Научная статья на тему 'Многофакторная оценка рисков развития финансовой системы региона (на примере Южного федерального округа)'

Многофакторная оценка рисков развития финансовой системы региона (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКА / РИСК РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / ФАКТОРЫ РИСКА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов Д. А.

В статье рассмотрена региональная финансовая система и предложена методика оценки рисков ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофакторная оценка рисков развития финансовой системы региона (на примере Южного федерального округа)»

МНОГОФАКТОРНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ РАЗБИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Д.А. ДЯТЛОВ,

аспирант,

Волгоградский государственный университет, e-mail: denisdyatlov@yandex.ru

В статье рассмотрена региональная финансовая система и предложена методика оценки рисков ее развития.

Ключевые слова: оценка риска; риск развития финансовой системы; факторы риска; финансовая системы региона

Коды классификатора JEL: G11, R51

Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике, с одной стороны, привел к временным социально-экономическим потрясениям, резкому спаду производства, сужению рыночного спроса, росту безработицы, массовому кризису сбыта, появлению слаборазвитых и депрессивных регионов, а с другой — к открытости региональной экономики, возрастающей напряженности ресурсного обеспечения, изменчивости внешних и внутренних факторов, влиянию которых подвержена деятельность хозяйствующих субъектов региона, снижению их управляемости. Происходящие изменения потребовали разработки системы мер, с помощью которой возможно было бы оценить уровень риска развития финансовой системы на региональном уровне.

Специфичность роли, отведенной финансовой системе на региональном уровне, обуславливается тем, что субъекты финансовой системы являются связующим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов финансовой системы.

Выделение региональной финансовой системы как части финансовой системы страны обусловлено преобладанием внутренних взаимодействий в системе над внешними; ее способностью к самосохранению вследствие лабильности по отношению к внешним воздействиям. Ее границы определяются связностью — свойством взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты, основанном на необходимости согласования интересов экономических субъектов территории, а также на совместном удовлетворении общественных потребностей. Связность региональной финансовой системы проявляется в том, что решения и ресурсы одних региональных экономических субъектов затрагивают интересы и влияют на решения других экономических субъектов, одновременно порождая риски и угрозы ее развитию.

Понятие финансовой системы региона не имеет устоявшегося определения в отечественной экономической науке. Большинство ученых отождествляют его с понятием «финансы региона», под которыми понимаются денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, обеспечивающие нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения [4, ^ 137].

Мы считаем, что в приведенном определении подчеркивается системообразующая роль финансов и их влияние на производственную и социальную подсистемы региона. Исходя из этого, под финансовой системой региона мы будем понимать систему экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории. Участниками указанной системы являются государственные властные структуры, субъекты хозяйствования, население региона, вступающие в отношения по поводу формирования и расходования денежных средств. Финансовая система региона имеет «тройственную» природу, основанную на

© Дятлов Д.А., 2GG9

ТЕRRА EСONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

взаимодействии трех подсистем: государственной, муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц [3, ^ 87]. Первые две группы финансов можно отнести к категории общественных финансов, а третью разделить на две — корпоративные финансы и финансы населения. На разных стадиях развития региональных систем происходит аккумуляция и деконцентрация финансовых ресурсов в той или иной сфере. При этом образуется сложная совокупность связей, в которой каждый элемент является условием другого и обусловлен им.

Сущность и роль финансовой системы региона обусловлена выполнением ряда функций (мобилизационной, распределительной и контрольной), направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития регионов.

Таким образом, финансовая система органически необходима для обслуживания воспроизводственных процессов региональной экономики, оказывая содействие в их развитии и совершенствовании, но в то же время финансовая система экономики более чем другие отрасли подвержена влиянию различных факторов, приводящих к возникновению рисковых ситуаций.

Риск развития региональной финансовой системы — это возможная опасность отклонения от желаемого результата (которую можно измерить) при выборе субъектом финансовой системы решения из числа альтернативных в условиях неопределенности. Неопределенность в финансовой системе — это ситуации, при которых полностью или частично отсутствует информация о любых возможных состояниях экономической системы и внешнего окружения финансового субъекта [5, ^ 14].

Негативное действие факторов неопределенности заметно сильнее эффекта практикуемой в настоящее время системы мер по их нейтрализации. Скрытый механизм проявления факторов неопределенности делает его трудно поддающимся регулированию и управлению с целью ослабления отрицательного эффекта или адаптации хозяйственных процессов к его действию. Урон, наносимый этими факторами, имеет место только благодаря недооценке субъектами финансовой системы их роли в понижении хозяйственных результатов, а также отсутствию каких-либо средств количественного измерения [1, ^ 68]. В связи с этим возрастает роль комплексной многофакторной оценки риска развития финансовой системы.

Нами предлагается методика, с помощью которой возможно проведение оперативного анализа, мониторинга и прогнозирования риска развития финансовой системы с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций в регионе. Предлагаемая методика включает три этапа анализа.

Первым этапом выявления риска развития финансовой системы является дескриптивный и компаративный анализ статистических и аналитических материалов за определенный период времени, характеризующих уровень потенциала социально-экономического развития регионов.

При выборе индикаторов для информационно-методического обеспечения анализа необходимо руководствоваться следующими методологическими принципами [2, с. 201]:

— комплексностью оценки, обеспечивающей учет дифференциации всех важнейших аспектов социально-экономического положения субъектов РФ;

— системностью оценки, предполагающей учет взаимосвязей базовых показателей и использование иерархически упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;

— обеспечением максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического положения регионов;

— учетом фактора сравнительной достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

Базовыми показателями для оценки риска развития финансовой системы регионов являются:

❖ валовой региональный продукт на душу населения;

❖ инвестиции в основной капитал на душу населения;

❖ соотношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму;

❖ основные фонды на душу населения;

❖ количество кредитных организаций на душу населения;

❖ задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам на душу населения;

❖ банковские вклады (депозиты) физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченные кредитными организациями на душу населения;

МНОГОФАКТОРНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.

225

❖ банковские вклады (депозиты) юридических лиц в рублях и иностранной валюте привлеченные кредитными организациями на душу населения;

❖ доля просроченной кредиторской задолженности к общей величине кредиторской задолженности;

❖ финансовая обеспеченность региона на душу населения;

❖ удельный вес убыточных предприятий к общему числу предприятий;

❖ сальдированный результат деятельности предприятий (прибыль-убытки);

❖ налоговые поступления в бюджет на душу населения.

На втором этапе проводится многофакторная оценка риска развития финансовой системы, в результате которой мы получаем интегральный индикатор его уровня для исследуемого региона. В основу анализа положена методика построения интегрального показателя на основе представления всех исходных оценочных индикаторов в виде интервальных (дискретных) бальных оценок и последующего их суммирования по каждому характеризуемому региону (метод интервальной бальной оценки).

На третьем этапе комплексной методики производится позиционирование регионов по уровню риска развития финансовой системы и выявление проблемных регионов, отличающихся низким уровнем социально-экономического развития и высоким уровнем риска.

В результате проведенного анализа регионы ЮФО были разделены на 5 категорий, в зависимости от уровня, социально-экономического развития и уровня риска.

1-я категория — конкурентоспособные регионы с уровнем развития выше среднего и высоким потенциалом интенсивного роста. Данная зона характеризуется минимальным риском: уровень интегрального риска измеряется количеством набранных баллов в диапазоне от 40 до 36. Для регионов, входящих в данную группу, характерно устойчивое развитие финансовой системы, а также расширенный тип воспроизводства. В данную группу не вошел ни один регион ЮФО.

2-я категория — конкурентоспособные регионы со средним уровнем развития и достаточным потенциалом развития финансовой системы. Данная зона характеризуется пониженным уровнем риска: уровень интегрального риска измеряется количеством набранных баллов в диапазоне от 35 до 31 в эту группу входят регионы с уровнем развития ниже среднего, стабильным развитием финансовой системы. На основании проведенного анализа в данную группу вошел только Краснодарский край.

3-я категория — регионы с необходимым потенциалом роста и уровнем развития финансовой системы ниже среднего. Зона среднего риска: уровень интегрального риска измеряется количеством набранных баллов в диапазоне от 30 до 26, ее составляют регионы со средним уровнем развития и обладающие достаточным социально-экономическим потенциалом, а также средним уровнем риска развития финансовой системы. На основании проведенного анализа в данную группу вошли Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край, республика Дагестан.

4-я категория — регионы с низким уровнем развития финансовой системы. Зона повышенного риска: уровень интегрального риска измеряется количеством набранных баллов в диапазоне от 25 до 21, ее составляют регионы с низким уровнем развития, недостаточным социально-экономическим потенциалом, а также высоким уровнем угроз риска развития финансовой системы. В данную категорию вошли республики Адыгея и Северная Осетия Алания.

5-я категория — отставшие регионы с кризисным уровнем развития. Зона критического риска: уровень интегрального риска измеряется количеством набранных баллов в диапазоне от 20 до 15. В данную категорию вошли Республики Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Калмыкия.

Таким образом, представленная методика позволяет проводить оперативный анализ, мониторинг и прогнозирование риска развития финансовой системы региона с учетом доминирующих региональных факторов и реально сложившихся социально-экономических тенденций, а также учитывать результаты научного анализа при выработке адекватной финансовой политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букато В.И. Банки и банковские операции / В.И. Букато. — М.: Финансы и статистика,

2001. — С. 68.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

2. БуяноваМ.Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование / М.Э. Буянова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 201.

3. КлимановВ.В. Региональные системы и региональное развитие в России / В.В. Климанов. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — С. 87.

4. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление / Н.Н. Михеева. — Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. — С. 137.

5. Попов А.С. Управление внутренним кредитным риском в Российских банках / А.С. Попов // Финансы и кредит. — 2003. — № 9. — С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.