Научная статья на тему '2011. 01. 008. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедич. Путеводитель / под общ. Ред. Цургановой Е. А. И махова А. Е. - М. : Изд-во Кулагиной - Intrada. - 511 с'

2011. 01. 008. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедич. Путеводитель / под общ. Ред. Цургановой Е. А. И махова А. Е. - М. : Изд-во Кулагиной - Intrada. - 511 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 008. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: энциклопедич. Путеводитель / под общ. Ред. Цургановой Е. А. И махова А. Е. - М. : Изд-во Кулагиной - Intrada. - 511 с»

«Выбор» и «Игра» Ю. Бондарева); философско-метафорические («И дольше века длится день...» и «Плаха» Ч. Айтматова); культу-роцентрические («Пушкинский дом», «Фотография Пушкина», «Ожидание обезьян» А. Битова); теоцентрические («Псалом: Роман-размышление о четырех казнях Господних» Ф. Горенштейна и «Пирамида» Л. Леонова) модели универсального художественного типа.

В монографии показано, что к концу 80-х и в начале 90-х годов значительная часть всех вышеуказанных моделей претерпевает существенные трансформации: архаические и утопические векторные модели утрачивают свою актуальность, универсальные модели почти не появляются на литературном горизонте, а на месте исчезнувших апологетических не возникают неоапологетические с декларируемой новой идеей мироустройства. Крах идеологии, ориентированной на построение коммунизма, завершился сломом всей социальной системы. В ускоренном темпе внедряемые на рубеже 90-х годов новые экономические и социальные отношения опережают созревание представлений о должном и желаемом мироустройстве, о новой глобальной модели мира (с. 603). Этот процесс ведет к изменению конфигурации всей системы художественного видения-отражения действительности, а далее - к ее замене на иную систему (об этом речь пойдет во второй книге Л.Н. Шевченко на основе анализа прозы со второй половины 90-х годов до наших дней).

А.А. Ревякина

ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2011.01.008. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЭТИКА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: Энциклопедич. путеводитель / Под общ. ред. Цургановой Е.А. и Махова А.Е. - М.: Изд-во Кулагиной -Intrada. - 511 с.

Реферируемая книга - первое в нашей стране научное издание, представляющее развитие европейской поэтики как теории словесного творчества за два с половиной тысячелетия: от «прото-поэтики» первых древнегреческих эпиков и лириков до просветителей второй половины XVIII столетия включительно.

Книга дает исторический обзор развития поэтики в главных странах Европы, а также очерчивает общую систему поэтики в ее эволюции. Первую часть труда составляют восемь обзорных статей-очерков, раскрывающих поэтологические воззрения античности и латинского Средневековья, освещающих развитие поэтики в Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, Нидерландах. Во вторую часть вошли 29 терминологических экскурсов, которые прослеживают историю углубленного осмысления ключевых по-этологических идей и понятий. Они охватывают практически все разделы поэтики: учение о родах и жанрах; о композиции; стилистику, специфические приемы и техники; термины, формулы, методы, выражающие эстетическую оценку произведения; термины, характеризующие отношение словесного произведения к реальности; техники интерпретации словесного произведения; понятия, связанные со способностями поэта и читателя-критика; социокультурные категории, относящиеся к теме «литература и общество».

Во вступительной статье доктора филол. наук А.Е. Махова «Европейская поэтика: темы и вариации» предложена систематизация материала поэтики путем вычленения в нем семи основных тем: Поэзия, Поэт, Материя, Слово, Произведение, Воздействие и его адресат, Система произведений. Все термины и компоненты поэтики, сколь бы разнородными они ни казались, связаны воедино этими темами. Обратившись к каждой из этих тем, А.Е. Махов описывает возникающие в их пределах поэтологические идеи, комбинации соответствующих теме элементов.

Игнорирование новой литературоведческой теорией старой поэтики и декларативное отталкивание от нее, в сущности, не может скрыть того факта, что старая поэтика не забыта. «Она перешла - со всем набором своих топосов... и со своими методами - в область некоего "литературоведческого бессознательного". Новое литературоведение, стремясь обойтись без старых "умозрительных построений", на самом деле продолжает ими пользоваться, хотя не помнит их поэтологической истории, видя в них либо "научную" истину, либо аксиоматическую данность» (с. 7). Задача данной книги - раскрыть эти связи.

Автор очерка «Античная поэтика» доктор филол. наук Н.П. Гринцер пишет, что в Греции поэтика не являлась строго самостоятельной научной «отраслью», она существовала на пограничье

двух значительно более разработанных и авторитетных наук - риторики и грамматики. Весь корпус античных гуманитарных наук формировался на поэтиковедческой базе - и риторика, и тем более грамматика ориентировались на поэтические тексты как на некий художественный образец, и поэтому поэтика в нашем понимании этого слова являлась необходимым элементом для каждой из этих наук.

В очерке даны первые, самые общие представления о предназначении и сущности поэзии, содержащиеся в эпических поэмах Гомера и Гесиода, а также в ранней лирике. У софистов и Платона было намечено принципиальное разделение двух уровней литературного произведения: содержательного и формального. Центральной для платоновской теории литературы является концепция мимесиса - подражания. Аристотель, как и Платон, положил в основу своей теории литературы концепцию мимесиса (экскурс «О подражании как важнейшей поэтологической концепции» написан Е.В. Лозинской).

Влияние труда Аристотеля «Поэтика» очевидно прослеживается в развитии эллинистическо-римской литературной теории, в трудах александрийских грамматиков III-II вв. до н.э. - Зенодота, Аристарха, Аристофана Византийского. Для современных ученых «энциклопедией эллинистической поэтики» являются труды эпикурейского философа, поэта и ученого Филодема (из Гадары). Фи-лодем являлся авторитетом и для Рима, где он читал лекции начиная с 70-х годов I в. до н.э. Степень воздействия эллинистических теорий на римские представления о литературе представлена на примерах «Послания к Пизонам» Горация, которое трактуется Н.П. Гринцером не как учебник или научный трактат, но как совокупность отдельных высказываний и рассуждений поэта, оказавшихся созвучными тому синтетическому подходу к литературе, который постепенно вырабатывали Аристотель и эллинистическая поэтика. Особенность античной поэтики состоит в том, что она как бы проходит законченный круг - от архаической поэзии Греции до Горация, чтобы окончательно «раствориться» в более прагматических науках. Законченность этого пути автор видит в том, что многие идеи, возникшие в ранних литературных текстах, впоследствии формировались в термины и категории научной поэтики. Принци-

пы, имманентные литературе, постепенно стали принципами ее описания.

Автор очерка «Средневековая латинская поэтика» А.Е. Махов отмечает, что, опираясь на идеи античной поэтики и риторики, средневековая поэтика в значительной мере трансформировала их в соответствии с новыми христианскими ценностями. Наиболее востребованным мотивом античной поэтики оказалось представление об аллегоричности поэзии, рассматриваемой как некий покров, скрывающий истину. В эпоху Средневековья из античной поэтики как единого целого выделились две тенденции - миметическое и «гармоническое». Первое соответствует воззрению на поэзию как подражание (с преобладанием мотива «поэзия - живопись»), второе - воззрению на поэзию как самоценное гармоническое целое (с преобладанием мотива «поэзия - музыка»).

Средневековье, как пишет А.Е. Махов, акцентировало именно это второе воззрение, обратившись к описанию и систематизации тех формальных признаков поэзии, которые характеризуют ее как числовую гармонию. Риторические приемы (фигуры, тропы и т. п.) были последовательно переосмыслены как система чисто литературных приемов, служащих главной цели писателя - «расширению» исходной темы. (Экскурс «О системе тропов и фигур» также написан А.Е. Маховым.) В области интерпретации текста средневековая литературная герменевтика разработала учение о многозначном толковании, утверждая идею о принципиальной многозначности текста, допускающей не только разные, но нередко и противоположные понимания одного и того же высказывания (см. экскурс «Многосмысленное толкование», автор А.Е. Махов).

Очерк «Итальянская поэтика» написан Е.В. Лозинской. Специфика итальянской теории поэзии состояла в том, что литературно-критическая традиция в этой стране никогда не прерывалась на длительное время. Гуманистические теории поэзии и стиля выросли на основе появившихся в Средние века концепций и в дискуссиях с ними. Многие поэтологические положения были разработаны в традиции «защиты поэзии».

В Италии «веком критики» назван XVI век. По сравнению с предыдущими эпохами не только резко выросло количество новых трактатов, но и принципиальным образом расширилась их тематика, углубились представления об основах литературного творчества

и поэтологических категориях. В эпоху Чинквеченто появились новые оригинальные поэтики, трактаты об отдельных жанрах и эстетических категориях. Принципиально изменилась и критика отдельных произведений («Комедии» Данте, «Освобожденного Иерусалима» Тассо, «Неистового Орландо» Ариосто и др.): грамматико-филологический комментарий или поиск «красот» сменился острыми дискуссиями, затрагивавшими самые сложные теоретические аспекты этих текстов.

В разделе «Французская поэтика» (автор - доктор филол. наук Н. Т. Пахсарьян) отмечается, что первые трактаты о словесном искусстве появились во Франции в зрелом Средневековье (ХП-ХШ вв.) и были связаны с анализом языковой техники, грамматики, с обучением риторическому искусству. Первые значительные национальные поэтики были написаны во Франции в эпоху зрелого и позднего Возрождения. Они включали в себя элементы манифеста, памфлета, гуманистического комментария, обращались к сопоставлению античного наследия и французской традиции. Авторство первого трактата на французском языке «Французское поэтическое искусство» (1548) принадлежит Тома Себиле. В конце XVI - начале XVII в. трактаты по поэтике были сосредоточены на переосмыслении уже не средневекового, а ренессансного наследия.

На рубеже XVII-XVIII вв. активная саморефлексия породила литературно-критический «спор о древних и новых» (начатый с подачи Шарля Перро), так или иначе нашедший отражение в по-этологических дискуссиях в других европейских странах (прежде всего в Англии в творчестве Джона Драйдена). Суть спора состояла в том, единственно ли античная литература может и должна служить образцом художественного совершенства.

В XVIII в., в эпоху Просвещения, само слово «поэтика» практически исчезает из заголовков литературно-эстетических сочинений, за исключением «Французской поэтики» (1763) Жана-Франсуа Мармонтеля и так называемой «Поэтики Вольтера», изданной Ж. Лакомбом в 1761 г. Однако параллельно развивалась тенденция к созданию общей «философской» поэтики как описания «изначальных принципов» искусства, т.е. эстетики. В 1787 г. Мармон-тель выпускает эссе «Составные части литературы», где использует новое для критики слово «литература», которое войдет в устойчивый обиход в XIX в. Он говорит о дидактической функции произ-

ведения, связывая, в духе просветительских идей, художественную литературу с литературой философско-политической и исторической, подчеркивает их общую социальную роль. Советует обращаться к изучению истории, являющейся кладезем сюжетов и политическим уроком для настоящего.

В очерке «Испанская поэтика» А. Б. Можаева (ИМЛИ РАН) пишет, что Испания на протяжении большей части Средневековья в силу своего периферического географического положения в Европе играет роль «моста», соединяющего культуры. В Толедском королевстве вестготов был создан один из самых обширных авторитетных раннесредневековых компендиумов знаний - «Этимологии, или Начала в ХХ книгах» (между 615 и началом 630-х годов) св. Исидора Севильского. Этот труд на протяжении всего Средневековья оставался важным ориентиром для развития мысли и разработки важнейших категорий. Однако в самой Испании непрерывное поступательное развитие культуры было прервано вторжением в 711 г. на Пиренейский полуостров мусульман (арабов и берберов). Реконкиста, продолжавшаяся до 1492 г., наложила отпечаток на все стороны испанского общества, установив собственные приоритеты, но при этом не исключала культурного обмена между мусульманским Аль-Андалусом и христианскими королевствами. В средневековых европейских литературах без труда отслеживаются заимствования тематического и сюжетного характера из литератур Востока.

В области поэтики обращения к собственно арабским концепциям избирательны. Они попадают в поле зрения европейцев преимущественно в комплексе арабских комментариев к трудам Аристотеля. Наиболее ранние сведения о переводах арабских текстов, сделанных на территории Пиренейского полуострова, относятся к концу X в. Пик переводческой активности пришелся на Х11-Х111 вв. Символическим центром ее стал отвоеванный в 1085 г. у мавров Толедо, давший название Толедской школе переводчиков. Эта школа интерпретировала арабские переводы «Поэтики» Аристотеля, первый перевод которой на арабский сделал в первой половине Х в. Абу-Бишр Матта. Первый развернутый комментарий «Поэтики» принадлежит его ученику Аль-Фараби, который комментировал также Платона. Труд Аль-Фараби «Трактат о канонах искусства поэзии» проанализирован А.Б. Можаевой. Рубежным

трудом, открывающим новую эпоху, считается «Грамматика испанского языка» (1492) Антонио де Небрихи.

Первая поэтика XVII столетия «Лебедь Аполлона» Луиса Альфонсо де Карвальо показала, до какой степени «поэтическая философия древних» изменила интеллектуальный строй поэтической теории в Испании.

К середине XVII в. интенсивное развитие мысли в области поэтики затухает, но к началу XVIII в. ситуация радикальным образом меняется: острые литературные споры начинают играть важную роль в выработке и обосновании новых представлений. Полемисты эпохи Просвещения - Хуан Франсиско дель Плано, Хуан Пабло Форнер и др. Еще в 1715 г. испанская Королевская академия как одну из первоначальных задач в своем уставе заявила создание нормативной поэтики. Такая поэтика появилась ближе к концу периода отхода от барочных традиций и становления классицизма в 1737 г.; ее создателем стал Игнасио де Лусан.

Одна из центральных фигур испанского Просвещения - Гас-пар Мельгор де Ховельянос - практически все свои выступления по проблемам поэтики предварял историческим экскурсом. Эта новая форма предвосхищает по сути историзм XIX в. Кроме того, его склонность к любованию произведениями искусства и картинами природы как бы маркирует предромантический период.

Очерк «Немецкая поэтика» (автор - А.Е. Махов) содержит богатейший материал. В эпоху Средневековья литературная теория в немецкоязычных странах не существовала в виде автономных теоретических текстов. Поэтологические рассуждения находят место в предисловиях, прологах, реже отступлениях внутри текста. Но уже здесь осознается, что поэзия не свободное творчество, но «наука», требующая в первую очередь учености, мастерства, следования традиции (Отфрид, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский, Конрад Вюрцбургский).

С распространением идей гуманизма в Германии появляются и латинские трактаты по поэтике, написанные в подражание главным образом итальянским образцам. Самая значительная из этих поэтик - «Три книги поэтических установлений» (1647) Герхарда Фосса. В эпоху барокко, XVII в., первой немецкой поэтикой на родном языке стала «Книга о немецкой поэзии» (1624) Мартина Опица. Начало XVIII столетия не принесло резкого перелома в раз-

витии поэтики и полного пересмотра барочных установок, но тем не менее это время заявляет о себе как о переходной эпохе. В книге Иоганна Кристофа Меннлинга «Европейский Геликон» (1704) очевиден отход от барочных традиций; «искусство поэзии» определяется как наука, умеющая с изяществом выстраивать слова в хороший порядок.

Просветительская поэтика, прежде всего в лице Иоганна Кристофа Готшеда, стремилась построить логичную иерархическую систему родов и жанров, которая служила бы в то же время обоснованием словесности как системы; пыталась логически и исторически обосновать происхождение поэзии, найти законы поэтического творчества. Эту проблематику раскрывает А.Е. Махов в экскурсе «Род литературный».

В середине XVIII в. в Германии начинается эпоха эстетики. Теперь поэтике, из недр которой родилась эстетика, в общеэстетическом трактате стала отводиться лишь роль раздела. Один из первых образцов такого рода - трактат Георга Фридриха Майера «Начала всех изящных наук» (1748-1750). В обзоре немецкой поэтики анализируются также поэтологические труды Фридриха Готлиба Клопштока, Генриха Вильгельма фон Герстенберга, Якова Ленца, Готфрида Августа Бюргера, Вильгельма Хейнзе, Иоганна Готфрида Гердера.

Тенденция к взаимопроникновению поэтики и эстетики, к философско-эстетическому обоснованию поэтологических категорий достигает кульминации в текстах Фридриха Шиллера («О наивной и сентиментальной поэзии», 1795, и др.).

В очерке «Английская поэтика» Е.А. Цурганова (ИНИОН РАН) отмечает, что особенность английской поэтики состоит в ее гораздо большей свободе и раскрепощенности по отношению к античным образам. И причина состояла в том, что Англия имела Шекспира, «перед гением которого, как говорил Дж. Аддисон, строгие критики забывали Аристотеля». Дж. Аддисон писал: «Наш неподражаемый Шекспир есть камень преткновения для всей секты критиков-педантов. Кто не предпочтет одной его пьесы, где не соблюдено ни одно правило, всем произведениям какого-нибудь новейшего критика, где ни одно не нарушено?» (с. 284). Так думали и основатель английской критики Джон Драйден, и последовательный английский классицист А. Поуп, и другие европейские теоре-

тики - например, итальянский поэтолог, издатель журнала «Литературный бич» Джузеппе Баретти в «Рассуждении о Шекспире и монсеньоре Вольтере» (1777).

Немногочисленные поэтологические труды, созданные на территории Англии в Средние века, были латиноязычными (Беда Достопочтенный, Джеффри Винсофский, Иоанн де Гарландия). Частные поэтологические замечания можно найти во многих произведениях Джеффри Чосера.

Первые английские поэтики Возрождения были нормативными, основанными на рецепции античных литературных теорий, на авторитете Платона, Аристотеля, Горация. В эпоху Ренессанса возрождение интереса к античности обратило их внимание на риторику, которая в определенной мере выполняла в этот период функции поэтики. Вместе с тем шло постепенное осмысление художественной литературы, занимавшей особое место в словесности; ощущалась необходимость создания «ученой поэтики». Заслуживают внимания имена Джорджа Гасконя, Джорджа Патнема, Томаса Кэмпиона. Лучшим национальным трактатом по поэтике елизаветинского периода явилась «Защита поэзии» Филипа Сидни (1579-1580, пуб. 1595). Трактат Сидни важен как синтез европейской литературной теории эпохи Возрождения и как выражение предклассицистических тенденций в английской поэтике, о которых Сидни заявил раньше, чем они были детально разработаны во Франции.

Принципиальное значение для формирования поэтики в Англии имели работы философа Френсиса Бэкона, который в своей теории познания противопоставил Аристотелю свой трактат «Новый Органон» (1620). Он не создал законченной системы в области поэзии, противостоящей аристотелевской поэтике. Но значение его трудов в том, что они определили переходный период в формировании поэтики Нового времени. В работах Бэкона впервые появляются общеметодологические аспекты построения научной теории. Бэкон дал современному ему миру то, чего этот мир еще не знал -«науку науки» и «философию философии». Первым использовал метод Бэкона для анализа литературных произведений Бен Джонсон.

С именем Томаса Гоббса связывают французское влияние на английскую критику, сменившее влияние итальянское. Гоббс 11 лет провел во Франции как эмигрант и вернулся в Англию в 1651 г.,

когда и был опубликован его трактат «Левиафан». Бэкон не дал анализа того, как посредством воображения осуществляется трансформация жизненного материала в произведение искусства. Это сделал Гоббс. Введенные этими учеными разграничения между суждением и фантазией (воображением) стали общепринятыми в критике периода классицизма (см. экскурс «Воображение и фантазия»; автор - доктор филол. наук Т.Н. Красавченко). Т. Гоббсом была также разработана теория видов словесности.

Национальный вариант классицизма в Англии - творчество Джона Драйдена. Основу его поэтики составляет «Опыт о драматической поэзии» (1668), написанный в жанре беседы, продолжающий споры о «древних и новых». Особенностью поэтологической концепции Драйдена явилась «гармоническая двойственность», базирующаяся на признании многообразия литературных ценностей, определяющих их по принципу взаимодополняемости, без оказания предпочтения какой-либо из них.

Активный преемник и последователь Дж. Драйдена - Александр Поуп. Его поэма «Опыт о критике» (1711) признана манифестом английского классицизма, внесшим значительный вклад в поэтику. Раннее Просвещение представляет творчество Джозефа Аддисона, поэтологическое наследие которого следует оценить как одно из наиболее значительных явлений не только английской, но и европейской литературы XVII-XVIII вв. Прежде всего это касается его как автора и редактора журналов «Болтун», «Зритель», «Опекун» (совместно с Ричардом Стилом). Его 11 очерков «Удовольствия воображения» - это сочинения «современного психологического критика», чей непосредственный интерес составляет эффект воздействия литературы на аудиторию. Проблема вкуса как способности людей судить о том, что прекрасно, а что нет - в центре внимания поэтики XVIII в. С точки зрения поэтики журналы Аддисона и Стила - предшественники английского романа (Экскурс о формировании романной поэтики в журналах Аддисона и Стила написан Е.А. Цургановой.)

Сэмюэл Джонсон - самый влиятельный критик зрелого Просвещения в Англии. Внутренние принципы его поэтики: соотношение правды и новизны в искусстве, отвержение фундаментального поэтологического принципа единств места и времени в драме. В драмах Шекспира он признает только одно из трех классицисти-

ческих единств - единство действия. С. Джонсон отвергал жанровую теорию искусства, стремясь к рассмотрению оригинальности поэтического произведения, а не к измерению его условными стандартами. Он всегда подчеркивал уникальность гениального поэта, не подчиняющегося какой бы то ни было системе норм и запретов.

Завершает историческую часть реферируемого труда очерк «Нидерландская поэтика» (автор - Н.Б. Калашникова). Основой теоретического осмысления нидерландской городской поэзии в XV в. была риторика. Первопроходцем стал Антонис де Роовере, снискавший титулы «Принца риторики» (1447) и «фламандского доктора поэзии риторов» (1473). Редерейкеры - члены камер риторов - считали свои тексты достоянием камер, в связи с чем публикации текстов оказались большой редкостью. Поэтому поэтические произведения де Роовере были опубликованы только в 1562 г. в Антверпене под названием «Риторические произведения». Первое риторическое произведение на нидерландском языке в поддержку цицероновской риторики - «Риторика» (1553) Яна Ван Мюссема, где использованы тексты Цицерона, Квинтилиана, Эразма Роттердамского.

Книга содержит обширную библиографическую и источниковедческую информацию. Использовано свыше 500 источников, большая часть из которых не переводилась на русский язык. Издание снабжено предметно-именным указателем и тезаурусом, в котором понятия поэтики собраны в тематические группы.

О. С. Морозова

2011.01.009. ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Сб. ст. в честь 70-летия Л.В. Чернец / Под ред. Романовой Г.И. -М.: МАКС Пресс, 2010. - 272 с.

Лилия Валентиновна Чернец - доктор филол. наук (1992), заслуженный проф. Московского университета (2008), автор книг «Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики» (1982), «"Как слово наше отзовется.": Судьбы литературных произведений» (1995), редактор и автор многих глав вузовского учебника «Введение в литературоведение» (1999, 2000, 2004, 2006, 2010) и др.

В сборник вошли 20 статей, написанных в разное время участниками спецсеминаров, руководимых Л.В. Чернец. Во вступительном слове редактор книги Г.И. Романова (в прошлом участни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.