РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 378: 001. 891
Игнатова Валентина Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», [email protected], Красноярск
Михайлова Римма Ивановна
Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Хакасский Технический институт - филиал Сибирского Федерального Университета, [email protected], Абакан
МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Ignatova Valentina Vladimirovna
Doctor ofpedagogical sciences, professor, the head ofpsychology and pedagogy chair, Siberian State Technological University, [email protected], Krasnoyarsk
Mikhailova Rimma Ivanovna
Senior teacher, chair "Foreign languages", Khakas technical institute - branch of Siberian Federal University, [email protected], Abakan
MULTICULTURAL EDUCATION OF TECHNICAL INSTITUTE STUDENT: THE WAYS OF IMPROVEMENT
Многокультурное образование является адекватным и эффективным ответом на такие проблемы современного мира, как межэтнические конфликты, дискриминационные процессы, расовые явления, классовые политические, экономические и религиозные антагонизмы.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно часто понятия «многокультурное», «поликультурное», «мультикультурное» рассматриваются во взаимосвязи. Однако анализ научной литературы показал, что можно выделить две точки зрения на данные понятия. Во-первых, данные понятия рассматриваются как синонимичные, во-вторых, в каждое из них вкладывается особый смысл. Но основная идея многокультурного образования - воспитание уважительного отношения к культурам, отличным от собственной, и приобщение к мировым гуманистическим ценностям.
Многокультурное образование имеет важное значение для многонациональных регионов России. Одним из таких регионов является республика Хакасия (территория 61,9 кв. км.). На этой сравнительно малой территории проживает 546 тыс. человек, 107 национальностей. Численность коренного населения составляет всего 11%. «В миграционном процессе участвуют разные этнические группы. Их можно разделить на три типа: народы и этнические группы РФ; мигранты коренных национальностей стран СНГ; мигранты других стран» [5, с. 565].
По данным переписи 2002 года, на территории Хакасии отмечается тенденция незначительного роста представителей коренных народов Кавказа, Средней Азии и Китая. Миграция и урбанизация населения ведет к образованию сложных межкультурных взаимодействий. Для того чтобы адаптироваться в условиях разных культур, необходимо ознакомиться и знать особенности этих культур. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию человеком того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира.
В Хакасии имеется три высших учебных заведения и пять филиалов вузов из других регионов. Это отражает общую региональную тенденцию: повысилась ценность высшего образования, молодежь разных национальностей, проживающих в данном регионе, ориентирована на его получение, что определяет особую специфику организации учебно-воспитательного процесса в вузе, как одного из культурных институтов, обеспечивающих развитие многокультурной образованности будущего специалиста.
Культурные традиции региона не могли не сказаться на образовательной среде. Вузы Хакасии - носители богатой, разнообразной, в том числе и противоречивой информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру будущего специалиста, а значит и обеспечивающие возможность его выхода на живое знание. В контексте многокультурного образования акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, способствующие развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном, международном уровнях.
Сопоставление элементов культуры другого народа со знанием родной культуры позволяет уяснить особенности культурных проявлений, обусловленных спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности и учитывать их во взаимоотношениях с носителями иных культур, строить отношения на уважении к культурным достижениям других народов, сопричастности к их проблемам и трудностям, стремиться к культурному сотрудничеству с зарубежными странами.
Становление многокультурной личности, связанного с осмыслением ею своего места в мире, отношением к родной культуре, осознанием себя как субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира, возможно лишь в процессе активной познавательной деятельности. Данное утверждение в полной мере относится к будущим специалистам - студентам, которые характеризуются как «особая социальная категория, специфическая 228
МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...
общность людей, организационно объединенная высшим учебным заведением. Профессиональная деятельность будущих специалистов осуществляется как правило в коллективах многонациональных, с разным уровнем культуры их представителей. Это актуализирует проблему становления многокультурной образованности студента - как будущего специалиста и служит предпосылкой социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста в условиях рыночных отношений.
Ведущей для будущего специалиста является учебно-профессиональная деятельность, направленная на приобретение социально и профессионально значимых знаний, умений и качеств личности. В социально-психологическом аспекте студенчество отличается от других групп населения достаточно высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации» [2, с. 54]. Студенчество - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, время овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. По мнению ученых и педагогов высшей школы, профессиональная подготовка современного специалиста в вузе должна быть основана на представлении его как человека культуры, а становление и развитие личности студента - как многоэтапный процесс вовлечения его в социум и культуру [1; 3].
В данной статье речь идет о студентах технического вуза. Технический вуз - это особое учебное заведение, где большое внимание уделяется изучению технических дисциплин и недостаточное внимание обращают на многокультурное образование. При этом многокультурное образование рассматривается нами как процесс, направленный на умственное воспитание, развитие личностных качеств и формирование черт характера, определяющих культурный статус специалиста с высшим образованием. При изучении реального уровня проявления многокультурной образованности студентов мы опираемся на совокупность разработанных автором диагностических процедур, которые определили сущность и содержание базовой диагностики. В ее основу положены критерии, которые соответствуют аналогичным компонентам многокультурной образованности студента: информационно-аналитический, эмоционально-ценностный, стратегичес-ки-деятельностный. Для каждого из них выделены характерные признаки, по которым в данной статье описываются изменения в уровне многокультурной образованности.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы (этап ознакомления) особое внимание обращалось на информационно-аналитический критерий, поскольку контрольный срез показал, что многие студенты не имеют достаточных знаний о культурах народов проживающих на территории Республики Хакасия, не всегда уважают и ценят культурные различия, даже не стремятся понимать истинные причины расовой, религиозной и социальной нетерпимости. С целью преодоления негативных проявлений, зафиксированных по данному критерию, разработаны два образователь-
229
ных модуля, получившие условное название «Я в многокультурном мире» и «Национальная культура Хакасии: настоящее и традиции» и программы их реализации. На этапе реализации программы первого модуля, прежде всего, обращается внимание на осознание студентами проблем многокультурной образованности, необходимости знания других культур, основных правил и средств коммуникации с их представителями. Далее в программе предусматривается обсуждение материалов информационного характера непосредственно касающихся проблем многокультурности Хакасии в контексте российской идентичности. Практическую часть модуля представляют четыре образовательных тренинга, каждый из которых обладает определенной степенью самостоятельности, но в своем единстве направлены на решение конкретных проблем многокультурной образованности. Данные тренинги дополняются дискуссией «Я в мире, мир во мне» и диспутом «Я живу в Хакасии? Я живу в России?».
Образовательный модуль «Национальная культура Хакасии: настоящее и традиции» включает в себя разделы: материальная культура, семейно -бытовая обрядность, религиозные верования хакасов, духовная культура. Разработанная программа реализации данного модуля предполагает использование игровых упражнений и приемов, позволяющих не только на практике закрепить изучаемый материал, но и более глубоко познать себя, снять поведенческие шаблоны, переосмыслить собственное восприятие многокультурного мира и людей других культур, подготовиться к жизни и профессиональной деятельности в конкретной национальной культуре - культуре Хакасии.
В каждый модуль, кроме базового содержания, которое касалось хакасской культуры, включались темы, связанные с культурными аспектами других народов населяющих республику и российской идентичностью. При реализации данных модулей обращается внимание на то, чтобы приобретенные знания и навыки студенты успешно использовали в личных контактах с друзьями и близкими, старшими товарищами и коллегами, сокурсниками, которые являются представителями других культур, а также могли применить в будущей профессиональной деятельности, в новом коллективе.
Диагностическое изучение эффективности проводимой на данном этапе опытно-экспериментальной работы показало, что у студентов формируются более широкие представления о многокультурной образованности, проявляют способность анализировать, оценивать и аргументировать причинно-следственные связи расовой, религиозной и социальной нетерпимости, пытаются прогнозировать вероятные последствия собственных поступков и особенностей взаимодействия с представителями других культур.
Дальнейшая организация опытно-экспериментальной работы (этап поддерживания) связывалась с формированием чувствительности студентов к эмоциональным переживаниям и доверия к другим, эмоциональной открытости выражения духовных качеств, что требовало от преподавателя постоянной поддержки. Основными формами и методами организации работы на данном этапе являются ролевые игры «Толерантность», «Страны», игровые 230
МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...
программы «Связанные одной цепью», упражнения «Доброта», «Комплимент в диалоге», «Нравится - не нравится», предполагающие анализ и оценка студентами этнокультурных и социокультурных ситуаций, ориентацию на ценности эмоционального контакта с Другим, помогающее поведение, проявление душевности, отзывчивости, терпимости и других качеств. В процессе проведения данных форм работы наблюдалось: выражение студентами позитивных эмоций, удовлетворение собой, общением, достигнутым результатом совместной деятельности, проявление духовных качеств.
Данный этап опытно-экспериментальной работы логично продолжился следующим (этап самопреодоления), который предполагал формирование у студентов активности, инициативности, стремления преодолеть нетерпимость, ориентацию на сотрудничество, овладение тактиками толерантного взаимодействия. Формами и методами организации работы на данном этапе являются игровые процедуры «Взаимопонимание», «Ценности моей жизни», «Поиск позиции», «Погружение в субкультуру» и другие. В своей совокупности их проведение обусловило следующий результат: студенты стали чаще и успешнее согласовывать собственные действия с представителями других культур, сами отмечали, что признают культурные различия, учитывают их, стремятся к сотрудничеству, стремятся избирать продуктивные коммуникативные стратегии и корректировать свое поведение. Нами не наблюдалось и сами студенты подтвердили отсутствие в учебных группах посягательств на честь и достоинство другого человека, деления на своих и чужих, что ранее имело место.
В целом по результатам опытно-экспериментальной работы проведена диагностика, которая свидетельствовала о позитивных изменениях в уровне многокультурной образованности студентов экспериментальных групп по всем критериям, что отражено в сводной таблице. Более значимые изменения произошли по информационно-аналитическому и стратегически-де-ятельностному критериям.
Сводная таблица изучения уровня многокультурной образованности студентов экспериментальных групп на начало и окончание опытно-экспериментальной работы
КРИТЕРИИ
№ п/п Г р у а а Факультет Информационно-аналитический Эмоционально-ценностный Стратегически-деятельностный
Е Начало Окончание Начало Окончание Начало Окончание
1. Э, Экономический 1,94 2,2 1,96 2,5 1,66 2,3
2. Э2 Строительный 1,9 2,3 1,5 2,6 1,3 2,2
3. Э3 Машиностроительный 1,9 2,19 1,4 2,55 1,4 2,21
4. Э4 Экономический 1.97 2.28 2 2.64 1.76 2.28
Е по показателям 1.9 2.31 1.75 2.51 1,54 2,23
Библиографический список
1. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 405 с.
2. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе [Текст] / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: Рос. Гос. проф. - пед. ун-т, 2003. -158 с.
3. Игнатова, В. В. Профессионально-культурное становление студентов в образовательном процессе [Текст] / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина. - Томск, 2005. - 264 с.
4. Мандель, Б. Р. Сложные игры: способы построения [Текст] / Б. Р. Мандель // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С. 112-116.
5. Тугужекова, В. Н. Современные тенденции миграционного процесса в Республике Хакасия [Текст] / В. Н. Тугужекова // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: материалы международной научно - практической конференции. - Новосибирск: 2004. - 570 с.
6. Хажин, А. В. Этнопедагогическое воспитание студентов вуза физической культуры [Текст] / А. В. Хажин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. С. 154-161.
7. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубякина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184-192.
8. Григорьева, Н. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н. В. Григорьева, О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 274-279.
9. Сластенин, В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-75.
10. Цаллагова, З. Б. Этнопедагогический диалог культур [Текст] / З. Б. Цаллагова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 231-235.
11. Калинина, Е. А. Аксиология в воспитательной деятельности вуза [Текст] / Е. А. Калинина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 279-288.