Научная статья на тему 'Миссии милосердия: социальное служение церквей'

Миссии милосердия: социальное служение церквей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссии милосердия: социальное служение церквей»

Д.и.н. Павлов Николай Валентинович, профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД РФ, обратил внимание участников на отсутствие необходимой базы для равноправного сотрудничества России в рамках формата "Веймарского треугольника" и как следствие бесперспективность движения в этом направлении. Наиболее эффективной альтернативой он назвал стратегию, нацеленную на расширение палитры отношений с ЕС через малоформатные диалоги, к развитию которых, по его мнению, можно также подключить Беларусь.

Фурс Александр Витальевич, член правления Общества Россия - Германия, подчеркнул, что, несмотря на имеющиеся противоречия, сторонам необходимо сосредоточиться на поиске общих интересов и работе в области усиления интеграционных процессов в этих направлениях - в итоге это будет способствовать сглаживанию конфликтных областей польско-российских отношений.

Дискуссию завершил к.полит.н. Трунов Филипп Олегович, научный сотрудник отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, преподаватель факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, который рассмотрел вопросы сходства и различий в подходах Германии и Польши к роли НАТО. Так, на первых этапах украинского кризиса Берлин и Варшава использовали преимущественно механизмы ЕС, став гарантами соглашения между правительством и оппозицией в дни кровавых столкновений в Киеве. С другой стороны, Германия демонстрирует сдержанность относительно военных учений в рамках НАТО, делая поправку на мнение России. В то же время Польша, в руководстве которой традиционно сильны антироссийские взгляды, занимает противоположную позицию, выступая за скорейшую интеграцию Украины в евроатлантические структуры.

Выбранный формат конференции позволил отойти от одностороннего видения проблематики, обеспечив широкое многообразие возможных ракурсов и подходов к изучению непростого периода новейшей истории. В ходе дискуссии прозвучали мнения, выражающие как надежду на улучшение германо-польского сотрудничества, отношений России с Польшей и ЕС, так и скептические ожидания дальнейшего развития польской политики в регионе и её вклада в европейскую безопасность. Бесспорно, подобные научные дискуссии содействуют развитию конструктивного диалога и преодолению противоречий внутри сложносплетения интересов таких крупных политических игроков, как Евросоюз, Германия, Россия и Польша.

Иванова А.К., м.н.с. Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН, аспирант ИЕ РАН.

ГрибовскийВ.С., аспирант ИЕ РАН.

МИССИИ МИЛОСЕРДИЯ: СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

VI научно-практическая конференция "Религиозный фактор в социально-политической жизни России и стран Евросоюза" состоялась 2 июня 2016 г. в Институте Европы РАН. Форум, который собрал представителей религиозных организаций и научного сообщества, был организован Центром по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Главной темой для обсуждения было предложено социальное служение в различных религиозных традициях, ей было посвящено большинство докладов.

О собственной системе адаптации и инкультурации мигрантов рассказал председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Дмит-

рий (Першин). Он - один из первых священнослужителей, которые начали заниматься адаптацией трудовых мигрантов, с 2014 г. при Миссионерской комиссии работают курсы русского языка.

Докладчик сформулировал несколько основополагающих принципов своей работы. Во-первых, следование завету Гиппократа - "не навреди", чтобы "после встречи с Церковью расстояние между мигрантами и культурными ценностями (в данном случае русскими, т.е. принимающей стороной. - Прим. ред.) не стало больше". Во-вторых, надо так организовать встречу переселенцев с русской культурой, чтобы "в результате пространство наших религиозных смыслов не стало пространством иероглифов". Это означает, что надо "поделиться логикой, смыслом, красотой, этикой православия, не навязывая". И, в-третьих, важно "вовремя остановиться": "Наша аудитория будет сама решать, что они хотят освоить в пространстве культуры, ведь это пространство Промысла и свободы".

Председатель Миссионерской комиссии вовсе не ставит в работе с мигрантами миссионерских задач и других церковных служителей призывает этого не делать. Его аудитория это понимает и "не боится" - по словам о. Димитрия, на их курсы "стоит очередь" из мигрантов, желающих приобщиться к основам русского языка и культуры.

Особенность этих курсов в том, что, помимо изучения русского языка, сам о. Дмитрий водит учащихся на экскурсии в Третьяковскую галерею. Начинают с иконных залов, где уместно вспомнить о том, что мусульмане считают идолопоклонством изображение Бога. Демонстрируя понимание их мировоззрения, священник критически анализирует, например, "Троицу Ветхозаветную", где Бог Саваоф изображен в виде бородатого старца, и поясняет, что "нас, православных, это тоже не устраивает", что это отступление от канонов. Таким образом появляется мостик к "православной солидарности с мусульманами в борьбе с идолами". На примере различий православной и католической традиций в искусстве о. Дмитрий показывает, чем православие не является -так возникают все новые моменты "согласия с исламом в апофатике"1. Вместе с тем экскурсовод рассказывает об образах Христа - воплотившегося Бога, обращает внимание на особенности иконописного искусства, его отличия от реалистической живописи и предлагает своим слушателям "серьезный разговор о смыслах" православия, о том, что в христианстве, в отличие от ислама, "Бог выходит навстречу человеку".

Далее о. Димитрий переходит в залы реализма и там показывает (на примере, скажем, "Апофеоза войны" Верещагина), что "задача русской культуры - воспитывать свое правительство, свою "вертикаль". По словам иеромонаха, результат этих экскурсий "поразительный" - его слушатели проникаются настолько, что некоторые говорят: "Мы даже не подозревали, насколько близок ислам христианству. Мы начинаем понимать, чем живут люди в этой стране".

Докладчик рассказал ещё об одном своём удачном опыте "работы с диаспорой" -это участие в "Пасхальном марафоне" на Поклонной горе. Там он уже не раз выступал в синагоге с проповедью о Пасхе, обращая внимание на то общее в обеих религиозных традициях, что может соединить людей. "Мы, христиане, разделяем вашу радость исхода из Египта... и хотим поделиться своей главной радостью", - вот отправная точка о. Димитрия и небольшого хора, который приходит с ним и исполняет пасхальные песнопения. Он объясняет своим собеседникам в синагоге, что "культура диалога, которая сформировалась у христиан за две тысячи лет", предполагает, что "в ситуации глобальных вызовов лучше быть вместе".

1 "Апофатика" - богословская традиция, обоснованная в трудах Псевдо-Дионисия Ареопаги-та, в соотвествии с которой Бог не может быть представлен ни в каких образах, не может быть назван никаким именем, поскольку он глубже и выше всех возможных определений (Ред.).

Подытоживая, докладчик призвал в работе с мигрантами и шире - в свидетельстве о христианстве современному миру возвращаться к принципу христиан первых веков: "Говорить и являть".

Проблематику, связанную с миграцией, продолжили в своих сообщениях Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН -"Религиозный фактор в миграционной политике стран Евросоюза" и Анджей Сабачук (Люблинский католический университет Иоанна Павла II) - "Этно-религиозные факторы в интеграции иммигрантов в Польше".

Мария Студеникина, руководитель кризисного центра "Дом для мамы" православной службы помощи "Милосердие", представила доклад на тему "Организация и работа приютов для женщин в трудной жизненной ситуации Русской Православной Церкви". Возглавляемый ею "Дом для мамы" работает уже четыре года, это пилотный проект, на основе его опыта в Москве открылось уже семь подобных приютов для беременных женщин и мам с новорожденными. Всего в России 30 таких кризисных центров при епархиях РПЦ, через них получили помощь в 2015 г. 5,5 тыс. женщин. Речь идет не только о временной крыше над головой (в "Доме для мамы", например, одновременно могут поместить не более десяти матерей с ребёнком), но и о гуманитарной помощи (питание, одежда, все необходимое для малыша), юридической, социальной и психологической поддержке, возможности профессионального обучения и т.д. Подобные инициативы позволяют беременным "на грани аборта" сохранить ребенка, подчеркнула докладчица. Так, за время работы "Дома для мамы" родилось 43 ребенка, матери которых своевременно получили поддержку. "Как меняется жизнь женщины, когда она делает правильный выбор!" - М. Студеникина сама не раз была свидетельницей этого "чуда", когда все непреодолимые прежде обстоятельства отступают, и жизнь мамы с новорожденным налаживается.

Два доклада были посвящены социальной проблематике в католичестве: Вероника Язькова, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, - "Католический опыт воспитания молодежи: "упреждающая" система Дона Боско" и Б. Ночвина, доцент Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, - "Трансформация социальной доктрины католицизма в условиях современного миграционного кризиса в ЕС".

О социальных проектах Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России рассказала Юлия Виноградова, координатор по связям с общественностью этой религиозной организации. В докладе речь шла о разнообразной помощи лютеран Коломенскому специализированному Дому ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и с нарушением психики; о сотрудничестве общины с единственным в России лютеранским домом престарелых им. Карла Блюма в Калининградской области, а также об участии Евангелическо-лютеранской церкви в России в борьбе с ВИЧ/СПИДом в рамках Межконфессионального комитета по этой проблематике.

Руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов затронул в своём выступлении вопрос отношения к праву в церковной среде: "Когда и как исчезает неподсудность клира (К постановке вопроса)". Это весьма острая проблема, и шаги к её решению пока только намечаются, отметил докладчик. В целом же аморальное поведение клира вызывает почти полное равнодушие и верующих, и властей предержащих. В Российской империи к критике духовенства относились как к естественной вещи, у Лескова было целое исследование, посвященное преступлениям духовенства, напомнил Филатов. Революция положила конец подобным изысканиям, поскольку духовенство было практически сметено с общественной арены, а в первые годы перестройки любая критика духовенства воспринималась как атавизм -наследие атеистической эпохи. Однако за прошедшие 25 лет ситуация существенно изменилась, отметил Филатов, среди наиболее убедительных современных критиков

духовенства он назвал отца Павла Адельгейма и протодиакона Андрея Кураева. Публичные выступления, высказывания в блогах, на его взгляд, делают своё дело, причём критика о. Андрея кажется исследователю более действенной, чем, например, обличения о. Глеба Якунина, поскольку Кураев воспринимается как "свой", а не как "диссидент".

К кампании разоблачений в последнее время подключились СМИ, которые теперь регулярно пишут о скандальных происшествиях с участием священников. Однако за редким исключением почти никто из клириков не несет должного наказания, подчеркнул докладчик. В чем причина такой терпимости? Ведь любой госчиновник в подобной ситуации давно бы лишился работы. Филатов видит истоки подобного отношения в сохраняющихся языческих представлениях о сущности духовенства и священноначалия - они носители особой "благодати", "князья церкви", обладающие "особой сакральной ценностью". Но такая ситуация не может сохраняться долго, считает он, этот архаизм рано или поздно будет изжит. Или церковь поймет, что негодяев нужно разоблачать (если бы апостол Павел вдруг начал воровать, привёл пример Филатов, никому из пер-вохристиан не пришло бы в голову сравнить его со "священным сосудом"), или напряжение внутри церкви будет нарастать и дело может кончиться "российским Лютером".

Профессор Анатолий Красиков, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, отнесся к надеждам Сергея Филатова скептически. Он считает, что если глава церкви сравнивает борьбу за права человека с "человекопоклонничеством", то вряд ли стоит ожидать скорых перемен в церкви в сторону более адекватного, с точки зрения цивилизованного общества, отношения к праву. "Получается, мы против цивилизации", - с горечью констатировал профессор.

Реакция на выступление патриарха правозащитного сообщества, ответ главе церкви Конгресса интеллигенции представляются профессору Красикову вполне оправданными. "Все, кто хочет, чтобы в России была религиозная свобода, должны идти не за патриархом Кириллом, а за Священным писанием", - подчеркнул Красиков и призвал религиоведов развенчивать изоляционистские, враждебные настроения к внешнему миру, которые есть в церкви.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Роман Лункин затронул в своём докладе "Религиозный фактор в миграционной политике стран Евросоюза" тему специфики работы церквей в ситуации наплыва в Европу беженцев с Ближнего Востока. Даже не столь большого числа беженцев в масштабах Евросоюза оказалось достаточно, чтобы породить в обществе страх и спровоцировать заявления о разных интересах различных членов ЕС. Страх расколол Западную и Восточную Европу и привёл к росту влияния националистов в политике. Как отметила французский политик правого толка Марин Ле Пен, может произойти распад Евросоюза в силу того, что на грани разрушения его основы - Шенген и евро. Однако более важными оказались другие ценности - общие представления о справедливости и демократических ценностях, о европейской культуре. И в данном случае церкви стали играть роль фундамента солидарности в Европе, способствуя мобилизации гражданского общества. Церкви не стали защищать национальную идентичность своих стран, наоборот, они выдвинули программу открытости по отношению ко всем приезжающим в Евросоюз, вопреки общественному мнению, которое выступает за ограничение потока въезжающих в страны ЕС, и вопреки части политического истеблишмента, которая стремится минимизировать влияние и миграционного, и религиозного фактора. Церковные миссии стали не просто миссиями милосердия, но и центрами массовой ассимиляции в той или иной форме мигрантов разных категорий в европейских обществах.

Президент Российского евангельского альянса Александр Федичкин сделал акцент в своем выступлении на таком важном явлении современности, как поворот церквей к обществу. Традиционные религиозные институты в России с началом перестройки прошли стадию восстановления своей структуры и теперь находятся в творческой фазе,

когда создаётся множество новых проектов и общественных организаций, которые могут делать что-то важное для общества в целом.

На конференции также прозвучали доклады Ильяса Богатырёва из Поволжского института управления "Ислам в Саратовской области", доцента Российского университета дружбы народов Баатра Китинова "Буддизм как элемент русской цивилизации (политико-исторический контекст современного восприятия)" и других.

В ходе конференции профессор Анатолий Красиков (ИЕ РАН) представил коллективную монографию "Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт" (М.: ИЕ РАН, 2016). Материалы конференции также будут опубликованы Центром по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.

Лункин Р.Н., к.филос.н., ведущий научный сотрудник ИЕ РАН.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ: ОСОБЕННОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ

5-6 мая 2016 г. в белорусском городе Гродно состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная реагированию международного сообщества на глобальные вызовы1. Организатор конференции - Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. При открытии конференции, ректор университета, руководители гродненской областной и городской администраций в своих приветствиях пожелали учёным, участвующим в ней, успешной работы.

Одним из сопредседателей программного комитета конференции стал д. полит. н., директор Института Европы РАН Ал. А. Громыко, а членами этого комитета - д.э.н., член-корреспондент РАН, зам. директора ИЕ РАН В.П. Фёдоров и д.и.н., профессор, руководитель Центра белорусских исследований ИЕ РАН О.Г. Буховец.

Институт Европы РАН ещё в 2014 году вошёл в состав учредителей этой ежегодной конференции. На нынешней сессии список её участников пополнил почётный доктор ИЕ РАН профессор Марко Риччери.

Председатель оргкомитета конференции профессор Ватыль В.Н. выступил с докладом на тему "Информационно-идеологическое противоборство в условиях глобального геополитического вызова: региональные интернет-пропагандистские тренды". Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии Волгоградского университета А.Л. Стризое свой доклад посвятил методологическим аспектам проблемы национального самоопределения в условиях глобализации. Экономическому поясу Шёлкового пути посвятил свой доклад д.ф.н., проф. БГУ Байчоров А.М. По его мнению, изначально инициативы КНР в этом направлении отражали обеспокоенность его руководства негативными последствиями для китайской экономики от осуществления США и их союзниками проектов Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства и Транстихоокеанского партнёрства.

1 Современные глобальные вызовы и Беларусь: институты, идеологии и стратегии социально-политического взаимодействия... В 2-х частях. Ин-т филос. Нац. акад. наук Беларуси, Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. - Гродно: ГрГУ, 2016.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.