Научная статья на тему 'МИССИЯ УЧИТЕЛЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
384
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
учитель / образовательная среда / система образования / компетенции / советский период / образовательный процесс / образ современного учителя. / teacher / educational environment / education system / competencies / Soviet period / educational process / image of a modern teacher.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Елисеева Елена Викторовна, Кононюк Дарья Игоревна, Кирилов Никита Сергеевич

В статье исследуется вопрос миссии учителя. На базе исследовательского проекта «Миссия учителя: вчера, сегодня, завтра» проведен сравнительный анализ образа учителя советского периода и современного учителя. В статье раскрывается суть данного проекта, его новизна и актуальность. Рассматривается необходимость нового подхода к миссии современного учителя с учетом успешного опыта советских учителей. В статье проанализированы научные работы советских педагогов Степашко Л. А. и Куликовой Л. Н. На основе данных материалов в исследовательском проекте изучается важность гармоничного сочетания личностных качеств педагога и его профессиональных компетенций. Рассмотрен компетентностный подход к личности учителя, его положительные и отрицательные характеристики. В статье изучаются новые стандарты по отношению к учителю в образовательном процессе в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S MISSION: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

The article explores the issue of the teacher's mission. On the basis of the research project "Teacher's mission: yesterday, today, tomorrow", a comparative analysis of the image of a teacher of the Soviet period and a modern teacher was carried out. The article reveals the essence of this project, its novelty and relevance. The necessity of a new approach to the mission of a modern teacher is considered, taking into account the successful experience of Soviet teachers. The article analyzes the scientific works of Soviet teachers Stepashko L. A. and Kulikova L. N. Based on these materials, the importance of a harmonious combination of personal qualities of a teacher and his professional competencies is studied in the research project. The competence approach to the teacher's personality, its positive and negative characteristics are considered. The article examines new standards in relation to the teacher in the educational process in the modern period.

Текст научной работы на тему «МИССИЯ УЧИТЕЛЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

УДК 378 ГРНТИ 14.35

DOI 10.24412/2409-3203-2022-32-221 -225

МИССИЯ УЧИТЕЛЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Елисеева Елена Викторовна

к.п.н., доцент кафедры педагогики Кононюк Дарья Игоревна магистрант кафедры педагогики Кирилов Никита Сергеевич

магистрант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Россия, г. Хабаровск

Аннотация: В статье исследуется вопрос миссии учителя. На базе исследовательского проекта «Миссия учителя: вчера, сегодня, завтра» проведен сравнительный анализ образа учителя советского периода и современного учителя. В статье раскрывается суть данного проекта, его новизна и актуальность. Рассматривается необходимость нового подхода к миссии современного учителя с учетом успешного опыта советских учителей. В статье проанализированы научные работы советских педагогов Степашко Л. А. и Куликовой Л. Н. На основе данных материалов в исследовательском проекте изучается важность гармоничного сочетания личностных качеств педагога и его профессиональных компетенций. Рассмотрен компетентностный подход к личности учителя, его положительные и отрицательные характеристики. В статье изучаются новые стандарты по отношению к учителю в образовательном процессе в современный период.

Ключевые слова: учитель, образовательная среда, система образования, компетенции, советский период, образовательный процесс, образ современного учителя.

TEACHER'S MISSION: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

Yeliseeva Elena Viktorovna

PhD, Associate Professor of the Department of Pedagogy Kononyuk Darya Igorevna Master's student of the Department of Pedagogy Kirilov Nikita Sergeevich

Master's student of the Department of Pedagogy Pacific State University Russia, the city of Khabarovsk

Abstract: The article explores the issue of the teacher's mission. On the basis of the research project "Teacher's mission: yesterday, today, tomorrow", a comparative analysis of the image of a teacher of the Soviet period and a modern teacher was carried out. The article reveals the essence of this project, its novelty and relevance. The necessity of a new approach to the mission of a modern teacher is considered, taking into account the successful experience of Soviet teachers. The article analyzes the scientific works of Soviet teachers Stepashko L. A. and Kulikova L. N. Based on these materials, the importance of a harmonious combination of personal qualities of a teacher and his professional competencies is studied in the research project. The competence approach to the teacher's personality, its positive and negative

characteristics are considered. The article examines new standards in relation to the teacher in the educational process in the modern period.

Keywords: teacher, educational environment, education system, competencies, Soviet period, educational process, image of a modern teacher.

В связи с динамикой современной жизни в обществе возрастает потребность в изменении образовательной среды. Создание благоприятных социальных условий и эффективного образовательного пространства для всех детей и подростков требует постоянного совершенствования системы образования. В России в последнее десятилетие происходит активное реформирование каждого элемента этой системы и приведение их к единому эталону, стандарту. Трансформируется роль учителя в системе образования.

Современное образование переходит к новому стандарту, в котором происходит глубокое изменение и выбор приоритетов. В связи с нововведениями с 2022 года и применением ФГОС третьего поколения образовательное учреждение обязано обеспечить конкретизацию образовательного процесса и конкретных знаний по определенным дисциплинам. Это способствует гармоничному переходу в профессиональное образование с достаточной базой знаний, на которой учащиеся смогут получить конкретную профессию [4].

В процессе реорганизации пересматриваются стандарты по отношению к учителю в образовательном процессе. Учитель в рамках современного образования представляется как специалист, оказывающий платные услуги в сфере образования. Личность педагога рассматривается с точки зрения компетентностного подхода. Компетентностная модель — это попытка создания наиболее адекватной и оптимальной модели учителя, которая бы учитывала потребности педагога, учащихся и системы образования. Многие специалисты исследовали проблему профессионально-педагогической компетентности современного учителя (В. А. Адольф, А. Г. Бермус, В. М. Антипова, А. Н. Дахин, О. А. Козырева, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, М. М. Митина и др.) [2, с.34].

В настоящее время перед государством и социумом стоят актуальные вопросы: «Какова миссия учителя, воспитывающего молодое поколение? Какими качествами должна обладать личность учителя в современных условиях?»

В октябре 2023 года группой специалистов был создан проект на тему: «Миссия учителя: вчера, сегодня и завтра». Целью данного проекта стало изучение педагогических идей, образов советских педагогов новаторов. В проекте проведен сравнительный анализ данных идей с опытом современных учителей. Актуальность проекта обусловлена возрастанием роли педагога в формировании личности обучающегося в современной системе образования. Сегодня существует противоречие между традиционным представлением о высоком призвании отечественного педагога и современным представлением учителя в качестве специалиста сферы услуг.

Важно отметить, что в современной образовательной среде в связи с введением ФГОС третьего поколения существуют явные пробелы по части осуществления миссии несения ценностных смыслов педагогом. В советский период духовно-мировоззренческая и социально-консолидирующая миссии воспринимались как образцовые. В основе профессиональной деятельности учителя лежали идеи социальной справедливости, гуманизма.

Новизна данного проекта заключается в том, что в современный период инновационных технологий необходимы учителя, сочетающие навыки владения современными технологиями и личностные качества, присущие достойному педагогу: коммуникативность, сила духа, «живость» ума, творческим подход к учебному процессу. Для современного педагога центральное значение должно иметь личностное развитие ребенка, построение доверительных и уважительных отношений между учителями, детьми и родителями [3, с.67].

По мнению современного исследователя отечественной педагогики, д.п.н. А. В. Уткина, миссия учителя — это наполненность настроем на духовно-мировоззренческое и социально-консолидирующее служение, близкое по призванию таким видам деятельности как религиозное миссионерство, благотворительность, иная социальная активность, лишенная чисто коммерческого интереса.

В исследовании «Миссия учителя: вчера, сегодня, завтра» были изучены научные работы советских педагогов Степашко Л. А. и Куликовой Л. Н. На основе материалов участники проекта проанализировали материалы их педагогических идей для сравнения с образом современного учителя 21 века. В рамках проекта исследователи составили анкету, целью которой является выявление влияния идей советских педагогов новаторов на опыт современных педагогов. Так же исследователи представили видео-книгу с интервью современных учителей, выпускавшихся у педагогов советского периода. На основе этих данных проведен сравнительный анализ учителя советского периода, его личных и профессиональных качеств, идей и миссии с учителем современного периода.

В результате исследований авторы проекта пришли к следующим выводам. В советской культурной сфере образованность и научная компетентность имели ключевое значение. Среднетехническое и высшее образование считались гарантией успешности в социуме и будущей профессиональной деятельности. Изучены в проекте педагогические идеи ученого исследователя с международным именем Л. Н. Куликовой. Она поддерживала глубоко гуманистическую идею саморазвития личности, школьного коллектива. В ее трудах ценностные позиции представлены сочетанием гуманистической педагогики с идеалами, трактуемыми в общечеловеческом плане. Гуманный педагог советского времени - это педагог-друг, педагог-советчик. Образовательный процесс должен быть наполнен сотворчеством педагога и ученика. Это способствует формированию личности ребенка. При этом молодой творческий потенциал в сочетании с мудростью и опытом педагога дают прекрасный положительный результат учебной деятельности [8, с.306].

Профессиональная деятельность гуманного педагога отличается окраской психолого-личностных отношений. Тесные взаимосвязи родителей и педагога, родителей и ребёнка, педагога и ребёнка позволяют в советское время всесторонне подходить к вопросам воспитания и образования маленького члена общества [6].

Идеалом учителя считался человек, желающий развивать личность учащегося, его патриотические качества. Формирование личностных смыслов, творческого потенциала, моральных способностей и других личностных структур сознания обеспечивают творческую самореализацию и саморазвитие ребенка. В таком сугубо личностном подходе хранится уникальная технология советской педагогики. Она позволяет полноценно изучить ребенка, способствует раскрытию его внутренних ресурсов. В советской педагогике важна личность учителя. Гуманный педагог - это спасательный круг для ребенка. Он помогает личности развиваться, искать в себе положительные, сильные стороны, помогает не бояться трудностей. Развитие творческого потенциала ребенка дает ему шанс на успешную счастливую жизнь, в которой он найдет свое место и будет заниматься интересной профессиональной деятельностью. Привитие духовных, общекультурных и социальных ценностей позволят в будущем найти гармонию в личной жизни [5, с.78].

Исследователи проекта та же рассматривали педагогические идеи доктора педагогических наук, профессора Л. А. Степашко. В советской педагогике Л. А. Степашко исследовала вопросы активизации учебной деятельности учащихся в советской дидактике. Она видела вопрос активизации обучения не только в решении традиционных дидактических задач, но и в сочетании обучения и воспитания в «единый поток формирования активной личности». Л. А. Степашко отмечала эффективность воспитания у молодого поколения

«действенного, творческого отношения к жизни, к ее преобразованию» на основе развития и индивидуальных, социальных начал личности, с учетом личного опыта и интересов [7].

Важно отметить, что голос для советского учителя был важнейшим элементом техники речи, он являлся основным средством профессиональной деятельности. Сегодня не слово, а новые педагогические технологии являются основным профессиональным инструментом педагога. Нельзя не согласиться, что цифровизация системы образования в современный период расширяет возможности применения более эффективных, инновационных форм преподавания (проектная деятельность, игровые технологии), применения информационно-коммуникационных технологий. Однако необходимо обращаться и к успешному опыту традиционной педагогики советского периода.

При анализе образа современного педагога выяснилось, что профессиональные качества учителя сегодня, выявляющиеся на основе компетентностной модели, приобретают ключевое значение. Многие специалисты исследовали проблему профессионально-педагогической компетентности современного преподавателя [3, с.67].

Понятие «профессиональная компетентность» - это совокупность теоретических и практических знаний, которые он применяет в своей педагогической деятельности. Профессионализм педагога определяется рядом компетенций. Среди них можно выделить общекультурную, ценностно-смысловую, социально-трудовую, коммуникативную, информационную, познавательно-творческую компетенции. Актуальной является коммуникативная компетенция, которая включает в себя такие важные качества, как общительность, умение находить «общий язык» с людьми, умение разрешать конфликтные ситуации. Преподаватель должен свободно владеть вербальными и невербальными приемами общения, быть тактичным и вежливым [1, с. 14].

Стоит отметить, что школа - это общество в миниатюре, от ее совершенства зависит развитие каждого из нас. Исследовательский проект показал, что современный учитель в системе образования должен быть личностью всесторонне развитой. Это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Профессионализм учителя включает огромное число качеств, такие как ответственность, доброта, терпение, самоотдача, саморазвитие, творческий потенциал и др. В его руках умы и судьбы будущего поколения. От его профессиональных навыков и личных качеств зависит, насколько успешными, развитыми, здоровыми, умными людьми вырастут участники образовательного процесса. Ведь садик, школа, колледж, университет — это второй дом для каждого человека на протяжении всей его жизни. Личность в нем физически и морально растёт, развивает свой ум, творческий потенциал, получает бесценный теоретический и практический жизненный опыт.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование миссии современного учителя должно проходить в сочетании успешного опыта педагогов советского периода (Степашко Л. А., Куликовой Л. Н.) с учетом современных тенденций в системе образования. Сегодня духовное и творческое развитие ребенка посредством сочетания традиционной педагогики и новых образовательных технологий, таких как проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии позволяют разносторонне развивать личность, опираясь на ее сильные качества. Современный учитель должен заниматься саморазвитием, анализировать все аспекты образовательного процесса, снова и снова совершенствуя каждый шаг взаимодействия с учеником. Самосовершенствование в профессиональной деятельности открывает новые возможности для развития учителя и ребёнка. Современный педагог призван развивать личность, создавать высокодуховного человека, с навыками познания себя и общества, умением сотрудничать, обладающего знаниями во многих областях, общекультурными и социальными ценностями. Эта непростая миссия достигается через сотворчество педагога и ребёнка.

Список литературы:

1. Аюпова К. Е. О профессиональной компетентности педагогов школы // Современная школа Казахстана. - 2014,- № 1,- С.14-17.

2. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов. - М.: АПК и ПРО, 2018,- 87

3. Корепанова Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. - 2019. - №3. - С. 66-71

4. Лазарева М. ФГОС третьего поколения: как использовать плюсы и минусы новых стандартов, чтобы подготовиться к переходу. - URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2021/12/marina-lazareva-fgos-tretego-pokolenija....pdf (дата обращения: 13.12.2022).

5. Пономаренко Н. Г. Повышение профессионального мастерства педагогов. Из опыта работы МО учителей начальной школы / Н. Г. Пономаренко. - М.: Учитель, 2020. - 557 с.

6. Сердалиева Э. А. Гуманно-личностный подход в обучении как фактор личностного развития детей. - URL: https://multiurok.ru/files/gumanno-lichnostnyi-podkhod-v-obuchienii-kak-faktor-lichnostnogho-razvitiia-dietiei.html (дата обращения: 13.12.2022)

7. Семенова Н. В. Развитие педагогических аспектов идеи «Человекоразмерности» в научных трудах Л. А. Степашко // Историко-педагогический журнал. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-pedagogicheskih-aspektov-idei-chelovekorazmernosti-v-n (дата обращения: 14.12.2022).

8. Шедина С. В. Содержание педагогической системы в области воспитания человека: научная школа Куликовой Л. Н. // Воспитание в современном мире: новые контексты - новые решения. - Материалы V Международной научно-практической

конференции. - 2019. - С. 306-309.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.