Научная статья на тему 'МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
36
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ МИССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СВЯЩЕННОНАЧАЛИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / НЕВОЦЕРКОВЛЁННЫЕ ЛЮДИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалев Михаил Евгеньевич

В настоящее время активно встаёт вопрос о важности и необходимости развития миссионерской деятельности в Интернет-пространстве. В связи с развитием информационных технологий, активно внедряется в православную среду информационная миссия, позволяющая распространять Православие в разных странах и континентах. Несмотря на свои положительные отзывы, миссия в социальных сетях имеет и ряд недостатков, затрудняющих её работу. Ввиду их наличия, Священноначалие Русской Православной Церкви предпринимает все меры для их предотвращения и нахождения оптимального варианта развития миссии в социальных сетях. Миссия в интернете открывает перспективы для проповеди среди невоцерковленных людей, а также помогает нести слово Божие в самые удаленные уголки мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSION IN SOCIAL NETWORKS: CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS

Currently, the question of the importance and necessity of the development of missionary activity in the Internet space is actively being raised. In connection with the development of information technologies, an information mission is being actively introduced into the Orthodox environment, which allows spreading Orthodoxy in different countries and continents. Despite its positive reviews, the mission in social networks has a number of drawbacks that complicate its work. In view of their presence, the Hierarchy of the Russian Orthodox Church is taking all measures to prevent them and find the optimal way to develop the mission in social networks. Most clergymen and catechists use social networks to get closer to the flock and thereby try to get closer to non-church people. Mission on the Internet opens up prospects for preaching among unchurched people, and also helps to carry the word of God to the most remote corners of the world.

Текст научной работы на тему «МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 23-28

Ковалёв Михаил Евгеньевич, воспитанник 3 курса Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Миссия в социальных сетях: актуальное состояние, проблемы и

перспективы

Аннотация: В настоящее время активно встаёт вопрос о важности и необходимости развития миссионерской деятельности в Интернет-пространстве. В связи с развитием информационных технологий, активно внедряется в православную среду информационная миссия, позволяющая распространять Православие в разных странах и континентах. Несмотря на свои положительные отзывы, миссия в социальных сетях имеет и ряд недостатков, затрудняющих её работу. Ввиду их наличия, Священноначалие Русской Православной Церкви предпринимает все меры для их предотвращения и нахождения оптимального варианта развития миссии в социальных сетях. Миссия в интернете открывает перспективы для проповеди среди невоцерковленных людей, а также помогает нести слово Божие в самые удаленные уголки мира.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, Интернет-пространство, информационная миссия, социальные сети, Священноначалие Русской Православной Церкви, священнослужители, невоцерковлённые люди.

Kovalev Mikhail Evgenievich, 3rd year student

Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary orientation),

Russia, Belgorod

Mission in social networks: current state, problems and prospects

Abstract: Currently, the question of the importance and necessity of the development of missionary activity in the Internet space is actively being raised. In connection

with the development of information technologies, an information mission is being actively introduced into the Orthodox environment, which allows spreading Orthodoxy in different countries and continents. Despite its positive reviews, the mission in social networks has a number of drawbacks that complicate its work. In view of their presence, the Hierarchy of the Russian Orthodox Church is taking all measures to prevent them and find the optimal way to develop the mission in social networks. Most clergymen and catechists use social networks to get closer to the flock and thereby try to get closer to non-church people. Mission on the Internet opens up prospects for preaching among unchurched people, and also helps to carry the word of God to the most remote corners of the world.

Keywords: missionary activity, Internet space, information mission, social networks, the hierarchy of the Russian Orthodox Church, clergymen, non-church people.

В современном мире большое количество людей пользуется социальным сетями. Сказать однозначно, что это хорошо, мы не можем, ведь в социальных сетях люди находятся большое количество времени и иногда забывают о более важных вещах, например, о таких вещах, как живое общение, спорт, семья и даже встречаются люди, которые забывают о физических потребностях. Также в социальных сетях человек периодически встречает много ненужной и неполезной информации, которая вредит человеку. По информации газеты «Известия» большое количество людей тратит на социальные сети более 3-х часов в день, а из этих людей больше половины - молодежь от 18-24 лет [6]. Исследование показывает, что большое количество молодежи проводит много времени в социальных сетях. Мы можем огульно говорить о том, что в социальных сетях ничего хорошего для молодежи нет и нужно ограничивать их нахождение в социальных сетях, но все это легко на словах, а на деле ограничить сейчас молодых людей от социальных сетей очень трудно. С другой стороны, если мы не можем ограничить молодых людей от социальных сетей, мы можем использовать социальные сети для миссионерской деятельности.

Существует большое количество социальных сетей, в которых мы можем вести миссионерскую деятельность. Сейчас популярны такие социальные сети, как ВКонаткте, Телеграмм и мессенджер WhatsApp. В каждой из этих социальных сетей есть свой способ миссионерской деятельности.

В социальной сети ВКонтакте есть возможность создавать различные сообщества по интересам, а также сообщества прихода и епархии. Кроме того, что мы

можем выкладывать расписание богослужений, фотографии с богослужений и различных мероприятий, мы можем рассказывать людям о различных праздниках, выкладывать Евангельские отрывки с толкованием, а также рассказывать о богослужебных особенностях той или иной службы. Нужно выкладывать главное и самое важное, ведь чем больше запись, тем больше вероятность, что ее не дочитают. Также можно рассказывать людям о Таинствах, о различных заблуждениях, возникающих в христианской среде, о святых и о молитве.

В социальной сети Телеграмм есть возможность создавать каналы, где можно делать все то же самое, что и в ВКонтакте, но самое главное отличие - это проводить аудио- и видео- прямые эфиры, где каждый человек может на прямую задать интересующий его вопрос и сразу же получить ответ от священника. К сожалению, не у всех есть возможность прийти к священнику и спросить у него интересующий тебя вопрос.

В мессенджере WhatsApp можно вести прямой и постоянный диалог со своим приходом. Самое главное отличие этого мессенджера от других - это возрастная аудитория. В WhatsApp часто проводят время люди старшего поколения и активно пользуются мессенджером.

Сегодня миссия в социальных сетях на этапе зарождения и пока что имеет небольшое количество представителей. Не в каждой епархии есть священнослужитель, который несет такое послушание. Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе 3 февраля 2013 года сказал: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев». Также Патриарх добавил, что виртуальная миссия не должна заменять работу на приходе, но должна дополнять ее [3]. На Архиерейском соборе 29 ноября 2017 года Святейший патриарх отметил важность популярных социальных сетей для миссионерской деятельности. Святейший подчеркнул невозможность живого общения через сайты [4]. Миссия в социальных сетях дает возможность постоянного общения со священнослужителем, мы должны использовать такую возможность. 10 марта 2023 года Святейший Патриарх Кирилл встретился со священниками интернет миссионерами, Святейший подчеркнул важность миссии в интернете, но напомнил, что интернет миссионеры не должны забывать о своем пастырском служении и о сотериологическом измерении своей миссии [8].

Сегодня миссия в социальных сетях имеет огромное значение для нас, ведь в современном обществе социальные сети, интернет и СМИ имеют большое количество пользователей и много времени люди проводят в интернет-пространстве.

Церковь всегда использовала актуальные способы миссии в то или иное время. В наше время актуальна миссия в интернете, но в отличие от других способов миссии, интернет миссия таит в себе множество рисков и проблем. Интернет стал площадкой для самовыражения людей, и в этом самовыражении не всегда используются какие-то идеологические или формальные рамки. В интернете сегодня много критики Церкви и множество людей, которым не понятны некоторые слова или формулировки из высказываний Святых отцов или из Священного Писания. Если рассматривать вопрос критики Церкви, то, по моему мнению, реагировать на эту критику не надо, хотя часто встречаются священнослужители, которые вступают в интернет-баталии с человеком, критикующим Церковь, хотя очевидно, что аккаунт этого пользователя создан специально для провокаций. Церковь часто подвергается критики, но мы должны быть выше этого, и наша задача молиться за этих людей, молиться о их вразумлении и спасении. Также если рассматривать проблему непонимания различных церковных текстов, то лучше всего выкладывая отрывок текста Священного Писания, различных молитв или текста Святых отцов, добавлять к этому отрывку толкование. Например, интересное и понятное толкование на тексты Священного Писания дает архиепископ Аверкий (Таушев), а о Святых отцах и их трудах понятно и очень интересно говорит протопресвитер Иоанн Мейендорф.

Еще одной большой проблемой миссии в социальных сетях является большое распространение различных псевдорелигиозных движений и сект. К сожалению, эта проблема актуальна. Многие люди не всегда понимают, что они вступили в сообщество, которое принадлежит не Церкви, по причине того, что такие сообщества очень хорошо мимикрируются под православные. На сегодняшний день многие такие сообщества заблокированы за подозрительную активность, которая заключается в том, что подключается сбор средств неизвестно на что и совершенно без отчетов. Вообще случаи блокировки подобных сообществ встречаются не так часто, для улучшения работы по блокировки подобных сообществ, по моему мнению, необходимо прямое сотрудничество с администраторами социальных сетей, чтобы общими усилиями разобраться с этой проблемой. Также на официальных ресурсах Русской Православной Церкви есть перечень сайтов и сообществ подобного рода.

Не стоит забывать, что миссионерская деятельность направлена на то, чтобы привести человека к Богу, и результатом её является то, что человек, собственно, пришел к Богу. В отличие от других религий, в христианстве необходимо участие человека в богослужениях и таинствах. Социальные сети помогают христианам находится не только в общине, связанной по территориальному признаку, но и помогают поддерживать связь со всеми христианами по всему миру.

Проанализировав социальные сети как инструменты миссионерской деятельности, а также минусы и возможные проблемы, с ними связанные, стоит рассмотреть и большое количество плюсов.

Одним из важнейших плюсов использования социальных сетей в деле проповеди является аудитория их пользователей основную часть которой занимает молодежь в возрасте от 18 до 27 лет. Сейчас молодежь не так часто читает газеты, журналы и даже различные сайты. Большое количество времени они проводят в социальных сетях, общаясь с друзьями, листая ленту новостей и посещая различные прямые эфиры. Единственная проблема - чем заинтересовать молодежь? Молодежи интересно узнавать что-то новое, но, к сожалению, они не всегда понимают, что им пытаются донести. По моему мнению, необходимо доносить информацию доступным языком. И здесь я говорю не о каком-то сленге, а о замене сложных и не всегда понятных слов.

Еще одним важным плюсом является география. Социальные сети дали нам возможность общаться с людьми из других городов, стран и континентов. В любое время мы можем связаться с теми, кто сейчас далеко находится от нас или не может поддерживать какую-то аудио-связь. Православных людей очень много и в России, и по всему миру, много людей, которые по каким-то причинам переехали со своего места жительства и не имеют возможности посещать храм, в который они очень долго ходили и хотят поддерживать общение с общиной. Благодаря социальным сетям открывается возможность проповедовать Слово Божие в самых дальних уголках нашей страны и всего мира.

Также важным плюсом миссионерской деятельности в социальных сетях можно считать возможность проповедовать Слово Божие среди людей, которые никогда не посещали храм и не были интегрированы в церковную жизнь.

Миссия в Интернете может происходить не только с помощью текстового формата, она может происходить и в видео- и аудио-формате, а так в формате прямых эфиров.

Например, есть огромное количество священнослужителей, которые испол-

няют музыкальные композиции, и их композиции слушает большая аудитория. Можно рассказывать о Боге в таком интересном формате, как исполнение песен.

Также есть много людей, в том числе и священников, которые проповедуют Слово Божие с помощью видео-роликов. Сейчас молодое поколение в большинстве своем не смотрит телевизор, большое количество молодежи сейчас смотрят фильмы и различные программы в социальных сетях.

Очень важным и полезным способом миссии в социальных сетях является прямой эфир. Люди могут задать интересующий их вопрос здесь и сейчас и получить сразу на него ответ. Также очень необходимы прямые эфиры с праздничных богослужений, к сожалению, мы увидели, что существуют причины, по которым люди не могут посетить богослужение, и это не зависит от них. Например, в период распространения COVID-19 или невозможность совершать богослужения в приграничных к Украине районах, в связи с небезопасной обстановкой.

На сегодняшний день у каждой епархии и каждого прихода Русской Православной Церкви есть сообщества в социальных сетях. Подсчитать общее количество аудитории сообществ, к сожалению, очень сложно. Если рассмотреть аудиторию социальных сетей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, то мы можем заметить, что на сообщество ВКонтакте подписано 6 тысяч человек, а на личную страницу Святейшего Патриарха подписано более 450 тысяч человек.

На сегодняшний день, к сожалению, не очень много интернет-миссионеров, которые вызывают интерес у аудитории и понятно доносят информацию до людей.

Сегодня одним из ведущих миссионеров Русской Православной Церкви считается иерей Павел Островский. Отец Павел пережил много трагичных моментов в своей жизни. Он пережил смерть невесты, болезнь и отчисление из семинарии. После всех этих событий отец Павел встал на путь духовного исправления и оставил свой прежний легкомысленный образ жизни. Интересно, что отец Павел открыто говорит об этом и не скрывает неприятные моменты своей жизни. Он очень открытый человек, и это притягивает людей. Отец Павел создал огромное количество просветительских и благотворительных проектов. На Телеграмм отца Павла подписано более 180 тысяч человек, а на сообщество ВКонтакте более 80 тысяч человек. Также отец Павел выпускает различные видео-ролики на многочисленных видео-платформах, где рассказывает людям о Боге. Отец Павел очень часто дает интервью, где иногда отвечает на весьма спорные вопросы. Островский заинтересовал людей открытостью и подачей информации, а также необыч-

ными решениями в своей миссионерской деятельности [7].

Следующий яркий представитель интернет-миссионеров направил свою деятельность на популяризацию семейных ценностей среди молодого поколения. Иерей Николай Бабкин - выпускник магистратуры Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). На сегодняшний день аудитория его сообщества ВКонтакте насчитывает более 200 тысяч человек. Также отец Николай ведет Телеграмм-канал и выпускает видео-ролики на различных видео-платформах. Батюшка рассказывает аудитории о церковном браке, о воспитании детей в вере и о любви христианской. Также отец Николай является руководителем «Библейского движения» в социальных сетях. Проекту уже более 5 лет, и за это время более 10 тысяч человек прочитали Библию целиком. У людей есть возможность задать любой интересующий вопрос, который возникает у них при чтении Библии, напрямую отцу Николаю, батюшка, кроме того, часто проводит прямые эфиры. Так же, как и отец Павел, отец Николай открыт перед аудиторией и очень часто в своих записях в сообществе и видео роликах использует юмор, что привлекает аудиторию и вызывает у них симпатию [1].

Следующий представитель интернет-миссионеров ведет свою деятельность в основном на видео-платформах. Серафим Сашлиев начинал свою деятельность работая репортером на телеканале «Спас», затем он захотел делать свою программу, которая сейчас нам более известна, как проект «Серафим». Аудитория его канала более 100 тысяч человек. В каждый видео-ролик приглашаются интересные гости, которые общаются на различные темы, связанные с Церковью. Например, гостями его программы были: митрополит Тихон (Шевкунов), епископ Феоктист (Игумнов), епископ Серафим (Амельченков), протоиерей Максим Козлов, протоиерей Андрей Ткачев, иерей Павел Островский и многие другие представители духовенства. Особенно известна рубрика «Молодежь и Церковь», в этой рубрике молодые люди на прямую задают вопросы своему собеседнику. Собеседниками для молодежи были: епископ Серафим (Амельченков), профессор Алексей Ильич Осипов и архимандрит Савва (Мажуко) [5].

Также стоит отметить YouTube-каналы двух самых популярных сайтов в интернет- пространстве - журнал «Фома» и портал «Иисус». На каналах этих сайтов более 500 тысяч подписчиков.

На канале журнала «Фома» часто выходят подкасты с огромным количеством священников, с женами священников и с детьми священников, тем самым утоляется интерес аудитории к семейной жизни священников. Выходит большое коли- МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

чество интервью, в которых людям рассказывают о Церкви, православном воспитании и о православных традициях. Все рассказывается понятным и доступным языком для людей, которые только приходят к Богу [10].

На канале портала «Иисус» выходят видео-ролики, посвященные Священному Писанию, церковной традиции (церковное пение и иконопись) и объяснению молитв. Канал портала «Иисус» направлен на воцерковленную аудиторию, но некоторые видео-ролики помогут человеку, который только пришел к Богу, понять новые и пока еще неизвестные тексты Священного Писания и молитв [2].

Одним из ярких представителей интернет-миссионеров Белоруссии считается архимандрит Савва (Мажуко). Отец Савва привлекает людей своим интеллектом, манерой общения и всегда доброй и домашней обстановкой на своих прямых эфирах. Аудитория его страницы в ВКонтакте составляет более 5 тысяч человек. Также отец Савва очень часто появляется на YouTube канале «Православный блог», где он в своей родной, по-настоящему отцовской манере речи, говорит о Боге, а также периодически читает классику для аудитории.

Еще одним ярким интернет миссионером является протоиерей Олег Стеняев. Отец Олег известный публицист, богослов и миссионер, автор большого количества книг, но также он занимается и активной миссионерской деятельностью в Интернете. Его канал на YouTube насчитывает более 50 тысяч подписчиков. Отец Олег рассказывает аудитории о Боге, толкует Евангелие, рассказывает о праздниках, постах и о молитве. Особенно интересен цикл его видео-роликов о Страстной седмице, где отец Олег, кратко и интересно рассказывает людям о событиях тех дней [9].

Я перечислил на данный момент самых известных, на мой взгляд, интернет-миссионеров в России и ближнем зарубежье. Каждый перечисленный интернет миссионер делает важную работу для проповеди Христа. На данный момент общая аудитория миссионеров составляет более одного миллиона человек.

7 марта 2023 года Святейший Патриарх Кирилл встретился со священниками, осуществляющими свою миссионерскую деятельность в Интернете [8]. Святейший подчеркнул важность нахождения Церкви в социальных сетях и отметил труды интернет миссионеров. Также Патриарх отметил, что священник выступает в Интернете если не от лица Церкви, то по крайне мере выступает как священник.

Также Святейший сказал об одной из острых проблем интернет миссионерства - это интернет-миссионеры, которые ставят охваты аудитории выше своей миссионерской деятельности, а также Святейший напомнил о интернет-мисси- МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

онерах, чья личность была разрушена, и священник, который призван служить Богу и приводить людей в Церковь, делал совершенно наоборот. К сожалению, такие примеры тоже встречаются.

Также Святейший напомнил о принципах, сформулированных в «Основах социальной концепции», где прописаны важные положения об участии Церкви в политической жизни общества. Патриарх напомнил, что в нынешнее время мы обязаны блюсти эти принципы и не должны вступать в политические баталии.

По моему мнению, каждый интернет-миссионер должен руководствоваться «Основами социальной концепции», потому что интернет-миссионер встречается со многими спорными вопросами, которые касаются различных аспектов человеческой жизни, начиная от экологии и заканчивая взаимодействием со СМИ.

Стоит рассмотреть и интернет миссионеров в других религий, чтобы понимать их деятельность в интернете. Самым крупным русскоязычным протестантским проектом считается YouTube канал «Служение Джойс Майер», аудитория этого канала насчитывает более 90 тысяч человек. В своих видео роликах Майер рассказывает мотивационные речи и призывает всех к вере в самих себя и в собственный успех, а также выкладывает видео психологического характера, например, как бороться с обидой. Интересно, что все видео на русскоязычном канале просто дублируются с ежедневного американского телешоу.

Самый популярный YouTube канал у пятидесятников называется «Источник жизни». Аудитория канала 8 тысяч человек. В основном там мы видим речи пасторов и музыкальные клипы.

Католическая церковь хорошо развивается на Западе. Так, на официальный YouTubeканал Ватикана подписано более полумиллиона человек, в англоязычном сегменте, а русскоязычный канал Ватикана имеет аудиторию 3 тысячи человек и в основном это видео с месс.

Самым популярным на данный момент YouTube каналом, представляющим Ислам, считается канал «Голос Имана», а аудитория канала насчитывает 370 тысяч человек. В основном там публикуются видео с переводом проповедей австралийского проповедника Мухаммада Хоблоса. Вторым по популярности считается канал «Garib Media», аудитория канала насчитывает 75 тысяч подписчиков. На этом канале рассказывается об исламских традициях, запретах и о взаимодействии с другими религиями.

На сегодняшний день в социальных сетях и на любых видео-платформах православные интернет-миссионеры имеют самую большую аудиторию. Это го- МИССИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕ ТЯХ: АК ТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ворит нам о том, что есть интерес аудитории к Православной вере. Нам нужно рассказывать людям о Боге любым разумным доступным способом. Нам нельзя отвергать социальные сети или скептически к ним относиться. В разные периоды истории христиане использовали разнообразные способы коммуникаций для того, чтобы донести Слово Божие до людей. Способы миссии развивались в ногу со временем, начиная от устной речи, заканчивая появлением христианских радио и телеканалов. Как я уже говорил в начале статьи, огромное количество аудитории социальных сетей на данный момент составляет молодежь, с которой нужно тщательно работать. Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал важность социальных сетей в деле миссионерского служения и особенно подчеркивал работу с молодежью. Также важно развивать и социальные сети епархий и приходов. По этой теме Святейший высказался на Архиерейском соборе 29 ноября 2017 года. Он подчеркнул важность общения между администратором и аудиторией, а не просто дублирования новостей с сайтов епархии или прихода.

Конечно, миссионерская деятельность в Интернете важна, и она стала неотъемлемой частью современной миссии, но всегда нужно помнить о том, что мы проповедуем Христа и основная задача миссии - привести человека в храм, приобщить его к богослужению и к Таинствам Церкви.

Подытожить вышеозначенные размышления можно фразой Святейшего Патриарха Кирилла, которую он произнёс во время своего выступления на Архиерейском соборе в 2013 году: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви. Вместе с тем Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором, наконец, совершается Божественная литургия. Образ человека, который живет преимущественно в медийном пространстве, далек от христианского идеала. Красоту Божиего мира не может заменить искусственно созданное людьми пространство для коммуникаций» [3]. На сегодняшний день миссионерская деятельность в интернете находится в процессе зарождения. Если еще вчера мы встречали мнения о том, что в этом нет необходимости, то сегодня мнения

меняются, ведь мы видим влияния информационного пространства на людей. Все проблемы, которые встречаются или могут встретиться перед интернет-миссионером решаемы и не несут каких-либо серьезных последствий, главное понимать, что социальные сети являются платформой для самовыражения людей и важно правильно реагировать на возможные провокации, быть рассудительными и помнить цель миссии. Рассматривая перспективы, мы можем с уверенностью сказать, что интернет-миссия имеет огромное будущее и такой формат проповеди Слова Божия принесет плоды уже в ближайшее время.

Литература

1. Бабкин Н., свящ. Священник Николай Бабкин [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/nickolay_babkin?w=club100931612 (дата обращения: 19.04.2023).

2. Иларион (Алфеев), митр. Волоколамский. Библия с порталом «Иисус» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/JesusPortalRu (дата обращения: 21.04.2023).

3. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года). [Электронный ресурс]. - URL: http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (дата обращения: 19.04.2023).

4. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Миссия в социальных сетях еще не освоена в полной мере. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5073058.html (дата обращения: 19.04.2023).

5. YouTube-канал проекта «Серафим» [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.youtube.com/channel/UCy_D1Gfo94nwpg0Nso0W-Fw (дата обращения: 20.04.2023).

6. Опрос показал, сколько времени россияне проводят в соцсетях. [Электронный ресурс]. - URL: https://iz.ru/1225936/2021-09-23/opros-pokazal-skolko-vremeni-rossiiane-provodiat-v-sotcsetiakh (дата обращения: 21.04.2023).

7. Островский П.К., свящ. Фома [Электронный ресурс]. - URL: https://www. youtube.com/@FomaJournal (дата обращения: 19.04.2023).

8. Святейший Патриарх Кирилл встретился со священниками, осуществляющими миссионерскую деятельность в Интернете. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6008593.html (дата обращения: 20.04.2023).

9. Стеняев О., прот. Протоиерей Олег Стеняев - [Электронный ресурс]. -

URL: https://www.youtube.eom/@Oleg_Steniaev (дата обращения: 20.04.2023).

10. YouTube-канал журнала Фома - [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.youtube.com/@FomaJournal (дата обращения: 20.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.