Научная статья на тему 'Подготовка бухгалтерских кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер»'

Подготовка бухгалтерских кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / LABOUR FUNCTION / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРА / SKILL LEVEL ACCOUNTANT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ / TAX ACCOUNTING / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / BUDGETING / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) И КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / FINANCIAL AND CONSOLIDATED ACCOUNTS / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / FINANCIAL ANALYSIS / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабынцев Н.Т.

В статье раскрываются роль и значение принятого в декабре 2014 г. Минтруда России профессионального стандарта бухгалтера в разрезе обобщённых и более конкретных трудовых функций работников согласно двух уровней их классификации: для бухгалтера и главного бухгалтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the role and significance of the Accounting professional standard adopted in December 2014 by the Russian Ministry of Labour in the context of generalized and specific labour functions of the employees according to two levels of classification: accountant and chief accountant.

Текст научной работы на тему «Подготовка бухгалтерских кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер»»

РАЗДЕЛ I. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

УДК 657.1

Лабынцев Н. Т.

ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРСКИХ КАДРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «БУХГАЛТЕР»

Аннотация

В статье раскрываются роль и значение принятого в декабре 2014 г. Минтруда России профессионального стандарта бухгалтера в разрезе обобщённых и более конкретных трудовых функций работников согласно двух уровней их классификации: для бухгалтера и главного бухгалтера.

Ключевые слова

Профессиональных стандарт, трудовые функции, уровень квалификации бухгалтера, управленческий учёт, налоговый учёт, бюджетирование, бухгалтерская (финансовая) и консолидированная отчётность, финансовый анализ, внутренний контроль.

Labyntsev N. T.

TRAINING OF ACCOUNTING PERSONNEL IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE PROFESSIONAL STANDARD

«ACCOUNTANT»

Annotation

The article describes the role and significance of the Accounting professional standard adopted in December 2014 by the Russian Ministry of Labour in the context of generalized and specific labour functions of the employees according to two levels of classification: accountant and chief accountant.

Keywords

Professional standard, labour function, skill level accountant, management accounting, tax accounting, budgeting, financial and consolidated accounts, financial analysis, internal control.

Министерство труда и социальной защиты РФ приказом № 1061н от 22.12.2014 утвердило Профессиональный стандарт «Бухгалтер», проект который разработал ИПБ России (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 23 января 2015 г., регистрационный номер 35697). Он ориентирует на новые

подходы в подготовке бакалавров и магистров в области бухгалтерского учёта и формирует новые профессиональные требования ко всему бухгалтерскому сообществу.

В последние годы в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций

работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники [4, 5, 7, 9].

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ № 23 от 22.01.2013 в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом № 236-Ф3 от 03.12.2012 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». В частности, статья 195.1 ТК РФ раскрывает понятия квалификации работника, профессионального стандарта. Например, квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [2].

Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках профессиональной деятельности бухгалтера требования:

• к содержанию и качеству труда;

• к условиям осуществления трудо вой деятельности;

• к уровню квалификации работника;

• к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

Практическое применение профессионального стандарта

- для работодателей заключается в формулировке требований к работникам;

- для работников - в оценке соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя;

- для системы профобразования -в разработке образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители организации, он может быть использован в качестве основы для создания корпоративных стандартов и должностных обязанностей. При этом возможно расширение или уточнение функций работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании. Речь идёт о том, что на основе утверждённого федерального профессионального стандарта «Бухгалтер» могут быть разработаны отраслевые стандарты по направлениям ведения бухгалтерского учёта. Например, экспертами издательской группы «Главбух» предложен проект профессионального стандарта «Главный бухгалтер», который предполагает четыре уровня квалификации [3]:

- уровень Д «Главный бухгалтер микропредприятия»;

- уровень С «Главный бухгалтер малого предприятия»;

- уровень В «Главный бухгалтер»;

- уровень А «Главный бухгалтер публичной организации».

Могут последовать проекты профессиональных стандартов в разрезе других должностей работников в области бухгалтерского учёта.

1. Все профессиональные стандарты, в том числе и ПС «Бухгалтер», имеют термины и определения, которые в них используются. Основные термины и понятия, используемые в целях разработки ПС, определены в Методических рекомендациях по разработке ПС (утверждено Минтруда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170-Н) [6]. Например, область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения.

Основная цель профессиональной деятельности в области бухгалтерского учёта заключается в формировании документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составлении на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимой пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

По общероссийскому классификатору занятий данный профессиональный стандарт распространяется на следующие группы работников [8]:

код 1231 - руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб);

код 3433 - бухгалтеры; код 4121 - служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учётом;

код 2411 - бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам.

Вид профессиональной (трудовой) деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая функция -

совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Единица профессионального стандарта - структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.

Уровень квалификации / Квалификационный уровень.

1) обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности; 2) критерии результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.

Квалификация: 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта).

Компетенция - совокупность знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок.

Структурно профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с учётом необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.

Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:

• название трудовой функции профессионального стандарта;

• действия, обеспечивающие выполнение этой функции;

• характеристики квалификационного уровня,

• требуемые знания и умения.

В свою очередь, требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:

- профессиональные - относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;

- надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;

- ключевые/базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).

Благодаря такой структуре ПС может быть достаточно прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования государственных образовательных стандартов и программ профессио-

нального образования, при этом каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, и результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению.

Рассмотрим более подробно структуру и содержание профессионального стандарта для бухгалтера.

Функциональная карта вида профессиональной деятельности, (профессиональный стандарт) состоит из обобщённых трудовых функций и более конкретных самих трудовых функций. При этом рассматриваются 5 и 6 уровни квалификации (всего в официально утвержденных приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н уровнях квалификации предусмотрено 9 уровней квалификации).

Профессиональным стандартом для бухгалтера предусмотрено 2 вида обобщённых трудовых функций [10]:

А. Ведение бухгалтерского учёта (5-й уровень квалификации);

Б. Составление и предоставление финансовой отчётности экономического субъекта (6-й уровень квалификации).

При этом обобщённая трудовая функция А «Ведение бухгалтерского учёта» состоит из 3-х конкретных трудовых функций:

1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни.

3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.

Обобщающая функция Б «Составление и предоставление финансовой отчётности экономического субъекта» состоит из 5 -ти конкретных трудовых функций:

1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Составление консолидированной финансовой отчетности.

3. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование.

5. Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

Характеристика обобщенных трудовых функций состоит в следующем. По обобщённой трудовой функции А «Ведение бухгалтерского учёта» уровень квалификации - 5-й - предъявляются требования к образованию и обучению работника. Он должен иметь среднее профессиональное (экономическое) образование по программе подготовки среднего звена или дополнительное профессиональное образование по специальным программам. Требования к опыту практической работы -при специальной подготовке по учету и контролю стаж работы должен быть не менее 3-х лет [5].

Возможное наименование должности - бухгалтер.

Трудовые функции из обобщённой трудовой функции А «Ведение бухгалтерского учёта»:

1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта.

Трудовые действия работника заключаются в следующем:

- составление (оформление) первичных учетных документов;

- прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;

- выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;

- проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;

- систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;

- составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;

- подготовка первичных учетных документов для передачи в архив;

- изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.

Работник должен иметь необходимые умения:

- составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;

- владеть приемами комплексной проверки первичных учетных документов;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;

- обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Работник должен иметь необходимые знания в области:

- основ законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе нормативные правовые акты о документах и документообороте), об архивном деле, Общероссийского классификатора управленческой документации (в части, касающейся выполнения трудовых действий);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- практики применения законодательства Российской Федерации по во-

просам оформления первичных учетных документов;

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта, регламентирующих порядок составления, хранения и передачу в архив первичных учетных документов;

- порядка составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;

- основ информатики и вычислительной техники.

Вторая трудовая функция «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни».

К трудовым действиям работника относятся:

- денежное измерение объектов бухгалтерского учета и осуществление соответствующих бухгалтерских записей;

- регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета;

- отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки объектов бухгалтерского учета, пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств;

- составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта;

- сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

При этой трудовой функции работник должен иметь следующие необходимые умения:

- вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе;

- применять правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике экономического субъекта;

- составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта;

- владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта;

- исчислять рублевый эквивалент выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Работник должен иметь необходимые знания в области:

- основ законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства;

- практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- методов учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

- методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

- внутренних организационно-распорядительные документов экономического субъекта, регламентирующие правила стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета, а также по вопросам оплаты труда;

- основ экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

- основ информатики и вычислительной техники.

Третья трудовая функция «Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни».

Трудовые действия работника при выполнении указанной функции состоят в:

- подсчете в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета;

- контроле тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- подготовке информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, Главной книги;

- подготовке пояснений, подборе необходимых документов для проведения внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, документальных ревизий, налоговых и иных проверок;

- предоставлении регистров бухгалтерского учета для их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- систематизации и комплектовании регистров бухгалтерского учета за отчетный период;

- передаче регистров бухгалтерского учета в архив;

- изготовлении и представлении по требованию уполномоченных органов копий регистров бухгалтерского учета;

- отражении в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Необходимые умения работников сводятся к:

- сопоставлению данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- в подготовке различных справок, ответов на запросы, содержащие информацию, формируемую в системе бухгалтерского учета;

- пользованию компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;

- обеспечению сохранности регистров бухгалтерского учета до передачи их в архив;

- исправлению ошибок, допущенных при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами.

Работник должен иметь необходимые знания:

- основ законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства;

- практики применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету;

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах, правила хранения документов и защиты информации в экономическом субъекте;

- основ экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

- основ информатики и вычислительной техники.

Обобщённая функция Б «Составление и представление финансовой отчётности экономического субъекта». К ней предъявляются следующие требования в области образования и обучения:

- высшее образование. Среднее профессиональное образование;

- дополнительные профессиональные программы-программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Что касается требований к опыту практической работы, то работник должен иметь не менее 5 лет из последних семи календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего образования - не менее 3 лет из последних пяти календарных лет [1, ст. 7, п. 4, п.п. 2].

В качестве особых условий допуска к работе отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования [1, ст. 7, п.5]).

Возможное наименование должности - Главный бухгалтер.

Каковы же конкретные трудовые функции работников по рассматриваемой обобщённой функция Б «Составление и предоставление финансовой отчётности экономического субъекта», уровень квалификации 6-й.

1-я трудовая функция «Составление бухгалтерской (финансовой) отчётности».

Трудовые действия работника направлены на:

- организацию процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

- планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

- координацию процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

- контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

- обеспечение представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки;

- формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- обеспечение подписания руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- обеспечение необходимыми документами бухгалтерского учета при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовку соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);

- обеспечение сохранности бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив;

- организацию передачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки.

Необходимые умения при выполнении данной трудовой функции позволяют работникам:

- определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта;

- определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта;

- оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность;

- разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгал-

терской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота;

- организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе;

- планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета;

- распределять объем учетных работ между работниками (группами работников) бухгалтерской службы;

- оптимизировать рабочие места для целей ведения бухгалтерского учета;

- координировать действия работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды экономического субъекта;

- оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников бухгалтерской службы;

- планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы;

- контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета;

- оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;

- составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица;

- владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, про-

изошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем;

- обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

При этом работник, выполняя данную трудовую функцию, должен иметь необходимые знания в области:

- законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданского, таможенного, трудового, валютного, бюджетного законодательства, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности, отраслевого законодательства в сфере деятельности экономического субъекта и практики применения указанного законодательства;

- судебной практики по вопросам бухгалтерского учета;

- международных стандартов финансовой отчетности или международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта;

- основах экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методов финансового анализа и финансовых вычислений;

- порядка обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;

- современных технологий автоматизированной обработки информации;

- передового отечественного и зарубежного опыта в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;

- основ информатики и вычислительной техники;

- правил защиты информации.

При выполнении 2-й трудовой

функции «Составление консолидированной финансовой отчетности» трудовые действия работника направлены на:

- проверку качества информации, представленной головной (материнской) организации по совместной деятельности, зависимыми и дочерними организациями, для целей составления консолидированной финансовой отчетности;

- выполнение процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями;

- формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности;

- счётную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности;

- подготовку примечаний (пояснений) к консолидированной финансовой отчетности;

- обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности для подписания;

- обеспечение представления консолидированной финансовой отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки;

- участие в обеспечении проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству головной (материнской) организации группы организаций;

- обеспечение сохранности консолидированной финансовой отчетности до ее передачи в архив;

- организацию передачи консолидированной финансовой отчетности в архив в установленные сроки.

Необходимые умения работника позволяют:

- определять объем работ по составлению консолидированной финансовой отчетности;

- устанавливать организациям группы порядок и сроки представления отчетности и иной информации, необходимой для составления головной (материнской) организацией группы консолидированной финансовой отчетности;

- проверять качество информации, представленной организациями группы, на предмет соответствия ее установленным требованиям;

- обеспечивать при консолидации единство учетной политики, отчетной даты, функциональной валюты представления отчетности;

- составлять консолидированную финансовую отчетность;

- осуществлять трансформацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по международно-признанным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);

- обосновывать при проведении внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности решения, принятые головной (материнской) организацией группы организаций;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского

учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

При этом работник, выполняя данную трудовую функцию, должен иметь необходимые знания в области:

- законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданского, таможенного, трудового, валютного, бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности и отраслевого законодательства в сфере деятельности экономического субъекта и практики применения указанного законодательства;

- международных стандартов финансовой отчетности или международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта) и практике применения указанных стандартов;

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта;

- основ экономики, технологии, организации производства и управления в группе организаций, чья отчетность консолидируется;

- методов трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета, в финансовую отчетность по международно-признанным стандартам (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);

- основ информатики и вычислительной техники.

Третья трудовая функция «Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». При её выполнении трудовые действия работника направлены на:

- организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;

- проверку обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическую увязку отдельных показателей, проверку качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- проверку качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета);

- контроль соблюдения процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- подготовку и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля экономического субъекта, организацию их хранения и передачи в архив в установленные сроки.

При этом работник должен иметь необходимые умения при выполнении данной трудовой функции, которые позволяют:

- понимать цели и процедуры внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;

- владеть методами проверки качества составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности экономического субъекта, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;

- выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;

- организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых экономическим субъектом фактов хозяйственной жизни;

- определять и изменять границы контрольной среды внутреннего контроля;

- распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения;

- формировать справочники типовых сделок и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта в соответствии с его деятельностью, осуществлять контроль их соблюдения;

- координировать взаимоотношения работников в процессе выполнения ими контрольных процедур с другими субъектами внутреннего контроля;

- проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в экономическом субъекте;

- составлять отчеты о результатах внутреннего контроля;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Это возможно при получении работниками необходимых знаний в области:

- теоретических основ внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданского, таможенного, трудового, валютного, бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; отраслевого законодательства в сфере деятельности экономического субъекта и практики применения указанного законодательства;

- судебной практики по спорам, связанным с совершаемыми экономическими субъектами фактами хозяйственной жизни, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- порядка составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта;

- передового отечественного и зарубежного опыта в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- международных стандартов финансовой отчетности или международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); международных стандартов аудита; практики применения указанных стандартов;

- основ экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

- основ информатики и вычислительной техники.

Четвёртая трудовая функция «Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование». Трудовые действия работника при её выполнении направлены на:

- организацию ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в экономическом субъекте;

- организацию исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности;

- обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки;

- координацию процесса ведения налогового учета, составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте;

- контроль ведения налогового учета и составления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в экономическом субъекте;

- обеспечение необходимыми документами при проведении внутреннего и внешнего аудита (ревизий, налоговых и иных проверок), подготовку соответствующих документов о разногласиях по результатам аудита (ревизий, налоговых и иных проверок);

- организацию налогового планирования в экономическом субъекте;

- формирование налоговой политики экономического субъекта;

- проверку качества налоговой отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении налогового учета);

- контроль соблюдения требований налоговой политики в процессе

осуществления экономическим субъектом (его обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности;

- обеспечение сохранности документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды, и последующей их передачи в архив.

Необходимые умения работника при выполнении данной трудовой функции позволяет:

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета и составление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;

- распределять объемы работ между работниками;

- идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налогооблагаемую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;

- владеть методами проверки качества составления регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;

- обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды;

- исправлять ошибки в налоговом учете и налоговой отчетности и в отчетности в государственные внебюджетные фонды;

- обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;

- оценивать уровень профессиональных знаний и умений работников по ведению налогового учета и налоговой отчетности в экономическом субъекте;

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные доку-

менты, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте;

- осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;

- обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых и других отчетов и последующую их передачу в архив;

- разрабатывать учетную политику в области налогообложения;

- разрабатывать формы налоговых регистров;

- оценивать изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта;

- формировать и применять эффективный набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы и т.д.);

- осуществлять мониторинг законодательства о налогах и сборах;

- корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах;

- анализировать налоговое законодательство, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства налоговыми органами, арбитражными судами;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

При этом работник должен иметь необходимые знания в области:

- законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском учете, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, а также гражданском, таможенном, трудовом, валютном,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджетном законодательстве, законодательстве, регулирующем административное и уголовное право в части ответственности за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов, отраслевом законодательстве в сфере деятельности экономического субъекта; практики применения указанного законодательства;

- судебной практике по налогообложению;

- внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта;

- основ информатики и вычислительной техники.

И, наконец, последняя, пятая трудовая функция «Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками» из обобщённой трудовой функции «Составление и предоставление финансовой отчётности экономического субъекта». Трудовые действия работника при её выполнении направлены на:

- организацию работ по финансовому анализу экономического субъекта;

- планирование работ по анализу финансового состояния экономического субъекта;

- координацию и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния экономического субъекта;

- организацию хранения документов по финансовому анализу;

- организацию бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте;

- координацию и контроль выполнения работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в экономическом субъекте;

- разработку финансовой политики экономического субъекта, определение и осуществление мер по обеспечению ее финансовой устойчивости;

- составление финансовых планов, бюджетов и смет экономического субъекта;

- представление финансовых планов, бюджетов и смет руководителю или иному уполномоченному органу управления экономического субъекта для утверждения;

- руководство работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта;

- осуществление анализа и оценки финансовых рисков, разработка мер по их минимизации;

- составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществление контроля за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;

- участие в разработке планов продаж продукции (работ, услуг), затрат на производство и подготовке предложений по повышению рентабельности производства, снижения издержек производства и обращения;

- организацию хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в экономическом субъекте.

При этом работник должен обладать следующими необходимыми умениями:

- определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу;

- определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;

- планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;

- распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников);

- проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа и выполнять процедуры по ее обобщению;

- формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;

- координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;

- оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;

- формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;

- владеть методами финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности в обозримом будущем;

- вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта;

- определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

- разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками;

- определять финансовые цели экономического субъекта, степень их соответствия текущему финансовому состоянию экономического субъекта, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

- разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;

- формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;

- планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение;

- координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;

- применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками;

- владеть методами финансовых вычислений;

- составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;

- определять общую потребность экономического субъекта в финансовых ресурсах;

- прогнозировать структуру источников финансирования;

- осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;

- вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);

- обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей;

- обеспечивать передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив в установленные сроки;

- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Кроме того, для выполнения данной трудовой функции требуются необходимые знания в области:

- основ финансового менеджмента, методических документов по финансовому анализу, методических документов по бюджетированию и управлению денежными потоками;

- законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, стратегическом планировании, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, аудиторской деятельности, а также гражданском, таможенном, трудовом законодательстве, отраслевом законодательстве в сфере деятельности экономического субъекта и практике применения указанного законодательства;

- внутренних организационно-распорядительные документов экономического субъекта;

- международных стандартов финансовой отчетности или международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта); международных стандартов аудита; практики применения указанного законодательства;

- основ экономики, технологии, организации производства и управления в экономическом субъекте;

- правил защиты информации;

- передового отечественного и зарубежного опыта в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками;

- основ информатики и вычислительной техники.

Таким образом, профессиональные стандарты «Бухгалтер» и «Главный Бухгалтер» раскрывают как обобщённые трудовые функции, так и более конкретные трудовые функции работников не только в области бухгалтерского учёта, но и в области управленческого и налогового учёта, проведения финансового анализа, бюджетирования, управления денежными потоками, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, а также в организации внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Библиографический список

1.Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Главбух [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glav bukh.ru/docs/GB_.pdf.

4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

5. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37).

6. Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов утверждённых приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170-Н.

7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

8. Общероссийский классификатор занятий (коды ОКЗ).

9. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

10. Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утверждённый приказом Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 и зарегистрированный Минюстом России 23.01.2015, № 35697.

11. kadri.center21vek.ru/content/article/159.

Bibliographic list

1. Federal Law «On Accounting» (№ 402-FZ, 06.12.2011).

2. The Russian federation labour

code.

3. Glavbukh [Electronic resource]. -URL: http://www.glavbukh.ru/docs/GB_.pdf.

4. Unified qualification reference book of managers, professionals, employees.

5. Qualification reference book of managers, professionals, employees (adopted by the decree of the Ministry of Labour of the RF, 21 August 1998 №37).

6. Methodical recommendations for the development of professional standards approved by the Ministry of Labour and social protection of the Russian Federation (29.04.2013 № 170-n).

7. Joint Economic activity System.

8. Joint Occupation System (codes).

9. Joint Academic Coding System.

10. Professional standard «Accountant» adopted by the Ministry of Labour of Russia № 1061N (22.12.2014) and registered by the Ministry of Justice № 35697 (23.01.2015).

11. kadri.center21vek.ru/content/article/159.

От редакции

Публикуя статью профессора Ла-бынцева Н. Т., посвящённую профессиональным стандартам бухгалтера и главного бухгалтера, редакция надеется на продолжение дискуссии по данному материалу на страницах журнала. Приглашаем главных бухгалтеров, бухгалтеров организаций всех форм собственности, профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей, УМЦ по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов принять участие в Круглом столе в обсуждении данного вопроса. Материалы Круглого стола будут опубликованы в журнале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.