Научная статья на тему 'Система социально-экономической поддержки семей с детьми в современных условиях (на примере Республики Бурятия)'

Система социально-экономической поддержки семей с детьми в современных условиях (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1357
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОСОБИЯ / ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / АДРЕСНОСТЬ / SYSTEM / SOCIAL AND ECONOMIC STATE SUPPORT / BENEFITS / POLICIES / FAMILY WITH CHILDREN / TARGETENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Уханаева Людмила Иосифовна

В данной статье рассматривается эффективность социально-экономической поддержки семей с детьми (на примере Республики Бурятия) и предложены меры по ее оптимизации с целью повышения социально -экономической активности семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Уханаева Людмила Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SOCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN IN MODERN CONDITIONS (ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

This article considers the effectiveness of social and economic support for families with children (on the example of Republic of Buryatia) and suggests some measures for its optimization in order to improve the social and economic activities of families.

Текст научной работы на тему «Система социально-экономической поддержки семей с детьми в современных условиях (на примере Республики Бурятия)»

2. Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.06.2011 №290 «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Бурятия до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Степанов С. Психология достатка. - СПб.: Питер, 2001. - С. 28.

Чукреев Петр Александрович, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: chykreev00@mail.ru.

Дэбэева Туяна Базаржаповна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социальных технологий Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: debeevatuyana@mail.ru.

Chukreev Petr Aleksandrovich, doctor of sociological science, professor, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: chykreev00@mail.ru. Debeeva Tuyana Bazarzhapovna, candidate of sociological science, senior lecturer, department of social technology, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: debeeva-tuyana@mail.ru.

УДК 323 (571.54) © Л.И. Уханаева

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)

В данной статье рассматривается эффективность социально-экономической поддержки семей с детьми (на примере Республики Бурятия) и предложены меры по ее оптимизации с целью повышения социально -экономической активности семей.

Ключевые слова: система, социально-экономическая, государственная поддержка, пособия, политика, семья с детьми, адресность.

L.I. Ukhanaeva

THE SYSTEM OF SOCIAL AND ECONOMIC SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN

IN MODERN CONDITIONS (ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)

This article considers the effectiveness of social and economic support for families with children (on the example of Republic of Buryatia) and suggests some measures for its optimization in order to improve the social and economic activities of families.

Key words: system, social and economic state support, benefits, policies, family with children, targeteness.

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность - арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. Обостренным интересом является роль и место государства в решении социальных проблем семей с детьми.

Переход нашей страны к рыночной экономике был осуществлен с большими издержками. Поэтому возникла необходимость в формировании и проведении социально-экономической политики. Государство в ней усилило акцент не только на социальной адаптации, но и на создании устойчивых компенсационных механизмов,

обеспечивающих защиту и выживание семей с детьми.

Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленная Законом о пособиях 1995 г., в совокупности с другими социальными гарантиями, в том числе выплатами социального характера, социальным обслуживанием семьи и различного рода льготам семьям с детьми, формирует систему социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства и призвана обеспечить прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. В понятие экономической поддержки входит комплекс определенных мер и приемов, носящих законодательный и исполнительный характер и закрепленных в Федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Прави-

14/2012

тельства и других нормативно-правовых документах.

Следовательно, социально-экономическая поддержка семей с детьми представляет собой меры, действие которых закреплено и регулируется соответствующим законодательством. Такая поддержка должна быть направлена на эффективное обеспечение жизнедеятельности института семьи с детьми, на охрану от внешних неблагоприятных воздействий (поддержка достойного существования в кризисных ситуациях: безработица, стихийные бедствия и т.д.).

Цель данной работы - оценить эффективность, действующих мер социальноэкономической поддержки семей с детьми (на примере Республики Бурятия) и предложить меры по их оптимизации с целью повышения жизненного уровня, социально-экономической активности семей с детьми.

Современная семья с детьми самими законами поставлена в положение объекта, у которого не выясняют потенциал самостоятельного преодоления возникших трудностей и не повышают его в процессе умелого использования получаемых от государства средств. Отсутствует ориентация и установка на диалог между семьей и органами социальной защиты по совместному определению содержания, размеров, срока предоставления такой социально-экономической поддержки, которая обеспечит существенное возрастание потенциала самостоятельного разрешения имеющихся у семьи с детьми проблем. Такому взаимодействию в большинстве случаев не учат ни саму семью, ни тех специалистов, которые работают с ней.

В результате возникают большие проблемы в экономической составляющей социальной поддержки. Большинство семей ориентируются на то, что отпускаемые на эту деятельность средства должны постоянно возрастать. При этом помощь и поддержку должны получать все семьи в разных размерах, независимо от их материального положения. Естественно, что такой подход ставит государство, местную власть в ситуацию, когда определенная часть населения, имеющая низкие доходы, будет всегда недовольна размерами получаемой помощи, а отпускаемые на эти нужды бюджетные средства не могут бесконечно возрастать.

Негативные психологические последствия заключаются в том, что у значительной части населения превалирует, как показали исследования, ориентация на постоянные требования к федеральной, местной власти,

предприятиям по увеличению размеров пособий, льгот, субсидий. Не возникает установки на постоянный поиск внутренних резервов самостоятельного решения семьей периодически возникающих у нее проблем материального, психологического и иного порядка. Следовательно, необходимо существенно изменить существующее законодательство и сам порядок взаимодействия с семьей, имеющей детей при оказании ей конкретных видов социально-экономической поддержки.

В государственное социальное обеспечение семей с детьми входит государственная материальная поддержка материнства, отцовства и детства, семей с детьми. Она включает выплату государственных пособий гражданам, имеющих детей. Пособие представляет денежную выплату, назначаемую на определенный срок с целью возмещения временно утраченного заработка или оказания материальной помощи в признанных социально значимыми случаях [1].

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не велики. Пособия этого вида являются минимальной экономической поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий является местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. С учетом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия, все же, являются «подпиткой» для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Они же, т.е. пособия распространяются и на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребенка в нынешних социально-политических условиях.

Следует подчеркнуть, что также компонентом социального обеспечения семей с детьми являются компенсации или денежные выплаты, которые назначаются для дополнительной материальной поддержки в признанных социально значимых случаях не зависимо от источников дохода. К таким, например, относится компенсация части родительской платы за содержание детей в детских садах. Она назначается всем родителям

(в размере 20% - на первого ребенка, 50% -на второго ребенка и 70% - на третьего ребенка) дети, которых, посещают детские сады. В Республике Бурятия выплата такой компенсации за 2011 г. составила в среднем 298,4 рублей в месяц на одного ребенка. Численность детей, воспользовавшихся этой выплатой в 2011 г. - 36 939 человек, из которых реально нуждались в помощи (т.е. доходы их семей были ниже прожиточного минимума) 16 693 человека [2].

Такая гарантированная обеспеченность, пусть даже, на невысоком уровне иногда снижает мотивацию к активной человеческой деятельности. Любое социальное благо, которое защищает человека от трудностей, можно считать средством, помогающим его существованию, но в тоже время оно ослабляет его желание самостоятельно решать свои проблемы.

Главный недостаток действующей системы в том, что существуют социальные пособия и компенсации, выполняющие функцию социальной помощи, которые назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, безадресно. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включая косвенные (бесплатные или льготные услуги), получает значительная часть граждан России, хотя реально нуждаются в них, прежде всего, граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные размеры пособий и социальных выплат остаются очень низкими. Для обеспеченных населения такие социальные выплаты не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты.

Таблица 1

Динамика численности получателей компенсации части родительской платы за содержание детей

в детских садах по Республике Бурятия [3]

Наименование вида выплаты Численность получателей

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях. 27 909 29 303 31 221 34 048 36 939

Из этой таблицы видно, что численность получателей растет. Значит, и растет сумма, осваиваемых бюджетных средств. Появляется все больше желающих получать помощь от государства.

Вместе с тем, объектами государственной поддержки должны являться не все и не любые типы семей, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кризисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах, в особенности на детях. Социально -экономическая поддержка должна быть направлена на конкретные семьи, испытывающие те или иные кризисы, другими словами она должна быть адресной.

Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям государственной поддержки типологии семей с детьми, то есть четкого определения того, какие именно семьи нуждаются в поддержке со стороны

государства. Формы государственной социально-экономической поддержки зависят от проблем, которые требуют разрешения в целях стабилизации семей с детьми и их выхода из кризиса. Они могут быть не только экономическими, но и психологическими, медицинскими, образовательными и др.

Реализация государственной системы социально-экономической поддержки семей с детьми должна обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых категорий семей с детьми, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем и нуждающихся в государственной поддержке.

На основании вышесказанного, необходимо рассмотреть меры по оптимизации системы социально-экономической поддержки семей с детьми на основе программы целевого управления. Задачи программы должны состоять в том, чтобы было как можно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные пути и средства достижения конечной цели - формирования

14/2012

системы социальных пособий и компенсационных выплат, обеспечивающей адресную помощь.

Для достижения этой цели в числе важнейших предстоит реализовать следующие меры в области поддержки семьи: совершенствование системы государственных социальных, экономических гарантий поддержки благосостояния семей с детьми; государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей; развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных, и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям; стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализации мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств.

В ходе реформирования действующей системы социальных пособий и других выплат предстоит решить следующие задачи:

1) повысить обоснованность предоставляемых социальных выплат с точки зрения их адресной направленности;

2) определить степень участия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении мер по материальной поддержке малообеспеченных семей с детьми;

3) усилить роль страховых принципов предоставления социальных выплат;

4) обеспечить эффективный учет и контроль за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами [4].

Анализируя вышесказанное, надо отметить, что социально -экономическая поддержка должна предоставляться наиболее нуждающимся в ней семьям с детьми. Обоснованное определение адресатов такой поддержки возможно при наличии четко определенных целей с учетом имеющихся ресурсов. Основным содержанием мер в системе социально -экономической поддержке населения является усиление адресности поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. Предстоит упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем, чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.

Литература

1. А.Н. Аверин Государственная система социальной защиты населения. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

2. Текущий архив Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» -отчет «О расходах бюджета Республики Бурятия по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детских садах» за 2011 г. и базы данных получателей ежемесячного пособия на ребенка.

3. Текущий архив Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» -отчеты «О расходах бюджета Республики Бурятия по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детских садах» за 20072011 гг.

4. Постановление Правительства РФ от 26.02.1997 N 222 / О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг. [Электронный ресурс] // alppp.ru> postanovlenie.. .rf-ot-26-02-1997-222.html.

Уханаева Людмила Иосифовна, магистр, г. Улан-Удэ, e-mail: uhanaeval@rambler.ru.

Ukhanaeva Ludmila Iosifovna, undergraduate, Ulan-Ude, e-mail: uhanaeval@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.