6/2013
форм, вступающих в частичную кооперацию друг с другом, частично конфликтующих между собой, но выполняющих взаимодополняющие и компенсаторные по отношению друг к другу функции. Риторика государственных деятелей по отношению к сельскому хозяйству стала включать призывы создания равных возможностей и условий для функционирования различных по своей природе экономических агентов -сельхозпредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения [6, с. 33].
Республика Бурятия является преимущественно аграрным регионом, поэтому сельскохозяйственное производство должно относиться к приоритетному направлению социальноэкономического развития наряду с промышленным производством. Общеизвестно, что степень развитости сельских территорий, их инфраструктура еще в советский период зависели во многом от сельскохозяйственных организаций. Соответственно мы можем утверждать, что улучшение социального самочувствия сельского населения станет возможным при развитии аграрного сектора, способного обеспечить основные социальные потребности и блага, присущие обществу XXI в. Государство должно максимально повернуться в сторону села и способствовать институциональным преобразованиям. Наличие приоритетного национального проекта, направленного на развитие АПК, замечательно, но если обратиться к народнохозяйственным функциям села, то нужно комплексное взаимодействие различных государственных структур при проведении институциональных преобразований, например, в культурной сфере или в системе здравоохранения и т.д. Естественно, нельзя отказаться от участия бизнеса, крупного, среднего и малого, в развитии сельских территорий. Ранее нами была упомянута недостаточность финансовой и консультационной помощи. Поэтому для развития бизнеса необходима организация четко налаженной системы льготного кредитования и налогообложения для сельских бизнесменов, а также системы консультацион-
ной помощи, поскольку подчас для сельских жителей не хватает образования, знания законов, собственных прав.
Литература
1. Гудков Л., Дубин Б. Сельская жизнь: рациональность пассивной адаптации // Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. - М.: Новое издательство, 2008. - С. 192-218.
2. Естественное движение населения Республики Бурятия: стат. сб. №02-03-04. - Улан-Удэ, 2011. - 56 с.
3. Жалсанова В.Г. Влияние институциональной трансформации агропромышленного комплекса (АПК) на социальное самочувствие сельского населения Бурятии // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сб. науч. тр.: в 2 ч. - Улан-Удэ, 2011. - Ч.1. - С. 115-118.
4. Жалсанова В.Г. Социальное самочувствие сельской бурятской интеллигенции в современном российском социуме // Интеллигенция и проблемы национальных отношений: материалы VII Междунар. науч. конф. «Байкальская встреча», 16-18 сентября 2008 г. - М., Улан-Удэ, 2008. - Т.1. - С. 165-171.
5. Калугина З.И. Депривация сельских сообществ в условиях несостоятельности сельскохозяйственных предприятий // Регион: экономика и социология. - 2007. - №1. -С. 186-198.
6. Калугина З.И., Фадеева О.П. Российская деревня в лабиринте реформ: социологические зарисовки. - Новосибирск, 2009. - 340 с.
7. Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения. -Новосибирск, 1979.
8. Эфендиев А.Г., Болотина И.А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа // Мир России - 2002. - №4 - С. 83125.
9. Окончательные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. - [Электронный ресурс]. -URL: http://burstat.gks.ru/vshp_predv/vshp/2006/.
Жалсанова Валентина Гурожаповна, кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Zhalsanova Valentina Gurozhapovna, candidate of sociological sciences, associate professor, senior researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.356.2 (571.54) Л.И. Уханаева
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
В данной статье рассматриваются проблемы многодетных семей и роль государства в их решении, предложены меры оптимизации государственной поддержки с целью снижения иждивенчества.
Ключевые слова: многодетные семьи, многодетность, социальные иждивенцы, семьи, дети, государственная поддержка, поддержка семей.
L.I. Ukhanaeva
LARGE FAMILY IN MODERN CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
This article deals with the problems of large families and the role of government in their solution, the measures of improvement the state support are proposed in order to reduce dependency.
Key words: large families, families with many children, social dependents, families, children, government support, support of families.
Актуальность темы вызвана интересом к роли и месту государства в решении социальных проблем многодетных семей. В 1990-е гг. демографическая обстановка в России сильно ухудшилась. Как известно, основными причинами были неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне. С тех времен в новом поколении сложилась установка на малодетные семьи. А это чревато негативными последствиями для России, так как не происходит простого замещения поколений.
Надо отметить, что экономическая ситуация начала стабилизироваться, что несомненно сказывается и будет сказываться в дальнейшем на рождаемости и детности семьи. Но немаловажным является отношение государства и общества к многодетности. Еще недавно считалось, что многодетные семьи не приемлемы в нестабильных экономических условиях. Эти ячейки общества нередко расценивались как «социальные иждивенцы», хотя их льготы незначительные. Именно они имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни.
До сих пор в обществе считается, что многодетная семья - скорее как исключение из правил, как явление из ряда вон выходящее, и отношение к ним складывается соответствующее. Не секрет, что современная семья переживает кризис. Одними из проявлений этого кризиса являются падение рождаемости, появление большого числа бездетных семей, резкое сокращение количества многодетных семей. Законодательно установлено, что многодетной семья считается, когда в ней трое детей. Так, «порог» многодетности был снижен: раньше государство считало многодетными семьи с пятью и более малышами.
Множество факторов влияет на сокращение числа многодетных семей. Надо заметить, что именно многодетные семьи являются главным демографическим ресурсом нашей страны. Хотя бы поэтому государство должно было уделять им пристальное внимание.
С недавних пор после объявления президентом Российской Федерации о всяческой под-
держке семей, которые улучшают демографическую ситуацию, многодетность стала даже модной. Радует то, что это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей.
Таким образом, президентом РФ был подписан закон, согласно которому граждане с тремя и более детьми получают право на бесплатное приобретение, в том числе для индивидуального строительства, земельных участков. На уровне субъектов также утверждаются законы, постановления о поддержке многодетных семей.
Законы, постановления принимаются, но исполняются неэффективно, некачественно. Поэтому многодетная семья с хорошим достатком и хорошими моральными устоями - это, скорее всего, исключение из правил. А правила в основном гласят следующее: все многодетные семьи могут быть разделены на три категории [1]:
- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными «предписаниями», культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченно-стью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья;
- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.
В случае утраты родительского попечения их судьбу трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную
6/2013
проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Следовательно, государственная поддержка многодетных семей должна представлять комплекс мер социального и экономического характера, обеспечивающих семье и каждому ее члену полноценное функционирование, включающих в себя меры реабилитационного, профилактического и экономического характера. В связи с этим актуальность представленной темы заключается в анализе тех факторов, которые обеспечивают переход многодетной семьи из объекта в полноценный субъект взаимодействия с теми организациями, которые оказывают ей конкретные виды поддержки.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества
- от беднейшего крестьянства до дворян. Это обусловливалось традициями, религиозными «предписаниями», культурно-идеологическими позициями. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к ним. Это можно сказать и о бурятских семьях, где также многодетность расценивалась как норма. Дети в семьях, которых происходила утрата родительского попечения, воспитывались родственниками, независимо от числа собственных детей.
В настоящее время картина сильно изменилась, многодетность возникает в основном в трех случаях: 1) сознательная многодетность в семьях, где крепки семейные или религиознонациональные традиции; 2) рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей; 3) неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством получения материальной и натуральной помощи.
В первом и во втором случаях в современных условиях процент возникновения многодетных семей очень низкий. Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.
В основном общество привыкло сталкиваться с третьим случаем возникновения многодетной семьи. В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус. Многодетность в таких семьях или случайная, или намеренная (из-за получения на детей пособий, льгот), т.е. иждивенческая. В современных условиях эта семья законами поставлена в положение объекта, у которого не выясняют потенциал самостоятельного преодоления возникших трудностей. Отсутствуют ориентация и установка на диалог между такой многодетной семьей и органами социальной защиты по совместному определению предоставления поддержки, что обеспечило бы существенное возрастание потенциала самостоятельного разрешения проблем. Такому взаимодействию в большинстве случаев не учат ни саму семью, ни тех специалистов, которые работают с ней.
При этом большинство этих семей ориентируется на то, что отпускаемые на эту деятельность средства должны постоянно возрастать. Помощь и поддержку они должны получать, независимо от их внутреннего потенциала. Не возникает у них и установки на постоянный поиск внутренних резервов самостоятельного решения проблем материального, психологического и иного порядка. Следовательно, необходимо существенно изменить существующее законодательство и сам порядок взаимодействия с многодетными семьями при оказании им конкретных видов поддержки.
Проблемами многодетных семей могли бы заниматься как социальные службы, так и общественные организации. Попечительские советы, созданные в микрорайонах совместно с социальными работниками, могли бы выявить конкретные нужды каждой многодетной семьи и оказать адресную помощь.
Возникает необходимость специального социологического анализа тех противоречий в осуществлении государственной поддержки, вызывающих социальное иждивенчество в мно-
годетных семьях в условиях полиэтнического региона (на примере Республики Бурятия). Должны приниматься меры, направленные на осуществление эффективной поддержки многодетных семей на основе разработанных планов социальной реабилитации, обеспечивающей восстановление самостоятельности в разрешении возникающих проблем. Кроме того, в связи с появлением новых форм собственности социальной инфраструктуры и изменением менталитета значительной части общества появилась возможность кардинально видоизменить структуру поддержки многодетных семей в целях снижения иждивенчества. Это требует выработки новых подходов к решению вышеуказанных проблем, поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации, а также разработки научных исследований в этой области.
Так, в Республике Бурятия действует закон 1810-111 от 06.07.2006 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия», в котором предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в размере 150 р.;
2) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей для детей из многодетных семей в возрасте до шести лет;
3) первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования;
4) первоочередное предоставление льготных путевок в детские оздоровительные лагеря, санатории, детские оздоровительные площадки детям - учащимся общеобразовательных учреждений в возрасте до 15 лет;
5) бесплатное посещение один раз в месяц детьми государственных театров Республики Бурятия;
6) бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, приемным семьям, имеющим трех и более детей;
7) семьи, в которых одновременно родилось трое и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления субсидий на приобретение жилых помещений за счет средств республиканского бюджета из расчета 18 м2 общей площади жилья на
каждого члена семьи и средней рыночной стоимости одного м2 общей площади жилья по Республике Бурятия, устанавливаемой федеральным законодательством;
8) семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные нуждающимися в жилом помещении, имеют право постановки на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия;
9) семьи, имеющие шесть и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилых помещений за счет средств республиканского бюджета из расчета 11 м2 общей площади жилья на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте до восемнадцати лет и средней рыночной стоимости одного м2 общей площади жилья по Республике Бурятия, устанавливаемой федеральным законодательством [2].
В Республике 13 381 многодетная семья, пользующаяся государственной поддержкой [3]. Смогли улучшить свои жилищные условия 36 многодетных семей, и 70 семей стоят в очереди на улучшение. Безусловно, жилищная проблема оказывает огромное влияние на развитие ребенка в многодетной семье. Внутрисемейное отношение в стесненной обстановке приводит к частым конфликтам, что создает напряженную атмосферу, вызывающую у детей тревогу и даже психологический дискомфорт.
Также необходимо отметить наиболее важную проблему многодетных семей - материальную. Ведь не секрет, что с появлением очередного ребенка доходы семьи уменьшаются, т.е. делятся пропорционально на каждого члена семьи. Естественно, все остальные проблемы являются следствием этой, главной.
С 2013 г. в нашей стране появилось новое ежемесячное пособие. Оно выплачивается на третьего и последующего ребенка. Это еще один шаг к тому, чтобы поправить демографическую ситуацию в России. Пособие будет выплачиваться в тех регионах, где не происходит положительной динамики рождаемости.
Размер пособия, или дотации, составит около 7000 р. Данная сумма будет немного отличаться в регионах. Связано это с тем, что размер выплаты должен будет равняться размеру мини-
6/2Q1 3
мального прожиточного минимума каждого региона.
Данное пособие будет выплачиваться, как уже отмечено выше, на каждого третьего и последующего ребенка в течение первых трех лет их жизни, то есть до исполнения ребенком 3 лет. Но наша Республика не попадает под действие этого закона, следовательно эти пособия не будут выплачиваться, так как показатели рождаемости ежегодно увеличиваются в пределах 5-10%.
Численность населения Республики Бурятия по данным Госкомстата России составляет 971 810 чел. Плотность населения - 2,77 чел/км2. Численность многодетных семей увеличилась по сравнению с предыдущим годом всего на 7%. И если рассматривать плотность населения, то как раз у нас и наблюдается демографический кризис.
К тому же в Республике Бурятия не действует указ президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» по предоставлению скидки не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Необходимо в нашем регионе усовершенствовать работу по привлечению различных организаций и служб: социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования для помощи многодетной семье в соот-
ветствии с ее нуждами и потребностями. Одновременно социальный работник обязан координировать деятельность всех организаций и служб, чтобы избежать дублирования или недостаточного внимания к отдельной многодетной семье.
Следует отметить, что на сегодняшний день, накопленный практический опыт по организации работы с многодетными семьями пока не нашел своего применения по многим причинам и в первую очередь по материальным.
Литература
1. Девицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. -М.: Владос-пресс, 2006. - 325 с.
2. Закон Республики Бурятия от № 1810 -III от 06.07.2006 (ред. от 14.11.2012) «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия». -[Электронный ресурс]. - URL: consultant.ru (дата обращения 25.03.2013).
3. Текущий архив Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения. -Информация о выполнении мероприятий по реализации Плана действий Правительства Республики Бурятия Республиканским государственным учреждением «Центр социальной поддержки населения» МСЗН Республики Бурятия на 01.03.2013 г.
Уханаева Людмила Иосифовна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Ukhanaeva Ludmila Iosifovna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 004.738.5 - 057.87 В.С. Иванова, А.Н. Древаль
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СТУДЕНЧЕСКУЮ МОЛОДЕЖЬ: ОЦЕНКИ ПЕВОКУРСНИКОВ
На основе анализа результатов опроса студентов рассматриваются основные мотивы их обращения к Интернету, а также представлены их предпочтения относительно опосредованного общения в on-line сетях и их оценки Интернет-зависимости.
Ключевые слова: всемирная паутина, мотивы обращения к Интернету, интернет-зависимость.
V.S. Ivanova, A.N. Dreval THE INTERNET INFLUENCE ON STUDENTS YOUTH: FRESHMEN EVALUATIONS
Principal motives for students resorting to the Internet are considered basing on the results of their opinion poll, their preferences concerning mediated on-line communication and their evaluation of the Internet dependence.
Key words: World Wide Web, motives for resorting to the Internet, the Internet dependence.
В последнее время ведется много споров о сти тех, кто использует его в практической или
значении Интернета в жизни людей и в частно- учебной деятельности. Особое влияние Интер-