Научная статья на тему 'МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ'

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
методика обучения РКИ / мобильные технологии / мобильное обучение / иностранные студенты / teaching Russian as a foreign language / mobile technology / mobile learning / foreign students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Н.В.

В статье рассматриваются возможности и преимущества интеграции мобильных технологий в преподавание русского языка как иностранного. Обоснована необходимость применения мобильных технологий при изучении РКИ. Представлен обзор мобильных технологий, применяемых в обучении русскому языку иностранных студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN FOR FOREIGN MEDICAL STUDENTS

The article discusses the possibilities and advantages of the integration of mobile technologies in the teaching Russian as a foreign language. The necessity of using mobile technologies in learning Russian as a foreign language is substantiated. A review of mobile technologies used in teaching Russian language to foreign medical students is represented.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ-МЕДИКАМ»

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ-

МЕДИКАМ

ГончаренкоН.В.

доцент кафедры русского языка и социально-культурной адаптации,

кандидат филологических наук, ВолгГМУ

MOBILE TECHNOLOGY IN TEACHING RUSSIAN FOR FOREIGN MEDICAL STUDENTS

Goncharenko N. V.

associate professor of the Department of Russian language and Social and Cultural adaptation, PhD, VSMU

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и преимущества интеграции мобильных технологий в преподавание русского языка как иностранного. Обоснована необходимость применения мобильных технологий при изучении РКИ. Представлен обзор мобильных технологий, применяемых в обучении русскому языку иностранных студентов-медиков.

Abstract

The article discusses the possibilities and advantages of the integration of mobile technologies in the teaching Russian as a foreign language. The necessity of using mobile technologies in learning Russian as a foreign language is substantiated. A review of mobile technologies used in teaching Russian language to foreign medical students is represented.

Ключевые слова: методика обучения РКИ, мобильные технологии, мобильное обучение, иностранные студенты

Keywords: teaching Russian as a foreign language, mobile technology, mobile learning, foreign students

Не вызывает сомнения тот факт, что в современном обществе владение компьютерными технологиями в различных областях становится обязательным. Технологии интенсивно развиваются, и в настоящее время широкое распространение получают мобильные средства связи и мобильный Интернет, а также мобильные устройства — смартфоны и планшеты, появляется большое количество учебных мобильных приложений и программ, а услуги мобильной связи и беспроводной Интернет (3G, 4G, Wi-Fi) становятся дешевле и более доступными.

С развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением мобильных коммуникаций и их интенсивной интеграцией в сферу образования с нашу жизнь постепенно входит понятие m-learning (от англ. mobile learning - мобильное обучение, обучение при помощи мобильных устройств и приложений), появившееся в англоязычной педагогической литературе в начале XXI в. Большинство исследователей и методистов полагают, что будущее обучение с поддержкой ИКТ связано именно с мобильными технологиями [1, 69, 10-12].

Персональный компьютер для нас уже давно стал повседневным инструментом работы, но в силу своего размера и веса, выглядит громоздким и тяжёлым, не достаточно удобным для непринуждённого ношения с собой. Поэтому всё чаще для работы нами отдаётся предпочтение более лёгкому, компактному и удобному инструменту - мобильному устройству: планшету, смартфону, iPhone. К использованию подобных устройств подталкивает и стремление к сокращению объема передаваемой и получаемой информации. Это стремление стано-

вится своего рода защитной реакцией мозга человека на стремительный и всё увеличивающийся поток информации. Работа мозга современного молодого человека адаптируется не к запоминанию большого количества информации, а на поиск способов быстрого нахождения, хранения и передачи этой информации при помощи мобильных (компактных, удобных для ношения) устройств. Как следствие, мобильное устройство, интернет становятся неотъемлемыми элементами повседневной коммуникации, незаменимыми средствами связи с внешним миром.

Современное молодое поколение - «цифровое поколение», «поколение большого пальца» (определение дало бесконечное движение большого пальца по клавиатуре телефона или сенсорному экрану). Оно не мыслит себя без интернета и мобильных устройств. Современные студенты оснащены собственными мобильными средствами связи и практически неразлучны с ними. Они используют их постоянно, во всех сферах своей деятельности, в том числе в образовании. Для молодых людей это и незаменимое средство связи, и источник информации, и средство развлечения.

Широкое распространение и популярность мобильных устройств среди молодёжи ведёт к их стихийному применению в учебном процессе. Многие из них используют различные учебные и информационные сервисы, справочные приложения, словари, переводчики. Мобильные устройства из повседневной жизни переходят в учебную: студенты находят нужную информацию в Википедии, переводят слова в программе-переводчике или ищут их в электронном словаре, читают доклады с мобильных устройств, работают с текстами книг, сохра-

няют и передают фотофайлы, просматривают видеоматериалы, слушают аудиозаписи при помощи мобильных устройств.

Однако процесс интеграции мобильных технологий в учебный процесс в нашей стране идёт не так активно и плодотворно, как во многих странах за рубежом. В своей работе российские преподаватели сталкиваются с не столько техническими и финансовыми трудностями, сколько с трудностями организационного и методического характера.

В настоящее время в научно-методической литературе ведётся активное обсуждение технических возможностей и дидактического потенциала мобильных технологий [2-6, 9-12]. В связи с этим представляется возможным рассматривать мобильные технологии с двух позиций: обучение при помощи мобильного устройства как новейшего технического средства (интернет-поиск в мобильном устройстве, использование фото- или видеоматериалов, чаты, технология BYOD - bring your own devise) [1, 6, 11, 12] или мобильное обучение как новый принцип обучения, который характеризуется предоставлением и получением учебной информации в виде мобильных приложений (специальные программы для мобильных устройств на платформах iOS, Android) [1-5, 8, 10, 12].

В качестве новейшего технического средства мобильное устройство предоставляет возможность быстро сделать фотографию того или иного информационного источника: файла, слайда, текста учебника или текста на бумажном носителе, информации, записанной на доске или на любом другом носителе, сохранить или передать её в дальнейшем. Как техническое средство мобильное устройство также даёт возможность записывать голосовую информацию, сообщение или видео, воспроизводить, сохранять или передавать их. Так, при помощи мобильного устройства преподаватель может оперативно передавать какие-либо фотофайлы либо задания на мобильные устройства студентов (посредством технологии BYOD - bring your own devise), проверять выполнение домашнего задания, отвечать на вопросы студентов в чате, исправлять грамматические ошибки.

Новейшие технологии в виде мобильных приложений получают широкое распространение благодаря их интеграции в образование. Использование мобильных технологий и мобильных приложений в обучении имеет ряд преимуществ, таких, как мобильность (организация учебной деятельности вне зависимости от места и времени), непрерывность образования (непрерывный и неконтролируемый доступ обучающихся к технологиям), персо-нализация обучения (выбор собственного уровня сложности и темпа освоения материала), повышение качества коммуникации (выстраивание быстрой и качественной коммуникации, получение обратной связи) [7, 8, 10]. На наш взгляд, мобильные приложения являются одним из обязательных, необходимых компонентов современного языкового урока, т. к. их использование продиктовано требованиями времени.

В свою очередь существующие мобильные приложения также условно можно разделить на обычные мобильные приложения, используемые в учебных целях и специальные образовательные мобильные приложения.

Так, например, одним из активно развивающихся мобильных приложений является WhatsApp

- мессенджер, основное назначение которого — быстрый обмен сообщениями. Пользователи этой программы имеют возможность общаться в индивидуальном чате, создавать группы, отправлять внутри нее любое количество сообщений и делать коллективную рассылку видео- и аудиофайлов, фотографий, обмениваться контактами, записывать голосовые сообщения и сразу же посылать их другому пользователю, отправлять ссылки на интернет-источники. Посредством этого мессенджера можно отправлять студентам задания в групповом чате, совместно обсуждать выполнение тех или иных заданий, исправлять грамматические ошибки, отправлять фото-, аудио- и видеоматериалы или ссылки на них, отрабатывать новые навыки и виды речевой деятельности. В частности, для отработки фонетических навыков можно использовать голосовые сообщения приложения WhatsApp или приложение «Диктофон». Студенты могут записать образец произношения преподавателя, а также сделать запись собственного голоса и сравнить с образцом, обратить внимание на правильность или ошибки произношения.

Приложение «Книги» или iBooks даёт возможность создавать медиатеку учебных и справочных материалов в различных форматах, в том числе PDF формате.

Приложение для мобильных устройств «Переводчик» помогает быстро перевести слово, фразу, предложение и даже небольшой текст на нужный язык. Обеспечивает мгновенный и автоматический перевод. Электронный ресурс «Онлайн переводчик сайтов» http://www.prof-translate.ru/index2.php обеспечивает мгновенный автоматический перевод всего сайта на выбранный язык.

Ещё одной новейшей информационно-коммуникационной технологией является QR-код (от англ. quick response - быстрый отклик) — матричный код, один из видов двухмерных штрих-кодов, который представляет собой графическую картинку, содержащую закодированную информацию (ссылку на интернет-источник или текст), распознаваемую специальным мобильным приложением

— QR-code reader/scanner. В учебных целях данная технология способна обеспечить быстрый доступ к нужному интернет-ресурсу или информации, например, к ссылке на цветное изображение, текстовую, аудио- или видеоинформацию.

Мобильная версия канала YouTube открывает доступ к видеоконтенту хостинга непосредственно с экрана мобильного устройства. Возможность просматривать аутентичные видеоматериалы или учебные видеоподкасты, например на канале Learn-Russian with Russian101.com, Russian for free и др., реализует принцип визуализации учебной информации.

В учебных целях на начальном этапе обучения РКИ можно использовать мобильные приложения «Карточки» - набор удобных мультимедийных флэшкарт для пополнения лексического запаса, обеспечивающих визуальную опору при изучении лексики, «Скороговорки на картонке» - красочный интерактивный и познавательный контент для отработки фонетических навыков, а также в качестве дополнительного источника лингвострановедче-ской информации, формирования социокультурной и межкультурной компетенции.

Среди игровых мобильных приложений можно выделить приложения «Руки вверх», «Крокодил», «Правда или действие», «Угадай слово (Тело человека. Викторина анатомии») и др. С помощью данных приложений учащиеся получают новые знания и коммуникативный опыт в игровой форме.

Среди специальных учебных мобильных приложений, находящих применение в обучении РКИ, выделяются различные приложения для самостоятельного изучения русского языка как иностранного, которые в достаточном количестве представлены в магазинах приложений AppStore или Google play: «Учить русский язык», «Учим русский», «Учим и играем», «Русский за месяц», «Learn Russian" и многие другие. Среди многообразия появляющихся мультимедийных мобильных приложений для изучения РКИ представляет интерес мобильное приложение интернет-портала «Образование на русском» - «Учим русский», в контент которого включён набор тематических карточек, тестов, викторины, а также, что немаловажно, материал по культуре речи. Применение содержимого приложения на занятиях по русскому языку как иностранному по страноведению поможет погрузиться в культуру русского языка, узнать интересные исторические факты, особенности употребления речевых оборотов.

При обучении научному стилю речи студентам-медикам полезными могут оказаться приложения: Mindly — приложение для создания ментальных карт, отображающих ключевые моменты темы; «Справочник болезней и лекарств», содержащий описание различных заболеваний и лекарств; Human Anatomy Atlas, Anatomy 3D, Organs 3D, Bones 3D - трехмерные атласы по анатомии, рассматривающие модели мужской и женской анатомии, скелет и внутренние органы, снабжённые текстовыми комментариями; справочник «Анатомия человека» - словарь по анатомии человека, содержащий большое количество анатомических терминов. Специально разработанное сотрудниками ВолгГМУ мобильное приложение для тестового контроля по медицинским дисциплинам «Медицинские тесты», включающее тесты по истории, анатомии, гистологии и др., помогает иностранным студентам в самостоятельной работе при подготовке к семинарам, экзаменам и аккредитации специалистов.

Таким образом, проведённый анализ показывает, что включение в учебный процесс мобильных

технологий открывает новые технические возможности для языкового обучения, обеспечивает привлекательность образовательных ресурсов, даёт возможность современным учащимся усовершенствовать и улучшать свои знания русского языка, формирует языковую, социокультурную и информационную компетенции, реализует принцип интерактивности, интенсифицируя и максимально повышая эффективность обучения РКИ.

Список литературы

1. Антропова М. Ю. Мобильные технологии в учебном процессе (на примере китайского Wechat)// Cross-Cultural Studies: Education And Science. Vol. 3, Issue Iii, 2018. С. 218-224.

2. Данилина Е.К. Анализ опыта внедрения мобильных технологий для обучения иностранному языку на университетском уровне в России и за рубежом // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. С. 99-104.

3. Капранчикова К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 84-94.

4. Кузьминова М.В. Мобильные технологии в обучении иностранным языкам в высшей школе // «Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского». материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2017. С. 405-412.

5. Матохина А.В., Харламова Н.В., Шабалина О.А., Куликов Е.А. Использование игровых образовательных технологий в системе обучения русского как иностранного языка в современном вузе // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 3. С. 39-47.

6. Мосина М.А., Дворецкая М.А. Мобильное обучение в образовательном процессе: отечественный и зарубежный опыт // Проблемы романо-гер-манской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 171177.

7. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // [Электронный ресурс] https://pan-dia.ru/text/77/302/25831.php (дата обращения 25.01.2019)

8. Мобильное обучения и мобильные приложения в образовании // [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-na-temu-mobilnoe-obucheniya-i-mobilnie-prilozheniya-v-obrazovanii-875559.html (дата обращения 25.01.2019)

9. Нефёдов И.В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2018. № 2. С. 168-179.

10. Рублева Е.В. Использование мобильных приложений на уроке русского языка как иностранного на начальном этапе обучения // «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных

граждан». Материалы Всероссийской НПК: сборник статей. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; 2016. С. 409-414.

11. Рублёва Е.В. От e-learning к m-learning: традиции и новации // Русский язык за рубежом. 2013, № 3. С. 46-49.

12. Фахрутдинова Д. Р. Мобильные технологии в обучении иностранному языку // Проблемы современной лингводидактики. 2017. № 13. С. 1318.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ЭТНО-ОБЪЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБНОВЛЕННОЙ

РОССИИ

(на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской области»)

Ватагина М.В.,

кандидат экономических наук МОО «Карельское содружество», руководитель Интерактивного музея карельской культуры на базе Дома дружбы Ленобласти Колесов В.И.

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор педагогических наук, профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественно научных дисциплин

Ленинградского Государственного Университета имени А.С. Пушкина

FUNDAMENTAL ROLE OF MODERN ETNO - OBJECTS FORMING THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE UPDATED RUSSIA

Vatagina M. V.

Candidate of Economic Sciences

Defended the Dissertation in 2009 about problems of the mismatch between the labour market and educational services.St. Petersburg state agricultural university (director of Academy of management and agrobusiness SPbGAU);

Interregional public organization on support cultural, ethnic and national traditions "Karelian commonwealth" Kolesov V.I.

Honored scholar of higher education of Russian Federation, full professor, doctor of pedagogical sciences, candidate of economic sciences, professor at the department of interfaculty department of the humanity and natural sciences of the luga branch (institute) comitee for general and professional education of the Leningrad state

university named after A.S. Pushkin

Аннотация

В современной России сформирован общественный запрос на возрождение и развитие системы патриотического воспитания молодежи в новых жизненных реалиях.Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальных культурмы рассматриваем как Этно-объекты и площадки для освоения «прорывных технологий» в патриотическом воспитании молодежи через комплексное, многоуровневое изучение культурного наследия на основе интеллектуального освоения национальных ЭПОСОВ, в сочетании с прикладными практикамипо традиционным видам народногоискусства.

Abstract

In modern Russia the public inquiry is created on revival and development of a system of patriotic education of youth in new vital realities. Spontaneous interactive museums national cultures we consider as Ethno-objects and platforms for development of "breakthrough technologies" in patriotic education of youth through complex and multilevel studying of cultural heritage on the basis of intellectual development of national EPOSES in combination with practice studies of traditional types of folk art.

Ключевые слова: патриотическое воспитание молодежи, традиционное народное искусство, национальный Эпос, социальная реконструкция общества, новое видение мира,«культурно -генетический код»,декоративно-прикладное искусство, «лоскутное шитье».

Keywords: patriotic education of youth traditional folk art, national Epos, social reconstruction of society, new vision of the world, "cultural and genetic code", arts and crafts art, "scrappy sewing".

Во втором десятилетии XXI века профессиональное научное сообщество признает, что мир находится в цивилизационном кризисе и необходим многосторонний и сбалансированный подход к

решению многих проблем и сейчас главная ориентация - на переход от геополитических интересов к национальным интересам отдельных стран. Необходимо формировать новое видение мира [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.