Научная статья на тему 'МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА / ФОРСАЙТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженко Руслан Алексеевич

Цель исследования - разработка концептуально нового подхода к реализации программ высшего образования в формате вертикально-интегрированных программ (бакалавриата и магистратуры) под стратегии развития и задачи территорий региона. Введение. Направления развития территорий в рамках стратегических целей (обзор литературы - предшествующих ис­следований по основным направлениям развития муниципалитетов - умные города, экосистемы территорий, социальные ме­диа, молодежная политика и др. Постановка проблемы о необходимости подготовки специалистов по данным направлениям). Методология. Объект исследования - формируемый комп­лекс задач, стоящих перед муниципалитетами, предмет исследования - отношения между стейкхолдерами образовательного процесса по подготовке специалистов для решения задач территорий. Информационная база - научные публикации, проиндексированные в базах данных РИНЦ, Scopus, Web of Science. Алгоритм исследования: анализ существующих образовательных программ, обзор литературы, изучение атласов новых профессий, аналитических обзоров рынка труда, форсайты с работодателями, разработка программы. Результаты. Концептуальная схема реализации интегрированной программы многопрофильного бакалавриата и магистратуры (таблица основных блоков бакалавриата и магистратуры). Обсуждение. Достоинства и недостатки вертикально интегрированной программы бакалавриата и магистратуры «Комплексное развитие территорий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долженко Руслан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTISPECIALITY BACCALAUREATE AS A NEW APPROACH TO HIGHER EDUCATION PROGRAMS DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Research purpose - to develop a conceptually new approach to the higher education programs implementation in the format of vertically integrated programs (bachelor’s and master’s degree) to match the regional development strategies and objectives. Introduction. Territorial development trends in the frames of strategic goals (literature review - previous research on the key directions of municipal development - smart cities, territorial ecosystems, social media, youth policy, etc. Problem formulation of the need to train specialists in these fields). Methodology. The research object is a set of objectives which the municipalities are facing, the research subject is the relationship between the stakeholders of the educational process of training specialists to solve the territorial tasks. Information base - scientific publications indexed in the RSCI, Scopus, Web of Science databases. Research algorithm: analysis of the existing educational programs, literature review, new professions atlases study, labor market analytical reviews, foresights with employers, program development. Results. A conceptual scheme to implement an integrated program of a multidisciplinary bachelor’s and master’s degree (table of the main blocks of bachelor’s and master’s programs). Discussion. Advantages and disadvantages of the vertically integrated “Integrated Territory Development” bachelor’s and master’s programs.

Текст научной работы на тему «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-58-68 ВАК: 08.00.05

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ БАКАЛАВРИАТ КАК НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АННОТАЦИЯ:

Цель исследования - разработка концептуально нового подхода к реализации программ высшего образования в формате вертикально-интегрированных программ (бакалавриата и магистратуры) под стратегии развития и задачи территории региона.

Введение. Направления развития территории в рамках стратегических целей (обзор литературы - предшествующих исследований по основным направлениям развития муниципалитетов - умные города, экосистемы территории, социальные медиа, молодежная политика и др. Постановка проблемы о необходимости подготовки специалистов по данным направлениям).

Методология. Объект исследования - формируемый комплекс задач, стоящих перед муниципалитетами, предмет исследования - отношения между стейкхолдерами образовательного процесса по подготовке специалистов для решения задач территории. Информационная база - научные публикации, проиндексированные в базах данных РИНЦ, Scopus, Web of Science. Алгоритм исследования: анализ существующих образовательных программ, обзор литературы, изучение атласов новых профессий, аналитических обзоров рынка труда, форсайты с работодателями, разработка программы.

Результаты. Концептуальная схема реализации интегрированной программы многопрофильного бакалавриата и магистратуры (таблица основных блоков бакалавриата и магистратуры).

Обсуждение. Достоинства и недостатки вертикально интегрированной программы бакалавриата и магистратуры «Комплексное развитие территории».

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Долженко Руслан Алексеевич

Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и dolzhenko-ra@ranepa.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

высшее образование, свободные искусства, образовательные стандарты, многопрофильный бакалавриат, комплексное развитие территории, цели устойчивого развития, стратегия муниципалитета, форсайты.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Долженко Р.А. Многопрофильный бакалавриат как новый подход к разработке и реализации программ высшего образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 58-68.

Установка на ускорение

истема высшего образования никогда так сильно и быстро не менялась, как за последние 5 лет. Речь идет, как об отечественных вузах, так и зарубежных образовательных учреждениях. С одной стороны, эти изменения были обусловлены активностью Министерства науки и высшего образования (ранее - Министерства образования), которое через ряд проектов инициировал изменения ключевых вузов в проектном формате. С другой стороны, к ним подталкивали трансформации на

внешнем рынке. И очень редко прогрессивные изменения были инициированы изнутри. Кроме того, усиливаются различия между столичными и региональными вузами, отдельной строкой среди последних идут крупные федеральные университеты, поддерживаемые государством.

В этой связи особую роль играет проект «Приоритет 2030», через который ряд университетов, в том числе региональных, получили установку на развитие, а также часть необходимых для этого ресурсов, взяли на себя обязательства эту установку воплотить в виде целевых про-

грамм развития. Достаточно ли этого будет для того, чтобы региональный сегмент системы высшего образования получил необходимую «вторую космическую» скорость, которая позволит оторваться от инертной среды существования, размытых фокусов жизнедеятельности и других сдерживающих условий?

Первичным направлением деятельности для вуза является образование, поэтому «Приоритет 2030» в первую очередь должен быть направлен на развитие образовательной деятельности, разработку новых программ, повышение эффективности об-

При старой технологии желание учиться пропадает у студента почти сразу, ибо персонального подхода нет, а есть унификация

учения, принципиально иных результатах учебы в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре.

В работе будут рассмотрены предпосылки создания принципиально нового подхода к реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, интегрированных друг в друга и по вертикали, и по горизонтали, который был инициирован в рамках реализации проекта «Приоритет 2030» в РАНХиГС [1].

Три предпосылки к новизне

режде всего выделим предпосылки создания новых подходов к реализации высшего образования.

Во-первых, развитие общественных отношений приводит к изменениям в различных областях, в том числе в образовании и на рынке труда, что требует актуализации образовательных программ.

Во-вторых, пандемия не просто заставила все вузы попробовать перейти к постоянному использованию онлайн-технологий, но и изменила динамику обучения, изменив горизонт планирования, ускорив возможности быстро и из любого места получать образование, что также требует перестройки подходов к портфелю образовательных продуктов.

В-третьих, наметился разрыв между тем, что дают вузы в своих классических образовательных программах, и тем, что необходимо работодателям от молодых людей, которые приходят к ним после получения диплома.

Понимая эти тенденции, ряд российских вузов начали внедрять новые подходы к разработке и организации образовательных программ, в частности использовать модель «свободных искусств» (англ. liberal arts), расширяя возможности студентов по выбору образовательных траекторий, смене направления обучения, персонализации образовательных треков с помощью получения дополнитель-

ных квалификаций. Кроме того, в этой модели смысл деятельности педагогов не в обучении и передачи знаний, а в сопровождении студентов в процессе поиска ответов на вопросы [13].

Одними из первых подобные разработки начали внедрять НИУ «ВШЭ», РАНХиГС [5] и другие крупные вузы, чьи финансовые возможности могли позволить создание таких сложных и затратных в реализации программ. Из-за расширения возможности выбора образовательных траекторий возникают проблемы, связанные с набором маленьких групп обучающихся по тем или иным предметам, с привлечением большего числа преподавателей для того, чтобы были реализованы все дисциплины [ 14]. С другой стороны, опыт долгосрочной реализации программ в рамках модели liberal arts показал большой интерес к ним со стороны абитуриентов, высокие показатели набора и, как результат, повышение рентабельности даже в условиях высоких издержек [15].

Региональные вузы используют некоторые компоненты данной модели, в частности синхронизированную базовую часть у смежных направлений обучения, но преследуя при этом базовую цель в снижении издержек на обучение на первых двух курсах, в том числе за счет «за-поточивания» лекций, использования записанных лекций в СДО, укрупнения групп студентов, обучающихся на семинарских занятиях до 30 человек. Ключевая цель модели liberal arts -персонализация обучения, формирование максимальных возможностей для разносторонне-

го развития личности - при таком подходе не реализуется. Скорее наоборот - у студентов отбивается желание учиться на первых курсах из-за отсутствия персонального подхода, стандартизации и унификации образовательного процесса в угоду экономики. Отметим, что некоторые региональные вузы реализовали попытки использовать модель liberalarts в своих образовательных программах высшего образования [4].

Как быть региональному вузу и вообще любой образовательной организации, которая планирует по-новому разрабатывать и реализовывать образовательные программы, отталкиваясь не от собственных интересов, а от запросов заказчиков, клиентов, территорий, бизнеса, региона, рынка труда, или страны?

Опыт разработки подобного конгломерата программ, синхронизированных между собой, под задачи территорий мы рассмотрим далее.

Имя нам...регион

ель разработки и реализации программы «Комплексное развитие территории» (КРТ) заключается в развитии и сохранении кадрового и интеллектуального потенциала территории через реализацию универсальной образовательной модели (алгоритма) проектной деятельности, связанных с уникальными особенностями муниципалитетов.

Основой для разработки содержания программ стали три источника информации:

• актуальные профессиональные стандарты;

• комплекс стратегий муниципалитетов и крупных пред-

приятий, представленных на их территориях;

• результаты форсайтов с крупнейшими работодателями региона, представленными бизнесом, органами госвласти, руководящим составом муниципалитетов, четырьмя крупнейшими деловыми сообществами Урала;

• данные Атласа новых профессий, разработанного АСИ [3], а также аналитических обзоров рынка труда и рынка высшего образования, в том числе проведенного самостоятельно в рамках деятельности Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. С учетом актуальных запросов работодателей, стратегий, аналитических обзоров, инсай-тов и запросов партнеров из числа бизнеса и органов государственной и муниципальной власти, а также текущих ограничений в виде узкого портфеля аккредитованных направлений обучения, нами были сформирован и разработан следующий перечень наиболее востребованных образовательных программ:

• Инвестиционное проектирование и маркетинг территории (менеджмент);

• Экономика умного города (экономика);

• Медиакоммуникации в органах власти и бизнесе (ГМУ);

• Развитие экосистем (ГМУ);

• Молодежная политика (ГМУ).

В ходе разработки комплекса образовательных программ активно использовались актуальные профессиональные стандарты как элемент системы профессиональных квалификаций [2], которые в той или иной области затрагивают сферы профессиональной деятельности, функции, компетенции, по которым ведется обучение в многопрофильном бакалавриате.

В частности, анализ стандартов показал, что значительная часть из них может быть использована в разрабатываемых образовательных программах. Отметим, что это значительно усложняет работу над приведением в соответствие образовательной и профессиональной документации, не позволяет использовать

стандарты для прямой разработки образовательных программ подобного типа. Реестр используемых профессиональных стандартов при разработке программ КРТ представлен в таблице 1.

Перечень профессиональных действий, к выполнению которых должен быть готов выпускник, устанавливался на основе форсайт-сессий с участием ведущих работодателей и их объединений, в которых востребованы выпускники основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в рамках многопрофильного бакалавриата.

Стратегия базовых действий

ля определения перечня действий, которые будут выполнять выпускники многопрофильного бакалавриата после завершения обучения и работы по профилю, в сентябре-декабре 2021 года были организованы три форсайт-сессии с привлечением экспертов из числа муниципалитетов, органов власти, бизнеса, обще-

Таблица 1 - Профессиональные стандарты, которые были использованы при разработке программы

«Комплексное развитие территории»

Область профессиональной деятельности Наименование профессионального стандарта

Административно-управленческая и офисная деятельность Специалист в области медиации (медиатор); Специалист административно-хозяйственной деятельности; Специалист в сфере национальных и религиозных отношений; Специалист по процессному управлению; Специалист по управлению персоналом.

Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн Градостроитель; Организатор проектного производства в строительстве; Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования; Специалист по вопросам благоустройства и озеленения территории; Специалист по благоустройству и озеленению территории и объектов.

Связь, информационные и коммуникационные технологии Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор); Менеджер по информационным технологиям; Руководитель проектов в области информационных технологий; Специалист по интернет-маркетингу; Специалист по организации и поддержке видео-услуг через Интернет; Специалист по организации и поддержке среды формирования и распространения медиаконтента; Специалист по тестированию в области информационных технологий

Сквозные виды профессиональной деятельности Специалист по логистике на транспорте.

Социальное обслуживание Специалист по работе с молодежью; Специалист по социальной работе.

Средства массовой информации, издательство и полиграфия Корреспондент средств массовой информации; Редактор средств массовой информации.

Строительство и ЖКХ Специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере; Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве.

Финансы и экономика Бизнес-аналитик; Маркетолог; Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства; Специалист по работе с инвестиционными проектами; Специалист по управлению рисками; Специалист по финансовому консультированию; Экономист предприятия.

ственных организаций и территориальных СМИ. Общее количество участников мероприятий составило 76 человек, в том числе 21 представитель бизнеса, 44 руководителя и сотрудника муниципалитетов, 11 экспертов от СМИ Свердловской области.

В ходе форсайт-сессий были определены базовые действия, которые выпускники программ должны осуществлять на рабочих местах. Перечень основных из них представлен в таблице 2.

Кроме того, при разработке схемы формирования компетенций образовательной программы «Комплексное развитие территории» были использованы государственные программные документы - стратегии развития субъектов УрФО:

• Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы

(утв. Законом Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ);

• Стратегический план развития Екатеринбурга (утв. решением Екатеринбургской городской думы от 10.06.2003 № 40/6 (с изм. на 25 мая 2018 года).

• Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2030 года (утв. Распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного окру-га-Югры от 22.03.2013 № 101-рп);

• Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года (утв. Решением Думы города Сургута от 28.05.2015 №718^ДГ);

• Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утв. Законом Тюменской области от 24.03.2020 № 23);

• Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2030 года (утв. Постановлением законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748);

• Программы комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа Нижний Тагил на период до 2035 года (утв. Постановлением администрации города Нижний Тагил от 13.01.2020 № 19-ПА).

Кроме того, в ходе работы над проектом учитывались цели устойчивого развития, сформулированные и утвержденные ООН, а также базовые представления концепции ESG. Это было необходимо для фокусировки на стратегических целях реализации образовательных программ, подготовки выпускников готовых к вызовам настоящего и будущего. Эти аспекты описаны более подробно в отдельной работе [8].

Таблица 2 - Базовые рабочие действия, которые должны совершать выпускники программ «Комплексное развитие территории»

Инвестиционное проектирование и маркетинг территории Развитие экосистем территории Экономика умного города Медиакоммуникации в органах власти и бизнесе Молодежная политика

Умеет организовывать маркетинговые исследования Осуществлять проектную деятельность; Эко-социотехносистема Составление и разработка бизнес-плана Юридическая практика; Анализ законодательна актов, касательно информационного поля Знание правовой базы. Умение быстро сориентироваться в законодательстве

Написание технического задания для специалистов проекта Умение отображать и создавать элементы данной системы Разработка муниципальных программ Знание систем ГМУ Освоение политических технологий

Управление людьми Решать практические задачи в условиях меняющийся реальности Знание бюджетной организации; Составление бюджета проекта; Эффективное распоряжение бюджетом Знание специфики территории, контингента Коммуникация в значении медиация с родителями, Молодёжью, отдельными гиперконфликтными людьми, молодёжными организациями

Приёмка всех видов работ Системно представлять территорию (выявлять акторов, стейкхолдеров) Коммуникативные навыки, работа в проектной команде Базовые экономические знания, привлечение дополнительных инвестиций за счёт нацпроек-тов, грантовых заказов Аналитика

Составление отчётов и их визуализация, составление презентации и её представление Выявлять элементы системы, типы взаимосвязей; Выявлять проблематику территории и расставлять приоритеты Использование большого массива данных, сбор данных, отчистка, анализ, визуализация и представление результатов анализа Технические навыки (IT-технологии: дизайн, монтаж; умение писать посты в соц сетях, статьи) Вопросы этики

Организовывать коммуникацию между центрами принятия решений Программное финансирование Soft skills - логика, стрес-соустойчивость, причинно-следственная связь. Выполнение монотонной работы, командно-образование Креативность(ивент-про-ектирование с нуля, с привязкой к молодёжи)

Таблица 1 - Универсальные компетенции комплекса программ многопрофильного бакалавриата «Комплексное развитие территории»

Наименование категории компетенций Код и наименование

Системное и критическое мышление УК ОС-1. Способен применять критический анализ информации и системный подход для решения задач обоснования собственной гражданской и мировоззренческой позиции

Разработка и реализация проектов УК ОС-2. Способен разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений

Командная работа и лидерство УК ОС-3. Способен вести себя в соответствии с требованиями ролевой позиции в командной работе

Коммуникация УК ОС-4. Способен осуществлять коммуникацию, в том числе деловую, в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языках

Межкультурное взаимодействие; Инклюзивная компетентность УК ОС-5. Способен проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества в социально-историческом и философском контекстах, соблюдать нормы этики и использовать дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Самоорганизация и саморазвитие (в т.ч. здоровье сбережение) УК ОС-6. Способен выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК ОС-7. Способен поддерживать уровень физического здоровья, достаточного для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности УК ОС-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность УКОС-9. Способен использовать основы экономических знаний для принятия экономически обоснованных решений в различных сферах деятельности

Гражданская позиция УКОС-10. Способен демонстрировать и формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

На завершающей стадии нами был проведен комплексный анализ рынка труда и рынка образовательных услуг на территории Свердловской области, который показал отсутствие попыток провести аналитическое сопоставление показателей спроса и предложения на этих рынках, их разбалансировку, наличия лакун и сегментов, не охваченных программами высшего образования [9]. Данная работа была реализована в партнерстве с Департаментом по труду и занятости Свердловской области, а также Ассоциацией руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами в рамках участия в рабочей группе СПК по управлению персоналом. В рамках этой работы также были изучены отдельные сегменты рынка труда Свердловской области, УрФО и России [10].

Ключевой целью данной деятельности было определение ключевой фокусировки комплекса программ на решение актуальных проблем и задач территорий, с которыми сотрудничает вуз. Таким ориентиром стало комплексное развитие территории.

Компетентность вместо зубрежки

КРТ - это сочетание основ проектной деятельности и базовых идей комплексного развития территории. Данная совокупность программ позволяет сформировать и запустить в работу детско-взрослые проекты, а также сформировать программу взаимодействия образовательной системы муниципалитета со всеми заинтересованными в развитии территории структурами, с вовлечением школьников, бакалавров и магистрантов в реализацию проектов. В ходе обучения в КРТ должны быть подготовлены команды специалистов, способных приступить к выполнению обязанностей с минимальным адаптационным периодом и готовых к разработке и реализации проек-

тов любой сложности в рамках национальных программ РФ, стратегий развитий регионов, муниципалитетов и под заказ бизнеса. Обучение в КРТ должно способствовать не заучиванию материалов, а формированию компетенций под заказ [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время идет согласование собственного образовательного стандарта, разработанного специально для многопрофильного бакалавриата, который позволит в рамках КРТ открыть новые направления: молодежная политика, журналистика, техно-сферная безопасность и др., -с помощью которых портфель программ внутри комплекса многопрофильного бакалавриата будет дополнен новыми необходимыми направлениями.

В ходе разработки образовательных программ были определены универсальные и общепрофессиональные компетен-

ции, единые для всего комплекса МПБ, которые осваиваются в соответствии с таблицей 4.

В числе общепрофессиональных компетенций, развиваемых в многопрофильном бакалавриате КРТ были определены:

• ОПК ОС МПБ-1 - Способен осуществлять сбор и анализ данных, в том числе из открытых источников, необходимых для решения поставленных экономических и управленческих задач, с использованием современных инструментов;

• ОПК ОС МПБ-2 - Способен решать профессиональные задачи на основе знаний экономической и управленческой теории;

• ОПК ОС МПБ-3 - Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения с учетом их социальной и экономической значимости и оценивать их последствия;

Таблица 1 - Универсальные компетенции комплекса программ многопрофильного бакалавриата «Комплексное развитие территории»

Программа Возможная профессия выпускника

Общий вариант Стартап-менеджер; Менеджер проекта

Инвестиционное проектирование и маркетинг территории Специалист по работе с инвестиционными проектами; Маркетолог; Специалист по региональному развитию; Инвестиционный и маркетинговый консультант; Руководитель цифровой трансформации городской среды

Экономика «умного» города Специалист по управлению умным городом; Руководитель проектов в области информационных технологий; Администратор-интегратор информационных систем предприятия; Специалист по управлению цифровыми двойниками предприятий или городов

Медиакоммуни-кации в органах власти и бизнесе GR-менеджер; Специалист по связям с общественностью SMM-аналитик; Руководитель пресс-службы; Главный редактор корпоративного СМИ; Контент-менеджер; Бренд-менеджер территории; Копирайтер

Молодежная политика Руководитель (координатор) волонтёрских организаций и НКО; Руководитель партийных молодёжных организаций; Заместитель директора по воспитанию; Специалист по работе с молодежью; Организатор молодежных объединений и клубов; Трекер молодёжных инициатив

Развитие экосистем территории Специалисты по созданию экосистем городских сервисов; Специалист в сфере управления проектами государственно-частного партнерства; Специалист по процессному управлению; Руководитель проектов в области информационных технологий; Инженер информационной городской среды

• ОПК ОС МПБ-4 - Способен разрабатывать проекты нормативных актов в сфере профессиональной деятельности, осуществлять их правовую, экономическую и антикоррупционную экспертизу, оценку регулирующего воздействия и последствия их применения;

• ОПК МПБ-5 - Способен использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии и программные средства; применять технологии электронного правительства и предоставления государственных (муниципальных) услуг;

• ОПК МПБ-6 - Способен осуществлять внутриорганиза-ционные и межведомственные коммуникации, обеспечивать взаимодействие органов власти с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

Важнейшим направлением работы в ходе разработки программ было определение возможных профессий выпускников, закончивших многопро-

фильный бакалавриат. Базовые из них определены в таблице 5.

В качестве надстройки над комплексом программ многопрофильного бакалавриата КРТ была положена магистерская программа «Комплексное развитие территории: стратегическое управление». Программа была разработана в рамках направления «Государственное и муниципальное управление» и предполагала, что магистранты будут осуществлять аналитическую и организационную работу над студентами бакалавриата, продолжая реализацию проектов для территорий на новом уровне.

Проектный календарь

После формулировки базовых концептуальных установок КРТ нами была разработана образовательная технология, положенная в основу образовательного процесса в многопрофильном бакалавриате подобного типа.

Концептуальная схема реализации КРТ в бакалавриате и магистратуре приведена на рисунке 1.

На первом этапе в течение первых двух лет обучения осва-

ивается общая часть образовательной программы, единая для всех направлений подготовки ОС МПБ, которая включает в себя дисциплины (модули), соответствующие профилям образовательных программ; цикл дисциплин, формирующих надпрофес-сиональные компетенции в рамках модуля «Осознанность и управление собой»; рассредоточенные учебные (ознакомительные и научно-исследовательские) практики в органах публичной власти и организациях; также проектные семинары.

Обеспечение проектного формата обучения осуществляется в рамках проектных семинаров, которые в качестве отдельной дисциплины реализуются в течение всего периода обучения и последовательно формируют навыки проектной деятельности, обеспечивают реализацию проектов по запросу заказчиков, а также раскрывают их содержание через научно-исследовательскую, организационную, воспитательную работу.

Проектная деятельность студентов в первый год обучения в рамках проектного семинара реализуется через проведение исследований деятельности органов публичной власти, отраслей экономической деятельности, а также перспектив их развития и обеспеченности человеческими ресурсами на рынке труда. Проектная деятельность студентов во второй год обучения в рамках проектного семинара реализуется через исследование деятельности заказчиков, формирующих возможные темы для дальнейшей проектной работы. На первом этапе в течение первых двух лет обучения результаты проектной работы интегрируются в планы научной и воспитательной работы со студентами.

На втором году студент проходит обязательный курс дополнительного образования по собственному выбору из комплекса программ, предлагаемых образовательной организацией.

Единая образовательная технология вертикально-интегрированного стандарта

Комплексное развитие территории (с Фондом «Золотое сечение») Управленческие классы (партнер -муниципалитеты) Предпринимательские классы (партнер -бизнес территорий) Медиа-классы (партнер - местные СМИ) Потенциальные абитуриенты

I Единая базовая V часть

I Вариа- 1 тивная часть

Единая образовательная технология многопрофильного бакалавриата: «Комплексное развитие территории: операционное управление»

Комплекс программ повышения квалификации и переподготовки по заказу муниципалитетов, бизнеса, общественных организаций и населения территорий

Коммуникации в социальных сетях Устойчивая реализация национальных проектов Проектное управление в муниципалитете Цифровизация процессов в муниципалитете

Антикоррупционный комплекс ESG-повестка в развитии территории Направления создания «умного» города

Единый трек ускоренного конструктора «МАГИСТРАТУРА + АСПИРАНТУРА»: «Комплексное развитие територии: стратегическое управление»

Рис. 1. Концептуальная схема реализации КРТ в бакалавриате и магистратуре

По завершении освоения обучающимися общей части образовательной программы проводится переводной экзамен, который проводится комиссией, включающей руководителей образовательных программ, преподавателей, практиков, участвующих в их реализации, и представителей заинтересованных работодателей. Переводной экзамен включает в себя оценку:

• защиты дорожной карты проекта, которая может быть представлена студентом как самостоятельно, так и в составе группы численностью не более шести человек;

• сформированного портфо-лио, которое включает в себя индивидуальные достижения студента (документы, подтверждающие участие в проектах в качестве волонтера, выступления на научно-практических конференциях, публикацию статей, научно-исследовательская и проектная работа у работодателя -заказчика проекта и др.);

• результатов личностно-про-фессиональной диагностики, которая реализуется для всех ба-

калавров на первом и втором году обучения.

По результатам переводного экзамена формируется компе-тентностная карта студента, содержащая информацию о степени выраженности компетенций, предрасположенности студентов к освоению профессиональной деятельности и рекомендаций по образовательной и карьерной траектории в области комплексного развития территории для последующего обучения в многопрофильном бакалавриате: продолжение обучения на том же направлении подготовки или о переводе на иное направление. Перевод на иное направление подготовки потребует особых процедур, предусмотренных нормативами вуза.

На втором этапе в течение третьего года обучения осваивается профессиональная часть образовательной программы, которая включает в себя базовый профессиональный модуль и распределенную производственную практику в организациях по профилю осваиваемой образовательной программы. Содер-

жание профессиональной части образовательной программы формируется на основе профессиональных стандартов и иных компетенций, сформулированных на основе форсайт-сессий с работодателями, указанных в образовательной программе в зависимости от профиля.

На третьем этапе в течение четвертого курса осваивается углубленная специализированная часть образовательной программы, которая расширяет компетенции, обеспечивающие возможность выполнения осваиваемых в образовательной программе многопрофильного бакалавриата типов задач профессиональной деятельности. Для обеспечения этого этапа вводится обязательное прохождение курсов повышения квалификации (для поступающих в магистратуру по треку комплексное развитие территории обязательно в области ГМУ, обеспечивающее дополнительную квалификацию студента, которая лежит в основе ускоренной программы магистратуры по направлению подготовки ГМУ).

Через два года обучения в многопрофильном бакалавриате студент может изменить выбор профессионального направления

Содержание углубленной специализированной профессиональной части образовательной программы формируется на основе обобщенных трудовых функций и (или) трудовых функций профессиональных стандартов.

В период изучения углубленной специализированной профессиональной части образовательной программы обучающийся должен подготовиться к сдаче квалификационного экзамена.

В стиле

конструктивизма

Продолжение профессионального развития и формирование аналитических компетенций в предметной области осуществляется в рамках обучения в магистратуре-конструкторе (МК) по программе «Комплексное развитие территории: стратегическое управление», которая выступает частью вертикально-интегрированного комплекса с МПБ. В рамках обучения в МК магистранты осуществляют управленческое и аналитическое сопровождение проектов, которые реализуются бакалаврами МПБ, обеспечивают их синхронизацию со стратегиями развития заказчиков из числа органов публичной власти и бизнеса.

На первом году в магистратуре обучающейся становится куратором одной из групп МПБ с целью полного освоения организационно-управленческого вида деятельности. В его задачу входит совместная разработка и консультирование обучающихся на этапе разработки проекта, организация научно-исследовательской студенческой конференции. Сам магистрант на первом году обучения готовит минимум одну заявку на грантовые конкурсы, проводимые в РФ.

Во втором семестре первого года обучения магистрант устраивается на работу в качестве ассистента (по договору гражданско-правового характера) и ведет дисциплину на МПБ «Проект-

ный семинар», в котором «вводит» студента в разработку проектной документации, логику построения проекта, сбора данных Параллельно собирает данные (аналитику) для своего проекта.

Для магистрантов в научно-исследовательской практике закладывается ограниченное количество разрабатываемых тем (только в качестве проектов), которые формируется на основе форсайт-сессии с муниципалитетами.

Каждая из образовательных программ МПБ реализуется на основе проектной траектории обучения, которая бывает двух видов:

• монопрофильная траектория - разработка единого проекта на протяжении всего периода обучения;

• многопрофильная траектория - разработка нескольких проектов на протяжении всего периода обучения, при условии изменения образовательной программы после завершения первого этапа обучения.

Отдельно остановимся на технологии формирования проект-

ных групп, так как проектная деятельность заявлена в качестве ключевой в программах КРТ.

Основным источником тем для проектных заданий являются пакеты заказов от муниципалитетов и предприятий, которые формируются через форсайты, фокус-группы и интервью с представителями заказчиков. Кроме того, используются «универсальные тематики», сформулированные в ходе форсайт-сессий с заказчиками. Для актуализации проектных заданий на первом курсе КРТ должны реализовываться «Ярмарки проектов» совместно с заказчиками, которые позволяют погрузить студентов в тематику, познакомить с муниципалитетами и их предприятиями.

Для повышения эффективности проектной работы необходимо осуществлять ежесеме-стровый срез по итогам работы команд, который позволяет корректировать планы работы и техническое задание, а также состав команд в течение первого курса.

Таким образом, смена проекта возможна только на пер-

Программы многопрофильного бакалавриата разрабатывались при помощи форсайт-сессий с бизнес-сообществом региона.

вом курсе (на старших курсах -в исключительных случаях и по решению комиссии о возможности реализации проекта). Проекты, которые реализуют студенты, могут быть только групповыми. В состав проектной группы могут входить 7-12 студентов.

В течение реализации к проектным группам могут привлекаться студенты для решения временных задач на условиях «привлеченного эксперта». За такую форму поддержки студенты могут получить дополнительные баллы в рамках балль-но-рейтинговой системы.

У каждого проекта предполагается два наставника:

• представитель заказчика (в рамках практики, либо назначенный заказчиком);

• представитель вуза - преподаватель (список формируется по рекомендациям руководителей образовательных программ и утверждается приказом директора).

По завершению обучения выпускник вправе получить документы об образовании, подтверждающие освоение модулей образовательной программы как отдельных программ повышения квалификации.

Обучающийся в магистратуре, входящей в трек «Комплексного развития территории», с момента поступления и до его

Важная цель многопрофильного бакалавриата - непрерывное ощущение счастья обучения: с 1 первого курса...

завершения работает над собственным проектом по заказу муниципалитета.

В ходе подготовки пакета документов и изучения нормативных актов были выделены ключевые проблемы, с которыми столкнутся разработчики аналогичных образовательных программ:

• нормативно не отрегулирован вопрос, связанный с переходом студента, поступившего на бюджет, на программу по другому направлению;

• обучение под заказ территории (муниципалитета или предприятия) предполагает использование целевой формы (бюджетные места), которая в настоящий момент слабо формализована и негативно влияет на показатели набора в части

...до получения диплома о нужном самому выпускнику высшем образовании. 66

среднего балла ЕГЭ среди поступающих на бюджет;

• высокая зависимость эффективности реализации программ от наличия сформированных связей с муниципалитетами, которые во многом зависят от поддержки главы района. Из-за высокой интенсивности их работы, электоральных циклов возможны высокая сменность глав, что негативно сказывается на перспективах проектов;

• высокие издержки на реализацию проектной деятельности и распределенных практик, которые предполагают постоянные выезды в муниципалитеты преподавателей и студентов.

Ради жизни «на земле»

Таковы предварительные результаты разработки концептуально нового подхода к реализации программ высшего образования в формате вертикально-интегрированных программ (бакалавриата и магистратуры) под стратегии развития и задачи муниципалитетов и предприятий на их территориях.

Нами был проведен комплекс исследований и оценок возможностей, перспектив и ограничений по разработке подобного комплекса программ, который был обозначен как «Комплексное развитие территории» (КРТ), в него входил обзор литературы, форсайты, интервью с экспертами, изучение атласов но-

вых профессий и аналитических обзоров рынков труда и др. Итогом стали разработанные механизмы и инструменты реализации интегрированной программы многопрофильного бакалавриата и магистратуры, выделены достоинства и недостат-

ки подобной разработки.

Ключевой вывод, который можно сделать по итогам работы, заключается в том, что новые концептуальные подходы к разработке и реализации образовательных программ под заказ рынков, территорий, пред-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

приятий - необходимы и должны повсеместно реализовывать-ся в рамках пилотов и проектов. Не все из них станут нормативной основой для системы образования, но уже сейчас они представляют плацдарм для отработки новых подходов. ■

[1] О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729.

[2] Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 № 51)). URL: http://www.consuitant.ru/document/cons_doc_LAW_384038/ (дата обращения: 30.03.2022).

[3] Атлас новых профессий. URL: http://atias100.ru/cataiog/ (дата обращения: 30.03.2022).

[4] Сербулов А.В., Кочелаба Ж.В. Разработка принципов формирования и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата с учетом многопрофильного подхода подготовки специалистов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2013. №3(25). С. 16-22.

[5] Лученко К.В. Опыт создания программы журналистского образования в рамках системы liberal arts // Век информации. 2018. №2-2. С. 317-319.

[6] Гончарова И.В., Гончарова О.В. Новые образовательные стандарты и технологии: подготовка будущих специалистов в сфере туризма и гостеприимства с заданными квалификационными характеристиками // Инновации и инвестиции. 2021. № 9. С. 113-116.

[7] Козбаненко В.А. Инновационные направления развития управленческого образования в России // Вестник Государственного университета управления. 2011. № 2.

[8] Долженко Р.А. Новые тенденции в управлении персоналом после окончания пандемии // Мотивация и оплата труда. 2022. № 1. С. 2-8. URL: https://grebennikon.ru/articie-isqs.html (дата обращения: 30.03.2022).

[9] Долженко Р.А., Антонов Д.А. Рынок труда Свердловской области: текущее состояние и перспективы // Народонаселение. 2019 . Т . 22 . № 3 . С . 130-145. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-08.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Долженко Р.А. Анализ рынка труда в сегменте «управление персоналом»//ЭКО. 2018. № 8 (530). С. 161-179.

[11] Балезина Е.А., Шляпина А.С. Liberal arts как модернизацион-ный проект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 50-61.

[12] Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Подходы к реализации модели "liberal arts and sciences" в педагогическом образовании // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 8-15.

[13] Авдонина Н.С. Образовательная модель liberal arts: содержание и методы // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 98-105.

[14] Рахимова С.Р. Перспективы развития образовательной модели liberal arts в гуманитарном образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 24-1 (78). С. 88-92.

[15] Gilyazova O.S., Zamoshchanskii I.I., Zamoshchanskaya A.N. (2020). A liberal arts and sciences education at the Russian higher school: concept, formats, benefits and limitations, Perspectives of Science and Education, no. 4 (46), pp. 10-22.

[16] Завалей А.И. Liberal arts в современном университете // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 152-156.

MULTISPECIALITY BACCALAUREATE AS A NEW APPROACH TO HIGHER EDUCATION PROGRAMS DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

ABSTRACT:

Research purpose - to develop a conceptually new approach to the higher education programs implementation in the format of vertically integrated programs (bachelor's and master's degree) to match the regional development strategies and objectives.

Introduction. Territorial development trends in the frames of strategic goals (literature review - previous research on the key directions of municipal development - smart cities, territorial

AUTHORS' INFORMATION: Ruslan A. Dolzhenko

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) s dolzhenko-ra@ranepa.ru

ecosystems, social media, youth policy, etc. Problem formulation of the need to train specialists in these fields).

Methodology. The research object is a set of objectives which the municipalities are facing, the research subject is the relationship between the stakeholders of the educational process of training specialists to solve the territorial tasks. Information base - scientific publications indexed in the RSCI, Scopus, Web of Science databases. Research algorithm: analysis of the existing educational programs, literature review, new professions atlases study, labor market analytical reviews, foresights with employers, program development.

Results. A conceptual scheme to implement an integrated program of a multidisciplinary bachelor's and master's degree (table of the main blocks of bachelor's and master's programs).

Discussion. Advantages and disadvantages of the vertically integrated "Integrated Territory Development" bachelor's and master's programs.

REFERENCES:

KEYWORDS:

higher education, liberal arts, educational standards, multispeciality baccalaureate, integrated territory develop ment, sustainable development goals, municipal strategy, foresights.

FOR CITATION:

Dolzhenko R.A. (2022). Multispeciality baccalaureate as a new approach to higher education programs development and implementation, Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 58-68.

[1] On measures to implement the program of strategic academic leadership "Priority-2030". Decree of the Government of the Russian Federation No. 729 dated 13.05.2021.

[2] Strategy for the development of the National Qualifications System of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the National Council on Professional Qualifications under the President of the Russian Federation. Protocol No. 51 dated 12.03.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384038/ (accessed 30.03.2022).

[3] Atlas of new professions. URL: http://atlas100.ru/catalog/ (accessed 30.03.2022).

[4] Serbulov A.V., Kochelaba Z.V. (2013). Development of principles for the formation and implementation of educational programs of applied baccalaureate, taking into account a multidisciplinary approach to training specialists, News of the Baltic State Academy of Fish Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences, no. 3 (25), pp. 16-22.

[5] Luchenko K.V. (2018). The experience of creating a program of journalistic education within the Liberal Arts system, Age of information, no. 2-2, pp. 317-319.

[6] Goncharova I.V., Goncharova O.V. (2021). New educational standards and technologies: the preparation of future specialists in the field of tourism and hospitality with the given qualifications, Innovations and investments, no. 9, pp.113-116.

[7] Kozbanenko V.A. (2011). Innovative directions for the develop-

ment of management education in Russia, Bulletin of the State University of Management, no. 2.

[8] Dolzhenko R.A. (2022). New trends in personnel management after the end of the pandemic, Motivation and payment of labor, no. 1, pp. 2-8. URL: https://grebennikon.ru/article-lsqs.html (accessed 30.03.2022).

[9] Dolzhenko R.A., Antonov D.A. (2019). The labor market of the Sverdlovsk region: the current state and prospects, Population, vol. 22, no. 3, pp. 130-145. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-08.

[10] Dolzhenko R.A. (2018). Analysis of the labor market in the "Personnel Management" segment, EKO, no. 8 (530), pp. 161-179.

[11] Balezina E.A., Shlyapina A.S. (2021). Liberal arts as a modernization project, Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences, no. 3, pp. 50-61.

[12] Gruzdev M.V., Tarkhanova I.Yu. (2019). Approaches to the implementation of the model "Liberal Arts and Sciences" in pedagogical education, Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 6 (111), pp. 8-15.

[13] Avdonina N.S. (2017). Educational model "Liberal Arts": contents and methods, Values and meanings, no. 4 (50), pp. 98-105.

[14] Rakhimova S.R. (2019). Prospects for the development of the educational model "Liberal Arts" in humanitarian education, Bulletin of science and education, no. 24-1 (78), pp. 88-92.

[15] Zavaley A.I. (2011). Liberal Arts in modern university, Higher education in Russia, no. 7, pp. 152-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.