Научная статья на тему 'Мма (mixed martial arts) как прямое выражение западной культуры'

Мма (mixed martial arts) как прямое выражение западной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1813
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ММА (MIXED MARTIAL ARTS) / СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПОЕДИНОК / СОРЕВНОВАНИЯ / ПОБЕДА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВО / АМЕРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИИ / SPORTS / MMA (MIXED MARTIAL ARTS) / FIGHT / COMPETITIONS / VICTORY / TV / LIFESTYLE / STATE / AMERICAN TRADITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трунёв Сергей Игоревич, Залевский Александр Владимирович, Епифанова Наталия Николаевна

Статья посвящена проблеме идеологических, философских аспектов современной спортивной деятельности на примере смешанных боевых искусств. Представлены особенности древнегреческого единоборства без правил древнего панкратиона, охарактеризованы идеалы греческой культуры, которыми руководствовались в борьбе за статус граждане того времени. На основании обобщения теоретических сведений о смешанных единоборствах показано, что современный большой спорт и ММА (Mixed Martial Arts) как часть американской культуры представляют собой транснациональный конгломерат: экономический, политический и информационный, где спортсмена высокого уровня все труднее расценивать как национального героя того или иного государства. Следовательно, проблема заключается в том, что посредством негативной и агрессивной информации, воздействия на сознание и подсознание многомиллионной телеи интернет-аудитории внедряются новые нравственные нормы, ценности и правила поведения, которые впоследствии могут проецироваться на внешнюю социальную среду, соответствующим образом изменяя характер и структуру социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MMA (Mixed Martial Arts) as a direct demonstration of Western culture

The article deals with the problem of ideological, philosophical aspects of modern sports activities by a case study of mixed martial arts. The study presents the peculiarities of the ancient Greek martial arts without rules, i.e. the ancient pankration, describes the ideals of Greek culture that guided the struggle for the status of citizens of that time. Summarizing the theoretical information about mixed martial arts, the authors show that modern professional sport and MMA as a part of American culture are a transnational conglomerate: economic, political and informational one, where it is harder to regard the high-level athlete as a national hero of a state. Therefore, the problem is in the fact that through the negative and aggressive information, the influence on consciousness and subconsciousness of a multimillion TV audience and the Internet users, new ethical standards, values and behavior rules are introduced. Afterwards, they can be projected onto the external social environment and can change the nature and structure of social relations correspondingly.

Текст научной работы на тему «Мма (mixed martial arts) как прямое выражение западной культуры»

УДК 796.011:796.8:17.023.36(4-011+73)

https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.5

Трунёв Сергей Игоревич

доктор философских наук, профессор кафедры философии Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Залевский Александр Владимирович

Trunyov Sergey Igorevich

D.Phil., Professor, Philosophy Department, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Zalevsky Alexander Vladimirovich

кандидат философских наук, профессор кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

PhD, Professor, Economics and Humanities Department, Engels Technological Institute (branch) of

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Епифанова Наталия Николаевна

Epifanova Natalia Nikolaevna

кандидат философских наук, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

ММА (MIXED MARTIAL ARTS) КАК ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ

PhD, Assistant Professor, Economics and Humanities Department, Engels Technological Institute (branch) of

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

MMA (MIXED MARTIAL ARTS) AS A DIRECT DEMONSTRATION OF WESTERN CULTURE

Аннотация:

Статья посвящена проблеме идеологических, философских аспектов современной спортивной деятельности на примере смешанных боевых искусств. Представлены особенности древнегреческого единоборства без правил - древнего панкратиона, охарактеризованы идеалы греческой культуры, которыми руководствовались в борьбе за статус граждане того времени. На основании обобщения теоретических сведений о смешанных единоборствах показано, что современный большой спорт и ММА (Mixed Martial Arts) как часть американской культуры представляют собой транснациональный конгломерат: экономический, политический и информационный, где спортсмена высокого уровня все труднее расценивать как национального героя того или иного государства. Следовательно, проблема заключается в том, что посредством негативной и агрессивной информации, воздействия на сознание и подсознание многомиллионной теле- и интернет-аудитории внедряются новые нравственные нормы, ценности и правила поведения, которые впоследствии могут проецироваться на внешнюю социальную среду, соответствующим образом изменяя характер и структуру социальных отношений.

Summary:

The article deals with the problem of ideological, philosophical aspects of modern sports activities by a case study of mixed martial arts. The study presents the peculiarities of the ancient Greek martial arts without rules, i.e. the ancient pankration, describes the ideals of Greek culture that guided the struggle for the status of citizens of that time. Summarizing the theoretical information about mixed martial arts, the authors show that modern professional sport and MMA as a part of American culture are a transnational conglomerate: economic, political and informational one, where it is harder to regard the high-level athlete as a national hero of a state. Therefore, the problem is in the fact that through the negative and aggressive information, the influence on consciousness and subconsciousness of a multimillion TV audience and the Internet users, new ethical standards, values and behavior rules are introduced. Afterwards, they can be projected onto the external social environment and can change the nature and structure of social relations correspondingly.

Ключевые слова:

спорт, ММА (Mixed Martial Arts), смешанные единоборства, поединок, соревнования, победа, телевидение, образ жизни, государство, американские традиции.

Keywords:

sports, MMA (Mixed Martial Arts), fight, competitions, victory, TV, lifestyle, state, American traditions.

В диалоге «Государство» Платон писал: «...тем, кто блюдет государство, надо прилагать все усилия к тому, чтобы от них не укрылась его порча, и прежде всего им надо оберегать государство от нарушающих порядок новшеств в области гимнастического и мусического искусств» [1]. Что касается мусических искусств, то их воспитательная роль очевидна: изменяя слова любимых народом песен, мы оказываем прямое воздействие на его сознание (вспомним историю российского

гимна). Меж тем с гимнастическими искусствами, т. е. с той совокупностью телесных практик, которая теперь уже традиционно определяется понятием «спорт», не все так однозначно. История спорта насчитывает 2500 лет: начиная от первого упоминания о древних Олимпийских играх, далее до их восстановления Пьером де Кубертеном и заканчивая современным состоянием. Интерпретируя высказывания американского историка литературы Ханса Ульриха Гумбрехта, определим спорт как категорию спортивного зрелища, которое носит особый характер, так как проникнуто духом агона (соревновательности) и арете (стремления к превосходству) [2, с. 57].

С 776 г. до н. э. греческий историк Тимей ввел летоисчисление по олимпиадам. Каждый олимпийский праздник отмечался в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли «олимпиаду» - греческий олимпийский год [3, с. 10].

Этос соревнований на больших греческих праздниках все еще отражал дух героических предков. Он, как и поэмы Гомера, увлекал молодежь, определял идеалы, которыми руководствовались в борьбе за статус и власть граждане и представители элит того времени.

Религия, искусство, мифы способствовали и были направлены на воспитание в каждом мужчине воина и героя.

Те, кто проявили незаурядное упорство, выносливость, отвагу и решительность и добились победы в крупнейших панэллинских играх, могли, как и сегодняшние олимпионики, поднять свой социальный статус. Граждане родного города при жизни возводили памятник чемпиону [4, с. 54].

Таким образом, идеализация воина-победителя в греческой скульптуре и даже представление о богах - покровителях тех или иных соревнований составляли органичную особенность той культуры, выражали социальную позицию, образ жизни и идеалы общества. Как писал об этом Й. Хёйзинга, «в эллинском обществе уже на ранней ступени агонистика заняла столь широкое место и обрела столь серьезный статус, что дух уже более не осознавал ее игрового характера. Состязание во всех его видах и во всех случаях стало для греков такой интенсивной функцией культуры, что его расценивали как "обычный" и полноценный элемент жизни, игрой же более не считали» [5, с. 44].

Предшественником современных смешанных единоборств и наиболее близким к нему по стилю является панкратион, зародившийся в 648 г. до н. э. в Древней Греции, который соединял кулачный бой и борьбу. Если принимать в расчет время проведения первой Олимпиады (776 г. до н. э.), то это сравнительно поздно, что объясняется очевидной жестокостью данного вида спорта и наличием в Древнем мире четкого разделения между спортивным состязанием и боевым столкновением [6].

Термин «MMA» был введен в 1995 г. Риком Блюмом, президентом одной из ранних организаций по смешанным единоборствам. Смешанные боевые единоборства (Mixed Martial Arts (ММА)) являются едва ли не самым популярным видом единоборств, проигрывая по популярности (и, соответственно, размерам уплачиваемых бойцам гонораров) разве что профессиональному боксу. Как и в любом виде спорта, соревнования по ММА проходят по определенным правилам, которые, на наш взгляд, несут достаточно весомую идеологическую нагрузку.

ММА называют «боями без правил». Казалось бы, здесь заключен определенный парадокс: в боях без правил существуют вполне определенные правила (не наносить удары в паховую область или по затылку, не придерживаться руками за сеть октагона (специальная клетка восьмиугольной формы) и т. п.). Их не много, но они есть. Здесь невольно вспоминается фраза: «Разрешено все, что не запрещено законом», т. е. если спортсмен совершает в октагоне действия, неупоминаемые в своде правил, он неподсуден.

Впрочем, нарушение правил также может остаться безнаказанным в том случае, если оно не замечено рефери. Судейский вердикт после вынесения обжалованию не подлежит. Правило «победителей не судят», характерное для западной (преимущественно американской) идеологии, работает и в сфере спорта. Многочисленные подтверждения этого находим в американской массовой культуре: любой боевик демонстрирует, что правая (с точки зрения главного героя) цель оправдывает любые средства ее достижения.

Подача спортивных новостей при помощи телевизионной камеры в режиме онлайн выглядит иначе, нежели ведение трансляций из спортивного зала.

Согласно Н. Луману, развлечение в медиа строится на основе игры, создания в тексте не только напряжения, но и неожиданности, нарушения порядка. Если в новостной ленте просто перечисляют события дня, то телевизионные картинки дают подробное освещение происходящих действий в прямом эфире [7, с. 68]. Телевидение предлагает визуальное представление, где действия становятся видимыми, а недостатки и промахи бойцов, атлетов в телевизионных повторах подчеркивают и фиксируют лучшие фрагменты от защиты до нападения, самые зрелищные удары в поединках.

В смешанных единоборствах имеются промоутерские компании - «промоушены», которые занимаются организацией боев. Промоушены являются мотором этого вида спорта. Существует

негласное ранжирование данных организаций. Так, например, первой в списке является UFC (Ultimate Fighting Championship - Абсолютный бойцовский чемпионат). Эта американская компания, организующая бои по смешанным правилам, считается лидером в мире смешанных единоборств. В компании собраны лучшие на настоящий момент бойцы. Bellator является второй по статусу промоутерской компанией.

Как и положено в сфере шоу-бизнеса, задолго до самого поединка промоутеры сводят бойцов перед всевидящим оком прессы, устраивая словесный поединок (trash talk, т. е. 'грязная болтовня'), в котором противники «награждают» друг друга порой самыми оскорбительными выражениями (к мифологической, т. е. идеологической, оппозиции «верх - низ» вернемся позже). В сущности, подобного рода практики были характерны и для поединков архаических индоевропейцев, однако в XXI в. они выглядят бестактностью, если не откровенным хамством. (К слову сказать, российские бойцы не позволяют себе оскорбительных высказываний в адрес противника, что, по мнению некоторых комментаторов, лишает событие некоторой части «зрелищности».)

Современный большой спорт представляет собой глобальный конгломерат экономических, политических и информационных факторов. Нахождение талантов и подготовка будущей смены -необходимое условие развития любого вида спорта. В настоящее время профессионалы скорее напоминают предпринимателей, которые больше руководствуются своими собственными интересами. «Продавая» свое имя и лицо, они получают дополнительные дивиденды от рекламы и спонсоров в дополнение к суммам, прописанным в спортивных контрактах за каждый бой. Спортсмена высокого уровня все труднее рассматривать как национального героя того или иного государства, так как зачастую он становится «человеком мира» или таковым его делают крупные корпорации в целях рекламы. Разделяем мнение Кристофера Лэша, американского социального философа и историка культуры, который ссылается на заявление известного спортивного комментатора Говарда Коселла о том, что спорт больше нельзя продавать публике только «как спорт или как религию»: «Спорт - это не вопрос жизни и смерти. Спорт - это развлечение» [8, с. 36].

Поединок начинается с приветственного удара по перчаткам, однако здесь возможны тонкости. В американской традиции ММА не принято официально приветствовать противника, отдавая ему дань уважения. Так что если в ответ на приветствие спортсмен получит удар в голову (high kick), это не будет считаться нарушением - «Разрешено все, что не запрещено законом».

Победу в поединке можно одержать болевым или удушающим приемом, нокаутом или в результате подсчета очков. Очки начисляются по степени нанесенного противнику ущерба. «Раненых» бойцов добивают (что опять-таки не свойственно российской культуре, провозглашающей «милость к павшим»), находясь сверху или за спиной противника. Оценка зрителем и судьями степени нанесенного ущерба выступает основным критерием для вынесения конечного судейского решения, что сближает ММА с еще одним зрелищем, распространенным на Западе, -кетчем (реслингом), который в общих чертах сформировался в США во второй половине XIX в.

Несмотря на то что к настоящему времени реслинг превратился в сугубо постановочное представление, с ММА его роднит демонстрация умения как причинять, так и терпеть боль. Р. Барт написал об этом: «Глазам публики является здесь величественное зрелище боли, поражения и справедливости. Человеческая боль представляется в кетче со всей преувеличенностью трагической маски: страдая от "жестокого" приема (выкручивания руки, зажима ноги), кетчист являет образ непомерного страдания; как на средневековых "пьета", он показывает нам свое лицо, искаженное невыносимым горем. Понятно, что в кетче была бы неуместна какая-либо застенчивость, она противоречила бы намеренной демонстрации зрелища, тому представлению боли, которое и составляет конечную цель схватки. Соответственно, все жесты, причиняющие боль, наделены здесь особой зрелищностью, - так фокусник в высоко поднятой руке демонстрирует залу свои карты; боль, возникающая без понятной причины, и сама была бы непонятна; прием реально жестокий, но осуществленный скрытно, был бы нарушением неписаных законов кетча и не обладал бы никакой социологической эффективностью как бессмысленный или паразитарный жест» [9, с. 78].

Зрелище страдания особенно подчеркивается комментаторами ММА и выражается фразами наподобие: «На его лице гримаса боли», что еще раз усиливает идеологическую (в терминах Р. Барта) значимость умения причинять и терпеть боль.

Вторым после нанесения видимого ущерба противнику моментом, способным влиять на судейский вердикт, является агрессия. Как правило, при прочих равных выигрывает тот, кто наступает, наносит больше ударов. Этот момент, вероятнее всего, происходит от чисто американской установки на постоянную экспансию, вторжение на чужие территории. Приведем высказывание британского политолога Кристофера Коукера: «Собственный опыт Америки подсказывал ей, что история имеет линейный характер: положение постоянно улучшалось. Страна шла по прямой от успеха к успеху. Американцы никогда не терпели поражений на поле боя или в какой-либо сфере деятельности от иностранного противника или в результате экономического коллапса. Прогресс и был американской философией, что объясняет, почему европейская философская традиция в

Америке оказалась сравнительно слабой. Американцы никогда особенно не задумывались над положением человека. История не подталкивала их к таким размышлениям» [10, с. 75].

Отметим, что в русской воинской традиции безоглядное наступление никогда не являлось самоцелью. Здесь можно вспомнить М. Кутузова, стратегически выигравшего тактической сдачей Москвы, или, например, что даже название советского синтетического боевого искусства «самбо» расшифровывается как «самооборона без оружия». Если же посмотреть на историю, станет понятно, что Россия, несмотря на многочисленные военные победы, всегда больше оборонялась, нежели наступала.

С мнением К. Коукера совпадает позиция Ж. Бодрийяра, согласно которому современная американская культура выстраивается как тотальное соревнование и непрерывная экспансия. С точки зрения прагматики это соревнование может быть бессмысленным, но оно пронизывает всю экономическую, социальную и культурную жизнь Америки: «I DID IT! Лозунг новой разновидности рекламы, аутистического шоу, чистой и пустой формы, вызова самому себе, который заменил прометеевский экстаз соревнования, старания и успеха. Нью-йоркский марафон стал своего рода интернациональным символом этого фетишизированного представления, горячки бессмысленной победы над пустотой, экзальтации бессмысленного геройства» [11, с. 89].

Напомним, что у эллинов не было понятия рекорда, победитель оставался в этом статусе всю жизнь, спорт не превращался в бесконечное и потому бессмысленное действо. В традиционной отечественной культуре экспансия и конкуренция вне какого-то очевидного практического смысла имели место лишь в качестве демонстрации «молодецкой удали».

Позиция сверху в ММА называется full mount. Это понятие кажется многомерным и требует более тщательного разбора. Очевидно, здесь речь идет об оппозиции «верх - низ». Если учесть, что в английском языке слово «гора» звучит как mountain, можно перевести данное словосочетание как «полная гора», т. е. безоговорочно доминирующее положение (положение лежа на спине с сидящим сверху противником считают атакующим исключительно адепты бразильского джиу-джитсу). Здесь, с одной стороны, на память приходит детская игра в «царя горы», которая заключается в том, что играющие забираются на снежную гору, при этом сталкивая вниз конкурентов. С другой стороны, проецирование этого образа на американское общество позволяет лучше понять смысл слова «конкуренция». Конкурировать - значит взобраться на вершину горы, любыми способами устранив конкурентов. «Победитель получает все» (еще один штамп, характерный для западной культуры), проигравший становится «лузером». К слову сказать, разгромная победа над противником обозначается понятием «деклассирование» и применительно уже к социальной плоскости имеет смысл полного разорения конкурента, выведения его во внеклассовое (асоциальное, маргинальное) состояние.

Бой окончен. Рефери вскидывает вверх руку одного из бойцов. Победитель дает короткое интервью, в котором благодарит спонсоров и тренера, а также воздает должное противнику. Враг повержен, и теперь самое время красочно расписать его достоинства, тем самым на порядок приумножив собственные. Стандартная фраза: «Мне достался крайне неудобный соперник, но я был гораздо лучше подготовлен». Так начинается пиар-акция следующего боя. В этом аспекте, на наш взгляд, снова отчетливо просматривается отличие между американской и российской культурами: в России традиционно не принято рекламировать самого себя, а скромность является укоренившейся христианской добродетелью.

Наконец, завершая разговор об идеологических моментах поединка по ММА, следует упомянуть о ring girls, т. е. девушках из модельных агентств, в задачи которых входит выносить в октагон таблички с номерами раундов, держать чемпионский пояс и т. п. Наличие девушек не только добавляет адреналина зрителям, но также недвусмысленно указывает на то, что победителю достаются не только деньги. Если добавить к сцене награждения роскошные автомобили (чего, к сожалению, в реальности нет), то перед нами развернется картина некоего подобного земному раю симулятивного, по Ж. Бодрийяру, пространства - пространства «настоящих мужчин», периодически унижающих и уничтожающих друг друга за недоступные рядовому потребителю блага: «большие деньги», женщин модельной внешности и другие атрибуты «шикарной жизни». Это и есть мечта рядового потребителя зрелищ.

Потеря здоровья, травмы, а возможно, и летальный исход остаются за кадром, поскольку «кто не рискует, тот не пьет шампанского».

В заключение согласимся с Платоном в том, что изменения гимнастического воспитания также способны значительным образом влиять на культуру, поскольку каждый вид спорта несет в себе ряд идеологически насыщенных моментов. В игровой форме в сознание рядового потребителя (многомиллионная телеаудитория, заинтересованные интернет-пользователи) внедряются ценности, нормы и правила поведения, которые впоследствии могут проецироваться на

внешнюю социальную среду, соответствующим образом изменяя характер и структуру социальных отношений.

Ссылки:

1. Платон. Государство. Кн. IV. М., 2005. 424b.

2. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / пер. с англ. В. Фещенко. М., 2009. 176 с.

3. Хавин Б.П. Все об олимпийских играх. 2-е изд., доп. М., 1979. 607 с.

4. Норберт Э. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос : филос.-лит. журн. 2006. № 3 (54). С. 41-62.

5. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 464 с.

6. Poliakoff M. Combat Sports in the Ancient World: Competition, Violence, and Culture. New Haven ; L., 1995. 220 p.

7. Зверева В. Телевизионный спорт // Логос. 2006. № 3 (54). С. 63-75.

8. Лэш К. Вырождение спорта // Там же. С. 23-40.

9. Барт Р. Мифологии. 3-е изд. М., 2014. 352 с.

10. Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000. 272 с.

11. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. 204 с.

References:

Bart, R 2014, Mythology, 3rd ed., Moscow, 352 p., (in Russian). Baudrillard, J 2000, America, St. Petersburg, 204 p., (in Russian). Coker, Ch 2000, Twilight of the West, Moscow, 272 p., (in Russian).

Gumbrecht, HU & Feshchenko, V (transl.) 2009, In praise of athletic beauty, Moscow, 176 p., (in Russian). Huizinga, J 1992, Homo ludens. In the shadow of tomorrow, Moscow, 464 p., (in Russian). Khavin, BP 1979, All about the Olympic Games, 2nd ed., Moscow, 607 p., (in Russian). Lesh, K 2006, 'The degeneration of sport', Logos, no. 3 (54), pp. 23-40, (in Russian).

Norbert, E 2006, 'Genesis of sport as a sociological problem', Logos: filos.-lit. zhurn., no. 3 (54), pp. 41 -62, (in Russian). Plato, 2005, Republic, book IV, Moscow, 424b, (in Russian).

Poliakoff, M 1995, Combat Sports in the Ancient World: Competition, Violence, and Culture, New Haven, London, 220 p. Zvereva, V 2006, 'TV sports', Logos, no. 3 (54), pp. 63-75, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.