Научная статья на тему 'Библиотечно-информационное образование: поиск новых решений'

Библиотечно-информационное образование: поиск новых решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В К. Клюев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационное образование: поиск новых решений»



Библиотечно-информационное образование: поиск новых решений

в.К. клюев

председатель Учебно-методического совета вузов РФ по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, профессор

проектирование и реализация основных образовательных программ по направлению «библиотечно-информационная деятельность» на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения

Вначале февраля 2011 года прошло расширенное заседание Учебно-методического совета (УМС) вузов РФ по образованию в области библио-течно-информационной деятельности. В его работе приняли участие специалисты из Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Казанского государственного университета культуры и искусств, Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Самарской государственной академии культуры и искусств, Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, Белгородского государственного института культуры и искусств,

стей российской культуры, культурного здоровья всего её населения.

2...Законодательное определение статуса художественного образования в России как системы непрерывного профессионального образования. 3...Сохранение в перечне высших образовательных учреждений в сфере культуры и искусства академий, отказ от которых приведет к кадровому оскудению тех же самых учебных заведений и, следовательно, последующему обрушению системы художественного образования в стране.

4...Позиционирование в законе ассистентуры-стажировки как формы послевузовского высшего профессионального образования, равнозначной по статусу аспирантуре. 5...Возможность в процессе приёма абитуриентов в высшие учебные заведения сферы культуры и искусства ориентироваться не только на контрольные цифры, закрепленные за профилями, инструментами, видам исполнительства, но и гибко реагировать на структуру выпуска учащихся других звеньев системы непрерывного художественного образования.

Орловского государственного института искусств и культуры, Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина и Удмуртского государственного университета.

Открыл заседание председатель Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, ректор МГУКИ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Р. Г. Абдулатипов. Во вступительном слове он обстоятельно осветил внедрение в образовательный процесс вузов культуры и искусств уровневой системы подготовки кадров, акцентировал интегрирующую роль УМО в развитии отраслевого высшего профессионального образования.

В первой части заседания УМС состоялись выборы нового руководства Совета. По представлению Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова единогласно избрали председателем УМС кандидата педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой управления библиотечно-информационной деятельностью МГУКИ Владимира Константиновича Клюева, заместителем председателя - кандидата педагогических наук, доцента, декана библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ Светлану Геннадьевну Николову, ученым секретарём переизбрали кандидата педагогических наук, доцента, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Библиотечно-информационного института МГУКИ Карину Владимировну Ивину.

Р. Г. Абдулатипов поблагодарил доктора педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой библиотековедения и книговедения МГУКИ Александра Михайловича Мазурицкого за многолетнюю работу в

качестве председателя УМС и вручил ему благодарственное письмо.

Во второй части заседания УМС обсуждался проект Примерной основной образовательной программы (ПрООП) высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-ин-формационная деятельность (магистр), представленный его разработчиком В.К. Клюевым. Коллеги из СПбГУКИ предложили две новые программы магистерской под-готовки -«Информационный менеджмент в библиотечной сфере: теория и методология» и «Книговедение в системе библиотечно-информационной деятельности: теория и методология». После обсуждения их содержательного наполнения и профилирования к проблематике основного направления подготовки магистров они были одобрены. Вносились также коррективы в аннотации дисциплин базовой части профессионального цикла примерного учебного плана проекта ПрООПа. Мнение по обсуждаемой Примерной основной образовательной программе отраслевой магистратуры высказал Генеральный директор ГПНТБ России, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий Я.Л. Шрайберг.

В.К. Клюев представляет проект Пример

ной основной образовательной программы отраслевого бакалавриата

Было принято единогласное решение утвердить ПрООП по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (магистр) с учётом высказанных замечаний, предложений и внесённых корректив. В качестве возможных программ магистерской подготовки выделены:

1. Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью.

2. Информационный менеджмент в библиотечной сфере: теория и методология.

3. Социология и психология биб-лиотечно-информационного обслуживания: теория и методология.

4. Теория и методология библио-течно-педагогической деятельности / Теория и методология библиотечно-ин-формационного обслуживания детей и юношества.

5. Теория и методология информационно-аналитической деятельности.

6. Библиотечно-информационные технологии: теория и методология.

7. Книговедение в системе библиотечно-информа-ционной деятельности: теория и методология.

В рамках заседания УМС коллеги из Санкт-Петербурга аргументированно представили два дополнительных профиля подготовки бакалавров по направлению 071900 Библиотечно-информационная деятельность - «Менеджмент информационно-биб-

Модернизация образования в сфере культуры и искусств: стратегия и тактика

Экспресс-опрос ректоров федеральных вузов культуры и искусств в ходе обсуждения проекта Федерального закона «об образовании в Российской Федерации»

И.Г. ШИШКИН, ректор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент

Определение перспективных направлений художественного образования и путей модернизации системы подготовки кадров для учреждений культуры необходимо связывать с совершенствованием законодательного обеспечения процессов образования, учитывая, однако, особенности подготовки кадров для сферы культуры и искусства.

В целях поддержки наиболее талантливой молодежи, уже

имеющей значимые творческие достижения, в законодательстве целесообразно предусмотреть право на прием без вступительных испытаний для победителей международных и всероссийских творческих конкурсов, перечень которых утверждается Министерством культуры РФ.

Предлагаем также дополнить законодательство об образовании нормами, позволяющими осуществлять прием поступающих в

Образование в пространстве культуры

Особый интерес вызвал опыт разработки компе-тентностно-ориентированного учебного плана подготовки бакалавра универсального профиля, отражающего в дисциплинах вариативной части профессионального цикла и дисциплинах по выбору обучающегося все наиболее значимые библиотековедческие, библиографоведческие, информационно-коммуникационные и книговедческие учебные курсы.

На заседании УМС обсуждались учебные издания, прошедшие экспертизу и представляемые для присвоения рекомендательного грифа Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов.

В перспективе работы Совета проведение семинаров по проектированию и внедрению Основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 071900 Библиотечно-ин-формационная деятельность, формирование фонда оценочных средств учебных достижений студентов.

лиотечных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности» и «Книжные коммуникации в библиотечно-информационной сфере». После активной дискуссии констатировали актуальность предложенных профилей обучения и приняли решение о целесообразности их включения в перечень профилей подготовки отраслевых бакалавров.

В обновлённой редакции перечень профилей бакалавриата по направлению 071900 Библиотечно-ин-формационная деятельность включает:

1. Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации.

2. Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством.

3. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

4. Информационно-аналитическая деятельность.

5. Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов

6. Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности.

7. Книжные коммуникации в библиотечно-инфор-мационной сфере.

С большим вниманием участники заседания УМС заслушали развёрнутое выступление доктора педагогических наук, профессора, директора Библиотечно-информационного института МГУКИ Татьяны Викторовны Кузнецовой, которое было посвящено целям, задачам, содержанию и результатам проектирования Основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность.

Расширенное заседание УМС проводит новый председатель В.К. Клюев

вузы лиц, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста соответствующего профиля по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

Полезным представляется введение ассистентуры-стажировки по творческо-исполни-тельским специальностям в сфере культуры и искусств и определение правового статуса ассистента-стажера. Не менее важно законодательно определить статус лиц, завершивших послевузовское профессиональ-

ное образование в ассистентуре-стажировке и решить вопрос об их соотнесении с лицами, имеющими ученые степени и (или) звания.

Особого внимания заслуживает факт изменения в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» видов образовательных организаций высшего образования: исключение академий из системы образовательных организаций высшего образования.

Данный подход к классификации организаций системы высшего образования представляется нелогичным и непродуманным,

противоречащим мировой практике развития высшего образования по следующим причинам:

- академия как вид вуза является традиционным и существует во многих странах мира и зачастую используется для обозначения творческих учебных заведений;

- существующее количество академий в России доказывает необходимость существования данного вида вузов в том статусе, который предусмотрен действующим законодательством;

- вследствие преобразования академий в образовательные организации высшего образования

вида «институт», уровень образования выпускника неизбежно понизится, целые научные школы будут уничтожены, а уникальный образовательный опыт потерян.

- трудоемкость и затратность процедуры преобразования существующих академий, сводит к «нулю» коэффициент полезного действия данной реформы.

Учитывая изложенное, предлагается проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнить таким видом образовательных организаций высшего образования, как «академия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.