МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ОДНА ИЗ ОСНОВ УЛУЧШЕНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ
Салиева М.Х. Юсупов К.М., Мирзаева М.М., Ахмедов А.М.
Андижанский государственный медицинский институт Андижанский машиностроительный институт
Путём анкетирования проведено изучение мнения пациентов первичного звена здравоохранения сельской местности. Изучены пути улучшения медицинской помощи сельскому населению, а также медицинская активность пациентов. Дан анализ удовлетворенности пациентов работой врачей общего профиля (ВОП). Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве амбулаторно -поликлинической помощи может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи.
Ключевые слова: анкетирование, респонденты, первичное звено, сельское здравоохранение, медико-санитарная помощь, специалист, врач общего профиля.
OPINION OF RURAL HEALTH PATIENTS - ONE OF THE BASES OF IMPROVEMENT OF
HEALTH CARE IN PRIMARY
The questionnaire was used to study the opinion of patients in primary health care in rural areas. The ways of improving medical care for the rural population, as well as the medical activity of patients, were studied. An analysis of patient satisfaction with the work of general practitioners (GPs) is given. The study of the opinion of the rural population about the organization and the quality of outpatient care can be used to develop recommendations for improving primary health care.
Keywords: questionnaire, respondents, primary care, rural health care, health care, specialist, general practitioner.
QISHLOQ SOG'LIQNI SAQLASH PATSIENTINING FIKRI - BIRLAMCHI ZVENODA TIBBIY - SANITARIYA YORDAMINI KO'RSATISHNI YAHSHILASH ASOSLARIDAN
BIRIDIR
Anketa qishloq joylardagi birlamchi tibbiy-sanitariya yordamidagi bemorlarning fikrini o'rganish uchun ishlatilgan. Qishloq aholisiga tibbiy yordam ko'rsatishni yaxshilash, shuningdek bemorlarning tibbiy faolligi o'rganildi. Umumiy amaliyot shifokorlari (GP) bemorlarning qoniqishi tahlili berilgan. Qishloq aholisining ambulatoriya-poliklinika yordamini tashkillashtirish va sifati to'g'risidagi fikrlarini o'rganishda birlamchi tibbiy yordamni yaxshilash bo'yicha tavsiyalar ishlab chiqishda foydalanish mumkin.
Kalit so'zlar: anketa, respondentlar, birlamchi tibbiy yordam, qishloq vrachlik punkti, sog'liqni saqlash, mutaxassis, umumiy amaliyot shifokori.
Бй!: 10.24411/2181 -0443/2020-10033
Актуальность. Повышение качества оказания медицинской помощи определено как приоритетная задача реформирования здравоохранения. Важной особенностью Государственной программы реформирования системы здравоохранения является многоуровневый (многокомпонентный) подход к
повышению качества медицинской помощи. Изучение удовлетворенности пациентов качеством труда медработников первичного звена здравоохранения позволяет определить приоритетные направления улучшения работы.
Одним из показателей оценки качества медицинской помощи служит удовлетворенность ею пациентов. Постоянно растущий объем получаемой па -циентами информации в вопросах организации и оказания медицинской помощи способствует тому, что в лечебные учреждения приходят грамотные пациенты, которые предъявляют обоснованные требования к качеству оказываемой медицинской помощи. Однако до сих пор изучению потребности и удовлетворенности медицинской помощью, оказываемой в первичном звене сельского здравоохранения, уделяется мало внимания. Мнение пациентов о медицинском обслуживании - важный критерий при оценке деятельности медицинских учреждений. Этот субъективный критерий отражает конкретные достоинства и недостатки в организации лечебно-диагностического процесса и способствует при соответствующей оценке принятию адекватных действий руководством учреждения.
Цель работы: проведение опроса по изучению удовлетворенности пациентов качеством ПМСП сельского района.
Материал и методы. С этой целью проведено анонимное анкетирование 70 пациентов сельского района (табл.1).
Таблица 1
Распределение обследованных пациентов по возрасту_
№ Возраст в годах Абс. %
1. 29-39 17 24,3
2. 40-49 лет 23 32,9
3. 50-59 лет 19 27,1
4. 60лет и старше 11 15,7
Всего 70 100
Анкета включала 41 вопрос и формализованные ответы, касающиеся как профессиональных, так и личностных качеств ВОП. Статистический анализ результатов проводился с применением традиционных статистических методов.
Результаты и их обсуждение. Среди респондентов женщины составляют -58,6%, мужчины - 41,4%. Возраст пациентов колебался от 29 до 77 лет, из них 24,3% представляют возрастную категорию 29-39 лет, 32,9% - 40-49 лет, 27,1% - 50-59 лет, 60 лет и старше - 15,7%. 81,4% обследованных имеют среднее и высшее образование и лишь 18,6%- начальное. По социальному положению респонденты распределены следующим образом: 48,6% составляют рабочие, служащие, фермеры, бизнесмены и 51,4% - пенсионеры, домохозяйки, безработные и учащиеся.
На вопрос: «Ваша оценка своего здоровья?» пациенты ответили следующим образом: отличное и хорошее у 65,7%, одинаково часто удовлетворительное и плохое (по 17,1%).
75,7% пациентов болели острыми и хроническими заболеваниями. Свои заболевания в 55,7% случаев связывают с высокой стоимостью необходимой медицинской помощи, отсутствием нужных лекарств, недостаточной компетенцией медперсонала, недостаточным сервисом медицинских услуг первичной медико -санитарной помощи, в 44,3% случаев - с материальными трудностями семьи, плохими условиями быта, неблагоприятными условиями труда (рис.1).
Рис.1. Причины заболеваний пациентов
Основная масса пациентов (45,7%) обращалась за медпомощью вначале заболевания,18,6%- по вопросам профилактики и здорового образа жизни, такое же количество - после самолечения, 17,1% - в тяжёлых случаях.
В течение последнего года 74,3% пациентов посетили ВОП от 1 до 5 раз и более и лишь 25,7% - не посетили (Р<0,05). Основная масса пациентов (65,7%) затрачивает на посещение врача от 1до 2 часов, 34,7% - 3 часа и более. Необходимо отметить, что лишь 27,1% пациентов полностью удовлетворены работой ВОП, 42,8% - не в полной мере, 20,1% -не удовлетворены работой ВОП (рис.2).
60,00%
|
27,10%
40,00% 20,00% 0,00% и'--.
- -- 42,80% *
20,10%
«Р1
оР
V оР
(V
Рис.2. Удовлетворённость пациентов работой ВОП
Пациенты считают (рис.3), что на качество работы ВОП в первую очередь влияет неудовлетворительная организация рабочего места, недостаточная оснащённость оборудованием(45,7%), низкая квалификация врача (32,9%), очередь на приём (17,1%) и другие (4,3%).
Рис.3. Факторы, влияющие на качество работы ВОП
Нами проведена оценка профессиональных качеств врача со стороны пациентов (оценка от 1до 5 баллов), которая представлена в табл.2.
Таблица 2
Оценка профессиональных и человеческих качеств врача
№ Качества врача Оценка в баллах ( %)
1 -2 балла 3 балла 4-5 баллов
Профессионализм 10,0 28,6 61,4
Человечность - 35.7 64,3
Из табл.2 видно, что 61,4% респондентов оценили профессиональные качества врача от 4 до 5 баллов, 28,6% -3 балла и 1 -2 балла -10%. Оценка человечности врача (оценка от 1до 5 баллов) обнаружила следующее: 64,3% оценили от 4 до 5 баллов и 35.7%- 3 балла. Атмосферу и микроклимат в лечебном учреждении пациенты оценивают так: доброжелательность и терпимость в 67,2%, безразличие к пациенту, атмосфера напряжённости и недовольства в 32,8%. 87,3% пациентов дают положительную оценку деятельности медицинских учреждений села.
Необходимо отметить, что свою медицинскую активность пациенты связывают в 41,4% с доступностью медицинской помощи, в 40% - с медицинской культурой, знанием вопросов профилактики и здорового образа жизни, в 18,6% - с традицией семьи. У пациентов чаще встречается низкая медицинская активность (37,2%), высокая и средняя - наблюдается одинаково часто: по 31,4% (рис.4).
40,00% 35,00% 30,00% 25,00%
средняя
низкая
Рис.4. Медицинская активность пациентов
На вопрос какие медицинские учреждения посещали респонденты ответы были следующие:больше половины обследованных пациентов (67,2%) посещала СВП и ЦРБ, 32,8% -областные медицинские учреждения, диагностические центры и клиники, в том числе и платные.
Нами проведен анализ кратности посещений пациентами районных медицинских учреждений. Анализ показал, что 68,6% пациентов по направлению врачей ВОП или сами с консультативно-диагностической, лечебной и с реабилитационной целью посещали районные медучреждения - до 4 раз и более и лишь 31,4% до 2 раз (Р<0,05).
При выяснении причин направления пациентов в областные, республиканские медицинские учреждения выявлено следующее: 42,9% пациентов направлены в связи с недостаточной диагностической аппаратурой, 37,1% - с недостатком организации специализированной помощи в районе, 11,4% - с недостаточной квалификацией медперсонала и в 8,6% случаев с недостатком медикаментов (рис.5).
8,60%
■ недостаток аппаратуры
■ недостаток спец помощи
■ недостаток
квалификации врачей
недостаток лекарств
37,10%%
Рис.5. Причины направления пациентов в областные, республиканские
1. При планировании лечебно -оздоровительных мероприятий среди сельского населения, следует учитывать его низкую медицинскую активность, вследствие чего, максимально приблизить медицинскую помощь.
2. Непрерывное изучение мнения основных потребителей медицинских услуг даёт возможность определить основные направления, реализация которых будет способствовать улучшению качества медицинской помощи и повышения эффективности деятельности медицинских учреждений в целом. Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве ПМСП может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию её.
1. Волобуев Е.В. «Отношения врачей и родственников пациентов в системе качества медицинской помощи» тема диссертации и автореферата по ВАК 14.02.05, кандидат медицинских наук 2011, г.Волгоград.
2. Горбунов М.В., Горбунов В.И., В.И.Плужник, Королёва О.В. Стационарная помощь детям глазами родителей.//Педиатрия.- М., 2012.-№2.- С.140-142.
3. МаматкуловБ., Уразалиева И.Р.Удовлетворённость пациентов качеством работы медицинских сестер первичного звена здравоохранения.// Мед.ж.Узб. -Т., 2012.-№4.-С.49-51.
4. Серегина И.Ф. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи / И.Ф. Серегина, А.Л.Линденбратен, Н.К. Гришина // Проблемы социальной гигиены и история медицины.2009. № 5. С. 3—7.
5. Удовлетворенность населения региона качеством работы службы скорой медицинской помощи /А.В. Колесников, А.В. Бреусов, В.В. Шичанин, Р.А. Бреусов //Московская областная станция скорой медицинской помощи, Красногорск, Россия, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия. Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2017. Т. 21. № 1. С. 109—116.
6. Салиева Манзура Хабибовна, Азизов Юрий Далиевич, Мирзаева Махпора Мамадалиевна Пути модернизации медико-санитарной помощи сельскому населению // Re-health journal. 2019. №2.
медучреждения
Выводы:
ЛИТЕРАТУРА: