Научная статья на тему 'Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль'

Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОРПОРАТИВНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПОТОКОВАЯ МОДЕЛЬ / КОЛЛЕДЖ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Автором для критического обсуждения представлен один из двух аналитических модулей, которые оценивают современное состояние российской системы СПО и намечают миссию ее дальнейшего развития. Рассмотрена стратегия развития механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в российской системе СПО на базе крупного регионального колледжа образовательного комплекса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль»

40 |

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль*

НИКИТИН

Михаил Валентинович,

доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования «ИСРО РАО» Министерства просвещения РФ, Москва

Аннотация

Автором для критического обсуждения представлен один из двух аналитических модулей, которые оценивают современное состояние российской системы СПО и намечают миссию ее дальнейшего развития. Рассмотрена стратегия развития механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в российской системе СПО на базе крупного регионального колледжа — образовательного комплекса

Ключевые слова:

государственно-корпоративно-частное партнерство, потоковая модель, колледж — образовательный комплекс, чемпионат профессионального мастерства, образовательный кластер, сетевое профессиональное образование

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации».

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» для модернизации системы профессионального образования необходимо определить современное состояние и потенциал среднего профессионального образования РФ.

Нормами федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ закладывается необходимость системного подхода к решению сложных проблем среднего профессионального образования/ профессионального обучения, что предполагает формирование стратегической культуры у всех субъектов. Стратегическая культура позволит обеспечить целеполагание, прогнозирование, планирование устойчивого развития территории на основе концентрации ресурсов для подготовки работников квалифицированного труда в региональной системе профессионального образования/профессионального обучения.

Отраслевая стратегия СПО обеспечивает концентрацию ресурсов для решения стратегических задач развития как конкретной территории, так и макрорегионов.

Концентрация ресурсов предполагает:

- определение миссии российской системы СПО как интегратора ресурсов и базового субъекта подготовки квалифицированных кадров для развития российских территорий;

- институализацию полиструктурной модели крупного регионального колледжа — образовательного комплекса (ОК), где реализуются потоки разновозрастных обучающихся общего, коррекционного и среднего профессионального образования;

- внедрение механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства при финансировании кластерных образовательных программ, в том числе программ трудоустройства лиц с ОВЗ и программ развития семейного предпринимательства.

Проведенный факторный анализ современного состояния российской системы СПО позволил сформулировать ее миссию в соответствии с устойчивыми зарубежными и российскими трендами, связанными как с увеличением количествен-

Никитин М. В. Миссия и отраслевая стратегия проектирования механизмов государственно-корпоративно-частного партнерства в СПО. Первый аналитический модуль // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 40-46.

ных потоков обучаемых, так и с институциализацией новых функций и механизмов обеспечения качества профессионального образования и воспитания в крупном колледже — ОК.

Миссией российской системы СПО, обеспечивающей планируемый прорыв, должны стать:

- отраслевая стратегия общедоступного массового и бесплатного российского среднего профессионального образования как кадровый ресурс конкурентоспособности российской экономики и российского общества;

- технология государственно-корпоративно-частного партнерства как концентрация ресурсов для обеспечения качества общедоступного профессионального образования, воспитания и трудоустройства.

Становление практико-ориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО

Факторный анализ динамики потоков обучаемых в систему СПО (2016-2018) позволил констатировать как их существенное увеличение, так и появление общественного запроса на практико-ориентиро-ванность профессионального образования/обучения и устойчивость выбора выпускниками СПО различных форматов трудозанятости. Традиционная потоковая модель фиксировала лишь два базовых ежегодных потока обучающихся из школы в НПО/СПО: а) после 9 класса (65%); б) после 11 класса (35%).

Проведенный факторный анализ показал существенную дивер-сифицированность потоков обучаемых в результате влияния внешнеэкономических факторов, снижения качества общего образования, увеличения количества лиц с ОВЗ, инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, утративших связь с образовательными организациями общего образования.

Данные, опубликованные Росстатом в 2017 году, показывают:

- 263 тыс. подростков после 9 класса нигде не работают и не учатся, что зачастую приводит их к постановке на учет в комиссии по делам несовершеннолетних;

- 799 тыс. подростков со средним образованием не планируют продолжать свое образование в СПО и не планируют работать;

- 71 тыс. подростков не имеют общего среднего образования, так как прекратили посещать школу после 6 класса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 110 тыс. молодых инвалидов (15-24 года) не имеют профессии и возможности для трудоустройства и адекватной оплаты труда. В наиболее трудной ситуации оказалась сельская молодежь. («Огонек». № 11/2018. С. 16-18.)

Современное состояние российской системы СПО характеризуется двумя устойчивыми трендами, в русле которых проектируется рост потоков обучаемых.

Первый тренд — увеличение потоков обучаемых из школ как консолидированная реакция российских семей и подростков на снижение качества общего образования, рост платного репетиторства, проблемы с трудоустройством для молодежи без профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Второй тренд — увеличение потоков обучаемых из различных социально-профессиональных групп граждан и работодателей для обучения по программам дополнительного профессионального образования/обучения на базе СПО [2].

Факторный анализ показал актуальность и востребованность прак-тико-ориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО (см. табл.).

Потоки обучаемых по дополнительному обучению Потоки обучающихся в СПО Всего в %

^ Поток пенсионеров, взрослых, ^ Поток обучающихся после 8 кл. ^ Поток обучающихся после 9 кл. 10% 65%

инвалидов, тру- ^ Поток обучающихся с ОВЗ

довых мигрантов, многодетных и др. (после 8-9 кл.) ^ Поток обучающихся после 10 кл. 100% 10%

^ Поток обучающихся после 11 кл. 25%

^ Поток обучающихся из сельских школ

^ Поток работающих (8-11 кл.) 100%

по программам повышения квалификации ^ Поток молодежи, бросившей школу (7-11 кл.) ^ Поток молодежи из числа сирот 100%

На сегодняшний день в РФ около 13 млн человек имеют различные формы инвалидности, почти 26% из них составляют граждане трудоспособного возраста. По прогнозам российских исследователей, к 2025 году эта цифра увеличится на 30%, в том числе за счет врожденных заболеваний и ухудшения условий окружающей среды.

95% лиц с ОВЗ завершают свой карьерный маршрут в системе СПО, так как полученная специальность в большей степени связана с возможностью трудоустройства на конкретной территории и создания семьи. Только 5% лиц с ОВЗ продолжают профессиональное образование в профильном вузе [1].

Становление практико-ориентированной потоковой модели обучающихся в российской системе СПО потребовало разработки новых механизмов образовательной логистики, комбинирования форм и технологий обучения в условиях укрупнения и институциализации колледжа — ОК.

Организационный ресурс крупного регионального колледжа — образовательного комплекса

Институциализация крупного регионального колледжа — ОК поддерживает спрос российской многоукладной экономики на тип образованности (квалифицированные рабочие, бригадиры, мастера для

индустриального, в том числе сельскохозяйственного, производства, обладатели предпринимательских мотиваций, в том числе семейные предприниматели) [9].

Определены следующие индикаторы включения разноуровневых образовательных организаций в структуру крупного регионального колледжа — ОК:

- отчуждение обучающихся образовательной организации от участия во внешних контрольных процедурах качества общего образования по отдельным предметам, осуществляемых органами управления образованием;

- сокращение нормативов соотношения числа преподавателей и обучающихся;

- устаревание материально-технической базы.

В структуру крупного регионального колледжа — ОК должны войти разноуровневые образовательные организации, которые устойчиво не обеспечивают качество общего образования и воспитания. Колледж — ОК реализует интегрированные модульные программы общего среднего, коррекционного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования/обучения.

Как показывает анализ первой региональной практики формирования полиструктурной модели крупных региональных колледжей — ОК, в их структуру (с потерей юридического лица) уже вошли следующие образовательные организации:

- малокомплектная сельская школа, где штатные преподаватели зачастую ведут по 4-7 учебных дисциплин;

- вечерняя (сменная) школа, где штатные преподаватели должны обучать разновозрастных подростков, не имеющих общего среднего образования;

- центр индивидуального развития подростков (бывший межшкольный учебный комбинат), где штатные преподаватели ориентируют обучающихся на получение востребованных профессий и техническое творчество;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- школа-интернат для лиц с ОВЗ и обучающихся-сирот, которые традиционно ориентировались на профессии/специальности НПО/СПО;

- учреждения начального профессионального образования (проф-училища/профлицеи) [5; 6, с. 172].

Актуальной является задача укрупнения колледжей в малых городах и сельских территориях. Объектом укрупнения должен стать сельский колледж, традиционно ориентированный на развитие сельскохозяйственного производства.

Территориальные Центры опережающих квалификаций (ЦОК)1 необходимо, с нашей точки зрения, сконцентрировать на базе сельских колледжей — ОК, что будет способствовать не только повышению качества среднего сельскохозяйственного образования, но и развитию сельскохозяйственных территорий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 В Российской Федерации в течение 2019-2024 годов предполагается создать 100 Центров опережающих квалификаций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Основные цели и задачи формирования отраслевой стратегии развития российской системы сПо как стратегической культуры

Формирование стратегической культуры — амбициозная задача государственной политики на уровне российской системы СПО; ее понимание основывается не столько на переносе лучших мировых практик СПО/профессионального обучения на российскую почву, сколько на поиске нестандартных государственных решений для более весомого вклада российской системы СПО:

1. В рост российской экономики и обеспечение ее локального лидерства на основе продвижения стратегии развития общедоступного всеобщего непрерывного профессионального образования/обучения разновозрастных групп граждан.

В русле Национальной технологической инициативы крупными образовательными организациями СПО — образовательными комплексами совместно с ведущими работодателями будет представлен более широкий спектр профессий: квалифицированный рабочий, работник квалифицированного труда для граждан с ОВЗ, квалифицированный рабочий ремесленного производства (ремесленник), квалифицированный рабочий фермерского производства (фермер), мастер, прораб, звеньевой, бригадир, индивидуальный предприниматель (семейный предприниматель), военнослужащий Российской армии по профилю гражданского технического образования, возвратившийся после демобилизации в колледж на программу семейного предпринимательства [3].

2. В глобальное позиционирование страны на основе включения ресурсов СПО в процессы интернационализации профессионального (технического) образования/обучения и российской системы непрерывного обновления всеми обучающимися профессиональных знаний на основе мотивации к участию в международных чемпионатах профессионального мастерства: WorldSkШs, JunюrSkШs, AgroSkШs, Abilympics, в том числе включение российской системы СПО в БРИКС, Туринский и Копенгагенский процессы.

3. В социальную стабильность и улучшение качества жизни на основе развития крупными колледжами — ОК резильент-ных функций и введения воспитательных норм (воспитательных стандартов) для внешней оценки качества профессионального образования, полисубъектного воспитания обучающихся и продвижения этических норм профессиональной и педагогической деятельности [7, с. 198].

Следует признать положительным и перспективным разработку «культурных нормативов» для обучающихся СПО на посещение театров, музеев, библиотек, выставок и др., а также необходимость введения государственной системы скидок на коллективные студенческие билеты.

Уточним. Поиск качества на основе реализации требований ФГОС СПО — подход, характерный для индустриальной экономики, где

главным критерием являются требования стандартов. На современном этапе, в условиях постиндустриальной экономики, главным критерием качества является удовлетворенность потребителя. В связи с этим качество жизни коррелирует с качеством непрерывного профессионального образования, т. е. сам потребитель может повысить качество своей жизни на основе непрерывности образования. Поэтому общественно-профессиональная аккредитация, публичность модулей образовательных программ являются приоритетом.

4. В технологическую модернизацию управленческой, методической, образовательной деятельности в условиях становления сетевых колледжей и цифровизации образовательного процесса.

В условиях цифровизации смысл изменений в организации образовательного процесса состоит в повышении его педагогической результативности [8, с. 55], одним из базовых условий которой является создание единой (интегрированной, преемственной, сопряженной) производственно-обучающей цифровой среды для предприятия — заказчика кадров, сетевого сообщества и образовательной организации, реализующей сетевую образовательную программу. На этой основе мы прогнозируем преодоление бутафории, имитации и фальсификации процессов и результатов образовательной и воспитательной деятельности [4].

Сегодня по уровню профессионального образования РФ опережает страны с сопоставимым уровнем денежных доходов на душу населения. Это такой же ресурс, каким в последние 15 лет была нефть. Однако принципиальное отличие среднего профессионального образования от высшего, которое в большей степени капитализируется в других странах, состоит в том, что выпускники СПО реализуют свои квалификации/компетенции в региональных экономиках РФ.

Содержание второго аналитического модуля будет представлено в следующей статье.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Положение инвалидов. Статистические сведения Росстата РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики РФ. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения — 21.10.2018).

2. Бондаренко Н. В. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия // Информационные бюллетени «Мониторинг экономики образования» — М.: НИУ «ВШЭ», 2018. — № 12 (132). — 32 с.

3. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Рощин С. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (дата обращения — 21.10.2018).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

4. Любжин А. И. Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. — 496 с.

5. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: Практико-ориентирован-ная монография. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 260 с.

6. Никитин М. В. Прикладная направленность возрождения семейного бизнеса на базе колледжа // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: Коллективная монография / Авт.-сост. С. Н. Чистякова, Н. Д. Подуфалов, Е. Н. Геворкян. — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. — 242 с.

7. Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г. и др. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018. — № 2. — С. 198-227.

8. Смирнов И. П. Сетевая перспектива профессионального образования: взгляд на практико-ориентированную монографию профессора М. В. Никитина // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 55-57.

9. Суглобов Е. А., Смирнова Е. В. Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие: Монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,

2019. — 145 с.