Научная статья на тему 'Мнения членов С. секретного совещательного комитета о мерах к ослаблению в крае раскола и сект: посвящается памяти проф. И.Ф. Нильского'

Мнения членов С. секретного совещательного комитета о мерах к ослаблению в крае раскола и сект: посвящается памяти проф. И.Ф. Нильского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мнения членов С. секретного совещательного комитета о мерах к ослаблению в крае раскола и сект: посвящается памяти проф. И.Ф. Нильского»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.Н. Львов

Мнения членов С. секретного совещательного комитета о мерах к ослаблению в крае раскола и сект:

посвящается памяти проф. И.Ф. Нильского

Опубликовано:

Христианское чтение. 1902. № 9. С. 345-367.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Мнѣнія членовъ С. секретнаго совѣщательнаго Комитета

о мѣрахъ къ ослабленію въ краѣ раскола и сектъ *).

(Посвящается памяти профессова Ив. Ѳ. Нильскаго).

Мнѣніе управляющаго С. палатою государственныхъ имуществъ о мѣрахъ къ прекращенію расколовъ въ С. губерніи.

Въ продолженіи пятилѣтняго пребыванія моего въ С. губерніи, изъ дѣлъ разсматриваемыхъ въ секретномъ совѣщательномъ комитетѣ, а равно изъ дѣлъ палаты и изъ свѣдѣній, которыя я могъ собрать при разъѣздахъ по губерніи, я пришелъ къ убѣжденію, что распространеніе расколовъ въ С. губерніи должно быть приписано съ одной стороны къ кротости уголовныхъ законовъ противъ послѣдователей ересей, а съ другой—къ слабому исполненію мѣстными полицейскими властями предписываемыхъ законами предупредительныхъ мѣръ противу распространенія расколовъ.

Какъ первая изъ сихъ причинъ относится къ кореннымъ началамъ нашего законодательства, отличавшагося всегда терпимостію въ отношеніи религіозномъ, то не касаясь ея, я обращусь прямо ко второй причинѣ, тѣмъ болѣе, что она входитъ въ кругъ дѣйствій подвѣдомственныхъ палатѣ волостныхъ и сельскихъ начальствъ.

Предупредительныя мѣры, наблюденіе за исполненіемъ коихъ относится къ обязанности: въ городахъ — городскихъ полицій, а въ селеніяхъ — земской полиціи и сельскаго начальства суть: воспрещеніе всякаго видимаго обнаруженія

*) Окончаніе. См. „Хр. Чт.“ за авіустъ.

ѳрѳси и дерзости противъ священноцерковно-служителей (св. зак. т. XIV ст. 60) запрещеніе заводить скиты, строить вновь церкви и починять старыя, обращать крестьянскія избы въ молельни, устраивать въ часовняхъ престолы (т. XIV ст. 61, 62 и 64), воспрещеніе продавать раскольничьи богослужебныя книги (т. XIV ст. 68), воспрещеніе раскольничьимъ попамъ переходить для исправленія требъ изъ одного уѣзда въ другой (т. XIV ст. 68), запрещеніе молоканамъ имѣть въ услуженіи православныхъ и наоборотъ, быть въ услуженіи у православныхъ хозяевъ (т. XIV ст. 80 = прим. 3 по IX пр.), запрещеніе іудейетвующимъ и молоканамъ отлучекъ изъ мѣстъ жительства (т. XIV ст. 34 и высочайшее повелѣніе 17 января 1836 года).

Въ какой степени всѣ эти мѣры могли бы служить къ противодѣйствію распространенія расколовъ, объ этомъ въ настоящее время весьма трудно сдѣлать положительное заключеніе; постоянное увеличеніе числа раскольниковъ не можетъ служить доказательствомъ, чтобы мѣры эти сами въ себѣ были пе дѣйствительны, ибо съ сожалѣніемъ должно сознаться, что дѣйствія мѣстныхъ властей въ этомъ отношеніи весьма слабы. Какъ я не могу поручиться, что сельскія начальства исполняютъ въ точности все, что относится къ ихъ обязанности, такъ, полагаю, никто не можетъ поручиться, чтобы дѣйствія городскихъ и земскихъ полицій было вполнѣ удовлетворительны. Между тѣмъ нельзя отвергать, что благоразумное, справедливое и даже строгое, но безъ притязательности, исполненіе указанныхъ въ законахъ мѣръ могло бы мвого содѣйствовать прекращенію соблазна, производимаго раскольниками и даже уменьшенію числа новыхъ совращеній.

Причина слабаго дѣйствія мѣстныхъ властей, до моему мнѣнію, заключается въ неопредѣлительности и не полнотѣ самыхъ узаконеній. Такъ напр., законъ запрещаетъ‘всякое явное обнаруженіе ереси, но что именно должно понимать подъ словомъ явное обнаруженіе ереси,—не поясняется. Неизвѣстно.—должно ли къ этому относиться всякое соединеніе раскольниковъ для своихъ религіозныхъ обрядовъ, или даже для чтенія духовныхъ книгъ. Съ одной стороны, судя по поступающимъ на разсмотрѣніе совѣщательнаго комитета дѣламъ, изъ коихъ видно, что подобныя сборища, въ случаѣ открытія ихъ, служатъ поводомъ къ производству формальнаго слѣдствія, должно думать, что они безусловно запрещены

закономъ; но съ другой стороны законъ запрещаетъ только построеніе новыхъ часовенъ; существовавшія же прежде часовни, именно до 1823 г. оставлены и, слѣдовательно, можно думать, что и сборища въ нихъ раскольниковъ дозволены. Далѣе—воспрещеніе имѣть православныхъ работниковъ относится только къ молоканамъ, тогда какъ есть другія секты, признанныя закономъ столько же и даже болѣе вредными, какъ напримѣръ: секта іудействующихъ, на коихъ мѣра сія закономъ положительно не распространена. Вообще значеніе равныхъ сектъ и дѣлаемое закономъ отличіе сектъ особливо вредныхъ ыеопредѣлено съ тою опредѣлительностію, которой требуетъ важность предмета; наконецъ обязанности всѣхъ лицъ, которыя должны наблюдать за раскольниками, именно: сельскаго духовенства, городскихъ и земскихъ полицій и сельскихъ начальствъ совершенно не разграничены надлежащимъ образомъ. На обязанность и отвѣтственность сельскаго начальства часто возлагаются такія дѣйствія, которыя совершенно не соотвѣтствуютъ понятіямъ крестьянина, такъ въ случаѣ, если въ семействахъ раскольниковъ есть члены православнаго исповѣданія, то огражденіе сихъ послѣднихъ отъ вреднаго вліянія раскольниковъ возлагается на сельское начальство. Очевидно, что сельскіе начальники не имѣютъ достаточнаго образованія, чтобы судить о степени вліянія раскольниковъ на ихъ православныхъ односемьянъ, а въ случаѣ нужды принимать противу этого мѣры убѣжденія и подобныя распоряженія могутъ служить только поводомъ къ притязательности со стороны сельскаго начальства, если оно не благонамѣренно, или вовлечь его въ какія-либо неправильныя, хотя и неумышленныя дѣйствія и подвергнуть его самого отвѣтственности; объ этомъ я имѣлъ уже честь представлять г. начальнику губерніи отъ 15 января сего года sa № 2 по дѣлу крестьянъ Косицыныхъ.

Въ заключеніе должно еще принять въ соображеніе, что волостныя и сельскія правленія не снабжены сводомъ законовъ, а имъ въ руководство данъ составленный въ 1853 г. сборникъ постановленій, заключающій въ себѣ изъ св. зак. т. II учрежд. вол. и сел. упр. и сельскіе судебный и полицейскій уставы. Такимъ образомъ всѣ постановленія, заключающіяся въ XIV т. св. зак. относительно раскольниковъ, неизвѣстны сельскимъ начальникамъ, что дѣлаетъ обязанности ихъ еще болѣе неопредѣлительными и лишаетъ высшее надъ

ними начальство возможности подвергать ихъ строгой отвѣтственности въ случаѣ какихъ-либо упущеній.

Поэтому, я полагаю, что въ отношеніи къ предупрежденію распространенія расколовъ можно бы достигнуть многаго безъ новыхъ законовъ, однимъ лишь соглашеніемъ и поясненіемъ существующихъ уже постановленій, опредѣливъ и разграничивъ въ точности обязанности духовенства, земской полиціи и сельскаго начальства. Для сего послѣдняго необхо-. димо составить особую полную инструкцію, съ означеніемъ тѣхъ обязанностей ихъ, кои истекаютъ изъ приведенныхъ мною въ началѣ сего мнѣнія статей XIV т. св. зак.; но обязанности эти изложить не самыми словами закона, которыя, какъ вышеу казано, недовольно точны и опредѣлите льны, но развить ихъ и ясно указать обязанности каждаго.

Мнѣніе управляющаго С. удѣльною конторою о мѣрахъ къ ослабленію распространенія расколовъ въ С. губерніи.

ІІо званію члена комитета, приступая къ изложенію моихъ по этому предмету соображеній, я признаю необходимымъ обратить вниманіе: а) на время появленія расколовъ въ предѣлахъ С. края.; б) на сущность самыхъ расколовъ; с) на средства, какія принимались къ искорененію раскола и успѣхъ сихъ средствъ; д) на вліяніе раскола, какое обнаруживается въ отношеніи ревнителей православія, проявляющееся въ дѣлахъ, оправдываемое наблюденіями и, подкрѣпляемое свѣдѣніями, собранными на мѣстахъ и наконецъ е) на возможность, или успѣхъ преслѣдованія расколовъ, порядкомъ ныпѣ существующимъ: средствами, предоставленными* духовной и свѣтской власти.

Удовлетворить всѣмъ этимъ требованіямъ съ достовѣрностію и опредѣлительностію нельзя, по неимѣнію достаточныхъ къ .тому матеріаловъ, но какъ они необходимы для опредѣленія какихъ-либо мѣръ къ прекращенію раскола, то я ограничусь и тѣмъ, что представилось вниманію моему изъ самыхъ скудныхъ источниковъ, какъ равно изъ свѣдѣній, имѣющихся въ дѣлахъ, я представлю въ объясненной выше послѣдовательности.

Существованіе раскола въ мѣстахъ, составляющихъ нынѣшнюю 6. губернію, должно отнести ко времени царство-

ванія императора Петра I, когда Великій Государь, въ заботливости объ огражденіи св. церкви отъ потрясенія раскольниками, опредѣлилъ переселеніе ихъ въ Сибирскій край и другія отдаленныя мѣста Имперіи. Въ указахъ 1716 года февраля 8-го, 1718 г. октября 9-го и 1724 г. февраля 11 и іюня 4-го являются распоряженія о преслѣдованіи раскольниковъ и объ обложеніи ихъ двойною податью. Духовный регламентъ, состоявшійся въ 1721 г. подкрѣпляетъ сіи распоряженія. Но вмѣстѣ съ тѣмъ тогда же дарована переселяемымъ раскольникамъ льгота отъ всякихъ податей и работъ на 6 лѣтъ. Въ приложенномъ при указанномъ распоряженіи реэстрѣ всѣмъ пустопорожнимъ мѣстамъ, опредѣленнымъ для поселенія выходящихъ изъ-за границы раскольникамъ, между прочимъ объясняется, что и въ С. краѣ предоставлены были земли къ поселенію раскольниковъ; тамъ говорится: въ Оренбургской губерніи по р. Сакмарѣ въ 40 вер. отъ Оренбурга и внивъ рѣки Самарки, отъ онаго же въ ЗОО верстахъ до р. Канеля, да ниже г. Самары по р. Волгѣ до устья Иргиза и вверхъ по Ирги8у, къ поселенію на нѣсколько тысячъ семей, весьма плодородныя и выгодныя земли имѣются, на коихъ, при устьѣ Иргива и по другимъ рѣчкамъ, болѣе 1000 человѣкъ россійскихъ подданныхъ уже и поселилось. Свѣдѣнія сіи показываютъ, что основаніемъ или центромъ поселенія раскольниковъ въ С. губерніи, можно считать Николаевскій уѣвдъ по р. Ирги8у, гдѣ образовались даже раскольническіе скиты или монастыри.—И такъ, скоро пройдетъ полтора столѣтія, какъ брошены Семена раскола въ здѣшнемъ краѣ.

Обложеніе двойною податью раскольниковъ можетъ быть и было бы нѣкоторымъ обузданіемъ для нихъ, препятствовавшимъ развитію раскола, если бы въ одно и тоже время не давались имъ льготы въ платежѣ податей и повинностей, не предоставлялись бы самыя богатыя мѣста для поселенія, и, не было дано имъ право устраивать раскольническіе монастыри.

Въ послѣдующемъ за тѣмъ время, свѣдѣнія, извлекаемыя изъ мѣстныхъ изысканій и нѣкоторыхъ фактовъ не представляютъ даже и такихъ мѣръ къ обузданію раскольниковъ, какія были приняты въ царствованіе Петра Великаго. Напротивъ того, въ видахъ вѣротерпимости, встрѣчались иногда распоряженія, смягчающія преслѣдованіе раскола. И такъ

расколъ не оскудѣвалъ, а преуспѣвалъ въ своемъ развитіи. Въ 1841 г., когда, по распоряженію правительства, устроенные по р. Иргизу раскольническіе монастыри велѣно было Преобразовать въ единовѣрческіе,—многіе изъ иноковъ оставили монастыри и обратились въ мѣста прежняго своего жительства. Очевидно, что сіи лжеиноки перенесли въ свои семейства а селенія лжеученія и съ духомъ мстительности за преобразованіе монастырей, ихъ изгнавшее, съ особою заботливостію дѣйствовали, а можетъ и теперь дѣйствуютъ въ пользу развитія раскола.

Отмѣна двойной подати и распредѣленіе раскольниковъ въ тѣ сословія, изъ которыхъ они поступали въ составъ какой-либо ереси, было, такъ сказать, конечнымъ уничтоженіемъ той угрозы, какая удерживала ихъ отъ отпаденія отъ св. церкви. Раскольники прежняго времени считали для себя тягостною двойную дань и даже подписки, отбираемыя отъ пихъ въ принадлежности къ расколу. Это было поводомъ по крайней мѣрѣ къ тому, что они тайно придерживались раскола и скрытно соблазняли другихъ, но когда и сіи ограниченія ихъ своеволія отмѣнились, они стали заботливо и почти явно усиливать распространеніе раскола. Очевидно, что во многіе годы подобныхъ послабленій —расколъ повсемѣстно возрасталъ и укоренялся.

Въ здѣшнемъ краѣ преимущественно существуютъ ереси: молоканская, поповщинская и безпоповщинская съ разными отраслями послѣднихъ, основанными бродягами, отчужденными отъ церкви и отъ обществъ благоустроенныхъ, также безнравственностію и местію за преслѣдованія, вызываемою гоненіемъ за вѣру. Сущность молоканской ереси, представляемая послѣдователями, въ видѣ евангелическаго исповѣданія, есть ниспроверженіе всѣхъ уставовъ православной церкви, внушеніе всѣхъ безнравственныхъ началъ,- непризнаніе никакой власти и покровительство всѣхъ тѣхъ, которые sä преступленіе подлежатъ преслѣдованію правительства и законовъ.

Поповщинская ересь въ главномъ основаніи своемъ имѣетъ цѣлію: избраніе священниковъ, или изверженныхъ изъ духовнаго сана за пороки, слѣдовательно, наставниковъ всего порочнаго, или хотя и не лишенныхъ священства, но выдержавъ тихъ по ихъ обычаямъ исправу, т. ѳ., давшихъ клятвенный обѣтъ: не молиться ва Государя, не признавать надъ собою никакой

духовной власти и отправлять всѣ обряды церковные по ихъ обычаямъ съ искаженными понятіями о догматахъ вѣры. Слѣдовательно, избраніе священниковъ раскольниками попов-щинской секты, хотя рукоположенныхъ по обрядамъ св. церкви, но съ требуемою этою ересью исправою представляетъ видъ безнравственности, своеволія, безначалія и ниспроверженія святыни. Расколъ безпоповщинскій всѣхъ сословій, возникавшихъ въ разныя времена, основанныхъ лжеучителями, не имѣющими ни началъ нравственности, ни религіи и возбуждаемыхъ завистію, или ненавистію къ правительству, или видами преступнаго своекорыстія, являетъ еще большее ниспроверженіе всего религіознаго и нравственнаго уничтоженія всѣхъ таинствъ, установленныхъ св. церковію, наименованіе Государей еретиками и даже антихристами, преданіе проклятію всѣхъ, кто упоминаетъ на молитвѣ имя Государя или Императора, преслѣдованіе подобными же проклятіями тѣхъ, которые признаютъ уставы церкви и церковныя книги, исправленныя патріархомъ Никономъ, наконецъ распространеніе толковъ, что нѣтъ царя, а каждый человѣкъ самъ въ себѣ царь, что нѣтъ Іисуса Христа, а есть Спасъ на землѣ, какъ утверждаютъ безпоповщинцы спасова согласія, являютъ разрушеніе религіознаго, нравственнаго и вообще всякаго общественнаго порядка, а потому требуютъ самыхъ строгихъ и заботливыхъ мѣръ преслѣдованія, несмотря на важность прѳступеній, характеризующихъ каждаго изъ раскольниковъ; преслѣдованія этого рода преступленій до сихъ поръ производились съ большею умѣренностію, и потому можно сказать утвердительно, почти всегда безъ желаемаго успѣха.

Свобода молоканъ много ограничивается законами. Ограниченіе ихъ торговой предпріимчивости, запрещеніе отлучаться далѣе 30 верстъ отъ жительства, недозволеніе нанимать гдѣ-либо въ удаленіи земли, или покупать оныя и заводить тамъ хутора, или какую-либо осѣдлость, наконецъ, отнятіе права отбывать рекрутскую повинность наймомъ иначе какъ изъ молоканъ,—все сіе повидимому представляетъ достаточныя средства къ обузданію этой зловредной ереси; но и мѣры здѣсь упоминаемыя до сихъ поръ пе приводятъ къ желаемой цѣли.

Молоканская секта замѣчательно преуспѣваетъ въ своемъ развитіи. Въ примѣръ этого можно привести, что въ 1851 г. по распоряженію правительства, переселено около тысячи душъ

молоканъ въ Закавказскія провинціи, изъ одного самарскаго удѣльнаго имѣнія. Симъ распоряженіемъ казалось исторгнуты всѣ корни молоканства изъ среды удѣльныхъ крестьянъ самарскаго имѣнія,—но въ сущности и сія значительная мѣра не удовлетворила желаемой цѣли; остались сѣятели молоканства въ другихъ сословіяхъ, которыя, по своему зловредному стремленію, кажется не упускаютъ бросать сѣмена своей ереси и на ту почву, которая очищена съ такимъ значительнымъ пожертвованіемъ. Начали возникать новые слухи, что крестьяне выдаютъ себя молоканами, хотя по счастію подобныхъ случаевъ очень мало, да и тѣ прекращались иногда одними внушеніями и направленіями заблуждающихся. Обстоятельства сіи однакожъ не менѣе доказываютъ, что распоряженіе о переселеніи въ Закавказскія провинціи не является въ глазахъ простодушнаго крестьянина достаточною угрозою, при совращеніи въ молоканство и что мѣры, предлагаемыя законами для огражденія свободы молоканъ и ихъ преслѣдованія, не вполнѣ соотвѣтствуютъ своей цѣли. Проявляются примѣры, что молокане не подчиняются даже и тѣмъ ограниченіямъ правъ своихъ, какія законы указываютъ: торговля и отлучки ихъ отъ жительства не стѣсняются съ строгостію, законами требуемою, а съ ними, разумѣется нерѣдко соединяется и пристанодержательство, составляющее одно изъ главныхъ достоинствъ послѣдователей молоканской ереси. Желающіе находить вину подобныхъ отступленій, или послабленій въ чемъ-нибудь, конечно, отнесутъ это къ недосмотру полиціи, по каковъ долженъ быть надзоръ полиціи и какова должна быть сама полиція, чтобы услѣдить за дѣйствіями многочисленнаго общества разбросаннаго въ разныхъ мѣстахъ, укрывающаго каждый шагъ свой отъ преслѣдованія? Если прибавить къ этому виды своекорыстія или снисхожденія, ко-которымн заражаются иногда преслѣдователи, то невольно является заключеніе, что законы, ограничивающіе и преслѣдующіе молоканъ, существуютъ большею частію только на бумагѣ, а не въ исполненіи.

Послѣдователи другихъ раскольническихъ ересей устранены даже и той заботы преслѣдованія, какая обращена на молоканъ. До сихъ поръ, по порядку законами указанному, еретики завлекались подъ слѣдствіе и судъ за нарушеніе обрядовъ церкви и неисполненіе таинствъ. Сознавшіеся въ сихъ проступкахъ, или уличенные обстоятельствами, обрекались:

ели на церковныя епитеміи, или отдавались на увѣщаніе духовенства. Непреклонные на къ какамъ увѣщаніямъ отдавались подъ надзоръ мѣстнаго начальства въ ихъ жительствѣ и, не видя надъ собой никакой тягости преслѣдованія не только вдавались въ новыя подобныя преступленія, но заботливо завлекали и другихъ въ свою ересь, не говоря уже о членахъ ихъ семействъ, безусловно покорявшихся лжеученію и дурнымъ примѣрамъ наставниковъ изъ старѣйшихъ семейныхъ. Нарушеніе обрядовъ церкви и правилъ религіи, общее всѣмъ еретикамъ» очевидно влечетъ за собою непрерывный рядъ преступленій каждаго раскольника и непрерывное преслѣдованіе, хотя на дѣлѣ является иначе, потому что есть много раскольниковъ, не бывшихъ вовсе подъ вліяніемъ суда и слѣдствія. Отчего могутъ быть подобные случаи? Отвѣчать не трудно: или раскольникъ такъ скрытно ведетъ себя, что законнымъ порядкомъ его услѣдить и доказать нельзя, или еще проще, что слабыя наклонности преслѣдователей не дозволяютъ имъ смотрѣть пряно и безпристрастно на дѣйствія раскольниковъ. Каждый раскольникъ есть самый тяжкій преступникъ по тѣмъ видамъ его дѣйствій, какія являетъ его ересь; но кто изъ раскольниковъ преслѣдуется соразмѣрно винѣ своей? Виды законнаго преслѣдованія совершаются и то какъ бы по выбору надъ нѣкоторыми только за нарушоніе религіозныхъ обрядовъ, установленныхъ православною церковію, но почти никогда не бываетъ преслѣдованія за богохульство, порицаніе царя и непризнаніе властей, тогда какъ этого рода преступленія составляютъ духъ каждой ереси, наполняютъ душу, умъ и сердце каждаго раскольника. Сія тяжкія преступленія остаются безнаказанными потому только, что они совершаются скрытно, и не проявляются въ такихъ рѣзкихъ формахъ, какъ нарушеніе церковныхъ уставовъ. Но слабѣютъ ли отъ этого самыя преступленія и могутъ ли оставаться безъ наказанія, соразмѣрнаго ихъ важности? Можно ли ограничиваться въ опредѣленіи кары раскольникамъ церковными покаяніями, когда они не чтутъ церкви, или многократными увѣщаніями духовенства, опредѣленными послѣ каждаго новаго вида преступленія, когда они не уважаютъ пастырей духовныхъ и принимаютъ всѣ ихъ увѣщанія со злостію или насмѣшкою? Слѣдуетъ ли давать видь вѣротерпимости, или ограничиваться мѣрою христіанскаго снисхожденія къ заблудшимъ, подъ предлогомъ привязанности къ старинѣ, или къ обычаямъ ихъ пред-

ковъ, когда обычаи сіи искажены лжетолкователями до омерзѣнія, а подъ видомъ старопечатныхъ книгъ, на которыхъ упираются закоренѣлые раскольники, повсемѣстно являются рукописные пасквили и на религію и на правительство? Очевидно, что искоренѣніе этого страшнаго зла, какое развевается расколами, требуетъ нѣкоторой отмѣны въ порядкѣ преслѣдованія нынѣ существующемъ.

Говоря о средствахъ, употребленныхъ для обнаруженія раскола, нельзя не упомянуть о томъ, какъ сіи средства слабѣютъ отъ вліянія раскольниковъ. Огрубѣлый до невозможности и закоренѣлый расколъ является преимущественно между сельскими жителями, какъ по ихъ понятіямъ, болѣе ограниченнымъ, такъ и по удаленію отъ ближайшаго наблюденія высшей власти, съ большею заботою дѣйствующей на нскоре-нѣніѳ раскола. Въ селеніяхъ наблюденіе и преслѣдованіе остается на заботѣ мѣстнаго духовенства и зѳм. полиціи. Едва ли можно не согласиться, что сельское духовенство не стоитъ еще на той степени образованія, чтобы духовною властію, т. е., силою слова, могло остановить стремленіе къ расколу въ грубомъ, безсмысленномъ послѣдователѣ. Бывали примѣры, что и назиданіе высокихъ пастырей, принимались раскольниками не только безъ всякаго сознанія въ невѣжественныхъ заблужденіяхъ, но съ неуваженіемъ и даже презрѣніемъ.— Какого же успѣха можно ожидать въ дѣйствіяхъ духовенства къ уничтоженію раскола? Много бываетъ примѣровъ, что раскольники, по настоянію духовенства, и чтобы избѣгнуть тягости преслѣдованій, уступаютъ мѣрамъ преслѣдованія и объявляютъ себя обратившимися къ православію, но есть ли это пріобрѣтеніе христіанъ въ нѣдра церкви. Число этого рода христіанъ увеличиваетъ только цифры отчетовъ о принявшихъ православіе, но въ одно и то же время едва ли не ростутъ цифры не имѣющихъ никакой вѣры, т. е.' отпавшихъ наружно отъ обычаевъ и обрядовъ религіозныхъ, позаимствованныхъ у предковъ и не проникнутыхъ нисколько любовью къ православію. Духовенству ввѣряется наблюденіе за подобными чадами церкви,—-но такъ ли заботливо это исполняется, какъ требуетъ важность предмета? да и можетъ ли быть успѣхъ въ дѣйствіяхъ духовенства, когда дѣйствія сіи не имѣютъ достаточной силы, чтобы побороть невѣжество, просвѣтить темныя безсмысленныя идеи о религіи свѣтомъ истины, въ человѣкѣ, не понимающемъ важности религіи и нежелающемъ

принять прямое просвѣщеніе отъ наставника, на котораго смотритъ враждебно, га отклоненіе отъ обычаевъ и вѣры его предковъ? Бываютъ примѣры обращенія къ православію, приносящіе благодатные плоды, но наблюденія указываютъ, что едва ли не больше случаевъ совершенной безуспѣшности духовныхъ убѣжденій.—Добавлю къ этому,' что нерѣдко священникъ, даже при. самыхъ добрыхъ побужденіяхъ, видя свое слабосиліе въ дѣлѣ привлеченія къ православію, уступаетъ соблазнамъ раскольниковъ и отдается ихъ грѣховной зависимости. Въ такомъ положеніи чуть ли не всѣ тѣ изъ священниковъ, которые избираются самыми раскольниками, потому что несоотвѣтствующаго ихъ видамъ по своимъ качествамъ, они безъ сомнѣнія и не изберутъ въ свои наставники. Итакъ, въ дѣлѣ вѣры, кромѣ преступленій, порождаемыхъ ересью, яилііются нерѣдко поступки даже со стороны преслѣдователей,—наставниковъ духовныхъ.

Власть полиціи въ оскорбленіи раскола, высказываетъ еще менѣе успѣха. Уличенный въ расколѣ и подвергшійся преслѣдованію, отдается подъ надзоръ мѣстнаго сельскаго начальства. Другихъ средствъ полиція и не имѣетъ. Но что за средство это и можетъ ли оно быть когда-либо дѣйствительно? Въ мѣстахъ, гдѣ много раскольниковъ, наблюдете дѣлается сельскимъ выборнымъ и полицейскими сотскими, или затѣмъ, коихъ укажетъ полицейскій чиновникъ, или тѣ подчиняются надзору и преслѣдованіямъ, которые почему-либо непріязненны сельскому начальству и сильнѣйшимъ въ селеніи крестьянамъ. Слѣдовательно, преслѣдованіе дѣлается по выбору. Очевидно, что въ этихъ преслѣдованіяхъ нерѣдко оставляются въ забытья заслуживающіе большаго вниманія и выносятъ на себѣ тяготу полицейской наблюдательности такіе, которые представляютъ болѣе пищи для видовъ своекорыстія. Среди такихъ раскольниковъ чаще уловляются случаи беззаконныхъ браковъ, похоронъ и другихъ обрядовъ, съ отступленіями отъ правилъ церкви; тамъ же ловятся очень нерѣдко какіе-либо пришельцы, даже иногда извѣстные мѣстной полиціи по дѣйствительности ихъ значенія, но выдаваемые sa раскольническихъ священниковъ собственно потому, что или они сами, или тѣ, у которыхъ ихъ услѣдили, представляютъ болѣе выгодъ для преслѣдованія.

Не въ у кордону духовныхъ или свѣтскихъ преслѣдователей привожу подобные случаи;, но не могу не взглянуть на

эти случаи, какъ на доказательство въ слабомъ достиженіи прямой цѣли, также множества соблазновъ и искушеній, представляемыхъ расколомъ, о распространенія коихъ раскольники заботятся съ такою же силою, какъ и въ другихъ преступныхъ дѣйствіяхъ своихъ, чтобы болѣе выказать въ глазахъ невѣжественныхъ терпимость за вѣру, и уничтожить всякое уваженіе къ духовной и свѣтской власти. Такого рода преслѣдованія, давая полный просторъ расколу, ведутъ еще къ тѣмъ послѣдствіямъ, что не раскольники находятся въ вави-* симости у властей мѣстныхъ, но какъ бы наоборотъ. Видя слабосиліе къ своему обугданію, раскольники завлекаютъ къ себѣ толпы послѣдователей лжеученіемъ, болѣе доступнымъ простодушію и невѣжеству по безнравственнымъ началамъ и даже поводамъ благосостоянія, возрастающаго отъ беззаконныхъ дѣйствій общихъ всѣмъ раскольникамъ.

Простодушный поселянинъ, настроенный соблазнами раскола и затѣмъ ослабѣвшій, въ должномъ уваженіи и повиновеніи духовной и свѣтской власти, не проникнутый достаточно свѣтомъ религіи, дѣлается совершенно холоднымъ къ вѣрѣ и если не впадаетъ ясно въ расколъ, изъ опасенія преслѣдованій, то за то и наоборотъ, дѣлается совершенно чуждымъ православной церкви, какъ бы въ доказательство раскольникамъ, что вліяніе ихъ надъ нимъ господствуетъ. Здѣсь возникаетъ уже чистое безвѣріе, которое къ прискорбію души христіанской является въ такихъ большихъ размѣрахъ, что требуетъ большихъ заботъ и мѣръ, усиленныхъ къ направленію чадъ церкви на путь истинный. Постоянныя многолѣтнія наблюденія надъ сельскими обитателями въ рѳпигіозномъ отношеніи убѣдили меня, что многіе изъ нихъ не проникнуты любовію къ вѣрѣ и стремленіемъ къ православной церкви. Много встрѣчается не исполняющихъ главныхъ христіанскихъ обязанностей по причинамъ самымъ ничтожнымъ и по невниманію къ важности сихъ обязанностей; но еще болѣе является такихъ, которые представляютъ видимое отчужденіе отъ истины; для нихъ посѣщеніе храмовъ Божіихъ даже въ великіе праздники считается какъ бы не нужнымъ и даже тягостнымъ. Такое охлажденіе къ церкви,' Представляющее самое безвѣріе, конечно есть неоспоримое доказательство сильнаго вліянія раскола.

Чуждые нравственныхъ началъ, закоренѣлые въ невѣжествѣ, привязанные къ старинѣ, подстрекаемые совратителями, преисполненные видовъ своекорыстія, наконецъ проникнутые

ненавистью къ православію и местію къ властямъ имъ противодѣйствующимъ, конечно не могутъ быть направлены къ пути истинному, ни законами, въ духѣ вѣротерпимости ихъ преслѣдующими, ни средствами, употребляемыми до сихъ поръ духовною и свѣтскою властью.—Они должны быть изъяты ивъ общаго порядка слѣдствій и осужденій, по которому многіе преступники остаются въ подозрѣніи, а иногда и свободными отъ всякаго наказанія, собственно по недостатку юридиче-'скихъ фактовъ. Въ дѣлахъ раскола, совершаемыхъ скрытно и преслѣдуемыхъ секретно, подобный порядокъ, можно сказать утвердительно, всегда будетъ безуспѣшенъ. Можно услѣдить не соблюденіе таинствъ и обрядовъ, которое ведетъ къ исправленіямъ духовнымъ, т. е., покаянію и увѣщаніямъ; но часто ли бываютъ обнаруживаемыя другія преступленія, составляющія, такъ сказать, пищу каждаго раскольника, о которыхъ упомянуто мпою выше? Пусть въ нѣкоторыхъ случаяхъ и докажутся подобныя преступленія; пусть они будутъ даже и наказаны со всею законною строгостію; но какую пользу принесутъ немногіе случаи цѣлому, т. е. всему расколу, который въ основаніи своемъ имѣетъ всѣ преступленія высшей степени и не можетъ существовать безъ этого основанія. Надобно дерево зла истребить съ корнемъ и тогда только усохнутъ его вѣтви. Вѣротерпимость или снисхожденіе кг заблудшимъ потому только, что они заблужденія свои наслѣдовали отъ предковъ, въ дѣлахъ раскольническихъ ересей, обладающихъ обитателями здѣшняго края, я полагаю, и мѣста имѣть не можетъ. Подвергать увѣщаніямъ пастырей такихъ, которыхъ никакая словесная сила проникнуть не можетъ, значитъ ослаблять достоинство пастырей или еще болѣе уменьшать важность религіи. Незаравившіеся даже расколомъ, но только понимающіе сущность онаго, видя безуспѣшность противодѣйствія раскольникамъ, слабѣютъ въ привязанности къ вѣрѣ и ѳя ревнителямъ. Слѣдовательно, отъ этой христіанской исправительной мѣры терпитъ только вѣра, а не раскольники. Церковныя покаянія, опредѣляемыя нѳпрвзнающимъ церкви, представляютъ тѣ же послѣдствія.

Оставить въ рукахъ свѣтскихъ преслѣдователей одну только возможность слѣдить дѣйствія неуловимыя или судить поступки юридическими доказательствами недоказанные, значило бы избавить раскольниковъ отъ всякаго преслѣдованія. Видимо, что это приноситъ болѣе вреда нежели пользы.

Итакъ, обсуживая настоящій предметъ, соразмѣрно важности онаго и съ теплымъ участіемъ, я дозволяю себѣ смѣлость заключить, что порядокъ и средства, существующія въ настоящее время для искорененія раскола, являются недостаточными.

Трудно придумать рѣшительныя мѣры къ истребленію зла, развитаго въ большихъ размѣрахъ, укоренившагося вѣками Гдѣ въ упадкѣ и страдаетъ духовная сторона человѣка, гдѣ фанатизмъ руководитъ этого жалкаго страдальца, тамъ мѣры* строгости также рѣдко бываютъ успѣшны и даже опасны. За всѣмъ тѣмъ, будучи призванъ къ участію въ изысканіе мѣръ къ искорененію зла, я представляю здѣсь соображенія мои въ слѣдующихъ статьяхъ:

а) Привести въ возможно положительную опредѣленность всѣ ереси и отдалить отъ нихъ тѣ, которыя могутъ быть признаны терпимыми по своему основанію. Основаніемъ, не потрясающимъ религію и общественный порядокъ, можетъ быть принято одно отступленіе отъ обрядовъ церкви, возрожденное привязанностію къ древности, уваженіемъ къ обычаямъ предковъ, полнымъ убѣжденіемъ въ душѣ, что святыня не должна подлежать перемѣнамъ. Побужденія сіи хотя представляютъ нѣкотораго рода невѣжество, или застой въ просвѣщеніи, во они бегвредны и даже имѣютъ хорошую сторону, именно .въ томъ отношеніи, что выказываютъ высшія достоинства души и любовь къ религіи. Послѣдователями такого раскола можно признать однихъ только единовѣрцевъ. Все то, что въ правилахъ вѣры дозволяетъ себѣ болѣе указываемыхъ мною основаній и исполняется скрытно должно быть преслѣдуемо и уничтожаемо. Молитвы и совершенія обрядовъ религіозныхъ, не должны помрачаться тайнами. Цѣль всякаго религіознаго дѣйствія есть воспроизведеніе предметовъ благочестія, распространеніе истиннаго свѣта вѣры. Раевѣ свѣтъ можетъ огарить тамъ, гдѣ тьма и тайны его не допускаютъ? Бакая цѣль тайныхъ богослуженій? Опасеніе преслѣдованій? Гдѣ есть опасеніе, тамъ существуетъ что-либо недозволенное; слѣдовательно, богослуженіе (совершаемое), сопровождаемое дѣйствіями непозволительными, какъ уничтожающее чистоту основанія религіознаго, не должно быть терпимо. Неужели раскольникъ не можетъ видѣть въ своей молельнѣ православнаго, бѳгъ непріятнаго ощущенія, потому только, что послѣдній, по его понятіямъ, выражаясь обычными словами еретиковъ, напоми-

наѳтъ собою мерзость запустѣнія и носитъ печать антихриста? Если и такъ, то и этого рода идеи не должны уже существовать для сбереженія святости вѣры. Но по основаніямъ каждаго раскола, скорѣе надо допустить, что дурныя побужденія и дѣйствія раскольниковъ, не скрываемыя даже на молитвѣ, дѣлаютъ для него нестерпимымъ присутствіе православнаго. Поэтому расколы всѣхъ толковъ и сектъ признаю рѣшительно вредными, невозможными въ существованіи, требующими строгихъ преслѣдованій.

b) Для большаго удобства въ преслѣдованіи необходимо было бы привести въ извѣстность всѣхъ раскольниковъ, наименовавъ ихъ гласно тѣми названіями, какой ереси они принадлежатъ. Названія сіи употреблять вездѣ, гдѣ приведется именовать раскольника. Это имѣло бы ту пользу, что всякій по дѣйствіямъ зналъ бы значеніе раскольника и принималъ бы участіе въ преслѣдованіи, если раскольникъ принадлежитъ къ недозволенной ереси. Съ другой стороны оглашеніе раскольниковъ повлекло бы и къ тѣмъ послѣдствіямъ, что не дошедшій еще до состоянія неисправимаго, будучи постоянно потрясаемъ именемъ какъ бы преступнымъ, безъ сомнѣнія исподволь охлаждался бы въ привязанности къ расколу, а потомъ можетъ быть и совершѳнпо обратился бы къ православію. Въ дѣйствительности этой мѣры я убѣждаюсь тѣмъ, что во времена самыхъ строгихъ преслѣдованій еретики считали для себя однимъ изъ значительныхъ наказаній отбираемыя отъ нихъ подписки, въ которыхъ они именовались раскольниками.

c) Подвергнуть строгому пересмотру всѣ книги, употребляемыя раскольниками въ богослуженіи и оставить изъ нихъ только тѣ, которыя не измѣняютъ сущности въ догматахъ вѣры. Все то, что заключаетъ въ себѣ отмѣны существенныя, должно быть преслѣдуемо со всею строгостію на ряду съ рукописными книгами, на подобіе старопечатныхъ, преисполненными нелѣпыхъ толковъ, безнравственности, богохульства, уличенные не только въ написаніи такого рода книгъ, даже въ храненіи ихъ у себя должны быть судимы, какъ за преступленій первой степени.

d) Еще въ 1824 г. послѣдовало распоряженіе правительства, запрещающее исправлять молельни раскольниковъ. Въ рѣдкомъ мѣстѣ, гдѣ есть большое скопище раскольниковъ нѣтъ молельни, въ которой они собираются для молитвословія, по

обряду своей ереси. Неужели болѣе чѣмъ въ 30 л. прошедшаго времени, молельни и часовни, большею частію деревянныя, не испытали надъ собою разрушающей силы этой давности и остаются безъ поврежденій? Чтобы положить конецъ этимъ скопищамъ вредныхъ раскольниковъ, мнѣ кажется было бы самымъ лучшимъ средствомъ, не разсуждая о прочности молитвенныхъ домовъ и часовенъ и возможности существованія ошіхъ, всѣ помѣщенія этого рода уничтожить. Если же и затѣмъ откроется мѣсто для сборищъ въ какомъ-либо частномъ домѣ, отбирая этотъ домъ въ распоряженіе казны, допустившаго такое помѣщеніе въ своемъ домѣ преслѣдовать также и судить какъ главнаго соучастника въ преступленіяхъ первой степени, на томъ основаніи, что онъ даетъ пріютъ сборищамъ и самъ въ нихъ участвуетъ съ цѣлію ниспровергнуть порядокъ религіозный и общественный, такъ какъ этого рода преступленія свойственны духу каждой тайной ереси.

е) Раскольники всѣхъ толковъ считаютъ для себя не только грѣховнымъ, но омерзительнымъ какое-либо близкое общеніе съ христіанами. Даже пищу не принимаютъ изъ рукъ православныхъ, пока не отчитаютъ оную своими нелѣпыми толкованіями. Неужели это можетъ быть изъ чистаго религіознаго начала? Не есть ли это прямое, преступное намѣреніе: уничтожать святость религіи въ глазахъ невѣжественныхъ? Подобныя дѣйствія 'совершаются даже открыто. Бывали примѣры, что въ церквахъ единовѣрческихъ останавливали молящихся православныхъ, когда послѣдніе осѣнили себя крестомъ, за то только, что сложенный крестъ есть трехперстный. Это свершается явно и единовѣрцами; что же дѣлаютъ теперь съ православными раскольники скрыто дѣйствующіе?

Въ видахъ удаленія всякой возможности соблазнять православныхъ въ ересь, надлежитъ воспретить рѣшительно всѣмъ раскольникамъ, не исключая и единовѣрцевъ имѣть у себя въ работникахъ, или для какихъ бы то ни было потребностей кого-либо изъ православныхъ, преслѣдуя со всею строгостію нарушеніе этого правила какъ раскольниками, такъ и православными.

Л Преслѣдованіе раскольниковъ мѣрами скрытыми не при-^ несло до сихъ поръ существенной пользы и проявлялось иногда въ видахъ вредныхъ, давая болѣе повода къ соблазнамъ преслѣдователей и выставляя въ глазахъ еретиковъ преслѣдованія, не только -въ духѣ., вѣротерпимости, но даже ..съ видомъ го-

ненія за вѣру. Подобныя идеи можетъ быть проникаютъ и нѣкоторыхъ ревнителей православія, не имѣющихъ прямыхъ понятій о ересяхъ и непонимающихъ цѣли секретныхъ наблюденій и преслѣдованій. Я полагаю, было бы весьма полезно опредѣлить значеніе каждой ереси, вредной по своимъ свойствамъ и невозможной въ существованіи, огласить опредѣленіе расколовъ и карать ихъ послѣдователей по всей строгости, какъ га самыя тяжкія преступленія, дѣйствуя открыто и поощряя даже тѣхъ, которые будутъ содѣйствовать въ преслѣдованіяхъ. Слѣдствіе и судъ скрытнымъ порядкомъ надъ одними только отступниками отъ православія или нарушителями таинствъ до сихъ поръ мало приводили къ желаемой цѣли. Поэтому надо судить каждаго вреднаго еретика со всею строгостію уже и за то, что онъ членъ опасной ереси, участникъ вреднаго сообщества.

g) Ограниченіе правъ гражданскихъ опредѣленное въ законахъ преимущественно для молоканской ереси распространить на всѣхъ еретиковъ. Судить со всею строгостію какъ тѣхъ, которые будутъ нарушать это ограниченіе, такъ и тѣхъ, кои будучи предназначены для преслѣдованій, смотрятъ равнодушно на нарушителей закона.

Между мѣрами, опредѣленными для обузданія еретиковъ въ послѣднее время вышло распоряженіе правительства, чтобы дѣтей раскольниковъ, прижитыхъ отъ незаконныхъ браковъ, показывать незаконными въ ревизскихъ сказкахъ. Для крестьянина и даже купца эта мѣра не дѣлаетъ въ сущности никакого ограниченія, потому что права ихъ гражданственности отъ того почти нисколько не теряютъ. Въ наслѣдованіи имѣній, это распоряженіе можетъ стѣснить, но имѣніе купца и крестьянина, какъ состоящее большею частію въ неопредѣленныхъ капиталахъ, можетъ быть по произволу раскольника распредѣляемо, какъ между законными наслѣдниками, такъ и незаконными дѣтьми его.

Въ видахъ вящшаго обузданія раскольниковъ, можетъ быть признается возможнымъ поступать съ ихъ дѣтьми отъ беззаконныхъ браковъ на подобіе того, какъ опредѣлено въ отношеніи дѣтей бродягъ, т. 6., отбирать дѣтей и распредѣлять ихъ по усмотрѣнію мірскихъ обществъ и начальства такъ, чтобы они не имѣли общенія съ родителями. Дѣти бродягъ отдаются въ военные кантонисты и распредѣляются въ заведеніяхъ содержимыхъ приказомъ общественнаго призрѣнія. По много-

численности раскольниковъ конечно эта мѣра невозможна; по-надобилось бы устраивать особыя заведенія въ большихъ размѣрахъ и учреждать новые баталіоны кантонистовъ, что очевидно неудобоисполнимо. Взамѣнъ того, я полагаю, можно бы было отобранныхъ отъ раскольниковъ дѣтей по усмотрѣнію мірскихъ обществъ распредѣлять въ христіанскихъ селеніяхъ въ семействахъ отличающихся хорошею нравственностію и опредѣлять на содержаніе ихъ необходимые расходы, для покрытія которыхъ учредить особый уравнительный сборъ съ самихъ же раскольниковъ всѣхъ сословій, безъ изъятія. Если бы это предположеніе признано было возможнымъ въ существованіи, то, полагаю', не трудно будетъ опредѣлить дальнѣйшія подробности къ исполненію онаго и къ устройству дѣтей раскольниковъ, по достиженіи ими совершеннолѣтія. Мятежи, бывшіе въ западныхъ губерніяхъ, возбудили правительственную мѣру: взимать рекрутъ съ гражданъ сихъ губерній при каждомъ наборѣ. Полагаю, было бы полезно и справедливо, подчинить этой мѣрѣ раскольниковъ всѣхъ вредныхъ сектъ въ томъ убѣжденіи, что дѣйствія ихъ къ потрясенію религіи и разрушенію общаго благоустройства, угрожаютъ послѣдствіями, болѣе гибельными, нежели поступки толпы бунтующей, востающей въ ослѣпленіи на защиту мнимыхъ правъ своихъ.

Наконецъ к) совратителей изъ православія въ расколъ, по всей справедливости, слѣдовало бы судить какъ га убійство. Если подвергается таковой казни лишившій жизни физической, то неужели слабѣе долженъ быть наказуемъ тотъ, кто покушается на уничтоженіе жигни духовной?

Въ излагаемыхъ мною здѣсь мысляхъ я представляю тѣ мѣры, какія по мнѣнію моему могли бы искоренить великое зло—истребить расколъ. Сознаю самъ неумѣренность моихъ предположеній и даже затруднительность исполненія нѣкоторыхъ ивъ нихъ. Но въ дѣлѣ, не вполнѣ изысканномъ еще, а между тѣмъ сущностію своею представляющемъ для меня важность высшей степени, я выхожу невольно изъ предѣловъ умѣренности въ моихъ предположеніяхъ: легче извлекать мѣры, существенно полезныя изъ идей рѣзкихъ и строгихъ, нежели придумывать что-либо положительное и сильное игъ' слабыхъ соображеній и основаній. Подобныя основанія дѣлаютъ слабымъ всѳ зданіе и создаютъ полумѣры. Но возможно ли думать о полумѣрахъ тамъ, гдѣ адо. развитое съ

необыкновенной силой, впитанное въ кровь человѣческую, укоренившееся вѣками—представляетъ послѣдствія самыя гибельныя? Знаю, что въ преслѣдованіяхъ дѣйствій противу вѣры, а между тѣмъ на вѣрѣ основанныхъ, подстрекаемыхъ фанатизмомъ и глубоко запавшихъ въ душу человѣка, строгость можетъ вести къ дурнымъ послѣдствіямъ, но не менѣе убѣждаюсь и въ томъ, что если дѣйствительно осуществить нѣкоторыя изъ мѣръ мною приведенныхъ и употреблять сіи мѣры исподволь, съ осмотрительностію, то они де повлекутъ за собой другихъ дѣйствій, какъ только достойную кару тѣмъ, которые останутся закоренѣлыми ниспровергателями религіознаго и общественнаго порядка. Позволяю себѣ убѣдиться даже въ томъ, что если бы изданы были какія-либо строгія правила для искорененія вредныхъ расколовъ, а между тѣмъ данъ былъ срокъ послѣдователямъ на размышленіе, или подчиниться мѣрамъ преслѣдованія, или оставить заблужденіе присоединеніемъ къ православію, единовѣрію и даже расколу, терпимому, то безъ сомнѣнія въ самый непродолжительный періодъ времени, явилось бы болѣе обратившихся къ пути истины, нежели, какъ успѣли въ этомъ многолѣтнія усилія въ духѣ вѣротерпимости и христіанскаго милосердія. Можетъ быть замѣтятъ иные, что страдаетъ достоинство религіи, когда допускается обращеніе къ вѣрѣ съ видомъ нѣкотораго насилія. На это, да позволено будетъ мнѣ возразить: въ какомъ случаѣ болѣе терпитъ религія, или ори порядкѣ вещей нынѣ существующемъ, или, когда мѣрами, хотя строгаго, но справедливаго преслѣдованія, исправляются закоренѣлые заблудшіе и обращаются въ нѣдра церкви? Чтобы разительнѣе представить необходимость строгихъ мѣръ, приведу въ доказательство, что мнѣ приводилось услѣдить между крестьянами, что нѣкоторые игъ зараженныхъ молоканскою ересью, при постоянныхъ наблюденіяхъ и заботливыхъ преслѣдованіяхъ полиціи безъ всякихъ увѣщаній являлись съ сознаніемъ въ заблужденіи и съ желаніемъ обратиться въ православіе, собственно уже потому, что имъ казалось обременительнымъ преслѣдованіе. Это служитъ доказательствомъ, что какую пользу принесли бы Строгія мѣры, наводящія страхъ на заблужденіе и * невѣжество.

При подписаніи журнала С. секретнаго совѣщательнаго коми-тета 19 апрѣля 1858 г. нѣкоторые члены—какъ напримѣръ, мѣстный преосвященный—подали свое особое мнѣніе по поводу взглядовъ, высказанныхъ другими сочленами, нѣкоторые же— какъ напримѣръ, г. управляющій С. удѣльною конторою— подписывая общій журналъ, считалъ нужнымъ сдѣлать довольно характерную приписку, которая должна была объяснить «на* чальству», что поданное имъ мнѣніе должно объясниться господствовавшимъ въ правительственныхъ сферахъ направленіемъ, но что нынѣ съ измѣненіемъ таковаго, измѣнились, конечно, и его сужденія на данный вопросъ. Приводимъ особое мнѣніе С. преосвященнаго и приписку г. управляющаго С. удѣльною конторою.

Особое мнѣніе С. епископа Ѳ., поданное по подписаніи журнала совѣщательнаго комитета 19 апрѣля 1858 года

состоявшагося.

Подъ этимъ журналомъ я подписался съ особымъ мнѣніемъ по той причинѣ, что съ мнѣніемъ нѣкоторыхъ изъ членовъ комитета я не могу согласиться, именно: одинъ изъ членовъ, къ ослабленію или къ уничтоженію раскола: I) полагаетъ отмѣнить нѣкоторыя существующія мѣры, указанныя отъ правительства, потому что мѣры сіи, якобы, не сопровождались доселѣ удовлетворительными послѣдствіями.

2) Полагаетъ запретить православнымъ священникамъ ходить въ раскольническіе дома съ крестомъ и св. водою.

3) Полагаетъ необходимымъ подготовить свѣдущихъ и благонадежныхъ сельскихъ священниковъ, отзываясь въ то же время съ невыгодной стороны о настоящемъ духовенствѣ, по причинѣ, якобы, недостатка образованности и нравственности во всемъ духовенствѣ.

4) Съ этимъ мнѣніемъ согласенъ и другой членъ управляющій нынѣ С. губерніей.

Но 1) такъ какъ огначенныя въ мнѣніи перваго члена мѣры или постановленія въ искорененію раскола введены отъ высшаго правительства, а совѣщательному комитету предписано изобрѣсть новыя мѣры къ искорененію раскола, а &е дано права отмѣнять существовавшія доселѣ; то съ этимъ мнѣніемъ я не могу согласиться, потому еще, что если эти мѣры по мнѣнію , г. члена строгія, не вели къ дѣли, то это

8&висило не отъ неудовлетворительности сихъ мѣръ, а частію отъ ненадлежащаго приложенія нхъ къ дѣлу и частію отъ неудовлетворительнаго содѣйствія имъ со стороны мѣстныхъ властей. А чтобы эти мѣры, какъ полагаетъ онъ, членъ, имѣли4 повсюду послѣдствіемъ своимъ увеличеніе расколовъ, то я этому не нахожу доказательствъ.

При томъ же, если эти мѣры не имѣли удовлетворительныхъ послѣдствій, относительно искоренія раскола, то они много содѣйствовали къ удержанію раскольниковъ открыть и ненаказанно отправлять свои обряды и унижать православіе

2) Относительно хожденія православныхъ священниковъ съ крестомъ и св. водою по домамъ раскольниковъ, я полагаю объ этомъ сдѣлать раздѣльное сужденіе, именно: къ тѣмъ раскольникамъ, кои цѣлыми семействами съ давняго времени, состоятъ въ расколѣ, священники православные, конечно, не должны ходить съ крестомъ и св. водою, да они и не ходятъ и сами раскольники не пускаютъ ихъ. Но вх тѣхъ приходахъ, въ коихъ расколъ существуетъ не съ давняго времени, во многихъ семействахъ можно находить такихъ членовъ, которые исповѣдуютъ православную вѣру, тогда какъ ихъ родственники, живущіе съ ними въ одномъ домѣ состоятъ въ расколѣ и притомъ въ разныхъ сектахъ. Хожденіе въ такіе дома православныхъ священниковъ для исполненія требъ нѣтъ основанія воспрещать, потому что есть законная потребность, да и тѣ члены семейства, кои состоятъ въ расколѣ, не противо-рѣчагь въ такомъ случаѣ священникамъ, а большею частью только, на время молебна, или на время исправленія другой службы православнымъ священникомъ для православныхъ лицъ въ этомъ домѣ, уходятъ изъ онаго.

3) Относительно недостатка образованности и нравственности въ духовенствѣ, какъ пишетъ въ своемъ мнѣніи вышеупомянутый г. членъ, еще въ 1856 г., при моемъ предмѣстникѣ, происходила переписка между г. министромъ внутреннихъ дѣлъ и г. оберъ-прокуроромъ Св. Синода по поводу подобнаго отвыва о С. духовенствѣ, если не ошибаюсь, отъ того же лица. Но переписка сія кончилась тѣмъ, что С. духовенство признано совершенно не заслуживающимъ такого упрека; объ этомъ уже мнѣ дано знать отъ Си. Синода. Впрочемъ и безъ этого документа, я полагаю, будетъ преувеличеннымъ, если сказать, что все духовенство какой-либо епархіи подлежитъ упреку въ томъ или другомъ недостаткѣ, на

какія указывается. Кронѣ того, съ подобнымъ отзывомъ о духовенствѣ я потому не могу согласиться, что и безъ этого подготовленіе благонадежныхъ священниковъ для С. епархіи, хотя и нѣтъ въ ней еще своей семинаріи, во въ другихъ семинаріяхъ совершается основательно и въ достаточномъ количествѣ; ибо въ каждый курсъ изъ сосѣдственныхъ семинарій выпускается отъ 40 — 50 воспитанниковъ для С. епархіи, устные отвѣты коихъ, письменное упражненіе, а также служба свидѣтельствуютъ, что они не напрасно провели время въ семинаріи и вынесли изъ оной достаточный запасъ свѣдѣній, между прочимъ, и о вѣроисповѣданіяхъ и преимущественно о расколахъ въ Россіи существующихъ. Затѣмъ, если бы изъ молодыхъ ли священниковъ, или изъ давнишнихъ кто-либо составилъ исключеніе иэъ этого,—обнаружилъ бы временную неисправность по службѣ или поведенію, состоя въ приходѣ раскольническомъ, на таковой случай отъ Св. Синода указаны надлежащія мѣры къ устраненію такого недостатка, именно таковыхъ священниковъ неотложно замѣняютъ другими, болѣе благонадежными.

Относительно молоканъ: такъ какъ эти сектанты увлекаютъ изъ православныхъ въ свою секту и сами держатся въ оной преимущественно способами матеріальными и вольностію не только относительно церковныхъ законовъ, но и гражданскихъ, такъ что православному священнику нѣтъ доступа къ нимъ для увѣщанія ихъ, то исключительными мѣрами въ ограниченію и искорененію молоканства въ С. епархіи, по моему мнѣнію, должны быть мѣры въ рукахъ гражданскаго правительства находящіяся; тѣмъ болѣе, что многіе изъ молоканъ въ С. проживающихъ, доселѣ еще не испытали на себѣ надлежащаго приложенія этихъ мѣръ, въ доказательство сего указываю на проживающаго въ г. С. молоканина Г. объ ограниченіи коего въ дѣйствіяхъ молоканства я неоднократно писалъ г. начальнику С. губерніи, указывая на тѣхъ, кого онъ совратилъ въ молоканство, и которые могли уличить ѳго въ этомъ,—и, помнится, г. начальникъ губерніи увѣдомлялъ меня, что онъ по моимъ отношеніямъ дѣлалъ распоряженія, но не извѣстно,— почему Г. не только не ограничивается, но еще на большее простирается въ распространеніе молоканства, такъ что^ въ недавнее время, по желанію одного молоканина обратиться въ православіе, я посылалъ къ нему священника Ястребова для приготовленія его къ крещенію посредствомъ необходи-

мыхъ наставленій; а Г. въ тоже время, присылалъ своего внука увѣщевать, или, правильнѣе сказать, угрожать увѣщеваемому, чтобы онъ ни подъ какимъ видомъ не переходилъ изъ молоканства въ православіе. Объ этомъ также со* общѳно отъ меня г. начальнику губерніи.

Г. управляющій С. удѣльною конторою, подписываясь подъ журналомъ С. секретнаго совѣщательнаго комитета, сдѣлалъ слѣдующую приписку: «раздѣляя мнѣніе г. начальника С. губерніи объ обстоятельствахъ, согласныхъ съ моими предположеніями, нужнымъ нахожу ходатайствовать, чтобы въ представленіи мнѣній на усмотрѣніѳ начальства, было объяснено время, когда подано мною мнѣніе. Этимъ объяснится по возможности причина разнорѣчія моего мнѣнія съ другими, какъ равно предположеніе нѣкоторыхъ мѣръ неудобоисполнимыхъ въ настоящее время по обстоятельствамъ, въ послѣднее время измѣнившимся*.

Сообщилъ А. Львовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.