских вузов // Международное образование и сотрудничество. М.: Техполиграфцентр, 2022. С. 202-207.

6. Спирина А. В. Использование мобильного приложения whatsapp в процессе обучения русскому языку как иностранному // Приднепровский научный вестник. 2022. Т. 6, № 1. С. 21-23.

7. Цыренова М. И. Использование онлайн-ресурсов в практике преподавания РКИ в больших группах при дистанционной форме работы // Коммуникация в интернете: мультиформатность и мультифункциональность. Архангельск: Консультационное информационно-рекламное агентство, 2021. С. 130-135.

8. Антропова М. Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3, № 3. С. 218-224.

9. Мартынова М. А., Зеленецкая И. С. Роль мобильных приложений в формировании языковых и коммуникативных навыков детей и подростков при изучении русского языка как неродного и иностранного // Современные технологии в преподавании русского языка. М.: МПГУ, 2020. С. 450-455.

10. Пуляевская А. М. Мобильное приложение "PHRASEBOOK" как форма организации самообучения иностранным языкам // Интерактивное образование. 2019. № 3. С. 39-43.

11. Тенихина А. С. Электронное приложение «Лингвотур»: структура, содержание и способы использования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2022. № 1. С. 120-122.

12. Шитов Ю. И.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина». Учебно-справочное мобильное приложение «Глаголы движения».

Патент № 2017661253 РФ. Свид. о гос. регистрации прогр. для ЭВМ № 2018610025. РФ: заявл. 03.11.2017, опубл. 09.01.2018.

13. Зеленская А. А., Обухова Т. М. Опыт создания мобильного приложения «Толмач в XXI веке» // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве Vol. 2.0: материалы Междунар. науч-практ. конф. Псков: Псковский гос. ун-т, 2020. С. 35-42.

14. Надха С. Э., Маслова А. М., Кузьмина Е. О. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 1. С. 335-340.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Белова Н. В., Рублёва Е. В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб.: Златоуст, 2017. 68 с.

16. Ширшов Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений: сетевое учеб. издание. М., 2017. 138 с.

References

1. Chinnery George Going to the MALL: Mobile Assisted Language Learning. Language Learning & Technology. 2006, Vol. 10, No. 1, pp. 9-16.

2. Evtushenko S. Ya. Ispolzovanie mobilnykh prilozheniy na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy. 2022, Vol. 4, No. 6, pp. 149-152.

3. Nefedov I. V. Videokontent i mobilnye tekhnologii v proektnoy deyatelnosti pri obuchenii RKI. Izv. Yuzhnogo federalnogo un-ta. Filologicheskie nauki. 2018, No. 2, pp. 168-179.

4. Samosenkova T. V., Savochkina I. V., Goncharova A. V. Mobilnoe obuchenie kak effektivnaya obrazovatelnaya tekhnologiya na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 2 (38), pp. 307-319.

5. Shekhvatova A. N. Ispolzovanie mobilnogo prilozheniya mededtech na podgotovitelnom kurse RKI v protsesse podgotovki inostrannykh vrachey k postupleniyu v ordinaturu rossiyskikh vuzov. In: Mezhdunarodnoe obrazovanie i sotrudnichestvo. Moscow: Tekhpoligraftsentr, 2022. Pp. 202-207.

6. Spirina A. V. Ispolzovanie mobilnogo prilozheniya whatsapp v protsesse obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Pridneprovskiy nauchnyy vestnik. 2022, Vol. 6, No. 1, pp. 21-23.

7. Tsyrenova M. I. Ispolzovanie onlayn-resursov v praktike prepodavaniya RKI v bolshikh gruppakh pri distantsionnoy forme raboty. In: Kommunikatsiya v internete: multiformatnost i multifunktsionalnost. Arkhangelsk: Konsultatsionnoe informatsionno-reklamnoe agentstvo, 2021. Pp. 130-135.

8. Antropova M. Yu. Mobilnye tekhnologii v uchebnom protsesse (na primere kitayskogo Wechat). Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018, Vol. 3, No. 3, pp. 218-224.

9. Martynova M. A., Zelenetskaya I. S. Rol mobilnykh prilozheniy v formirovanii yazykovykh i kommunikativnykh navykov detey i podrostkov pri izuchenii russkogo yazyka kak

nerodnogo i inostrannogo. In: Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka. Moscow: MPGU, 2020. Pp. 450-455.

10. Pulyaevskaya A. M. Mobilnoe prilozhenie «PHRASEBOOK» kak forma organizatsii samoobucheniya inostrannym yazykam. Interaktivnoe obrazovanie. 2019, No. 3, pp. 39-43.

11. Tenikhina A. S. Elektronnoe prilozhenie "Lingvotur": struktura, soderzhanie i sposoby ispolzovaniya. Aktualnye problemygermanistiki, romanistiki i rusistiki. 2022, No. 1, pp. 120122.

12. Shitov Yu. I.; Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina" Uchebno-spravochnoe mobilnoe prilozhenie „Glagoly dvizheniya". Patent No. 2017661253 RF. Svid. o gos. registratsii progr. dlya EVM No. 2018610025. RF: zayavl. 03.11.2017, opubl. 09.01.2018.

13. Zelenskaya A. A., Obukhova T. M. Opyt sozdaniya mobilnogo prilozheniya „Tolmach v XXI veke". In: Mir bez granits: russkiy yazyk kak inostrannyy v mezhdunarodnom obrazovatelnom prostranstve Vol. 2.0. Proceedings of International scientific-practical conference. Pskov: Pskovskiy gos. un-t, 2020. Pp. 35-42.

14. Nadkha S. E., Maslova A. M., Kuzmina E. O. Mobilnye prilozheniya kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu pri organizatsii samostoyatelnoy raboty inostrannykh studentov. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2020, Vol. 13, No. 1, pp. 335-340.

15. Belova N. V., Rubleva E. V. Kratkiy slovar IT-terminov dlya spetsialistov po yazykovomu obrazovaniyu. St. Petersburg: Zlatoust, 2017. 68 p.

16. Shirshov E. V. Informatsiya, obrazovanie, didaktika, istoriya, metody i tekhnologii obucheniya. Slovar klyuchevykh ponyatiy i opredeleniy: setevoe ucheb. izdanie. Moscow, 2017. 138 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 4

Статья поступила в редакцию 12.02.2023 The article was received on 12.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.