Научная статья на тему 'Финансовый фактор развития региональной экономики'

Финансовый фактор развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оджаева М. А.

В статье рассмотрено финансово-экономическое состояние Республики Калмыкия, особенности проводимых преобразований в сфере общественных финансов, проблемы и перспективы развития региональной экономики в сфере финансовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый фактор развития региональной экономики»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКТОР РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

М.А. ОДЖАЕВА,

ассистент,

Институт экономики и права, Калмыцкий государственный университет,

e-mail: margarita_odg@mail.ru

В статье рассмотрено финансово-экономическое состояние Республики Калмыкия, особенности проводимых преобразований в сфере общественных финансов, проблемы и перспективы развития региональной экономики в сфере финансовых отношений.

Ключевые слова: региональная экономика; финансовая система; бюджет; меж-бюджетные отношения; эффективное расходование бюджетных средств

Коды классификатора JEL: G18, R11, R13

С развитием рыночных отношений особое место в создании высокоэффективной экономики занимают финансы. В зависимости от государственного устройства меняются подходы к формированию бюджетов, ведется поиск наиболее эффективного способа управления государственными и муниципальными расходами. В последнее время большое значение уделяется эффективности управления и организации финансовой системой. Целью организации финансовых отношений является обеспечение роста общественного богатства, достижение которой возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода — основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая система Республики Калмыкия, которая в 2008 г. отметила свое 90-летие, является важнейшим инструментом реализации экономической политики в регионе. На повышение благосостояния и уровня жизни населения, обеспечение устойчивого роста экономики в регионе направлена Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года, программа реформирования региональных финансов на 2007-2008 гг.

Особенности географического положения, разнообразные и благоприятные климатические условия, неиспользуемые природные богатства представляют собой реальный потенциал динамичного социально-экономического развития Республики Калмыкия, возможность инвестирования и развертывания предпринимательской деятельности.

Республика Калмыкия расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного федерального округа, занимает площадь в 74,7 тыс. кв. км, что составляет 0,4% всей площади Российской Федерации. Республика имеет значительный потенциал для дальнейшего развития, но для его реализации необходимо выявить конкурентоспособные сектора его экономики и определить приоритеты их развития. В целом социально-экономическое положение республики по сравнению с Российской Федерацией и ЮФО остается сложным. На территории республики проживало по состоянию на 1 января 2007 года 287,2 тыс. человек или 0,2% всего населения России и 0,1% экономически активного населения. По данному показателю республика занимает последнее место в Южном федеральном округе. Объем валового регионального продукта за 2006 г. составляет

0,8% объема ВРП Южного федерального округа и 0,1% всего объема ВВП Российской Федерации, производится 0,34% продукции сельского хозяйства РФ, доля инвестиций в основной капитал РФ составляет 0,1%. Доля доходов бюджета республики в консолидированном бюджете РФ составила в 2006 г. 0,1% (5,1 млрд руб.), доля налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации в 2006 г. составила 0,03% или 1,2 млрд руб.

За 2003-2006 гг. объем валового регионального продукта (ВРП) Республики Калмыкия в основных ценах соответствующих лет вырос в 1,9 раза (с 6 539,5 млн руб. в 2003 г. до 12 303,1 млн руб. в 2006 г. [3]). Существенно вырос за это время показатель ВРП на душу населения — в 1,9 раза (с 22 457,2 в 2003 г. до 42 728,4 в 2006 г.). В то же время по итогам

© Оджаева М.А., 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

228

М.А. ОДЖАЕВА

за 2006 год показатель ВРП на душу населения в Республике Калмыкия ниже среднероссийского значения в 4,4 раза (42,7 тыс. руб. при среднероссийском 187,9 тыс. руб.).

Доходы консолидированного бюджета Республики Калмыкия в 2006 году составили 4 580,3 млн руб., что в 1,6 раз выросли с 2003 г. (4 050,6 млн руб.). В процентном отношении к ВРП доходы бюджета уменьшились с 2003 г. по 2006 г. в 1,6 раз и составили в 2006 г. — 37% , в 2005 г. — 39 %, в 2004 г. — 63 %, в 2003 г. — 62%. Расходы консолидированного бюджета Республики Калмыкия с 2003 г. по 2006 г. выросли в 1,2 раза с 3 858,8 млн руб. до 4 645,6 млн руб. соответственно. При этом, в процентном отношении к ВРП расходы бюджета Республики Калмыкия уменьшились с 2003 г. по 2006 г. в 1,5 раза. Так, расходы бюджета региона в 2003 г. составляли 59%, в 2004 г. — 56%, в 2005 г. — 45%, в 2006 г. — 38%. Соотношение расходов бюджетов субъектов Федерации в суммарном объеме ВРП по отдельным субъектам сильно колеблется: Самарская область — 12,6%, Красноярский край — 13,4, Ингушетия — 72,1%, что, по мнению профессора Батурина Л.А. является признаком высокой дотационности бюджета [1, с. 195]. Бюджет республики можно охарактеризовать как социально-ориентированный. Более половины общего объема расходов направляются на реализацию социально-культурных мероприятий. Следует признать, что сбалансированность бюджета, как и во многих других дотационных регионах, достигается за счет уменьшения бюджетных расходов, по сравнению с требуемыми объемами. По мнению профессора Ковалева В.В., «дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит» [4, с. 207]. В 2005 г. консолидированный бюджет республики исполнен с дефицитом в размере 548,0 млн руб. или более 5% ВРП, в 2006 г. дефицит составил 65,3 млн руб. и не превышает 0,5% ВРП.

Проводимые в последние годы преобразования в сфере общественных финансов Республики Калмыкия привели к некоторым положительным сдвигам. Главной стратегической задачей бюджетной политики Республики Калмыкия на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В 2006 году впервые был сформирован реестр расходных обязательств республиканского бюджета, который позволил разделить действующие и принятые бюджетные обязательства. Реализован первый этап процесса «монетизации» льгот. В рамках реализации административной реформы составлены первые доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти. Сформирована нормативно-правовая база по составлению, исполнению и контролю за эффективностью реализации республиканских и ведомственных целевых программ. Формализованы методики расчетов межбюджетных трансфертов. Осуществлен полномасштабный переход на кассовое обслуживание бюджетов органами Федерального казначейства. Существенно пересмотрена структура органов исполнительной власти, в результате которой в 2007 году количество органов исполнительной власти уменьшено с 33 до 19. Оптимизирована структура государственного долга путем замены краткосрочных коммерческих кредитов на выпуск среднесрочных государственных ценных бумаг. В целях оптимизации структуры доходной части бюджета консолидированы поступления от оказания бюджетных услуг. В республике впервые был сформирован трехлетний бюджет на 2009-2011 гг.

Одной из проблем некачественного прогноза доходной части республиканского бюджета является отсутствие должного взаимодействия между органами исполнительной власти федерального и республиканского уровней. Так, имея все полномочия по осуществлению бюджетной и налоговой политики в республике, Минфин Республики Калмыкия не располагает достаточным объемом информации, находящейся в ведении Управления ФНС РФ по Республике Калмыкия и Управлении федерального казначейства по Республике Калмыкия. В частности о состоянии недоимки, включенной в расчет прогноза поступлений, взыскание которой оказалось практически невозможным, так как большей частью это задолженность прекративших на территории республики свою деятельность предприятий-нерезидентов. Информация о сумме поступивших налогов и сборов в бюджетную систему региона, а также о доходообразующих предприятиях, формирующих бюджет республики, остается «закрытой» для органов государственного финансового контроля.

Решение основных проблем, связанных с высокой дотационностью республики и значительным дефицитом бюджета, невозможно без повышения эффективности расходова-

ФИНАНСОВЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

229

ния бюджетных средств и совершенствования межбюджетных отношений в республике. Важной задачей бюджетной и налоговой политики в республике является финансовое обеспечение сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Существенная роль в этом процессе принадлежит бюджетам муниципальных образований (местным бюджетам). Местные бюджеты, являясь низовым звеном, представляют собой фундамент, от укрепления которого во многом зависит прочность и надежность всей бюджетной системы Российской Федерации. Принципы организации местного самоуправления в республике определены Законом Республики Калмыкия «Об организации местного самоуправления в Республике Калмыкия». В настоящее время в республике насчитывается 128 муниципальных образований, из которых 112 имеют статус сельских поселений, 2 — городских поселений, 13 — муниципальных районов и 1 — городского округа. Основная часть расходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия формируется в бюджете республики. Общий объем расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете республики Калмыкия составляет по данным 2006 г. — 10%. Формирование доходной части большинства местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а за счет безвозмездных поступлений из бюджета республики Калмыкия. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает. Такая ситуация характерна для всей бюджетной системы Российской Федерации. В этих условиях важным ориентиром региональной политики становится укрепление финансовой основы органов местного самоуправления. В республике активно ведется законотворческая работа, направленная на повышение заинтересованности органов местной власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных доходов. Эти цели преследуют и принятые законы «О межбюджетных отношениях в Республике Калмыкия», а также ежегодно принимаемые законы о бюджете республики на следующий год, другие нормативные правовые акты в бюджетно-налоговой сфере. По мнению многих авторов, необходима разработка критериев оценки эффективности межбюджетных трансфертов. Так, например, по мнению Завьялова Д.Ю., как и иные расходы бюджета, все виды меж-бюджетных трансфертов могут быть оценены на предмет их социальной эффективности [2, с.14].

Для повышения развития региональной экономики необходимо усилить внимание к достоверности перспективного бюджетного планирования, повысить эффективность работы органов исполнительной власти как федерального, так и республиканского уровней; разработать стандарты качества предоставления бюджетных услуг, систему оценки эффективности бюджетных расходов, в том числе в сфере межбюджетного регулирования. На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос подготовки комплекса мер по увеличению собственной ресурсной базы бюджета за счет увеличения поступлений налогов и неналоговых доходов при сокращении недоимки по платежам, мобилизации средств от продажи земельных участков и акций предприятий, находящихся в собственности Республики Калмыкия, рационального и эффективного управления государственной и муниципальной собственностью.

Для эффективной реализации вышеперечисленных направлений бюджетной политики в республике необходимы новые стандарты управления государственными финансами для дальнейшего повышения уровня социально-экономического развития республики, переход к которым необходимо проводить в соответствии с уже накопленным опытом других субъектов Российской Федерации и с учетом своих региональных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурин Л.А. Финансы в системе государственного и муниципального управления: учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — С.195.

2. Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы. — 2008. — № 3. — С. 14.

3. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2007; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007.

4. Ковалев В.В. Финансы: учебник. — 2-е изд. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. С. 207.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.