Научная статья на тему 'Многостраничный календарь и его визуальное решение средствами графического дизайна'

Многостраничный календарь и его визуальное решение средствами графического дизайна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2769
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МНОГОСТРАНИЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / ИМИДЖЕВАЯ ФУНКЦИЯ / СТРУКТУРА КАЛЕНДАРЯ / КАЛЕНДАРНАЯ СЕТКА / ХАРАКТЕР КАЛЕНДАРНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ / . ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАЛЕНДАРЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирошникова В. М.

Рассматриваются вопросы формирования композиционной структуры многостраничного печатного календаря. Выявляются основные функции календаря в социо-культурном контексте. Анализируются разновидности календарных сеток и различные способы иллюстрирования тематических календарей в соответствии с проектной концепцией средствами графического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многостраничный календарь и его визуальное решение средствами графического дизайна»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

причиной этого становится эмоциональный заряд самого документа, отчасти - грамотное соединение его с материалом художественным.

Данный сценарий является лишь одним из примеров использования принципов Вайса в практике создания сценариев театрализованных представлений. И, исходя из обозначенных выше результатов, можно рекомендовать авторам сценариев обязательное применение в их работе принципов документального метода Петера Вайса. Это позволит создавать интересные, оригинальные, содержательные и выразительные документальные произведения, которые будут оказывать эмоциональное воздействие на зрителя и позволит авторам достигать поставленных задач. Список использованной литературы.

1. Аль Д.Н. Основы драматургии: учебное пособие / Д.Н. Аль. - СПб.: СПбГУКИ, 2011. - 280 с.

2. Вайс П. Дознание и другие пьесы / Петер Вайс. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 434 с.

3. Вайс П. Заметки о документальном театре / Петер Вайс // Иностранная литература. - 1968. - №7. - С. 212-214.

4. Верность правде жизни. Литературоведы и критики ГДР о художественном творчестве: сборник статей / ред. Иванов С.Г. - М.: Прогресс, 1969. - 240 с.

5. Журчева О.В. «Новый документализм» в драматургии второй половины XX - начала XXI века / О.В.Журчева // Филология и культура. - 2012. - № 4. - С. 18 - 21.

6. Макарова Г.В. Прогрессивные тенденции в театральном искусстве ФРГ 1949-1984 гг. / Г.В.Макарова. -М.: Наука, 1986. - 190 с.

7. Мамадназарбекова К. История факта: истоки и вехи документального театра / К.Мамадназарбекова // Театр. - 2011. - №2. - С.112-125.

8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. / А.И.Чечетин. -М.: Просвещение, 1981.— 192 с.

9. Этика документального театра [Электронный ресурс] / П.Руднев // Постнаука. - 2013. - Режим доступа: https://postnauka.ru/video/13744 (14.10.2015).

© Карасева К.М., 2017

УДК 7.05

В. М. Мирошникова

доцент кафедры ТСиДК, НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных

технологий — ИМСИТ» г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

МНОГОСТРАНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ И ЕГО ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СРЕДСТВАМИ

ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Аннотация

Рассматриваются вопросы формирования композиционной структуры многостраничного печатного календаря. Выявляются основные функции календаря в социо-культурном контексте. Анализируются разновидности календарных сеток и различные способы иллюстрирования тематических календарей в соответствии с проектной концепцией средствами графического дизайна.

Ключевые слова

Многостраничный тематический печатный календарь. Информационная, эстетическая, имиджевая функция. Структура календаря. Календарная сетка. Характер календарных иллюстраций. Основные функции иллюстраций. Дизайн-проектирование календаря.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Изобретение типографского станка стало революционным событием для массового распространения не только книжной продукции, но и для такой печатной формы как календарь. Первый «Астрономический календарь» отпечатан типографским способом в типографии Иоганна Гутенберга в1448 году, то есть на третьем году книгопечатания [2, с. 24]. С тех пор календарь является неотъемлемой частью жизни современного человека. Тема календаря как феномена культуры, развитие печатного календаря достаточно углубленно разработана исследователями в области истории искусства, культурологии, однако вопросы художественного подхода и особенностей визуально-эстетической стороны проектирования календаря как объекта графического дизайна, не нашло широкого отражения в профессиональной литературе.

Недостаточная разработанность композиционных аспектов проектирования многостраничного календаря подчеркивает актуальность темы данной статьи и определяет основную цель публикации, выражающуюся в выявлении основных функциональных составляющих календарной продукции и взаимосвязи тематического содержания календаря с его визуальным воплощением средствами графического дизайна. Предмет изучения - композиционный и эстетический потенциал средств проектирования в разработке многостраничного настенного календаря.

Календарь выполняет утилитарную, информационную, имиджевую и рекламную функцию. В сфере графического дизайна тематические календари играют особую эстетическую роль, их функция - это визуально поддерживаемая память о каком-либо историческом событии, роли выдающихся деятелей, основное назначение - поддержание исторической и культурной памяти, сохранение духовных и нравственных ценностей.

Календарь знаменательных дат связан с какими-либо памятными событиями, и сведения об этих событиях. Главную роль в календарях этой группы играет фактический информационный материал, он и обусловливает интерес читателя к изданию. Тематический диапазон этого вида издания очень широк: от многоаспектного отражения праздников и памятных дат, касающихся общественно-политической и культурной жизни страны в целом, до освещения определенных памятных дат и биографий выдающихся деятелей [1, с. 15]. Целевое назначение данного вида календаря дать сведения о разного рода событиях и персоналиях. По своей структуре многостраничные календари тематического характера состоят из календарной сетки, основного текста, вспомогательно справочного аппарата и иллюстраций. Культура исполнения дизайн-верстки календаря включает в себя: выбор шрифта, качество бумаги и характер иллюстраций.

Функциональным и утилитарным элементом структуры календаря является календарная сетка на месяц. Календарная сетка - это фундамент, основа и главная составляющая для всех календарей, будь они карманными или настенными. В классическом варианте оформления календарей используется деление площади календаря в пропорции 30/70 или 40/60, при этом большая часть отводится для изображения, а меньшая — для календарной сетки и другой служебной информации. Графическое решение календарной сетки может быть достаточно разнообразным. Выбор того или иного вида сетки должен соотноситься с размером формата всего календаря. В современных календарях чаще всего применяются так называемые классические календарные сетки, первый блок которой отведен под заголовок о текущем месяце, во втором представлен перечень дней недели, в третьем — даты. В календарях горизонтально ориентированных форматов чаще всего применяется однострочная календарная сетка, особенностью которой является то, что каждый из блоков (заголовок, дни недели, даты) занимают по одной строке. Современное проектирование календарной продукции часто обращается к дизайну свободных или фигурных календарных сеток, когда сетка может сама выступать в качестве элемента композиции, поддерживая общую концепцию дизайн-проекта.

Различные изображения (рисунки, фотографии, репродукции, коллажи, инфографика и др.) носят общее название иллюстраций и являются важным образным элементом в дизайне календарей. Характер иллюстраций, их подбор и расположение должны отвечать целевому назначению и читательскому адресату. Выбор иллюстраций и способ воспроизведения зависят от вида календаря, его жанра и тематического содержания. Важное свойство иллюстраций — возможность эмоционального воздействия на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

читателя.

Выделяют три основные функции иллюстраций: информационную, эмоционально-психологическую и эстетическую Информационная функция иллюстраций календаря выражается в интерпретации преподносимых сведений. Иллюстрации в тематических календарях научно-познавательного характера служат формой подачи содержания и дополняют его в художественно-визуальном образе. Эмоционально-психологическая функция иллюстраций призвана отражать концепцию календаря в соответствии с задачами заданной эмоциональной окраски. Эстетическая функция календарной иллюстрации определяет художественную ценность общего синтетического образа в совокупности с другими элементами макета календаря, стремясь придать ему статус предмета графического искусства и результатом художественного творчества.

Жанровое разнообразие календарного иллюстрирования можно вычленить в три разновидности: образно-синтетическое, документальное и декоративное.

Образно-синтетическое иллюстрирование создает самостоятельный контекст тематического содержания. Например — главный герой темы календаря, может быть представлен в разных интерьерах или в разных эмоциональных состояниях. В некоторых случаях точкой пересечения сюжета может оказаться эпоха, в которой развивается действие: предметы быта, лица, природные и урбанистические ландшафты. Часто встречаются календарные иллюстрации, которые демонстрируют обстановку, быт, костюмы героев того или иного времени, при этом могут использоваться различные техники иллюстрирования.

Документальное иллюстрирование является противоположностью жанру предметного иллюстрирования. Примером документального иллюстрирования могут служит изображения, включающие документы времени, репродукции исторических подлинников — писем, афиш, листовок, документальных фотографий, карты, схемы, чертежи и т. п.

Декоративное (орнаментальное) иллюстрирование направлено на зрительную организацию композиционной поверхности. Декоративные и орнаментальные элементы не несут тематической смысловой нагрузки, а действуют на эмоциональном уровне. По характеру изображения этот вид также можно определить как условный. Благодаря отвлеченному, абстрагированному образу иллюстраций, такое изображение способно полно и точно передать информацию об объекте, явлении, культурном или историческом периоде.

Наиболее часто используемыми техниками для иллюстрирования многостраничных календарей являются: рисунок, фотография, фотографика, коллаж, шрифтовая графика, инфографика и различные смешанные техники .

При выборе жанра иллюстрирования и определении техники иллюстраций страниц календаря дизайнер в соответствии с редакторской концепцией выбирает стиль иллюстрирования [3, с. 655]. При иллюстрировании необходимо помнить, что иллюстрация не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана концепции оформления календаря.

Работа над иллюстрационным материалом — один из наиболее ответственных этапов дизайн-проектирования календаря. Здесь приходится сталкиваться одновременно с проблемами техники и технологии полиграфического производства. Качественное проектирование и художественное оформление календаря является главным залогом коммерческого успеха разрабатываемой продукции. Выбор формата, полосы набора, гарнитуры и кегля шрифта, качества бумаги, видов постпечатной обработки, элементов дизайна и иллюстрирования, в целом, напрямую влияют на привлекательность визуального образа издания, а значит, и на его конечную цену, что особенно важно в современных условиях конкуренции.

Выразительные визуальные образы, объединенные общей идеей, нестандартное оформление календарной сетки, технологические возможности современной полиграфии, все это поможет сделать многостраничный тематический календарь эффективным имиджевым продуктом [4]. Высокая символичность и предназначение подарочного или сувенирного календаря, отображающего значимое историческое событие, позволяют считать этот вид графического дизайна актуальным как с эстетической, так и с социокультурной позиции.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Алексеев В.В. Мир русских календарей. - М.: «Академкнига», 2002. - 240 с., ил.

2. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - М. : «Наука», 1987. - 78 с.

3. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 736 с., ил.

4. Подарок на год [Электронный ресурс]. Журнал Формат №7-2005. Режим доступа: http://www.kursiv.ru/kursivnew/format_magazine/archive/1

© Мирошникова В.М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.