Научная статья на тему 'Многокультурное образование -актуальная проблема современности'

Многокультурное образование -актуальная проблема современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / РЕСУРС / ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндибекова Людмила Анатольевна, Михайлова Римма Ивановна

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия эффективность педагогической системы управления качеством профессионального образования. Раскрыта интегральная характеристика взаимосвязанных ее составляющих: целевой, ресурсной, социально-психологической и процессуальной (технологической). Описан результат опытно-экспериментальной работы по определению эффективности управления качеством начального профессионального образования в Республике Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многокультурное образование -актуальная проблема современности»

УДК 37.048.4

Миндибекова Людмила Анатольевна

Доктор социологических наук, директор института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, Абакан

Михайлова Римма Ивановна

Старший преподаватель кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, rimma-mih@ mail.ru, Абакан

МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Mindibekova Lyudmila Anatolevna

Doctor of sociology, director of the Institute of Continuous Pedagogical Education Khakas-sian State University named after N. F. Katanov, Abakan

Mikhailova Rimma Ivanovna

Mikhailova Rimma Ivanovna-senior lecturer of general psycho-pedagogical disciplines Khakassian State University named after N. F. Katanov, rimma-mih@mail.ru, Abakan

MULTICULTURAL EDUCATION-ACTUAL PROBLEM OF THE MODERN WORLD

Многокультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на такие острые проблемы, как глобализация в современном мире.

В современной науке представления о глобализации связываются с пониманием того, что формируется единый мир, единая социальная система человечества, происходит переход от биполярного мира к монополярному миру, нарастает необходимость международного сотрудничества, формируется единая информационная среда. Этот процесс затрагивает межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. В этой связи среди видов глобализации выделяется такой вид как этническая глобализация, которая отражает особенность социальных процессов в мире и затрагивает распространение культурного влияния одного народа на другой, какой-либо страны или нескольких стран на весь мир, увеличение контактов представителей разных стран, культур, национальностей. Этническая глобализации с этой точки зрения имеет социальные и культурные последствия.

В данном контексте необходимо обратить внимание на концепцию глобализации культуры Р. Робертсона, который подчеркивает роль культурных факторов в этом процессе и под глобализацией понимает «сжатие» мира и усиление взаимо-

зависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознание целостности, единства мира [9, с. 81]. По мнению ученого, глобализация всегда сопровождается локализацией и следствием глобализации является то, что различные локальные культуры вступают во взаимодействие друг с другом. Фактически этот процесс связан с таким явлением как плюрализм культур. При этом каждая локальная культура по-своему реагирует на процессы глобализации.

В концепции Р. Робертсона подчеркивается культурное своеобразие групп людей и утверждается некоторая автономность культуры от глобализационных процессов. Культура с его точки зрения должна ответить на глобальный вызов и не позволить поглощение одной культурой всего культурного многообразия. Он обращает внимание на восприятие глобализации людьми, утверждая, что изменение их восприятия также является частью глобализационных процессов.

Педагогика не остается в стороне от этого процесса и отвечает интересом к многокультурному образованию подрастающего поколения в виде расширения международного сотрудничества, усиления борьбы этнических и расовых меньшинств за свои образовательные права в сообществах с полиэтническим составом, ценностных коннотаций в отношении становления личности и ее культуры. Данное обстоятельство требует значительного анализа образовательной реальности в совокупности сложных модернизацион-ных процессов, приведших к коренному изменению в развитии и функционировании российской школы. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО еще в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика многокультурного образования, как отмечает Н. И. Кочетыгова, можно разделить на несколько групп: а) с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания); б) ставшие многокультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия); в) существующие как многокультурные в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).

Своеобразным проявлением многокультурности в РФ стал принятый в 1996 году Закон «О национально - культурной автономии», цель которого - сохранение самобытности, языка, культуры на уровне федерации и регионов. К 2002 году были созданы 14 национально - культурных автономий федерального уровня. В 1998 году была создана Ассамблея народов России. Ее региональная деятельность вполне соответствует многокультурности. Примером плодотворного сотрудничества региональных органов власти и общественных организаций национально - культурной направленности может служить Республика Ха-

касия. На сравнительно малой территории проживает 546 тыс. чел. Существенной особенностью современной Хакасии является ее этническое разнообразие: здесь проживает 107 национальностей. «В миграционном процессе участвуют разные этнические группы. Их можно разделить на 3 типа: а) народы и этнические группы РФ; б) мигранты коренных национальностей стран СНГ; мигранты других стран» [8, с. 540].

По данным переписи 2002 года (результаты переписи 2010 еще не опубликованы) на территории Хакасии отмечается тенденция незначительного роста представителей коренных народов Кавказа, Средней Азии и Китая. Коренное население составляет всего 11 %.

Пути решения проблем многокультурности в России связываются с непрерывным воспитанием и образованием. Многокультурное образование коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. В настоящее время растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования, что связано с активизацией молодежных движений националистического типа.

Молодой специалист, окончивший вуз изначально включен в глобальные процессы, он живет и трудится в многонациональном коллективе и от того как он ориентирован на профессиональное сотрудничество с коллегами, представляющими другие культурно-национальные группы, зависят результаты социального благополучия и экономического развития данного региона. Это расширяет границы многокультурности образования, обусловливает специфику организации учебно-воспитательного процесса в вузе, как одного из культурных институтов обеспечивающих развитие многокультурной образованности молодого поколения россиян и как результат их гражданственности.

Многокультурное образовательное пространство вуза - носитель богатой, многообразной информации, воздействующей на культурное развитие обучающихся. При этом каждый студент независимо от своей идентичности должен иметь не только одинаковые возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, развитие своих потенциальных возможностей, но и право на сохранение культурной идентичности в контексте российской. По мнению ученых, многокультурное образование обладает широкими возможностями в снижении уровня конфликтности в многонациональном обществе, в развитии духовности личности, толерантности по отношению к всем ее культурным отличиям личности, в создании условий, гарантирующих сохранение молодым человеком своих культурных традиций [2; 5]. Результатом такого образования является многокультурная образованность личности студента, которая обусловлена созданием педагогических условий, способствующих эффективности данного процесса.

В структуре многокультурной образованности нами выделено три компоненты, которые определяют содержательную сущность данных условий. Познавательно-аналитической компоненте соответствует условие «Обогащение содержания учебного материала на основе дидактического принципа многокультурности»; эмоционально-ценностной - «Ориентирование студентов

на многокультурные ценности»; стратегически-деятельностной - «Организация много культурного образовательного пространства». Процесс становления многокультурной образованности - процесс сложный, который отложен во времени, поэтому данные условия рассматриваются как стратегические.

Рассмотрим более подробно условие, связанное с организацией многокультурного образовательного пространства, как необходимое. Многокультурное образовательное пространство рассматривается нами как пространство интеграции культур, в котором удовлетворяются культурные потребности личности и которое характеризуется психологическим комфортом, взаимопониманием, равноправными отношениями, сотрудничеством.

Организация данного пространства связывается с «совокупностью различных взаимосвязанных действий личности, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, и, вместе с тем, как деятельность субъекта, направленную на упорядочение собственных действий, их согласованность, координацию» [6, с. 140]. В педагогическом смысле рассматриваем организацию как целенаправленное, упорядоченное взаимодействие педагога и обучаемого, в результате которого достигаются определенные педагогические цели, в данном случае создается многокультурное образовательное пространство. Объектом такого пространства выступает образовательный материал - предметы, явления модели, ситуации, ценности, деятельность. Этот материал осваивается, интериоризируется студентами и педагогами в процессе изучения и освоения многокультурных практик. Нами сконструирована модель многокультурного образовательного пространства, которая представляет собой объемный круг, символизирующий внутреннюю сущность человека. Модель состоит из трех областей: область взаимодействия с Другим, область коллективной и педагогической деятельности. В центре данной сферы на границах трех областей отображены субъекты данного пространства, которые включены в процесс освоения знаний, проявляют готовность к осознанному выбору стратегий взаимодействия с другим.

Для того, чтобы данный процесс осуществлялся целенапрвленно необходимо актуализировать многокультурные знания студентов, преумножать, обогащать ценностное отношение к своей и другой культуре, развивать их стремление к духовной интеграции и овладению стратегиями и тактиками толерантного поведения.

Обобщенная модель становления многокультурной образованности студента представлена на рисунке. Особое место в данной модели отведено области педагогической деятельности. Область педагогической деятельности включает в себя педагогическую поддержку деятельности студента (воодушевление). Педагог воодушевляет, вдохновляет студентов на овладение стратегиями и тактиками толерантного поведения, духовную интеграцию, эмоциональную чувствительность, преумножение ценностей, актуализацию знаний. Для организации многокультурного образовательного пространства педагогу необходима общая стратегия деятельности ведущего. Педагог решает следующие вопросы: а) какова его педагогическая цель? б) в какой

форме ему донести эту цель до студентов? в) при каких условиях эта цель достижима? г) в какой мере цель соответствует духовно-творческим потребностям участников игровых упражнений и ролевой игры.

Ісследовані

й^остранства

колективно»

Деятельности

^Пространство взаимодейбтви с Другим >

Субъекты

Выбор

Знания

Пространство

пед.деятельности

Многокультурная

образованность

Преумножен не іцЬнностей /

Актуал'цзация знаннц

\

\

\

а

с\ 2

Интеграция

Пед. поддержка многокультурной образованостн в деятельности студента

Овладение /

стратегиями и / тактиками /

/

/

/

/

У

~ ~ Многокультурное образовательное пространство

м * Взаимодействие

Рисунок - Структура и функции многокультурного образовательного пространства

С целью организации многокультурного образовательного пространства были разработаны игровые программы «Связанные одной цепью», «Доброта». «Комплимент в диалоге», «Нравится - не нравится», «Приветствие в танце», «Рюкзачок успеха», «Лицо команды», «Доброта», «Комплимент в диалоге», ролевой игры «На пути к национальной идее», прием «Встречные вопросы», которые предполагали формирование у студентов активности, инициативности, стремление преодолеть нетерпимость, ориентация на сотрудничество, овладение тактиками толерантного взаимодействия. В своей

совокупности их проведение обусловило следующий результат: студенты стали все чаще и успешнее согласовывать действия с представителями других культур, сами отмечали, что признают культурные различия, учитывают их, стремятся к сотрудничеству, стремятся избирать коммуникативные продуктивные стратегии и корректировать свое поведение.

Таким образом, многокультурное образовательное пространство понимается как пространство, в котором удовлетворяются культурные потребности личности и которое характеризуется психологическим комфортом, взаимопониманием, равноправными отношениями, сотрудничеством. Организация именного такого образовательного пространства - ответ на те межличностные, межгрупповые и межэтнические проблемы, которые зреют и разрешаются в молодежной среде.

Библиографический список

1. Бубенина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа полиэтнической школы [Текст] / Н. Е. Бубенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 184-192.

2. Голиков, В. С. Толерантность как социо-педагогический феномен [Текст]

/ В. С. Голиков // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 176-181.

3. Дерябина, С. Р. Россия и опыт многокультурности: за и против [Текст] / С. Р. Дерябина // «Этнопанорама». - 2005. - № 1-2. - 70 с.

4. Кочетыгова, Н. И. Многокультурность как характерная черта российской государственности / Н. И. Кочетыгова // Государство и право. - 2006. - № 11. - 88 с.

5. Мубинова, 3. Ф. Поликультурное воспитание в современной педагогике: сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов [Текст] / 3. Ф. Мубинова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 234-244.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. Издание 18, стереотипное [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

7. Садыкова, JI. Р. Многокультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы / Л. Р. Садыкова // Вестник ТИСБИ. - 2005. - № 2. - 60 с.

8. Тугужекова, В. Н. Современные тенденции миграционного процесса в Республике Хакасия [Текст] / В. Н. Тугужекова // Этногенез и цивилизованные перспективы в образовании России: материалы международной научно - практической конференции. - Новосибирск: 2004. - 540 с.

9. Масловский, М. В. Современная западная теоретическая социология [Текст]: Учебное пособие / М. В. Масловский. - Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2005,- 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.