Научная статья на тему 'Братья Щукины -предприниматели и коллекционеры'

Братья Щукины -предприниматели и коллекционеры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1090
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Братья Щукины -предприниматели и коллекционеры»

О.Б.Полякова

БРАТЬЯ ЩУКИНЫ -ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

Полякова Ольга Борисовна -кандидат культурологии, научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

«Москва рождала истинно замечательных людей в мире искусства. Таких страстных, широких, понимающих собирателей произведений искусства, кажется, нигде еще не было*.

Академик живописи С.А.Виноградов

Становление музейного дела в России в последней трети XIX в. сопровождалось ростом числа частных музеев, их дальнейшей специализацией, устройством многочисленных художественных выставок, участием российских музеев в международных экспозициях, выпуском журналов по искусству, развитием музейной педагогики, а также укреплением научной базы музееведения.

Во второй половине XIX в. в России складывается купеческо-предпринима-тельский тип собирательства. По сравнению с разоряющимися дворянами купцы располагали более крупной финансовой базой и инициативностью. Их смекалка, азарт и стремление к конкуренции

в приобретательстве, столь необходимые в деле коллекционирования, способствовали просвещению народа, жизнь которого они, зачастую бывшие крепостные крестьяне, знали лучше, чем дворяне.

«Струна пламенной доброжелательности народа и гордого патриотизма не звучала в Санкт-Петербурге с такой силой, как в Москве», - писал влиятельный художественный критик В.В.Стасов, особо выделяя инициативу московских купцов в меценатстве и покровительстве российскому национальному искусству и культуре (1).

«Все, что было своеобразного и оригинального у Москвы, всего более выражалось с особенною силою в ее купечестве», - утверждал В.В.Стасов (2).

Купеческо-предпринимательскому типу коллекционирования второй половины XIX в. были свойственны определенные черты:

1. Активная модернизация жанров, тем и объектов коллекционирования, крепнущие контакты купцов-коллекционеров с представителями зарубежной культуры и, в частности с художниками, торговцами-посредниками, профессиональными музееведами.

2. Сотрудничество с дворянской и разночинской интеллигенцией в атрибуции, систематизации и описании коллекций (С.И.Щукин и В.И.Минорский, Д.П.Боткин и Д.В.Григорович, А.И.Хлу-дов и А.А.Попов, Д.И.Щукин и профессор В.Боде, X. фон Чуди и др.).

3. Широкое участие в отечественных и международных выставках.

4. Строительство специальных музейных зданий (П.М.Третьяков, И.Е.Цветков, П.И.Щукин и др.).

В среде крупной буржуазии было много меценатов и жертвователей круп-

ных состояний на различные общественные начинания. «Вспомним такие имена, как Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, Шанявские, Серебряковы, Щукины, Рябушинские»... - читаем мы у Н.О.Лосского, русского философа, одного из виднейших представителей интуитивизма и персонализма в России (3).

А известный советский искусствовед А.А.Федоров-Давыдов в своей работе 1933 г. писал: «Незадолго до революции стали возникать на смену старым купеческим собраниям Третьяковых и Сол-датенковых новые собрания промышленной буржуазии европейской формации. Эти собрания - Щукина, Морозова, Рябушинского и др. были посвящены главным образом современному русскому и зарубежному искусству. Живая художественная жизнь, современная действительность, игнорируемая официальными музеями, находила меценатов и собирателей у крупной буржуазии» (4).

Коллекционерская практика купцов-предпринимателей в начале XX в. отличалась следующими новыми свойствами:

1. Углубленной специализацией (галереи современного искусства С.И.Щукина, коллекции, а впоследствии - с 1918 г. - Музея старой европейской живописи Х1У-Х1Х вв. Д.И.Щукина.

2. Усилением просветительской популяризаторской деятельности их владельцев.

3. Более широким участием купцов-коллекционеров в отечественных и международных выставках искусства.

4. Изданием специальных журналов по искусству. В частности, в свет вышли журналы «Художественные сокровища России» (1901-1907), где описывались

многочисленные коллекции, а также «Золотое руно», «Весы» и т.д.

Взгляды будущих меценатов-коллек-ционеров братьев Щукиных формировались в типичной купеческой среде. Их отец - Иван Васильевич Щукин (1818-1890) был совладельцем ситценабивной фабрики. С1869 г. он уже купец 1 -й гильдии, почетный гражданин Москвы. Это звание было ему присвоено в связи с патриотической деятельностью в период Крымской войны 1853-1856 гг., когда И.В.Щукин пожертвовал крупные суммы на нужды пострадавших во время военных действий.

Подход молодого поколения российских купцов к коллекционерскому и музейному мышлению происходил постепенно, под воздействием самых различных общественных и культурных факторов. Молодые купцы, будущие коллекционеры и меценаты, изучали опыт и традиции своих предшественников, часто посещали дворянские частные музеи. Об этом писал в своих «Воспоминаниях» П.И.Щукин, неоднократно бывавший в румян-цевском и голицынском музеях изобразительного и прикладного искусства Москвы.

Николай, Петр и Сергей Щукины участвовали в первом собрании российских художников и любителей искусств в 1894 г. (5), поддерживали контакты с виднейшими художниками - В.В.Верещагиным, В.М.Васнецовым, В.А.Серо-вым, И.Е.Репиным. В доме С.И.Щукина в 1901 г. организационно оформился Союз русских художников.

К поддержке искусства и науки, к меценатству российских предпринимателей стимулировали в те годы общественные настроения и постепенное осоз-

нание самим купечеством необходимости служения Отечеству пример многих собратьев, а зачастую и самое обычное тщеславие и честолюбие.

Изучение собирательской и музейной деятельности Петра Ивановича Щукина позволяет установить ее влияние на музейную практику России. Основатель нового московского музея П.И.Щукин родился в 1853 г. и первые годы жизни провел в Москве. Он получил высшее образование и в 1873-1877 гг. изучал текстильное дело в Германии и Франции. С 1878 г. П.И.Щукин становится совладельцем фирмы по торговле мануфактурой вместе с братьями Сергеем и Николаем. П.И.Щукин вложил большой капитал в компанию Гюбнера, акционерами которой были французские промышленники Лукрейль, Сиферло, швейцарский коммерсант Фрауэнфельдер. На средства этой компании была построена новая ситценабивная фабрика, доходы от которой использовались Щукиным для коллекционирования.

Собирательство П.И.Щукина было вызвано также своеобразной конкуренцией с некоторыми молодыми собирателями, в частности, с Н.П.Рябушинс-ким и художником И.С.Остроуховым, которые коллекционировали русские иконы. Кроме того, мотивация П.И.Щукина опиралась на его поиск интеллектуального досуга, на стремление выделиться из окружающей купеческой среды с ее скопидомством, чревоугодием, грубыми развлечениями и т.п.

Выбор тематики коллекций Щукина определялся зачастую влиянием практики собирательства его коллег по коллекционированию. Так, А.А.Мартынов способствовал развитию его интереса к

истории и археологии. Благодаря знакомству с Н.С.Мосоловым меценат занялся коллекционированием офортов, коллекционер С.С.Шайкевич увлек П.И.Щукина собиранием гравюр (6).

В истории коллекции и музея П.И.Щукина можно наметить четыре этапа: 1) в 1878-1890 гг. накапливался материал и постепенно вызревал замысел многопрофильного собрания; 2) в 1890-1895 гг. интенсивно собиралась коллекция, была окончательно сформирована музейная концепция, строился дом для музея, и открылось его первое здание; 3) в 1895-1905 гг. расширялась музейная деятельность, пополнялась коллекция и осуществлялась ее дальнейшая систематизация, строилось новое, второе здание музея, включающее помещения для музейных фондов и библиотеки, а с 1905 г. произошла передача музея городу Москве, и он объединился с императорским российским историческим музеем; 4) в 1905-1912 гг. расширяется коллекция, производится ее научная обработка с участием профессионалов - сотрудников и консультантов Исторического музея, Университета и Академии наук.

Классификация музейных предметов в коллекционном комплексе П.И.Щукина принимает следующий вид: I) сфера истории 13 коллекций; И) сфера искусства - 11 коллекций.

Сфера истории включала: 1) рукописи и рукописные книги; 2) книги и другие печатные издания (журналы, географические карты, атласы и др.); 3) предметы русской старины (исторические реликвии, личные вещи); 4) иконография XIX в. (фотографии современников - актеров, военных, революционных деятелей, писателей и др.; 5) изобрази-

тельные материалы и книги по истории Москвы; 6) изобразительные материалы по истории Петербурга; 7) ткани; 8) шитье, исторический и современный народный костюм; 9) предметы быта различных сословий России - дворянства, купечества, крестьянства; 10) поместные архивы ХУШ-Х1Х вв.; 11) личные архивы крупных политических и общественных деятелей России (декабристы, министры и др.); 12) ордена России и зарубежных государств; 13) научные и аптекарские приборы и посуда.

К сфере искусства относились произведения: 1) русского художественно-прикладного искусства; 2) восточноевропейского художественно-прикладного искусства; 3) западноевропейского художественно-прикладного искусства; 4) восточного художественно-прикладного искусства; 5) западноевропейского станкового искусства (импрессионисты, академическая школа); 6) русская иконопись ХШ-ХУИ вв.; 7) исторический портрет ХУШ-Х1Х вв. (живопись и скульптура); 8) русская и зарубежная миниатюра; 9) мини-кабинет; 10) графическое искусство ХУП-Х1Х вв.; 11) ноты и сборники нот ХУП-Х1Х вв.

Решающую роль в художественно-прикладной ориентации значительной части фондов музея сыграла производственная направленность текстильных фабрик, которые принадлежали фирме Щукиных. Создание таких коллекций, как справедливо подчеркивал архитектор Исторического музея В.О.Шервуд, способствовало развитию отечественной промышленности: «...чтобы поставить мануфактуру на самостоятельную почву, необходимо собрать свои старые образцы. Музей именно это имеет целью» (7).

Процесс собирательства у Петра Ивановича начинался с приобретения книг - редких, старинных и иностранных изданий. Среди них были как рукописные книги, так и старопечатные. Древнейшими в этом собрании считаются латинские, греческие, армянские манускрипты. Следует особо выделить «Евангелие» XIII в., написанное на пергаменте. В коллекции П.И.Щукина были также древнейшие рукописные церковные книги - «Старина» 1505 г. и др.

Музей П.И.Щукина обладал уникальным собранием документов, автографов, рукописей, представляющих особую ценность. Среди них можно назвать грамоту польского короля Стефана Батория (XVI в.), шифрованное письмо Петра I гвардии капитану Горохову 1714 г., относящееся ко времени бегства царевича Алексея в Западную Европу.

Щукин приобрел первую из печатных книг Ивана Федорова «Апостол» 1564 г., к ней он присоединил «Библию» 1581 г., церковные книги XVII в. - «Синодик Крутицкого архиерейского дома»

XVII в., «Евангелие» 1606 г. Были в собрании и книги на греческом языке, например «Акафистник Божьей Матери» (XVII в.). Весьма интересны издания

XVIII века - «Календари» Якова Брюса 1709-1715 гг., «Слово о брадобритии купно и брадонебритии» (XVIII в.).

Как подчеркивали сам меценат и его современники, наиболее важное в коллекции - это собрание бытовых вещей различных сословий, прежде всего, предметов быта русского крестьянства: прялки, гребни, швейки, вальки, рубели, кадки, бочонки, скамьи, пряничные резные доски, детская люлька из Архангельской губернии. Многие вещи коллекционер привозил из экспедиций по Северу и

Поволжью в 1893-1894 гг. Сам Петр Иванович упоминал, что он «немало перекупил у Городецких крестьян старинных деревянных предметов крестьянского быта, сарафанов, кокошников» (8).

Но исключительная его заслуга состоит в том, что по рекомендации своего брата Ивана Ивановича Щукина он приобрел ряд живописных работ - шедевров импрессионизма, картину К.Моне -«Дама в саду», «Обнаженная» или О.Ренуара «После купания», ряд произведений Э.Дега, которые в 1912 г. как целостная коллекция перешли в галерею к Сергею Ивановичу Щукину.

В собрании исторического портрета у П.И.Щукина имелись живописные полотна, гравюры и литографии, среди которых работы кисти Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского - выдающихся русских портретистов, оставивших глубокие психологические характеристики своих современников.

Щукинское собрание обладало редкими иконами XIV, ХУ1-ХУИ вв. - иконами на досках, иконами, вышитыми золотом. Истинным сокровищем музея стали икона 1500 г., а также московские и сибирские иконы XVI в., часть из которых украшена серебром, чеканкой, финифтью, сканью, жемчугом, драгоценными камнями.

Крупная коллекция восточного искусства, собранная П.И.Щукиным, важна не только сама по себе, но и как ценный материал для изучения истории мировой культуры, связей между Востоком и Западом. П.И.Щукин так объяснял причины своей заинтересованности коллекционированием предметов восточного прикладного искусства: «Я поставил себе задачу собирать не только

русские предметы, но также восточные и западные; собирая последние, наглядно показать, какое влияние имели Запад и Восток на русскую культуру» (9).

Западноевропейские специалисты с удивлением и даже с некоторой завистью высказывались о богатстве коллекции тканей у П.И.Щукина. «Должен заметить, что Лионский музей, хоть и очень богатый по количеству образцов тканей, но собрание П.И.Щукина, по-моему, гораздо выше, что недавно подтвердил хранитель Парижского музея. Он был в Москве, осматривал музей П.И.Щукина и заявил, что он не ожидал встретить такое богатство. То, что у них в Париже имеется в вершках, у Петра Ивановича - в целых одеждах», - так писал А.П.Бахрушин, один из известных московских коллекционеров(10).

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) включился в процесс коллекционирования в 43 года, будучи уже зрелым и опытным предпринимателем, известным в Москве общественным деятелем. С.И.Щукин сначала получил домашнее воспитание, а затем окончил немецкую школу Бемского в Финляндии. Вместе с братьями он вступил в торговый дом «И.В.Щукин и сыновья», созданный в 1878 г., и был единственным из сыновей, особенно проявившим деловую сметку.

С.И.Щукин как коллекционер сформировался под влиянием деятельности и собирательских традиций своих родственников и современников - П.М.Третьякова, К.Т.Солдатенкова, Д.П.Боткина и др. Детские и юношеские впечатления, самые сильные и глубокие, остались у молодых Щукиных на всю жизнь, им оставалось только избрать тематику и направленность своих собственных кол-

лекций, в чем все они определились далеко не сразу.

Будучи хозяином галереи, С.И.Щукин расходовал столько средств, сколько считал нужным для пополнения коллекции. С этой целью он выделил специальную сумму, которую держал в одном из французских банков. Как было установлено уже после революции, С.И.Щукин тратил на свои живописные приобретения по 400-500 тыс. золотых франков в год (11).

Особенно хорошо в коллекции С.И.Щукина были представлены работы К.Моне, Э.Дега, П.Гогена. Как писал Я.А.Тугендхольд, «...прекрасно представлен у С.И.Щукина и Дега. Правда, здесь всего 5 работ его, но зато каждая -жемчужина, и каждая - одна из ступеней его эволюции» (12). По достоинству российские художники и искусствоведы оценили коллекцию картин П.Гогена в галерее С.И.Щукина. Так, лучшей в Москве картиной Л.О.Пастернак считал «Мавританскую мадонну» Гогена, подчеркивая, что «произведения Гогена под влиянием коллекции Щукина стали приобретать и другие» (13). Восторженно оценивал полотна П.Гогена Б.М.Кустодиев, писавший дочери: «Самый лучший Гоген был у Щукина... Целая стена чудесных его картин. Вся его прелесть - в яркой и звучной гамме цветов» (14). Я.А.Тугендхольд также указывал, что «у Щукина было не только самое большое собрание Гогена (16 полотен), а у Морозова - 11, но, что, может быть, это - наилучшее, таитянская эпоха его творчества представлена здесь самыми яркими моментами» (15). Об этом писал и литератор П.П.Муратов, считая, что у Щукина блестяще представлено творчество Гогена (16). М.Де-

ни, посетивший Москву в 1909 г., также отметил особо у С.И.Щукина «два ряда таитянских Гогенов, сияющих, желтых» (17).

По мнению некоторых современников, в частности Я.А.Тугендхольда, центральное положение в щукинской галерее занимала коллекция полотен А.Матисса (18). В 1904 г. С.И.Щукин впервые познакомился с работами А.Матисса, с 1906 г. он завязал личные контакты с французским художников и стал приобретать впоследствии его работы для своей коллекции. Современники отмечали, что 1908-1909 гг. были началом особого увлечения С.И.Щукина творчеством А.Матисса, об этом писала последовательная сторонница кубизма П.Пикассо - Н.Удальцова: «У Щукина - новое собрание Матисса, его нового увлечения. Он предсказывает Матиссу будущность и следующий шаг в искусстве видит в Матиссе» (19). В 1911 г. А.Матисс приезжал в Москву и жил в доме С.И.Щукина. Художник бывал в Кремле, в музее П.И.Щукина, в Третьяковской галерее, где осмотрел коллекцию русских икон, а также ознакомился с собранием икон у И.С.Остроухова.

Другим представителем французского авангарда, работы которого собирал С.И.Щукин, был П.Пикассо (1881-1975). По свидетельству И.Э.Грабаря, сам С.И.Щукин не сразу оценил значение нового художественного языка П.Пикассо и его направления. Как писал И.Э.Грабарь, «Чудачества С.И.Щукина заключались в том, что наряду с естественной для психологии коллекционера жилкой спортивного увлечения была бесспорной и примесь озорства. Старое французское "epater les bourgeois" - ошеломить буржуа. Надо было видеть, с ка-

ким чувством удовлетворения и радости С.И.Щукин, потирая руки, слушал, как приглашенные им на вечер его закадычные посетители и сторонние гости хохотали над уродствами Пикассо, чтобы понять, что стимулы и природа этого собирательства были далеко от движущих пружин собирательства П.М.Третьякова» (21).

Среди шедевров П.Пикассо в щукинской галерее следует назвать не только работы кубистического периода («Свидание», «Королева Изабо»), но и более ранние полотна голубого и розового периодов, такие как «Кружка пива», «Портрет Солера», «Испанка с острова Майорка», «Фермерша» и др. Многие из этих работ постоянно экспонируются на международных выставках.

Помимо полотен А.Матисса и П.Пикассо, С.И.Щукин стал приобретать произведения многих западноевропейских, прежде всего французских, художников из группы так называемых фовистов (диких): у него было 17 работ А.Дерена, 3 - М.Вламинка, отдельные работы А.Руссо, М.Дени, которые он покупал при посредничестве парижских марша-нов, регулярно выставлявших в своих галереях-магазинах последние работы французских художников.

В 1910-1914 гг. галерея С.И.Щукина ежегодно пополнялась новыми экспонатами, он часто ездил в Париж и посещал мастерские любимых художников. Лишь в последний год перед Первой мировой войной он поручил приобретение новых полотен Я.А.Тугендхольду. В итоге к 1913 г. у него в галерее было 225 картин, в том числе 37 картин А.Матисса. 16 -П.Гогена, 13 - К.Моне, 40 - П.Пикассо, а к 1918 г. число полотен П.Пикассо в щукинской галерее достигло уже 50. Кро-

ме того, в коллекции С.И.Щукина было 5 работ Э.Дега, 17 - А.Дерена, 4 - В.Ван Гога, 4 - М.Дени, 16 - А.Марке, 3 - О.Ренуара, 8 - П.Сезанна.

Оценивая роль С.И.Щукина в создании коллекции авангардного искусства в развитии художественной культуры России Серебряного века, директор созданного после революции Государственного музея нового западного искусства, возникшего на основе коллекций С.И.Щукина и И.А.Морозова Б.Н.Тер-новец писал: «В собирательской деятельности С.И.Щукина ценишь не только страстность и полноту, но главным образом то, что он ощущал инстинктивно линию развития современного искусства, его увлечения совпали с увлечениями живописных кругов, его собирательская деятельность развивалась одним темпом с кипучей художественной жизнью современности. Из сложного клубка борющихся, переплетающихся течений С.И.Щукин умел выделить решающие линии и представить их с наибольшей полнотой и ясностью У него был дар раскрыть всю непримиримость и революционную новизну молодого искусства» (22).

Свои коллекции создавали и младшие Щукины Иван и Дмитрий, которые получили высшее образование. Иван Иванович Щукин (1869-1908) даже обосновался в Париже, стал профессором, читал лекции по русской литературе и истории в Высшей школе общественных наук был знаком с А.П.Чеховым, ученым М.М.Ковалевским, издателем А.С.Сувориным. Он особенно сблизился с модным испанским художником И.Сулоагой, жившим в Париже, и стал собирать коллекцию картин старинных испанских мастеров. Путеше-

ствуя по Испании со своим другом, он по его рекомендации часто покупал не подлинники, а подделки под Эль Греко, Д.Веласкеса, Д.Риберу.

Длительная разлука с семьей, отрыв от родины, дилетантство в вопросах искусства, особенно в истории и атрибуции испанской живописи, сослужили Ивану Ивановичу плохую службу. Он некритически относился к советам И.Су-лоаги и не давал себе труда досконально изучить стиль и технику испанских мастеров. В результате - в коллекции И.И.Щукина оказалось много подделок, его расчеты на ее продажу и расплату с кредиторами не оправдались, а братья не оказали своевременную финансовую помощь. Жизнь младшего Щукина трагически оборвалась - он покончил с собой.

Особо надо сказать о коллекционерской и музейной деятельности самого младшего из братьев Щукиных - Дмитрия Ивановича Щукина (1855-1932). По мнению И.Э.Грабаря, это был «самый образованный и культурный» коллекционер (23), он получил хорошее образование в Дрезденском коммерческом институте, много жил за границей. Располагая своей долей наследства, Д.И.Щукин стал рантье и вел типичный образ жизни коллекционера, просматривая многочисленные каталоги торговцев живописными полотнами, посещая антикваров и своих коллег-коллекционеров, выставки и концерты. Он также собрал уникальную коллекцию старых мастеров голландского, фламандского, французского и итальянского искусства ХУ1-ХУШ вв.

В коллекции Д.И.Щукина были полотна Х.Меммлинга, А.Ватто, О.Фрагонара, Я.Вермеера, множество работ «ма-

лых голландцев», особо ценной являлась картина Х.Рембрандта «Благодарность Товия» на библейский сюжет. Кроме того, коллекцию украсили полотна Г.Тер-борха - «Урок музыки», Ф.Хальса -«Пирушка», Д.Тенирса-мл. - «Кабачок» и др. Французских художников в коллекции Д.И.Щукина представляли композиции Ж.Шардена - «Барельеф Буе-нардена», Ф.Буше - «Женская головка». Из итальянских мастеров в коллекцию попали произведения Ф.Гварди - «Венецианский дворик», А.Бонакальси -«Голова мальчика» и др.

О коллекции Д.И.Щукина сохранилось не так уж много сведений. Антиквар М.М.Савостин вспоминал: «Дмитрий Иванович, младший из братьев Щукиных, идя по стопам Голицына, начал собирать серебряные вещи, миниатюры, золотые табакерки и т.п. Позднее он сделался единственным знатоком, ценителем и собирателем картин старинной голландской, французской, английской и других школ. Коллекция Д.И.Щукина - одна из самых любопытнейших в мире. Я уверен, что нет другой коллекции, которая была бы собрана с таким знанием и трудом» (24).

Как писал художник В.Н.Яковлев, «Д.И.Щукин принадлежал к числу наиболее редких у нас бескорыстных и истинных любителей. Для него, как и для Третьякова, коллекционирование было великим и прекрасным источником чистых и вдохновенных радостей» (25). Коллекцию Д.И.Щукина, хранившуюся в его тихом и безлюдном особняке, в доме 35 по Староконюшенному переулку, где он жил со старым лакеем Григорием, Яковлев считал уникальной (26). В отличие от Ивана Ивановича для Дмитрия Ивановича был свойствен тща-

тельный подход к атрибуции: сомневаясь в подлинности полотна голландской школы, он даже упустил из своей коллекции работу Я.Вермеера, которую затем приобрел один из музеев Голландии.

По мнению В.Яковлева, Дмитрий Иванович был в числе немногих знатоков и подлинных ценителей старых мастеров в России - таких, как П.П.Семе-нов-Тян-Шаньский, А.Н.Бенуа, А. А. Сомов, И.С.Остроухов.

К 1918 г., когда новые власти настояли на общедоступности коллекции, Д.И.Щукин располагал уже 127 картинами, не считая рисунков, гравюр, мебели, предметов прикладного искусства. Его коллекция стала в 1918 г. музеем и через несколько лет перешла в ведение ГМИИ, а бывший ее владелец стал хранителем коллекции итальянской живописи. Жил он в одном из помещений бывшего морозовского особняка на Пре-чистинке и умер слепым одиноким стариком в 1932 г. Выступая на открытии новой картинной галереи Музея изящных искусств, нарком просвещения А.В.Луначарский заявил: «Галерея Д.И.Щукина стала краеугольным камнем картинной галереи Музея изящных искусств» (27).

Поддержка со стороны российского купечества сделала многие художественные и исторические музеи более стабильными. Благодаря щедрой финансовой базе российских купцов и предпринимателей стала постоянным музеем Третьяковская галерея, значительно пополнили свои фонды Государственный исторический музей, государственный музей изобразительного искусства им. Пушкина и Театральный музей им. А.А.Бахрушина.

Братья Щукины, в разной мере поддерживая развитие искусства и музейного дела, вкладывая свои средства в приобретение произведений искусства и пропаганду его шедевров в Москве и в России, могут быть причислены к кругу выдающихся российских меценатов. В большей мере это относится к Сергею Ивановичу Щукину, который после потери семьи передал 100 тыс. рублей на строительство Института экспериментальной психологии и проведение в нем научных исследований. К 1914 г. здание Института было построено во дворе Московского университета, он остается в составе научных институтов при МГУ, и до сих пор там сохраняется мемориальная доска памяти семьи меценатов Щукиных.

Примечания

1. Стасов В.В. П.М.Третьяков и его галерея // Рус. старина, СПб., 1893. -№12.-С. 581.

2. Там же. - С. 583.

3. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М„ 1991. - С. 2.

4. Федоров-Давыдов A.A. Советский художественный музей. - М., 1933. - С. 90.

5. Съезд русских художников и любителей художеств. 1-й, Москва, 1894 г. // Труды 1-го съезда русских художников и любителей художеств. - М., 1900. - С. 100.

6. Щукин П.И. Воспоминания. - М., 1997. - С. 93-94.

7. Шервуд В.О. Слово по поводу Исторического музея. - М., 1879. - С. 28.

8. Щукин П.И. Воспоминания. - М., 1997. - С. 80-81.

9. Там же. - С. 228.

10. Бахрушин А.П. Кто что собирает. - М„ 1916. - С. 6.

11. РГАЛИ. Ф. 827. В.В.Переплетчиков. -0.1. - Д.14. - С. 170.

12. Демская A.A., Семенова Н.Ю. У Щукина на Знаменке. - М., 1993. - С. 38.

13. Пастернак Л.О. Записи разных лет. - М., 1975. - С. 63.

14. Кустодиев Б.М. Письма. - Л., 1967. - С. 165.

15. Тугендхольд Я.А. Французское собрание С.И.Щукина // Аполлон. Пг., 1914. - 1-2. - С. 6.

16. РГАЛИ. Ф. 646. П.П.Муратов. -0.1. Д. 265.-Л. 67.

17. Георгиевская Е.Б. М.Дени в России // Проблемы искусства Франции. М., 1990. - С. 82.

18. Тугендхольд Я. А. Первый музей новой западной живописи. - М., 1923. - С. 65.

19. Удальцова Н. Жизнь русской кубистки. - М„ 1995. - С. 163.

20. Excollier R. Matisse from life. L., Faber and Faber, 1960, P. 91-92.

21. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. - М.; Л., 1937. - С. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Терновец Б.Н. Письма. Дневники. - М„ 1977. - С. 243.

23. Грабарь И.Э. Моя жизнь... - С. 39.

24. Секция рукописей ГРМ. Ф. 121. М.М.Савостин. - Д. 1. - С. 126,128.

25. Яковлев В.Н, Художники. Реставраторы. Антиквары. - М„ 1966. - С. 186.

26. Там же.

27. Секция рукописей ГРМ, Ф. 121. М.М.Савостин. - Д. 1. - С. 126, 128.

28. Думова Н.Г. Московские меценаты. М„ 1992. - С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.