Научная статья на тему 'Мобилизация в общественно-политических кампаниях'

Мобилизация в общественно-политических кампаниях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1088
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОТЕСТ / МОТИВ / MOBILIZATION / CIVIC ENGAGEMENT / NETWORK MOVEMENT / PROTEST / MOTIVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соколов Александр Владимирович, Соловьева Ася Владимировна

В статье рассматриваются механизмы вовлечения и мобилизации граждан в сетевые общественные движения. Отмечается роль Интернета в формировании и развитии сетевых движений. Характеризуются организационные особенности процесса мобилизации в общественно-политических кампаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses mechanisms of involvement and mobilization of citizens in public network movements. The Internet role in formation and development of network movements is marked. Organizational features of process of mobilization in public and political campaigns are characterized.

Текст научной работы на тему «Мобилизация в общественно-политических кампаниях»

Коммуникации и общество

Александр СОКОЛОВ, Ася СОЛОВЬЕВА

МОБИЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ

В статье рассматриваются механизмы вовлечения и мобилизации граждан в сетевые общественные движения. Отмечается роль Интернета в формировании и развитии сетевых движений. Характеризуются организационные особенности процесса мобилизации в общественно-политических кампаниях.

The article discusses mechanisms of involvement and mobilization of citizens in public network movements. The Internet role in formation and development of network movements is marked. Organizational features of process of mobilization in public and political campaigns are characterized.

Ключевые слова:

мобилизация, гражданская активность, сетевое движение, протест, мотив; mobilization, civic engagement, network movement, protest, motive.

Одной из тенденций развития современного российского общества является рост гражданской активности. Это связано с нерешенностью ряда социальных проблем и готовностью отдельных категорий населения участвовать в их решении. Эти факторы способствуют повышению интенсивности мобилизации граждан и общественных объединений в стране. Такие движения формируются в сфере защиты прав человека, политического протеста, экологической деятельности и др.

Как отмечает О.Н. Яницкий, мобилизация граждан, понимаемая им как коллективное действие, инициированное, как правило, социально-политическим конфликтом, может быть двух видов1. Первый — конструктивная мобилизация, когда группа людей, используя имеющиеся сети и другие ресурсы, целенаправленно организует такие социальные действия, как протест или общественно-политическая кампания. В этом случае важную роль играют те мобилизационные структуры, которые связывают лидеров движения с его участниками, обеспечивая координацию действий. Второй вид — мобилизация вынужденная. Она является стихийной, возникает в результате кризиса или критической ситуации, а также представляет угрозу существованию сообщества извне.

Формы выражения коллективного действия зависят от возможностей, целей мобилизации, настроения граждан, социальнополитической ситуации в стране. Включение в деятельность движения может иметь определенные рамки: от участия в обсуждении в сети Интернет до участия в митинге, шествии или помощи в их организации. Таким образом, мобилизуются необходимые ресурсы, происходит обмен ими между участниками кампании. Выделяется группа лидеров, определяющая дальнейший план действий. Различные социальные слои, движимые социальными, эмоциональными, личными, психологическими мотивами, образуют массовую поддержку.

Можно выделить такую форму мобилизации, как социальный протест. События, которые произошли в 2011 г. в СевероАфриканском регионе, и послевыборное недовольство части российского электората ярко демонстрируют возможности Интернета как средства организации протестных мероприятий. Интернет кардинально изменил способы активизации протестующих участников и приобрел социальную форму, позволяющую социальным группам

СОКОЛОВ

Александр Владимирович — к.полит.н., доцент кафедры социальнополитических теорий ЯрГУ им. П.Г. Демидова [email protected]

СОЛОВЬЕВА

Ася

Владимировна — магистрант ЯрГУ им. П.Г. Демидова fornightingale@gmail.

1 Яницкий О.Н. Массовая мобилизация: проблемы теории // Социологические исследования, 2012, № 6, с. 4.

com

и индивидам реализовывать политические практики. По данным аналитической компании ТЖ?1 на февраль 2013 г. хотя бы раз в месяц в Интернет выходят 76,5 млн россиян (53% всего населения страны). Во всех федеральных округах России удельный вес интернет-аудитории также превышает 50% численности населения. По числу пользователей Интернета Россия в 2012 г. вышла на 1-е место в Европе1.

Интернет дал активистам возможность получить те знания, которые позволяют создать публичную акцию протеста, мобилизовать достаточное число единомышленников.

Массовость современного общества облегчает коммуникации; идеологическая активность, демократические свободы создают условия для социально-политических движений. Условием возникновения конфликта является существование противоречия интересов и ценностей между различными сегментами общества. Но для того, чтобы конфликт стал мотивацией, должна сформироваться «общность убеждений», т.е. различия должны быть увидены и осмыслены.

Стоит отметить, что структура социальных конфликтов обладает огромным мобилизационным потенциалом. В ряде случаев именно энергия конфликтного восприятия социальной реальности становится основой для деятельного участия граждан. Мобилизационная активность массовых партий, опирающихся на традиции классовой политики, а также новых движений, родившихся на основе структур постклассового конфликта, служит примером преимущественно конфликтной мобилизации2.

Американские исследователи социальных движений Тед Гурр и Джеймс Дэвис видят причину готовности к протестам в психологическом факторе. Здесь идет речь о чувстве относительной ущемленно-сти (депривации). Оно появляется тогда, когда достижения расходятся с ожиданиями, когда происходит слом старых устойчивых отношений.

Вовлечение участников в кампанию может быть как спонтанным, стихийным процессом, так и организованным. Так называемая вулканическая модель под-

1 Интернет в мире и России. 2013 // http://www. bizhit.ru/index/users_count/0-151

2 Гончаров Д.В. Политическая мобилизация //

Полис, 1995, № 6, с. 130.

разумевает включение граждан в движение снизу, естественным путем.

Зачастую мобилизация происходит таким образом в движениях, имеющих расовую, классовую, религиозную и национальную мотивацию. В других движениях первостепенную роль играют организаторы, которые целенаправленно вовлекают других участников3. Такой тип формирования имеет место в некоторых социальных движениях, когда массовое участие вызывается деятельностью возникающей первоначально тесной группы квазипрофессиональных деятелей, которые затем привлекают своих сторонников.

Задача мобилизации заключается в наложении целей движения на личные, частные интересы потенциальных его сторонников. Таким образом, необходимо задействовать такую мотивацию, которая направила бы людей на участие в этом движении, так обозначить баланс частных интересов, затрат и риска, чтобы склонить к действию. Даже минимальное участие, т.е. сочувствие движению, зависит не только от рационального понимания выгод, но и от степени готовности индивида к выражению позиции.

В волнообразном процессе включения граждан в состав социального движения его структура образует концентрические круги. Таким образом, члены движения имеют разную степень вовлеченности, участия, воодушевления, преданности. В центре находится ядро, к которому относятся те, кто сопоставляет свои интересы и цели с целями движения, связывает с ним значительную часть своей жизнедеятельности. Периферийное положение занимают наблюдающие, те, кто не придает значения смыслу движения, а присоединяется ради какого-нибудь интересного или важного для них начинания.

В начале зарождения движения, кампании важную роль в деле мобилизации, организации и координации играет лидер и руководитель. В социально-политическом движении харизматичный лидер становится мощной мобилизующей силой.

Для осуществления долговременных и результативных коммуникативных задач зачастую используется авторитет лидеров мнения. Они являются частью целе-

3 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. — М. : Логос, 2005, с. 173.

вой аудитории политических ресурсов Интернета и играют важную роль в распределении информационных потоков в политическом сегменте Сети.

Российские исследователи А.А. Киселев и И.В. Самаркина вводят даже понятие политфлюентиала — человека, который активно выражает свое мнение относительно политики и влияет на коммуникативное окружение, в т.ч. размещая и передавая информацию через Интернет1. С их помощью может быть налажена эффективная коммуникация между органами государственной власти и обществом для побуждения граждан к социально -политической активности.

Подтверждением возросшего мобилизационного потенциала гражданских сетей в России является появление различных движений. Среди них стоит отметить борьбу с лесными пожарами и оказание помощи погорельцам летом 2010 г., защиту озера Байкал от рисков, связанных с работой Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в 2010—2011 гг. и пр. Данные события свидетельствуют о том, что мобилизация гражданского общества оказывается более массовой, оперативной и эффективной, если она происходит внезапно, стихийно и если вопрос касается экологических рисков или катастроф. Кроме того, можно отметить наличие как организационной мобилизации (объединение НКО, сетей), так и индивидуальной (личная мобилизация граждан).

Кооперация усилий отдельных личностей в сети повышает их индивидуальные возможности, облегчает доступ к необходимым ресурсам. Объединение индивидов является инструментом отбора наиболее эффективных социальных технологий, а также создает условия формирования новых идентичностей и чувства солидарности.

В процессе индивидуальной мобилизации выделяют две площадки — реальную и виртуальную. На первой происходит координация действий местных сообществ для осуществления какой-либо деятельности, на второй объединяются добровольцы с разных концов света. Можно выделить такие функции интернет-площадки в процессе мобилизации, как 1) социальная — объединение единомышленников

1 Киселев А.А., Самаркина И.В. Интернет: модель и практики политического участия. — Краснодар : ООО «Оттиск», 2007, с. 97.

для реализации каких-либо действий; 2) информационная — альтернатива СМИ, в т.ч. предоставление возможности обмена информацией очевидцев, специалистов и т.д.; 3) ресурсная — сбор необходимых материалов для осуществления деятельности; 4) организационная — координация активистов.

Наиболее эффективная форма реализации кампании — сетевая. Мобилизация граждан в социальные движения осуществляется по сетевому принципу посредством Интернета. Благодаря особенностям интернет-коммуникации, таким как интерактивность, оперативность, экстерриториальность, целенаправленность, выстраиваются целые сообщества единомышленников. Через интернет-инструменты (социальные сети, блоги, форумы и т.д.) создается информационное поле, в котором происходит мобилизация и самоорганизация граждан. Консолидация гражданских организаций повышает их политическое влияние.

Информация становится важной мобилизующей силой, а Интернет — каналом непосредственной передачи. Очевидцы и участники событий, эксперты, специалисты в открытой форме обмениваются информацией, различными точками зрения. Появляется возможность сравнить полученную информацию с данными официальных СМИ, выявить причины событий, определить стороны конфликта. Таким образом, формируется адресность мобилизации, возникают психологические переживания, которые заставляют перейти к действию, что способствует идентификации индивида с участниками движения, с его смыслом и целями.

Популярность и доступность интернет-технологий способствуют появлению новых возможностей и способов коммуникации, формируют новую сферу информационного взаимодействия, приводят к возникновению новых видов общественных отношений. Важным становится то, что изменяются способы и стратегии взаимодействия государства и общества. Созданные интернет-платформы раскрывают социальный потенциал граждан. Механизмы взаимодействия в режиме on-line позволяют проследить результаты затраченных гражданами усилий. Кроме того, организация сбора необходимых ресурсов носит комплексный характер, тем самым взаимопомощь граждан про-

исходит в различных аспектах — финансовом, временном, информационном и т.д.

Д. Воинов приводит перечень видов политической активности, протекающей в сети, подразделяя ее на конвенциональные и неконвенциональные политические практики. Так, к стандартным, официальным относятся: 1) голосование (электоральное поведение) на интернет-выборах, конференциях, референдумах; 2) создание и тиражирование политической информации посредством блогов, сайтов, интернет-газет и т.д; 3) сбор денежных средств в поддержку партий или движений; 4) участие в обсуждении политических проблем в блогах, сайтах, телеконференциях политических партий (движений), виртуальных сообществ, органов государственной власти1.

К нестандартным формам политического участия исследователь относит хакерство в отношении государственных серверов и проведение различных несанкционированных акций, флэшмобов и др. посредством Интернета.

Информационные сети гражданской активности создаются самими пользователями с применением информационнокоммуникационных технологий для информирования общества и мобилизации его ресурсов в критической ситуации (социальный конфликт, техногенная или экологическая катастрофа и т.п.).

1 Воинов Д.А. Политические амбиции Интернета в России // Власть, 2007, № 2, с. 90.

Основные функции таких сетей — координация деятельности гражданских сил, формирование и поддержание чувства коллективной идентичности и, наконец, снижение зависимости общества от государства и официальных СМИ.

Информационно-коммуникативные технологии влияют на структуру общественных движений и отдельных гражданских сообществ, делая ее более «горизонтальной» и избавляя от посредников2. Функционирование многочисленных тематических сообществ в онлайн-пространстве структурирует интернет-пользователей по группам в соответствии с социальными, демографическими, религиозными и иными характеристиками.

Таким образом, в современном обществе информация стала важной мобилизующей силой, а Интернет — каналом непосредственной передачи. В процессе индивидуальной мобилизации осуществляется координация действий местных сообществ с целью осуществления какой-либо деятельности, на виртуальной же площадке объединяются добровольцы с любых концов света.

Статья подготовлена в рамках научноисследовательского проекта № 6.7594.2013, осуществляемого при финансовой поддержке Министерства образования и науки.

2 Усачева О.А. Сети гражданской мобилизации // Общественные науки и современность, 2012, № 6, с. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.