Образование в сфере культуры: стратегия обновления
т.к. солодухина,
доктор педагогических наук, профессор
в.и. солодухин,
доктор педагогических наук, профессор
ВМГУКИ 27 ноября прошло заключительное в 2010 году заседание Совета УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, на котором подводились итоги работы объединения, собирались предложения на перспективу, советы и определялись общие параметры интеграции вузов культуры и искусств в мировое образовательное пространство. В работе этого Совета приняли участие ведущие ученые различных вузов культуры и искусств, их руководители и специалисты по учебно-методической работе.
Сегодня вся система образования России нуждается в системном реформировании. Для высшего образования основным требованием времени является переход на уровневую систему высшего профессионального образования, что неизбежно ставит перед вузами, в том числе и перед вузами культуры и искусств, ряд сложных и ответственных задач. Для
нашей сферы самыми важными можно считать: сохранение накопленного опыта воспроизводства культурных традиций многонациональной России, обеспечение преемственности поколений в условиях глобализации, в том числе за счет повышения качества подготовки специалистов для сферы культуры и искусств.
Опыт научно-образовательной деятельности вузов культуры и искусств показал, что многоуровневое образование требует существенного изменения в структуре учебного процесса бакалавров, значительного увеличения доли самостоятельной работы студентов, внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов. В профессиональном становлении магистров основной акцент делается на научно-исследовательскую работу, включающую работу по индивидуальному плану, исследовательскую и педагогическую практики, подготовку магистерской работы. За прошедшие годы в подготовке магистров педагогами осознана важность профилизации, кото-
Модернизация образования в сфере культуры и искусств: стратегия и тактика
Экспресс-опрос ректоров федеральных вузов культуры и искусств в ходе обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Р.Р. ЮСУПОВ, ректор Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор исторических наук, профессор
В реализации отраслевой образовательной политики, на наш взгляд, необходимо учитывать специфику подготовки кадров для сферы культуры и искусств. При этом следует пересмотреть набор ЕГЭ по направлению «Культура и искусство», исключив из него литературу или оставив ее по выбору абитуриента.
Необходимо учитывать специфику различных специ-
альностей в содержании тестов интернет-экзаменов, расширить номенклатуру общепрофессиональных и специальных дисциплин для сферы культуры и искусства. Особенности подготовки по художественно-творческим специальностям требуют, чтобы наполняемость учебной группы была установлена не от 25 человек, а от 10 -12 человек.
В послевузовском образо-
рая позволила развивать и углублять профессиональные теоретические знания магистров, формировать умения по применению полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, овладевать навыками постановки и проведения самостоятельных научных исследований.
Накопленный опыт послужил основой для создания нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), которые принципиально отличаются от предыдущего поколения государственных стандартов компетентностным подходом, настраивающим педагогическую практику вузов на организацию образовательного процесса, основанного на увеличении доли индивидуального обучения студентов, включая их постоянно возрастающую самостоятельную учебную деятель-
ность и личную ответственность за ее результаты (индивидуальное планирование (личная траектория), самооценка, самоорганизация, саморазвитие, индивидуальный мониторинг и т.д.)
Основа современных образовательных стандартов - ориентация на новые результаты, среди которых:
- информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативная компетентность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекто-
вании в вузах культуры и искусства целесообразно приравнять ассистентуру-стажировку к аспирантуре.
Считаем важным формирование в регионах на базе вуза культуры и искусств (кластер) многоуровневой системы образования (среднее профессиональное бакалавриат -специалитет - магистратура -послевузовское образование, дополнительное профессиональное образование, переподготовка и повышение квалификации), что позволит обеспечить преемственность всех ступеней и значительный эко-
номический эффект. Например, только в столице Республики Татарстан, Казани,одновременно действуют Казанский государственный университет культуры и искусств, Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства Министерства культуры Республики Татарстан, в котором на бюджетные средства осуществляются функции вуза федерального подчинения, в связи с чем у КГУКИ возникают сложности с выполнением ак-
кредитационных требований по параметру «дополнительное образование».
Важным считаем также восстановление профиля, связанного с музыкальной народной культурой, в рамках направления «Народная художественная культура», поскольку обучение студентов любительскому музыкальному творчеству в вузах культуры и искусств прекратилось.
Для дальнейшего развития отраслевого образования в сфере культуры и искусств большую пользу принесет, на наш взгляд, создание феде-
ральной отраслевой программы академических обменов вузов культуры и искусств с зарубежными учебными заведениями. Также этому будет способствовать разработка федеральных отраслевых программ / координационных советов по обеспечению подведомственных Министерству культуры России учебных заведений лицензионным программным обеспечением общего и специального назначения; электронными библиотечными системами, фонды которых формируются с учетом профиля вузов.
Z
рию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Однако сегодня УМО - это и повышение качества подготовки специалистов, и разработка ФГОС ВПО нового поколения, и, в целом, обеспечение учебно-методического, научно-методического сопровождения работы вузов.
За последние годы УМО были разработаны и утверждены Министерством образования РФ Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и примерные основные образовательные программы по следующим направлениям подготовки: 071900 Библиотечно-инфор-мационная деятельность (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета кандидат педагогических наук, профессор В.К. Клюев; 071800 Социально-культурная деятельность (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Ярошенко; 071500 Народная художественная культура (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор Е.Ю. Стрельцова. На утверждении в Министерстве образования РФ находятся ФГОС ВПО по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (бакалавриат и магистратура) - руководитель учебно-методического совета доктор педагогических наук, профессор О.Л. Орлов, и по специальности «Зву-корежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» - и.о. руководителя учебно-методического совета В. Иванова.
Председатели и члены УМС проходили в Центре качества обучение по разработке основных образова-
тельных программ на основе компетентностного подхода. Состоялось несколько обсуждений ПООП и стратегии разработки ООП при участии Председателя УМО доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Р.Г. Абдулатипова.
Таким образом, сегодня УМО имеет возможность оказывать консультационную помощь вузам по разработке основных образовательных программ.
Хотелось бы определить некоторые перспективы деятельности УМО на следующий - 2011 - год.
В связи с переходом на уровневую систему образо-
Мы ставим задачей концентрировать внимание педагогического сообщества на разработке учебно-методического сопровождения нового поколения стандартов, основных образовательных программ на основе компетентностного подхода.
вания повышается реальная потребность вузов в интеграции при решении ряда вопросов, связанных с образовательным процессом, научными исследованиями и инновациями в рамках УМО. Это требует повышения эффективности функционирования УМО.
Мы ставим задачей концентрировать внимание педагогического сообщества на разработке учебно-методического сопровождения нового поколения стандартов, основных образовательных программ на основе компетентностного подхода. Вновь создаваемое педагогическое сопровождение должно развивать академическую мобильность педагогов и студентов вузов культуры и искусств. Для этого нам необходимо создать творческие группы, в которые вошли бы ве-
Модернизация образования в сфере культуры и искусств: стратегия и тактика
Экспресс-опрос ректоров федеральных вузов культуры и искусств в ходе обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Н.А. ПАРШИКОВ, ректор Орловского государственного института искусств и культуры, доктор педагогических наук, профессор
Всех заинтересованных людей, связанных с художественным образованием в России, сегодня тревожит складывающаяся ситуация вокруг системы художественного образования - системы, сложившейся в стране в течение нескольких десятилетий ХХ века, сохраненной в 1990 - 2000-е гг.
Эти тревоги усилились в процессе обсуждения проекта Федерального закона «Об обра-
зовании в Российской Федерации». В нем прослеживается попытка объединить два противоположных подхода к регулированию сферы образования: подхода, основанного на преобладании государственных принципов регулирования, и подхода, ориентированного на рыночные принципы регулирования.
Сочетание этих методов приведет к созданию заведомо
дущие специалисты по направлениям региональных вузов, организовать совместные встречи, онлайн-обсуждения и т.д., а также - публикацию учебников и учебных пособий.
Необходимо интегрироваться и в разработке учебно-методической документации по новой организации образовательного процесса (по созданию нормативной базы индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, кредитов и т.д.). Все это должно существенным образом способствовать выравниванию и повышению качества образования.
Необходимо обратить особое внимание на процессы повышения квалификации педагогических кадров в связи с переходом на новую организацию образовательного процесса, внедрением компетентностного подхода и нелинейной организации учебного процесса. Нам необходимо развивать идеи мастер-классов, «круглых столов», профессиональных конкурсов, способствующих повышению компетентности и искусства преподавателя.
Оценивая потенциал и историю УМО (которая насчитывает 15 лет), сложившиеся традиционные формы обмена информацией, необходимо развивать ее дистанционные формы: онлайн-конференции, он-лайн-совещания, обмены мнениями и т.д.
Невозможно не предвидеть и изменение содержа-
ния деятельности УМО, которое проявляется в освоении новых направлений работы, необходимых для совершенствования управления и повышения качества и эффективности учебно-методической деятельности. Это касается использования методик анализа качества образования с помощью компьютерной техники, разработки новых технологий интенсификации образования и др. Необходимо создавать интерактивное учебно-методическое обеспечение, которого по ФГОС ВПО должно быть не менее 40%.
Мы также намерены более активно участвовать в исследовательской деятельности, поскольку исследовательская деятельность является основой прогнозирования развития образования в сфере культуры и искусства, и включать в эту работу специалистов региональных вузов.
Только совместная учебно-методическая работа позволит реализовать всю совокупность новых идей в определении целей, задач, содержания образования, заявленных в декларируемых установочных документах Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; в определении достижений результатов реализации концепции новых стандартов; в разработке нового поколения учебно-методического сопровождения при реализации стандартов нового поколения.
неэффективной законодательной конструкции. Между тем, нам нужна система четкая, понятная и последовательная, которая сохранит актуальность на многие десятки лет.
Из проекта этого закона выпал уровень начального профессионального образования, что может негативно сказаться на всей системе художественного образования. Также представляется необоснованным исключение из перечня образовательных организаций высшего образования академий. Статус университета для вузов, которые готовят специалистов
в области искусства и культуры, должен быть сохранен.
Отдельно заслуживает внимания проблема ФГОС ВПО третьего поколения. С нового учебного года вузы обязаны начать обучение по новым ФГО-Сам. Для этого на данном этапе вузам необходимо уже заканчивать подготовку учебных планов, учебных программ, иной учебно-методической документации с учетом требований этих ФГОСов. Однако на сегодняшний день далеко не все ФГОС ВПО утверждены, например по актерскому искусству, режиссуре кино и телевидения, ре-
жиссуре театрализованных представлений.
Концепция ФГОС ВПО основывается на сознательном отходе от детального прописывания содержания каждой учебной дисциплины, что характерно для действующего образовательного стандарта. Вместо этого внимание сосредотачивается на описании результатов образования как компетенций, формируемых в процессе обучения. Других указаний относительно содержания и технологий образовательного процесса во ФГОС ВПО не имеется. Это, с одной
стороны, открывает широкие возможности для творчества при составлении учебных планов и программ дисциплин, учебных и производственных практик, позволяющих в результате сформировать необходимые компетенции у выпускников вуза. С другой стороны, вполне реальной является перспектива разрушения единого образовательного пространства - в том случае, если содержание и технологии обучения в разных вузах будут различаться настолько, что окажется невозможной академическая мобильность студентов. К тому же