УДК 02/378
Г. А. Кузичкина, А. М. Мазурицкий, О. А. Калегина
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - К РЕАЛИЗАЦИИ
Представлены итоги обсуждения проблем библиотечно-информационного образования, которое состоялось в Орловском государственном институте искусств и культуры в октябре 2012 г. Особое внимание уделено возможностям реализации новых государственных стандартов, трудностям профориентационной работы и набора абитуриентов. Показаны пути решения проблем в контексте создания единого образовательного пространства в целях повышения качества подготовки библиотечных кадров.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, концепция развития деятельности факультетов, учебно-методический совет
The article demonstrates the results of discussing the problems of librarian-informational education, which took place in Orel State Institute of Culture and Arts in October 2012. Special attention has been paid to possibilities of realization of new state standards, difficulties of occupational guidance work and applicants admission. It has demonstrated the ways of solving the problems in the context of creating the united educational space with the purposes of promoting the quality of library specialists.
Keywords: librarian-informational education, bachelor study, master study, conception of development offaculties activity, study-methodology counsel
В рамках научно-практической конференции «Девятые Денисьевские чтения» (25 октября 2012 г., Орловский государственный институт искусств и культуры) состоялся круглый стол на тему «Многоуровневая система подготовки специалистов для библиотечно-информационной деятельности: бакалавриат, магистратура». В его работе принимали участие представители 8 вузов культуры и искусств Российской Федерации, специалисты ведущих библиотечных учреждений Белгорода, Брянска, Орла и Орловской области.
Открывая заседание круглого стола, профессор Московского государственного университета культуры и искусств А. М. Мазурицкий отметил, что первый год работы в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки обозначил новый круг проблем и задач концептуального и практического характера. Для системы библиотечно-информационного образования актуальными являются выработка общей концепции образовательной деятельности факультетов (институтов), уточнение и развитие содержания основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, обновление методического обеспечения учебного процесса. Значительно изменились требования к педагогической квалификации и условиям труда преподавательского состава. Необходимы новые подходы к организации набора и профориентационной деятельности вузов. В сложившейся ситуации, как никогда ранее, особую ценность приобретает объединение усилий всех вузов отрасли, своевременный обмен опытом освоения новых образовательных программ и технологий.
Доцент Г. А. Кузичкина (Самарская государственная академия культуры и искусств) предложила
вниманию присутствующих методику разработки концепции развития деятельности факультетов/институтов вузов отрасли как субъектов библио-течно-информационного образования. Разработка концепции - необходимый этап формирования долгосрочной стратегии учебной структуры, соответствующей требованиям инновационного развития образования. Концепция - это не просто еще один формуляр разрабатываемой в последнее время вузовской документации, это теоретико-методическая основа подготовки и осуществления определенной трансформации во взглядах преподавателей на проблематику, формы и методы работы в вузе, адаптации к новым потребностям и задачам развития профессионального образования. Подготовка концепции требует глубокого и всестороннего анализа ресурсных возможностей вуза, системного видения и представления о масштабах задач, умения проектировать желаемые результаты. Концептуальные, системообразующие документы способны оказать организаци-онно-мобилизующее воздействие на педагогический коллектив, придать осмысленность и целенаправленность нашей повседневной деятельности, обеспечить поступательное развитие единого образовательного пространства.
Значительное место заняла дискуссия о действующих основных образовательных программах (ООП), их структуре и содержательном наполнении. В процессе обсуждения были подняты и вопросы, касающиеся разработки учебно-методических комплексов дисциплин, оформления паспортов компетенций и другой учебно-методической документации. К сожалению, пока не выработано единого подхода к составлению
21
профессиональных образовательных программ. Единые требования и координация в разработке ООП позволят избежать дублирования, лишней траты сил, времени и средств. В свете аккредитации ООП, предстоящей многим отраслевым вузам в ближайшее время, это особенно актуально.
Участники круглого стола поделились своими мнениями о профилях подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». В большинстве вузов выбраны профили «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Информационно-аналитическая деятельность», что позволяет использовать накопленные ресурсы предшествующего образовательного стандарта. Кроме того, опыт прошлых лет доказал привлекательность данных профилей для абитуриентов. Однако снижение контрольных показателей набора на направление «Библиотечно-информационная деятельность» не дает возможности формирования групп, полноценных по количеству студентов, и ставит вуз перед необходимостью выбора одного профиля образовательной подготовки. Так, в МГУКИ внедрен «универсальный профиль» бакалавра («Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»), по существу ориентированный на подготовку специалиста, способного работать в любом библиотечном учреждении. Особую озабоченность вызывает набор и подготовка магистров, которая уже осуществляется в ряде отраслевых вузов (Московском, Санкт-Петербургском, Челябинском, Казанском и др.). В условиях сохранения традиционной подготовки научных кадров в аспирантуре и неразработанности вопросов о будущих рабочих местах, оплате выпускников-магистров, в магистратуру поступают не самые подготовленные и мотивированные к серьезной учебе абитуриенты, закончившие бакалавриат или специалитет. В большинстве случаев мотивом продолжения образования становится отсрочка службы в армии или желание продлить пребывание в столичном городе. Очевидные трудности обучения таких магистров осложняются тем, что часть из них имеет непрофильное образование. В условиях малых групп (3-6 человек) организовать качественное и практически индивидуальное обучение достаточно проблематично.
Интегративность профессиональных качеств информационного специалиста является общемировой тенденцией, отметила профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств Т. Ф. Берестова. Нам необходимо более четко представлять содержательные универсалии отраслевой образовательной системы, работающие на подготовку специалистов широкого профиля. Тем более что успешная самореализация выпускников библиотечных факультетов не только в соб-
ственно библиотечной сфере, но и в образовании, СМИ, менеджменте, коммерции и бизнесе мало зависит от полученной каждым из них конкретной специализации. Это обусловлено особенностями информационной сферы как объекта профессиональной деятельности: кроме системы специальных организаций и учреждений, значительная часть специалистов занята в инфраструктурной деятельности, т. е. внутренней составляющей различных общественных систем. Информационные профессионалы занимаются одними и теми же процессами - от выявления и сбора до переработки и хранения информации. Отличаются цели, задачи, уровни, функции, технологии деятельности, определяемые статусом и задачами структуры, в которой специалисты находят свое применение.
Вызывает всеобщую озабоченность и состояние работы над новыми учебными изданиями. Год назад учебно-методический совет по библиотечно-информационному образованию в составе учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народно-художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов (УМС) подготовил и разослал вузам проспекты новых учебников для бакалавриата, составил план их выпуска на ближайшие годы, однако дальнейшей информации о ходе подготовки учебников не имеется. В этих условиях вузы используют учебные издания прошлых лет либо готовят собственные разработки. Профессор И. А. Ивашова (Орловский государственный институт искусств и культуры) выразила общее мнение присутствующих, предложив провести мониторинг учебных изданий отраслевых вузов с целью устранения дублирования и рационального распределения усилий по подготовке нового комплекса учебно-методического обеспечения. Кроме того, необходимо более точно подходить к соблюдению требований к учебникам и учебным пособиям, поскольку многие из имеющихся зачастую представляют собой научные монографии, без необходимого методического компонента.
Актуальной задачей является и разработка электронных учебно-методических комплексов, внедрение которых содействует модернизации образовательной деятельности. В частности, такой опыт имеется в Белгородском государственном институте искусств и культуры, однако его широкое распространение осложняется не до конца проработанной системой защиты авторских прав.
С каждым годом все острее встает проблема набора студентов на нашу специальность, и обычное объяснение этому - низкий социальный статус библиотечной профессии. Однако за последние годы к системе отраслевых вузов добавилось
22
значительное количество вновь открывающихся структур библиотечного образования, преимущественно на базе университетов (например, Московский государственный лингвистический университет, Башкирский государственный педагогический университет, Марийский, Мордовский, Удмуртский классические университеты и др.). Не нам судить о качестве их работы - наверное, все они имеют веские основания быть открытыми в своих регионах. Но не является ли такая ситуация свидетельством нерационального использования кадрового и научного потенциала всей системы библио-течно-информационного образования? Вузы культуры, имеющие сорокалетний и более опыт подготовки библиотечно-информационных кадров, планомерно расположены на территории страны и вполне способны подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.
Сложно сформировать «библиотечные классы» в средних школах - опять же в силу стереотипов общественного мнения. До минимума сокращен набор на библиотечные отделения училищ и колледжей культуры, практически не осуществляется в них набор на дневное обучение, что приведет к сокращению абитуриентов, желающих продолжить образование в вузе. Для обеспечения преемственности между средним и высшим уровнями библиотечно-информационного образования ценным является опыт развития двухзвенной образовательной подготовки, изложенный профессором Орловского государственного института искусств и культуры О. О. Борисовой. К числу ее преимуществ относится и сокращение сроков обучения, и устранение дублирования учебных планов среднего и высшего звена профессионального образования.
Профессор Казанского государственного университета культуры и искусств О. А. Калегина указала на имеющиеся в ФГОС предпосылки объединения усилий теоретиков и практиков, ведь одно из ключевых свойств образовательной подготовки бакалавров - это ее практикоориентированность. Это позволит разрешить возникшие противоречия и напряженность между усилиями вузов, направленными на подготовку кадров, и обеспеченностью библиотек молодыми высококвалифицированными специалистами. С одной стороны, библиотека не популярна и в представлении значительной части населения не престижна, прежде всего в финансовом обеспечении работающего. Поэтому при выборе будущей профессии выпускники школ и их родители ориентируются совсем на другие профессии (и соответственно выпускные экзамены -ЕГЭ), что делает профориентационную работу на библиотечную профессию неэффективной. Однако мониторинг кадровой ситуации в библиотеках
свидетельствует о нехватке молодых специалистов, способных поднять работу библиотеки на современный уровень сегодня и в перспективе. С другой стороны, с трудом набранные абитуриенты, но в итоге подготовленные с учетом современных требований к библиотекам выпускники неохотно идут на работу в библиотеки (система распределения разрушена) по вышеуказанным причинам, предпочитая работу в сфере информационного сервиса, документации, менеджмента. Сторонние организации с большим желанием берут выпускников библиотечных квалификаций, учитывая их компьютерную, коммуникативную, управленческую подготовку.
Необходима теснейшая связь факультетов (институтов) вузов отрасли с работодателями (библиотеками и их учредителями, отделениями Российской библиотечной ассоциации) при организации профориентации, набора, подготовки и распределения библиотекарей. Учитывая направленность на широкое внедрение информационных технологий как базы современной библиотечно-информационной деятельности, можно предложить заменить состав ЕГЭ, включив в него такие дисциплины, как математика и информатика или обществознание.
В результате обсуждения был выявлен ряд проблем, связанных с современным этапом внедрения Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», для решения которых, по мнению участников круглого стола, требуется:
1) активизировать деятельность отраслевого УМС по формированию единой стратегии и тактики образовательного процесса;
2) просить УМС дать четкие рекомендации относительно состава и структуры документов, являющихся обязательными для обеспечения ООП (паспорта компетенций, УМКД, программ практик, требований к ИГА и др.);
3) учебный план и другие материалы ООП для подготовки бакалавров по универсальному профилю выставить на сайте головного вуза с целью их рекомендации для использования вузами отрасли;
4) провести мониторинг и создать единую информационную базу данных о наличии учебно-методических изданий в отраслевых вузах в целях ее эффективного использования;
5) составить координационный план издания учебных программ, учебников, методических указаний и т. п. для бакалавриата и магистратуры;
6) регулярно отражать планы и текущее состояние работы УМС на сайте, а также организовать сбор и размещение информации о
23
деятельности выпускающих кафедр и факультетов (институтов) отраслевых вузов по выполнению решений УМС;
7) в связи со сменой парадигмы библиотечной профессиональной деятельности и ее ориентации на использование информационных и медиатехно-логий, инициировать решение вопроса об утверждении нового перечня вступительных испытаний (ЕГЭ), включающего русский язык, математику, информатику/обществознание;
8) использовать ресурсы профессиональной периодической печати для освещения проблем библиотечно-информационного образования в рамках постоянно действующей рубрики.
Как видно из рекомендаций, значительные ожидания связываются с активизацией деятельно-
сти УМС. Необходим единый «командный» центр, поскольку наша образовательная система находится под угрозой утраты самого главного - своей актуальности и востребованности, а значит, и своего социального статуса. Настало время перемен и для библиотечно-информационного образования, и региональные вузы должны максимально активно включиться в решение обозначенных проблем профессиональной подготовки специалистов для нового, информационного общества.
Участники круглого стола выражают уверенность, что вышеизложенные рекомендации могут содействовать консолидации отраслевых вузов и формированию единого образовательного пространства по направлению подготовки «Библио-течно-информационная деятельность».
Сдано 19.11.2012
24