Научная статья на тему 'Многоаспектность изучения иконы как проблема общекультурного образования'

Многоаспектность изучения иконы как проблема общекультурного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
358
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрамова Л. В.

Учитывая актуальность проблем духовного развития современного общества и возможности новых форм воспитания и образования, автор обосновывает необходимость включения в учебные программы школ и вузов расширенных тем по истории религии, русской религиозной философии, религиозному искусству. В статье рассматриваются различные подходы ученых и богословов к изучению иконы. Особое внимание уделяется семиотическому подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiaspect Approach to Icon Study as a Problem of Common Cultural Education

Taking into account the actuality of problems concerning the modern society intellectual development and the potential of new forms of upbringing and education, the author proves the necessity to include more comprehensive subjects on history of religion, Russian religious philosophy, religious art in syllabi of schools and higherschools. The article contains various approaches of scholars and theologians to icon study. Special attention is paid to the semeiotic approach.

Текст научной работы на тему «Многоаспектность изучения иконы как проблема общекультурного образования»

№ 1, 2006

тому служат россииские исследования и практические деИствия высшеИ школы в этом направлении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: http://www.mediaeducation.ru

2 Media Education (1984). P. UNESCO, 211.

3 См.: Шульц Л. Язык интуиции / Л. Шульц. М., 2002. С. 230.

4 См.: Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационнокоммуникационных технологии / М. Карпенко // Альма матер (Вестн. высш. шк.). 2004. № 6. С. 8.

5Достоевский Ф. М. Об искусстве / Ф. М. До-стоевскиИ. М., 1973. С. 93.

6 См.: Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. СухомлинскиИ. 4-е изд. М., 1982. С. 172.

7 Толстой Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой. М., 1898. С. 126.

8 Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. М., 1915.

9 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 397.

10 См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994. С. 247.

11 Словарь синонимов : справ. пособие. Л., 1976. С. 73.

12 См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 95.

13 См.: Митин А. Рефлексивно-игровая технология обучения / А. Митин // Высш. образование в России. 2003. № 4. С. 89.

14 См.: Бондаренко Е. А. Состояние медиаобразования в мире / Е. А. Бондаренко, А. А. Жу-рин // Педагогика. 2002. № 3. С. 88.

Поступила 11.04.05.

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИКОНЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. В. Абрамова, докторант кафедры культурологии МГУ им. Н. П. Огарева

Учитывая актуальность проблем духовного развития современного общества и возможности новых форм воспитания и образования, автор обосновывает необходимость включения в учебные программы школ и вузов расширенных тем по истории религии, русской религиозной философии, религиозному искусству. В статье рассматриваются различные подходы ученых и богословов к изучению иконы. Особое внимание уделяется семиотическому подходу.

Исторический процесс характеризуется не только возникновением в различных областях человеческой деятельности новых предметов и явлений, требующих своего изучения, но и формированием иных подходов к осмыслению уже имеющихся феноменов. Один из таких феноменов представляет собой религиозная культура, между тем ученые, педагоги приходят к выводу, что религию — этот огромный пласт, на протяжении столетий составлявший органическую часть духовной жизни русского народа, — невозможно игнорировать уже по той простой причине, что без нее будет неполным представление о жизни наших предков, о наших корнях, нашей истории. В настоящее время в условиях возрастающего интереса населения к религии изучение различных ее проявлений тем более актуально.

К сожалению, поколение середины — второй половины XX в. воспитывалось на атеистических позициях, поэтому и оно само, и современная молодежь имеют смутное представление об истории религии, религиозных учениях, трудах наиболее известных богословов и религиозных философов, религиозном искусстве. Этот пробел педагоги могут ликвидировать, включая соответствующие темы в планы учебных занятий, используя новые формы внеучебной работы со школьниками и студентами (экскурсии, диспуты, круглые столы). Обширное поле деятельности открывается и для современных ученых, поскольку многие явления религиозного характера до сих пор ждут своих исследователей.

Русская иконопись, пока не получившая должного внимания ни в науке, ни в © Л. В. Абрамова, 2006 81

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

образовании, также принадлежит к числу недостаточно полно изученных областей, хотя предметом внимания она стала уже давно: ей посвящали свои труды и речи многие известные философы, писатели, искусствоведы прошлого. Поскольку икона имеет двойственную природу (с одной стороны, она — священный предмет, раскрывающий догматическое учение церкви, а с другой — предмет искусства, живописное произведение), то и изучали иконопись в основном с двух позиций: священники и богословы — с вероучебной, искусствоведы — с эстетической. Единого, комплексного, подхода к ее исследованию до сих пор нет.

Вопросы о христианском Божестве и его воплощении в иконе в соответствии со Священным Писанием поднимали Иоанн Дамаскин, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, дьяк Иван Висковатый и др. Активное внедрение в XVIII в. в иконографическую практику принципов светской живописи стало причиной изучения изобразительно-выразительной стороны иконописи. Появились защитники иконописных новшеств в лице Иосифа Владимирова и Симона Ушакова и их противники. В XIX в. выходят обобщающие, капитальные труды Д. А. Ровинского, И. Е. Забелина, Н. В. Покровского, Н. П. Кондакова, посвященные иконографии. Позднее изучением иконы занимались Д. В. Айналов, Я. И. Смирнов, М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, обратившие внимание на эстетическую ценность икон как предметов искусства.

В числе современных исследователей византийской и древнерусской иконописи следует назвать Г. В. Вагнера, изучающего канон и стиль древнерусской иконописи, В. В. Бычкова, пытающегося определить духовно-эстетические основы русской иконы, Б. А. Успенского, занимающегося семиотикой иконы. В 1993 г. вышел сборник «Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв.», отразивший основной спектр мнений и богословско-эстетических аргументов мыслителей различных эпох по

основным проблемам иконописания. В последние годы были изданы работы, посвященные как общим, так и частным вопросам иконописания и иконопочита-

ния1.

Особое место среди исследователей русской иконы занимает Е. Н. Трубецкой. Философ дал первое и до сегодняшнего дня единственное ее толкование как культового предмета, имеющего и художественную, и историческую ценность, раскрыл нравственно-философскую основу иконных образов и сюжетов. В отличие от своих современников С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского он не только рассмотрел отдельные важные вопросы иконографии, но и подошел к иконе как к произведению, имеющему живую душу, в котором заложены мироощущение, понимание жизни и сама жизнь русского человека. Социальное служение иконы, этический и философский смысл ее образов — такова предметная область исследований Е. Н. Трубецкого, посвященных иконописи.

Семиотика иконы до настоящего времени не стала объектом внимания ученых. Можно назвать лишь несколько работ, касающихся данной темы: это статьи Б. А. Успенского, в которых впервые ставятся семиотические проблемы иконописи в своей совокупности, работы П. А. Флоренского и, позднее, Л. Ф. Же-гина, достаточно подробно исследующие иконописное произведение, но лишь с точки зрения его физико-геометрической структуры или же символического воплощения образов, и некоторые другие. Между тем именно семиотический аспект является тем подходом к иконе, который затрагивает практически все проблемы, так или иначе рассматриваемые исследователями, начиная с проблемы репрезентации означаемого в пространственно-временной среде иконы и заканчивая восприятием текста иконы зрителем с содержательной, эстетической и психологической точек зрения.

Правомерность семиотического подхода к иконописанию обусловлена тем, что икона как феномен культуры пред-

№ 1, 2006

ставляет собой закодированный текст, состоящий из знаков. Возможность его «расшифровки» (интерпретации) связана со знанием «языка», или кода, иконы — тех элементов (знаков), из которых формируется текст, а также особой системы правил, согласно которым эти элементы сочетаются между собой.

Семиотическая (языковая, знаковая) сущность иконы осознавалась отцами церкви с давних времен. Нил Синайский (V в.), Григорий Великий (VI—VII вв.), Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своих трудах подчеркивали значимость иконы как аналога Священного Писания. Художественный язык иконы, утверждали они, — призван выражать ту же истину, что и словесный текст. Возникшие позднее, в XVI—XVII вв., иконоборческие споры затрагивали в числе прочих и семиотические вопросы, в частности, касающиеся знаковой сущности иконы, изобразимости бестелесных существ, роли титл как компонента иконописного изображения и т. д.

В настоящее время при изучении иконы как текста-сообщения в центре внимания по-прежнему оказывается проблема репрезентации объекта или явления в плане содержания и в плане выражения.

Содержание иконы обусловливается ее функциональной значимостью как культового предмета. Главные из ее функций — дидактически-информа-ционная и напоминательная; они заключаются не только в наглядно-образной передаче догматических и религиознофилософских положений, но и в изображении святых, отражении сути религиозных праздников и событий, связанных с церковной историей. Трудность анализа содержания иконы объясняется тем, что, как справедливо отмечает Б. А. Успенский, «нам недостаточно известна в большинстве случаев... та действительность, которая служила художнику предметом изображения»2. Поэтому исследователь иногда чисто интуитивно решает вопрос соответствия содержательной стороны денотата и знака.

Икона обладает специфической системой изображения, свойственной только ей. Особенности пространственного построения (обратная перспектива), временной репрезентации событий (объединение на плоскости одной доски разновременных сюжетов), создания образов святых согласно «подлинникам» и т. д. можно считать формальными признаками, отличающими икону как от светской, так и от религиозной живописи. Но в то же время каноничность иконописи (строгая определенность сюжета и композиции, наличие образцов в изображении внешнего облика персонажей) не препятствовала представителям тех или иных школ и отдельным мастерам в том, чтобы использовать помимо общеустановленных собственные приемы изображения, что приводило к изменению традиционной системы иконописания. Перед исследователями встает задача определения характера и результата подобных нововведений и, как следствие этого, — особенностей изменившегося «языка» иконы.

Следует отметить, что икона предполагает наличие знания общепринятой художественной системы не только у иконописца, но и у зрителя, от этого зависит правильное «прочтение» сообщения — содержания иконы. Индивидуальная же система художника, которая накладывается на общую, обычно носит экспрессивный, а не коммуникативный характер, и предварительных знаний от зрителя в данном случае не требуется.

Восприятие иконы тесно связано с осознанием интерпретатором ее культовой принадлежности. Для верующего ценность содержания иконы как «богословия в красках» дополняется признанием глубокой духовной связи живущих людей с Богом, потусторонним миром, которую можно обрести через икону, молитву перед ней.

По аналогии с естественным языком общую систему изображения в иконе вполне допустимо представить как совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных систем — семантической,

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

синтактической и прагматической. Соответственно можно говорить о трех аспектах изучения иконы, которые в своей совокупности дают полное представление об иконе с семиотической точки зрения.

Семантический аспект предполагает обращение исследователя к содержанию знаков живописи иконы, изучению их отношения к денотату — тем реальным и ирреальным образам и событиям (а также иконам-подлинникам, играющим роль архетипов для икон-копий), которые послужили предметом знакообозначения в иконе.

Синтактический аспект затрагивает проблему связи знаков иконописи между собой. Изучаются правила, согласно которым осуществляется эта связь, устанавливаются виды отношений знаков и их комбинаций и т. д.

В рамках прагматического аспекта исследуется восприятие содержания иконы, определяются объективные и субъективные факторы, влияющие на это восприятие.

Следовательно, семиотический подход к иконописи предполагает изучение знаков живописи иконы как компонентов процесса семиозиса, как системных объектов, как элементов, функционирующих в знаковых системах (синтактических, семантических, прагматических).

Таким образом, современный образовательный процесс предполагает углубленный комплексный подход к изучению религиозной живописи. Таковым может считаться семиотический анализ иконописных произведений, объединяющий исследования функциональных характеристик иконы, самого процесса означивания и особенностей создания и восприятия иконы на разных уровнях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Цеханская К. В. Икона в жизни русского народа / К. В. Цеханская. М., 1998 ; Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI—XIII вв. / О. Е. Этингоф. М., 2000 ; Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / X. Бельтинг. М., 2002 и др2.

2 Успенский Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. М., 1995. С. 221.

Поступила 29.11.05.

ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

3. М. Явгильдина, доцент кафедрыг теории, истории музыгки и методологии музыкального образования Казанского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются возможности интеграции предметов художественно-эстетического цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства) на уроках музыки в общеобразовательной школе. Автор анализирует действующие федеральные и региональные программы по музыке, обращается к опыту ведущих учителей музыки Москвы, Абакана, Казани в области использования интеграции искусств и выявляет пути совершенствования музыкального образования в этом направлении.

В настоящее время в связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества: в экономике, науке, управлении, производстве — для школьников стало необходимым овладение системным и междисциплинарным стилем мышления, умением видеть объект в единстве его многосторонних связей и

отношений. Значимость интегрированного познания в современном обществе настолько возросла, что приобщение учащихся к продуктам научной интеграции стало важнейшей задачей школы. Интегративный подход в обучении обеспечивает единство учителей разных предметов в решении учебно-воспитательных

© З. М. Явгильдина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.