Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ'

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / БУХГАЛТЕР / СПЕЦИАЛИСТ / КВАЛИФИКАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MULTILEVEL SYSTEM / ACCOUNTANT / SPECIALIST / QUALIFICATION / ACCOUNTING / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бейбалаева Джамиля Куберовна, Хийирбеков Артур Тагирбекович, Казакаева Алжанат Магомедовна

В статье рассмотрена сущность и понятие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. Сделан вывод о том, что на каждой ступени полуения профессионального образования необходимо так построить образовательный процесс, чтобы у будущих бухгалтеров не только сформировались конкретные знания и умения, но и развивать такие качества личности, которые позволят им в своей дальнейшей пррофессиональной деятельности достаточно быстро осваивать новые знания, новую технику, технологии, а также и новые профессииThe article considers the essence and concept of a multi-level system of training, retraining and advanced training of accountants. It is concluded that at each stage of professional education, it is necessary to build the educational process in such a way that future accountants not only have specific knowledge and skills, but also develop such personal qualities that will allow them to quickly master new knowledge, new techniques, technologies, as well as new professions in their further professional activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ»

Педагогика

УДК 378

доктор экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, экономики и дизайна Бейбалаева Джамиля Куберовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Хийирбеков Артур Тагирбекович ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала); кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет-1» Казакаева Алжанат Магомедовна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала), ведущий Бухгалтер-ревизор отдела аудита и размещения госзаказа

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность и понятие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. Сделан вывод о том, что на каждой ступени полуения профессионального образования необходимо так построить образовательный процесс, чтобы у будущих бухгалтеров не только сформировались конкретные знания и умения, но и развивать такие качества личности, которые позволят им в своей дальнейшей пррофессиональной деятельности достаточно быстро осваивать новые знания, новую технику, технологии, а также и новые профессии.

Ключевые слова: многоуровневая система, бухгалтер, специалист, квалификация, бухгалтерский учет, профессиональная деятельность.

Annotation. The article considers the essence and concept of a multi-level system of training, retraining and advanced training of accountants. It is concluded that at each stage of professional education, it is necessary to build the educational process in such a way that future accountants not only have specific knowledge and skills, but also develop such personal qualities that will allow them to quickly master new knowledge, new techniques, technologies, as well as new professions in their further professional activities.

Keywords: multilevel system, accountant, specialist, qualification, accounting, professional activity.

Введение. В России с начала 90-х годов, когда был период становления новых рыночных отношений и подъема предпринимательской активности, профессия бухгалтера стала особенно значимой среди самых востребованных.

И это понятно, ведь без грамотного ведения бухгалтерского учета не возможна эффективная и оптимальная деятельность как крупных акционерных компаний, кредитных организаций, совместных фирм, предприятий, организаций, так и небольших предприятий и организаций среднего и малого бизнеса, общественных организаций во всем разнообразии форм собственности, образовательных организаций различных уровней и форм собственности. Бухгалтер, который в себе сочетал такие качества, как сообразительность, въедливость и опытность, был необычайно востребован на рынке труда, за такого специалиста боролись руководители любых фирм особенно в условиях жесткой конкуренции.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях невозможно представить эффективную работу ни одного предприятия - мелкого, крупного, государственного или коммерческого без деятельности бухгалтерии для документального ведения финансово-хозяйственного учета на них. Этого требует как действующее законодательство, так и интересы бизнеса: зачастую сдаваемая не надлежащим образом подготовленная с сданная бухгалтерская и налоговая отчетность может привести к штрафным санкциям на организации, предприятия разных форм собственности и масштабов производства. Ведь, именно грамотное ведение бухгалтерского учета формирует информацию о деятельности предприятий и организаций, и что будет способствовать предусмотрению многих проблем хозяйственного, финансового и управленческого характера, которые возникают в процессе работы организаций и предприятий [1, 2].

Дальнейшее эффективное развитие бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях и в организациях возможно только, при постоянном совершенствовании и повышении профессионального бухгалтерского образования. Последнее необходимо на промышленных предприятиях различных масштабов и форм собственности, на предприятиях с иностранным участием и в торговых компаниях различных масштабов для работы на должностях топ-менеджеров предприятий, исполнительных директоров, менеджеров различных уровней управления, главных бухгалтеров, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей образовательных организаций различных уровней и форм собственности, в финансово-кредитных учреждениях, страховых организациях, органиазциях налоговой службы, бюджетных органиазций и различных государственных органах. При получении профессионального бухгалтерского образования необходимо учитывать, что работодателям могут потребоваться как специалисты широкого профиля, так и в какой-то одной узконаправленной области. Однако единое требование заключается в отличном знании требований и условий бухучета с учетом происходящих изменений в действующем законодательстве и подзаконных актах. Именно поэтому без диплома профессиональном бухгалтерском образовании (сертификата, удостоверения) на сегодняшней день устроиться на работу бухгалтером практически невозможно [3].

Важно отметить, что, во-первых, задача заключается подготовки необходимого количества квалификационных бухгалтеров и аудиторов, которые понимают направления, требования, нормы формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности для внешних и внутренних пользователей, владеют современными приемами и навыками ведения бухгалтерского учета, организации и проведении аудита бухгалтерской отчетности на предприятиях и организациях. А, во-вторых, высококвалифицированная система ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятиях и в организациях различных форм собственности и масштабов деятельности должна обеспечивать достаточное число пользователей, которые нуждаются в информации, которая формируется по данным бухгалтерского учета и отчетности. Пользователям такого рода информация необходим для ее использования при принятии конкретных, текущих и стратегических управленческих, хозяйственных и экономических решений,

например, установлении наиболее оптиального и эффектитвного направления для инвестиций капитала в свое производство или в капитал иных предприятий и анализе рисков, которые связаны с этим [7].

Исходя из вышесказанного, можно выяснить какая система подготовки будущих бухгалтеров в Российской Федерации в современное время.

Одним из способов совершенствования обучения будущих бухгалтеров является моделирование их профессиональной деятельности. При этом, создавая модель подготовки будущего бухгалтера в системе многоуровневого непрерывного профессионального бухгалтерского образования важно получить понимание о первоначальном, итоговом и промежуточном контроле результатов профессиональной образовательной деятельности.

Важно отметить, что при наличии вариантов принятия решения при поступлении в образовательные организации будущие специалисты в области бухгалтерского учета могут выбрать наиболее оптимальные для них возможности.

На современном этапе абитуриентам предоставляется выбор того пути, по которому им следует пойти, для того, чтобы получить высшее образование со специализацией - бухгалтерский учет. Одним из них может стать среднее общее образование, которое дает возможность поступить в вуз и через 4-5 лет (по очной форме обучения со степенью бакалавра) получить диплом о высшем образовании по профилю бухгалтерский учет. Или же другим - может стать возможности поступить в организацию среднего профессионального образования или в структурное подразделение при вузе, которое реализует образовательные программы среднего профессионального образования по бухгалтерскому учету. Это позволит будущим бухгалтерам выйти из организации СПО через два года с дипломом о среднем профессиональном образовании и получить возможность или пойти работать по полученной специальности, или продолжить дальнейшее обучение в вузе по профилю с получением высшего бухгалтерского образования.

Такого рода возможность важна тем, что у абитуриента появляется несколько вариантов для получения дальнейшего профессионального бухгалтерского образования. При этом у организаций высшего образования и их профессорско-преподавательского состава появляется возможность и даже необходимость повышения эффективности функционирования существующей, действующей многоуровневой системы профессионального бухгалтерского образования, посредством построения модели непрерывной профессиональной подготовки уже дипломированных специалистов на безе интегрированным программа среднего, высшего и дополнительного образования в образовательной структуре непрерывного профессионального бухгалтерского образования СПО, ВО и ДПО. Такой подход создает условия для целостного подхода к получению профессиональных знаний, а также позволяет:

- уменьшить сроки обучения и уменьшить затраты на подготовку будущих бухгалтеров;

- поднять эффективность использования профессорско-преподавательского состава вуза для подготовки будущих бухгалтеров;

- создать условия для выбора абитуриентами того уровня своей профессиональной подготовки, который отвечает их возможностям и представлениям;

- создать условия для преемственности при обучении посредством интеграции учебных планов и рабочих программ дисциплин по бухгалтерскому учету;

- разработать единые требования к оценке качества результата обучения будущих бухгалтеров;

- перейти к реализации целостной образовательной парадигмы, такой, которая объединяла бы в себе единый учебно-воспитательный процесс будущих бухгалтеров.

Такого рода моделирование требует создания таких критериев качества подготовки, которые помогли бы установить уровень полученных и профессиональных компетенций, которыми должен будет обладать будущий бухгалтер, определение взаимосвязи этих критериев с педагогическими условиями, в которых и происходит их формирование [5].

Основой для разработки модели непрерывной многоуровневой подготовки будущих бухгалтеров служат:

- сопряжение разных уровней профессиональной подготовки в рамках целостных образовательных программ (оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки, федеральных и региональных составляющих);

- завершенность каждого уровня профессионального обучения по неправлению и профилю бухгалтерский учет;

- усложнение основных образовательных программ при переходе от одного уровня к другому при использовании оптимальной, рациональной последовательности и преемственности при изучении дисциплин по учебному плану для специальности бухгалтерский учет;

- разнообразие форм и методов профессиональной подготовки, гибкость учебного процесса с целью подготовки будущих бухгалтеров;

- тесная связь образовательных организаций различных уровней и форм собственности по подготовке будущих бухгалтеров с рынком труда, т.е. требованиями работодателей [6].

Считаем, к модели по подготовке будущего бухгалтера относятся основная образовательная программа, которая разрабатывается в соответствии с Государственными образовательными стандартами, потребностей реального сектора экономики и рынка труда. Она в себя включает: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программу итоговой государственной аттестации будущего бухгалтера. Связывающим звеном в такого рода модели выступают требования к профессиональным и личностным качествам будущего бухгалтера [4].

Специальность бухгалтера, с психологической точки зрения, может относиться к такому типу профессии, как «человек - знаковая система». Это характеризует профессиональную подготовленность будущих бухгалтеров к работе со знаковыми системами, числами и формулами. Данная специальность требует от будущего бухгалтера способности к аналитическому мышлению, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости, терпению, а также умению отстаивать свою точку зрения и способности к работе с коллективом.

Рассмотрим базовые обязательные требования, которые предъявляются работодателями г. Махачкала, к профессиональным и личностным качествам будущего бухгалтера:

- высокая работоспособность;

- высшая степень ответственности;

- глубокое понимание и широкий взгляд на вопросы своей профессии, а также стремление к самосовершенствованию и приобретению новых знаний;

- умение обрабатывать информацию, необходимую для осуществления профессиональной бухгалтерской деятельности;

- способности к анализу хозяйственных и финансовых операций и их эффективности;

- командная работа в коллективе, что создает здоровую обстановку коллективе бухгалтерии;

- самостоятельность в действиях в условиях неустойчивости и неопределенности, при появившихся нестандартных или рисковых ситуациях.

К второстепенным профессиональным и личным качествам будущего бухгалтера работодатели при опросе отнесли:

- способность к планированию своей профессиональной деятельности;

- осуществление исследовательской деятельности;

- базовые и продвинутые знания иностранных языков.

Нами был произведен анализ пожеланий работодателей, предъявляемых ими к специалистам по бухгалтерскому учету по следующим моментам:

- половая принадлежность будущего бухгалтера для большинства работодателей не имеет особого значения, о чем высказывались 75% опрошенных, только 25% руководителей предпочитают женщин в возрасте с 25 до 45 лет;

- требование того, чтобы образование было высшее, если же нет его, то работа возможна только под руководством главного бухгалтера;

- опытность в работе по данной специальности имеет значительное значение, о чем сообщили 100% респондентов;

- 85% опрошенных высказали свое довольство имеющимся у бухгалтера уровнем его образования, а остальные же основной причиной неудовольствия считают низкий уровень квалификации.

Наиболее значимыми недостатками, которые отмечаются работодателями у бухгалтеров являются: некомпетентность, несобранность, небрежность, нежелание овладевать новыми знаниями и информацией, недостаточное владение информационно-коммуникационными технологиями.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие факторы, которые влияют на результат и качество подготовки высокопрофессионального будущего бухгалтера:

1. Материально-техническая база образовательных организаций различных уровней и форм собственности.

2. Структуре и содержанию основной образовательной программы, которая разрабатывается на базе Государственного образовательного стандарта по направлению и профилю, которые включают в себя весь спектр состава, формирующий профессионально компетентностного будущего бухгалтера по разработанным критериям.

3. Уровень сформированности компетнтности будущего бухгалтера, критерии которых содержатся в рабочих программах дисциплин, разработанных программах учебных и производственных практик, программах итоговой государственной аттестации будущего бухгалтера по разработанным и утвержденным этапам формирования.

4. Требования к профессиональным и личностным качествам будущего бухгалтера формируются на базе разработанного и действующего государственного образовательного стандарта по направлению и профилю бухгалтерский учет, в той части требований к уровню подготовки будущего бухгалтера, в которой учитываются требования работодателей и реального сектора экономики и рынка труда на конкретной территории [3].

Многими работодателями предъявляются следующего рода требования к личностным качествам будущего бухгалтера:

- высокий уровень работоспособности;

- максимальная форма ответственности;

- глубокие познания в профессиональной бухгалтерской области;

- способность к саморазвитию и самосовершенствованию, умению работать с большими объемами информации;

- способности к аналитической работе с целью выявления источников резервов для повышения эффективной деятельности предприятий и организаций;

- командная работа;

- мобильность;

- способность принимать самостоятельные решения для осуществления своей профессиональной деятельности в условиях риска и неопределенности.

Важно отметить, что такие требования могут быть успешно реализованы только, если будут отражены в каждой учебной дисциплине по учебному плану в профессиональных образовательных организациях различных форм собственности и уровней.

Выводы. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что на каждом этапе профессионального бухгалтерского образования важно так выстроить образовательный процесс, чтобы у будущих бухгалтеров не только сформировывались конкретные знания и умения, но и развивались такие полезные качества и личности, которые позволят им в процессе дальнейшей профессиональной деятельности быть мобильными для быстрого освоения новых знаний, новой техники, технологий, а при необходимости и новые профессии.

Литература:

1. Бейбалаева Д.К., Джаватханова П.А. Построение модели управления качеством профессиональных компетенций будущих бухгалтеров. Информационные технологии в профессиональном образовании: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции (13-14 декабря 2018 г.). - Москва-Берлин, 2018. - с. 102-110.

2. Бейбалаева Д.К., Ибрагимова З.Г. Система управления качеством формирования будущих бухгалтеров СПО. Информационные технологии в профессиональном образовании: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции (13-14 декабря 2018 г.). - Москва-Берлин, 2018. - с. 110-117.

3. Бейбалаева Д.К., Раджабалиев Г.П. Активные формы обучения бухгалтерскому учету в организациях СПО. Информационные технологии в профессиональном образовании: материалы IV Международной заочной научно-практической конференции (13-14 декабря 2018г.). - Москва-Берлин, 2018. - с. 117-122.

4. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. - М.: Аскери -АССА, 2004 г.

5. Островский О.М., Ковалев В.В. О программе профессиональной подготовки бухгалтеров // Бухгалтерский учет, №15, август 2005 г.

6. Романов А.Н., Островский О.М., Ковалев В.В., Статья «О международных тенденциях в развитии бухгалтерской профессии» от 05.03.2004.

7. Юткина Ю.А. Профессия. Бухгалтер. Журнал «Личные деньги» от 28.02.2005.

Педагогика

УДК 372.881.161.1 аспирант Ван Юэхань

Московский государственный университет имени. М.В. Ломоносова (г. Москва)

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ, УРОВЕНЬ А2)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению влияния этнопсихологических особенностей китайских учащихся на обучение русскому языку (на начальном этапе, уровень А2) и анализу опроса китайских учащихся об этнопсихологических особенностей китайцев (как их определяют сами китайцы).

Ключевые слова: этнопсихологические особенности; русский язык как иностранный; китайские студенты.

Annоtation. This article is devoted to the study of the influence of the ethnopsychological characteristics of Chinese students on teaching Russian language (at the initial stage, level A2) and the analysis of a survey of Chinese students on the ethnopsychological characteristics of the Chinese (as they are defined by the Chinese themselves).

Keywords: ethnopsychological features; Russian as a foreign language; Chinese students.

Введение. Как известно, специфика обучения иностранному языку связана не только с психологическими личностными особенностями обучаемого, но и с этнопсихологическими особенностями нации и своеобразием родного языка, культуры и т.п. По мнению А.И. Сурыгина, при обучении и воспитании на неродном языке необходимо учитывать особенности межкультурного взаимодействия и национально-культурных особенностей учащихся, создавая благоприятные психологические условия для обучения и воспитания [Сурыгин, 2000, с. 147].

Как указывала Т.М. Балыхина, в процессе обучения русскому языку как иностранному важна не только методика, но и этнометодика, которая позволяет найти правильный метод, способ, технологию обучения, верно построить педагогическое общение» [Балыхина, 2010].

Что касается китайской культуры и этнопсихологической особенности китайцев, то нельзя не вспомнить о влиянии учения Конфуция на китайцев. Многое из учения Конфуция до сих пор глубоко влияет на современную жизнь китайцев. Китайский народ сохраняет позитивные стороны учения Конфуция, рассматривает его как норму жизни. Любовь к учению, вежливость, уважение к старшим, почтение к родителям, которые проповедовал Конфуций, составили важную часть китайского менталитета, стали характерными чертами китайского народа [Ло Юн, 2005].

Изложение основного материала статьи. В китайском обществе уважение к старшим, отцу, начальнику, учителю и любовь к младшим играют большую роль. Все китайцы общаются друг с другом с уважением и высшим почтением, не любят критиковать друг друга открыто. «Китайское общество глубоко иерархично: к вышестоящему начальнику, отцу, настоятелю храма каждый китаец относится с высшим почтением, их не принято открыто критиковать. Конфуций учил, что в жизни каждый человек должен прекрасно и добросовестно выполнять собственные обязанности, каждому надо понять своё место и правильно себя вести: «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, а сын - сыном»» [цитируется по Балыхина, 2007]. Характерные черты китайцев такие, как уважение и почтение к учителям и старшим, позволяют китайским студентам на занятии внимательно относиться к учителю, а также бояться отвечать на вопросы преподавателей.

Преподаватели по русскому языку могут заметить такое интересное явление, когда китайские студенты после того, как приехали в Россию, не хотят общаться с русскими. У них свой круг общения, они обычно общаются только со своими земляками на китайском языке и только в необходимый момент говорят на русском. Но неправильно дкмать, что китайцы не стараются, они обычно очень внимательно готовятся к занятиям, выполняют все домашние задания, самостоятельно занимаются после занятий. Китайские учащиеся читают тексты, внимательно слушают, но только на занятии не хотят отвечать на вопросы преподавателя и вступать в дискуссию.

У китайских студентов превалируют зрительный и зрительно-двигательный типы памяти. В определённой степени это обусловлено особенностями китайской письменности, для которой характерно, с одной стороны, сложное начертание иероглифического знака, с другой стороны, она отличается своей уникальной мотивированностью - образами объектов и явлений. Неудивительно, что наглядное воспринимается китайцами лучше всего. Поэтому целесообразно использовать на занятиях с китайцами разнообразные графические опоры (таблицы, схемы).

Этнопсихологические особенности китайских студентов определили ряд трудностей, с которыми сталкивается преподаватель русского языка как иностранного на всех этапах обучения при работе в китайской аудитории. Для определения этнопсихологических особенностей китайских учащихся в декабре-январе 2018-2019 годов на базе кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова было проведено исследование в дистанционной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.