Научная статья на тему 'МНЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

МНЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российские вузы / высшее образование / Яндекс-Дзен / дискуссия / блогеры / государство / обучение / Russian universities / higher education / Yandex Zen / discussion / bloggers / state / education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И В. Упоров

Образование представляет собой одно из важнейших направлений во внутренней политике каждого государства. С введением в массовую практику цифровых технологий у граждан появились значительно бо́льшие возможности для обсуждения различных аспектов образовательной политики, и прежде всего речь идет о разного рода соцсетей в интернет-пространстве. В статье представлен обзор суждений блогеров на примере дискуссий, которые развернулись на платформе Яндекс-Дзен на 11 каналах, при этом наибольшее числе участников было на канале, с отправной статьей под под названием «Высшее образование в России и 3 причины, почему нет смысла его получать». Участники обсуждения поднимают актуальные проблемы, в том числе о необходимости более эффективно стимулировать труд профессорско-преподавательского состава, обновлять устаревшие методики, совершенствовать систему финансировании вузов и др.). Высказаны самые разные точки зрения, чему в определенной степени способствует анонимность участников дискуссии. Многие суждения блогеров, как представляется, могут быть полезны для должностных лиц, деятельность которых связана с организацией высшего образования в российских университетах и институтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINIONS OF SOCIAL NETWORK USERS ON THE STATE AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

Education is one of the most important areas in the domestic policy of each state. With the introduction of digital technologies into mass practice, citizens have significantly greater opportunities to discuss various aspects of educational policy, and first of all, we are talking about various types of social networks in the Internet space. The article provides an overview of bloggers' opinions based on the example of discussions that unfolded on the Yandex Zen platform on 11 channels, with the largest number of participants on the channel with the starting article entitled "Higher Education in Russia and 3 Reasons Why There is No Point in Getting It." The participants in the discussion raise current issues, including the need to more effectively stimulate the work of the teaching staff, update outdated methods, improve the system of financing universities, etc.). A variety of points of view are expressed, which is to some extent facilitated by the anonymity of the participants in the discussion. Many of the bloggers' opinions, it seems, can be useful for officials whose activities are related to the organization of higher education in Russian universities and institutes.

Текст научной работы на тему «МНЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

МНЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-75-81

Аннотация. Образование представляет собой одно из важнейших направлений во внутренней политике каждого государства. С введением в массовую практику цифровых технологий у граждан появились значительно большие возможности для обсуждения различных аспектов образовательной политики, и прежде всего речь идет о разного рода соцсетей в интернет-пространстве. В статье представлен обзор суждений блогеров на примере дискуссий, которые развернулись на платформе Яндекс-Дзен на 11 каналах, при этом наибольшее числе участников было на канале, с отправной статьей под под названием «Высшее образование в России и 3 причины, почему нет смысла его получать». Участники обсуждения поднимают актуальные проблемы, в том числе о необходимости более эффективно стимулировать труд профессорско-преподавательского состава, обновлять устаревшие методики, совершенствовать систему финансировании вузов и др.). Высказаны самые разные точки зрения, чему в определенной степени способствует анонимность участников дискуссии. Многие суждения блогеров, как представляется, могут быть полезны для должностных лиц, деятельность которых связана с организацией высшего образования в российских университетах и институтах.

Ключевые слова: российские вузы, высшее образование, Яндекс-Дзен, дискуссия, блоге-ры, государство, обучение.

Уже более двадцати лет цифровые технологии активно используются практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, причем важнейшим направлением является расширение информационного пространства с точки зрения генерирования, распространения, сохранения, передачи информации. Несколько веков в качестве основных средств массовой информации выступали газеты, журналы, книги, основанные на бумажных носителях, с середины ХХ в. их потеснили радио, затем телевидение. И вот теперь интернет-компьютерные средства, как говорится, завладели массами, и сегодня, наверное, нет людей, начиная с подросткового возраста, которые не заглядывают, по меньшей мере как пользователи, в какие-либо социальные интернет-сети. При этом особенностью участия блогеров в социальных сетях, являются следующие основные обстоятельства: во-первых, они, в абсолютном большинстве случаев, не называют своих настоящих имен и значатся в соцсе-тях под анонимными никами, что позволя-

ет им высказывать самые смелые мысли (в дальнейшем ситуация может измениться, если будет принято давно обсуждаемое проект-решение о выходе в интернет-пространство только под своим открытым именем - с целью, прежде всего, «защиты конституционных прав личности на неприкосновенность частной жизни» [1, с. 174], что отражает современный этап развития цифровых технологий [2, с. 87]); во-вторых, блогеры не склонны указывать род занятий, возраст, место нахождения и другие личные данные; в-третьих, свои суждения они высказывают, исходя из первых двух обстоятельств, довольно откровенно и нередко в остроязычной форме, становясь, таким образом, «народными журналистами», освещающими в своих суждениях (комментариях, постах) окружающую жизнь.

При подготовке статьи по данной теме имелась существенная трудность в том, какие именно соцсети выбрать в качестве объекта исследования. Предварительный просмотр соцсетей показал, что целесооб-

разно выделить одну соцсеть, и по ней уже сделать срез блогерских дискуссий, учитывая, что проанализировать в одной статье огромный материал из двух и более соцсетей не представляется возможным в силу ограниченности ресурса человеческого интеллекта. Выбор пал на «Яндекс Дзен», имея в виду и то, что это сравнительно молодая в России интернет-платформа (активно стала работать с 2017 г. [3]), где пользователи могут найти полезную для себя информацию в форме статей, фото-, видеофайлов, форумов и т.д., и обсудить ее, по необычайно широкому кругу интересов.

При этом актуальность выбранной для исследования темы обусловлена довольно сложным состоянием высшего образования в российских вузах, в частности, трудно найти научные публикации, где бы находила одобрение образовательная политика российского государства, в том числе в сфере высшего образования -напротив, идет речь об имеющихся проблемах, требующих своего решения. Примечательными в этом отношении являются результаты опроса 900 профессиональных работников системы образования - учителей и преподавателей вузов 37 регионов России, проведенного под руководством Т.А. Хагурова (Кубанский государственный университет). На вопрос о том, какой период переживает отечественное образование, 53% опрошенных ответили - «кризис», 15% - «упадок», 6% - «застой», и только 6% посчитали возможным дать оценку как «расцвет» и «подъем» [4]. Соответственно при изучении блогерских дискуссий о проблемах высшего образования в соцсетях предполагалось, в порядке гипотезы, что итоговые результаты будут примерно такими же.

Сразу следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась, и оценки оказались даже более критическими. Для исследования блогерских дискуссий были определены 11 каналов на интернет-платформе Яндекс Дзен, созданные в 2019-2021 гг. Каждый канал предполагает отправную статью его создателя (таковыми являются наиболее «продвинутые» и инициативные бло-геры, претендующие на повышенный уро-

вень знаний по заявленной теме) и последующие комментарии-мнения, получающие оценки читателей («лайки» и «дизла-йки»). На указанных каналах оставили свои записи около полутора тысяч участников дискуссий; эти записи, в силу специфики соцсетей, короткие (в среднем 3-5 предложений), это касается и отправных статей - их объем колеблется от 1 до 3 стандартных страниц (формат А4, 14 шрифт, одинарный интервал). Общее число просмотров всех рассматриваемых здесь форумов-дискуссий составляет почти двести тысяч человек (по состоянию на начало июня 2024 г. (данные Яндекс Дзена), что свидетельствует о повышенном интересе россиян к проблематике, связанной с высшим образованием. При анализе блогерских дискуссий на основу был взял метод контент-анализа, посредством которого, в частности, «устанавливаются не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса», и который «направлен на наиболее очевидные и четко обозначенные значения текста» [5, с. 12].

Как отмечалось выше, в качестве объектов были избраны каналы соцсети Яндекс Дзен. Рассмотрим содержание дискуссий на некоторых из них, исходя прежде всего из количества блогерских комментариев (по нисходящей). Наибольший резонанс среди пользователей данной соцсети вызвал пост «Высшее образование в России и 3 причины, почему нет смысла его получать» (создатель этого канала и автор отправной статьи представился как «Путь без купюр») [6]. Эту отправную статью прокомментировали 429 раз, количество просмотров составило более 12,6 тысяч. Основной тезис автора этого поста заключается в следующем: «Высшее образование и его необходимость в современном мире, в частности, в России, под большим вопросом. Современные технологии отлично показали всему миру, что можно хорошо жить, а также неплохо зарабатывать, не имея корочки синего либо красного цвета» [6]. И далее приводятся доводы, в том числе указывается, что образование стало максимально общедоступным, а это

означает, что количество специалистов вырастает, при том, что спрос понижается, отсюда следствие - ухудшение качества образования, например, в головы студентам вливают огромное количество информации, большая часть из которой носит лишь информативный характер. А между тем в эпоху онлайна и различных стажировок, за два года обучения или работы с неполным графиком, можно получить куда большее количество прикладных знаний, чем их дадут в вузе за 6 лет, а актуальность будет на порядок выше, то есть, в современном мире «диплом - это не ключ или однозначный путь к лучшей жизни. Можно её создать и не имея диплома, а имея лишь желание к постоянному самостоятельному обучению, самосовершенствованию и желанию работать, не важно, на себя или на кого-то» [6].

Вот несколько мнений блогеров этого канала. Так, блогер «Татьяна Суханова» указывает на то, что есть немало специальностей, где без диплома о высшем образовании никак не обойтись (например, для врача, педагога, юриста, технолога, госслужащего и т.д.). Другое дело, что часто дипломы не подтверждают соответствующих знаний, но, тем не менее, «наличие нормального диплома - это хотя бы какая-то гарантия системных знаний. Иначе мы можем получить человека с фрагментарной базой и запредельным апломбом» [6]. Это мнение является характерным, его высказали, в разной форме, многие участники блогерской дискуссии. В блогерской дискуссии на данном канале чаще других обсуждаются такие темы, как сравнение вузовского образования в современной России и в СССР, в России и за рубежом, достаточно много суждений о качестве образования. Так, блогер «Александр Коновалов» доказывает, что «в целом наше образование, к сведению, лучше, чем на западе», и далее сообщает, что «наш выпускник» получает классическое высшее образование, его пытаются все 4-6 лет научить главному - фундаментальным дисциплинам, а также трудиться и приспосабливаться к новому, и поэтому, например, хорошо обученный математик в одном лице у нас становится сразу и разра-

ботчиком, и инженером, и системным администратором и др., в то время как на Западе высшее образование - это смесь нашего среднего специального и 1-2 курсов вуза, то есть, у них профиль намного уже, и в жизни их выпускникам труднее определять свой профессиональный путь. В развитие этих мыслей блогер «Януарий Соколов» пишет, что «дочка через 2 месяца после окончания МГУ устроилась по объявлению на 200 тыс. руб. Как думаете -без диплома бы ее взяли?» [6].

Однако указанная сумма вызвала несогласие у блогера «ААА», который отвечает: «Ага, прям вот так по диплому и берут. Рассказывай сказки. Без блата никуда на хорошую работу с отсутствием опыта не устроишься. Кстати, потому и процент трудоустроившихся после окончания так называемых «престижных» вузов высокий, так как мамы с папами протолкнули их сначала в эти вузы, а потом и на тёплые места» [6]. Указанная сумма зарплаты у выпускницы МГУ также подверглась довольно жесткой критике по причине ее нереалистичности, как считают критики этой позиции, при этом называются намного меньшие размеры оплаты труда выпускников вузов.

В целом у блогеров по поводу качества высшего образования преобладают критические суждения. Довольно подобный анализ создавшегося положения в этом контексте делает блогер «Александр Шу-рави», который сопоставил соотношение численности населения и количества вузов в ведущих европейских странах, в целом в Европейском Союза, а также в России, и делает вывод, что в нашей стране количество вузов зашкаливает, отсюда в России «образование уже поголовное высшее», а ведь всех выпускников трудоустроить невозможно - в СССР были учет, планирование и заказ на специалистов, каждого выпускника ждала работа, а сегодня «такая тьма этих выпускников» никому не нужна, «и не надо делать вид, что это не так» [6]. Среди блогерских мнений о высшем образовании встречается и неожиданные суждения по поводу целесообразности иметь диплом о высшем образовании. Так, блогер «Вика Виктория» делится следую-

щим своим откровением: «Мне диплом не пригодился, да я, собственно, и не скрывала, что училась просто для корочки, чтобы быть человеком с высшим образованием. Элементарно, когда заполняешь какую-нибудь анкету, в графе «образование», с гордостью, не обманывая, пишешь - высшее. Детей иногда спрашивают: «кто твои родители?». И вот, чтобы дети не отвечали: «Папа - сантехник, а мама - санитарка в больнице», нужно иметь достойную профессию, а она невозможна без соответствующего образования» [6].

Однако указанный социальный аспект, вместе с тем, не нашел поддержки у пользователей соцсети. На данном канале Яндекс Дзен наибольшее одобрение получили два блогерских комментария. Так, 92 лайка набрало суждение блогера «Александра Субботина», который, отвечая автору отправной статьи, пишет: «Вы многое сами придумали. В любом отделе кадров можно проверить Ваш диплом. Красный диплом показывает Ваше старание, но на работу берут не диплом, а человека. На первую работу меня взяли за домашние наработки, потому что я учился на заочном. По поводу устаревшей системы образования. Предполагается, что 1/2 времени Вы проводите на лекции, а 1/2 дома учитесь, готовитесь. Всё в Ваших силах. По поводу авторитета образования. Ну, если Вы напишите статью или сделаете научное открытие, что Вас пригласят в научный совет в МИТ или Беркли - тоже всё зависит от Вас. Будьте лучше преподавателей, сделайте научные открытия сами! Будьте новыми Биллами Гейтсами. У Вас же есть Интернет!» [6]. Примечательно, что многие читатели канала Яндекс Дзен одобрили как отправную статью данного канала, так и это мнение, хотя они столкнулись едва ли не как противоположные.

Больше всего лайков среди блогерских комментариев данного канала набрало мнение блогера «Светланы Украинской», которая, в частности, отмечает: «Диплом, конечно, не гарантирует устройство на хорошее место, но его отсутствие гарантирует, что вас не возьмут в большинстве отраслей на приличную должность, разве что на производство или в лучшем случае по-

бегушкой. Как вы себе представляете, например, врача, учителя, архитектора, юриста без высшего образования? Вы хотите, чтобы вас лечил неуч, конструировал ваш дом неуч, ваших детей учил неуч? Не так уж много людей смогли удачно организовать свой бизнес или научиться и наработать репутацию специалиста без хоть какого-то базового образования. Да, есть умники, не спорю, но зачем призывать всех идти по их пути, если не знаете, смогут ли все повторить то, что получилось у единиц?» [6]. Это суждение, вероятно, можно считать как квинтэссенцию обсуждения указанной отправной статьи.

На другом канале Яндкс Дзен, посвященном высшему образованию, внимание акцентируется на другом аспекте, выраженном в названии канала (отправной статьи) - «Великий пересмотр сроков обучения в вузах и СПО» (автор канала представился как «Обучение ПРО») [7]. Автор поднимает животрепещущую для российского общества и уже давно обсуждаемую тему - насколько оправдано введение в вузовскую систему России западных образовательных институтов - «бакалавров» и «магистров». Автор пишет о противоречивой позиции образовательной политики России по этому поводу, указывая, в частности, что в последнее время намечаются подвижки к очередным изменениям, связанным, с одной стороны, с вероятным сокращением сроков обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) до двух лет и введением новой образовательной ступени «профессионалитет», и, с другой стороны, увеличением сроков обучения по ряду направлений (прежде всего в творческих вузах) - до 5 лет, что, соответственно, повлечет трансформацию «балак-вариата» (4 года обучения) в «специали-тет» (5 лет, как в прежние времена). При этом в России лишь «скопировали название, но забыли разобраться, как устроена система, с которой мы копируем. И фактически 10 лет мы все мучились, мучились, так как копируем внешний антураж, а не суть, и вот решили, если что-то пошло не так, то, наверно, надо вернуться к старой системе» [7]. Основная мысль авторского поста заключается в том, что в вузы нужно

принимать не после школы, а после получения СПО - с тем, чтобы выбор молодого человека был осмысленным, и имея в виду, что высшее образование необходимо и по средствам далеко не всем жителям.

В обсуждении, как видно из содержания блогерских комментариев, приняли участие многие преподаватели вузов уже зрелого возраста, которым есть что сравнивать в российском образовании до и после введения в России элементов Болонской системы. В целом доминирует критическое отношение к этой системе применительно к России. Эта проблема в настоящее время, как известно, уже начинает решаться, и можно предположить, что мнения блогеров сыграли свою роль, и данная сейчас активно обсуждается в научном сообществе [8; 9; 10]. На этом канале в блогерских суждениях также проводится мысль о том, что не нужно стремиться к всеобщему высшему образованию, и в этом смысле даются ссылки на советский опыт дифференциации образовательных степеней: ПТУ-техникум-вуз-аспирантура. Из блогерских мнений следует, что, похоже, что в России усиливается общественное мнение о том, что советский опыт целесообразно реанимировать, с учетом, разумеется, современных реалий, показывающих, что отнюдь не во всех сферах нужны работники с высшим образованием, и, как образно высказывается блогер «Влада Александрова», в те же МГУ, МГИМО, «баумунку» и другие ведущие вузы «толпам» выпускников школ не поступить, соответственно нужно развивать систему образовательных учреждений в регионах, имея в виду местные социально-экономические потребности. Своеобразный итог обсуждению на данном канале Яндекс Дзен подводит блогер «ЬЫоу», указывая, в частности, что переход на двухуровневую подготовку в вузах, можно сказать, изначально был глубоко ошибочным. Пять лет готовить, или четыре (а может семь как в медицинских вузах) - это не произвольно взятые сроки, а наиболее оптимальные, проверенные жизнью. Переход на европейскую систему предполагает, в числе прочего, что полученный диплом выпускником позволит

ему адаптироваться в любой стране ЕС. Кто-нибудь может ответить, к примеру, на такой вопрос: можно ли, готовя российского юриста в вузе, на основе российского законодательства и российского правоприменения, без свободного владения иностранным языком, рассчитывать на то, что он сможет работать с этим дипломом в любой западно-европейской стране? Это же полная профанация - так, в России после бакалавриата юристов не хотят брать на работу, так как нет производственной практики и стажировки. В советское время готовили специалистов-юристов со сроком обучения на дневном отделении 5 лет. Своё разрушили, а взамен ничего путного предложить так и не смогли [7]. Это суждение получило 1046 лайков - больше, чем какой-либо другой блогерский комментарий к отправным статьям на исследуемых нами каналах Яндекс Дзен по заявленной теме.

Рассмотрим особенности обсуждения проблемы высшего образования еще на одном канале Яндекс Дзен - «Высшего образования в России нет» (создатель канала и автор отправной статьи представился как «Про жизнь», обозначив при этом свое ученое звание - профессор) [11]. Автор статьи, профессор, подробно останавливается на главной, по его мнению, функции высшего образования - социализации личности. Раскрывая данный аспект, этот автор отмечает, в частности, что выпускник вуза априори должен обладать такими качествами, как честность, трудолюбие, пунктуальность, и при этом быть высококультурным человеком, примером для остальных граждан. Это, конечно, некий труднодостижимый идеал, но тем более прискорбно, что движения в эту сторону нет и в помине, более того, создается впечатление, что современный российский вуз вольно или невольно ставит своей целью готовить циничных, некомпетентных, мало способных к созидательной работе так называемых «профессионалов».

Естественный вопрос - почему возникла такая ситуация? Причины ее возникновения лежат на поверхности. Среди них основная заключается в том, что деньги «правят бал», то есть они определяют все

и вся в современном вузе, как, впрочем, и в современном обществе. Этот блогер иронизирует, что для вуза студент-платник важнее любого профессора, поскольку студент приносит деньги, а профессор их забирает [11]. По этому поводу немало других комментариев, и также критической направленности. Вместе с тем при обсуждении отправной статьи блогеры высказывают свои предложения по улучшению ситуации в сфере высшего образования, часть которых небесспорные, некоторые очевидно неприемлемые. Так, блогер «Алан Джанибеков» полагает, что необходимо, ни много ни мало, «в корне поменять систему образования». Так, по его мнению, высшее образование может быть «допустимым» только при условии, если человек имеет средне-специальное образование и опыт работы в своей сфере от трех лет, в этом случае курс университета можно «легко» сократить до 2-3 лет [11].

На исследуемых нами других каналах Яндекс Дзен многие мнения блогеров перекликаются. Это касается таких каналов Яндекс Дзен, где дискуссии возникали на основе следующих отправных статей: «Почему высшее образование должно быть платным»; «Почему выпускники вузов не идут работать по полученной специальности»; «Всё о поступлении в вуз»;

России?»); «Есть ли жизнь без высшего образования?»; «Высшее образование теряет свою актуальность» и др. Анализ бло-герских дискуссий о состоянии вузов в России на каналах соцсети Яндекс Дзен позволяет констатировать, что блогерами поднимаются актуальные проблемы в данной сфере, созвучные тем, которые обсуждаются профессиональным сообществом, что не удивительно, если учесть, что среди блогеров немало работников высшей школы. Вместе с тем оценки блогеров в силу специфики их статуса отличаются значительно большей заострённостью имеющихся проблем, и в целом достаточно критическая оценка системы высшего образования, при этом преобладает настрой, выраженный блогером «ЬЫ^», который пишет: «Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится к лучшему. У нас не принято признавать ошибки. Основная причина создавшегося положения в системе высшего образования - это полное игнорирование мнения специалистов. Очень жаль, но это так» [12]. Тем не менее в бло-герских суждениях немало предложений по улучшению ситуации, не все они обоснованы, но, как представляется, заслуживают внимания управленцев всех уровней в вузовской системе, так как отражают реальную картину.

«Для чего нужно высшее образование в

Библиографический список

1. Рагимханова Д.А., Курбандибиров С.Х. Идентификация личности в сети Интернет как составляющая информационной безопасности // Закон и право. - 2019. - № 10. -С. 174-177.

2. Старцев А.А., Гришанин Н.В., Кириллова Н.В. Идентичность и идентификация личности в социальных сетях // Коммунилогия. - 2018. - № 4. - Т. 6. - С. 76-87.

3. «Яндекс» запустил платформу для создания контента независимыми авторами // Коммерсант. 30.05.2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3312252 (дата обращения: 13.06.2024).

4. Хагуров Т.А. Реформа образования глазами профессионального сообщества // Россия реформирующаяся. - 2015. - Ежегодник. Вып. 13. - С. 360-381.

5. Семенова А.В. Контент-анализ в социологии: методологические новации // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 11-15.

6. Высшее образование в России и 3 причины, почему нет смысла его получать // Платформа Яндекс Дзен. 13.11.2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/pbk_official/vysshee-obrazovanie-v-rossii-i-3-prichiny-pochemu-net-smysla-ego-poluchat-5faa543372bf936f477e4347 (дата обращения: 22.08.2024).

7. Великий пересмотр сроков обучения в вузах и СПО // Платформа Яндекс Дзен. 21.05.2021 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/velikii-peresmotr-srokov-obucheniia-v-vuzah-i-spo-60a76e3852636e385a431f01 (дата обращения: 09.07.2024).

8. Жорникова М.Н., Рулиене Л.Н. О подготовке к педагогической деятельности студентов, обучающихся на «непедагогических» направлениях бакалавриата: к постановке проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2023. - № 1. - С. 29-35.

9. Исхакова Р.Ф. Специалитет в высшем образовании и его отличие от бакалавриата и магистратуры // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2023. - № 1. - С. 138-145.

10. Бырдин Е.Н. К вопросу о двухуровневой системе высшего образования в Российской Федерации // АПК: инновационные технологии. - 2023. - № 2. - С. 55-61.

11. Высшего образования в России нет // Платформа Яндекс Дзен. 26.03.2019 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/lsycheva/vysshego-obrazovaniia-v-rossii-net-5c992d3c0b19fb00b30c95d9 (дата обращения: 30.05. 2024).

12. Великий пересмотр сроков обучения в вузах и СПО // Платформа Яндекс Дзен. 21.05.2021 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/obucheniepro/velikii-peresmotr-srokov-obucheniia-v-vuzah-i-spo-60a76e3852636e385a431f01 (дата обращения: 12.07.2024).

OPINIONS OF SOCIAL NETWORK USERS ON THE STATE AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. Education is one of the most important areas in the domestic policy of each state. With the introduction of digital technologies into mass practice, citizens have significantly greater opportunities to discuss various aspects of educational policy, and first of all, we are talking about various types of social networks in the Internet space. The article provides an overview of bloggers' opinions based on the example of discussions that unfolded on the Yandex Zen platform on 11 channels, with the largest number of participants on the channel with the starting article entitled "Higher Education in Russia and 3 Reasons Why There is No Point in Getting It." The participants in the discussion raise current issues, including the need to more effectively stimulate the work of the teaching staff, update outdated methods, improve the system of financing universities, etc.). A variety ofpoints of view are expressed, which is to some extent facilitated by the anonymity of the participants in the discussion. Many of the bloggers' opinions, it seems, can be useful for officials whose activities are related to the organization of higher education in Russian universities and institutes.

Keywords: Russian universities, higher education, Yandex Zen, discussion, bloggers, state, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.