Е. Л. Шележинская
Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации...
УДК 371.3+378.091.398
Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации учителей
Е. Л. Тележинская
Lego-pedagogies elements in the content of teachers' advanced training courses
E. L. Telezhinskaya
Аннотация. Слушатели курсов повышения квалификации являются полноправными участниками образовательных отношений в современной образовательной организации наряду с детьми и их законными представителями. На законодательном уровне обозначены права и обязанности каждой из сторон этих отношений. Зоной пересечения интересов взрослых становятся дети разных возрастных групп. Преподавателям курсовой подготовки учителей необходимо показывать методы и приемы, которые используются в образовательной деятельности в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, которые могут использовать педагоги как пример современных средств обучения и воспитания, применяемые в образовательной деятельности. Преподавателям институтов повышения квалификации учителей необходимо показывать взаимосвязь предметных навыков и умений с последующим переносом этих знаний не только на современный урок, но и в мир взаимоотношений «родитель - ребенок». Лего-педагогика как феномен образования все чаще применяется как инструмент современного урока. В российской школе конструктор не просто «игрушка», а элемент урока. Слушатели курсов повышения квалификации являются трансляторами современных педагогических идей.
Abstract. Listeners of advanced training course are full participants of the educational relations in the modern educational organization along with children and their lawful representatives. At the legislative level the rights and duties of each of the parties of these relations are designated. Children of different age groups become interests crossing
zone of adults. Teachers of course training need to show methods and receptions which are used in educational activity within adoption of the Russian Federal State Educational Standard which teachers can use as the example of modern tutorials and education applied in educational activity. Teachers of institutes of teachers advance training need to show interrelation of subject skills and abilities with the subsequent transfer of this know-ledge not only on a modern lesson, but also to the world of relationship "the parent - the child". Lego-pedagogies as a phenomenon of education is even more often applied as the tool of a modern lesson. At the Russian school the lego digital designer not just "toy", but a lesson element. Listeners of advanced training course are translators of modern pedagogical ideas.
Ключевые слова: методы и приемы курсовой подготовки слушателей, принципы организации самообразования взрослых, лего-инструменты, лего-педагогика.
Keywords: methods and receptions of training course of listeners, principles of the organization of adults' self-education, Lego-tools, Lego-pedagogic.
Реальная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования - высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное -умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в современном обществе. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательных программ современного педагога основывается на развитии личности в реальной и виртуальной среде, основываясь на психоди-
Исследования молодыхученъх
дактических, поликультурных закономерностях поведения в социальной среде.
В рамках курсовой подготовки у слушателей Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБУ ДПО ЧИППКРО) часто возникают вопрос о роли родителей в образовательной деятельности. Что происходит с ребенком дома? Как может современный родитель помочь своему ребенку в преодолении возникших препятствий? Как рассказать современным родителям, что такое ФГОС? Являясь участником образовательных отношений, современный родитель может помочь образовательной деятельности педагога только тогда, когда он поймет основные психофизические особенности своего ребенка, ознакомится с требованиями ФГОС. От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Направить интерес ребенка в нужное русло, научить его мыслить свободно, творчески, привить навык групповой деятельности - вот задачи, которые может решить педагог и родитель, располагая нужными знаниями и необходимым инструментарием. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
Существуют различные технологии работы с родительской общественностью, и в рамках работы со слушателями на курсах повышения квалификации необходимо показывать методы и приемы, которые могут помочь учителям при работе с родителями. Например, уникальная особенность образовательных решений Лего в том, что эта «игрушка» сопровождает ребенка на всем пути его взросления от детского сада к школе, а затем и в вуз. К любому знанию и учебной задаче можно подобрать соответствующую игру. На занятиях по математике ученики 1-2 классов смогут, например, сконструировать дом заданной длины, высоты, объема, площади используя определенное количество кубиков. Можно заменить задачу про семью из трех медведей конструированием и объяснением темы состав числа: первый медведь съедает в день три килограмма меда - это три красных кубика Лего, медведица - два килограмма (два
красных кубика Лего), а медвежонок съедает один килограмм (один красный кубик Лего). У учеников есть огромная бочка меда, и им нужно понять, на сколько дней семье трех медведей хватит такого запаса. Эту задачку можно решить, раскладывая кирпичики Лего: тебе -три, тебе - два, тебе - один. На уроках иностранного языка ученики основной школы могут изучать лексику, выстраивая диалоги между различными персонажами из наборов Лего, тем самым не только повторяя пройденный материал, но и пополняя свой словарный запас новыми словами, необходимыми для построения повествования или диалога.
В профессиональном стандарте воспитательная деятельность педагога рассматривается через реализацию современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Современный педагог должен уметь находить ценностный аспект учебного занятия, который мог бы обеспечить его понимание обучающимися. Развивающая деятельность учителя должна быть направлена на формирование и реализацию программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального культурного поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, должна быть направлена на формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения [1].
Сегодня, чтобы быть успешным, ребенок, кроме определенной суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. Современный родитель, наряду с учителем, может помочь и ребенку самостоятельно справиться с этими комплексными задачами. Для этого необходимо показывать родителям методы и приемы, используемые в педагогической деятельности. Попробуем разобраться на конкретных примерах интерполяции основ современной педагогики, используя игровой инструмент, знакомый родителям и детям - конструкторы Лего. Слушателям курсов повышения квалификации важно понимать, что с родителями первоначально нужно «договориться» о таких понятиях, как «методы» и «приемы» педагогической деятельности.
Е. Л. Тележиинская
Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации...
Метод - последовательность ресурсообеспе-ченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели. Главный критерий оптимальности выбора метода - его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).
Прием - конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.
В рамках реализации образовательных программ курсов повышения квалификации преподавателям курсовой подготовки [2] необходимо концентрировать внимание слушателей на необходимость знакомства родителей с целями и задачами внедрения образовательных решений Лего.
Целью является развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к лего-констру-ированию.
Задачами образовательной деятельности с лего-решениями являются:
- формирование устойчивого интереса к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать;
- развитие фантазии, конструктивного воображения и умения творчески использовать приобретенные навыки и создавать привлекательную игровую ситуацию, способствующую возникновению у детей собственных замыслов;
- воспитание дружеских взаимоотношений, развитие самостоятельности при работе со схемами.
Раскроем основные приемы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин (табл. 1). Наряду с элементами заданий на уроке предлагаем показать возможность реализации данных приемов со стороны родителей.
Основным принципом работы с лего-инструментами должна стать возможность «проживания» интересного материала ребенком. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию, например, превращаются в космонавтов. В процессе деятельности решаются са-
мые разные задачи: психологические, познавательные, исследовательские. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.
Готовясь к путешествию, дети конструируют, учат стихи, работают со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.
Главное - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Родители должны понимать, что знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми.
А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
При организации образовательной деятельности целесообразно опираться на следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности отражается в развитии детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип активности и сознательности требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания;
- принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности активизирует коммуникативные качества ребенка;
- принцип эстетического ориентира направлен на общечеловеческие ценности, воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего;
- принцип естественной радости отражает радость эстетического восприятия, эмоциональной открытости.
Интересными фактами о лего-конструкторе (табл. 2) на курсах повышения квалификации можно заинтересовать слушателей, с учетом того, что в дальнейшем они сами станут трансляторами этих знаний для родителей. Данные факты так же легко можно применять в образовательной деятельности, применяя их как инструмент для дополнительного исследования в различных предметных областях [3].
Исследования молодыхученых
Эффективные приемы организации образовательной деятельности
Таблица 1
Прием
Советы родителям
s s я
cd
S а о -е и
S S
S §
S
и
о н о S S
Л «
о н
ч> н
-а
н о
а
(D
S £
- Комментированное чтение.
- Пересказ, рассказ по опоре.
- Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
- Описание понятий и явлений по литературным текстам.
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
- Составление вопросника к тексту.
- Конспектирование, «сжатие» текста.
- Составление плана текста.
- Составление карт (схем) по тексту.
- Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
- Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
- Исправление ошибок в тексте.
- Смысловой выбор.
- Составление «визитных карточек».
- Составление сценария учебного фильма.
- Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе
Основной проблемой современных школьников является их нежелание читать. Необходимо попросите ребенка прочитать вслух параграф учебника (окружающий мир, география, история и т. д.), а потом собрать макет прочитанного из лего-деталей. Если ребенок не любит читать или не понимает, о чем он читает, необходимо подключить его воображение: попросите его собрать макет события, описанного автором параграфа, пока вы его будете читать вместе. Еще один прием, который может использовать родитель для активации положительной динамики освоения материала, - «найди ошибку»: родителю необходимо доверить ребенку самостоятельно прочитать параграф теоретического материала учебника и создать «макет-загадку», которую в дальнейшем ребенок озвучит, а родитель должен «отгадать», о чем шла речь в параграфе и «пересказать», показывая на личном примере, что сам родитель всегда готов изучать новое. При этом создается ситуация успеха у ребенка, которая будет выражена в роли «учителя для своего родителя»
-е
cd
& S
о
н &
-а
н о
ю
cd
а
(D
5
6
- Чтение карты.
- Картографическое (топографическое) лото.
- Наложение карт.
- Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.
- Выявление взаимосвязей.
- Путешествия по карте.
- Составление картосхем.
- Составление характеристик объектов, территорий по картам.
- Разработка маршрутов.
- Разработка тематических карт с новым содержанием.
- Составление пазлов.
- Составление профилей.
- Работа с контурными картами
В помощь родителям компанией Лего выпущен конструктор Green City for MINDSTORMS, который ориентирован на ключевые области науки, технологии, инженерии, математики и правописания. Родитель совместно с ребенком может организовать домашний проект по строительству и демонстрации роботов, которые могут быть разработаны и протестированы для выполнения конкретных задач по географии и экологии. Организация домашнего эксперимента по физике на скорость и расстояние под воздействием силы трения - это еще один важный аспект развития познавательной активности ребенка в домашних условиях
Е. Л. Тележинская
Отражение элементов лего-педагогики в содержании курсов повышения квалификации...
Прием
Советы родителям
Й ^ и Я а S3
ь ft 1 н
н I
о «
о к
о S
Л
я
s О
(U И
s R
а И
tí я
- Описание изображения (составление рассказа).
- Поиск деталей.
- Сравнение изображений.
- Сопоставление.
- Создание проблемной ситуации.
- Составление титров.
- Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т. п.)
- Составление слайд-шоу.
- Составление иллюстративных рядов.
- Составление тематических рабочих тетрадей
Предметная область «математика» сегодня вызывает у учеников особое затруднение, т. к. по своим психофизическим особенностям дети сложно воспринимают объекты на плоскости. Предлагаем родителям моделировать из лего различные задачи по математике, алгебре и геометрии. Например, предложите ребенку «метод цепи» собрать колесо:
S3 W о
(D
S3 а
(D Й
m
<D
S3 £
- Получение информации.
- Комментирование.
- Озвучивание.
- Анализ (рецензирование).
- Организация практических работ.
- Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ
Дополнительный набор «Космические проекты» EV3 идеально подойдет для освоения навыков работы с робототехнической платформой MINDSTORMS® Education EV3. Идеи создания видеообзоров, мультфильмов со специальными миссиями, разработанными специалистами NASA и Роскосмоса могут заинтересовать ребенка и ориентировать на специальности инженерной направленности. Данный конструктор сопровождается комплектом учебных полей и заданий к ним
(D
S3
л «
о &
К
- Деловые игры.
- Выпуск тематических газет.
- Театрализация.
- Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
- КВН.
- Викторины и т. п.
В педагогике лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников и школьников. Играя в лего, родитель способствует активному развитию творческой деятельности, развитию умственных способностей своего ребенка, которые проявляются в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Используя лего-материал, можно решать не только коммуникативные задачи, но и задачи связанные с развитием речи ребенка
Таблица 2
Интересные факты о LEGO Group и примеры использования этих фактов в предметной области «Математика»
1. Выпущенных кубиков LEGO хватило бы, чтобы каждый человек, живущий на планете, получил по 64 детали Математика: сколько деталей Лего выпущено компанией Lego Group, если на плате Земля проживает 7,00 млрд человек
2. Два восьмиконтактных кубика можно объединить 24 различными способами, три кубика - 1060 способами. Из шести кубиков LEGO 2*4 можно собрать 915 миллионов различных комбинаций Математика: сколько комбинаций объединения у 4 кубиков 2^2 Лего.
о соД'Ио,^
f \
Исследования молодъхученых
ЧИППКРО
3. Дети всего мира проводят примерно пять миллиардов часов, собирая кубики LEGO, а родители за этим занятием проводят в два раза больше времени, так как собирают его по всем укромным уголкам квартир и домов Математика: сколько суток составляют пять миллиардов часов
4. Около 7 коробок LEGO продается каждую секунду. Ежегодное производство кирпичиков LEGO достигает 20 миллиардов в год, т. е. каждую секунду производится около 600 кирпичиков LEGO Математика: сколько кирпичиков в каждой коробке Лего, если известно, что в 5 коробках их равное количество, а в двух коробках на 126 детали больше. Всего деталей 2016 штук
5. Из 40 миллиардов поставленных друг на друга кубиков LEGO можно собрать башню, которая дорастет до Луны Математика: рассчитай среднюю высоту кубика Лего, если известно, что расстояние от Земли до Луны 384 467 км
6. В мире около 4 миллиардов фигурок LEGO Математика: какова вероятность покупки мини-фигурки Лего Мистер Голд, если всего выпущено 4 миллиарда фигурок, из которых 5000 приходится на Мистер Голд
7. Построенная из LEGO 545-метровая железная дорога с тремя локомотивами занесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая Математика: сколько вагонов в трех составах лего-локомотива, если известно, что длины всех составов отличаются на 100 метров, а длина одного вагона 15 сантиметров
8. При производстве элементов LEGO пластик нагревается до 232 градусов Цельсия и напоминает по консистенции обычное тесто Математика: переведите температуру превращения пластика по консистенции в обычное тесто из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта
9. LEGO Group является крупнейшим в мире производителем шин для игрушек, производя 300 миллионов шин ежегодно Математика: сколько четырехколесных машин можно собрать на базе 300 миллионов шин? А сколько грузовиков?
10. Всего насчитывается 3900 элементов LEGO и 58 цветов Математика: сколько деталей Лего будет у тебя дома, если все элементы из неповторяющихся цветов ты соберешь.
11. В состав пластмассы, из которой изготовлены детали LEGO, включен бария сульфат. Эта абсолютно безопасная для организма соль прекрасно видна на рентгеновских снимках. Так что, если ребенок случайно проглотил одну из деталей конструктора, обнаружить ее довольно легко Математика: химическая формула сульфата бария - Ба804, какова молекулярная масса данного вещества (8 класс, химия, математика)
12. Самые добросовестные работники, отдавшие компании LEGO двадцать пять лет своей жизни, в конце 1970-х годов получили в подарок золотые кирпичики LEGO в 14 карат (содержание чистого золота более 50 процентов). Сам кирпичик весит 25,6479 грамма Математика: какова масса чистого золота, из которого сделан золой кубик Лего. А сколько золота необходимо было закупить компании Лего, чтобы наградить 127 своих преданных сотрудников?
Библиографический список:
1. Овчинников Ю. Д. Логико-компетент-ностный подход: общекультурные и профессиональные компетенции / Ю. Д. Овчинников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки : всероссийский научный журнал. - Краснодар : Наука и образование, 2013.- № 5. - С. 144-145
2. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2 (7). - С. 5.
3. Маковецкая Ю. Г. Особенности представления эффективного опыта педагогической дея-
Н Е Климова, С. Н. Юревич, Н. Ю. Избасарова, Л А. Летучева Повышение квалификации педагогов в условиях, сетевого взаимодействия
▲
ЧИППКРО
тельности в условиях реализации ФГОС ОО / Ю. Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2014. - № 3 (20). - С. 71.
References:
1. Ovchinnikov Ju. D. "Logical-competence approach: general cultural and professional competence" // Humanitarian, socioeconomic and social sciences : the All-Russian scientific journal ["Logiko-kompetentnostnyj podhod: obshhekul'turnye i profes-sional'nye kompetencii" // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki : vseros-sijskij nauchnyj zhurnal]. Krasnodar : Science and Education, 2013, N 5, pp. 144-145.
2. Il'jasov D. F., Il'jasova O. A. "Designing technology of advanced training educational pro-
grams for teacher" // Scientific support of a system of advanced training ["Tehnologija proektirovanija obrazovatel'nyh programm povyshenija kvalifika-cii pedagogicheskih rabotnikov" // Nauchnoe ob-espechenie sistemy povyshenija kvalifikacii ka-drov], 2011, N 2 (7), p. 5.
3. Makoveckaja Y. G. "Features of effective representation of experience teaching activities under the implementation of the FSES BE (Federal state educational standard of basic education)" // Scientific support of a system of advanced training ["Osobennosti predstavlenija jeffektivnogo opyta pedagogicheskoj dejatel'nos-ti v uslovijah realizacii" // Nauchnoe obespeche-nie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2014, N 3 (20), p. 71.