Научная статья на тему 'Многофункциональность категории "стиль" в литературоведении'

Многофункциональность категории "стиль" в литературоведении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лунева О. Е.

Автор анализирует категорию "стиль" в литературоведении, определяет экстралингвистические причины разного понимания данной категории, делает вывод о ее многофункциональности в исследуемой области науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multifunctional "style" category in literary criticism and history of literature

The article shows how a scrupulous examination of this style carried out by O.Ye. Lunyova has led her to identify extralinguistic causes of different understanding of this category. Particularly, her finding says that it is multifunctional in fact.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность категории "стиль" в литературоведении»

С.Л. Франка, Н.С. Трубецкого [7, с. 8] и М.М. Бахтина. На последнего кантовский критицизм в трактовке Введенского оказал наибольшее влияние, поскольку Бахтин был слушателем лекций петербургского профессора [3, с. 83; 6, с. 588].

Литература

1. Абрамов А.И. Кантианство в русской университетской философии // Вопросы философии. 1998. № 1. С. 58- 69.

2. АрефьевМ.А. А.И. Введенский о культурно-психологических основаниях религиозной ментальности // Арефьев М.А., Ни-леш Кумар Мешрам. Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. СПб., 2006. С. 7 - 14.

3. Бонецкая Н.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. № 1. С. 83 - 93.

4. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления // Журнал министерства народного просвещения. 1892. № 7.

5. Введенский А.И. Статьи по философии. СПб., 1996.

6. Емельянов Б.В. Три века русской философии: русская философия XX века. Екатеринбург, 2003.

7. Зиновьев И.В. Особенности диалогической концепции С.Л. Франка // Культура & общество. Электронный журнал Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. http:// www.e-culture.ru/Articles/2008/Zinovyev. pdf.

8. Зиновьев И.В. Н.С. Трубецкой о меж-культурном диалоге и проблема толерантности // Философские науки. 2006. № 5. С. 115 - 136;

9. Лапшин И.И. Проблема чужого “Я” в новейшей философии. СПб., 1910.

10. Малинов А.В. “Психофизический закон” А.И. Введенского и его критики // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. СПб., 2006. С. 73 -128.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КАТЕГОРИИ “СТИЛЬ” В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ Лунева O.E.

Проблемой изучения стиля в литературоведении занимались известные русские и зарубежные ученые: В.В. Виноградов, В.П. Вомперский, В.М. Жирмунский, Д.С. Лихачев, П.Н. Сакупин, А.Н. Соколов, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Томашевский, В.М. Фриче и другие. Представители разных школ, течений, направлений давали разное толкование стилю как литературоведческому понятию и термину в силу мировоззрения исследователя или его отношения к исследуемой категории, взглядов писателя или общефилософских и общеэстетических канонов времени. Разногласия в понимании данного термина в литературоведении объясняются тяготением научных концепций либо к лингвистическому, либо к искусствоведческому его пониманию. Это объясняется двойственной природой самой литературы: ее связью и с языком, и с искусством. В результате та-

кой двойственности понятие “стиль” в литературоведении стало восприниматься как многофункциональная категория, включающая индивидуальную манеру писателя, идеостиль, авторскую манеру изложения, форму произведения, язык писателя и прочее. Причины данной многофункциональности сложились задолго до появления литературоведения как науки.

Осмысление стиля началось в период выделения художественного творчества из сферы словесности, когда в период с VII -VI в. до н.э. по XIII - XV вв.н.э. происходит формирование поэтики как теоретического осмысления литературы. Поэтика (от греч. ро1еИке - поэтическое искусство) рассматривается как раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы использованных в них эстетических средств [15, с. 292 - 293].

© Лунева O.E., 2008

Красота рассматривалась как главный критерий отличия художественного текста от нехудожественного, а высшим ее выражением являлся стиль, ставший ведущей категорией поэтики [3, с. 17 - 18]. Понятие литературоведческого стиля, используемое при анализе художественных текстов, тесно связано с понятием стиля в лингвистике. Разные подходы к пониманию стиля в этих взаимосвязанных дисциплинах были намечены еще Аристотелем в его работе “Риторика”, где впервые система стилей оформлялась в зависимости от вида речи - ораторской или поэтической [2, с. 182]. Выделение стилей на основе жанрового отличия можно рассматривать как первое экстралингвистическое основание разделения стилей языка и стилей речи, из которых позднее сложились лингвистические, литературоведческие, искусствоведческие подходы в понимании стиля.

Практически во всех концепциях в литературоведении рассматривается вопрос о соотношении стиля и жанра. Аристотелю в “Поэтике” впервые сформулировал некоторые законы и закономерности искусства, в том числе и жанровой картины, выявил зависимость стилевых элементов литературного произведения от его жанровых особенностей. Позже аристотелевские традиции продолжил Гораций, считавший, что выбор лексики “зависит от темы и идеи произведения, от изображаемого предмета” [13, с. 210 - 211]. Разработкой категорий стиля и жанра в европейской культуре занимались Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Г. В. Ф. Гегель, определяя в лекциях по эстетике принципы их соотношения и уделяя особое внимание словесному выражению формы литературного произведения.

Различное понимание стиля и его особенностей в европейской и русской литературоведческих традициях XIX - XX вв. зависит от базовых положений выделившихся к тому времени литературоведческих школ и направлений [5].

В основных положениях, сформулированных французским теоретиком искусства и литературы И. Тэном (культурно-историческая школа), стиль произведения объясняется идеей причинности, закономерности фактов общественной жизни и делается попытка на основе принципов

позитивизма исторически объяснить явления общественной мысли, литературы и искусства. Характерные черты произведений искусств И. Тэн объясняет психологией художника, которая, в свою очередь, является выражением общественной психологии, то есть духовной и нравственной жизни общества, определяемой рядом факторов: расой (национальными особенностями), средой (политическими и социальными обществами), историческим моментом (влиянием традиций).

В исследованиях сравнительно-исторического литературоведения (И.Г. Герде-ра - в Германии, Дж. Денлона - в Англии, Ф.И. Буслаева - в России) отмечается социально-историческая обусловленность в подходе к изучению стиля и жанра, а сравнительное изучение стилистических особенностей проводится “на возможно большем количестве фактов”, охватывающих “очень широкий круг произведений, принадлежащих к разным национальным литературам” [14, с. 149].

Психологическое направление в изучении фольклора и литературы, возникшее в последней четверти XIX в., возглавил немецкий философ, психолог и фольклорист В. Вундт, считавший основой любого творческого процесса психическое состояние художника. Глава русской психологической школы, возникшей в русском литературоведении и фольклористике как ответвление культурно-исторического течения, А.А. Потебня считал, что художественное творчество отражает внутренний мир писателя, поэта, певца, одновременно совершенствуя духовную жизнь человека. А.А. Потебня ввел в литературоведение понятие “внутренняя форма” слова и образа, утвердил мысль о единстве формы, образа и его значения. Заслугой этой школы стало перемещение центра внимания к индивидуальному и неповторимому душевному миру личности, что впервые привело к рассмотрению категории стиля на качественно новом уровне - как стиля индивидуального.

В конце XIX в. - начале XX в. устойчивый интерес к исследованию стиля наметился в работах представителей школы научного формализма, рассматривавших всякое литературное произведение как чистую форму, как систему приемов, организация которых и определяет стиль [12].

Повышенный интерес к категории стиля отмечается в литературоведении России в 20 - 50-е гг. XX века. Стиль становится предметом исследования ученых целого ряда школ (социологической, формальной, формально-социологической и других), опиравшихся на различные методологические принципы и считавших свое понимание данной категории единственно правильным. Впервые в литературоведении получает признание искусствоведческое определение стиля как единства приемов, определяемое единством художественного задания данного произведения [4]; как поэтический язык, который “составляет лишь часть общей проблемы стиля, понятой в широком художественном значении термина, как у искусствоведов” [8, с. 142]. Именно в этот период предпринимаются попытки изложить историю литературы как историю стилей, подобно искусствознанию (В.М. Фриче, В.Ф. Переверзев, П.Н. Саку-лин и другие). Оригинальная концепция стиля была предложена известным теоретиком литературы, академиком П.Н. Саку-линым, проанализировавшим стиль как своеобразие языка писателя (узкий аспект) и стиль литературных направлений (широкий аспект). Ученый ввел в литературоведение понятия стиль произведения, индивидуальный стиль [8, с. 140].

Во второй половине XX в. в литературоведении проводятся исследования стиля как сложной системы, разрабатываются его содержательные предпосылки; называются стилеобразующие факторы, разграничиваются общий и индивидуальный стили; возрождается интерес к проблеме соотношений категорий стиля и жанра, стиля и метода, стиля и манеры изложения, разрабатывается концепция существования диалектической пары “творческий метод” и “стиль” [9 -11].

Современный период развития литературоведения характеризуется рассмотрением стиля как широкого явления, выходящего за пределы особенностей художественной речи. Данная категория мыслится как принцип организации авторской мысли и художественной формы. Ставится вопрос о соотношении в литературном стиле общего и особенного, индивидуального; разрабатывается структура понятия “стиль”, состоящая из двух подсистем: носителей (компонентов) стиля и стилеобра-

зующих факторов. Появляется понятие “стиль эпохи”, “индивидуальный стиль писателя” обосновывается как основное понятие поэтики; литературный процесс начинает рассматриваться как смена индивидуальных стилей. Стиль трактуется в литературоведческих работах последнего периода как многофункциональная категория, подразумевающая художественную закономерность и особенность индивидуальной манеры автора литературного произведения. Большинство литературоведов рассматривают стиль (в широком аспекте) в качестве одной из главных категорий поэтики в смене литературных эпох [1; 6].

Таким образом, стиль - это сложная многофункциональная историко-семантическая категория, не имеющая сегодня в литературоведении единого определения, что объясняется следующими экстралинг-вистическими причинами: существованием различных направлений, литературоведческих школ, отличающихся мировоззренческими изысканиями, многоплановостью; многоаспектностью, исключительной сложностью и “многосмыслен-ностью” самого понятия, его постоянной эволюцией и разноаспектным изучением.

Исследование стиля в литературоведении требует привлечения большого круга познавательных средств из различных областей гуманитарных наук. По мнению М.В. Полякова, “проблема стиля ... выводит нас за пределы отдельного и замкнутого в себе произведения”. Понятие стиля можно определить только в результате сопоставления ряда явлений как по горизонтали, то есть в ряду современных произведений, так и по вертикали, то есть в ряду сменяющихся в процессе исторического движения групп произведений [7, с. 26].

Литература

1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Аристотель. Поэтика: Собр. соч. в 4 т. М., 1983. Т.4.

3. Историческая поэтика. М., 1994.

4. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

5. ЗямзинаЛ.Л. О соотношении категорий стиля и жанра в истории мировой эстетической мысли. М., 2000.

6. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

7. Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982.

8. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990.

9. СоколовА.Н. Теория стиля. М., 1968.

10. Уколова Л.Е. Стиль и стилеобразующие факторы в драме: Дис. ... д-ра фи-лол. наук. Днепропетровск, 1992.

11. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975.

12. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М., 1983.

13. Зарубежные писатели: Биобибли-ографический словарь / Под ред. Н.П. Ми-хальской: В 2 ч. 4.1. А-Л. М., 1997.

14. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

15. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.

СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ КАК НОРМАТИВНЫЙ ТРАКТАТ Балашова Ю.Б.

Каноничность эпохи 30-х гг. ХХ века, проявляющаяся во внешней норми-рованности - взаимном подобии клишированных литературных текстов (жанровом, стилистическом, тенденциозно идеологическом), выглядит достаточно парадоксальной. Как известно, она сменяет период кардинального слома и обновления общелитературной системы начала 1920-х. Под углом зрения исторической поэтики, достаточно противоречивым представляется то обстоятельство, что соответствующие предписательные, поэтологические сочинения, связанные с конкретными вопросами организации текста, как таковые фактически отсутствуют [8]. Предпринимаются лишь спорадические попытки выстраивания жанровой иерархии с умозрительным господством драматургии, специально предназначенной для сценического воплощения. А потому по отношению к данному этапу обычно не принято говорить о нормативной поэтике, хотя проблема художественного метода становится в это время центральной (отвлеченное требование соцреализма было окончательно закреплено в 1934 г. на Первом съезде советских писателей, сменившим многочисленные группировки предшествующего десятилетия). Активно формирующаяся на рубеже 30-х новая культурная парадигма, уже обнаружившая

© Балашова Ю.Б., 2008

свой чисто идеологический конфликт “государственного искусства”, начавшийся еще в середине 20-х гг., устойчиво интерпретируется как вполне традиционная: классицистического/архаически мифологического характера [12, с. 152 - 168; 2; 14]. В данном социокультурном контексте в плоскости журналистско-литературного процесса особое значение приобретает такое недостаточно изученное явление, как альманах.

На рубеже 1920 - 30-х гг. герметичный кружок, традиционно репрезентирующий свою деятельность на пути издания оригинальных альманахов, претерпевает кардинальное преобразование: подобно кружкам середины XIX века, он становится принципиально идеологическим. В 1930 г. наиболее массовые литературные организации “Российская ассоциация пролетарских писателей” (РАПП) и “Всероссийское общество крестьянских писателей” (ВОКП) приняли решение о призыве ударников труда в литературу. Литературная деятельность рабочих и колхозников, активно санкционируемая государством, становится едва ли не обязательной, поскольку “свою работу в литературе ударники рассматривали как часть производственной работы” [1, с. 7]. При этом объединение авторов-ударников в “бригады” осуществляется на внелитературных ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.