о соД'Ио,^
____ Исследования молодъхученъх
ЧИППКРО
Исследования молодыхученых.
УДК 371.12
Мобильное образование - инструмент современного педагога
Е. Л. Тележинская, О. Б. Дударева
Mobile education - tool of modern teacher
E. L. Telezhinskaya, O. B. Dudareva
Аннотация. Огромный содержательный объем информации при курсовой подготовке педагогов может быть охвачен не только с помощью репродуктивных методов, важно показать целесообразность использования ИКТ, которые позволяют формировать мыслительные операции высокого уровня, включая анализ, синтез и оценку, за счет того, что предоставляется большое количество доступных источников информации. Для этого современные педагоги должны не только уметь находить информацию, но и извлекать ответы на вопросы из текстовых фрагментов. ИКТ позволяет создать индивидуальную и групповую траекторию занятий со слушателями при курсовой и модульной подготовке. Использование мобильных устройств и модель BYOD на современном занятии обеспечивает наглядность, интерактивность и дает возможность воздействовать на разные каналы восприятия информации.
Abstract. A huge amount of meaningful information in coursework training of teachers can be reached not only through reproductive methods, it is important to show the feasibility of using ICTs that allow you to shape the thinking of high-level operations, including analysis, synthesis and evaluation, due to the fact that a large number of available sources of information. For that modern teachers should not only be able to find information, but also to extract answers to questions from text fragments. ICT allows you to create group and individual trajectory classes with students at
course and modular training. The use of mobile devices and BYOD model for modern lesson provides visibility, interactivity and gives the opportunity to work on different channels of perception of information.
Ключевые слова: мобильные устройства, инновация, смартфон, планшет, модель BYOD.
Keywords: mobile devices, innovation, smart-phone, tablet, BYOD model.
Основной тенденцией развития общества в XXI веке становится невероятный темп развития технологий. Современный человек должен быть готовым не только к изменениям в своей деятельности, но и к стремительным изменениям инструментария. Например, первый планшет компании Apple iPad был представлен 27 января 2010 года, а сегодня на рынке мы уже имеем его шестую версию, и многие не представляют свою профессиональную деятельность без планшета. Такие быстрые темпы изменений у многих вызывают чувство дискомфорта, когда теряется нечто незыблемое и постоянное. При этом дети, родившиеся и живущие в условиях изменений, не считают сложившуюся ситуацию проблемой, они успели к ней приспособиться. У современного поколения школьников новые гаджеты не вызывают ни страха, ни переживаний, да и восторга тоже. Дети открыты новым идеям, они воспринимают новинки компьютерной индустрии как инструмент, которым можно воспользоваться при необходимости, который дает возможность выйти
Е. Л. Тележинская, О. Б. Дударева
ММобильное образование - инструмент современного педагога
в сеть, сделать коллаж, отыскать нужную информацию, пообщаться с друзьями или выполнить совместно домашнее задание. Взрослые только вступают в эру новых тенденций современного гаджетированного мира, используя на занятиях возможности сетевых педагогических сообществ [1; 2].
Совсем другое отношение к мобильным устройствам у учителя. Одни не считают эти «игрушки» чем-то значимым для образовательного процесса, а скорее наоборот, мешающим вести уроки, поэтому считают необходимым организовать борьбу с мобильными устройствами на уроках. Другие боятся «нажать не на ту кнопку и все испортить», а, может, не хотят осваивать новые инструменты деятельности, ведь «до сих пор как-то учили без них, и хорошо учили».
Единственным местом для современного педагога, где он может познакомиться со всеми инновациями в образовании, по-прежнему становятся институты повышения квалификации. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее - ГБУ ДПО ЧИППКРО) - это площадка с современными мобильными аудиториями, которые легко модернизируются под любые запросы слушателей.
Современный инструментарий позволяет преподавателям кафедр, центров и лабораторий развивать свою деятельность в рамках лекционного материала во всех направлениях, вовлекая слушателей в образовательную деятельность и показывая все инновационные технологии [3].
Рис. 1. Пирамида обучаемости учащихся
о соД'Ио,^
f \
ЧИППКРО
тическое действие, обучение других или немедленное применение знаний. Однако без традиционных форм организации учебного процесса на современном занятии нам не обойтись. Процентное соотношение на данном рисунке отображает значение усвоенного материала.
Проанализируем проблемы современных занятий со слушателями в рамках курсовой подготовки и рассмотрим некоторые инновационные составляющие, которые сегодня имеются на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО.
Таблица 1
Проблемы и инновационные составляющие современных форм работы со слушателями
Рассмотрим некоторые стандартные формы организации образовательной деятельности со слушателями в рамках курсовой подготовки и их инновационные решения. Согласно популярной пирамиде обучаемости учащихся, представленной на рисунке 1, все формы обучения можно разделить на традиционное обучение и групповое. Основными компонентами современной школы согласно федеральному государственному стандарту образования должны стать: участие в дискуссионных группах, прак-
№ п/п Организация образовательной деятельности Проблема / Инновационная составляющая занятия со слушателями
1. Лекция (Lecture) Проблема: усталость слушателей от лекционного монотонного материала. Инновация: видеолекции преподавателей курсов повышения квалификации, как инструмент внешнего сетевого взаимодействия со слушателями
2. Чтение (Reading) Проблема современного урока заключается в понятии «чтение». Учителя, на курсах повышения квалификации часто говорят «дети не любят читать». Это так, но ученики любят добывать информацию из прочитанного. Инновация: электронные формы учебников с основным материалом и текстом учебника, но с гиперссылками на первоисточник информации, с дополнительными материалами и активной системой навигации
3. Использование видео-и аудиоматериалов (Adio - visual) Проблемой становится сам видеоролик, так как этот инструмент приносит лектор или учитель на свое занятие, и этот ролик интересует только преподавателя по каким-то параметрам. Инновация: открытые группы в социальных сетях по тематике с обсуждениями различных материалов, которые удовлетворяют слушателей при самостоятельном подборе
4. Демонстрация (Demonstration) Проблема: недостаточная комплектация образовательных организаций. Инновация: цифровые лаборатории с программно-аппаратным комплексом для демонстрационных работ по предметам естественнонаучных дисциплин
5. Участие в дискуссионных группах (Discussion group) Проблема: парадигма современного образования предполагает одновременную вовлеченность всех членов групп в активную учебную деятельность, нацеленную на достижение поставленных задач. Инновация: совместное использование единого контента, например, Мобильное Электронное Образование или Сообщество учителей образовательной галактики Intel [2]
6. Практическое действие (Practice by doing) Проблема: образование деятельностного пространства для учащихся, деление на подгруппы, составление индивидуальных карт. Инновация: организация образовательного поля с применением QR-кодов, использование приложения Evernot как средство организации совместной деятельности
7. Обучение других / немедленное применение знаний (Teach others) Проблема: не принятие социальных сервисов и социальных сетей, как одного из инструментов организации занятия Инновация: использование современных технологий визуализации информации и использование социальных сетей для неформального повышения квалификации педагогов и учеников
Е. Л. Тележинская, О. Б. Дударева
ММобильное образование - инструмент современного педагога
Все вышеперечисленные инновации в образовательный процесс приходят с мобильными устройствами; важно дать определение, что мы подразумеваем под этим понятием.
Мобильное устройство - портативное, переносное электронное устройство для оперативного сопровождения текущих действий пользователя, связанных со сбором, отображением, хранением, обработкой и передачей информации, в том числе в глобальной сети. На рисунке 2 мы предлагаем три основные характеристики мобильных девайсов.
Исходя из предложенного определения, к мобильным устройствам можно отнести:
- смартфон ^таПР^пе) - мобильное устройство, обладающее функциями телефона, и позволяющее использовать приложения для осуществления информационной деятельности пользователя;
- планшет (table computer) - сенсорное мобильное устройство, позволяющее использовать приложения для осуществления информационной деятельности пользователя.
Ноутбук (или нетбук) и электронная книга (E-book) не являются мобильными устройствами, так как не отвечают ряду требований:
- ноутбук имеет функцию подключения к Интернету, но для этого необходимы дополнительные роутеры, подготовка к работе сопровождается обновлениями программного обеспечения;
- электронная книга - узкоспециализированное устройство, предназначенное для отображения текстовой информации, экраны большинства электронных книг работают по технологии «имитация обычной бумаги», т. е. экран не имеет подсветки, программное обеспечение узкоспециальное и не позволяет работать в режиме онлайн.
Мобильное устройство должно быть портативным и переносным. Это значит, что данное устройство должно сопровождать учителя в любом
учебном и не учебном месте: классная комната, спортивный зал,
столовая, приусадебный школьный участок и т.д
Мобильное устройство является персональным, это абсолютно личная вещь, которая является хранилищем личных
контактов, фотографий и видео, сообщений и интеллектуальных продуктов. Это связующий инструмент со всеми сервисами
Веб 2.0 и 3.0.
Мобильное устройство должно быть оперативным в использовании: возможность подключения Интерент - сервисов, использование программ планирования (PDA), срочная фиксация материалов, построение маршрутов и определение геолокации.
Рис. 2. Основные требования к мобильным устройствам
о соД'Ио,^
f \
ЧИППКРО
Возможности мобильных устройств в современном образовательном процессе многогранны, рассмотрим некоторые из них, которые целесообразно применять при курсовой подготовке слушателей на курсах повышения квалификации [4].
Первое направление - это так называемый Internrt of Everything, буквальный перевод этой идеи «Интернет всего», появилось как идея «умного дома» и успешно переносится сегодня в образовательные организации на урок. Мобильное устройство становится манипулятором всех образовательных действий:
- контроль и запуск электронных приложений, учебников, пособий, практикумов, которые необходимы для развития урока;
- работа с другими гаджетами, такими как интерактивная доска, мультимедиа установка, принтер, роботы и т. д.;
- организация образовательно пространства на творческих минутах урока: подключение музыки, показ видеоролика, контроль микрофона и т. д.
Данное направление используется уже сейчас на занятиях с преподавателями разных предметов, при организации образовательной деятельности: организация лекционного и практического этапа занятия, работа с интеллект-картами, применение игровых технологий, типа организация интеллектуального веб-квеста, контроль знаний и немедленное получение анализа знаний. Вторым направление совершенствования мобильных устройств можно считать развитие функциональных возможностей голосовых помощников. Проблему «занятых рук» предлагается решить с помощью технологии быстрого запуска предустановленного голосового ассистента. Программа стартует, когда пользователь произносит вслух кодовую фразу.
Это направление отлично работает на уроках с лингвогуманитарной направленностью: иностранные языки, литература, обществознание и история, музыка и мировая художественная культура, позволяя потребителям данной функции оставлять голосовые заметки и анализировать свое выступление или свой поиск.
Последний тренд - это дополнительная реальность, технология, которая подразумевает смешение виртуальных объектов из реального мира в виртуальный, в частности, очки Google Glass. Например, преподавателям технологии на курсах повышения квалификации целесообразно показывать программу Lego Connect, которая дополняет бумажный каталог и позволяет увидеть модели в SD-формате. А учителям физического воспитания и детским тренерам данное приложение позволит показать учащимся необходимость интеграции знаний по физике, химии и биологии при физических упражнениях. Все данные направления организации образовательного процесса при курсовой подготовке слушателей целесообразно использовать по модели BYOD (Bring Your Own Device - дословный перевод «принесите свое собственное устройство»).
Данная технология позволит слушателям работать с ресурсами учреждения, используя любое собственное устройство, будь то ноутбук, нетбук, или мобильное устройство, при этом получая доступ к нужным папкам и данным.
Согласно исследованиям Cisco, на ноябрь 2012 года в России концепцию BYOD так или иначе использовали 55% работников умственного труда, студентов и школьников. Следует отметить положительные и отрицательные стороны внедрения модели BYOD в образовательный процесс.
Таблица 2
Положительные стороны внедрения модели BYOD в образовательный процесс Отрицательные стороны внедрения модели BYOD в образовательный процесс
Собственные мобильные устройства становятся знакомыми и привычными инструментами для слушателей, нет необходимости дополнительно объяснять о функциональных возможностях данных гаджетов Есть вероятность того, что мобильное устройство будет забыто или утеряно слушателем на момент лекции или практического занятия
Экономия бюджета образовательной организации, каждый использует собственный гаджет, который его устраивает по функциям, ценовой политике и дополнительным характеристикам Возникновение неравноправия между теми, у кого многофункциональное устройство, и теми, кто использует устройство с ограниченными функциями
Е Л. Тележинск&я, О. Б. Дударева
Мобильное образование - инструмент современного педагога
▲
ЧИППКРО
Положительные стороны внедрения модели ВУОБ в образовательный процесс Отрицательные стороны внедрения модели ВУОБ в образовательный процесс
Каждый участник образовательных отношений самостоятельно отвечает за сохранность, техническое обслуживание, программное обеспечение своего собственного устройства Ограниченность заряда аккумулятора, может привести к тому, что слушатель не сможет использовать гаджет на данном занятии, а в условии отсутствия бумажного варианта литературы или материалов эта проблема станет еще серьезнее
Мобильные технологии, направлены на повышение производительности труда, так поиск необходимой информации с помощью мобильного устройства быстрее, чем в словаре или книге, онлайн перевод дает возможность оперативного При использовании модели ВУОБ слушателя сложнее удержать в рамках занятия, все время появляется соблазн «уйти в сторону»: проверить почту, заглянуть в социальные сети и т. д.
В условиях модели BYOD преподаватель не навязывает какой-либо конкретный инструмент для решения учебных задач, каждый слушатель (а на уроке каждый ученик) выбирает удобное для себя устройство, сетевой сервис, воплощая на деле «свободу выбора» Для преподавателя возникает ряд сложностей при проектировании занятия, если он не знает технических характеристик личных мобильных устройств слушателей
Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией, создавать индивидуальные и совместные информационные продукты и презентовать их .не все личные мобильные устройства поддерживают работу необходимых сервисов или требуют дополнительные настройки, связано это в первую очередь с разнообразием мобильных платформ
С помощью личных мобильных устройств можно реализовывать модель построения индивидуальных траекторий Иногда возникают проблемы при переносе результатов с одного девайса на другой из-за технической несовместимости устройств
Использование цифровых носителей информации, а не бумажных изданий учебных пособий, позволяет сэкономить не только средства, но и способствует охране окружающей среды, снижаются расходы на канцелярские товары, расходные материалы Выполнение учебных заданий в условиях модели ВУОБ может свестись к копированию информации из сетевых источников информации и приведет к нарушению закона об авторских правах
Модель BYOD в современном понимании трактуется как совокупность приемов, методов, технического и программного обеспечения для создания, обработки, хранения, передачи и защиты информации, направленных на повышение производительности труда. Сегодня никого уже не нужно убеждать в том, что целесообразное использование ИКТ действительно обеспечивает оптимизацию образовательного процесса как в процессе управления образовательной организации, так и в процессе организации учебной деятельности, предлагает инструменты для создания индивидуальной или групповой образовательной траектории, обеспечивает наглядность, интерактивность, дает возможность воздействовать на разные каналы восприятия информации.
Библиографический список:
1. Ильясов Д. Ф. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обес-
печение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 5.
2. Котлярова А. Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов / А. Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). - С. 70.
3. Тележинская Е. Л. Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации / Е. Л. Тележинская // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). - С. 77.
4. Дударева О. Б. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей в условиях модернизации системы общего образования / О. Б. Дударева, Т. В. Таран // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 4 (13). - С. 31.
References:
1. Ilyasov D. F., Ilyasova O. A. The Technology of designing of educational programs of ad-
о соД'Ио,^
f \
ЧИППКРО
vanced training of pedagogical workers / D. F. Ilyasov, O. A. Ilyasova // Scientific support of a system of advanced training [Tehnologija proektirovanija obrazovatel'nyh programm povy-shenija kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov / D.F. Ilyasov, O. A.Ilyasova // Nauchnoe obespe-chenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2011, N 2 (7), p. 5.
2. Kotlyarova A. E. Network educational community as a platform of non-formal teachers' education / A. E. Kotlyarova // Scientific support of a system of advanced training [Setevye pedagogi-cheskie soobshhestva kak platforma neformal'nogo obrazovanija pedagogov / A. E. Kotlyarova // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 3(24), p. 70.
3. Telezhinskaya E. L. The Reflection of LEGO-pedagogy elements in content of ad-
vanced training courses / E. L. Telezhinskaya // Scientific support of a system of advanced training [Otrazhenie jelementov lego-pedagogiki v soderzhanii kursov povyshenija kvalifikacii / E. L.Telezhinskaja // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 3 (24), p. 77.
4. Dudareva O. B., Taran T. V. Use of remote educational technologies in training of students in conditions of modernization of general education system / B. O. Dudareva, T. V. Taran // Scientific support of a system of advanced training [Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v obuchenii slushatelej v uslovijah modernizacii sistemy obshhego obrazovanija / O. B. Dudareva, T. V. Taran // Nauchnoe obes-pechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 4(13), p. 31.