Научная статья на тему 'Принципы разработки каталогов-справочников'

Принципы разработки каталогов-справочников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / КАТАЛОГ / СПРАВОЧНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Алексей Николаевич, Сулимова Светлана Васильевна

В статье описаны виды и компоненты каталогов-справочников, а так же выявлены принципы, которые необходимо учитывать при их разработке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы разработки каталогов-справочников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

нужную услугу по некоторым внешним признакам [3]. Кроме того, наличие фирменного стиля вызывает доверие и значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой. Логотип детского развивающего центра должен привлекать внимание взрослого и ребенка. Поэтому полученные выводы нашего исследования будут полезны для практикующих дизайнеров при разработке проектных предложений. Список использованной литературы:

1. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: СП «Интербук», 1991 г. - 380 с.

2. Казанцева К.О., Пахомов А.Н. О проектном предложении «Фирменный стиль оренбургского цирка» // Формирование предметно-пространственной среды современного города: Архитектура. Строительство. Дизайн: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Магнитогорск, 2015. - С. 100 - 106.

3. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой// Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28 - 33.

4. Пахомов А.Н., Савина Н.А. Характерные компоненты фирменного стиля торговых точек по продаже чая // Проблемы и перспективы современной науки: материалы Х Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос, 2016. - С.9 - 12.

5. Савельев К. Н. Декаданс и теории циклической истории// Libri Magistri. Том. 1. Литературный процесс: историческое и современное измерения - Магнитогорск: МГТУ, 2015. - С. 150-156.

6. Савельев К.Н. Новые подходы в осмыслении понятия «декаданс» // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1. С. 141 - 147.

7. Савельева О.П. Методические подходы к изучению темы «Художественный шрифт» на занятиях с подростками// Современные проблемы дизайна, архитектуры и изобразительного искусства: Материалы международной научно-практической конференции - Магнитогорск, 2010. - С.237 - 247.

8. Савельева О.П., Кошеленко Ю.А. Формирование современной городской среды Оренбурга посредством деятельности ОАО «УРАЛЭКСПО» // Формирование предметно-пространственной среды современного города: Архитектура. Строительство. Дизайн: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Магнитогорск, 2015. - С. 106 - 112.

9. Саляева Т.В., Савельева О.П. К вопросу об изучении истории рекламы в профессиональной подготовке бакалавров дизайна профиля «Графический дизайн»// Science Time. 2015. № 12 (24). С. 701 - 706.

10.Хворостов Д.А. Современные методы преподавания дизайна среды // European Social Science Journal. 2015. № 1 - 2 (52). С. 169 - 174.

© Пахомов А.Н, Литовская А.В., 2016

УДК 744.9

Пахомов Алексей Николаевич

ст. преподаватель МГТУ им. Г.И.Носова e-mail: podrazdel@mail.ru Сулимова Светлана Васильевна студент, МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, РФ e-mail: sulimova-66@mail.ru

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ КАТАЛОГОВ-СПРАВОЧНИКОВ

Аннотация

В статье описаны виды и компоненты каталогов-справочников, а так же выявлены принципы, которые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

необходимо учитывать при их разработке

Ключевые слова

Графический дизайн, полиграфический продукт, каталог, справочник.

Актуальность исследования принципов разработки каталогов как полиграфического продукта обусловлена большой информационной насыщенностью современного мира и важностью полиграфических справочных изданий в жизни человека. Справочные издания, каталоги являются востребованным продуктом, которым пользуется большое количество людей. Для современного дизайнера важно знать принципы и правила составления каталогов [5].

Появление первых каталогов связано с развитием промышленного производства в Западной Европе и зарождением полиграфии. В 1510 году в Париже насчитывалось десять типографий. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки - непосредственные предшественники газет, альманахов и каталогов, что привело к бурному развитию полиграфии.

Каталог - разновидность полиграфического продукта, представляющая собой многостраничное печатное издание. Словари дают нам два понимания термина «каталог»: 1 - список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определённом порядке; справочное издание, содержащее такой список; 2 - систематизированный перечень объектов изучения какой-либо отрасли науки с указанием их характеристик; справочное издание, содержащее такой перечень [4].

Существует много разновидностей печатных каталогов, классифицировать которые по каким-то определенным свойствам проблематично, так как в одном и том же каталоге переплетаются признаки и свойства, присущие многим видам каталогов. Например, рекламные каталоги используются не только в торговле, но и в производстве товаров, предоставлении услуг, в организации различных мероприятий, выставок, конкурсов, продвижении фирм и компаний. Поэтому печатные каталоги можно разделить на несколько видов в зависимости от целей и назначения: 1- рекламный каталог; 2 - каталог продукции, товаров; 3 - периодический каталог; 4 - каталоги для почтовой рассылки товаров; 5 - выставочный каталог; 6 -презентационные и имиджевые каталоги; 7 - информационные каталоги; 8 - технические и промышленные каталоги; 9 - «объединенные» каталоги товаров или услуг; 10 - фирменные или корпоративные каталоги.

Среди каждого вида каталогов существуют качественные отличия, обусловленные не только задачами и целями, которые выполняет каталог, но и величиной материальных и интеллектуальных затрат на создание каталога. Поэтому качество дизайна издания фирменных, корпоративных, имиджевых, выставочных каталогов, содержащих специфическую информацию, значительно выше. Если рекламные каталоги позиционируются как недолговечный, разовый продукт, то фирменные каталоги рассчитаны на более длительный период использования, что отражается на выборе более качественной бумаги и послепечатной обработки, а также в разработке индивидуального дизайна каталога. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.

Главными принципами в разработке каталогов являются: 1 - композиционная целостность; 2 - новизна и запоминаемость дизайна; 3 -оригинальность композиции; 4 - строгое структурирование издания; 5 -информативность и достоверность информации; 6 - использование логотипов и фирменных знаков; 7 -соблюдения законов типографики; 8 - высокое качество иллюстраций и фотографий; 9 - наличие системы ориентирования; 10 - удобочитаемость и различимость; 11 - правильный выбор бумаги; 12 -послепечатная обработка.

Рассмотрим подробнее некоторые их них. Важным принципом в создании дизайна каталога является строгое структурирование издания, включающее в себя наличие твердой обложки, рубрикатора, алфавитного указателя, текста, иллюстраций к тексту, карт, схем-указателей, стрелок, ссылок и других навигационных систем, выполненных в графических редакторах. Максимальная информативность и достоверность информации - необходимое требование к каталогу, требующее более тщательного подхода к формированию содержательной части каталога. В современных каталогах необходимо использовать систему ориентирования. Это система пиктографических и текстовых элементов, помогающая читателю находить в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

тексте нужную информацию (главу, страницу, абзац, строку). В каталоге - это рубрикация, навигационный аппарат: колонтитулы, колонцифры и т.п. [1].

В Оренбурге немало монументальных памятников, каждый своеобразен и дорог жителям города. На основе анализа различных печатных изданий, посвященных истории развития города Оренбурга и Оренбургской области, возникла идея систематизации и объединения информации о скульптурных памятниках города в единый каталог-справочник. На основе изученного материала разработана концепция издания каталога «Скульптурные памятники Оренбурга».

Неповторимо лицо любого города. Создают его не только архитектурная застройка, парки, сады, заводы и фабрики, но и памятники истории и культуры, запечатлевшие дорогие нам события, образы борцов революции, государственных деятелей, людей науки, литературы и искусства. Они призывают к борьбе и труду, воспитывают чувство патриотизма. В Оренбурге пока не создан информационный каталог, который бы содержал максимум информации о памятниках, скульптурах города, их наглядные изображения и справочную информацию. Считаем, что такой полиграфический продукт нужен читателям, которыми могут быть как учащиеся школ, жители города, а так же гости Оренбурга [2, 3]. В нем будет содержаться краткая история города Оренбурга, отражение истории города в скульптурных памятниках, варианты классификации памятников. Основная часть каталога будет освещать такие разделы: 1 - исторические памятники: создателям города, губернаторам и т.д.; 2 - памятники героям Октябрьской революции; 3 - памятники героям Великой Отечественной войны; 4 - памятники писателям, посещавшим Оренбург; 5 - памятники выдающимся людям страны, причастным к Оренбургу. В конце каталога будет карта Оренбурга с месторасположением памятников.

Список использованной литературы:

1. Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 5 (180). - С. 206-211.

2. Савельева О.П., Лебедева М.А. Памятники Магнитки: учебное пособие: электронное издание -Магнитогорск, 2015.

3. Савельева О.П., Лыкова Е.С. Учебные пособия по изобразительному искусству для общеобразовательной школы: аналитический обзор// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. 2015. №4. С. 301 - 311.

4. Устин Б. В. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. М.: АСТ Астрель, 2009. 254 с.

5. Хворостов Д.А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №2 (52). - С.337 - 341.

© Пахомов А.Н., Сулимова С.В., 2016

УДК 75.01:004

Прохоров Сергей Анатольевич

д. иск., доцент АлтГТУ, г. Барнаул, РФ E-mail: prokh64@mail.ru Шадурин Александр Владимирович доцент АлтГТУ, г. Барнаул, РФ E-mail: schadurin @mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИЗАЙН И ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Аннотация

В статье отражена роль цветографических преобразований как важнейшего изобразительного средства, позволяющего полноценно демонстрировать творческие замыслы. Рассмотрена специфика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.