Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 8 (24). Серия: ПЕДАГОГИКА _
К СТОЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ
И. П. Тюрина
МИТРОФАН МАКСИМОВИЧ ПОЛЯКОВ - ПЕДАГОГ, ХУДОЖНИК, КОЛЛЕКЦИОНЕР
Томский областной художественный музей
И.Я. Хазов. Портрет М.М. Полякова
В начале XX в. в высших учебных заведениях Томска рисунок преподавали ведущие томские художники. Долгие годы с Учительским институтом было связано имя В.И. Лукина (1871-1943), вся творческая жизнь которого прошла в Томске. Три года работал в городе и какое-то время в Учительском институте С.М. Прохоров, приехавший по рекомендации И.Е. Репина из Петербурга преподавать в классах рисования и живописи Томского общества любителей художеств. Факты биографии этих замечательных художников, особенно С. Прохорова, их заслуги перед Томском освещены в многочисленных публикациях. Гораздо менее известны
биография и деятельность художника и педагога М.М. Полякова.
Митрофан Максимович Поляков родился 17 мая 1885 г. в семье крестьянина д. Богушевской Волоч-ковской волости Козловского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в Козловском уездном училище (1896-1900). С 1900 по 1906 г. Поляков учился в Москве в одном из лучших художественных училищ того времени - Строгановском, по окончании которого получил звание ученого рисовальщика. Успехи в учебе будущего художника были довольно скромными [1].
О жизни М. Полякова с 1906 г. и до приезда в Томск, как и о первых серьезных шагах в творчестве, мы в настоящее время сведениями не располагаем. Известно, что в Томск художник Поляков приехал в 1913 г. из Елисаветграда Херсонской губернии на место преподавателя в коммерческом училище, сменив на этом посту одного из интереснейших томских художников Михаила Щеглова. Вероятно, именно Щеглов, одновременно с которым Поляков учился в Строгановском художественно-промышленном училище, решив уехать из города, рекомендовал его на эту должность [2]. В 1914 г. к учащимся коммерческого училища прибавились студенты Учительского института, куда рекомендовал его в качестве преподавателя вместо себя другой известный томский художник и педагог - С.М. Прохоров [3].
Несмотря на то, что Поляков вел в институте небольшое число часов, он оставил значительный след в душах своих учеников. В 1962 г. бывший студент института В. Медведев вспоминал: «Это был достойный продолжатель традиций своего предшественника. Он вооружил своих учащихся прочными навыками технического рисования, крайне необходимого преподавателю высшего типа предреволюционного времени, учитывая, что студенты хорошо ознакомлены с историей классической живописи, новый преподаватель стал знакомить их с некоторыми западноевропейскими художниками, например с творчеством Александра Манэ (Эдуард Мане. - И.Т.), Клодта Монэ (Клод Моне. -И.Т.), Гогена и др. По-видимому, с этими художниками было какое-то духовное родство...» [3]. Через
И. II. Тюрина, Митрофан Максимович Поляков - педагог, художник, коллекционер
десятилетия, будучи зрелыми людьми, выпускники Учительского института с благодарностью вспоминали занятия рисованием, прогулки с художником по городу, во время которых он учил их видеть уникальную красоту памятников томской деревянной архитектуры.
Неменьшей популярностью пользовались его открытые лекции для томичей - любителей живописи. Эрудиция и увлеченность художника, великолепная оснащенность лекций иллюстративным материалом (Поляков имел большое собрание диапозитивов) вызывали отклик у слушателей его популярных лекций. Одна из самых известных его лекций 14 декабря 1914 г. о поисках красоты и художественной правды французской живописью, которая иллюстрировалась 50 картинами, продолжалась более пяти часов, почти до двух часов ночи. Даже в голодные и холодные 1917-1918 гг. он не сдавался, пытался говорить о прекрасном. На страницах томских газет того времени нередко печатались извещения о предлагаемых им публичных лекциях: например, на апрель 1918 г. была назначена его лекция «Импрессионизм во французской живописи» для слушателей городского народного университета [4]. В 1920 г. Поляков даже служил лектором по делам искусств при секции изобразительного искусства губнаробраза. В послереволюционный период, выступая перед публикой, художник стал много внимания уделять проблемам русского искусства, свидетельство тому тематика его выступлений: «Русское искусство до революции и в настоящее время» (1920), «Современное состояние русского изобразительного искусства и личные впе шттения от выставок, музеев и бесед с художниками в Москве» (1924) [5]. Проблемы поиска выразитетьного языка, волновавшие его как живописца, отразились на содержании и структуре его лекций, которые он, в отличие от других художников-лекторов, никогда не строил по монографическому принципу.
Большое признание в городе Митрофан Поляков получил и как талантливый живописец. Как художник М. Поляков был замечен томской критикой на первой же выставке, в которой он участвовал в год своего приезда в город. Из большого числа работ, показанных в ноябре-декабре 1913 г. в Томске группой сибирских художников, «по уровню исполнения» рецензенты выделили только произведения Полякова [6]. Поляков экспонировал на этой выставке пейзажи Крыма и Русского Севера. Талант и художнический темперамент Полякова, выразившиеся в «смелой» технике, привлекли внимание посетителей VI периодической выставки Томского общества любителей художеств. Членом общества он стал, видимо, сразу по приезде в город, потому что в декабре 1914 г. он уже был избран в состав нового правления общества [7].' Художник будет участником и всех последующих ежегодных выставок этого общества.
Материалы рецензий на томские выставки и каталоги выставок с его участием позволяют гово-
рить о нем как о мастере большого диапазона. Поляков работал в разных техниках и жанрах, среди его произведений картины на евангельские сюжеты, предназначавшиеся для церкви политехникума, жанровые полотна на сибирскую тематику («Промывка золота на сибирских приисках»), интерьеры, натюрморты. Однако доминировал в его творчестве всегда пейзаж. Художник умеет создать в пейзаже различное настроение, тонко передает сложные состояния природы, при этом работает самобытно, никому не подражая. Излюбленными мотивами художника становятся берега Ушайки за городом, Басандайка, окрестности деревень Петухово и Протопопове. Вероятно, в годы жизни в Томске Поляков совершил творческую поездку на Урал, что нашло отражение в пейзажах. Даже небольшое число сохранившихся работ художника отличает неповторимость ритмов, колорита. По оценке большинства томских критиков того времени, Поляков -наиболее значительный из художников, работавших в Томске во второй половине 1910-х гг. Существовало даже мнение, что он был «на голову выше других томских художников» [8].
В полном объеме с творчеством Полякова томи-чи смогли познакомиться в мае 1918 г. в политехникуме на персональной выставке, устроенной самим художником и выставившим более 200 работ [9]. Впечатление от выставки художник К. Зеленев-ский, вернувшийся из-за границы, оценил как отрадное, отметив «богатую любовь художника к краскам и их тонам», а также его творческие поиски в различных художественных направлениях. Коллега отметил еще один талант Полякова - умение выстроить экспозицию выставки, интересно подать работы: «И помещение, в котором находится, и развеска картин - все это показывает, что художник Поляков хорошо обдумал, взвесил и показал свои знания во всех отношениях» [10].
Следует отметить, что художник одновременно со своими произведениями показал и работы учеников. Несмотря на то, что они были восприняты рецензентом как интересные и разнообразные, он высказал сожаление по поводу того, что талантливый живописец Поляков не может отдаться полностью «художеству» и «самое дорогое время посвящает занятию с учениками».
Поляков, как известно, так и не оставил преподавательскую деятельность до конца своих дней. Есть косвенная оценка его преподавательского труда, сделанная в годы, предшествовавшие персональной выставке. Так, в 1915 г., в период временного отсутствия руководителя классов рисования и живописи общества любителей живописи, правление рекомендует его на эту должность в числе нескольких других «наиболее достойных и вполне подготовленных художников» [11]. Известно, что в октябре того же года Поляков вел прием учащихся в классы [12].
Неудивительно, что он оказался среди тех немногих известных художников, кто поддержал в мае 1918 г. во время установления власти Советов идей) К. Зеленевского о создании в Томске Сибир-
Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 8 (24). Серия: ПЕДАГОГИКА
с кой народной художественной академии [13]. Он не только дал несколько своих этюдов в коллекцию организуемой при академии картинной галереи, но и присутствовал на ее открытии [14].
В 1920-х гг. художник, оставаясь преподавателем нескольких учебных заведений (политехникума, рабочего института), вел занятия в собственной
V, 1 V ДНИ* К.О I ир*Ю и 1 Крои!, Кал. 11рсди I а».' 1лС 1 им Ио
всего известного нам о художнике, не только ради дополнительного заработка. Из его студии вышло много сибирских художников. Начальное художественное образование получил в студии Полякова известный советский художник К.И. Рождественский. всегда с благодарностью вспоминавший своего первого учителя.
Поляков продолжал творчески работать и выставляться в сложнейший период начала 1920-х гг.. когда художественная жизнь города не была слишком активной. Рядом с картинами учителя на выставках почти всегда были работы его учеников-студийцев. например на выставке 1922 г. - работы 1 Нанькова, Панжина. Рождественского [15].
Творческая деятельность Полякова была удивительно многопланова. Известно, что он создавал декорации к детским операм, ставившимся учащимися политехникума. Выступил с несколькими другими молодыми томскими художниками в 1914 г. в прессе против варварской реставрации икон и настенной живописи в Никольской церкви Томска.
Особенной же общественной активностью Мит-рофан Поляков отличался, как уже отмечалось выше, именно в конце 1910-х гг. В мае 1918 г. он был среди организаторов нового художественного объединения художников - Союза томских художников, а в декабре участвовал в первой выставке этого союза. В июне того же года Поляков работает в жюри выставки плаката, организованной в помощь армии.
В апреле 1919 г. он избирается городской думой в комитет по организации Дома искусств, который на свои средства решил строить П.И. Макушин [16]. Заметим, что Поляков не руководствуется в своей деятельности какими-либо политическими установками, в 1918 г. менялась политическая власть в городе, а художник жил исключительно творческими проблемами.
В 1920 г. он принимат участие в конкурсе на роспись Пролетарского клуба (эскиз хранится в ТОХМ) [17]. Поляков входил в жюри этого, как и других художественных конкурсов того времени.
Вместе с П. Подосеновым и А. Ивановым он организовал художественную артель для обслуживания клубов и театров, усиленная работа которой была известна не только в Томске. В 1923 г. их пригласили для росписи кабинета председателя и зам. председателя и зала заседаний в здании новониколаевского Сибревкома [!7].
«Постоянно в контакте со всем, что было художественного. живого в Томске, Митрофан Максимович не жалел ни времени, ни здоровья для того, чтобы культивировать в каждом молодом и старом, с кем ему приходилось иметь дело, ту любовь к искусству,
которой он был исполнен...» - писал о нем в 1925 г. в журнале «Северная Азия» советский искусствовед А.Н. Тихомиров, живший и работавший в Томске в начале 1920-х гг., а позже в Москве [18].
По Поляков был не только художником, педагогом, пропагандистом живописи и организатором художественных акций. Страсть коллекционера и верный глаз художника позволили ему собрать замечательную для Томска художественную коллекцию. В его собрании нашли свое место лучшие образцы творчества всех томских художников, работы москвичей, которые он неоднократно давал на томские художественные выставки в 1910-х гг.
В 1916 г. на выставке произведений старых мастеров М. Поляков показал такие вещи из своей коллекции, как картина венецианской школы XVI в., приписываемая Я. Тинторетто «Моисей, источающий воду из скалы» (№ 6), старинная копия с произведения Давида Тенирса Младшего «Курильщики», «Портрет императора Николая I» работы неизвестного художника (Л» 25). «Портрет императрицы Александры Федоровны» - также неизвестного художника (№ 26); гравюра Жака Калло «Петухи» (К° 55); автолитография А. Калама «Горный ручей» (№ 65), литография мастера немецкой школы с оригинала Ф. Крюгера (№ 66), литография с рисунков Ф. Буше (№ 68) [19]. На XVIII периодической выставке Томского общества любителей художеств Поляков показал 2 работы московского художника С.И. Криволуцкого из своей коллекции.
Украшением коллекции Полякова уже упомянутый нами А. Тихомиров считал «прекрасный подлинник венецианского художника XVI в. мастерской, а может быть, и руки Тинторетто «Моисей, высекающий воду из скалы» [18]. Упоминание об этой картине встречается в нескольких источниках. «Был у старика Полякова. На стене висит подлинный Тинторетто!» - писал посетивший Томск в 1920 г. художник В. Уфимцев [20].
Любопытнейшую историю появления в собрании Полякова этой картины рассказал в своих воспоминаниях со слов учителя В. Медведев, бывший тогда студентом Учительского института. «Однажды Поляков пришел на занятия в институт крайне утомленным, со всеми признаками последствия бессонной ночи, кто-то из студентов спросил его: «Вы, кажется, нездоровы, Митрофан Максимович? - Нет, - возразил преподаватель, •- я вполне здоров, но я несколько дней почти совсем не сплю. Несколько дней тому назад у меня в паршивенькой лавчонке разыгралась сцена точь-в-точь как в гоголевской повести «Портрет»: я обнаружил там картину, находящуюся в ужасном состоянии. Сюжет библейский: «Моисей иссякает воду из скалы». Я уверен, что картина принадлежит кисти Тинторетто. Повторяю: современный вид картины кошмарный, ее многократно подмалевывали невежественные маляры... И вот я несколько ночей просиживаю над ней, чтобы снять с нее все постороннее и привести ее в первоначальное состояние, через несколько дней надеюсь свою работу закончить и
И. П. Тюрина. Митрофан Максимович Поляков ~ педагог, художник, коллекционер
фотоснимок с нее послать в академию художеств. Когда окончу работу, приходите ко мне посмотреть этот шедевр. Уверяю вас: вы будете чувствовать себя как в итальянском хранилище редких полотен» [3]. Когда через несколько дней студенты пришли к художнику, «большая картина в дорогой, сильно поврежденной раме» произвела на них неизгладимое впечатление «оригинальным истолкованием библейского сюжета». Судьба найденного Поляковым шедевра не выяснена, исчез ли он навсегда или хранится в какой-нибудь частной коллекции, неизвестно.
Авторитет знатока искусства и опытного коллекционера послужил поводом для привлечения Полякова к работе в 1920 г. агентом секции охраны памятников искусства и старины подотдела искусств губнаробраза [21]. Ценность собранной им коллекции хорошо осознавалась в городе, об этом свидетельствует данное ему властями во время тотального жилищного уплотнения право на отдельную комнату для ее хранения [22].
Состав собрания Полякова доподлинно сейчас неизвестен, но даже неточные списки того, что передавалось им в 1920-е гг. в краевой музей, говорят о большом диапазоне увлечений Полякова-коллекционера. Он сохранил для потомков и передал в краевой музей значительное количество художественных ценностей. В мае 1924 г. в музей из коллекции Митрофана Полякова поступили 9 картин маслом, 4 старинных бронзовых медальона. 3 иконы. чугунное распятие. 9 старинных книг и большое количество диапозитивов [23]. Не раз еще поступали в музей вещи из его собрания, после его смерти в 1924 г. его семьей были переданы картины. медное литье, деревянные рельефы с изображением Богоматери.
К сожалению, в последние годы имя Митрофана Максимовича Полякова редко упоминается рядом с именами лучших художников начала XX в., оставившими значительный след в художественной истории Томска. Причина заключается отчасти в том, что для современного томского зрителя Поляков практически «неизвестный художник». Хотя до нашего времени и дошло больше десятка его произведений, состояние их сохранности тяжелейшее. Произведения Полякова постигла участь работ большинства томских художников, они стали реставрироваться и показываться только в последние годы. Те из них, которые появляются на тематических выставках, сразу вызывают живой интерес искусствоведов, знатоков живописи. Среди лучших вещей художника из собрания музея можно назвать «Стога», «За лампой», «Закат на задворках», «В поле», «Тропинку», «Дымный вечер на Ушайке».
Между тем современники Полякова осознавали значение художника в культурной жизни города. В 1925 г. совет краевого музея и художники организовали 3-дневную бесплатную выставку его произведений и приурочили к ней специальное заседание в память об ушедшем товарище [24]. В обзоре коллекции краевого музея в 1927 г. его директор М.Б. Шатилов сообщал, что работы Полякова занимают в ней видное место [25],
Высокую оценку деятельности Полякова уже из Москвы дал в 1925 г. А.Н.Тихомиров: «М.Поляков имел в Томске значение чуть ли не целого института искусств и искусствознания».
Имя Митрофана Максимовича Полякова, бесспорно, должно стоять в ряду самых славных имен работавших в Томске художников - подвижников и пропагандистов изобразительного искусства, таких как Л. Базанова, М. Щеглов, Г. Гуркин, С. Прохоров.
Литература
1. ЦГАЛИ. Ф. 677. On. 1. Д. 7046.
2. ПисьмоМ. Щеглова Г.Н. Потанину //.НБТГУ. Архив Г.Н. Потанина. Переписка. №1210.
3. Архив ТОХМ, Фонд Л.И. Боженко. Медведев В. Мои воспоминания об искусстве в Томске,
4. Сибирская жизнь. 1918.18 мар, № 54.
5. Знамя революции. 1920.30 нояб. №261; Красное знамя. 1924.15 февр. № 39.
6. Сибирская жизнь. 1913.15 акт. Ш 226,.
7. Сибирская жизнь. 1914.3 янв. № 2; 5 янв, № 4,
8. Parvenu. Выставка общества любителей художеств и военнопленных II Знамя революции. 1918.5 янв. № 4.
9. Каталог выставки картин М.М. Полякова. Томск, 1918.
10. Зеленевский, Выставка картин художника М.М. Полякова //Знамя революции. 1918.19 мая. №97.
11. Сибирская жизнь. 1915.9 февр. № 29; 17 февр. № 36.
12. Сибирская жизнь. 1915. 30 окт. № 236.
13. Знамя революции. 1918.5 мая. №88.
14. Знамя революции. 1918.1 мая. Ns 87,
15. Выставка картин томских художников II Красное знамя. 1922.18 сент. № 207,
16. Сибирская жизнь. 1919.10 апр. № 73.
17. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974. С. 36-37.
18. Тихомиров А.Н. Искусство Сибири //Северная Азия. 1925. №5,6.
19. Каталог выставки произведений старых мастеров. 11-16 апр. 1916г. Томск, 1916.
20. Уфимцев 8. Говоря о себе. Цит. по кн.: Муратов П.Д, Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974. С. 46.
21. Архив ТОКМ. Оп. 2. Ед. хр. 45. С. 200.
22. Архив ТОКМ. Оп. 2. Ед. хр. 45. С. 28.
23. Архив ТОКМ. Оп. 1, Д. 6. Л, 235.
24. Архив ТОКМ, Л. 205,
25. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея II Труды Томского краевого музея. Т. 1. Томск, 1927.