http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-100-103
УДК 614.2 (063)
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧАСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Козлов1 В.А., Фунтикова1 Е.Л., Поляков2 Б.А., Мушников2Д.Л.,
1ГБУЗ Ивановский областной онкологический диспансер, г. Иваново, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново, Российская Федерация
Аннотация: Злокачественные новообразования остаются одной из актуальных и социально значимых проблем здравоохранения многих стран мира. В статье представлены результаты исследования выполненного с целью научного обоснования медико-организационной модели формирования политики регионального здравоохранения в части онкологической помощи населению. Методы: статистический, социологический, экспертной оценки, аналитический, документальный. Используемые средства и объем исследования: учетно-отчетная медицинская документация (34524 единицы), карты экспертной оценки (456 случаев оказания помощи, 23 карты экспертной оценки материально-технической базы), специально составленные анкеты (426 медицинских работников, 565 пациентов). Методом экспертных оценок выделены основополагающие критерии успешности региональной политики здравоохранения в части онкологической помощи населению, предложена методика ее количественной оценки и даны нормативные значения.
Разработаны и апробированы методические подходы к изучению политики здравоохранения в части онкологической помощи по 4 выделенным компонентам: инфраструктурному, имиджевому, технологическому, медико-социальному. Представлен комплекс предложений и показана их эффективность.
Ключевые слова: политика здравоохранения, онкологическая помощь, эффективность здравоохранения.
Злокачественные новообразования остаются одной из актуальных и социально значимых проблем здравоохранения многих стран мира [2, 4, 5]. В Российской Федерации злокачественные новообразования устойчиво занимают второе место среди причин смертности населения [3]. Не стала исключением и Ивановская область. Их удельный вес в общей структуре смертности составляет более 13%. В Российской Федерации по смертности от рака Ивановская область занимает 29 место, несмотря на то, что по заболеваемости - 6 место. На первом месте в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женского населения находится рак молочной железы. У мужчин наиболее часто встречаются рак органов дыхания, простаты и желудка. На долю этих видов опухолей приходится более 50% случаев всех злокачественных новообразований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» смертность от рака к 2018г. в РФ должна быть снижена до 192,8 на 100 тыс. населения. В настоящий момент она составляла 207,0 в нашем регионе. Для реализации Указа необходимо проведение исключительно эффективных и направленных мероприятий.
Проблема борьбы со злокачественными новообразованиями - многоаспектная, - это, вопросы: образа жизни и медицинская активности самих граждан, экологическая ситуация, организация ранней диагностики онкопатологии и ее профилактика, своевременное, доступное и качественное лечение современными методами установленных случаев злокачественных новообразований, организация паллиативной помощи [1]. Вместе с тем, в современной организации онкологической помощи населению России остается целый ряд нерешенных вопросов, в том числе: повышение эффективности использования финансовых, людских и материальных ресурсов онкологической службы; повышение мотивации граждан к сохранению собственного здоровья и участию в мероприятиях по профилактике онкопатологии; формирование современных принципов информационной и коммуникационной политики онкологической службы [1]. Таким образом, требуется научное обоснование новой модели формирования политики онкологической службы регионального уровня, с учетом современных вызовов и возможностей, и на основе комплексного анализа всех ее компонентов, что не нашло отражения в раннее проведенных исследованиях.
Материалы и методы. База исследования: ГБУЗ
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
ИвООД, онкологическая служба Ивановской области. Время проведения исследования: 2014-2017 гг. Единицами наблюдения на разных этапах исследования явились: медицинская организация (ИвООД), случай оказания помощи, медицинский работник, пациент. Методы: статистический, социологический, экспертной оценки, аналитический, документальный. Используемые средства и объем исследования: учетно-отчетная медицинская документация (34524 единицы), карты экспертной оценки (456 случаев оказания помощи, 23 карты экспертной оценки материально-технической базы), специально составленные анкеты (426 медицинских работников, 565 пациентов). Методом экспертных оценок выделены основополагающие критерии успешности региональной политики здравоохранения в части онкологической помощи населению, предложена методика ее количественной оценки и даны нормативные значения.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ инфраструктурного компонента политики здравоохранения в части онкологической помощи характеризуется тем, что при достаточном уровне подготовленности материально-технической базы к проведению мероприятий (коэффициент соответствия 8,8) эффективность ее использования остается еще на низком уровне и не обеспечивается должным образом мероприятиями по управленческому планированию и организации. Качество структуры кадров онкослужбы в целом имеет высокий уровень соответствия (коэффициент соответствия 0,78), однако по ряду ключевых параметров (онкоподготовленность, онконастороженность, организация труда, мотивация к профилактической работе, фондовооруженность) отмечены низкие оценки, что снижает общую эффективность системы диагностики. Уровень подготовленности значительной части (56,7%) врачебного персонала первичного звена здравоохранения по ряду позиций является неудовлетворительным, что осложняется не осознанием медицинскими работниками значимости профилактических мероприятий в структуре профессиональной деятельности и их низкой мотивацией к регулярной актуализации и пополнению знаний. Наиболее низкую онкопод-готовленность имеют врачи подразделений стационара, специалисты хирургического профиля, врачи возрастной группы 50 лет и старше, с низкой квалификацией и сроком после последнего повышения квалификации три года и больше.
В современных условиях медико-социальный компонент политики здравоохранения в части онкологической службы снижен, что характеризует высокая онко-подверженность населения сочетается с низкой онко-настороженностью и онкоинформированностью: индекс онконастороженности в популяции составил 34,1 на 100 опрошенных, индекс информированности по
вопросам онкопрофилактики и ранней онкодиагно-стики - 40,5 на 100 опрошенных, индекс онкопредрас-положенности - 153,4 на 100 опрошенных.
Политика в области качества онкологической помощи имеет признаки снижения (количество диагностических и медико-организационных дефектов в среднем составляет 1,7 на один случай диагностированного рака), что приводит к запущенным случаям онкопатологии.
Экспертиза качества оказанных медицинских услуг онкологического профиля показала, что имеет место снижение по ряду его свойств в современных условиях. Первые ранговые места по частоте нарушений принадлежат следующим свойствам качества медицинских услуг: своевременности - 121,8; адекватность - 96,4; преемственность - 90,8; результативности -83,6; доступности - 82,7 на 100 случаев. В структуре медико-организационных дефектов качества помощи по результатам экспертной оценки ведущую долю занимают: диагностические (не выполнение медицинским персоналом стандарта онкоскрининга, не использование инструментальных и лабораторных методов исследования) - 70,5%; против организационно-тактических (нарушение преемственности на каналах связи «женская консультация - поликлиника», «стационар - поликлиника», «поликлиника-онкодиспансер»; нарушение правил оформления результатов онкоосмотра в первичной медицинской документации) - 28,0% и лечебно-профилактических дефектов (недостаточное внимание к женщинам с факторами риска онкопатологии, низкий уровень санитарно-просветительной работы) -11,5%.
Результаты исследования показали, что существующая система онкологической помощи в современных условиях недостаточно эффективна и требует совершенствования. С 2010 г. Ивановская область в числе первых регионов приступила к реализации Национальной онкологической программы. В области сформирована этапная система оказания онкологической помощи, где головным учреждением является онкологический диспансер со стационара коечной мощностью в 628 коек (из них 195 коек дневного пребывания, а также 20 коек отделения паллиативной онкологии «Хоспис») и консультативной поликлиникой на 78 900 посещений в год.
В первичном звене здравоохранения организованы 14 первичных онкологических кабинетов со сертифицированными онкологами. Функционируют 47 женских смотровых кабинетов. Проводится совершенствование организации их деятельности по вопросам ранней диагностике предопухолевых и злокачественных новообразований. Проводится работа по открытию мужских смотровых-кабинетов (открыто 8 кабинетов). Организованы осмотры населения области на визуальные формы рака, в т.ч. «подворные» обходы сельского
населения (не реже одного раза в год). Активизированы скрининговые методы массового обследования населения (маммография, флюорография, исследования на онко-маркеры).
Активно проводятся мероприятия по формированию «онкологической настороженности» у населения и врачей, а именно! ежемесячные выступления специалистов онкодиспансера на радио, телевидении, выпуск видеороликов, брошюр по профилактике и ранним симптомам опухолей, методических рекомендаций для врачей первичного звена по ранней диагностике рака. Производятся выплаты врачам первичного звена в размере 500 рублей за каждый случай раннего выявления злокачественного новообразования. Организована выездная форма курации сотрудников онко-диспансера в муниципальных образованиях области не реже 2 раз в год. Проводятся «Дни открытых дверей» в поликлинике онкодиспансера, краткосрочные курсы обучения на месте врачей различных специальностей, акушерок смотровых кабинетов, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов по теме «Ранняя диагностика визуальных с форм злокачественных новообразований».
Проводится работа по совершенствованию материально-технической базы онкологической службы. Создание цифровых архивов приводит к значительной экономии средств, которые тратились на расходные материалы (пленка и химреактивы), а также на содержание больших пленочных пожароопасных архивов. Телемедицина также способствует консолидации отделений ЛПУ в единый рабочий механизм.
Применение телемедицинских и автоматизированных систем ставит работу на принципиально новый качественный уровень, отвечающий современным взглядам на организацию лечебно-диагностического процесса. С помощью телерадиологии осуществляется передача медицинского изображения из первичного источника в центры с опытными врачами-онкологами, которые могут не только дать экспертную оценку сложного наблюдения, но также определить целесообразность лечения на месте или необходимость оказания пациенту высокотехнологичной медицинской помощи в федеральном медицинском учреждении.
Проведение телерадиологических консультаций и телеконференций врачей позволяет в интерактивном
режиме проанализировать радиологические изображения пациентов с привлечением наиболее высококвалифицированных специалистов. Кроме этого, с целью повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи была проверена оптимизация работы диспансера. Так, работа консультативной поликлиники была организована в две смены, что позволило значительно сократить время ожидания пациентом приема специалиста. Операционные также начали работать в 2 смены, что - способствовало уменьшению очередей на оперативное вмешательство. В настоящее время внедряется новая форма работы - массовое анкетирование населения (анамнестический скрининг) на выявление злокачественных новообразований.
Разработанная организационно-функциональная модель повышение эффективности реализации политики онкологической помощи, которая включающая 4 стратегических направления в условиях Ивановской области показала свою эффективность (снижение числа запущенных случаев онкопатологии в 2016 г. на 12%; повышение уровня профилактической активности пациентов на 15%, их онкоинформированности на 26%).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Политика здравоохранения: вопросы теории и практики: монография/ В.Ф. Филатов, В.О. Щепин, Е.П. Жиляева, А.А. Сыстерова; под науч. ред. акад. РАМН О.П. Щепина. - М.: ГУ ННИИ Общественного здоровья и здравоохранения РАМН, 2007. - 276 с.
[2] Стародубов В.И., Щепин О.П., ред. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М. ГОЭТАР-Медиа, 2013 .
[3] Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В., ред. Злокачественные новообразования в России в 2015 г. (заболеваемость и смертность) М. ФГБУ «МНИОИ им. П. Герцена» Минздрава России, 2016.
[4] Козлов В.А., Поляков Б.А., Мушников Д.Л. Принципы изучения, оценки, формирования и развития политики здравоохранения в части онкологической помощи населению на региональном уровне (Монография), Иваново, 2017, 320 с.
[5] Странадко Е.Ф. Задачи онкологической службы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний в системе диспансеризации населения //Здра-воохр.Рос.Федерации.- 1989.- №11.- С.10-13.
PRINCIPLES OF FORMATION OF REGIONAL POLICY HEALTH IN
CANCER CARE PART
Kozlov V.A., Mushnikov D.L., Polyakov B.A., Funtikova E.L.
1Ivanovo regional oncologic dispensary, Ivanovo, Russian Federation 2Ivanovo state medical Academy, Ivanovo, Russian Federation
Annotation: malignant neoplasms remain a topical and socially significant health problem in many countries of the world. The article presents results of studies performed with the objective of scientific substantiation of health policy-
making for regional organizational model of health care in part of Oncology aid rendered to population. Methods: statistical, sociological, peer review, analysis, documentary. The means used and the amount of study: accounting and reporting medical documentation (34524), expert assessment card (456 cases of assistance 23 cards peer review of material-technical base) specially prepared questionnaire (426 health workers, 565 patients). Method of peer review highlighted the fundamental regional health policy success criteria in part of Oncology aid rendered to population, the technique of its quantification and regulatory values. Developed and tested methodological approaches to the study of health policy in the part of cancer care for 4 selected components: infrastructure, imidzhevomu, technological, medico-social. Submitted a set of proposals and their effectiveness.
Key words: health policy, cancer care, effectiveness of health care.
REFERENCES
[1] Politika zdravookhraneniya: voprosy teorii i prakti-ki: monografiya/ V.F. Filatov, V.O. Shchepin, E.P. Zhi-lyaeva, A.A. Systerova; pod nauch. red. akad. RAMN O.P. Shchepina. - M.: GU NNII Obshchestvennogo zdoro-v'ya i zdravookhraneniya RAMN, 2007. - 276 s.
[2] Starodubov V.I., Shchepin O.P., red. Obshchestvennoe zdo-rov'e i zdravookhranenie. Natsional'noe rukovodstvo. M. GOETAR-Media, 2013 .
[3] Chissov V.I., Starinskiy V.V., Petrova G.V., red. Zlo-kachestvennye novoobrazovaniya v Rossii v 2015 g. (za-
bolevaemost' i smertnost') M. FGBU «MNIOI im. P. Gertsena» Minzdrava Rossii, 2016.
[4] Kozlov V.A., Polyakov B.A., Mushnikov D.L. Printsipy izucheniya, otsenki, formirovaniya i razvitiya politiki zdravookhraneniya v chasti onkologicheskoy pomoshchi nase-leniyu na regional'nom urovne (Monografiya), Ivano-vo, 2017, 320 s.
[5] Stranadko E.F. Zadachi onkologicheskoy sluzhby po pro-filaktike i ranney diagnostike onkologicheskikh za-bolevaniy v sisteme dispanserizatsii naseleniya //Zdra-vookhr.Ros.Federatsii.- 1989.- №11.- S.10-13.