Методические рекомендации./ Л.А. Карпенко. - Ленинград, 1999. - 25с.
2. Качаткин, В.М. Методика физического воспитания [Текст]./ В.М. Качаткин. - М.: Просвещение, 2000. -257с.
3. Лапенко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры [Текст]./ В.Ф. Лапенко. -Минск, 2003. - 237с
4. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 480с.
© Крайнова А.А., 2021
УДК 37.04
Лабарешных Н.Н.
аспирант 1 курса Моск. гос. обл. университета,
г. Москва, РФ Высотина А.С.
студентка 3 курса Уральского гос. мед. университета,
г. Екатеринбург, РФ
МОБИЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СТУДЕНТОВ Аннотация
В статье представлен анализ угроз и возможностей использования современными студентами мобильных устройств. Проведен исторический анализ развития распространения мобильных устройств связи среди потребителей. В ходе исследования выделены содержательные характеристики понятия «мобильная зависимость», представлены результаты мониторинга, проведенного с группой студентов по вопросу подверженности их номофобии (тревожных состояний у людей, которые не имеют возможности воспользоваться телефоном).
Ключевые слова
Подростки, студенты, мобильная зависимость, профилактика, мобильный телефон
Labareshnykh N.N.
postgraduate student of Moscow State University,
Moscow, Russia Vysotina A.S. student of Ural State Medical University, Yekaterinburg, Russia
STUDENTS' MOBILE ADDICTION Annotation
The article presents an analysis of threats and opportunities for modern students to use mobile devices. The historical analysis of the development of the spread of mobile communication devices among consumers is carried out. The study highlights the substantive characteristics of the concept of "mobile addiction", presents the results of monitoring conducted with a group of students on the issue of their exposure to nomophobia (anxiety states in people who do not have the opportunity to use the phone).
Keywords
Teenagers, students, mobile addiction, prevention, mobile phone
Актуальность данной работы заключается в том, что в нашем веке, когда наука и техника развивается стремительными темпами, многие из нас не представляют жизнь без мобильных телефонов.
С одной стороны, современным студентам очень повезло, что, будучи гражданами цифровой эпохи, они имеют большие возможности, но есть и другая сторона медали - зачастую, дети вообще не могут обходиться без телефона. Зависимостью от мобильных телефонов, других гаджетов, интернета и цифровых технологий обеспокоены родители, психологи и педагоги во всем мире.
В современном информационном обществе больше никто не покупает будильники, калькуляторы, таймеры, домашние телефоны, плееры и так далее. Множество электронных приложений, доступных на телефонах, упрощают нашу жизнь, однако в этом явлении существуют явные угрозы.
Распространение сотовых телефонов обуславливает большое количество научных исследований относительно вреда неограниченного использования мобильного телефона, особенно для подростков, и возникновения мобильной зависимости, как ее еще называют - мобиломании.
На начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей составляет 3,8 миллиарда. Почти 60% мирового населения уже онлайн. Более 5,19 миллиарда человек пользуются мобильными телефонами - прирост на 124 миллиона (2,4%) за 2020 год относительно 2019 года [1].
Для более полного понимания существующих масштабов мобильной телефонизации обратимся к истории ее развития. В 1876 году в патентное бюро в Вашингтоне Александр Белл сдал заявление на выдачу патента на «Телеграфное устройство, при помощи которого можно передавать человеческую речь». Так Александр Белл остался в истории официальным изобретателем устройства.
В 1878 году Томас Эдисон усовершенствовал телефон, дополнив его микрофоном и индукционной катушкой, что позволило значительно увеличить расстояние между собеседниками.
Многие считают, что родиной мобильного телефона являются Соединенные Штаты Америки. Однако, еще в 1957 году Л. И. Куприянович создал в СССР экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1, в 1961 году создал карманный мобильный телефона, который помещался в ладони.
Компания «Моторолла» в 1973 году выпустила первый мобильный телефон, который поступил в продажу через десять лет - в 1983 году, а в 1984 году появилась итоговая модель этого телефона, стоившая почти 4000 долларов и пользующаяся огромным спросом. После этого мобильные телефоны стали преобразовываться: выпускались телефоны с флипом, со встроенными часами, в форме «раскладушки».
Параллельно в усовершенствованием самих устройств, развивается и отрасль их производящая. Появляются новые компании по производству телефонов. Компания Siemens в 1996 году начала производство первого телефона с цветным дисплеем и диктофоном, компания Nokia выпускает первый коммуникатор, Sony - первые мобильные телефоны в форм-факторе «слайдер». Затем появляется защищенный корпус, возможность использования двух сим-карт, полифония, а с 2000 года - фотокамеры, мр-3 плеер, Bluetooth, в 2007 год - анонсирован знаменитый Apple iPhone[11].
Таким образом, постоянные совершенствования телефонов повышают интерес к ним, в том числе с точки зрения повышения продаж для получения прибыли компаниями-производителями, и с каждым шагом по внедрению новых возможностей телефона у потребителя формируется, в том числе и искусственная, нуждаемость в мобильном телефоне, привязанность к нему и осознанная необходимость получения максимальных возможностей в мобильном устройстве.
Повышение потребности постоянного использования в повседневной жизни мобильных телефонов, не всегда оправданная с практической точки зрения, можно отнести к категории аддикции. Аддиктивное поведение (addiction - склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема
некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [3].
Все виды аддикций принято делить на две группы:
• Химическая (зависимость от конкретных веществ).
В этой группе выделяют следующие виды зависимого поведения: алкогольная зависимость, наркомания, токсикомания, пищевая зависимость (переедание, анорексия, булимия, орторексия) [2].
• Нехимическая (зависимость от действий).
Поведенческие аддикции имеют психологическую или психофизиологическую природу и связаны с повторением навязчивых действий, которые успокаивают или дают ощущение удовлетворения.
К ним относят: интернет-зависимость, компьютерная зависимость, номофобия - зависимость от мобильных телефонов, трудоголизм (работогольная аддикция), шопоголизм, патологическая любовь и сексуальная аддикция [2].
Мобильная зависимость (зависимость от гаджетов) - это состояние человека, при котором мобильное устройство становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий, не способен объяснить их причину, считает «мобильник» частью себя, а без него чувствует себя неполноценным.
Наличие мобильной зависимости в настоящее время констатируется в тех случаях, когда человек не расстается с телефоном ни на минуту, посвящает мобильному общению слишком много времени, а если он вынужден отключить телефон, например, на учебном занятии, то испытывает не только психологический, но даже физический дискомфорт.
Мобильную зависимость педагоги и психологии считают более опасной, чем компьютерная, в силу наличия ряда взаимосвязанных труднопреодолимых факторов ее распространения, а, следовательно, чрезвычайно сложной для проведения профилактической работы. Среди указанных факторов выделяют [2]: удобство в использовании и высокая степень востребованности, постоянное усовершенствование мобильных устройств, мобильность, кажущаяся безопасность.
Ряд исследователей относят к видам и причинам мобильной зависимости: зависимость в обновлении мобильного телефона; потребность в общении по мобильному телефону; зависимость, обусловленная псевдопрестижем [2].
При рассмотрении вопросов мобильной зависимости, способах ее формирования и особенностях профилактики необходимо учитывать, что для студенческого возраста характерны полярность психики, резкие перепады настроения, большую роль в этом возрасте играет общение, подросткам становится проще общаться посредством мобильного телефона.
Как и всякая зависимость - мобильная - имеет отрицательные сопутствующие факторы и негативные последствия, однако это явление относительно новое и мало изученное.
На сегодняшний день исследователи говорят о том, что неограниченное по времени использование мобильных телефонов приводит к следующим последствиям: потеря коммуникативных способностей; бессонница; гиподинамия и как последствие риск развития ожирения; близорукость, головные боли; рассеянность внимания, утрата способности полностью отдаться делу; ухудшение осанки, спазм мелких мышц, проблемы с сосудами; ухудшение памяти; стресс, в результате которого развивается «номофобия».
Кроме того, чрезмерное использование мобильного телефона в повседневной жизни может способствовать формированию фобий или психических расстройств даже у здорового человека. Вот некоторые из них.
Номофобия - этот термин был введен в 2008 году для обозначения тревожных состояний у людей, которые не имеют возможности воспользоваться телефоном. Европейские ученые установили, что практически, каждый седьмой житель страны страдает номофобией и чувствует дискомфорт, если оставит
телефон дома.
Фаукселарм - расстройство, которое характеризуется звуковыми галлюцинациями. Человек постоянно слышит сигнал, якобы издаваемый его телефоном, но в действительности аппарат выключен
[7].
Чтобы узнать, испытывают ли студенты Ревдинского Центра медицинского образования номофобию от мобильных телефонов было проведено анкетирование среди 20 учащихся, включающее в себя 20 вопросов. На основе проведенного исследования были сделаны выводы, что среди 20 студентов, 6 студентов испытывают сильную номофобию, 8 студентов умеренный уровень номофобии, у пяти студентов низкий уровень и лишь один студент не подвержен номофобии.
Конечно, приведенные данные не являются подтверждением того, что люди должны отказаться от удобного технического достижения. Речь идет о необходимости поиска путей снижения уровня рисков для здоровья подростка, возможных при интенсивном использовании мобильного телефона.
Обозначенная выше проблема «подросток - мобильный телефон» требует серьезного внимания со стороны не только общества и родителей, но и самих студентов. В работе по формированию у подростков культуры немобильно зависимого поведения должны принимать участие все кто занимается вопросами становления подрастающего поколения как полноценных членов общества.
Наряду с вышесказанным, можно говорить и о полезности мобильных устройств связи, их незаменимости, они действительно влияют на нашу жизнь как в отрицательном, так и положительном отношении. Поэтому специалистами в области педагогики, психологии, медицины признано, что профилактика мобильной зависимости необходима.
Начинать профилактическую работу специалисты советуют с формулирования определенных установок и выработки поведенческих моделей в соответствии с этими правилами. К таким правилам можно отнести следующие.
• Проанализируйте, насколько нужен телефон? Для начала перестаньте носить его с собой по дому, на работе, не бойтесь выйти в магазин у дома без телефона.
• Никогда не спите с телефоном под «подушкой». Оставьте его заряжаться как можно дальше от кровати, лучше всего в другой комнате.
• Поставьте ограничение. Во многих моделях смартфонах есть функция блокировки экрана, используйте её. Одна из функций - ограничение времени игр, развлекательных приложений - это поможет в профилактике, вы лишите себя стимулов, и тяга к экрану начнёт ослабевать.
• Отключите уведомления и поставьте телефон на беззвучный режим.
Это поможет бороться с навязчивым желанием откликаться на каждый писк сотового телефона.
• Регулярно проводите «уборку». Компонуйте приложения удобно, чтобы не увязать, пока ищите нужное. Регулярно удаляйте те приложения, которыми не пользуетесь.
• Отдыхайте от гаджетов. Старайтесь устраивать себе дни, а лучше недели информационного детокса. Это называется - серотониновое голодание, и позволяет вашему мозгу вспомнить простые доступные удовольствия - созерцание природы, наслаждение от вкусной еды, добрых разговоров с близкими.
• Используйте техники концентрации. Каждый раз, когда вы листаете ленту соцсетей или бездумно переключаете приложения телефона, возвращайте себя в «здесь и сейчас» [5].
Несомненно, что работа по профилактике мобильной зависимости должна носить комплексный характер, а возникающая у подростков мобильная зависимость может рассматриваться не только как отрицательный фактор ухода их от общества, отвлечения от учебы и упрощения их мышления, но, при правильном ее использовании, может стать стимулом к исследованию, познанию, творчеству, расширению культурного кругозора, развитию поисковой активности, аналитическому мышлению, к убедительной аргументации доказательства. Тогда мобильный телефон из модного гаджета может стать полезным помощником в учебе, научить избирательно работать с потоком информации, ставить и решать
познавательные задачи.
В современном обществе наблюдается тенденция того, что с одной стороны, информационной прогресс предъявляет высокие требования к подготовке современного студента, требует от него хорошего знания и высокого владения современными технологиями. С другой стороны, тотальное увлечение мобильными устройствами привело к появлению подростков, страдающих мобильной зависимостью.
Однако, необходимо отметить, что мы не должны отказываться от удобного технического достижения. В сложившейся ситуации риска подвергнуть подрастающее поколение мобильной зависимости необходимо уменьшить угрозы, наносимые мобильными телефонами здоровью. Ведь мобильное устройство из модного гаджета может стать полезным помощником в учебе, научить избирательно работать с потоком информации, ставить и решать познавательные задачи.
Список использованной литературы:
1. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
2. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] : учебник для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / М. А. Галагузова, М. А. Беляева [и др.] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Глоссарий. Психологический словарь [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.psychologies.ru/glossary/08/zavisimost/.
4. Ефимов В.Н. Особенности обучения информатике подростков с девиантным поведением в учреждении закрытого типа / В.Н. Ефимов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015 . - С. 5660.
5. Зависимость от телефона: признаки, определение, как избавиться [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://help-point.net/articles/zavisimost-ot-telefona-priznaki-opredelenie-kak-izbavitsya/.
6. Информатизация общества: социологический анализ / авт. Нагорнова А.Ю., Левагин Ю.Г., Арпентьева
М.Р., Приступа Е.Н., Сиврикова Н.В., Столбова Е.А., Подойницына И.И., Бубякин И.В., Бубякина Г.И. /
коллективная монография / Ульяновск, 2016.
7. Колесников, В. Н. Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшеклассника и студента / В. Н. Колесников, Ю. И. Мельник, Л. И. Теплова // Непрерывное образование: XXI век. - 2018. - Вып. 2 (22). - DOI: 10.15393Zj5.art.2018.3971
8. Мобильная зависимость [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnaya-zavisimost-kak-forma-zavisimogo-povedeniya-sovremennyh-studentov/viewer.
9. Москвина Е.В. Технология активизации позитивной коммуникации в семье несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом // Москвина Е.В. // Технологии развития сензитивности и коммуникации подростков с девиантным поведением. Сборник научных трудов. Ответственный редактор Е.В. Москвина. Екатеринбург. - 2017. - С. 22-31.
10. Социально - педагогическая деятельность в образовательных организациях / Галагузова Ю.Н., Бородина Е.Н., Верхотурова Ю.А., Гулиева С.А.К., Донгаузер Е.В., Дорохова Т.С., Ильина Т.Б., Котовец Д.В., Кудрявцева Е.О., Лужков Ю.В., Мазурчук Е.О., Мазурчук Н.И., Москвина Е.В., Раданцева Е.В., Федяева Д.Н., Шапошников В.Г. // Учебно-методическое пособие под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой. -2017.
11. Эволюция телефона: путь от говорящего телеграфа до смартфона [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://sciencepop.ru/evolyutsiya-telefona-put-ot-govoryaschego-telegrafa-do-smartfona/
12.Яковлева Е.В. Информационная образовательная среда школы как фактор достижения нового качества образования // Евразийское научное объединение. 2019. № 1-6. С. 362-364.
© Лабарешных Н.Н., Высотина А.С., 2021