Научная статья на тему 'Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов'

Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4213
507
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / MOBILE ADDICTION / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / НЕХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ / NON-CHEMICAL DEPENDENCY / СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / CONTEMPORARY STUDENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / PSYCHOLOGY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городецкая И.М., Исламгулов И.Р.

Проведен психологический анализ зависимости от смартфонов как формы зависимого поведения в современном техногенном обществе. Эмпирическое исследование показало особенности механизмов мобильной зависимости студентов как одной из форм зависимого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильная зависимость как форма зависимого поведения современных студентов»

УДК 378.147:678.5.002.6

И. М. Городецкая, И. Р. Исламгулов

МОБИЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: мобильная зависимость, зависимое поведение, нехимические зависимости, современное студенчество, психологические особенности студенческого возраста.

Проведен психологический анализ зависимости от смартфонов как формы зависимого поведения в современном техногенном обществе. Эмпирическое исследование показало особенности механизмов мобильной зависимости студентов как одной из форм зависимого поведения.

Keywords: mobile addiction, addictive behavior, non-chemical dependency, contemporary students, psychology of students.

Psychological analysis of smartphone dependence in the contemporary technology-related society is presented in the article. Empiric study showed peculiarities of students' mobile dependence mechanisms as a form of addictive behav-

Мобильная зависимость - сравнительно новая психологическая зависимость, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги. Все большее количество людей не представляет свою жизнь без мобильного телефона, многие не выпускают его из рук практически на протяжении всего дня. О зависимости подростков от сотовых телефонов говорил А.Ю. Егоров в книге "Нехимические зависимости"[1]. В настоящее время, несмотря на многочисленные публикации в СМИ и очевидную актуальность проблемы, научной литературы по данной теме явно недостаточно. Особенно значима проблема мобильной зависимости для студентов.

Для студенческого возраста характерны полярность психики, резкие перепады настроения, а так как большую роль в этом возрасте играет общение [7], студентам становится проще общаться посредством мобильного телефона. Телефон становится настолько неотъемлемой частью жизни, что во время отключения телефона молодые люди испытывают не только психологический, но и физический дискомфорт (врачи отмечают даже расстройство пищеварения, не говоря об ослаблении умственной активности и внимания).

Зависимость, или аддикция (от англ. addiction-зависимость), является предметом как научных исследований, так и так называемого «бытового сознания», что зачастую приводит к гипердиагностике, когда зависимостью - для пренебрежительно-обвинительной оценки - могут назвать любое хобби, увлечение или пристрастие. Однако в медицинском смысле зависимость определяется как "навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами" [5].

Говоря о зависимости как о проблеме психотерапевтической, необходимо отличать наличие зависимого (аддиктивного) поведения от удовлетворения естественных потребностей. Патологические зависимости ограничивают свободу человека и негативно влияют на его здоровье (по классификации ВОЗ здоровье - это благополучие не только физическое, но еще и психологическое, и социальное).

Ц. П. Короленко классифицирует аддикции на химическую и нехимическую. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикций, аддикция от смартфонов и ноутбуков, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, и др. Промежуточное место между химическими и нехимическими аддикциями занимает аддикция к еде (переедание и голодание), так как при этой форме аддикций задействуются непосредственно биохимические механизмы [3].

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики.

Мобильные телефоны являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, тем более молодёжного сообщества. По данным операторов сотовой связи, количество зарегистрированных в России 8ГМ-карт еще в прошлом году на 40 млн единиц превысило численность населения страны [4].

По данным социологов, портрет современного активного пользователя смартфонов следующий: это молодые люди в возрасте 19-35 лет, по уровню доходов находящиеся на нижней границе среднего класса и выше. Активно используют новейшие достижения в области потребительской электроники, в частности носимой, а также внимательно следят за предложением от сотовых и прочих операторов в части доступа к сетевым ресурсам. Являются активным пользователем социальных сетей, блоггерских сервисов, проявляя при этом интерес к перспективным сетевым стартапам. Обладают как минимум базовым знанием английского языка за счет постоянного взаимодействия с зарубежными ресурсами и пользователями. Трудоустроены в одной из устойчивых отраслей российской экономики и проживают на территории крупного города.

Взрослые люди, как уже сформировавшиеся личности, адекватно относятся к необходимому атрибуту, однако для студента мобильный телефон становится «золотым тельцом», которому он покло-

няется, без которого не может прожить и часа и который, в итоге, оказывает на молодого человека огромное и, часто, пагубное влияние. Проблема «молодежь - мобильный телефон» требует внимания не только родителей, но и самих студентов, исправить существующее положение вещей возможно лишь с совместным участием. Не обладая психологической устойчивостью и находясь в процессе становления личности, студент часто попадает в мобильную зависимость. Специалистами отмечено, что чем больше времени молодой человек проводит в «виртуальном общении», тем сложнее проходят его обычные, реальные контакты со сверстниками. Раньше эта проблема поднималась в связи с появлением большого количества домашних компьютеров с выходом в Интернет, однако мобильные телефоны снова вернули ее «из небытия», ведь многим студентам проще выходить в глобальную сеть со своего мобильника, который всегда под рукой. Отсюда - появление всё новых молодых людей, неспособных на «здоровое» общение, замкнутых, ущербных в своем неумении говорить и знакомиться.

Проблема мобильной зависимости (номо-фобии) впервые была поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у девяти из десяти жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии. Номофобия - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий, не способен объяснить их причину, считает мобильник частью себя, а без него чувствует себя неполноценным.

Исходя из анализа психологической литературы по данной проблеме выдвигаем гипотезу, что существует достоверная взаимосвязь между склонностью зависимому поведению, интеллектом, коммуникативными качествами, конформизмом, адекватности самооценки и мобильной зависимости.

В связи с актуальностью проблемы и её значимости для практики обучения и воспитания в данном исследовании целью является теоретический анализ и эмпирическое изучение психологических предпосылок формирования зависимости от мобильных телефонов.

В качестве рабочих гипотез были приняты следующие предположения:

1) мобильной зависимости подвержены студенты имеющие склонность к зависимому поведению;

2) студенты с меньшим уровнем интеллекта более подвержены мобильной зависимости.

Эмпирическую выборку 50 студентов КНИТУ, обучающихся на различных курсах и специальностях, 35 девушек и 15 юношей.

Для решения поставленных в исследовании задач были выбраны следующие эмпирические методики исследования:

1. 16-факторный тест Р. Кеттелла (Форма С).

2. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич).

Для того что бы сузить круг поисков интересующих нас студентов, мы проводили предварительное интервью. Студентам задавалось несколько

вопросов, касающихся их взаимоотношений с сотовым телефоном:

1. Как хорошо вы знаете функции своего мобильного телефона, и на сколько процентов вы их используете?

2. Как часто вы меняете мобильный телефон?

3. Можете ли вы обойтись без мобильного телефона?

Ответы оценивались качественно и выставлялись баллы от 0 до 3, например:

A. Меняю, если сломается - 0.

Б. Примерно один раз в 2 года - 1.

B. Не реже чем 1 - 2 раза в год - 2.

Г. Часто - 3.

Вопросы были направлены на такие аспекты как:

1. Как хорошо студенты знают функции мобильного телефона и в какой мере они ими пользуются («Техно зависимость»).

2. Как часто студенты меняют мобильные телефоны и что становится причиной этого (зависимость обусловленная «Престиж»).

3. Могут ли студенты прожить без мобильного телефона?(Номофобия).

В ходе интервью также обращалось внимание, где собеседник держит свой мобильный телефон, как долго он его держит в руках и как часто он отвлекался на него во время беседы. В зависимости от ответа выставлялись баллы от 0 до 3. В итоге было вы-явлено22 студента с признаками номонофобии.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В результате было установлено, что все участники исследования склонны к зависимому поведению. Большая часть 54 % студентов имели признаки высокой вероятности склонности к зависимому поведению. 39 % признаки склонности и только 7 % имели признаки тенденции.

2. Существуют как общие характеристики, так и значимые различия между студентами, в разной степени склонными к зависимому поведению. Так, группа с признаками тенденции к зависимому поведению обладает высокой моральной нормативностью, большей подозрительностью, но вместе с тем повышенной тревожностью и напряженностью. У группы с признаком высокой вероятности плохая восприимчивость к переменам, преобладает жесткость в отношениях вместе с высокой чувствительностью к жизненным нюансам. Все три группы по большей части интроверты, с ограниченным интеллектуальным восприятием, предпочитающие эмоциональное спокойствие.

3. Корреляционный анализ выявил существование связи между мобильной зависимостью и склонностью к зависимому поведению. Гипотеза подтвердилась: номонофобия прямо зависит от склонности к зависимости.

4. Было выявлено, что склонность к зависимому поведению, в частности, к мобильной зависимости, связана с такими личностными чертами как самооценка, общительность, доминантность, сдержанности, нормативностью поведения, конформизмом, самоконтролем, интроверсией.

Вторая гипотеза не нашла подтверждения, следовательно опровергнута.

Таким образом, исследование позволяет делать общий вывод о том, что зависимость от мобильных телефонов является поведенческим проявлением, связанным с психологическими особенностями личности. Однако рамки данного исследования и специфика выборки не позволяют нам говорить о конкретных закономерностях и психологических механизмах формирования зависимости от мобильных телефонов. Для выявления закономерностей и механизмов требуется дальнейшие исследования в данном актуальном направлении.

Литература

1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

2. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.

3. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). -Новосибирск, 1990. - С. 72.

4. Корягина О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения- С.14-19, с.16

5. Менделевич В. Д., "Психология зависимой личности"

6. Пезешкиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.

7. Социально-психологическая компетенция будущего инженера / Д.Р. Ерова, Ф.Т. Шагеева // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: КГТУ, 2010. - №10. - С.481-482.

8. Оого(1е18кауа 1.М., Кгашоуа А.У., Кгашоу У.У., РпкМко Ь.У., Соттт1са11уесотре1епсео£Мигее^теегеап(1Й811еуе1о ртеп1ште(11;оаса11ет1стоЫН1у // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: КГТУ, 2013. - №16. - С.110-114.

© И. М. Городецкая- канд.психол.наук, доц. каф. ИПП КНИТУ, innamgor@mail.ru; И. Р. Исламгулов - студент КНИТУ.

© 1 M. Gorodetskaya - PhD (Psychology), associate professor at the Engineering Pedagogy and Psychology Department, KNRTU, innamgor@mail.ru; I. R. Islamgulov - student, KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.