Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ: ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРИГГЕР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА'

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ: ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРИГГЕР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошилова Мария Борисовна, Сальцев Андрей Александрович

Механизмы реализации социальных проектов неоднократно становились объектом исследования, но в настоящее время мы вынуждены констатировать несоответствие теоретических предпосылок, благородных намерений и ярких фантазий «настоящих буйных» граждан требованиям суровой бюрократической реальности и холодному административному расчету. А если задача усложняется таким объектом исследования, как детская проектная деятельность, направленная на разрешение застарелых «взрослых» управленческих и общественных проблем, то энергия противоречий между привычным маховиком работы местной власти и той частью общества, которую принято называть молодежным (в нашем случае это преимущественно подростки в возрасте 14-18 лет), возрастает многократно. В настоящей статье мы представим результаты моделирования и анализа механизмов реализации социальных детско-взрослых проектов на территории муниципалитетов Свердловской области. Опишем методологические решения, принятые в результате многолетних наблюдений за организованной в разных форматах детской проектной деятельностью, направленной на повышение качества жизни и генерацию позитивной общественной активности в муниципальных образованиях Свердловской области. Методом исследования стал анализ практик работы с талантливыми и одаренными детьми по системному и последовательному погружению их в проектную работу, связанную с улучшением жизни в их родных городах, поселках и селах. К основным результатам следует отнести следующие рекомендации по корректировке методики организации проектной деятельности школьников. Первое - обучение проектной деятельности необходимо начинать с учителей школ, педагогов системы дополнительного образования, которые помогают произвести первичный отбор «юных проектировщиков» и будут сопровождать их работу в дальнейшем, в том числе вовлекая в предметную область обучения и внеклассную работу. Второе - для реализации проектов на территориях проживания детей необходимо заручиться поддержкой местных органов власти, а для этого следует провести последовательную и системную просветительскую работу в формате специально организованных форсайт-сессий. И, наконец, третье - запуск и результативная работа детских образовательных интенсивов по проектированию невозможна без лиц, обеспечивающих техническую, организационную и воспитательную функцию («спутников»). И важно, чтобы эти лица имели соответствующую подготовку, в том числе знания инструментов вовлечения подростков в проектную деятельность и правильного краткосрочного «вывода» из нее - организации отдыха вовлеченных и увлеченных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED TERRITORIAL DEVELOPMENT: CHILD-ADULT DESIGNING AS A TRIGGER FOR MUNICIPAL DEVELOPMENT

On multiple occasions have social projects implementation mechanisms become research objects, but at present, we have to fix the inconformity of the theoretical premises, noble intentions and vivid fantasies of the “real impetuous” citizens with the requirements of harsh bureaucratic reality and cold administrative calculation. And if the problem complexifies due to such research object as children project activity, targeted at resolving the long-standing "adult" management and general problems, the energy of tcontradiction between the typical flywheel of the local authorities and the part of society, which is customary referred to as the youth, (in this case, mostly teenagers aged 14 -18) increases manifold. The given article presents the outcome of modelling and analysis of mechanisms for child-adult social projects implementation in municipalities of the Sverdlovsk region. The paper describes methodological solutions found following the years long observation of various formats of children project activity targeted at quality of life improvement and positive social activity generation in municipalities of the Sverdlovsk region. The research method used was the analysis of the practical work with talented and gifted children on their systematic and consistent immersion into project work related to life improvement in their hometowns. The main results are the following recommendation to adjust the methodology of the schoolchildren project activity organization. First, project activity training should start from school teachers and supplementary education teachers who facilitate the primary selection of “young designers” and will further support their work also involving them in the training subject area and extracurricular activities. Second, for the project implementation in the territories where children live, gaining support of the local authorities is essential, and for this it is necessary to organize a consistent and systematic outreach campaign in the form of specially arranged foresight sessions. And, finally, third - the launch and efficient performance of children educational intensives in the field of design activities is impossible without people providing technical, organizational and educational function ("companions"). These individuals should undergo special training, including awareness of the tools to involve teenagers in project activities and the relevant short-term "withdrawal" from this activity - organization of rest for the involved and enthusiastic children.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ: ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРИГГЕР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА»

DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-50-57 ВАК: 08.00.05

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ: ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТРИГГЕР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: АННОТАЦИЯ:

Ворошилова Мария Борисовна Механизмы реализации социальных проектов неоднократно

Уральский институт управления, становились объектом исследования, но в настоящее время

Российская академия народного хо- мы вынуждены констатировать несоответствие теоретических

зяйства и государственной службы предпосылок, благородных намерений и ярких фантазий «на-

при Президенте РФ (620144, Россия, стоящих буйных» граждан требованиям суровой бюрократи-

Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) ческой реальности и холодному административному расчету.

и voroshilova-mb@ranepa.ru А если задача усложняется таким объектом исследования, как

Сальцев Андрей Александрович детская проектная деятельность, направленная на разрешение

Уральский институт управления, застарелых «взрослых» управленческих и общественных проблем,

Российская академия народного хо- то энергия противоречий между привычным маховиком рабо-

зяйства и государственной службы ты местной власти и той частью общества, которую принято

при Президенте РФ (620144, Россия, называть молодежным (в нашем случае это преимущественно

Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) подростки в возрасте 14-18 лет), возрастает многократно.

и saltsev-aa@ranepa.ru В настоящей статье мы представим результаты моделиро-

вания и анализа механизмов реализации социальных детско-КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взрослых проектов на территории муниципалитетов Сверд-

проектная деятельность, управленче- ловской области. Опишем методологические решения, приня-ские кадры, стратегия развития му- тые в результате многолетних наблюдений за организованной

ниципалитета, познавательная ак- в разных форматах детской проектной деятельностью, направ-

тивность, патриотизм, детско-взрос- ленной на повышение качества жизни и генерацию позитив-

лые группы. ной общественной активности в муниципальных образовани-

ях Свердловской области. ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Методом исследования стал анализ практик работы с та-

Ворошилова М.Б., Сальцев А.А. лантливыми и одаренными детьми по системному и последо-

Комплексное развитие территории: вательному погружению их в проектную работу, связанную с

детско-взрослое проектирование улучшением жизни в их родных городах, поселках и селах.

как триггер развития муниципалите- К основным результатам следует отнести следующие рекомен-

та // Муниципалитет: экономика дации по корректировке методики организации проектной дея-

и управление. 2022. № 1. С. 50-57. тельности школьников. Первое - обучение проектной деятель-

ности необходимо начинать с учителей школ, педагогов системы дополнительного образования, которые помогают произвести первичный отбор «юных проектировщиков» и будут сопровождать их работу в дальнейшем, в том числе вовлекая в предметную область обучения и внеклассную работу. Второе - для реализации проектов на территориях проживания детей необходимо заручиться поддержкой местных органов власти, а для этого следует провести последовательную и системную просветительскую работу в формате специально организованных форсайт-сессий. И, наконец, третье - запуск и результативная работа детских образовательных интенсивов по проектированию невозможна без лиц, обеспечивающих техническую, организационную и воспитательную функцию («спутников»). И важно, чтобы эти лица имели соответствующую подготовку, в том числе знания инструментов вовлечения подростков в проектную деятельность и правильного краткосрочного «вывода» из нее - организации отдыха вовлеченных и увлеченных детей.

Закадровый голос

одготовка высококвалифицированных управленческих кадров - это одна из приоритетных национальных образовательных задач,

которая должна решаться в том числе посредством «Президентской программы подготовки управленческих кадров» (реализуется в нашей стране с 1998 года в соответствии с Указом Президен-

та России от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»). Не менее важной задачей является компетентност-

ная подготовка одаренных детей, позволяющая им эффективно участвовать в профильных олимпиадах, утвержденных Министерством науки и высшего образования1. Именно две этих задачи государственного уровня, но рассчитанные на разные типы аудиторий (взрослую, чиновничью и детскую - школьную), обусловили актуальность создания Уральским институтом управления - филиалом РАНХиГС программы «Комплексное развитие территории», которая базируется на анализе текущей социально-экономической ситуации и объективной потребности государства в воспитании будущих управленческих кадров, способных стратегически мыслить и формировать целостное представление о развитии отдельных территорий и государства.

В части реализации общео-образовательных целей школы, программа частично опирается на предметные знания одаренных школьников, а также на их внеучебную деятельность - практические знания и навыки, полученные в кружках, секциях, клубах по интересам, молодеж-

1 Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2019/20 уч. г: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 30.08.2019 № 658.

Проект «КРТ» помогает решить потребности страны в воспитании будущих управленческих кадров, способных мыслить стратегически

ных сообществах вроде молодежных муниципальных дум или молодежных общественных палат. Немаловажно вовлечь в общественное проектирование и тех ребят, что с головой ушли в штудирование методичек по сдаче ЕГЭ и ОГЭ и их внеучебная жизнь тоже целиком подчинена требованиям образовательных стандартов. Столь сложная и нетиповая задача нашла в прошлом году поддержку на федеральном уровне - уральский филиал РАНХиГС был включен в проект «Приоритет-2030» (под-проект «Академия будущего - для будущего России»).

Вернуть Тагилу будущее

тартовой площадкой для реализации Уральским институтом управления - филиалом РАНХиГС программы «Комплексное развитие тер-

Порой достаточно несколько макаронин и метра малярной ленты, чтобы у педагогов разыгралась фантазия. На курсах «КРТ» учителя школ соревновались, например, на самую высокую устойчивую башню.

ритории» стала нетиповая образовательная организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи „Золотое сечение"». В этом году этому региональному центру выявления и поддержки одаренных детей, созданному по модели образовательного центра «Сириус», исполнилось 5 лет.

Впервые курс «Комплексное развитие территории» появился в 2018 году на одном из первых образовательных интенсивов фонда. Руководитель того интенсива Андрей Сальцев вспоминает: «Это случилось неожиданно для нас, организаторов, потому что когда мы постарались сделать для детей Свердловской области, приехавших на смену, как нам казалось, программу очень интересную, связанную с машинным интерфейсом, то мы решили, что детям будет интересно поразмышлять и о том, как будет устроен тот мир будущего, где машина и человек уже могут напрямую общаться. Но наша иллюзия рассеялась очень быстро простым вопросом одного очень неглупого ребенка из Нижнего Тагила: „А где, собственно, уважаемые взрослые, точка пересечения вашего машинного интерфейса и наших тагильских школ?". Посыл школьника был понятен: игрушки - это не серьезно, хотя и увлекательно, а суровая действительность тагильской глубинки - это сама жизнь, хоть привлекательного для молодого человека в ней до обидного мало. И мы всю смену думали, как совместить то, о чем мечтают и думают современные провинциальные школьники с тем, что их каждый день окру-

Для успешной дневной проектной работы с детьми взрослые коротают вечера в УИУ - филиале РАНХиГС на форсайт-сессиях. Идеями «о будущем» делится Александр Меренков, один из ведущих консалтеров Урала по управлению.

жает посредством интернета, соцсетей и вызывает нетерпение покинуть родные места».

Команда педагогов сразу решила отказаться от игровых решений, от псевдо-задач и мифических кейсов. По словам Андрея Сальцева, дети, особенно одаренные, потрясающе быстро адаптируются к правилам игры и начинают подыгрывать: «Нам будет казаться, что мы их чему-то учим, а дети будут создавать яркую видимость того, что мы добиваемся каких-то успехов в проектности».

Ставка на «выход из игры» оказалась верной. В результате получилось научно-драматическое шоу с ярко выраженным образовательным эффектом и конкретными результатами, интегрированными в ткань реальной управленческой практики «на местах».

Ребята при поддержке взрослых начали с исследования Стратегий развития родных муниципалитетов (в том числе, разумеется, Нижнего Тагила) и субъекта Федерации - Свердловской области. Такого типа документы нельзя отнести к разряду увлекательного чтива. Но при умелом экспертном сопровождении, при правильном «переводе» бюрократический словесный частокол вдруг забрезжил реальными перспективами развития, о которых, как оказалось, власть думает сама и, похоже, предлагает вместе думать другим.

Итак, на базе образовательных интенсивов Фонда «Золотое сечение» начала формироваться новая программа «КРТ» как технология создания детских проектов, очень четко ориентированных на те места жизни, где сами одаренные дети учатся и к чему они либо еще имеют какой-то слабый интерес, либо его уже потеряли. Количество старшеклассников школ Свердловской области, обученных УИУ РАНХиГС в «Золотом сечении» по направлению «КРТ», представлено в таблице 1.

Место переживания

В методологическом смысле курс является научно-прикладным и направлен на освоение обучающимися основных принципов территориального управления, стратегического планирования социально-экономического развития территорий. В процессе обучения по данному курсу формируется понимание основ территориального развития и управления, глубоко осознается причинно-следственные связь «личность - территория жизни» и место юного гражданина в структуре управленческих связей «Страна - Регион - Муниципалитет».

В интегрированном виде все это способствует развитию познавательной активности и системного мышления, воспитанию патриотизма по отношению к месту проживания, способствует социальному и профессиональному самоопределению обучающихся с учетом специфики развития и исторических особенностей того или иного городского округа, муниципального района.

В современной научной литературе существует достаточное количество исследований и публикаций, посвященных проблеме создания и реализации

социальных проектов (см., напр., работы А. В. Гринцовой, Е. С. Михалевой, Е. В. Лебедевой, Е. А. Ку-пряшкиной, Н. Э. Ракитиной).

В основу программы «Комплексное развитие территории» были положены разработки А. И. Балашова, А. Т. Зуба, Е. М. Роговой, Т. В. Сачук, М. В. Тихоновой и др.

Новизна же курса «Комплексное развитие территории», созданного в 2018 году, сохраняет свою актуальность до сих пор и заключается в том, что он

Таблица 1 - Реализация проекта «Комплексное развитие территории» на базе Фонда «Золотое сечение» (кол-во обученных)

Муниципалитет Кол-во

2019 год

Североуральский ГО 7

Городской округ Ревда 10

2020 год

Городской округ Богданович 12

ГО Краснотурьинск 15

Серовский городской округ 11

Горноуральский ГО 15

2021 год

Асбестовский ГО 14

Артемовский ГО 15

Сысертский ГО 22

2022 год

Городской округ Сухой Лог 36

МО «город Екатеринбург» (30)

Каменск-Уральский ГО (15)

сочетает теоретическую управленческую подготовку с практической апробацией навыков в ходе создания проектов, направленных на развитие реальной территории. Это дает возможность реализовать принцип проектного обучения через действия, позволяя обучающимся получить первичные прикладные знания в области муниципального менеджмента, стратегического планирования, управления проектами для целей территориального развития. Задача второго уровня - научить школьника применять эти специфические метапредметные знания в направлении поэтапной проектной работы, способной обеспечить создание, продвижение и реализацию социальных проектов на территории его проживания.

Остаться дома

ажно отметить, что программа, несмотря на свою универсальность, каждый раз в процессе реализации корректируется под задачи конкретного муниципалитета, а нередко еще и под индивидуальный заказ «градообразующего» предприятия. Одной из центральных задач курса стало создание условий и мотивации для того, чтобы дети оставались там, где они родились и учатся, а зна-

чит, и проекты, которые они разрабатывают в рамках смены, должны быть очень четко увязаны с технологическими, культурно-историческими, ресурсными особенностями «малой родины». Именно это и создает «позитивную привязку» ребенка к территории. Поэтому в процессе формирования проектных идей, создатели программы «КРТ» как правило старались отходить от проектов, которые условно можно «упаковать в чемодан и увезти».

Данная специфика спровоцировала две базовые потребности:

1. В серьёзной информационно-аналитической подготовке на этапе формирования «муниципального заказа» для создания очередной программы.

2. В создании перманентной системы поддержки детей и начатых ими проектных инициатив и после завершения того или иного интенсивного курса.

Реализация этих потребностей напрямую связана с жизнеспособностью детских идей и стойкостью самих ребят. По разным причинам из десятков, казалось бы, хорошо продуманных и вполне крепких проектов «школьного уровня» на этап реализации выходят единицы. По нашим наблюдениям, это соотношение составляет 9:2. Для того чтобы пропорция стала хотя бы чуть менее удручающей, адепты проекта «КРТ» вскоре осозна-

Рис. 1 Участники проекта «КРТ: детский проект как триггер развития муниципалитета».

ли, что необходимо думать о партнерах-взрослых, которые привыкли относиться к школьникам как генераторам идей снисходительно-покровительственно, со значительной долей иронии и скепсиса.

Триггер перемен

2021 году Уральский институт управления - филиал РАНХиГС начал активный поиск партнеров в муниципальных органах власти Свердловской области, среди местных общественных активистов - для содействия детям в воплощении в жизнь их проектных и управленческих идей. В середине года была разработана и внедрена единая программа проекта «КРТ: детский проект как триггер развития муниципалитета», которая

Национальные проекты

Национальные

технологические

инициативы

Региональные программы

Инициативное бюджетирование

А

Гранты

V

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ

меняем?

Запускающий форсайт • ДПО для учителей (проектное управление) • Мотивирующая смена для детей

Как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

меняем?

Форсайт дорожной карты • Управленческие классы • Рабочая группа (муниципалитет) • Золотое сечение • ДПО НТИ (учителя + муниципальные служащие)

Переосмысление

стратегии муниципалитета

Аналитический форсайт

Рис. 2. Процессы изменений в муниципалитете

Методология совместного детско-взрослого проектного управления только формируется. Многие идеи рождаются и апробируются в УИУ - филиале РАНХиГС «с нуля». Итоги очередного мозгового штурма представляет постоянный участник уральского Клуба мышления Владислав Камский.

объединила три базовые группы участников (рис. 1) и выделила три ключевых этапа развития территории (рис. 2).

Основной группой в нашей схеме, конечно, являются дети, но, как показала практика, при отсутствии взаимодействия с двумя другими группами, результата получить невозможно.

Ближайшая к ней группа -представители системы образования, которая включает в себя тех, кто способен поддержать развитие идеи ребенка, направить его в процессе поиска и высказать экспертное мнение:

1) педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений, классные руководители, учителя-предметники;

2) педагоги Уральского института управления - филиала РАНХиГС, а также приглашенные институтом эксперты органов власти, бизнеса, общественных организаций, авторитетные педагогические работники;

3) родители и иные заинтересованные лица (одноклассники, соседи и т.д.).

Управленский костяк, составляют те представители муниципалитета, которые способны ока-

зать организационную, прежде всего, и по возможности финансовую поддержку, искренне заинтересованные в тренде на позитивные изменения той или иной территории. К этим категориям относятся:

1) прогрессивные сотрудники администрации муниципалитета во главе с мэром;

2) социально ответственные руководители предприятий, чаще всего «градообразующих»;

3) инициативные группы как, например, агентства развития, объединения предпринимателей или некоммерческие организации, не «для галочки» реализующие на территории действительно значимые проекты и т.д.

Одним из направлений развития системы взаимодействия может стать такой элемент, как «лаборатория наставничества». Сделать это можно в рамках новых институциональных структур в области наставничества: институтов, лабораторий, исследовательских центров и др. Примером такого образования является Лаборатория наставничества, которая была сформирована в рамках соглашения между Фондом поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение», Уральским государственным экономическим университетом и Уральским государственным педагогическим университетом. Подробно принципы работы данной работы описаны в [4]. «Лаборатория наставничества организует проектирование развития кадрового потенциала территорий по следующим направлениям: выявление талантливых и мотивированных детей, обеспечение их дальнейшей мотивации к обучению и

Э/ссперТше мнение

Ольга Глазунова, разработчик технологий в Институте опережающих исследований и управления человеческими ресурсами имени Е. Л. Шифферса (г. Москва):

В результате внедрения системы ЕГЭ, с ее соревновательным принципом, вопросы воспитания перестали как-либо оцениваться в школе, это привело к отсутствию того коллектива, в котором подросток развивается и живет, также исчезла деятельность по формированию детско-взрослой образовательной общности, без которой образовательный процесс попросту невозможен. Это очень сильно деформировало старшую ступень школы, так как раньше ученики 9-11 классов буквально жили в школе, там были их друзья, их интересы и увлечения, сейчас же во многих школах в период подготовки к экзаменам убирают все предметы кроме профильных, для того, чтобы детей ничего не отвлекало от подготовки, а после уроков уже никого не волнует, чем занимается ребёнок в свободное время и где он находится.

профессиональной ориентации; формирование совместно с предприятиями всех типов практических задач для детских и молодежных проектных групп; раннее профессиональное погружение на предприятия, разработка совместно с предприятиями и властью мер по удержанию и привлечению молодых людей и т.д.»

В ходе реализации проекта «КРТ» мы выделяем три базовых этапа.

На первом этапе отвечаем на вопрос «Что меняем?», то есть определяем круг задач для будущих проектов. Основными инструментами на данном этапе становятся:

1. Запускающий или стартовый форсайт, открывающий участие муниципалитета в проекте КРТ, позволяющий произвести глубинную и корректную оценку текущего состояния дел в муниципалитете; выполнить анализ перспектив развития муниципалитета; выявить тренды изменений, которые, по мнению жителей, выведут город на новый уровень. Методика форсайта хорошо известна и детально описана в работах: М. Б. Ворошиловой, О. В. Германовой, Р. А. Дол-женко, А. А. Сальцева, Т. П. Стрельцовой и др.

2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация работы с детско-взрослыми проектными группами: проект-

Таблица 2 - Реализация проекта «Комплексное развитие территории» на базе загородных ДОЛ Свердловской области и образовательных учреждений г. Екатеринбурга (кол-во обученных)

Муниципалитет Кол-во

2021 год

Асбестовский ГО 77

Городской округ Богданович 60

Сысертский ГО 55

2022 год

МО «город Екатеринбург» 59

Артемовский ГО (50)

Каменск-Уральский ГО (50)

Экспертное мнение

Оксана Колясникова, начальник управления образования Сысертского городского округа:

Работу по формированию детско-взрослых проектных групп мы начали совместно с Уральским институтом управления - филиалом РАНХиГС и Уральской образовательной резиденцией. Идею вовлечения школьников в процесс разработки проектов развития муниципалитета горячо поддержал глава Сысертского городского округа Дмитрий Андреевич Нисковских. Так мы попали не только в сеть обучающих городов ЮНЕСКО, что случилось чуть ранее, но и в партнерство с Президентской академией, реализующей «на местах» федеральный проект «Приоритет-2030». Надо отметить, что текущая работа - подготовка к ЕГЭ, ОГЭ - идет параллельно. Подготовку к олимпиадам, оздоровительной кампании никто для наших педагогов не отменял. Но люди «горят» проектным творчеством и понимают: если не вовлекать детей в серьезные затеи развития, они будут воспринимать округ чужим и нас, взрослых, - чужими.

ное управление». Это уникальная авторская программа, основанная на сочетании основ проектной деятельности и базовых идей комплексного развития территории. Программа позволяет запустить в работу детско-взрос-лые проекты, а также сформировать программу взаимодействия образовательной системы муниципалитета со всеми заинтересованными в развитии территории структурами. По большому счету, она позволяет рассмотреть даже детский проект как часть стратегии развития муниципалитета, региона, страны.

3. Мотивирующая или поисковая смена для детей, которая выполняет две базовые задачи: во-первых, отбор по-настоящему замотивированных детей, во-вторых, формирование портфеля проектных инициатив, согласованного со всеми участниками, то есть интересного как детям и их педагогам, так и необходимого муниципалитету. Количество старшеклассников, прошедших мотивирующие смены, организуемые с прошлого года УИУ РАНХиГС в рамках «При-ориета-2030», еще до заезда в «Золотое сечение», представлено в таблице 2.

На втором этапе запуска изменений в муниципалитете мы вместе ищем инструменты изменений, отвечая на краеугольный вопрос «Как меняем?».

И здесь важно не только сформировать окончательный проектный портфель, что затем реализуется на сменах «проработки» совместно с упомянутым выше Фондом «Золотое сечение», но -и это главное - надо создать систему поддержки мотивации ребят и дорожную карту по реализации проекта до его конечной стадии. Здесь применяются следующие инструменты:

1. Форсайт «Дорожная карта», который представляет собой серию семинаров по «точечной» разработке этапов реализации проектов детско-взрос-лых групп.

2. Формирование рабочей группы муниципалитета, ответственной за реализацию согласованной дорожной карты.

3. Создание «управленческого класса» как образовательного и постоянно действующего инструмента экспертной и методической поддержки ребят.

4. Дополнительная профессиональная программа повыше-

ния квалификации для представителей как образовательной, так и управленческой групп участников, привлеченных для реализации дорожной карты.

3 Третий - завершающий -этап представляет собой анализ полученных результатов, обработку приобретенного опыта, а его основным

инструментом оценки становится аналитический форсайт, направленный на переосмысление стратегии муниципалитета. Таким образом, ожидается, что уже в новом учебном году школьники Свердловской области внесут неоценимый вклад в ключевые документы местных органов власти, а новая образо-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

вательная технология в целом позволит приблизить молодое поколение Z (а в перспективе и «Альфа») к чаяниям и заботам муниципальных чиновников и общественных активистов, о чем те, судя по многочисленной критике в прессе пресловутого молодежного нигилизма, уже и не мечтали. ■

[1] СачукТ.В. Территориальный маркетинг. СПб.: Питер, 2015.368 с.

[2] БалашовА.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А. Управление проектами. М.: Издательство Юрайт, 2015.

[3] Зуб А.Т.Управление проектами. М.: Издательство Юрайт, 2015.

[4] Долженко Р.А., Сальцев А.А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. №9. С. 6-12.

[5] Долженко Р.А., Сальцев А.А. Форсайт по развитию школ екатеринбурга: формулировка проблем и поиск решений // Педагогическое образование в России. 2020. № 5. С. 22-29.

[6] Логиновских А.Ю. Стратегия поддержки одаренных детей и молодежи в системе факторов повышения конкурентоспособности территории // Конкурентоспособность территорий: Материалы XXII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 5-ти частях, Екатеринбург, 22-26 апреля 2019 г. / Ответственные за выпуск Я. П. Силин, Е. Б. Дво-рядкина. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. С. 31-33. EDN: NRNDRE.

[7] Мартьянов П.А., Ковтунова А.Н. Малые территории: роль образовательных учреждений в обеспечении устойчивого развития // Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития: современные реалии : Сборник материалов Всерос-

сийской научно-практической конференции. Грозный, 2020. С. 406-410.

[8] Гаррисон Е., Ворошилова М.Б., Сальцев А.А. Метафорический метод в подготовке субъектов профилактики девиантного поведения подростков // Российский девиантологический журнал. 2022. №1. С. 230-244.

[9] Стрельцова Т.П., Германова О.В. Проактивное управление городом и регионом: молодежный форсайт как инструмент социально-экономического развития // Управление городом: теория и практика. 2017. № 1 (24). С. 26-31.

[10] Михалева Е.С., Гринцова А.В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина // Педагогическое образование. 2021. Т. 2. № 3. С. 23-31.

[11] Лебедева Е.В., Купряшкина Е.А., Ракитина Н.Э. Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 3. С. 189-199.

[12] Сальцев А.А. Комплексное развитие территории муниципалитета на примере Сысертского городского округа: программа интенсивного курса. Екатеринбург, 2021.

[13] О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 23.07.1997 № 774.

INTEGRATED TERRITORIAL DEVELOPMENT: CHILD-ADULT DESIGNING AS A TRIGGER FOR MUNICIPAL DEVELOPMENT

ABSTRACT:

On multiple occasions have social projects implementation mechanisms become research objects, but at present, we have to fix the inconformity of the theoretical premises, noble intentions and vivid fantasies of the "real impetuous" citizens with the requirements of harsh bureaucratic reality and cold administrative calculation. And if the problem complexifies due to such research object as children project activity, targeted at resolving the long-standing "adult" management and general problems, the energy of tcontradiction between the typical flywheel of the local authorities and the part of society, which is customary referred to as the youth, (in this case, mostly teenagers aged 14-18) increases manifold.

The given article presents the outcome of modelling and analysis of mechanisms for child-adult social projects implementation in municipalities of the Sverdlovsk region. The paper describes methodological solutions found following the years long observation of various formats of children project activity targeted at quality of life improvement and positive social activity generation in municipalities of the Sverdlovsk region.

The research method used was the analysis of the practical work with talented and gifted children on their systematic and consistent immersion into project work related to life improvement in their hometowns. The main results are the following recommendation to adjust the methodology of the schoolchildren project activity organization. First, project activity training should start from school teachers and supplementary education teachers who facilitate the primary selection of "young designers" and will further support their work also involving them in the training subject area and extracurricular activities. Second, for the project implementation in the territories where children live, gaining support of the local authorities is essential, and for this it is necessary to organize a consistent and systematic outreach campaign in the form of specially arranged foresight sessions. And, finally, third - the launch and efficient performance of children educational intensives in the field of design activities is impossible without people providing technical, organizational and educational function ("companions"). These individuals should undergo special training, including awareness of the tools to involve teenagers in project activities and the relevant short-term "withdrawal" from this activity - organization of rest for the involved and enthusiastic children.

AUTHORS' INFORMATION: Maria B. Voroshilova

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) и voroshilova-mb@ranepa.ru AndreyA. Saltsev

Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) и saltsev-aa@ranepa.ru

KEYWORDS:

project activity, managerial staff, municipality development strategy, educational activity, patriotism, child-adult groups.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Voroshilova M.B., Saltsev A.A. (2022). Integrated territorial development: child-adult designing as a trigger for municipal development, Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 50-5l.

REFERENCES:

[1] SachukTV. (2015). Territorial marketing. Saint Petersburg: Piter. 368 p.

[2] BalashovA.I., Rogova E.M., Tikhonova M.V., Tkachenko E.A. (2015). Project management. Moscow: Publishing house Yurayt.

[3] Zub A.T. (2015). Project management. Moscow: Publishing house Yurayt.

[4] Dolzhenko R.A., Saltsev A.A. (2018). New directions of the development of mentoring in the Russian Federation, Pedagogical education in Russia, no. 9, pp. 6-12.

[5] Dolzhenko R.A., Saltsev A.A. (2020). Foresight of the development of schools in Yekaterinburg: formulation of problems and search for solutions, Pedagogical education in Russia, no. 5, pp. 22-29.

[6] Loginovskyh A.Yu. (2019). The strategy for supporting gifted children and youth in the system of factors for increasing the competitiveness of the territory. In: Silin Ya.P., Dvoryadkina E.B. (eds.) Competitiveness of territories. Proceeding of the XXII Russian Economic Forum of young scientists and students. In 5 vol. Yekaterinburg, April 22-26, 2019. Yekaterinburg: Ural State Economic University. Pp. 31-33. EDN: NRNDRE.

[7] Martyanov P.A., Kovtunova A.N. (2020). Small territories: the role of educational institutions in ensuring sustainable development. In: Proceedings of the Russian Scientific and Practical Confer-

ence "Global and regional aspects of sustainable development: Modern realities". Grozny. Pp. 406-410.

[8] Harrison E., Voroshilova M.B., Saltsev A.A. (2022). The metaphorical method in the preparation of subjects of prevention of deviant behavior of adolescents, Russian Deviantological Journal, no. 1, pp. 230-244.

[9] Streltsova T.P., Germanova O.V. (2017). Proactive management of the city and region: Youth Foresight as a tool of socio-economic development, City management: theory and practice, no. 1 (24), pp. 26-31.

[10] Mikhaleva E.S., Grintsova A.V. (2021). Children's social design in a modern school as a way of educating a citizen, Pedagogical education, vol. 2, no. 3, pp. 23-31.

[11] Lebedeva E.V., Kupryashkina E.A., Rakitina N.E. (2019). Children and the city: on the way to comprehensive design, Complex studies of childhood, vol. 1, no. 3, pp. 189-199.

[12] Saltsev A.A. (2021). The integrated development of the territory of the municipality on the example of the Sysert city district: an intensive course program. Yekaterinburg.

[13] On the training of managerial personnel for organizations of the national economy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 774 dated 07.23.1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.