Научная статья на тему 'История и методология зарубежного литературоведения рабочая программа дисциплины'

История и методология зарубежного литературоведения рабочая программа дисциплины Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2423
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ / ИСТОРИЯ ПОЭТИКИ / ЖАНРОВО-РОДОВАЯ СИСТЕМА / СТИЛЬ / КАНОН / ПОДРАЖАНИЕ / МИМЕСИС / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ / METHODS OF TEACHING / HISTORY OF LITERARY STUDIES / HISTORY OF POETICS / THE SYSTEM OF GENRES / STYLE / CANON / IMITATION / MIMESIS / CREATIVE ABILITIES / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Махов Александр Евгеньевич

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с эволюцией зарубежного литературоведения как комплекса представлений о сущности и значении словесного творчества, о законах литературного процесса и его общих категориях (жанр, род, канон и др.), о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя, а также ряд проблем, связанных с разнообразием методологических подходов к изучению произведения и литературного процесса в литературоведении XX-XXI вв. Обучение по курсу проводится на кафедре теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Махов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and Methodology of Foreign Literature Studies. Programme of Discipline

The content of the discipline includes questions about the evolution of foreign literature studies as a complex of ideas about the core and meaning of literary creative work; about the laws of the literary process and its general categories (genre, canon, etc.); about the structure of a literary work and the mechanism of how it influences the reader; and also a number of problems linked to the diversity of methodological approaches to studying a literary work and literary process in the literary studies of the XX and XXI centuries. The course is taught at the Chair of Theoretical and Historical Poetics, Institute of Philology and History, RSUH.

Текст научной работы на тему «История и методология зарубежного литературоведения рабочая программа дисциплины»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.Е. Махов

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Рабочая программа дисциплины

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с эволюцией зарубежного литературоведения как комплекса представлений о сущности и значении словесного творчества, о законах литературного процесса и его общих категориях (жанр, род, канон и др.), о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя, а также ряд проблем, связанных с разнообразием методологических подходов к изучению произведения и литературного процесса в литературоведении ХХ-ХХ1 вв. Обучение по курсу проводится на кафедре теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ. Ключевые слова: методика преподавания; история литературоведения; история поэтики; жанрово-родовая система; стиль; канон; подражание; мимесис; творческие способности; восприятие.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль готовности к семинарским занятиям, выполнение контрольных работ, а также промежуточная аттестация в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Предусмотрены лекционные и семинарские занятия -26 часов, самостоятельная работа студента - 82 часа.

Рабочая программа дисциплины

Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с эволюцией литературоведения как комплекса представлений о сущности и значении словесного творчества, о законах литературного процесса и его общих категориях (жанр, род, канон и др.), о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя, а также круг вопросов, связанных с разнообразием методологических подходов к изучению произведения и литературного процесса в литературоведении ХХ-ХХ1 вв.

Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний в области истории зарубежного литературоведения; умения ориентироваться в разнообразии его концепций и методов, соотносить методологию науки о литературе с методологией других гуманитарных наук.

Задачи дисциплины:

- выработать у студентов представления об основных стадиях развития литературоведения;

- ознакомить с основными поэтологическими идеями о сущности и функциях словесного творчества;

- раскрыть смысл и эволюцию основных литературоведческих понятий европейской традиции (подражание, правдоподобие, фабула, характер и т.п.);

- показать, как на протяжении истории литературоведения эволюционировали представления о способах объединения произведений в общности (жанр, род, канон и др.);

- ознакомить с литературными теориями основных направлений европейской словесности - классицизма, барокко, романтизма, реализма, символизма;

- ознакомить с основными школами и направлениями в литературоведении XIX и XX вв.;

- раскрыть многообразие методов в современном литературоведении;

- показать связи литературоведения с методологиями других наук гуманитарного цикла;

Место дисциплины в структуре ООП. Учебный курс «История и методология зарубежного литературоведения» входит в Блок М. 2 «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. Вариативная часть» учебного плана подготовки магистрантов по направлению 032700 Филология. Читается во 2 семестре. Обучение проводится кафедрой теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Дисциплина направлена на формирование и углубление следующих компетенций выпускника:

ОК-1 способность к непрерывному процессу интеллектуального развития, совершенствования, расширения знаний в области зарубежного литературоведения;

ОК-2 способность организовать самостоятельную эвристическую деятельность и овладеть новыми методологиями, освоить новые области профессиональной деятельности;

ОК-6 личностное развитие, позволяющее творчески анализировать ситуации, находить альтернативные решения, отказываться от старых способов деятельности и осваивать новые;

ПК-1 умение использовать в научном исследовании систематику и методологию литературоведческого знания;

ПК-2 умение использовать литературоведческие знания в прикладных областях;

ПК-7 навык активного участия в рабочих группах, семинарах; написания и редактирования коллективных научных монографий;

ПК-8 опыт литературоведческого анализа текстов разных типов, с использованием различных методов и приемов интерпретации, выработанных зарубежным литературоведением.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.

Знать.

- логику исторического развития науки о литературе, ее основные стадии;

- систему ключевых понятий, обуславливающих единство науки о литературе в ее исторической изменчивости;

- основные исторические представления о сущности и функциях художественной словесности, о строении литературного произведения, о природе словесно-художественного творчества, о жанрово-родовой системе литературы;

- методологические посылки главных научных школ и направлений в литературоведении XIX и XX вв.;

- роль и место литературоведения в системе современных гуманитарных дисциплин.

Уметь:

- ориентироваться в исторически изменчивых смыслах основных поэтологических и литературоведческих понятий;

- охарактеризовать основные этапы эволюции литературоведения;

- охарактеризовать основные школы в науке о литературе;

- сопоставить различные подходы к анализу литературного произведения, выработанные главными представителями мировой науки о литературе;

- показать объяснительные возможности и пределы этих возможностей для основных историю-литературных концепций мирового литературоведения;

- разделять новаторские и традиционные, продуктивные и контрпродуктивные моменты в теоретических построениях литературоведов различных школ.

Владеть:

- основами различных методик литературоведческого анализа. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы (108 часов) Из них: аудиторная работа (лекционные и семинарские занятия) - 26 часов, самостоятельная работа студентов - 82 часа, в т.ч. освоение рекомен-

дованной литературы, подготовка к семинарским занятиям, контрольным работам и к промежуточной аттестации (экзамену).

Содержание дисциплины

1. Введение. Границы предмета. Типы и объем источников.

Зарождение рефлексии о словесном творчестве в европейской культуре на ранней стадии развития античной поэзии. Историческое многообразие жанров и форм изложения литературоведческих воззрений: прозаические и поэтические тексты; эстетико-философский и «практический» трактат; полемические и предписательные, теоретические и историко-литературные тексты. Возникновение современной формы тематической монографии.

Основные этапы и современное состояние изучения истории литературоведения. История европейского литературоведения в отечественных работах (С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, М.Л. Андреев, А.В Михайлов и др.) и в западных трудах (Б. Марквардт, Б. Вейнберг, Р. Уэллек), западные и русские истории литературоведения и энциклопедические справочники (Кэмбриджская история литературоведения в 9 томах, отечественные энциклопедические справочники «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения», «Западное литературоведение XX века»).

2. Рефлексия о литературе в эпоху античности и Средневековья.

Представления о функциях поэзии, о специфике поэтического слова в

произведениях Гомера, Гесиода, Пиндара. Антитеза поэзии-лжи и поэзии-правды. Идея поэта как «толкователя муз» (Пиндар). Возникновение аллегорического метода толкования поэзии: Феаген из Регии, Метродор Лампсакский, софисты. Идея поэзии как знания и ее критика Платоном. Основные идеи Платона: поэт как одержимый, поэзия как мимесис; различение подражания и простого повествования как основа для первой классификации поэтических родов. Поэт и полис. Полемика с Платоном в «Поэтике» Аристотеля. Категориальная основа «Поэтики»: различение типов подражания по предмету, средствам и способу. Отношение поэзии к истории и философии. Расширение (по сравнению с Платоном) предмета поэзии. Учение о трагедии и ее частях. Фабула как основа трагедии и поэзии в целом; виды и элементы фабулы. Катарсис. «Поэтическое искусство» Горация как источник «общих мест» для средневековой и ренессансной науки о литературе. Горацианская идея декорума как основа европейского классицизма. Учение о трех стилях в античной риторике и его значение для европейской литературы. Трактат «О возвышенном»: новый стилистический идеал возвышенной простоты. Сравнение Гомера с Моисеем как предвосхищение компаративного метода. Учение о «вдохновенном подражании». Учение о многосмысленном толковании в средневековой герменевтике и его значение для позднейшего литературоведения.

Новое христианское представление о высоком стиле (Августин). «Колесо Вергилия»: связь литературного образца, стиля и вещи. Представления о жанрах: Боэций о трагедии, временное вытеснение аристотелевского понимания трагического. Первые памятники поэтологической мысли на народных языках: поэтологические отступления в куртуазных романах (Кретьен де Труа о романе как «прекрасном соединении». Вольфрам фон Эшенбах о повествовании как «броске костей»), поэтика трубадуров и труверов.

3. Представления о художественной словесности в эпоху Ренессанса. Литературные теории барокко и классицизма.

Апология поэзии как главная тема ренессансных литературоведческих трактатов (А. Муссато, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Учение о поэзии как «второй теологии» и отзвуке пифагорейской музыки сфер. «Спор искусств»: поэзия выше музыки (М. Фичино), поэзия - сумма семи свободных искусств (К. Салутати). Освоение «Поэтики» Аристотеля и полемика с ним. Миметическая дилемма: подражать природе - подражать образцу. Полемика о стилистическом образце: цицеронианцы и антицицеронианцы. Антимиметическая тенденция (Ю.Ц. Скалигер, С. Сперони). Поэт - «другой бог». Зарождение идеи самовыражения (А. Полициано). Идеал славы и поэтического бессмертия. Дискуссии о новых жанрах, представление о романе как «маленьком мироздании» (Дж. Малатеста). Первые попытки иерархической классификации жанров (Скалигер) и историю-стадиальных построений («возрасты поэзии»). Основы литературной теории барокко: поэзия как познавательная деятельность, метафора как когнитивное орудие, остроумие - основная способность поэта (М. Перегрини, Б. Грасиан, У Давенант). «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро: учение об «изящной энтимеме». Риторическая аргументация в поэзии: теория и практика (Дж. Донн). Творчество как «creatio ex niliilo», категория удивительного. Представления о жанрах: трагедия как «школа королей», апология смешанных жанров. Развитие теории романа; оппозиция romance/roman -novel/nouvelle. Полемика классицизма с барочными принципами: критика идеи остроумия. Главные категории литературной теории классицизма: правдоподобие как «изображение должного», декорум, иерархия жанров. Идеал «упорядоченной природы». Категоричный и умеренный классицизм: Р. Рапен и Н. Буало. Теория драмы: правила единств, «связи сцен» (Ф. Д’Обиньяк), соответствия действий характеру. Иррациональный момент в теории классицизма: «смелость» поэта, идея «прекрасного беспорядка». Влияние на Буало трактата «О возвышенном». «Спор о древних и новых» в его значении для формирования исторического подхода к литературе.

4. Литературоведение в XVIII в. Идеи романтизма.

Формирование «критического» подхода к литературе и искусству (Ж.Б. Дюбо, И.К. Готшед, Ш. Батте). Идея происхождения поэзии из перво-

начального единства всех искусств (Дж. Браун, Готшед, Батте и др.), первые попытки установить генезис и логику развития отдельных родов и жанров. Выдвижение на первый план лирики как исторического ядра всей литературы, разработка триады родов «лирика - драма - эпос» (Батте). Влияние на литературоведение философии истории: поэзия как «детский язык» в исторической стадиологии Дж. Вико. Развитие этой идеи у И.Г. Гамана (поэзия - «материнский язык человечества»). Критический подход в интермедиальной области: разделение принципов поэзии и изобразительных искусств у Г.Э. Лессинга. Новые представления о творческих способностях поэта: гений как «естественная сила» (Дж. Аддисон, Э. Юнг, Ф. Герстенберг) и «законодатель искусства» (И. Кант). Теория драмы: обоснование жанров буржуазной трагедии и серьезной комедии (Д. Дидро, Г.Э. Лессинг, К. Геллерт), выдвижение героя как основы единства действия (Я. Ленц), просветительское переосмысление аристотелевской теории трагедии и понятия катарсиса (Лессинг). Основные идеи И.Г. Гердера: народ как носитель творческого начала; художественно-выразительный характер всякой человеческой деятельности («жизнь как поэтика»); несоизмеримость ценностей разных культур; историзм (поэзия - живой развивающийся организм). Психологическое обоснование поэзии: разработка понятия «образа». Влияние на литературоведение эстетики: философский идеализм Ф. Шиллера, центральные понятия его литературно-эстетической теории: человечность (предмет поэзии), идеализация (метод поэзии), свобода (результат воздействия поэзии). Стадиальные построения Гердера и Шиллера. Оппозиция «наивное - сентиментальное». Проблема «неполноценности» современной поэзии и ее решение в романтической концепции «прогрессирующей универсальной поэзии» (Ф. Шлегель). Разработка оппозиции классическое - романтическое (А.В. Шлегель). Новые категории, внесенные романтиками в литературоведение: ирония, символ, миф, бессознательное, «язык сновидений». Различение воображения и фантазии (С.Т. Кольридж). Теория юмора (Жан Поль). Поэт-Протей (Кольридж, Дж. Ките). Жанрово-родовые теории: три рода как временные перспективы (Жан Поль), роман как иронический и мифологический жанр (Ф. Шлегель), теория современной политической трагедии (Б. Констан). Гегелевская теория литературных родов. Развитие литературной герменевтики как науки о «вчувствовании» (Гердер) и понимании (Ф. Шлейермахер).

5. Литературоведческие школы и методы в XIX в.

Возникновение из мифологических штудий романтиков (И. Геррес, Ф. Кройцер) мифологической школы (Я. Гримм). Ее основные посылки: миф как необходимая форма народного творчества; памятники древнего словесного творчества как материал для реконструкции утраченного цельного мифа; различение «языческой предыстории» и христианской истории (выявления изначального мифологического смысла христианских обра-

- -

зов), «естественной поэзии» и «искусственной поэзии». Разработка научного подхода к истории литературы во Франции и Германии: К. Фориэль, Ж.-Ж. Ампер, Г. Гервинус. Биографическое литературоведение Ш.О. Сент-Бева: «анализ души», разоблачение неискреннего («маски») в авторе и герое. Влияние позитивизма на литературоведение. Культурно-историческая школа (И. Тэн). Идея детерминированности литературных явлений; триада «раса - среда - момент». Учение о писателе: теория «доминантной способности». Литература как «кристаллизация эпохи», критерий репрезентативности как главный при оценке писателя. Разработка понятия «типа» (Тэн, поздний В. Гюго). Влияние дарвинизма: теория Ф. Брюнетьера об эволюции как дифференциации и «борьбе» жанров. Учение В. Шерера о законах литературного творчества и истории литературы. «Три первоэлемента поэзии» (танцевальная песня, пословица, сказка). Развитие новых жанров по мере освобождения поэзии от 1) танцевального начала; 2) музыки; 3) стихотворной формы. Теория повторяющихся периодов в развитии литературы. Разработка теории реализма и «объективного» романа (Шам-флери, Г. Флобер, Ф. Шпильгаген). Принцип «искусства для искусства» и теория символизма. «Философия композиции» Э.А. По, ее влияние на эстетико-литературные теории Ш. Бодлера и С. Малларме. Теории трагедии: О. Людвиг, Ф. Ницше.

6. Основные школы, методы и направления в литературоведении

ХХв.

Многообразие методологических подходов в литературоведении XX в. как следствие многоаспектности словесного произведения, его существования «в разных мирах». Типы методологий, возникающие из различий в понимании статуса произведения. 1) Произведение в его взаимосвязи с инстанциями человеческого: сознанием (духовно-историческая школа, герменевтика), индивидуальным бессознательным (психоаналитическое литературоведение), коллективным бессознательным (мифологическая критика), воображением («критика воображаемого»), мышлением (когнитивное литературоведение), гендерно обусловленным сознанием (гендерное литературоведение, феминистская критика). 2) Произведение в контексте социально-культурных практик (социология литературы, культурная критика, мультикультурализм, «новый историзм»), 3) Произведение как порождение языковой стихии (стилистическая критика). 4) Произведение как автономная структура («новая критика», структурализм, феноменология). 5) Произведение в аспекте его восприятия (рецептивная критика). 6) Произведение в контексте других произведений (компаративистика, исследование топосов, интертекстуальный анализ, деконструкция, дискурсный анализ, генетическая критика). Духовно-историческая школа (В. Дильтей, Ф. Штрих, Ф. Гундольф) как реакция на позитивизм. Методологический принцип разделения наук: науки о природе и науки о

духе. Понимание как метод наук о духе. Герменевтический круг. Поэзия как «осмысление нашего отношения к жизни»; «переживание» как содержание литературы. «Типы мировоззрений» в философии и литературе. Стадиальные построения духовно-исторической школы: классическое и романтическое в теории Ф. Штриха. Б. Кроче: литературное произведение как «удавшееся выражение». Дальнейшее развитие герменевтической методологии Дильтея. Перенесение герменевтики в область фундаментальной онтологии у М. Хайдеггера: «понимать - значит существовать». Развитие дильтеевского принципа разделения наук у Х.Г. Гадамера: критика самой идеи методологии, эстетическая деятельность как область истины. Понимание как осуществление историчности бытия. Реабилитация «предрассудка» как выражения историчности. Эстетическая игра как преодоление субъектно-объектной дихотомии. Герменевтика Э. Хирша: различение смысла и значения. Психоанализ: структуры бессознательного и сна как модели литературных структур; сгущение, смещение, символизация в словесных текстах. Учение Фрейда об остроумии. «Психокритика» Ш. Морона. Генезис эстетической деятельности в первичных формах креативности (3. Фрейд, М. Кляйн, Д. Уинникот). Фрейдистская теория двух типов романа М. Робер. Соотношение биологического и семиотического у Ю. Кристевой. Синтез психоанализа и лингвистики у Ж. Лакана, применение теории «плавающего означающего» в литературном анализе Лакана. Претворения учения К. Юнга об архетипах коллективного бессознательного в мифологической («архетипной») критике. «Архетипические модели в поэзии» (М. Бодкин). Попытка эксплицировать «вечную систему литературы» в «Анатомии критики» Н. Фрая: архетипно-мифологическое обоснование нарративных категорий. Воздействие К. Юнга на французское литературоведение: школа «критики воображаемого». Вечные образы стихий и пространства Г. Башляра, «антропологические структуры воображения» Ж. Дюрана. Переосмысление понятия мимесиса у Р. Жирара: теория происхождения символа из «миметического желания» как отличительной особенности человека. Методы, ориентированные на имманентный анализ текста. «Новая критика» и метод «пристального чтения (close reading)». А. Ричардс об «ошибках чтения». Двусмысленность как неустранимое свойство поэтического текста; классификация типов двусмысленностей у У Эмпсона. Текстура и структура как два аспекта поэтического текста (Дж. Рэнсом). Феноменологический подход (Р. Ингарден): «слоевой» анализ произведения (В. Кайзер). Стилистическая критика. Анализ произведения: метод восхождения от значимой детали к целому (Л. Шпицер); от отдельного произведения к ряду произведений (стилистическая история литературы Э. Ауэрбаха). Стилевой анализ на семиотической основе (М. Риффатерр). Достижения структурализма: анализ мифа (К. Леви-Стросс), нарративных структур (А. Греймас); «грамматика поэзии» Р. Якобсона. «Бунт» постструктурализма: интертекст вместо структуры.

- -

«голос» вместо автора. Метод деконструкции (поздний Р. Барт, «Йельская школа»).

7. Другие школы и направления в литературоведении XX - начала XXI вв.

Социологический и идеологический подходы в сочетании с другими методами: «генетический структурализм» Л. Гольдмана, англо-американская «культурная критика», мультикультурализм. Методы исследования истории литературы. «Микрофилология» Э.Р Курциуса как способ построения «непрерывной истории» европейской литературы. «Новый историзм» С. Гринблатта: литература в «круговороте социальной энергии». Литература как провокация читательской реакции: рецептивная критика Х.Р Яусса и В. Изера, понятия «пустых мест» и «имплицитного читателя». Гендерное литературоведение. Протест против «фаллолого-центризма» западной культуры в феминистской критике (Ш. Фельдман, Э. Сиксу). Литература как форма мышления: когнитивное литературоведение. Литература во взаимосвязи с другими искусствами: интермедиальные исследования. Англо-американский «новый дарвинизм».

Контрольные вопросы

Диалог Платона «Ион»: основные идеи.

Критика подражания в 10-й книге диалога Платона «Государство».

Платон: разделение поэзии на простое повествование и подражание.

«Поэтика» Аристотеля: учение о подражании.

«Поэтика» Аристотеля: учение о трагедии.

«Поэтика» Аристотеля: учение о возникновении поэзии и развитии жанров.

«Поэтическое искусство» Горация: декорум и другие идеи.

Трактат «О возвышенном», его основные идеи.

Средневековье: учение о многосмысленном толковании.

Средневековье: «колесо Вергилия».

Представления о поэзии и поэте в эпоху Ренессанса.

Идеи Ренессанса: подражание природе и подражание образцам.

Барокко: теория остроумия.

Основные принципы поэтики классицизма.

«Спор о древних и новых», его значение.

Дж. Вико о поэзии.

Возникновение триады родов «лирика - эпос - драма».

Г.Э. Лессинг о соотношении поэзии и изобразительных искусств.

Теория драмы в XVIII в.

Ф. Шиллер: литературная теория на основе философского идеализма.

Основные идеи И.Г. Гердера.

Идеи романтиков: понятия иронии, символа, мифа.

Мифологическая школа в Германии и России.

Биографическое литературоведение Ш.О. Сент-Бева.

Позитивистское литературоведение: И. Тэн, Ф. Брюнетьер, В. Шерер. Литературные теории реализма и символизма.

Духовно-историческая школа.

Герменевтика (М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Э. Хирш). Психоаналитическое литературоведение.

Мифологическая критика (Н. Фрай).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Критика воображаемого» (Г. Башляр, Ж. Дюран).

«Новая критика» и метод «пристального чтения». Феноменологический подход к литературному произведению. Стилистическая критика (Л. Шпицер, Э. Ауэрбах, М. Риффатерр). Структурализм: основы метода.

Постструктурализм: метод деконструкции, понятие интертекста. Социология литературы.

Э.Р Курциус: направление «исследования топосов».

«Новый историзм»

Рецептивная критика.

Гендерное литературоведение.

Когнитивное литературоведение.

Примерная тематика докладов и заданий Платон против софистов.

Аристотель против Платона.

Мотивы «Поэтического искусства» Горация в европейской поэтике и культуре.

Риторические аргументы в ренессансных «защитах поэзии»: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Сидни.

Понятие «подражание» в европейской литературной теории: pro et contra.

Теория трагедии: от Аристотеля до Ф. Ницше.

Н. Буало и Гораций: общее и различное.

«Поэтическое искусство» Буало и «Епистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова: отличие русского классицизма от французского.

Теория трагедии в предисловиях Жана Расина к собственным драмам. Флорентийские неоплатоники о поэзии.

Барокко и классицизм: два подхода к творчеству.

Миф и литература: от романтиков до К. Леви-Стросса и Е.М. Мелетин-ского.

«Буря и натиск» против Аристотеля; Ф. Шиллер против «Бури и натиска».

Выражает ли поэт собственные чувства? Обсуждение темы в поэтиках Ренессанса и Нового времени.

Основные литературно-теоретические идеи романтиков.

Позитивизм в литературоведении: достоинства и ограниченность метода.

Идея «внутренней формы» в лингвистике и поэтике: В. Гумбольдт, А.А. Потебня.

Проблема понимания в западном литературоведении XX в.: Дильтей, Хайдеггер, рецептивная школа.

Метод «пристального чтения»: достоинства и ограниченность.

Стилистическая критика: анализ «в стиле Шпицера» на русском материале.

Двусмысленность в литературном тексте: анализ «в стиле Эмпсона» на русском материале.

Структурализм: основы методологии, ее ограниченность.

Бунт постструктурализма против структурализма: почему он произошел?

Топос как понятие литературной истории.

Образы воображения в словесном произведении: анализ «в стиле Башляра» на русском материале.

Дневной и ночной режимы воображения (Ж. Дюран): сравнение на примерах из русской и/или европейской литературы.

Тема мимесиса в литературоведении XX в.: Э. Ауэрбах и другие.

Проявляется ли в литературном произведении гендерная природа автора? (с собственными примерами).

Читатель в произведении: идеи рецептивной критики с собственными примерами из литературных произведений.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список источников и литературы

Источники

Обязательные

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975—

1986. Т. 4.

Ауэрбах Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе / Пер. Ал.В. Михайлова. М., 1976.

Барт Р. 8/2. М.: Ас1 таг^пет. 1994.

Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Барт Р. История или литература? Критика и истина. Смерть автора. Эффект реальности. С чего начать? От произведения к тексту. Удовольствие от текста. Лекция // Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989.

Барт Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000, С. 52-98.

БашлярГ. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004.

Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981.

Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 108-135.

Буало Н. Поэтическое искусство (любое издание).

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940.

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. С. 317-445.

Гердер II.Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.

Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Искусство, 1977.

Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 156-173 [или: Вестник МГУ 1996. № 1. С. 118-135. (Филология)].

Данте. О народном красноречии // Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.

Джонсон Б. Заметки... Скалигер Ю.Ц. Поэтика. Кастельветро Л. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная. Сидни Ф. Защита поэзии. Шатен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне». Гений. О драматической поэзии. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980.

Дилътей В. Введение в науки о духе. М., 2000 [или: Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987].

Дю Белле Ж. Защита и прославление французского языка // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1981.

Женетт Ж. Структурализм и литературная критика // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. М., 1998.

Зарубежная литература XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.

Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.

Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Товарищество «Мир»,

1911.

Леви-Стросс К. Структура и форма // Семиотика. М.: Прогресс,

1983.

ЛессингГ.Э. Гамбургская драматургия. М.; JL: Academia, 1936.

Man П. де. Критика и кризис // Философские науки. 1992. № 3. Ноеалис. Фрагменты. Шлегель А.-В. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.

Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. (книга 3 и 10).

Платон. Ион //Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1968.

Рэнсом Д. К. «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.

Сент-Бев Ш. Из работ разных лет // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. Е. Костюкович. СПб.,

2002.

ТодоровЦ. Понятие литературы // Семиотика. М.: Прогресс, 1983. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс,

1975.

Тэн II. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.

Фонтенель Б. Диалоги мертвых древних и новых. Свободное рассуждение о древних и новых // Спор о древних и новых. М.: Искусство,

1984.

Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Фрейд 3. Художник и фантазирование. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве. Достоевский и отцеубийство // Фрейд. 3. Художники фантазирование. М.: Республика, 1995.

Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М: Магистериум-Касталь, 1996. С. 7-46.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.

Шлегель Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. Разговор о поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство,

1983.

Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.

Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.

Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12.

Дополнительные:

Аристотель. Риторика // Античные риторики. М.: Изд-во МГУ,

1978.

Вольтер. Эстетика. М.: Искусство, 1974.

Голъдман Л. Сокровенный Бог. М., 2001.

ГреймасА.-Ж. В поисках трансформационных моделей// Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер с франц.. сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000.

Женетт Ж. Введение в архитекст // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 1. М., 1998.

ПзерВ. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 3-45, 201-225.

Пзер В. Рецептивная эстетика. Герменевтика и переводимость // Академические тетради. Вып. 6. М., 1999.

Пнгарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

Лафарг П. Происхождение романтизма // Лафарг П. Литературнокритические статьи. М.: ГИХЛ, 1936. С. 115-152.

Ман Пол де. Слепота и прозрение. М., 2002.

СартрЖ.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М.: Высшая школа, 1993. С. 319-449.

Сартр Ж.-П. Зачем писать? //Вестник МГУ 1995. № 3. С. 168-190. (Филология).

Сартр Ж.-П. Что значит писать? // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 313-334.

Фрейд 3. Недовольство культурой // Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 65-134.

Литература

Обязательная:

Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: РГГУ 1994.

Галинская II.Л. Постструктурализм в оценке современной философско-эстетической мысли // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984.

Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. Также в изд:. ГаспаровМ.Л. Избранные труды: В 2 т. М., 1997.

Гринцер П.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000.

Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М.,

2010.

Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. Ильин П.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.

Ильин П.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. ’ ’ ’

Ильин П.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. М., 1984. ’

Косиков Г.К От структурализма к постструктурализму. М., 1998. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика XX в. М., 1994. Лозинская КВ. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже ХХ-ХХИ веков: Аналитический обзор. М., 2007.

Махов А.Б. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Хованская З.П Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высшая школа, 1980.

Турышева О.П. Теория и методология зарубежного литературоведения. М., 2012.

Цурганова Б. А. Новации зарубежного литературоведения в XX в. // Наука о литературе в XX веке. М., 2001.

Дополнительная.

Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Архетип в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994.

Брант В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви. М., 1995.

Вайнштейн О.Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) //Новое литературное обозрение. 1995. № 13. С. 383-388.

Вейман Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. М., 1965.

Герменевтика: История и современность. М., 1985.

Голенищев-Кутузов II.Н. Буало барокко (Эммануэле Тезауро) // Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.

Древнегреческая литературная критика. М., 1975.

Козлов А. С. Семантико-символическая критика в США // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М.,

1984. С’217-242.

Козлов А.С. Структурализм и мифологическое литературоведение США: Проблемы взаимосвязи и интерференции // Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки. М., 1981. С. 120-139.

Косиков Г.К Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. М., 1987.

КосиковГ.К. Ролан Барт-семиоло г, литературовед//БартР. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 3-45.

Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст // Барт Р. 8/2. М., 2001. С. 8-29.

Косиков Г.К. Методология «генетического структурализма» Люсьена Гольдмана и его школы // Социология художественной литературы в современном зарубежном литературоведении. М., 1976. С. 97-129.

Косиков Г.К. Постструктуралистская стратегия Ролана Барта: о книге «8/2» // Наука о литературе в XX веке. М., 2001. С. 124-148.

Косиков Г. К. Французская «новая критика» и предмет литературоведения // Теории, школы, концепции. Художественный текст и контекст реальности. М., 1977. С. 37-66.

Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции и проблемы. М., 1984. С. 155-205.

Лозинская Е.В. Итальянская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Лозинская Е.В. Подражание. Термин шШаио в ренессансных теориях поэзии и стиля // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Махов A.E. Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005.

Махов А.Е. Веселовский - Курциус: историческая поэтика — историческая топика // Вопросы литературы. 2010. Май-июнь. С. 182-202.

Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры: Очерки из истории филологической науки. М., 1989.

Нестерова О.Е. Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннехристианскую эпоху. М., 2006.

Очерки римской литературной критики. М., 1963.

Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 170-235.

Проблемы современного сравнительного литературоведения / Под ред. Н.А. Вишневской и А.Д. Михайлова. М.: ИМЛИ РАН, 2004.

РешетовВ. Г. Английская литературная теория XVII века. Свердловск,

1987.

Сидорченко Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVTII века. СПб., 1992.

Тамарченко Н.Д., ТюпаВ.П., Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. М.: Academia, 2004.

Цурганова Е.А. Традиционно-исторические и современные проблемы литературной герменевтики // Современные литературоведческие концепции. (Герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. С. 12-27.

Цурганова Е.А. Феноменологические школы критики в США // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984. С. 265-285.

Чекалов КА. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2001.

Эко К Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб, 2003.

The Cambridge History of Literary Criticism: In 9 vol. Cambridge, 1993.

WellekR. A History of Modem Criticism: 1750-1950 (различные издания, в т. ч. перевод на немецкий язык).

Планы семинарских занятий

Тема 1. Представления об основах художественной словесности от античности до Ренессанса

1. Представления о природе, сущности и функциях поэзии.

2. Подражание: его сторонники и противники. Подражание природе и подражание образцам.

3. Представления о стилях и жанрах.

4. Поэзия и государство.

Контрольные вопросы:

1. Функции поэзии: от древнегреческой протопоэтики до итальянских гуманистов.

2. Поэт - ничтожнейший из людей или второй Бог?

3. Риторическое учение о трех стилях и его преломление в поэтике.

Список литературы и источников

Источники:

Обязательные:

Аристотель. Поэтика.

Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981.

Скалигер Ю.Ц. Поэтика//Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Дополнительные:

Сидни Ф. Защита поэзии. Джонсон Б. Заметки.... // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Литература:

Обязательная:

Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. Также в изд.: Гаспаров МЛ. Избранные труды: В 2 т. М., 1997.

Гринцер Н.П. Античная поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Махов А.Е. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Махов А.Е. Средневековая латинская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Лозинская Е.В. Итальянская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Дополнительная.

Лозинская Е.В. Подражание. Термин шШаио в ренессансных теориях поэзии и стиля // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Тема 2. Литературные теории XVII—XVIII вв.

1. Литературные теории барокко и классицизма.

2. Теории лирики и драмы в XVIII в.

3. Идеи И.Г. Гердера, их значение для литературоведения XIX-XX вв. ’

Контрольные вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Остроумие как центральное понятие теории барокко; правдоподобие как центральное понятие теории классицизма.

2. Этапы становления триады родов «лирика - драма - эпос».

3. Нормативизм и элементы историзма в литературных теориях

XVII-XVIII вв. ’

Список литературы и источников.

Источники:

Обязательные:

Буало Н. Поэтическое искусство (любое издание).

Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. Е. Костюкович. СПб., 2002. ' ’

Гердер II.Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; JL, 1959.

Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне» // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980. С. 135-206.

Дополнительные:

Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Искусство, 1977. С.169-464. ’

Литература:

Обязательная:

Голенищев-Кутузов II.Н. Буало барокко (Эммануэле Тезауро) // Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.

Красавченко Т.Н. Концепт в английской поэтике; Концепция остроумия (wit) в английской поэтике // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Махов А.Е. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Махов А.Е. Немецкая поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.

Дополнительная:

Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. Очерки из истории филологической науки. М., 1989.

Тема 3. Направления и школы в зарубежном литературоведении Х1Хв. ' '

1. Литературно-теоретические идеи романтиков.

2. Позитивистское литературоведение.

3. Теории литературных направлений в XIX в.: реализм, символизм.

Контрольные вопросы:

1. Понятие романтической иронии.

2. Писатель и его биография в трудах Ш. О. Сент-Бева.

3. Основные идеи литературоведов-позитивистов: «триада» И. Тэна, эволюционное учение Ф. Брюнетьера, учение В. Шерера о мотиве.

4. Теория «объективного романа»: Флобер, Шпильгаген и др.

Список литературы и источников.

Источники:

Обязательные

Новалис. Фрагменты. // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.

Шлегель Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. Разговор о поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. ’

Сент-Бее Ш. Из работ разных лет // Зарубежная эстетика и теория литературыХ1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.

Тэн II. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987. ’

Дополнительные:

Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Товарищество «Мир», 1911.76 с. ’

Шлегель А.-В. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. ’

Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия историколитературных материалов. М., 1990.

Литература:

Обязательная:

Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: РГГУ 1994.

Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры: Очерки из истории филологической науки. М., 1989.

Тема 4. Методологии западного литературоведения XX в.

1. Установка на понимание: духовно-историческая школа, герменевтика, рецептивная критика.

2. От текста к «глубинам души»: психоанализ, мифологическая критика, «критика воображения».

3. Установка на имманентность произведения: стилистическая критика, «пристальное чтение», структурный анализ.

4. Произведение в контексте культурно-социальных институтов и/ или других текстов: «новый историзм», постструктурализм и др.

Контрольные вопросы:

1. Концепт имплицитного читателя в рецептивной критике.

2. Категория пространства в поэтике Г. Башляра.

3. Формальный метод и структурализм: сходство и различия.

4. Э. Ауэрбах: история литературы как история стилей.

5. «Ирония» и «двусмысленность» как категории «новой критики»

6. Анализ феномена метафоры в когнитивном литературоведении.

7. «Кругооборот социальной энергии» как ключевой концепт «нового историзма».

Список литературы и источников.

Источники:

Обязательные:

Дилътей В. Введение в науки о духе. М., 2000 [или: Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987. С. 108-135].

Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе / Пер. Ал. В. Михайлова. М., 1976.

ПзерВ. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта: Наука, 2004.

Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.

БашлярГ. Избранное: поэтика пространства. М., 2004.

Рэнсом Д. К. «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы. Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.

Дополнительные:

Леви-Стросс К., Якобсон Р. «Кошки» Шарля Бодлера // От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

РиффатерМ. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. 1992. № 1.

Литература:

Обязательная:

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.

Ильин П.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

Лозинская Е. В. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже ХХ-ХХП веков: Аналитический обзор. М., 2007.

Дополнительная.

Пзер В. Рецептивная эстетика. Герменевтика и переводимость // Академические тетради. Вып. 6. М., 1999.

Вейман Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. М., 1965.

Махов А.Е. Гринблатт С.: Анисимова А. Э. «Новая критика» // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.